Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Оценка 4.7
doc
19.11.2019
Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"
ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского технического творчества № 1

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 

«Юный дизайнер»

Всего часов – 288

 

 

                                                                                  

 

 

 Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович,

педагог дополнительного образования

 

 

г. Ульяновск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа «Юный дизайнер » разработана на основе  методического  конструктора , авторами которого являются  Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.( Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения) и федеральной программы «Дизайн» (Москва «Просвещение»1995г).

Актуальность программы обусловлена требованиями современной ситуации, когда прослеживается устойчивая потребность в познании и творчестве, максимальной реализации себя. В связи с этим большую популярность приобретает направление «детского дизайна», в котором творческая деятельность детей ориентирована как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых и полезных предметов составляющих их среду.

Занятия дизайном – одно из важнейших средств эстетического воспитания детей. На занятиях дизайном дети познают окружающий мир, самоутверждаются, всесторонне развиваются: дизайн углубляет и направляет эмоции, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, развивает внимание, фантазию, эрудицию. Занимаясь дизайном или детским декоративным рукоделием, воспитанник ощущает себя творцом, познаёт свою индивидуальность, создаёт свой мир.

Дизайн  имеет большое значение для умственного развития ребёнка: искусство содержит огромное количество информации о людях, их труде, обычаях.

Занятия дизайном влияют и на гражданское становление личности, так как изучение народных традиций и искусства своего народа воспитывают интерес к истории родного края и чувство патриотизма.

Всё это позволяет говорить о том, что на занятиях дизайном формируется и развивается творческое начало каждого ребёнка, а это, в свою очередь, помогает ему легче адаптироваться к изменчивости и непостоянству современного мира.

Предлагаемый широкий спектр творческой деятельности в программе вносит разнообразие в учебный процесс и расширяет круг художественных возможностей детей.

Направленность программы – художественная.

Важнейшими принципами построения программы являются:

Принцип наглядности. Эффективность обучения и воспитания  зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека, а тем более ребенка.  Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Необходимо сочетать применение наглядности со специальным мысленным формированием понятий. Наглядность обучения и, как следствие, воспитания обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстрацией учебных моделей, показов приемов работы и т.д.

Принцип доступности. Использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт от простого к сложному;

Принцип системности. Последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;

Гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;

Принцип природосообразности - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;

Принцип разнообразия и приоритет практической деятельности;

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;

Принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату.

Данная программа применима для детей с различным уровнем подготовки, важно чтобы педагог мог уделить внимание каждому ребёнку и вовремя направить его мысль и творчество в нужное русло. Ребёнку предлагается выполнить задание, соответствующее его возрасту, способностям, темпераменту. Программа предполагает тесное сочетание теоретической подготовки и обучение практическим навыкам в области дизайна.

Одним из главных аспектов в учебной деятельности по данной программе является дифференцированный подход к каждому. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Детей в этом возрасте больше увлекает сам процесс учения. И поэтому принцип «от простого к сложному» является одним из важнейших в достижении цели учебного процесса. Кроме этого, освоение нового материала облегчается методом копирования или работой по готовым схемам, шаблонам. Детей привлекает внешняя сторона предметов или явлений выполняемой деятельности и поэтому для развития познавательной деятельности школьника необходимо применять большое количество демонстрационного материала на занятиях.

Подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на занятиях. Они с готовностью берутся за создание  творческих проектов, макетов, в которых смело могут выразить своё креативное видение окружающего. В программе для воспитанников среднего школьного возраста предлагаются более сложные задания, требующие самостоятельного творческого подхода.

Знакомство обучающихся в разделе «Творческая деятельность дизайнеров» с основами композиции, законами формы и цвета открывает мир объективных начал искусства. Освоение работы с различными материалами и фактурами  помогают воспитанникам определить, что из предложенного больше им по душе. Это способствует выражению творческого «я». На занятиях раздела «Стили дизайна» воспитанники ощутят прикосновение различных эпох, и найдут ответы на вопросы «как и почему так изменились со временем многие предметы?», «чем отличается один стиль от другого?», « почему так связаны между собой архитектура и предметная среда?» и т.д.

Программа предусматривает также освоение различных видов декоративно-прикладного искусства (лепка, роспись, витраж). На таких занятиях обучающиеся получают навыки работы с различными материалами и фактурами. Тематическое рисование поможет освоению главных правил графики, цветоведения, формообразования. Занятия по художественному конструированию (бумагопластика, аппликация) развивают мелкую моторику и знакомят со свойствами бумаги и картона. Декоративно-пространственное моделирование (макеты, фризы) развивает объемно-пространственное воображение. Учебный процесс способствует умственному и эстетическому развитию обучающихся.

