Уровень программы - ознакомительный
Направленность - социально-гуманитарная
Пояснительная записка
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста. И поэтому программа направлена по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Программа математического кружка разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой; «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, а также на основе парциальной программы Л.Г. Петерсона; Н.П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька…», и направлена на развитие мышления и творческих способностей. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми способствуя созданию формирования интереса к занятиям математики.
Актуальность программы
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
Новизна
Особенность программы заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
Цель и задачи основной образовательной программы
Целью программы является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
• развитие логического мышления и творческих способностей.
• развитие математических способностей .
• развитие личностных качеств
• развитие навыков самоконтроля и самооценки.
• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
• овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Основными принципами программы являются:
• умственного развития дошкольника.
• индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
• индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
• гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы и условия реализации программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Для проведения занятий желательно наличие помещения со свободным пространством, где могут разместиться рабочие зоны: для выполнения заданий в рабочих тетрадях (столы), для игровой активной деятельности (пространство на ковре).
Формы организации кружка:
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические Игры, конкурсы
Методы:
• Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
• Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
• Практический (выполнение работ на заданную тему, по
инструкции)
• Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
• Показ мультимедийных материалов Работа распределяется по разделам:
• Количество и счет,
• Ознакомление с геометрическими фигурами, Определение величины.
• Ориентировка во времени и в пространстве.
• Решение логических задач.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, продолжительность каждого занятия – академический час (30-35 минут). Занятия проводятся в групповой игровой форме. Во время развивающих занятий проводятся физкультминутки – 3-5 минут.
Количество участников в группе – не более 10 детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.
Срок реализации программы – 1 год. (Программа предусматривает продолжение обучения до 2-х лет)
Ожидаемые результаты Программа предполагает:
Формирование элементарных математических представлений:
• цвет, форма, размер;
• один, много;
• столько же, больше, меньше;
• геометрические тела и формы (круг – шар, квадрат – куб,
треугольник, овал, прямоугольник);
• сравнение по высоте, ширине.
• Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности.
• Умение использовать для записи сравнения знаки >,< ,=.
• Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 7 на основе предметных действий.
• Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --,
=.
• Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
Формирование личности ребёнка.
Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
Способы определения результативности
В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
5-6 лет:
• Считает (отсчитывает) в пределах 10.
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
• Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
• Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
• Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
6-7 лет:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >). - Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения. - Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года. - Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
Учебно-методический план :
|
Год обучения |
Кол-во занятий в неделю |
Кол-во занятий в месяц |
Кол-во занятий в год |
Продолжительность занятия |
|
2019-2020 |
1 |
4 |
36 |
20-25 мин |
|
2021-2022 |
1 |
4 |
36 |
25-30 мин |
Учебный план для детей 5-6 лет
|
№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы Аттестации/ контроля |
||
|
Теория |
Практика |
Всего |
|||
|
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
мониторинг |
|
2. |
«Продолжи закономерность» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
3. |
«Продолжи закономерность» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
4. |
«Считай не ошибись!» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
5. |
«Найди предмет такой же формы»,
|
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
6. |
«Четвертый лишний» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
7. |
«Подбери обувь» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
8. |
Третий лишний» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
9. |
«Сколько геометрических фигур?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
10. |
«Лабиринт. Дорисуй картинку». |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
11. |
«Лабиринт. Дорисуй картинку». |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
12. |
«Дорисуй и раскрась» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
13. |
«Разложи лекарства» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
14. |
«Самый внимательный . Выложи по образцу» . |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
15. |
«Что сначала, что потом? Покажи |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
|
одинаковые цифры». |
|
|
|
|
|
16. |
«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
17. |
«Разные дома. Забор» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
18. |
«Продолжи закономерность» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
19. |
«Какой домик лишний и почему?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
20. |
Закрепление пройденного материала |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
21. |
«Круглый год» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
22. |
«Математическое домино» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
23. |
«Выбери нужный предмет. |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
24. |
«Поменяй признак» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
25. |
«Логические цепочки» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
26. |
«Найди лишний предмет. Закончи рисунок». |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
27. |
«Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»? |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
28. |
«Обведи дорожки» |
0,5 |
0,5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
29. |
«Найди нужную деталь. Построй домик». |
0,5 |
0,5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
30. |
«Составь задачу и запиши» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
31. |
«Опыты с кольцом и листом Мебиуса» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
32. |
«Что сначала, что потом» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое |
Примечание: Количество часов в году по программе может быть скорректировано педагогом в соответствии со сроками набора детей в группы (начала и окончания занятий). Количество практических и теоретических часов по разделам и темам корректируется пропорционально общему количеству часов в учебном году. В целях выполнения учебного плана педагог имеет право повысить интенсивность образовательного процесса за счет сочетания различных форм обучения.
Учитывая индивидуальные способности ребенка по восприятию и усвоению информации, а также психологические характеристики личности и индивидуальные образовательные потребности детей, педагог имеет право в течение года вносить изменения в программу в рамках установленных часов, т.е. определять новый порядок и формы изучения материала, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся.
Содержание учебного плана программы (5-6 лет) Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с группой и целями задачами кружка, планом работы на год. Правила поведения на занятии, ТБ.
Практика: Мониторинг Диагностические задания. Уточнение объема знаний детей.
Тема 2. «Продолжи закономерность»
Теория: Свойства предметов – цвет, форма, размер
Практика: закрепить пространственные отношения: на, под, над. Тема 3. «Продолжи закономерность»
Теория: Свойства предметов - геометрические фигуры.
Практика: закрепить пространственные отношения: на, под, над.
Тема 4. «Считай не ошибись!»
Теория: Сходство и различие между предметами.
Практика: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете
Тема 5. «Найди предмет такой же формы»
Теория: Свойства предметов. Геометрические фигуры.
Практика: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
Тема 6. «Четвертый лишний»
Теория: Сходство и различие между предметами.
Практика: закрепление пространственные отношения: справа, слева.
Тема 7. «Подбери обувь»
Теория: Свойства предметов.
Практика: сравнение предметов по всем показаниям величины
Тема 8. «Третий лишний»
Теория: Свойства предметов. Уменьшение и увеличение размера.
Практика: закрепить умение сравнивать группы предметов Тема 9«Сколько геометрических фигур?» Теория: Сравнение групп предметов.
Практика: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей
Тема 10. «Лабиринт. Дорисуй картинку».
Теория: Сравнение групп предметов. Понятие "равенство"-"неравенство".
Практика: развивать пространственные представления, умение обобщать.
Тема 11. «Лабиринт. Дорисуй картинку».
Теория: Сравнение групп предметов.
Практика: развивать пространственные представления, умение обобщать.
Тема 12. «Дорисуй и раскрась»
Теория: Отношение: часть-целое. Представление о действии "сложение".
Практика: закрепить отношение: часть - целое.
Тема 13. «Разложи лекарства»
Теория: Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии "вычитание".
Практика: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение
выражать свойства предметов в речи
Тема 14. «Самый внимательный. Выложи по образцу» .
Теория: Пространственные отношения: на, под, над.
Тема 15. «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».
Теория: Пространственные отношения: справа, слева.
Практика: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность
Тема 16. «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».
Теория: Пространственные отношения: справа, слева.
Практика: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.
Тема 17. «Разные дома. Забор»
Теория: Пространственные отношения: между, посередине.
Практика: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части.
Тема 18. «Продолжи закономерность»
Теория: Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Практика: закрепить закономерности
Тема 19. «Какой домик лишний и почему?»
Теория: Пространственные отношения: впереди, сзади.
Практика: закрепить представление о многоугольниках
Тема 20. «Укрась коврик»
Теория и Практика: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.
Тема 21. «Круглый год»
Теория : Временные отношения: раньше, позже.
