Управление образования администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета и.о. директора МАОУ
МАОУ Хмелевицкая СОШ Хмелевицкая СОШ
от « » 20 года Долинина Е. В.
протокол №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Военно–патриотической направленности
«Витязь»
Базовый уровень
Возраст детей: 9-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Ушаков Александр Александрович,
преподаватель организатор ОБЗР
первой квалификационной категории
с. Хмелевицы
2024 год
Оглавление.
I. Комплекс основных характеристик образования …………………………………. 3 1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3 |
1.2.Цель и задачи программы ……………………………………………………………. 5 |
1.3.Планируемые результаты ……………………………………………………………. 6 |
1.4.Содержание программы ……………………………………………………………… 8 |
II. Комплекс организационно- педагогических условий ............................................... 11 |
2.1. Учебный план ………………………………………………………………………. 11 2.2. Условия реализации программы …………………………………………………... 12 2.3. Формы аттестации ………………………………………………………………….. 14 2.4. Оценочные материалы и методические материалы ………………………………15 2.5. Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы … 18 |
Список литературы ………………………………………………………………………….. 20 |
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Витязь» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
4. СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
7. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
8. Устав МАОУ Хмелевицкая СОШ.
9. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.
10. Другие локальные акты образовательной организации.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
12. Составлена на основе рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» - 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. - М.: Просвещение. 2012 г.
Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное военно-патриотическое воспитание, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Одним из главных целей стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Гражданско-патриотическое воспитание становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования.
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Витязь» имеет социально-педагогическую направленность, имеет базовый уровень усвоения материала - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания.
По форме организации образовательного процесса:
Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное военно-патриотическое воспитание, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Одним из главных целей стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Гражданско-патриотическое воспитание становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования.
Программа «Витязь» направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Дополнительные общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
1.2.Цель и задачи программы
Целью Программы является обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся, возрождение, сохранение и развитие патриотических традиций Отечества как важнейшей социальной ценности, формирование молодого, духовно здорового, физически сильного россиянина, для которого своя судьба и судьба Родины неотделимы.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
1.3.Планируемые результаты
В результате реализации программы «Витязь» обучающийся должен уметь:
Личностностными результатами освоения программы является:
Метапредметными результатами освоения Программы является:
В процессе этой деятельности обучающиеся получают представление о культуре безопасности, представление о ВС РФ и основах военной службы в системе социальных норм, убеждений, ценностей.
Предметными результатами освоения Программы является:
1.4. Содержание программы
Тема |
Содержание курса
|
Планируемый результат
|
История и боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации
|
Основные события и даты в истории страны, традиции. Государственные символы России. Воинские звания. Рода войск и их флаги. Военные профессии. Великие имена в истории России им. Города-Герои. Военные награды (ордена, медали). Музеи боевой славы |
Знать: Основные этапы становления и развития Вооруженных Сил России. Основные этапы развития кадетских образовательных учреждений. Предназначение, состав и структура ВС РФ. Протяжённость границ России. Флаг Вооружённых Сил РФ и флаги родов войск. Гимн и герб России. Произведения российских писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов о подвигах российских воинов на полях сражений. Воинские профессии, должности, звания и знаки различия в Российской армии. Ордена и медали, учреждённые для военных специалистов. Дни воинской славы. Уметь: Составлять словарь воинских терминов, рисовать боевую технику различного типа. Рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги |
Морально-психологические основы военной службы
|
Воинский этикет. Воинский речевой этикет. Совесть, благородство, достоинство, верность воинскому долгу, героизм. |
Знать: Воинский этикет, дисциплина Уметь: Выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям. Оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
|
Уставы
|
Уставы военной службы |
Знать: Виды уставов воинской службы Уметь: выполнять требования устава кадетской школы и правил внутреннего распорядка для кадет в повседневной жизни. Правильно применять положения общевоинских уставов в повседневной жизни; |
Строевая подготовка
|
Строй и его элементы. Строевые приемы. Строевой шаг. |
Знать: Основные положения Строевого устава ВС РФ. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Строевой шаг. Уметь: Выполнять обязанности солдата перед построением и в строю, строго соблюдать установленные правила ношения форменного обмундирования для кадет. Выполнять строевые приемы на месте и в движении. Движение строевым шагом. Повороты на месте. Перестроения на месте. Размыкание и смыкание на месте. |
Огневая подготовка
|
Автомат Калашникова. Меры безопасности при стрельбе. |
Знать: Вооружение и боевая техника ВС РФ. Назначение и боевые свойства, общее устройство автомата Калашникова. Меры безопасности, правила при стрельбе из стрелкового оружия Уметь: Осуществление неполной разборки и сборки автомата Калашникова, чистка уход за оружием |
Медицинская подготовка
|
Домашняя, походная и индивидуальная аптечка первой помощи. Основы первой медицинской помощи. Отравления. Солнечный удар. Обморожения. Обмороки |
Знать: Правила личной и общественной гигиены. Меры по предупреждению инфекционных заболеваний и заражений. Средства индивидуальной медицинской защиты. Правила ПМП. Виды аптечек. Виды травм и ран, их классификация. Виды кровотечений. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах, сердечной недостаточности, инсульте, остановке сердца. Профилактика отравлений. Способы переноски пострадавшего. Уметь: Правильно и своевременно оказывать первую медицинскую помощь при легких ранениях и травмах. Останавливать кровотечение, накладывать повязки, обеззараживать рану. |
Военная топография
|
Карта. Компас. Азимут. План. Масштаб. Рельеф местности. Топографические, спортивные карты. Координаты |
Знать: Задачи и назначение военной топографии и ориентирования. Способы измерения расстояний и ориентирования на местности по карте и без карты. Условные знаки карт. Разновидности и тактические свойства местности, их влияние на боевые действия войск. Уметь: Совершать движения по азимуту и карте днем и ночью. Ориентироваться и измерять на местности без карты и с картой, с компасом. Определять координаты, своё местонахождение. Познакомиться с первичными навыками составления схем местности. Читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним. |
Школа выживания
|
Выживание человека в разных условиях автономного существования |
Знать: Способы добычи воды и пищи, огня. Устройство простейших жилищ и укрытий Уметь: Очищать и обеззараживать воду |
II. Комплекс организационно- педагогических условий.
2.1. Учебно -тематическое планирование программы
№ п./п. |
Темы занятий |
Количество часов |
Формы контроля, аттестации |
||
всего |
теория |
практика |
|||
|
История и боевые традиции ВС РФ |
8 |
7 |
1 |
текущий контроль |
|
Морально психологические основы военной службы |
4 |
4 |
0 |
текущий контроль |
|
Уставы |
1 |
1 |
0 |
текущий контроль |
|
Строевая подготовка |
8 |
1 |
7 |
промежуточный контроль (сдача практических нормативов) |
|
Огневая подготовка |
5 |
2 |
3 |
промежуточный контроль (сдача практических нормативов) |
|
Медицинская подготовка |
4 |
2 |
2 |
промежуточный контроль (сдача практических нормативов) |
|
Военная топография |
4 |
2 |
2 |
текущий контроль (выполнение практических заданий) |
|
Школа Выживания. Человек в условиях автономного существования |
6 |
6 |
0 |
итоговый контроль (выполнение практических заданий) |
|
Спортивная подготовка. |
28 |
3 |
25 |
итоговый контроль (выполнение практических заданий |
|
Итого |
70 |
30 |
40 |
|
2.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Витязь»
на 2024-2025 учебный год
Занятия по программе «Витязь» проходят в соответствии с Годовым календарным учебным графиком МАОУ Хмелевицкая СОШ на 2024-2025 учебный год.
Год обучения |
02.09-06..09 |
09.09-13.09 |
16.09-20.09 |
23.09-27.09 |
30.09-04.10 |
07.10-11.10 |
14.10-18.10 |
21.10-25.10 |
28.10-01.11 |
04.11-08.11 |
11.11-15.11 |
18.11-22.11 |
25.11-29.11 |
02.12-06.12 |
09.12-13.12 |
16.12-20.12 |
23.12-27.12 |
|
|
13.01-17.01 |
20.01-24..01 |
27.01-31.01 |
03.02-07.02 |
10.02-14.02 |
17.02-21.02 |
24.02-28.02 |
03.03-07.03 |
10.03-14.03 |
17.03-21.03 |
24.03-31.03 |
01.04-04.04 |
07.04-11.04 |
14.04-18.04 |
21.04-25.04 |
28.04—02.05 |
05.05-09.05 |
12.05-16.05 |
19.05-23.05 |
26.05-30.05 |
30.05-07.06 |
08.06-14.06 |
15.06-21.06 |
22.06-28.06 |
29.06-05.07 |
06.07-12.07 |
13.07-19.07 |
20.07-26.07 |
27.07-02.08 |
03.08-09.08 |
10.08-16.08 |
17.08-23.08 |
24.08-30.08 |
Итого часов в год |
1 г. О ооо. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
70часов |
Цветовые обозначения:
-
комплектование учебных групп
- учебные занятия
-
резервное время
2.2 Условия реализации программы.
Средствами оснащения являются:
1. Учебно-методическая литература.
2. Аудио видеоаппаратура, проекционная аппаратура.
3. Средства программного обучения и контроля знаний.
4. Макеты, муляжи, модели.
5. Тренажеры.
6. Стенды и плакаты.
7. Средства индивидуальной защиты.
8. Аудиовизуальные пособия.
9. Использование Интернета для подготовки тренировочных занятий.
1. Компьютер
2. Мультимедиа проектор
3. Экран настенный
3.Средства обучения и контроля знаний
1. Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»;
2. Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»;
3. Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.
4. Электронное издание «Действия население при ЧС» (УМЦ ГОиЧС);
5. Электронное пособие «Охрана жизнедеятельности в школе»;
6. Электронное издание «Первая помощь»; - 1 шт.
7. Электронное издание «Учебно-методические материалы по ОБЖ»;
8. Учебный фильм «Уставы ВС РФ – фильм 1»;
9. Учебный фильм «Уставы ВС РФ – фильм 2»;
10. Учебный фильмы 1. «Технический регламент о требованиях ПБ»; 2«Возгорание в служебном помещении»; «Правила использования первичных средств пожаротушения»;
11. Учебные фильмы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
4. Макеты, муляжи, модели
Стенды:
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
2. Знаки различия ВСРФ.
3. Символика РФ.
4. Правила пожарной безопасности.
5. России славные сыны!
6. Правила оказания медицинской помощи
Плакаты:
Средства медицинской защиты:
5. Аудиовизуальные пособия.
1. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций;
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
3. Пожарная безопасность;
4. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
5. Электронное издание по курсу ОБЖ 5-11 класс (МЧС России);
6. Электронное издание «Действия население при ЧС» (УМЦ ГО и ЧС);
7. Электронное пособие «Охрана жизнедеятельности в школе»;
8. Электронное издание «Первая помощь»; - 1 шт.
9. Электронное издание «Учебно-методические материалы по ОБЖ»;
10. Учебный фильм «Уставы ВС РФ – фильм 1»;
11. Учебный фильм «Уставы ВС РФ – фильм 2»;
12. Учебный фильмы 1. «Технический регламент о требованиях ПБ»;
«Возгорание в служебном помещении»; «Правила использования первичных средств пожаротушения»;
13. Учебные фильмы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
2.3 Формы аттестации
Способы проверки результатов освоения программы:
Для определения результативности обучения применяются следующие виды и формы контроля:
Контроль (промежуточный и итоговый) проводится для выявления качества и полноты образования, получаемого обучающимися, в соответствии с содержанием программы дополнительного образования. Контроль проводиться один раз в полугодие: «промежуточный» - в конце первого полугодия, «итоговый» - в конце учебного года, а также по окончании полного курса обучения.
