СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» |
3 |
1.1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.2. |
Цель и задачи реализации программы |
5 |
1.3. |
Содержание программы |
7 |
1.4 |
Планируемые результаты |
14 |
2. |
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» |
15 |
2.1. |
Календарный учебный график |
15 |
2.2. |
Условия реализации программы |
21 |
2.3 |
Формы аттестации |
21 |
2.4. |
Оценочные материалы |
21 |
2.5 |
Методические материалы |
24 |
2.6 |
Список литературы |
25 |
|
Аннотация |
26 |
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи» (далее Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и родителей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 386» городского округа Самара (далее МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 386» г.о. Самара).
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного образования. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, так как предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?»
Н.Н Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать, и я пойму».
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного образования.
Актуальность Программы.На сегодняшний день особую популярность приобретает детскоеэкспериментирование. Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Направленность–естественно-научная.
Педагогическая целесообразностьсостоит в том, что в процессе реализации Программы на основании предложенного материала, позволит детям, давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности –связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей,основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, организовать посильную, интересную и адекватную возрасту экспериментально-исследовательской деятельность для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Отличительные особенности. Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Программа «Юные исследователи» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Новизна Программы заключается в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной развивающей предметно- пространственной среды.Программа «Юные исследователи» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности. Сроки освоения Программы.
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7лет. Общее количество академических часов в год – 36. Срок реализации два года - 72 часа.
Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
Образовательная деятельность |
Старшая группа (5-6 лет) |
Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет) |
Длительность |
25 мин. |
30 |
Количество в неделю |
1 |
1 |
Объем Программы |
36часов |
36часов |
Цель Программы:
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
− формировать у детей представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
− совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
− формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие:
− развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуальноличностное, творческое развитие;
− развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
− развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Воспитательные:
− развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
− поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
• Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
• Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
• Формировать познавательные действия, становление сознания.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
• расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
• развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать;
• обеспечивать переход от предметно-практического действия к образносимволическому ( схематизация, символизация)
• развивать наблюдательность;
• воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
• самостоятельных исследований;
• формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
• развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Программа основывается на следующих принципах: принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
− принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
− принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
− принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый
результат);
− принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения;
− учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
− контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
− понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.
№ |
Название темы |
Количество часов |
Формы организации занятия |
Форма аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практи ка |
|
|
||
1 блок «Природа» |
||||||
Вода, её свойства, значение в жизни человека, животных, растений. |
||||||
1 |
«Что такое опыт?» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа «Знакомство с понятием опыт» Обсуждение этапов и правил проведения опытов. Составление картысхемы проведения опыта (эксперимента). Знакомство детей с карточками – символами. Знакомство детей с приборами.. Закрепление правил безопасности при работе с |
Диалог по содержанию занятия. |
|
|
|
|
|
оборудованием. |
|
2 |
«Вода и ее свойства»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа Знакомство со свойствами воды. Опыт |
Оформление картотеки опытов |
3 |
«Три состояния воды»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа - рассуждение Опыт Загадки, опыт на прогулке, обобщающая беседа. |
Оформление картотеки опытов |
4 |
Путешествие капельки |
1 |
0.5 |
0.5 |
Рассматривание глобуса, наблюдение, психогимнастика, опыты с водой. |
Выставка рисунков |
Воздух – невидимка, свойства воздуха |
||||||
5 |
«Воздух»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыт, дидактическая игра, составление загадок |
Оформление книги опытов |
6 |
Опыт «Воздух всегда в движении»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, моделирование, дидактическая игра, обобщающая беседа. |
Оформление картотеки опытов |
7 |
Опыт «Сколько весит воздух?»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, экспериментирование, работа со схемамипамятками. |
Оформление картотеки опытов |
8 |
Опыт «Сухой из воды» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыты, игры с вертушками, наблюдения во время прогулок. |
Оформление фотовыставк и опытов |
Растения - живые организмы и их воздействие с окружающей средой |
||||||
9 |
Опыт«Растения пьют воду»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, рассматривание картин, загадки, опыты, Моделирование |
Оформление книги опытов |
10 |
Нужен ли корням воздух? Опыт «Разноцветный сельдерей» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение рассказа, беседа, опыты, подведение итога. |
Выставка рисунков |
11 |
Опыт «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Имитация научной лаборатории |
Оформление книги опытов |
12 |
Опыт «Сделать радугу дома»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение. Моделирование |
Оформление фотовыставк и опытов |
2 блок «Физика» |
|
|
|
|
||
«Магнетизм» |
|
|
|
|
||
13 |
«Испытание Магнита»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыты, составление схемы, обобщение. |
Оформление картотеки опытов |
14 |
Магнит и разные материалы |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыт, игры на магнитной доске. |
Оформление картотеки опытов |
15 |
Компас – прибор для определения сторон света |
1 |
0.5 |
0.5 |
Рассматривание фотографий, опыты, обобщение опыты с компасом |
Оформление картотеки опытов |
16 |
Опыт «Магнит- проводник»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Дидактическая игра, экспериментирование, обобщающая беседа |
Фотоотчет |
«Волшебные превращения» |
|
|
|
|
||
17 |
«Невидимые чернила» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, экспериментирование, работа со схемамипамятками. |
Выставка рисунков |
18 |
Вырастить драгоценность |
1 |
0.5 |
0.5 |
Имитация научной лаборатории |
Выставка кристаллов |
19 |
Вырастить драгоценность |
1 |
0.5 |
0.5 |
Имитация научной лаборатории |
Выставка кристаллов |
20 |
Пизанская башня |
1 |
0.5 |
0.5 |
Экспериментирование , работа со схемамипамятками |
Оформление картотеки опытов |
«Электричество» |
|
|
|
|
||
21 |
«Помоги Золушке» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Сюрпризный момент, опыты, театрализованная игра. |
Оформление картотеки опытов |
22 |
«Волшебная расческа»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение. Моделирование |
Оформление картотеки опытов |
23 |
«Почему лампочка светит?» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа Просмотр обучающих презентаций Эксперимент |
Фотоотчет |
24 |
«Как увидеть молнию?» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Решение проблемной ситуации Опыт- эксперимент Чтение энциклопедий |
Оформление картотеки опытов |
3 блок «Астрономия» |
|
|
|
|
Космос |
|
|
|
|||
25 |
«В гостях у гнома астронома» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Рассматривание карты звездного неба, беседа, опыты с компасом, подведение итога. |
Оформление картотеки опытов |
26 |
Опыт «Космос в стакане» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Сюрпризный момент, Просмотр обучающих презентаций опыты
|
Оформление картотеки опытов |
27 |
Реактивный воздушный шарик
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Имитация научной лаборатории |
Оформление картотеки опытов |
28 |
Опыт «Работа в космосе»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, сюжетно– ролевая игра, подведение итога |
Фотоотчет |
«Неизведанная вселенная» |
|
|
|
|||
29 |
«Созвездия» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение энциклопедий, рассматривание карты звездного неба, беседа, опыты |
Оформление картотеки опытов |
30 |
Опыт «Делаем облако» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Экспериментирование , работа со схемамипамятками |
Оформление картотеки опытов |
31 |
Опыт «Дневные звезды» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Экспериментирование , работа со схемамипамятками |
Оформление картотеки опытов |
32 |
Космические загадки ученым |
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. |
Выставка рисунков |
«Солнечная система» |
|
|
|
|||
33 |
«Как Солнце по небу путешествует». |
1 |
0.5 |
0.5 |
Наблюдения Решение проблемных ситуаций; Чтение книг |
Оформление картотеки опытов |
34 |
«Солнце: хорошоплохо»;
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Опыт Просмотр обучающих презентаций
|
Оформление картотеки опытов |
35 |
Игровое задание «Что мы знаем о Солнце?»; |
1 |
0.5 |
0.5 |
Малоподвижная игра; Чтение энциклопедий, Просмотр обучающих презентаций |
Выставка рисунков |
|
|
|
|
|
, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. |
|
36 |
«Солнечная система» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение энциклопедий, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. |
Оформление картотеки опытов |
Итого часов |
36 |
18 |
18 |
|
|
Учебно-тематический план 2 год обучения (6-7 лет)
№ |
Название темы |
|
Количество часов |
Формы организации занятия |
Форма аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практ ика |
|||||
1 б |
лок «Природа» |
|
|
||||
Вод |
а, её свойства, значени |
е |
в жизни человека, животных, растений. |
||||
1 |
«Что такое опыт?» |
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа « Понятие опыт» Обсуждение этапов и правил проведения опытов. Составление картысхемы проведения опыта (эксперимента). Знакомство детей с приборами. Повторение правил безопасности при работе с оборудованием. |
Диалог по содержанию занятия. Составление схем. |
2 |
«Профессор Почемучкин»
|
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа Знакомство со свойствами воды. Опыт |
Просмотр мультфильм а. Составление рассказа по теме. |
