
СОДЕРЖАНИЕ
| 
 1  | 
 Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»  | 
 3  | 
| 
 1.1.  | 
 Пояснительная записка  | 
 3  | 
| 
 1.2.  | 
 Цель и задачи реализации программы  | 
 5  | 
| 
 1.3.  | 
 Содержание программы  | 
 7  | 
| 
 1.4  | 
 Планируемые результаты  | 
 14  | 
| 
 2.  | 
 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»  | 
 15  | 
| 
 2.1.  | 
 Календарный учебный график  | 
 15  | 
| 
 2.2.  | 
 Условия реализации программы  | 
 21  | 
| 
 2.3  | 
 Формы аттестации  | 
 21  | 
| 
 2.4.  | 
 Оценочные материалы  | 
 21  | 
| 
 2.5  | 
 Методические материалы  | 
 24  | 
| 
 2.6  | 
 Список литературы  | 
 25  | 
| 
 
  | 
 Аннотация  | 
 26  | 
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи» (далее Программа) разработана с учетом интересов и потребностей воспитанников и родителей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 386» городского округа Самара (далее МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 386» г.о. Самара).
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного образования. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, так как предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?»
Н.Н Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать, и я пойму».
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного образования.
Актуальность Программы.На сегодняшний день особую популярность приобретает детскоеэкспериментирование. Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Направленность–естественно-научная.
Педагогическая целесообразностьсостоит в том, что в процессе реализации Программы на основании предложенного материала, позволит детям, давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности –связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей,основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, организовать посильную, интересную и адекватную возрасту экспериментально-исследовательской деятельность для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Отличительные особенности. Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Программа «Юные исследователи» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Новизна Программы заключается в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной развивающей предметно- пространственной среды.Программа «Юные исследователи» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности. Сроки освоения Программы.
Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-7лет. Общее количество академических часов в год – 36. Срок реализации два года - 72 часа.
Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
| 
 Образовательная деятельность  | 
 Старшая группа (5-6 лет)  | 
 Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)  | 
| 
 Длительность  | 
 25 мин.  | 
 30  | 
| 
 Количество в неделю  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 Объем Программы  | 
 36часов  | 
 36часов  | 
Цель Программы:
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
− формировать у детей представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
− совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
− формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие:
− развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуальноличностное, творческое развитие;
− развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
− развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Воспитательные:
− развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
− поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
• Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
• Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
• Формировать познавательные действия, становление сознания.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
• расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
• развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать;
• обеспечивать переход от предметно-практического действия к образносимволическому ( схематизация, символизация)
• развивать наблюдательность;
• воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
• самостоятельных исследований;
• формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
• развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Программа основывается на следующих принципах: принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
− принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
− принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
− принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый
результат);
− принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения;
− учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
− контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
− понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.
| 
 №  | 
 Название темы  | 
 Количество часов  | 
 Формы организации занятия  | 
 Форма аттестации  | 
||
| 
 Всего  | 
 Теория  | 
 Практи ка  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 1 блок «Природа»  | 
||||||
| 
 Вода, её свойства, значение в жизни человека, животных, растений.  | 
||||||
| 
 1  | 
 «Что такое опыт?»  | 
 1  | 
 0,5  | 
 0,5  | 
 Беседа «Знакомство с понятием опыт» Обсуждение этапов и правил проведения опытов. Составление картысхемы проведения опыта (эксперимента). Знакомство детей с карточками – символами. Знакомство детей с приборами.. Закрепление правил безопасности при работе с  | 
 Диалог по содержанию занятия.  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 оборудованием.  | 
 
  | 
| 
 2  | 
 «Вода и ее свойства» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа Знакомство со свойствами воды. Опыт  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 3  | 
 «Три состояния воды» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа - рассуждение Опыт Загадки, опыт на прогулке, обобщающая беседа.  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 4  | 
 Путешествие капельки  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Рассматривание глобуса, наблюдение, психогимнастика, опыты с водой.  | 
 Выставка рисунков  | 
| 
 Воздух – невидимка, свойства воздуха  | 
||||||
| 
 5  | 
 «Воздух» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыт, дидактическая игра, составление загадок  | 
 Оформление книги опытов  | 
| 
 6  | 
 Опыт «Воздух всегда в движении» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, моделирование, дидактическая игра, обобщающая беседа.  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 7  | 
 Опыт «Сколько весит воздух?» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, экспериментирование, работа со схемамипамятками.  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 8  | 
 Опыт «Сухой из воды»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыты, игры с вертушками, наблюдения во время прогулок.  | 
 Оформление фотовыставк и опытов  | 
| 
 Растения - живые организмы и их воздействие с окружающей средой  | 
||||||
| 
 9  | 
 Опыт«Растения пьют воду» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, рассматривание картин, загадки, опыты, Моделирование  | 
 Оформление книги опытов  | 
| 
 10  | 
 Нужен ли корням воздух? Опыт «Разноцветный сельдерей»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение рассказа, беседа, опыты, подведение итога.  | 
 Выставка рисунков  | 
| 
 11  | 
 Опыт «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Имитация научной лаборатории  | 
 Оформление книги опытов  | 
| 
 12  | 
 Опыт «Сделать радугу дома» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение. Моделирование  | 
 Оформление фотовыставк и опытов  | 
| 
 2 блок «Физика»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 «Магнетизм»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 13  | 
 «Испытание Магнита» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыты, составление схемы, обобщение.  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 14  | 
 Магнит и разные материалы  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыт, игры на магнитной доске.  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 15  | 
 Компас – прибор для определения сторон света  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Рассматривание фотографий, опыты, обобщение опыты с компасом  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 16  | 
 Опыт «Магнит- проводник» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Дидактическая игра, экспериментирование, обобщающая беседа  | 
 Фотоотчет  | 
| 
 «Волшебные превращения»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 17  | 
 «Невидимые чернила»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, экспериментирование, работа со схемамипамятками.  | 
 Выставка рисунков  | 
| 
 18  | 
 Вырастить драгоценность  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Имитация научной лаборатории  | 
 Выставка кристаллов  | 
| 
 19  | 
 Вырастить драгоценность  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Имитация научной лаборатории  | 
 Выставка кристаллов  | 
| 
 20  | 
 Пизанская башня  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Экспериментирование , работа со схемамипамятками  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 «Электричество»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 21  | 
 «Помоги Золушке»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Сюрпризный момент, опыты, театрализованная игра.  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 22  | 
 «Волшебная расческа» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение. Моделирование  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 23  | 
 «Почему лампочка светит?»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа Просмотр обучающих презентаций Эксперимент  | 
 Фотоотчет  | 
| 
 24  | 
 «Как увидеть молнию?»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Решение проблемной ситуации Опыт- эксперимент Чтение энциклопедий  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 3 блок «Астрономия»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||
| 
 Космос  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|||
| 
 25  | 
 «В гостях у гнома астронома»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Рассматривание карты звездного неба, беседа, опыты с компасом, подведение итога.  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 26  | 
 Опыт «Космос в стакане»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Сюрпризный момент, Просмотр обучающих презентаций опыты 
  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 27  | 
 Реактивный воздушный шарик 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Имитация научной лаборатории  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 28  | 
 Опыт «Работа в космосе» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, сюжетно– ролевая игра, подведение итога  | 
 Фотоотчет  | 
| 
 «Неизведанная вселенная»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|||
| 
 29  | 
 «Созвездия»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение энциклопедий, рассматривание карты звездного неба, беседа, опыты  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 30  | 
 Опыт «Делаем облако»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Экспериментирование , работа со схемамипамятками  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 31  | 
 Опыт «Дневные звезды»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Экспериментирование , работа со схемамипамятками  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 32  | 
 Космические загадки ученым  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.  | 
 Выставка рисунков  | 
| 
 «Солнечная система»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|||
| 
 33  | 
 «Как Солнце по небу путешествует».  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Наблюдения Решение проблемных ситуаций; Чтение книг  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 34  | 
 «Солнце: хорошоплохо»; 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Опыт Просмотр обучающих презентаций 
  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 35  | 
 Игровое задание «Что мы знаем о Солнце?»;  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Малоподвижная игра; Чтение энциклопедий, Просмотр обучающих презентаций  | 
 Выставка рисунков  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 , беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.  | 
 
  | 
| 
 36  | 
 «Солнечная система»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение энциклопедий, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 Итого часов  | 
 36  | 
 18  | 
 18  | 
 
  | 
 
  | 
|
Учебно-тематический план 2 год обучения (6-7 лет)
| 
 №  | 
 Название темы  | 
 
  | 
 Количество часов  | 
 Формы организации занятия  | 
 Форма аттестации  | 
||
| 
 Всего  | 
 Теория  | 
 Практ ика  | 
|||||
| 
 1 б  | 
 лок «Природа»  | 
 
  | 
 
  | 
||||
| 
 Вод  | 
 а, её свойства, значени  | 
 е  | 
 в жизни человека, животных, растений.  | 
||||
| 
 1  | 
 «Что такое опыт?»  | 
 
  | 
 1  | 
 0,5  | 
 0,5  | 
 Беседа « Понятие опыт» Обсуждение этапов и правил проведения опытов. Составление картысхемы проведения опыта (эксперимента). Знакомство детей с приборами. Повторение правил безопасности при работе с оборудованием.  | 
 Диалог по содержанию занятия. Составление схем.  | 
| 
 2  | 
 «Профессор Почемучкин» 
  | 
 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа Знакомство со свойствами воды. Опыт  | 
 Просмотр мультфильм а. Составление рассказа по теме.  | 
| 
 3  | 
 «Круговорот воды природе» 
  | 
 в  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа - рассуждение Опыт Загадки, опыт на прогулке, обобщающая беседа.  | 
 Поделка из бросового материала «Круговорот воды в природе»  | 
| 
 4  | 
 Опыт «Дождик» «Размер капли»  | 
 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Наблюдение, психогимнастика, опыты с водой.  | 
 Выставка рисунков  | 
| 
 Нау  | 
 чные открытия  | 
 
  | 
 
  | 
||||
| 
 5  | 
 Просмотр обучающего видео «Зачем нужен воздух» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыт, дидактическая игра, составление загадок  | 
 Пополнение и оформление групповой  | 
|
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 лаборатории .  | 
| 
 6  | 
 Художественная литература «Непоседа ветерок»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, моделирование, дидактическая игра, обобщающая беседа. «Дидактические сказки о безопасности» Лыкова И.А., Шипунова В.А.  | 
 Учувствует в игре и выбирает роль по своему желанию  | 
| 
 7  | 
 Опыт «Парашют» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, экспериментирование, работа со схемамипамятками.  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 8  | 
 
 Просмотр презентации «Научные достижения человечества».  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыты, игры с вертушками, наблюдения во время прогулок.  | 
 Оформление фотовыставк и  | 
| 
 Растения - живые организмы и их воздействие с окружающей средой  | 
||||||
| 
 9  | 
 «Любознайка»- как растут растения в ускоренной сьемке  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, просмотр познавательного фильма, загадки, опыты,  | 
 Вставка продуктов детского творчества  | 
| 
 10  | 
 Опыт «Испарение растений»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение рассказа, беседа, опыты, подведение итога.  | 
 Изготовлени е схемкарточек  | 
| 
 11  | 
 Презентация «Как рождение божьей коровки», «Как умывается лягушка»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Имитация научной лаборатории  | 
 Выставка работ  | 
| 
 12  | 
 «Волшебные стеклышки»- работа с микроскопам 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыты, подвижные игры, дидактическое упражнение. Расширить знания со строением микроскопа  | 
 Оформление результата исследовани я  | 
| 
 2 блок «Физика»  | 
||||||
| 
 «Магнетизм»  | 
||||||
| 
 13  | 
 Просмотр презентации «Научные достижения человечества»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыты, просмотр презентации, обобщение.  | 
 Беседа о науке  | 
| 
 14  | 
 «Парящий самолет» опыт  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыт, игры на магнитной доске.  | 
 Оформление результата работы  | 
| 
 15  | 
 Компас – прибор для определения сторон света  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Рассматривание фотографий, опыты, Работа с компасом на участке  | 
 Решение проблемной ситуации  | 
| 
 16  | 
 Опыт «Магнит рисует» 
  | 
 
  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Дидактическая игра, экспериментирование,  | 
 Фотоотчет  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 обобщающая беседа  | 
 
  | 
|
| 
 «Волшебные превращения»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||||
| 
 17  | 
 «Пузырьки -спасатели»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, экспериментирование, работа со схемамипамятками.  | 
 Рисование карточек- схем  | 
|
| 
 18  | 
 «Шар – ракета»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Имитация научной лаборатории  | 
 Ответы на вопросы  | 
|
| 
 19  | 
 Профессор Почемучкин  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Имитация научной лаборатории  | 
 Выводы  | 
|
| 
 20  | 
 «Как проткнуть шарик без вреда для него»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Экспериментирование , работа со схемамипамятками  | 
 Оформление результата работы  | 
|
| 
 «Научные открытия»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||||
| 
 21  | 
 «Мыльные пузыри»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Сюрпризный момент, опыты, театрализованная игра.  | 
 Решение проблемных ситуаций  | 
|
| 
 22  | 
 «Извержение» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа, опыты, дидактическое упражнение. Моделирование  | 
 Выставка изделия  | 
|
| 
 23  | 
 «Пена»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Беседа Просмотр обучающих презентаций Эксперимент  | 
 Фотоотчет  | 
|
| 
 24  | 
 «Разноцветные ручейки с маслом»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Решение проблемной ситуации Опыт- эксперимент Чтение энциклопедий  | 
 Результат проделанной работы  | 
|
| 
 3 блок «Астрономия»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||||
| 
 Космос  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
||||
| 
 25  | 
 «В гостях у гнома астронома»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Рассматривание карты звездного неба, беседа, подведение итога.  | 
 Просмотр презентации  | 
|
| 
 26  | 
 Опыт «Далеко-близко»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Сюрпризный момент, Просмотр обучающих презентаций опыты 
  | 
 Оформление результата опыта  | 
|
| 
 27  | 
 «Голубое небо» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Имитация научной лаборатории  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 28  | 
 Опыт «По кривой» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, сюжетно– ролевая игра, подведение итога  | 
 Фотоотчет  | 
|
| 
 «Неизведанная вселенная»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|||
| 
 29  | 
 «За горизонтом»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение энциклопедий, рассматривание карты, беседа, опыты  | 
 Анализирует , делает умозаключе ние  | 
|
| 
 30  | 
 Опыт «Разноцветные огоньки»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Экспериментирование , работа со схемамипамятками  | 
 Оформление рисунков  | 
|
| 
 31  | 
 Опыт «Полярное сияние»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Экспериментирование , работа со схемамипамятками  | 
 Составляет план действий  | 
|
| 
 32  | 
 Космические загадки ученым  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение энциклопедий, рассматривание глобуса, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.  | 
 Выставка рисунков  | 
|
| 
 «Солнечная система»  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|||
| 
 33  | 
 Профессор Почемучкин  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Наблюдения Решение проблемных ситуаций; Чтение книг  | 
 Просмотр познаватель ного мультфильм а  | 
|
| 
 34  | 
 «Полярное сияние» 
  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Опыт Просмотр обучающих презентаций 
  | 
 Оформление карты- схемы  | 
|
| 
 35  | 
 «Сигнал со спутника»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Малоподвижная игра; Чтение энциклопедий, Просмотр обучающих презентаций , беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.  | 
 Выставка рисунков  | 
|
| 
 36  | 
 «Солнечная» лаборатория»  | 
 1  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 Чтение энциклопедий, беседа, опыты, дидактические игры, подведение итога.  | 
 Фотоотчет  | 
|
| 
 Итого часов  | 
 36  | 
 18  | 
 18  | 
 
  | 
 
  | 
||
Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 5-6 лет (1-й год обучения)
- сформированы естественнонаучные знания и представления об окружающем мире;
- сформированы исследовательские умения, применяет знания на практике в процессе экспериментальной деятельности;
-проявляет самостоятельную познавательную активность, инициативук детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания;
- умеет высказывать предположения и делает простейшие выводы;
- планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата;
- соблюдает правила техники безопасности при выполнении экспериментов; - сформированы элементарные общепринятые правила взаимоотношений с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат реализации Программы: у детей 6-7лет (2-й год обучения)
- сформированы умения сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- сформированы умения по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. видит несоответствие цели и действий и корректирует свою деятельность.
- развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
Раздел №2.Комплекс организационно- педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
| 
 № п/п  | 
 Мес яц  | 
 Число  | 
 Время проведе ния занятия  | 
 Форма занятия  | 
 Кол-во часов  | 
 Тема занятия  | 
 Место проведения  | 
 Форма контроля  | 
| 
 1  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Что такое опыт?»  | 
 Групповое помещение  | 
 Диалог по содержанию занятия.  | 
| 
 2  | 
 2 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Вода и ее свойства» 
  | 
 Кабинет педагогапсихолога  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 3  | 
 3 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Три состояния воды.  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 4  | 
 4 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Путешестви е капельки  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка рисунков  | 
|
| 
 5  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Воздух»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление книги опытов  | 
| 
 6  | 
 2 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Воздух  | 
 Групповое  | 
 Оформление  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 всегда в движении  | 
 помещение  | 
 книги опытов  | 
| 
 7  | 
 3 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Сколько весит воздух?»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление книги опытов  | 
|
| 
 8  | 
 4 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Сухой из воды»  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Оформление книги опытов  | 
|
| 
 9  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Растения пьют воду  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление книги опытов  | 
| 
 10  | 
 2 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Нужен ли корням воздух?  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 11  | 
 3 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Установить , как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 12  | 
 4неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Сделать радугу дома»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление фотовыставки опытов  | 
|
| 
 13  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Испытание магнита»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 14  | 
 2 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Магнит и разные материалы  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 15  | 
 
  | 
 3 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Магнит и разные материалы  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 16  | 
 4 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Компас – прибор для определения сторон света  | 
 Групповое помещение  | 
 Фотоотчет  | 
|
| 
 17  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Невидимые чернила»  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка рисунков  | 
| 
 18  | 
 2 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Вырастить драгоценнос ть  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка кристаллов  | 
|
| 
 19  | 
 3 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Вырастить драгоценнос ть  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка кристаллов  | 
|
| 
 20  | 
 4 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Пизанская  | 
 Групповое  | 
 Оформление  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 башня»  | 
 помещение  | 
 картотеки опытов  | 
| 
 21  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Помоги Золушке»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 22  | 
 2 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Волшебная расческа»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 23  | 
 3 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Почему лампочка светит?»  | 
 Групповое помещение  | 
 Фотоотчет  | 
|
| 
 24  | 
 4 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Как увидеть молнию?»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 25  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «В гостях у гнома астронома»  | 
 Кабинет педагогапсихолога  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 26  | 
 2 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Космос в стакане»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 27  | 
 3 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Реактивный воздушный шарик  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 28  | 
 4 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Работа в космосе» 
  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Фотоотчет  | 
|
| 
 29  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Созвездия»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 30  | 
 2 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Делаем облако».  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 31  | 
 3 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Дневные звезды»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 32  | 
 4 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Космически е загадки ученым  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 33  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Как Солнце по небу путешествуе т».  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Выставка рисунков  | 
| 
 34  | 
 
  | 
 2 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Деньночь»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
| 
 35  | 
 
  | 
 3 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Что мы  | 
 Групповое  | 
 Выставка  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 знаем о Солнце?»;  | 
 помещение  | 
 рисунков  | 
| 
 36  | 
 4 неделя  | 
 25  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Солнечная система»  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
2 год обучения (6-7 лет)
| 
 № п/п  | 
 Мес яц  | 
 Число  | 
 Время проведе ния занятия  | 
 Форма занятия  | 
 Кол-во часов  | 
 Тема занятия  | 
 Место проведения  | 
 Форма контроля  | 
| 
 1  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Что такое опыт?»  | 
 Групповое помещение  | 
 Диалог по содержанию занятия. Составление схем.  | 
| 
 2  | 
 2 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Профессор Почемучкин 
  | 
 Кабинет педагогапсихолога  | 
 Просмотр мультфильма. Составление рассказа по теме.  | 
|
| 
 3  | 
 3 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Круговорот воды в природе  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Поделка из бросового материала «Круговорот воды в природе»  | 
|
| 
 4  | 
 4 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Дождик» «Размер капли»  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка рисунков  | 
|
| 
 5  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Просмотр обучающего видео «Зачем нужен воздух»  | 
 Групповое помещение  | 
 Пополнение и оформление групповой лаборатории.  | 
| 
 6  | 
 2 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Чтение художествен ной литературы «Непоседа ветерок»  | 
 Групповое помещение  | 
 Учувствует в игре и выбирает роль по своему желанию  | 
|
| 
 7  | 
 3 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Парашют»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 8  | 
 4 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Просмотр презентации «Научные достижения человека»  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Оформление фотовыставки  | 
| 
 9  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Любознайк а» - как растут растения в ускоренной сьемке  | 
 Групповое помещение  | 
 Вставка продуктов детского творчества  | 
| 
 10  | 
 2 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Испарение растений»  | 
 Групповое помещение  | 
 Изготовление схем-карточек  | 
|
| 
 11  | 
 3 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Презентация «Как рождение божьей коровки», «Как умывается лягушка»  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка Изготовление схем-карточек работ  | 
|
| 
 12  | 
 4неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Волшебные стекляшки» - работа с микроскопо м  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление результатов исследований  | 
|
| 
 13  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Просмотр презентации «Научные достижения человечеств а»  | 
 Групповое помещение  | 
 Беседа о науке  | 
| 
 14  | 
 2 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Парящий самолет» опыт  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление результата работы  | 
|
| 
 15  | 
 
  | 
 3 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Компас – прибор для определения сторон света  | 
 Групповое помещение  | 
 Решение проблемной ситуации  | 
| 
 16  | 
 4 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Магнит рисует» 
  | 
 Групповое помещение  | 
 Фотоотчет  | 
|
| 
 17  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Пузырькиспасатели»  | 
 Групповое помещение  | 
 Рисование карточек- схем  | 
| 
 18  | 
 2 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Ракеташар»  | 
 Групповое помещение  | 
 Ответы на вопросы  | 
|
| 
 19  | 
 3 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Профессор Почемучкин  | 
 Групповое помещение  | 
 Выводы  | 
|
| 
 20  | 
 4 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Как проткнуть шарик без вреда для него  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление результата работы  | 
|
| 
 21  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Мыльные пузыри»  | 
 Групповое помещение  | 
 Решение проблемной ситуации  | 
| 
 22  | 
 2 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Извержени е»  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка изделий  | 
|
| 
 23  | 
 3 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Пена»  | 
 Групповое помещение  | 
 Фотоотчет  | 
|
| 
 24  | 
 4 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Разноцветн ые ручейки с маслом»  | 
 Групповое помещение  | 
 Результат проделанной работы  | 
|
| 
 25  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «В гостях у гнома астронома»  | 
 Кабинет педагогапсихолога  | 
 Просмотр презентации  | 
| 
 26  | 
 2 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Далекоблизко»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление результата опыта  | 
|
| 
 27  | 
 3 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Голубое небо» 
  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление картотеки опытов  | 
|
| 
 28  | 
 4 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «По кривой» 
  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Фотоотчет  | 
|
| 
 29  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «За горизонтом»  | 
 Групповое помещение  | 
 Анализирует, делает умозаключение  | 
| 
 30  | 
 2 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Разноцветн ые огоньки».  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка рисунков  | 
|
| 
 31  | 
 3 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Полярное сияние»  | 
 Групповое помещение  | 
 Составляет план действий  | 
|
| 
 32  | 
 4 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Космически е загадки ученым  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка рисунков  | 
|
| 
 33  | 
 
  | 
 1 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Профессор Почемучкин  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Просмотр познавательног о мультфильма  | 
| 
 34  | 
 
  | 
 2 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 Опыт «Полярное сияние»  | 
 Групповое помещение  | 
 Оформление карты-схемы  | 
| 
 35  | 
 
  | 
 3 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Сигнал со спутника»  | 
 Групповое помещение  | 
 Выставка рисунков  | 
| 
 36  | 
 4 неделя  | 
 30  | 
 групповое  | 
 1  | 
 «Солнечная лаборатория »  | 
 Музыкальноспортивный зал  | 
 Фотоотчет  | 
В процессе реализации работы в рамках данной Программы используется групповое помещение, музыкально спортивный зал, кабинет педагога-психолога.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в проведении, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач условия в развивающей предметно-пространственной среде группы.
Создана мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Методы, используемые для реализации работы кружка: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, о
чем-либо, что он думает по этому поводу?» Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических
и природных явлений и закономерностей; Практические методы: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание
жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть
способами познавательной деятельности;
Наглядные методы: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки, Почемучки, лаборанта или ученого.
Программа состоит из 3 блоков:
1блок – «Природа»
2 блок «Физика»
3 блок – «Астрономия»
Аттестация проходит методом наблюдения. Применяются следующие формы: оформление книги опытов, где обучающиеся могут использовать ее для дальнейшего развития и рассматривая ее в свободной деятельности. Творческий отчет перед детьми других групп и родителями.
Мониторинг детского развития осуществляется два раза в год(декабрь. май). Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных ситуаций.
| 
 Критерии  | 
 Показатели  | 
| 
 Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.  | 
 0-низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.  | 
| 
 Мотивированность исследовател ьской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся  | 
 0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.  | 
| 
 проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).  | 
 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности  | 
| 
 Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.  | 
 0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению  | 
| 
 
  | 
 различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности  | 
| 
 Уровень  | 
 Количество баллов  | 
| 
 Высокий  | 
 5-6  | 
| 
 Средний  | 
 4-5  | 
| 
 Низкий  | 
 0-3  | 
| 
 1  | 
 Разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, разного объема и формы 
  | 
| 
 2  | 
 Пластмассовые трубочки  | 
| 
 3  | 
 Пипетки,воронки,резиновые груши  | 
| 
 4  | 
 Пластиковые тарелки, пластиковые стаканы, мерные ложки, мерные стаканчики  | 
| 
 5  | 
 Красители: пищевые и непищевые  | 
| 
 6  | 
 Утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки и т.д.  | 
| 
 7  | 
 Воздушные шары, соль, сахар  | 
| 
 8  | 
 Увеличительное стекло (лупа), весы, песочные часы  | 
| 
 9  | 
 Компас, магниты  | 
| 
 10  | 
 Микроскоп  | 
| 
 11  | 
 Фонарь, зеркало  | 
| 
 12  | 
 Детские халаты,фартуки, салфетки, полотенца  | 
| 
 13  | 
 Карточки - схемы проведения экспериментов Условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки. Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников» Энциклопедия «Занимательные опыты и эксперименты»  | 
| 
 14  | 
 Батарейки, электрическая лампочка, кусочек меха, расческа  | 
| 
 15  | 
 Глобус 
  | 
Технические средства обучения
| 
 1  | 
 Мультимедийная система  | 
| 
 2  | 
 Ноутбук  | 
| 
 3  | 
 Монитор  | 
| 
 4  | 
 Флешка  | 
1. Веракса Н. Е., Галимов., О. Р. Познавательно –исследовательская деятельность дошкольников,., изд. «Мозаика Синтез», М.: 2012.
2. Дженис Ван Клив., 200 экспериментов.-М.: изд. «АСТ-ПРЕСС»,1995.
3. Деркунская В.А., Ошкина А.А., Игры- эксперименты с дошкольниками.,-М,: Центр педагогического образования, 2013.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников- М.: изд.Сфера, 2019.
5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
6. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
7. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2013 .
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.
9. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011.
Интернет-ресурс
1. http://luntiki.ru/blog/umnica/912.html
2. http://www.maam.ru/detskijsad/kvn-my-yeksperimentatory-dlja-deteipodgotovitelnoi-grupy.html
3. http://www.youtube.com/watch?v=4sAx6-WXSc8
4. http://www.youtube.com/watch?t=24&v=sobQjdW0Jbw
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования естественно - научной направленности «Юные исследователи» реализуется в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 386» г.о. Самара для воспитанников 5-7 лет, срок реализации – 2года.
Цель Программы:
Создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Программа разработана с учетом специфики развития детей дошкольного возраста, определены целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка, содержание Программы направлено на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.