Промежуточный контроль направлен на определение объема программного материала, изученного (освоенного) обучающимися за полугодие, а также на выявление динамики функциональных показателей (маркеров), указывающих на уровень развития у обучающихся психических и социальных, интеллектуальных и физических (в том числе и специальных) функций и качеств соответственно.
Итоговый контроль направлен на выявление соответствия фактически полученного обучающимися объема (полноты) и уровня (качества) образовательных знаний и умений, а также физической подготовки в соответствии с требованиями данной программы по дополнительному образованию, а также знаний и умений полученным в течение года по другим учебным дисциплинам, которые имеют отношение к содержанию учебного материала программы. В программе дополнительного образования «Витязь» физическая подготовленность обучающихся не является доминирующей в системе результатов образования, поэтому материал (упражнения), который применяется в тестировании, заимствован из образовательных программ физкультурно-спортивной направленности.
Образовательные результаты обучающихся фиксируются по окончанию прохождения ими учебной темы, тематического блока (раздела), учебного курса. Полученные знания и приобретенные практические умения, формирование навыков проверяются методом контрольных (педагогических) «срезов», проводимых в форме письменных и практических заданий. Для определения полноты и глубины познаний, обучающихся в той или иной культурной и (или) научной области (в соответствии с темой, курсом обучения, образовательным блоком, объединяющим как научные, так и культурные знания), приобретенных ими не только на учебных занятиях, но и в результате самостоятельной работы, помимо упомянутых контрольных «срезов», используется устный опрос.
Приобретенные спортивные навыки и освоенные практические умения проверяются с использованием контрольных заданий, по каждому навыку и умению отдельно (задание на сборку и разборку оружия или же на проведение приема самозащиты).
2.4 Оценочные и методические материалы.
№ П/п |
Показатели |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Методы |
1. Теоретическая подготовка |
||||
1.1. |
Теоретичес кие знания (по основным разделам учебно-тематическ ого плана програмы
|
Соответствие теоретических умений и навыков ребёнка программным требованиям |
- Низкий уровень (ребёнок не овладел в достаточной степени знаниями и умениями, предусмотренных программой); - Средний уровень (ребёнок усвоил знания и умения программы и справляется с заданиями при помощи взрослого); - Высокий уровень (ребёнок освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за определённый период и выполняет задания самостоятельно). |
Наблюдение, беседы, опрос |
1.2. |
Владение специально й терминоло гией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
- Низкий уровень (ребёнок как правило избегает употреблять специальные термины); - Средний уровень (ребёнок сочетает специальную терминология с бытовой); - Высокий уровень (специальные термины ребёнок употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). |
Тестирование , наблюдение |
Практическая подготовка |
||||
2.1. |
Практичес кие умения и навыки предусмот ренные программо й (по основным разделам учебно-тематическ ого плана программы
|
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
- Низкий уровень (ребёнок не овладел в достаточной степени знаниями и умениями, предусмотренными программой); - Средний уровень (ребёнок усвоил знания и умения программы и справляется с заданием с помощью взрослого); - Высокий уровень (ребёнок освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период и выполняет задания самостоятельно) |
Практические задания |
2.2. |
Владение специальн ым оборудованием и оснащение м |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
- Низкий уровень (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием); - Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); - Высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений). |
Практические задания |
2.3. |
Творчески е навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога) - Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); - Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества |
Практически е задания |
Формами подведения итогов станут показательные выступления на общешкольных мероприятиях, участие в соревнованиях школьного, муниципального, регионального и. т. д. уровнях, участие в военно-полевых сборах, военно-спортивных играх, участие в смотрах песни и строя, соревнованиях по физической и спортивной подготовке.
Оценочные материалы
Результаты прохождения программы выражается дифференцированной (балльной) оценке от 1 до 3 баллов:
1 балл – низкий уровень освоения программы;
2 балла – средний уровень освоения программы;
3 балла – высокий уровень освоения программы
Материально-техническое обеспечение
Эффективность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Витязь» социально-педагогической направленности зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащении. Это объясняется особенностями программы, её много профильностью и практической направленностью.
Средствами оснащения являются:
Макеты, муляжи, модели
6. Карта местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоёмов и т.п.
7. Муляжи тела человека.
8. Макеты АК.
9. Макеты противопехотной мины.
Стенды и плакаты
Стенды:
7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
8. Знаки различия ВСРФ.
9. Символика РФ.
10. Правила пожарной безопасности.
11. России славные сыны!
12. Правила оказания медицинской помощи
Плакаты:
Средства индивидуальной защиты
Средства медицинской защиты:
Аудиовизуальные пособия.
14. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций;
15. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
16. Пожарная безопасность;
17. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
18. Электронное издание по курсу ОБЖ 5-11 класс (МЧС России);
19. Электронное издание «Действия население при ЧС» (УМЦ ГОиЧС);
20. Электронное пособие «Охрана жизнедеятельности в школе»;
21. Электронное издание «Первая помощь»; - 1 шт.
22. Электронное издание «Учебно-методические материалы по ОБЖ»;
23. Учебный фильм «Уставы ВС РФ – фильм 1»;
24. Учебный фильм «Уставы ВС РФ – фильм 2»;
25. Учебный фильмы 1. «Технический регламент о требованиях ПБ»; 2.«Возгорание в служебном помещении»; «Правила использования первичных средств пожаротушения»;
26. Учебные фильмы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
2.5 Рабочая программа воспитания.
Цели и задачи.
Цель: создание условий, способствующих патриотическому и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
- воспитывать чувства гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- воспитывать чувства бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- способствовать активному самообразованию с целью углубленного изучения материала, связанного с историей родного края и поисковой деятельностью.
Приоритетные направления деятельности:
Приоритетным направлением воспитания данной программы является гражданско - патриотическое воспитание учащихся, которое направлено на формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
Формы и методы воспитательной работы.
Основными методами воспитательной работы в рамках данной программы являются:
§ Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н. Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
§ Игровые технологии. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это технологии, в основу которых положена дидактическая игра как вид активной и интерактивной учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов.
Целевыми ориентациями технологии являются
∙ свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
∙ творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
∙ эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
∙ наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.
Для реализации программы воспитания используются такие формы как экскурсии, беседы, квизы, командные турниры и квесты.
Планируемые результаты.
- знание основных аспектов истории, культуры, быта, традиций русского народа, развитие стремления к изучению истории родного края;
- знание основных государственных символов, соблюдение норм правового государства, сформированность понимания детьми гражданского долга и конституционных обязанностей;
- знание основных аспектов военной истории России, имена героев всех времён, памятных дат воинской славы, сформированность уважения и гордости за Родину и народных героев.
Календарный план воспитательной работы на 2023 -2024 учебный год.
№ |
Название мероприятия |
Форма проведения |
Дата проведения |
Социальные партнеры |
Патриотическое воспитание
|
||||
1 |
«День здоровья» |
поход |
23.09.23. |
___ |
2 |
«Вершина мужества» |
квест |
14.10.23 |
Сельская библиотека |
3 |
«Помни их имена» |
праздничный концерт |
05.11.23 |
СДК |
4 |
«Моя прекрасная малая родина» |
квиз |
11.12.23 |
Сельская библиотека |
5 |
«А, ну-ка, мальчики» |
Командный турнир |
21.02.24 |
___ |
6 |
«Мужество и отвага» |
соревнования |
02.2024 |
Управление образования г.о.г. Шахунья |
6 |
«Нижегородская Зарница» |
соревнования |
04.2024 |
___ |
6 |
«Парад победы» |
Торжественный марш, митинг |
9.05.24 |
___ |
1. Авдеев В.А., Дайнес В.О., Бородин Н.И. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооружённых силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. 3-е изд. - М 1999.
2. Аверин А.И. Сборник документов и материалов по начальной военной подготовке. М. Просвещение, 1982.
3. Авдеев В.А., Дайнес В.О., Бородин Н.И. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооружённых силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. 3-е изд. - М., 1999.
4. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. М.: Айрис-Пресс, 2002.
5. Азарова A.B. Патриотическое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992-2000 гг. Дисс. канд. ист. наук. М.
6. Актуальные вопросы патриотического воспитания школьников/Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1989.
7. Александровская В.П. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников/Под ред. В.Н. Савина Минск: Нар. Асвета, 1975.
8. Алексеев С.С. Гражданином быть обязан: Основы правовых знаний для юношества. — Свердловск, 1985.
9. Амельченко В.В. Дружины Древней Руси. М., 1992.
10. Аронов A.A. Растить патриотов. М.: ДОСААФ, 1988.
11. Баден-Пауэлл Р. Настольная книга скаута. М.: Рус.кн., 2001.
12. Балабан В. Русский патриотизм и защита Отечества. // Военная мысль— 1995.-№№35-3 8.
13. Бачевский В.И., Наумов C.B. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи: Задачи и проблемы на современном этапе/Основы безопасности жизнедеятельности. — 1999. № 7.
14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — ML: Педагогика, 1989.
15. Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. - М., 1977.
16. Вегеций Ф.Р. Краткое изложение основ военного дела//Вестник древней истории, 1940. № 1.
17. Военная история Отечества с древних времен до наших дней. В 3-х т. М., 1995.
18. Гареев М.А. Военная наука. М., 1996.
19. Гареев М.А. Сражения на военно-историческом фронте. М.: Инсан, 2008.
20. Гизатуллин Р.Ш. Нравственно-патриотическое воспитание старшеклассников на героических традициях российского офицерства: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 Казань, 2005.
21. Глебов A.A. * Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания//Специалист. 2003. - № 4. - С.
22. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его Вооружённых Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы./Под ред. С.Н. Эрлика, В.II. Иванова, В.В. Марущенко. М.: Русь-РКБ, 1999
23. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. - № 7.
24. Гурова Р.Г. Формирование личности школьника в коллективе. М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.
25. Дерюгин Ю.И. Эффективность военно-патриотического воспитания и его критерии//Военно-патриотическое воспитание молодёжи (Проблемы и опыт): Сборник./Сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991.
26. Дудкин О. Основа основ "первички": Военно-патриотическое воспитание допризывников и призывной молодёжи в г. Волгограде//Патриот Отечества. - 2004. - № 1.
27. Дьяченко В.В. Педагогические аспекты военно-патриотического воспитания в современной общеобразовательной российской школе — М, 2000
28. Егоров А.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи: проблемы и опыт. - М., 1991.
29. Железняк Л.Ф. Ориентация учащейся молодёжи на военные профессии//Советская педагогика. 1980. - № 5.
30. Заставенко В. А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 Санкт-Петербург, 2005.
31. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М.: Аркти, 2003.
32. Катуков A.M., Цветаев E.H. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1985.
33. Колычев В.Г. Истоки мужества: Подготовка молодёжи к вооружённой защите Родины в 1918-1945 гг. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
34. Мазыкина Н. Воспитанию детей и подростков комплексный подход//Патриот Отечества. - 2003. - № 7.
35. Мазыкина Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков//Воспитание школьников.- 2003.- №6.
36. Микрюков В.Ю. Физическая культура в школе: проблемы обучения//Курьер образования, 2000.
37. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981.
38. Паневин К.В. Физическая подготовка учащейся молодёжи к защите Родины (на примере Белоруссии). Минск: Полымя, 1987.
39. Сизова Е.А. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России//Вестник Академии военных наук. 2007. - № 4.
40. Теоретические основы военно-патриотического воспитания/Пед об-во БССР: Разраб. К.А. Кулинкевич. Минск, 1990.
41. Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности//Воспитание школьников. 2002. -№ 10.
42. Учебное пособие «История горьковской области», А. И. Тюрина, Л. А. Чемоданов, издание 2-е, Горький Волго-Вятское книжное издательство, 1981г.
43. Шитикова О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01: Шадринск, 2002.
8.Использование Интернета
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
|
|
||
|
От государства Московского до современных дней. Понятие о протяжённости границ России |
|
|
|
Воинские звания. Флаги родов войск Вооружённых Сил РФ |
|
|
|
Воинские профессии |
|
|
|
Символы воинской чести и сила воинских традиций |
|
|
|
Герои - Люди, Герои - Города |
|
|
|
Дни воинской славы. Военные награды (ордена и медали) |
|
|
|
Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Действия русских воинов на полях сражений |
|
|
|
Произведения о подвигах российских воинов на полях сражений. |
|
|
|
Воинский этикет |
|
|
|
Воинское товарищество |
|
|
|
Воинская дисциплина |
|
|
|
Верность воинскому долгу, героизм |
|
|
|
Уставы военной службы |
|
|
|
Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. |
|
|
|
Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг. |
|
|
|
Строевые приемы на месте и в движении |
|
|
|
Повороты, перестроения на месте. Движение строевым шагом. |
|
|
|
Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание. |
|
|
|
Управление строем. Повороты в движении |
|
|
|
Строевые приёмы. |
|
|
|
Строевые приёмы. |
|
|
|
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия |
|
|
|
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. |
|
|
|
Неполная разборка и сборка АКМ |
|
|
|
Неполная разборка и сборка АКМ |
|
|
|
Чистка, уход за оружием |
|
|
|
Здоровый образ как средство обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности. Домашняя, походная и индивидуальная аптечки первой помощи |
|
|
|
Виды, классификация ран и травм. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах |
|
|
|
Виды кровотечений. Правила наложения повязок. Остановка кровотечения |
|
|
|
Профилактика отравлений и первая помощь при них |
|
|
|
Задачи и назначение военной топографии и ориентирования |
|
|
|
Карта и компас. Понятие об азимуте. Движение по азимуту. |
|
|
|
План, карта. Понятие о масштабе. Изображение рельефа местности. Топографические и спортивные карты. Условные знаки карт. |
|
|
|
Измерения и ориентирование на местности без карты, измерения по карте, определение координат |
|
|
|
Добыча воды, огня и пищи. |
|
|
|
Устройство простейших жилищ и укрытий |
|
|
|
Выживание в районах холодного климата |
|
|
|
Определение высоты; определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам. |
|
|
|
Пеший поход: подготовка к походу. |
|
|
|
Заготовка дров; разведение костра; личная гигиена. |
|
|
|
Составление тренировки по системе «Пирамида». |
|
|
|
Правила подбора начального веса. |
|
|
|
Правила бега на длинные и короткие дистанции. |
|
|
|
Бег на длинные дистанции. |
|
|
|
Челночный бег 10*10. |
|
|
|
Выполнение тренировки по системе «Пирамида». |
|
|
|
Занятие в тренажерном зале. |
|
|
|
Бег на длинные дистанции. |
|
|
|
Челночный бег 10*10. |
|
|
|
Выполнение тренировки по системе «Пирамида». |
|
|
|
Занятие в тренажерном зале. |
|
|
|
Бег на длинные дистанции. |
|
|
|
Челночный бег 10*10. |
|
|
|
Выполнение тренировки по системе «Пирамида». |
|
|
|
Занятие в тренажерном зале. |
|
|
|
Бег на длинные дистанции. |
|
|
|
Челночный бег 10*10. |
|
|
|
Выполнение тренировки по системе «Пирамида». |
|
|
|
Занятие в тренажерном зале. |
|
|
|
Бег на длинные дистанции. |
|
|
|
Челночный бег 10*10. |
|
|
|
Выполнение тренировки по системе «Пирамида». |
|
|
|
Занятие в тренажерном зале. |
|
|
|
Бег на длинные дистанции. |
|
|
|
Челночный бег 10*10. |
|
|
|
Выполнение тренировки по системе «Пирамида». |
|
|
|
Занятие в тренажерном зале. |
|
|
|
Бег на длинные дистанции. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.