3 |
«Круговорот воды природе»
|
в |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа - рассуждение Опыт Загадки, опыт на прогулке, обобщающая беседа. |
Поделка из бросового материала «Круговорот воды в природе» |
4 |
Опыт «Дождик» «Размер капли» |
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Наблюдение, психогимнастика, опыты с водой. |
Выставка рисунков |
Нау |
чные открытия |
|
|
||||
5 |
Просмотр обучающего видео «Зачем нужен воздух»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыт, дидактическая игра, составление загадок |
Пополнение и оформление групповой |
|
|
|
|
|
|
лаборатории . |
6 |
Художественная литература «Непоседа ветерок» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, моделирование, дидактическая игра, обобщающая беседа. «Дидактические сказки о безопасности» Лыкова И.А., Шипунова В.А. |
Учувствует в игре и выбирает роль по своему желанию |
7 |
Опыт «Парашют»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, экспериментирование, работа со схемамипамятками. |
Оформление картотеки опытов |
8 |
Просмотр презентации «Научные достижения человечества». |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыты, игры с вертушками, наблюдения во время прогулок. |
Оформление фотовыставк и |
Растения - живые организмы и их воздействие с окружающей средой |
||||||
9 |
«Любознайка»- как растут растения в ускоренной сьемке |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, просмотр познавательного фильма, загадки, опыты, |
Вставка продуктов детского творчества |
10 |
Опыт «Испарение растений» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение рассказа, беседа, опыты, подведение итога. |
Изготовлени е схемкарточек |
11 |
Презентация «Как рождение божьей коровки», «Как умывается лягушка» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Имитация научной лаборатории |
Выставка работ |
12 |
«Волшебные стеклышки»- работа с микроскопам
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение. Расширить знания со строением микроскопа |
Оформление результата исследовани я |
2 блок «Физика» |
||||||
«Магнетизм» |
||||||
13 |
Просмотр презентации «Научные достижения человечества» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыты, просмотр презентации, обобщение. |
Беседа о науке |
14 |
«Парящий самолет» опыт |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыт, игры на магнитной доске. |
Оформление результата работы |
15 |
Компас – прибор для определения сторон света |
1 |
0.5 |
0.5 |
Рассматривание фотографий, опыты, Работа с компасом на участке |
Решение проблемной ситуации |
16 |
Опыт «Магнит рисует»
|
|
0.5 |
0.5 |
Дидактическая игра, экспериментирование, |
Фотоотчет |
|
|
|
|
|
обобщающая беседа |
|
|
«Волшебные превращения» |
|
|
|
||||
17 |
«Пузырьки -спасатели» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, экспериментирование, работа со схемамипамятками. |
Рисование карточек- схем |
|
18 |
«Шар – ракета» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Имитация научной лаборатории |
Ответы на вопросы |
|
19 |
Профессор Почемучкин |
1 |
0.5 |
0.5 |
Имитация научной лаборатории |
Выводы |
|
20 |
«Как проткнуть шарик без вреда для него» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Экспериментирование , работа со схемамипамятками |
Оформление результата работы |
|
«Научные открытия» |
|
|
|
||||
21 |
«Мыльные пузыри» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Сюрпризный момент, опыты, театрализованная игра. |
Решение проблемных ситуаций |
|
22 |
«Извержение»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа, опыты, дидактическое упражнение. Моделирование |
Выставка изделия |
|
23 |
«Пена» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Беседа Просмотр обучающих презентаций Эксперимент |
Фотоотчет |
|
24 |
«Разноцветные ручейки с маслом» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Решение проблемной ситуации Опыт- эксперимент Чтение энциклопедий |
Результат проделанной работы |
|
3 блок «Астрономия» |
|
|
|
||||
Космос |
|
|
|
||||
25 |
«В гостях у гнома астронома» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Рассматривание карты звездного неба, беседа, подведение итога. |
Просмотр презентации |
|
26 |
Опыт «Далеко-близко» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Сюрпризный момент, Просмотр обучающих презентаций опыты
|
Оформление результата опыта |
|
27 |
«Голубое небо»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Имитация научной лаборатории |
Оформление картотеки опытов |
|
28 |
Опыт «По кривой»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, сюжетно– ролевая игра, подведение итога |
Фотоотчет |
|
«Неизведанная вселенная» |
|
|
|
|
|||
29 |
«За горизонтом» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение энциклопедий, рассматривание карты, беседа, опыты |
Анализирует , делает умозаключе ние |
|
30 |
Опыт «Разноцветные огоньки» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Экспериментирование , работа со схемамипамятками |
Оформление рисунков |
|
31 |
Опыт «Полярное сияние» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Экспериментирование , работа со схемамипамятками |
Составляет план действий |
|
32 |
Космические загадки ученым |
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. |
Выставка рисунков |
|
«Солнечная система» |
|
|
|
|
|||
33 |
Профессор Почемучкин |
1 |
0.5 |
0.5 |
Наблюдения Решение проблемных ситуаций; Чтение книг |
Просмотр познаватель ного мультфильм а |
|
34 |
«Полярное сияние»
|
1 |
0.5 |
0.5 |
Опыт Просмотр обучающих презентаций
|
Оформление карты- схемы |
|
35 |
«Сигнал со спутника» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Малоподвижная игра; Чтение энциклопедий, Просмотр обучающих презентаций , беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. |
Выставка рисунков |
|
36 |
«Солнечная» лаборатория» |
1 |
0.5 |
0.5 |
Чтение энциклопедий, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога. |
Фотоотчет |
|
Итого часов |
36 |
18 |
18 |
|
|
||
Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 5-6 лет (1-й год обучения)
- сформированы естественнонаучные знания и представления об окружающем мире;
- сформированы исследовательские умения, применяет знания на практике в процессе экспериментальной деятельности;
-проявляет самостоятельную познавательную активность, инициативук детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания;
- умеет высказывать предположения и делает простейшие выводы;
- планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата;
- соблюдает правила техники безопасности при выполнении экспериментов; - сформированы элементарные общепринятые правила взаимоотношений с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 6-7лет (2-й год обучения)
- сформированы умения сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- сформированы умения по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. видит несоответствие цели и действий и корректирует свою деятельность.
- развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
Раздел №2.Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п |
Мес яц |
Число |
Время проведе ния занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
|
1 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Что такое опыт?» |
Групповое помещение |
Диалог по содержанию занятия. |
2 |
2 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Вода и ее свойства»
|
Кабинет педагогапсихолога |
Оформление картотеки опытов |
|
3 |
3 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Три состояния воды. |
Музыкальноспортивный зал |
Оформление картотеки опытов |
|
4 |
4 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Путешестви е капельки |
Групповое помещение |
Выставка рисунков |
|
5 |
|
1 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Воздух» |
Групповое помещение |
Оформление книги опытов |
6 |
2 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Воздух |
Групповое |
Оформление |
|
|
|
|
|
|
всегда в движении |
помещение |
книги опытов |
7 |
3 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Сколько весит воздух?» |
Групповое помещение |
Оформление книги опытов |
|
8 |
4 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Сухой из воды» |
Музыкальноспортивный зал |
Оформление книги опытов |
|
9 |
|
1 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Растения пьют воду |
Групповое помещение |
Оформление книги опытов |
10 |
2 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Нужен ли корням воздух? |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
11 |
3 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Опыт «Установить , как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
12 |
4неделя |
25 |
групповое |
1 |
Опыт «Сделать радугу дома» |
Групповое помещение |
Оформление фотовыставки опытов |
|
13 |
|
1 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Испытание магнита» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
14 |
2 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Магнит и разные материалы |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
15 |
|
3 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Магнит и разные материалы |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
16 |
4 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Компас – прибор для определения сторон света |
Групповое помещение |
Фотоотчет |
|
17 |
|
1 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Невидимые чернила» |
Групповое помещение |
Выставка рисунков |
18 |
2 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Вырастить драгоценнос ть |
Групповое помещение |
Выставка кристаллов |
|
19 |
3 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Вырастить драгоценнос ть |
Групповое помещение |
Выставка кристаллов |
|
20 |
4 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Пизанская |
Групповое |
Оформление |
|
|
|
|
|
|
башня» |
помещение |
картотеки опытов |
21 |
|
1 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Помоги Золушке» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
22 |
2 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Волшебная расческа» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
23 |
3 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Почему лампочка светит?» |
Групповое помещение |
Фотоотчет |
|
24 |
4 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Как увидеть молнию?» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
25 |
|
1 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«В гостях у гнома астронома» |
Кабинет педагогапсихолога |
Оформление картотеки опытов |
26 |
2 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Опыт «Космос в стакане» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
27 |
3 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Реактивный воздушный шарик |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
28 |
4 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Опыт «Работа в космосе»
|
Музыкальноспортивный зал |
Фотоотчет |
|
29 |
|
1 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Созвездия» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
30 |
2 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Опыт «Делаем облако». |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
31 |
3 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Опыт «Дневные звезды» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
32 |
4 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Космически е загадки ученым |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
33 |
|
1 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Как Солнце по небу путешествуе т». |
Музыкальноспортивный зал |
Выставка рисунков |
34 |
|
2 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Опыт «Деньночь» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
35 |
|
3 неделя |
25 |
групповое |
1 |
«Что мы |
Групповое |
Выставка |
|
|
|
|
|
|
знаем о Солнце?»; |
помещение |
рисунков |
36 |
4 неделя |
25 |
групповое |
1 |
Солнечная система» |
Музыкальноспортивный зал |
Оформление картотеки опытов |
2 год обучения (6-7 лет)
№ п/п |
Мес яц |
Число |
Время проведе ния занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
|
1 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Что такое опыт?» |
Групповое помещение |
Диалог по содержанию занятия. Составление схем. |
2 |
2 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Профессор Почемучкин
|
Кабинет педагогапсихолога |
Просмотр мультфильма. Составление рассказа по теме. |
|
3 |
3 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Круговорот воды в природе |
Музыкальноспортивный зал |
Поделка из бросового материала «Круговорот воды в природе» |
|
4 |
4 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Опыт «Дождик» «Размер капли» |
Групповое помещение |
Выставка рисунков |
|
5 |
|
1 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Просмотр обучающего видео «Зачем нужен воздух» |
Групповое помещение |
Пополнение и оформление групповой лаборатории. |
6 |
2 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Чтение художествен ной литературы «Непоседа ветерок» |
Групповое помещение |
Учувствует в игре и выбирает роль по своему желанию |
|
7 |
3 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Опыт «Парашют» |
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
8 |
4 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Просмотр презентации «Научные достижения человека» |
Музыкальноспортивный зал |
Оформление фотовыставки |
9 |
|
1 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Любознайк а» - как растут растения в ускоренной сьемке |
Групповое помещение |
Вставка продуктов детского творчества |
10 |
2 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Испарение растений» |
Групповое помещение |
Изготовление схем-карточек |
|
11 |
3 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Презентация «Как рождение божьей коровки», «Как умывается лягушка» |
Групповое помещение |
Выставка Изготовление схем-карточек работ |
|
12 |
4неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Волшебные стекляшки» - работа с микроскопо м |
Групповое помещение |
Оформление результатов исследований |
|
13 |
|
1 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Просмотр презентации «Научные достижения человечеств а» |
Групповое помещение |
Беседа о науке |
14 |
2 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Парящий самолет» опыт |
Групповое помещение |
Оформление результата работы |
|
15 |
|
3 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Компас – прибор для определения сторон света |
Групповое помещение |
Решение проблемной ситуации |
16 |
4 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Опыт «Магнит рисует»
|
Групповое помещение |
Фотоотчет |
|
17 |
|
1 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Пузырькиспасатели» |
Групповое помещение |
Рисование карточек- схем |
18 |
2 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Ракеташар» |
Групповое помещение |
Ответы на вопросы |
|
19 |
3 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Профессор Почемучкин |
Групповое помещение |
Выводы |
|
20 |
4 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Как проткнуть шарик без вреда для него |
Групповое помещение |
Оформление результата работы |
|
21 |
|
1 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Мыльные пузыри» |
Групповое помещение |
Решение проблемной ситуации |
22 |
2 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Извержени е» |
Групповое помещение |
Выставка изделий |
|
23 |
3 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Пена» |
Групповое помещение |
Фотоотчет |
|
24 |
4 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Разноцветн ые ручейки с маслом» |
Групповое помещение |
Результат проделанной работы |
|
25 |
|
1 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«В гостях у гнома астронома» |
Кабинет педагогапсихолога |
Просмотр презентации |
26 |
2 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Опыт «Далекоблизко» |
Групповое помещение |
Оформление результата опыта |
|
27 |
3 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Голубое небо»
|
Групповое помещение |
Оформление картотеки опытов |
|
28 |
4 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Опыт «По кривой»
|
Музыкальноспортивный зал |
Фотоотчет |
|
29 |
|
1 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«За горизонтом» |
Групповое помещение |
Анализирует, делает умозаключение |
30 |
2 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Опыт «Разноцветн ые огоньки». |
Групповое помещение |
Выставка рисунков |
|
31 |
3 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Опыт «Полярное сияние» |
Групповое помещение |
Составляет план действий |
|
32 |
4 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Космически е загадки ученым |
Групповое помещение |
Выставка рисунков |
|
33 |
|
1 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Профессор Почемучкин |
Музыкальноспортивный зал |
Просмотр познавательног о мультфильма |
34 |
|
2 неделя |
30 |
групповое |
1 |
Опыт «Полярное сияние» |
Групповое помещение |
Оформление карты-схемы |
35 |
|
3 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Сигнал со спутника» |
Групповое помещение |
Выставка рисунков |
36 |
4 неделя |
30 |
групповое |
1 |
«Солнечная лаборатория » |
Музыкальноспортивный зал |
Фотоотчет |
В процессе реализации работы в рамках данной Программы используется групповое помещение, музыкально спортивный зал, кабинет педагога-психолога.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в проведении, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач условия в развивающей предметно-пространственной среде группы.
Создана мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Методы, используемые для реализации работы кружка: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, о
чем-либо, что он думает по этому поводу?» Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических
и природных явлений и закономерностей; Практические методы: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание
жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть
способами познавательной деятельности;
Наглядные методы: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки, Почемучки, лаборанта или ученого.
Программа состоит из 3 блоков:
1блок – «Природа»
2 блок «Физика»
3 блок – «Астрономия»
Аттестация проходит методом наблюдения. Применяются следующие формы: оформление книги опытов, где обучающиеся могут использовать ее для дальнейшего развития и рассматривая ее в свободной деятельности. Творческий отчет перед детьми других групп и родителями.
Мониторинг детского развития осуществляется два раза в год(декабрь. май). Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных ситуаций.
Критерии |
Показатели |
Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы. |
0-низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности. |
Мотивированность исследовател ьской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся |
0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. |
проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации). |
1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. |
0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению |
|
различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Уровень |
Количество баллов |
Высокий |
5-6 |
Средний |
4-5 |
Низкий |
0-3 |
1 |
Разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, разного объема и формы
|
2 |
Пластмассовые трубочки |
3 |
Пипетки,воронки,резиновые груши |
4 |
Пластиковые тарелки, пластиковые стаканы, мерные ложки, мерные стаканчики |
5 |
Красители: пищевые и непищевые |
6 |
Утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки и т.д. |
7 |
Воздушные шары, соль, сахар |
8 |
Увеличительное стекло (лупа), весы, песочные часы |
9 |
Компас, магниты |
10 |
Микроскоп |
11 |
Фонарь, зеркало |
12 |
Детские халаты,фартуки, салфетки, полотенца |
13 |
Карточки - схемы проведения экспериментов Условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки. Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников» Энциклопедия «Занимательные опыты и эксперименты» |
14 |
Батарейки, электрическая лампочка, кусочек меха, расческа |
15 |
Глобус
|
Технические средства обучения
1 |
Мультимедийная система |
2 |
Ноутбук |
3 |
Монитор |
4 |
Флешка |
1. Веракса Н. Е., Галимов., О. Р. Познавательно –исследовательская деятельность дошкольников,., изд. «Мозаика Синтез», М.: 2012.
2. Дженис Ван Клив., 200 экспериментов.-М.: изд. «АСТ-ПРЕСС»,1995.
3. Деркунская В.А., Ошкина А.А., Игры- эксперименты с дошкольниками.,-М,: Центр педагогического образования, 2013.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников- М.: изд.Сфера, 2019.
5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
6. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
7. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2013 .
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.
9. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.
Интернет-ресурс
1. http://luntiki.ru/blog/umnica/912.html
2. http://www.maam.ru/detskijsad/kvn-my-yeksperimentatory-dlja-deteipodgotovitelnoi-grupy.html
3. http://www.youtube.com/watch?v=4sAx6-WXSc8
4. http://www.youtube.com/watch?t=24&v=sobQjdW0Jbw
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования естественно - научной направленности «Юные исследователи» реализуется в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 386» г.о. Самара для воспитанников 5-7 лет, срок реализации – 2года.
Цель Программы:
Создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Программа разработана с учетом специфики развития детей дошкольного возраста, определены целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка, содержание Программы направлено на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.