Темы «Прикладной дизайн», «Графический дизайн» открывают разнообразие и широту творческих возможностей и реализации замыслов учащихся. Кроме того, на занятиях формируется представление о творческой деятельности дизайнеров. В будущем это может помочь при профессиональном ориентировании. Взаимодействие в коллективе между обучающимися и педагогом помогают развивать чувство взаимовыручки и уважения к труду.

Программа объединения «Юный дизайнер» очень гибкая, что позволяет педагогу использовать элементы из разных учебных пособий, методик, журналов.

Цель программы - пробуждение  творческих сил и художественных способностей обучающихся, оказание практической квалифицированной помощи воспитанникам, проявляющим интерес к профессии дизайнера.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Обучающие задачи:

Формировать у детей представления о дизайне научить технологиям работы с различными материалами и текстурами;

Научить основам художественной композиции;

Научить создавать изделия своей конструкции;

Формировать навыки художественного конструирования (составление рисунков, чертежей-проектов, макетирование, моделирование) и проектирования.

2. Развивающие задачи:

Развивать познавательные и творческие способности личности ребёнка и взаимодействия  со сверстниками.

Развить сенсорные способности через изучение основ дизайна (цветоведения, формообразования, конструирование и моделирование)

Развивать умения синтезировать и анализировать полученные знания.

Способствовать расширению кругозора воспитанников, развитию художественного вкуса и чувства прекрасного с помощью проведения тематических бесед и посещения музеев, выставок.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к истории родного края и декоративно-прикладному творчеству.

Воспитывать культуру труда, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Воспитывать гражданственность и патриотизм.

Эстетическое и трудовое воспитание.

Срок реализации программы: 2 года.

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 11-14 лет.

Формы и режим занятий.

Первый год обучения (9-10лет)- занятия 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа).

Второй год обучения (10-11 лет)  – 2 раза в неделю по 2  часа (всего 144 часа).

Такая организация работы обусловлена психофизиологическими особенностями детей, санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации обучения.

Прогнозируемые результаты образовательной деятельности и способы их оценки:

К концу первого года обучения обучающиеся

должны  знать:

технологии работы с бумагой, картоном и другим материалом;

 приёмы и способы выполнения рисунка;

понятия: орнамент, ритм, контраст;

основы цветоведения;

правила санитарии, гигиены и техники безопасности.

должны уметь:

готовить рабочее место и распределять труд по операциям;

работать с предлагаемым инструментом и материалом;

выполнять основные приёмы лепки, аппликации, бумагопластики;

создавать модели по шаблонам, схемам.

К концу второго года обучения воспитанники должны

знать:

основные признаки композиции (целостность, доминанта и уравновешенность);

содержание видов дизайна;

особенности некоторых стилей дизайна;

более сложные операции работы с различным материалом;

должны уметь:

выполнять более сложные задачи художественного конструирования;

пользоваться научной литературой, уметь собирать информацию по той или иной теме, создавать тематические папки;

создавать модели  и макеты  по чертежам, а так же по  собственному замыслу;

работать над созданием коллективных работ.

Способы проверки результатов деятельности воспитанников: Основным итогом каждого года обучения является участие детей в выставках фестивалях и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Для оценки результативности образовательной программы используется диагностический инструментарий. Он позволяет оценить глубину знаний,  дать обучающимся самооценку и т.д.

В процессе обучения проводятся следующие виды контроля:

·     входной – выявление исходного уровня подготовки обучающихся, определение направлений и формы индивидуальной работы с обучающимися.

·     текущий  – определение уровня усвоения содержания учебного материала, корректировка учебно-тематического плана.

·     итоговый – определение уровня освоения программы.

 

Формами представления результатов деятельности объединения могут служить участие в городских выставках, областных и региональных выставках, фестивалях и конкурсах, создание творческих проектов детей.

 

 

 

 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1-ый год обучения)

 

Наименование раздела

Количество часов

 

всего

теория

практика

резерв

контроль

1.

Вводное занятие.

2

1

1

 

 

2.

Творческая деятельность дизайнера.

8

2

4

 

2

3.

Понятие о декоративной композиции.

 

 

26

 

 

2

 

 

16

 

 

6

2

4.

Тематический рисунок.

10

2

8

 

8

2

5.

Декоративное рисование.

 

 

22

 

 

2

 

 

16

 

2

2

6.

Лепка.

20

 

2

6

 

2

7.

Стили дизайна.

 

10

 

2

 

8

 

 

8.

Декоративно- пространственное моделирование

 

22

 

2

 

10

 

6

 

 

 

2

 

 

9.

Прикладной дизайн.

22

2

12

6

2

10.

Заключительное занятие

2

 

2

ИТОГО

144

17

83

28

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно-тематический план. (1-й год обучения)

Название темы и раздела

Всего часов

занятий

раздела

 

всего

теория

практика

резерв

контроль

1

 

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.   

2

1

1

 

 

2-5

2

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРОВ.    

8

2

4

 

2

2

 

Истоки дизайна. Виды дизайна.

Основы цветоведения.

2

2

 

 

 

3

 

Технологический процесс изготовления бумаги различных фактур

2

 

2

 

 

4

 

Покраска фонов. Смешение цветов

   

2

 

2

 

 

5

 

 Упражнения по развитию творческого воображения.

2

 

 

 

2

6-18

3

ПОНЯТИЕ О ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ  

26

2

16

6

2

6

 

Понятие о многокрасочной орнаментальной композиции

2

2

 

 

 

7-8

 

Искусство Гжели.  Приёмы росписи – капельки, мазок, штрихи.

4

 

4

 

 

9-10

 

Особенности Городецкой и росписи. Технология выполнения орнаментальной многокрасочной композиции

4

 

4

 

 

11

 

Составление орнамента в круге, квадрате, прямоугольнике.

2

 

2

 

 

12

 

Создание орнаментальных композиций в круге, овале. Изготовление сувенира в стиле «Гжель».

2

 

2

 

 

13-14

 

Городецкая роспись.

4

 

4

 

 

15

 

Основные цвета и элементы росписи. Кистевые приёмы.

2

 

2

 

 

16-17

 

Хохломская роспись. Верховое письмо. Кистевые приёмы травного орнамента. Особенности композиции.

4

 

4

 

 

18

 

Творческая работа

2

 

 

 

2

19-28

 4

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК.   

10

2

8

8

2

19

 

Рисунок – основа творческой деятельности дизайнера.

2

2

 

 

 

20-21

 

Рисование по памяти

4

 

2

2

 

22-23

 

Рисование по представлению

4

 

2

2

 

24-25

 

Рисование с натуры простым карандашом

4

 

2

2

 

26-28

 

Разработка дизайн-проекта организации пространства праздника «Новый год».

6

 

2

2

2

29-39

5

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.

22

2

 

16

 

2

2

29

 

Природа и декоративно-прикладное искусство.

2

2

 

 

 

30

 

Способы стилизации и декорирования.

2

 

2

 

 

31

 

 Витражи .

2

 

2

 

 

32

 

Точка, линия, плоская фигура, объёмная форма.

2

 

2

 

 

33

 

Стилизация. Создание тематических папок.

2

 

2

 

 

34-35

 

Открытки. Упаковки. Создание декора.

4

 

2

2

 

36

 

Растительные формы. Мотивы живой природы.

2

 

2

 

 

37

 

Различные способы изображения элементов природы, в зависимости от задачи.

2

 

2

 

 

38

 

Работа по готовым композициям.

2

 

2

 

 

39

 

Творческая работа: декорирование объёмных форм.

2

 

 

 

2

40-44

6

ЛЕПКА.

20

 

2

6

 

2

40

 

В гостях у скульптора».

2

2

 

 

 

41

 

 Солёноё тесто

2

 

2

 

 

42

 

 Способы лепки. Лепка малых объёмных форм, подвесок.

2

 

2

 

 

43

 

Создание рельефных композиций.

2

 

2

 

 

44

 

Малые рельефные панно.

2

 

 

 

2

45-49

7

СТИЛИ ДИЗАЙНА.    

10

2

8

 

 

45

 

Связь  исторических эпох со стилями искусства.

2

2

 

 

 

46

 

 

 

 

Сообщения по темам.

2

 

2

 

 

47

 

Создание тематических папок.

2

 

2

 

 

48

 

Коллажи.

2

 

2

 

 

49

 

Создание цветовых композиций соответствующему стилю.

 

2

 

 

 

2

 

50-60

 

8

ДЕКОРАТИВНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ.

22

2

10

6

 

 

2

 

 

51

 

    Основы графического дизайна.

2

2

 

 

 

52-53

 

Азбука бумагопластики

4

 

2

2

 

54-56

 

Упражнения. Работа по шаблонам и схемам.

6

 

4

2

 

57-58

 

Развёртки. Плоскостные композиции 

4

 

2

2

 

59-60

 

Объёмные формы. Макет.

 

4

 

2

 

2

 

61-71

 

9

ПРИКЛАДНОЙ ДИЗАЙН.

22

2

12

6

2

61

 

   

«Аксессуары для дома».

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

62-64

 

Работа из подручного материала.

6

 

4

2

 

65-67

 

Декорирование сосудов различной величины и формы.

6

 

4

2

 

68-71

 

Творческие работы по созданию декоративных «украшений» для интерьера.

 

8

 

4

2

2

72

10

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

И  т  о  г  о

144

17

83

28

16

 


 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2-ой год обучения)

 

№ п/п

ТЕМА

Количество часов

всего

теория

практика

резерв

контроль

1.

  Вводное занятие.

2

1

1

-

-

2.

  Цветоведение и композиция.

18

2

14

2

2

3.

  Тематический рисунок

14

2

12

 

 

4.

  Декоративное рисование.

22

2

18

 

2

 

5.

  Лепка.

16

2

8

4

2

6.

  Стили дизайна

10

 

2

6

-

 

 

2

7.

  Декоративно- пространственное моделирование.

22

2

14

4

2

8.

  Графический дизайн.

12

2

6

2

2

 

9.

  Декоративный дизайн.

22

2

12

6

2

10.

  Проведение выставки

4

2

 

2

11.

  Заключительное занятие

2

 

2

ИТОГО

144

17

91

18

18

 

 


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 год обучения)

 

Название темы и раздела

Всего часов

занятий

раздела

 

всего

теория

практика

резерв

контроль

1

 

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.   

 

2

1

1

-

-

2-10

2

     ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ.    

 

18

 

2

 

14

2

2

2

 

Теория цвета. Цветовой спектр.

2

2

 

 

 

3

 

 

Получение вторичных и третичных цветов. Работа с цветовым кругом

2

 

2

 

 

4

 

Основные принципы организации декоративной композиции.

2

 

2

 

 

5

 

Повторение элементов дизайна  

2

 

2

 

 

6

 

Цвет и оттенки. Создание цветовых композиций в тёплых, холодных и ахроматических цветах.

2

 

2

2

 

7-8

 

Создание различных типов композиций. Контрастность.

4

 

4

 

 

9-10

 

Творческая работа по теме.

 

4

 

2

 

2

11-17

3

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК

14

2

12

 

 

11

 

 

Повторение и закрепление правил выполнения рисунков.

2

 

2

 

 

12

 

Знакомство с новыми техниками

2

 

2

 

 

13

 

Художественная шкатулка

2

2

 

 

 

14

 

Рисование натюрмортов с натуры.

2

 

2

 

 

15

 

Рисование по восприятию предметов в интерьере.

2

 

2

 

 

16

 

Рисование архитектурных объектов. Рисование

улиц по представлению

2

 

2

 

 

17

 

Рисование растений, Зарисовки домашних животных.

2

 

2

 

 

18-28

 

 4

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.   

22

2

18

 

2

 

18

 

 

Стилизация зооморфного стиля.

2

2

 

 

 

19

 

Городецкая роспись мотив-птица, конь.

2

 

2

 

 

20

 

Повторение изученных элементов росписи. Усложнение оживок мотивов.

2

 

2

 

 

21

 

Составление эскиза и работа в материале.

2

 

2

 

 

22

 

Хохломская роспись . Роспись под фон

2

 

2

 

 

23

 

 Изучение и стилизация главных элементов росписи в растительно-травяном орнаменте и фоновой росписи

2

 

2

 

 

24

 

Роспись простых и объёмных изделий

2

 

2

 

 

25

 

Составление композиций с применением стилизованных элементов.

2

 

2

 

 

26

 

Создание тематических папок по видам росписи.

2

 

 

 

2

27

 

Витражная роспись

2

 

2

 

 

28

 

Роспись объёмных форм, панно.

2

 

2

 

 

29-36

5

ЛЕПКА

16

2

 

8

 

4

2

29

 

Гончарное искусство

 

2

2

 

 

 

30-31

 

Повторение техники лепки из различного материала.

4

 

2

2

 

32

 

Способы лепки.

2

 

2

 

 

33-34

 

Лепка объёмных форм, создание рельефных композиций.

4

 

2

2

 

35

 

Создание больших рельефных панно собственного сочинения.

2

 

 

 

2

36

 

Цветовые решения.

 

2

 

2

 

 

37-41

6

 СТИЛИ ДИЗАЙНА

10

 

 

2

6

 

-

 

 

2

37

 

Связь  исторических эпох со стилями искусства. Просмотр иллюстраций

2

2

 

 

 

38

 

Сообщения по темам.

2

 

2

 

 

39

 

Подбор материала для тематических папок.

2

 

2

 

 

40

 

Коллажи.

 

2

 

2

 

 

41

 

Упражнения по развитию творческого воображения.

 

2

 

 

 

2

42-52

 

7

ДЕКОРАТИВНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

22

2

14

4

2

42

 

Понятия:  обмер предметов, макет, интерьер, зонирование.

2

2

 

 

 

43

 

Повторение техник и способов работы с бумагой, картоном.

2

 

2

 

 

44

 

Упражнения по бумагопластике, конструированию.

2

 

2

 

 

45

 

Изображение предметов в масштабе, нанесение размеров.

2

 

2

 

 

46

 

Работа по шаблонам. Разработка развёрток. Изготовление фризов.

2

 

2

 

 

47-48

 

Конструирование объёмных форм (мебель, архитектурные элементы, ландшафт).

4

 

2

2

 

49-50

 

 Макет или действующая модель

4

 

2

2

 

51-52

 

Проектное задание «Создание макета детского городка или площадки».

 

 

4

 

2

 

2

53-58

8

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

12

2

6

2

2

 

53

 

Содержание и особенности графического дизайна.

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

54

 

 Правила создания эмблем, фирменного стиля. 

2

 

2

 

 

55-56

 

Изготовление упаковок, открыток.

4

 

2

2

 

57

 

Работа со шрифтом, создание логотипа, эмблем.

2

 

2

 

 

58

 

Творческое занятие: Разработка фирменного стиля».

 

2

 

 

 

2

 

59-69

 

9

ДЕКОРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН

22

2

12

6

2

59

 

Дизайн и декоративно прикладное творчество.  Арт-дизайн».

2

2

 

 

 

60-64

 

Освоение новых техник декорирования: декупаж, декор из шнура и ткани, папье-маше, природный материал, марблс

10

 

8

2

 

65-66

 

Создание сувениров собственного сочинения.

4

 

2

2

 

67-68

 

Роспись дерева, стекла.

4

 

2

2

 

69

 

Творческие проекты на тему по выбору. Изготовление фондовых работ.

2

 

 

 

2

70-71

10

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКИ 

4

2

 

 

2

70

 

Отбор и оформление работ. Составление каталога Оформление рекламы.

2

2

 

 

 

71

 

Монтаж выставки. Проведение и закрытие выставки.

2

 

 

 

2

72

11

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

2

 

 

 

2

 

 

И  т  о  г  о

144

17

91

18

18

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1-ый год обучения)

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.     2 часа

Теоретическая часть.       1 час

Знакомство с основами дизайна. Основные принципы композиции.

Беседа: «Что такое дизайн». Программа занятий, материалы и инструменты. Знакомство с материалами и инструментами. Правила поведения в учебном помещении. Техника безопасности (основы санитарии и гигиены; организация рабочего места, правила работы с инструментами, материалами).

Практическая часть.       1 час

Упражнения-тренинги, упражнения на развитие творческого воображения. Экономия материалов и средств.

2.ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРОВ.     8 часов

Теоретическая часть.       2 часа

Истоки дизайна. Виды дизайна. Основы цветоведения (основные и дополнительные цвета; хроматические и ахроматические цвета).

 Практическая часть.      6 часов

Технологический процесс изготовления бумаги различных фактур (под мрамор, ритмическим узором, с помощью трафаретов, напылением). Покраска фонов. Смешение цветов. Упражнения по развитию творческого воображения.

3. ПОНЯТИЕ О ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ     26 часов

Теоретическая часть.       2 часа

Понятие о многокрасочной орнаментальной композиции. Цвет, форма, ритм в декоративной композиции. Сочетание цветов в природе. Искусство Гжели. Особенности Городецкой и хохломской росписи: немного истории.  Техника безопасности при работе с ножницами.

Практическая часть.        24 часа

Технология выполнения орнаментальной многокрасочной композиции на плоскости из простейших геометрических фигур и использованием основных и дополнительных цветов. Составление орнамента в круге, квадрате, прямоугольнике.

1. Гжель. Приёмы росписи – капельки, мазок, штрихи. Роспись на бумаге, закрепление навыков кистевых приёмов. Создание орнаментальных композиций в круге, овале. Изготовление сувенира в стиле «Гжель».

2. Городецкая роспись. Основные цвета и элементы росписи. Кистевые приёмы. Письмо мотивов росписи  (бутон, купавка, розан, ромашка, роза, листок). Составление композиций по схемам. