Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 24.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза. Целью программы является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Иконка файла материала Мхитарян А.Р. Занимательная математика.pdf

 

Уровень программы - ознакомительный

Направленность - социально-гуманитарная

 

                                 Пояснительная записка

 

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет  и усвоит азы математики, тем лучше. Знания  и умения,  приобретенные в дошкольном возрасте,  фундамент для дальнейшего развития.

        Формирование и развитие математических представлений у дошкольников     является     основой      интеллектуального       развития     детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Современные достижения требуют от человека  мыслить абстрактно, значит  необходимо развивать логическое  мышление  детей дошкольного возраста. И поэтому программа направлена по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. 

Программа математического кружка разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой; «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, а также на основе парциальной программы Л.Г. Петерсона; Н.П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька…»,  и направлена на развитие мышления и творческих способностей.  Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми способствуя созданию формирования интереса к занятиям математики.

 Актуальность программы

      Данная программа позволяет в доступной и   интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В  ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста  в игровой форме учатся выделять  и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий;  у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

     

 Новизна

 Особенность программы заключается в том, что  ребёнок не просто учиться считать, а овладевает  элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные  игры и упражнения  для развития логического мышления,  позволяющие  качественно подготовить детей к школе.

Цель и задачи основной образовательной программы  

Целью программы является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. 

Задачи:

               развитие логического мышления и творческих способностей.

               развитие математических способностей .

               развитие личностных качеств 

               развитие навыков самоконтроля и самооценки.

               обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору  приемов и средств, проверке правильности решения.

               овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

 Основными принципами программы являются:

               умственного развития дошкольника. 

               индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления             индивидуальности как ребенка, так и педагога; 

               индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные   математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития; 

               гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности. 

Ведущей идеей данной программы и условия реализации программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Для проведения занятий желательно наличие помещения со свободным пространством, где могут разместиться рабочие зоны: для выполнения заданий в рабочих тетрадях (столы), для игровой активной деятельности (пространство на ковре). 

 

Формы организации кружка:

               Традиционные

               Комбинированные

               Практические    Игры, конкурсы

Методы:

               Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) 

               Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы) 

               Практический     (выполнение        работ          на      заданную          тему, по

инструкции) 

               Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, 

               Показ мультимедийных материалов Работа распределяется по разделам:

               Количество и счет,

               Ознакомление с геометрическими фигурами, Определение величины.

               Ориентировка во времени и в пространстве.

               Решение логических задач.

 

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, продолжительность каждого занятия – академический час (30-35 минут). Занятия проводятся в групповой игровой форме. Во время развивающих занятий проводятся физкультминутки – 3-5 минут.

Количество участников в группе – не более 10 детей.

 

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.

 

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год. (Программа предусматривает продолжение обучения до 2-х лет)

Ожидаемые результаты Программа предполагает: 

         Формирование элементарных математических представлений:

              цвет, форма, размер;

              один, много;

              столько же, больше, меньше;

              геометрические тела и формы (круг – шар, квадрат – куб,

треугольник, овал, прямоугольник);

              сравнение по высоте, ширине.

              Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. 

              Умение использовать для записи сравнения знаки  >,< ,=.

              Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 7 на основе предметных действий.

              Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + , --,

=.

              Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего           школьного обучения.

Формирование личности ребёнка.

Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы   математическими навыками.

 

Способы определения результативности

В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

 

                   Планируемые результаты освоения программы.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей  

5-6 лет:

              Считает (отсчитывает) в пределах 10.

              Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?» 

              Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). 

              Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения. 

              Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

              Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам. 

              Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.

 

Планируемые результаты освоения программы.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей  

6-7 лет:

-   Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

-   Считать до 10 и дальше.

-   Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

-   Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

-   Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >). - Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения. - Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

-   Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

-   Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

-   Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

-   Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

-   Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

-   Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать

-   Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

-   Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

-   Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

-   Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Иметь представление

-   О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

-   О временных интервалах: временем суток, года. - Об определении времени по часам

-   О количественной характеристике числа.

 

 

Учебно-методический план  :

Год обучения

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Продолжительность  занятия

2019-2020

1

4

36

20-25 мин

2021-2022

1

4

36

25-30 мин

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план для детей 5-6 лет

 

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

Аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

1.  

Вводное занятие

1

 

1

мониторинг

2.  

«Продолжи закономерность»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

3.  

«Продолжи закономерность»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

4.  

«Считай не ошибись!»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

5.  

«Найди предмет такой же формы»,

 

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

6.  

«Четвертый лишний»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

7.  

«Подбери обувь»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

8.  

Третий лишний»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

9.  

«Сколько геометрических фигур?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

10.  

«Лабиринт. Дорисуй картинку».

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

11.  

 «Лабиринт. Дорисуй картинку».

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

12.  

«Дорисуй и раскрась»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

13.  

«Разложи лекарства»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

14.  

«Самый внимательный . Выложи по образцу» .

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

15.  

 «Что сначала, что потом?

Покажи

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

 

 

одинаковые цифры». 

 

 

 

 

16.  

«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». 

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

17.  

 «Разные дома. Забор»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

18.  

 «Продолжи закономерность»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

19.  

 «Какой домик лишний и почему?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

20.  

Закрепление пройденного материала

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

21.  

 «Круглый год»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

22.  

«Математическое домино»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

23.  

 «Выбери нужный предмет. 

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

24.  

 «Поменяй признак»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

25.  

«Логические цепочки»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

26.  

«Найди лишний предмет. Закончи рисунок». 

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

27.  

«Кого надо нарисовать?

Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»?

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

28.  

«Обведи дорожки»

0,5

0,5

1

Педагогическое наблюдение

29.  

«Найди нужную деталь. Построй домик». 

0,5

0,5

1

Педагогическое наблюдение

30.  

«Составь задачу и запиши»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

31.  

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

32.  

«Что сначала, что потом»

0.5

0.5

1

Педагогическое

   

Примечание: Количество часов в году по программе может быть скорректировано педагогом в соответствии со сроками набора детей в группы (начала и окончания занятий).  Количество  практических и теоретических часов по разделам и темам корректируется пропорционально общему количеству часов в учебном году. В целях выполнения учебного плана педагог имеет право повысить интенсивность образовательного процесса за счет сочетания различных форм обучения.

Учитывая индивидуальные способности ребенка по восприятию и усвоению информации, а также психологические характеристики личности и  индивидуальные образовательные потребности  детей, педагог имеет право в течение года вносить изменения в программу в рамках установленных часов, т.е. определять новый порядок и формы изучения материала, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки обучающихся.  

 

 

                 Содержание учебного плана программы (5-6 лет) Тема 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с группой и целями задачами кружка, планом работы на год. Правила поведения на занятии, ТБ. 

Практика: Мониторинг Диагностические задания. Уточнение объема знаний детей.

Тема 2. «Продолжи закономерность»  

Теория: Свойства предметов – цвет, форма, размер

Практика: закрепить пространственные отношения: на, под, над.  Тема 3. «Продолжи закономерность»

Теория: Свойства предметов - геометрические фигуры.  

Практика: закрепить пространственные отношения: на, под, над. 

Тема 4. «Считай не ошибись!» 

Теория: Сходство и различие между предметами.

Практика: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете 

Тема 5. «Найди предмет такой же формы»

Теория: Свойства предметов. Геометрические фигуры.

Практика: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. 

Тема 6. «Четвертый лишний»

Теория: Сходство и различие между предметами.

Практика: закрепление пространственные отношения: справа, слева. 

Тема 7. «Подбери обувь»

Теория: Свойства предметов.

Практика: сравнение предметов по всем показаниям величины 

Тема 8. «Третий лишний»

Теория:  Свойства предметов. Уменьшение и увеличение размера.

Практика: закрепить умение сравнивать группы предметов  Тема 9«Сколько геометрических фигур?» Теория: Сравнение групп предметов. 

Практика: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей 

Тема 10. «Лабиринт. Дорисуй картинку».

Теория: Сравнение групп предметов. Понятие "равенство"-"неравенство".

Практика: развивать пространственные представления, умение обобщать. 

Тема 11. «Лабиринт. Дорисуй картинку».

Теория: Сравнение групп предметов. 

Практика: развивать пространственные представления, умение обобщать. 

Тема 12. «Дорисуй и раскрась»

Теория: Отношение: часть-целое. Представление о действии "сложение".

Практика: закрепить отношение: часть - целое. 

Тема 13. «Разложи лекарства»

Теория: Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии "вычитание".

Практика: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение 

выражать свойства предметов в речи 

Тема 14. «Самый внимательный. Выложи по образцу» . 

Теория: Пространственные отношения: на, под, над.

Тема 15. «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Теория: Пространственные отношения: справа, слева.

Практика: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность 

Тема 16. «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Теория: Пространственные отношения: справа, слева.

Практика: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. 

Тема 17. «Разные дома. Забор» 

Теория: Пространственные отношения: между, посередине.

Практика: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части. 

Тема 18. «Продолжи закономерность» 

Теория: Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Практика: закрепить закономерности 

Тема 19. «Какой домик лишний и почему?»

Теория:  Пространственные отношения: впереди, сзади.

Практика: закрепить представление о многоугольниках 

Тема 20. «Укрась коврик»

Теория и Практика:  закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений. 

Тема 21. «Круглый год»

Теория : Временные отношения: раньше, позже.

Практика: закрепление названий месяцев в году. 

Тема 22. «Математическое домино»

Теория : развивать умение соотносить число и количество предметов Практика: выполнение упражнений по теме.

Тема 23. «Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики».

Теория: Обозначение отношений: больше- меньше.

Практика: Развивать внимание, воображение, наблюдательность. 

Тема 24. «Поменяй признак.».

Теория: Пространственные отношения: внутри- снаружи.

Практика: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять.

Логическое мышление. 

Тема 25. «Логические цепочки»

Теория: Понятие "Числовой отрезок".

Практика: закрепить представление о числовом отрезке.

Тема 26. «Найди лишний предмет. Закончи рисунок». 

Теория : Классификация, обобщение.

Практика : развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.  Тема 27. «Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней»? 

Теория: Сравнение, последовательности. Практика: развивать наблюдательность,  логическое мышление, умение делать умозаключения. 

Тема  28. «Обведи дорожки»

Теория: Пространственные отношения: впереди - сзади.

Практика: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. 

Тема 29. «Найди нужную деталь. Построй домик».

Теория и Практика: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание. 

Тема 30. «Составь задачу и запиши»

Теория: Порядковый счет. закрепление изученного материала.

Практика: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. 

Повторить изученного материала. 

Тема 31. «Опыты с кольцом и листом Мебиуса» Теория: Понятие "бесконечность".

Практика: познакомить с понятием бесконечность, со свойствами полученных в результате опытов фигур. 

Тема 32. «Что сначала, что потом» 

Теория: временные отношения: раньше - позже 

Практика: закрепить временные отношения: раньше - позже 

Тема 33. «Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини их вместе».

Теория: Задачи-загадки, задачи-шутки.

Практика: упражняться в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.  Тема 34. «Раскрась так же» «Путешествие по комнате»

Теория:  сравнение групп предметов по количеству

Практика: закрепить сравнение групп предметов по количеству.  Тема 35. «Путешествие по комнате»

Теория и Практика: Закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. 

Тема 36. Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов работы.

Практика: Мониторинг

 

 

Учебный план для детей 6-7 лет

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

Аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

1.  

Вводное занятие

1

 

1

мониторинг

2.  

«Где находится предмет?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

3.  

«Посчитай и обозначь цифрой»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

4.  

«Раздели на группы»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

5.  

«Засели домики»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

6.  

«Какой по счету?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

7.  

«Какой по счету?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

8.  

«Какое число больше?» 

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

9.  

«Найди нужный предмет»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

10.  

«Раздели на части»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

11.  

«Чего больше?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

12.  

«Больше или меньше?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

 

13.  

«Мы исследователи»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

14.  

«Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

15.  

«Магазин»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

16.  

«Создай картину »

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

17.  

«Который час?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

18.  

«Двигаемся по команде»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

19.  

«Что за чем следует?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

20.  

«Займи свое место»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

21.  

«Угадай сколько, если в

правой руке… то в левой …»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

22.  

«Назови слова с противоположным значением»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

23.  

«Измерь» 

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

24.  

«Сравни»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

25.  

«Сколько нас без одного?»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

26.  

«Реши задачу»

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

27.  

«Найди спрятанную игрушку »

0.5

0.5

1

Педагогическое наблюдение

28.  

«Что за чем следует»

0.5

0,5

1

Педагогическое наблюдение

29.  

«Составь задачу и запиши»

0.5

0,5

1

Педагогическое наблюдение

 

 

                 Содержание учебного плана программы (для 6-7лет) Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с группой и целями задачами кружка, планом работы на год. Правила поведения на занятии, ТБ. 

Практика: Мониторинг. Уточнение объема знаний детей. 

Тема 2. «Где находится предмет?»

Теория: Расположение предмета в пространстве.         

Практика:  развивать умение определять расположение предмета в пространстве

Тема 3. «Посчитай и обозначь цифрой»

Теория: Соотнесение количества предметов с цифрой.         Практика:  закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Тема 4. «Раздели на группы»

Теория:  Множество. Деление множества на части по признаку. Объединение частей по признаку.       

Практика: развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

Тема 5. «Засели домики»

Теория: Образование чисел. Количественный счет от 1 до 10. Практика: закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

Тема 6. «Какой по счету?»

Теория: Порядковый счет. Основы представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

Практика: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

Тема 7. «Какой по счету?»

Теория: Порядковый счет. Основы представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

Практика: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

Тема 8. «Какое число больше?»

Теория: Сравнение смежных чисел.

Практика: развивать умение сравнивать смежные числа.

Тема 9. «Найди нужный предмет»

Теория: Подбор предметов по слову, обозначающему форму.

Практика: упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

Тема 10. «Раздели на части»

Теория: Деление предметов на две, четыре и восемь равных частей, целое и части.

Практика: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

Тема 11. «Чего больше?»

Теория: Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий)  Практика: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры.

Тема 12. «Больше или меньше?»

Теория: Основы  понятий  о знаках: “<”, “>”. Умение применять.

Практика: закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.

Тема 13. «Мы исследователи»

Теория: Как  измерить объем жидких и сыпучих веществ. Результат измерения. Практика: развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.

Тема 14. «Назови фигуру и ее свойства. Сложи узор из счетных палочек».      Теория: Основы представлений о геометрических фигурах.  Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей. Практика: развитие представлений о геометрических фигурах.  Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

Тема 15. «Магазин»

Теория: Что такое монета. Монеты различного достоинства.

Практика: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.

Тема 16. «Создай картину »

Теория: Ориентировка на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). 

Практика: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

Тема 17. «Который час?»

Теория: Определение времени суток по часам.

Практика: развивать умение определять время по часам. Тема 18. «Двигаемся по команде» Теория: Направление движения.

Практика: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.

Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

Тема 19. «Что за чем следует?»

Теория: Увеличение и уменьшение чисел на "1".

Практика: развивать  умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.

Тема 20. «Займи свое место»

Теория: План комнаты. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Практика: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

Тема 21. «Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»

Теория: Моделирование отношений между числами числового ряда. Практика: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.

Тема 22. «Назови слова с противоположным значением»

Теория: Понятия : широко- узко, далеко – близко, выше-; меньше-; прибавить -; длинный-; толстый- и т.д.

Практика: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-?

Меньше-? Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.

Тема 23. «Измерь»

Теория: Измерение длины отрезка с помощью мерки.

Практика: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).

Тема 24. «Сравни»         

Теория: Сравнение смежных чисел, используя знаки"<"," >"

Практика: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки "<", " >".

Тема 25. «Сколько нас без одного?»

Теория: Составление арифметических задач.

Практика: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

Тема 26. «Реши задачу»

Теория: Структура задачи (понятия: условие, вопрос).

Практика: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

Тема 27. «Найди спрятанную игрушку »

Теория: План комнаты. Ориентировка в пространстве с помощью плана. Практика: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты, находить спрятанную игрушку.

Тема 28. «Что за чем следует»

Теория: Время года, месяцы и дни недели.

Практика: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели

Тема 29. «Составь задачу и запиши»         

Теория: Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание.

Практика: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений.

Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

Тема 30. «Опыты с кольцом и листом Мебиуса»

Теория: Свойства геометрических фигур полученных в результате их деформации.

Практика: познакомить со свойствами геометрических фигур полученных в результате их деформации.

Тема 31. «Разделите на 2 равные группы».         

Теория и Практика: развивать  умение работать в парах, следить за выполнением задания.

Тема 32. «Заблудившиеся  цифры»

Теория: Модель логического древа (две ветки).

Практика: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

Тема 33. «Запиши при помощи цифр»

Теория: Составление числового  выражения при помощи цифр и знаков.

Практика: развивать умение составлять числовое  выражение при помощи цифр и знаков. 

Тема 34. Развлечение «Юные математики»

Теория и Практика: закрепление изученного материала.

Тема 35.-36. Итоговое занятие Теория: подведение итогов года.

 Практика: Мониторинг. Уточнение объема усвоения изученного материала.

 

Методическое обеспечение

 

Методические рекомендации

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию. Методика  программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа   осуществляется под руководством педагога.   Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года.    Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

Возрастные особенности развития Особенности детей 5-6 лет.

Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления  (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной  ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.  

 

Особенности детей 6-7 лет.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

 

 

Список литературы

 

 Л.Г.Петерсон; Н.П.Холина «Раз-ступенька, Два-ступенька…»

 Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки» 

Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002

Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство-    ПРЕСС, 2001.

Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001. 

Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

Помораева  И.А., Позина  В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.

Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.

Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.

Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.

Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.

Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.

Помораева  И.А., Позина  В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.

 

 

Посмотрите также