Практика: закрепление названий месяцев в году.
Тема 22. «Математическое домино»
Теория : развивать умение соотносить число и количество предметов Практика: выполнение упражнений по теме.
Тема 23. «Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики».
Теория: Обозначение отношений: больше- меньше.
Практика: Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
Тема 24. «Поменяй признак.».
Теория: Пространственные отношения: внутри- снаружи.
Практика: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять.
Логическое мышление.
Тема 25. «Логические цепочки»
Теория: Понятие "Числовой отрезок".
Практика: закрепить представление о числовом отрезке.
Тема 26. «Найди лишний предмет. Закончи рисунок».
Теория : Классификация, обобщение.
Практика : развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Тема 27. «Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?
Теория: Сравнение, последовательности. Практика: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения.
Тема 28. «Обведи дорожки»
Теория: Пространственные отношения: впереди - сзади.
Практика: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.
Тема 29. «Найди нужную деталь. Построй домик».
Теория и Практика: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.
Тема 30. «Составь задачу и запиши»
Теория: Порядковый счет. закрепление изученного материала.
Практика: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет.
Повторить изученного материала.
Тема 31. «Опыты с кольцом и листом Мебиуса» Теория: Понятие "бесконечность".
Практика: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур.
Тема 32. «Что сначала, что потом»
Теория: временные отношения: раньше - позже
Практика: закрепить временные отношения: раньше - позже
Тема 33. «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».
Теория: Задачи-загадки, задачи-шутки.
Практика: упражняться в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание. Тема 34. «Раскрась так же» «Путешествие по комнате»
Теория: сравнение групп предметов по количеству
Практика: закрепить сравнение групп предметов по количеству. Тема 35. «Путешествие по комнате»
Теория и Практика: Закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.
Тема 36. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов работы.
Практика: Мониторинг
|
№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы Аттестации/ контроля |
||
|
Теория |
Практика |
Всего |
|||
|
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
мониторинг |
|
2. |
«Где находится предмет?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
3. |
«Посчитай и обозначь цифрой» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
4. |
«Раздели на группы» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
5. |
«Засели домики» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
6. |
«Какой по счету?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
7. |
«Какой по счету?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
8. |
«Какое число больше?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
9. |
«Найди нужный предмет» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
10. |
«Раздели на части» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
11. |
«Чего больше?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
12. |
«Больше или меньше?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
13. |
«Мы исследователи» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
14. |
«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
15. |
«Магазин» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
16. |
«Создай картину » |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
17. |
«Который час?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
18. |
«Двигаемся по команде» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
19. |
«Что за чем следует?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
20. |
«Займи свое место» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
21. |
«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
22. |
«Назови слова с противоположным значением» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
23. |
«Измерь» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
24. |
«Сравни» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
25. |
«Сколько нас без одного?» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
26. |
«Реши задачу» |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
27. |
«Найди спрятанную игрушку » |
0.5 |
0.5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
28. |
«Что за чем следует» |
0.5 |
0,5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
29. |
«Составь задачу и запиши» |
0.5 |
0,5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
Содержание учебного плана программы (для 6-7лет) Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с группой и целями задачами кружка, планом работы на год. Правила поведения на занятии, ТБ.
Практика: Мониторинг. Уточнение объема знаний детей.
Тема 2. «Где находится предмет?»
Теория: Расположение предмета в пространстве.
Практика: развивать умение определять расположение предмета в пространстве
Тема 3. «Посчитай и обозначь цифрой»
Теория: Соотнесение количества предметов с цифрой. Практика: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
Тема 4. «Раздели на группы»
Теория: Множество. Деление множества на части по признаку. Объединение частей по признаку.
Практика: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.
Тема 5. «Засели домики»
Теория: Образование чисел. Количественный счет от 1 до 10. Практика: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.
Тема 6. «Какой по счету?»
Теория: Порядковый счет. Основы представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
Практика: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
Тема 7. «Какой по счету?»
Теория: Порядковый счет. Основы представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
Практика: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
Тема 8. «Какое число больше?»
Теория: Сравнение смежных чисел.
Практика: развивать умение сравнивать смежные числа.
Тема 9. «Найди нужный предмет»
Теория: Подбор предметов по слову, обозначающему форму.
Практика: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.
Тема 10. «Раздели на части»
Теория: Деление предметов на две, четыре и восемь равных частей, целое и части.
Практика: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.
Тема 11. «Чего больше?»
Теория: Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) Практика: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры.
Тема 12. «Больше или меньше?»
Теория: Основы понятий о знаках: “<”, “>”. Умение применять.
Практика: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.
Тема 13. «Мы исследователи»
Теория: Как измерить объем жидких и сыпучих веществ. Результат измерения. Практика: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.
Тема 14. «Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек». Теория: Основы представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей. Практика: развитие представлений о геометрических фигурах. Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.
Тема 15. «Магазин»
Теория: Что такое монета. Монеты различного достоинства.
Практика: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.
Тема 16. «Создай картину »
Теория: Ориентировка на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради).
Практика: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.
Тема 17. «Который час?»
Теория: Определение времени суток по часам.
Практика: развивать умение определять время по часам. Тема 18. «Двигаемся по команде» Теория: Направление движения.
Практика: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.
Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.
Тема 19. «Что за чем следует?»
Теория: Увеличение и уменьшение чисел на "1".
Практика: развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.
Тема 20. «Займи свое место»
Теория: План комнаты. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Практика: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.
Тема 21. «Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»
Теория: Моделирование отношений между числами числового ряда. Практика: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.
Тема 22. «Назови слова с противоположным значением»
Теория: Понятия : широко- узко, далеко – близко, выше-; меньше-; прибавить -; длинный-; толстый- и т.д.
Практика: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-?
Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.
Тема 23. «Измерь»
Теория: Измерение длины отрезка с помощью мерки.
Практика: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).
Тема 24. «Сравни»
Теория: Сравнение смежных чисел, используя знаки"<"," >"
Практика: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки "<", " >".
Тема 25. «Сколько нас без одного?»
Теория: Составление арифметических задач.
Практика: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.
Тема 26. «Реши задачу»
Теория: Структура задачи (понятия: условие, вопрос).
Практика: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.
Тема 27. «Найди спрятанную игрушку »
Теория: План комнаты. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Практика: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты, находить спрятанную игрушку.
Тема 28. «Что за чем следует»
Теория: Время года, месяцы и дни недели.
Практика: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели
Тема 29. «Составь задачу и запиши»
Теория: Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание.
Практика: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений.
Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).
Тема 30. «Опыты с кольцом и листом Мебиуса»
Теория: Свойства геометрических фигур полученных в результате их деформации.
Практика: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации.
Тема 31. «Разделите на 2 равные группы».
Теория и Практика: развивать умение работать в парах, следить за выполнением задания.
Тема 32. «Заблудившиеся цифры»
Теория: Модель логического древа (две ветки).
Практика: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.
Тема 33. «Запиши при помощи цифр»
Теория: Составление числового выражения при помощи цифр и знаков.
Практика: развивать умение составлять числовое выражение при помощи цифр и знаков.
Тема 34. Развлечение «Юные математики»
Теория и Практика: закрепление изученного материала.
Тема 35.-36. Итоговое занятие Теория: подведение итогов года.
Практика: Мониторинг. Уточнение объема усвоения изученного материала.
Методическое обеспечение
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию. Методика программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Работа осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Возрастные особенности развития Особенности детей 5-6 лет.
Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Особенности детей 6-7 лет.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Л.Г.Петерсон; Н.П.Холина «Раз-ступенька, Два-ступенька…»
Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»
Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство- ПРЕСС, 2001.
Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.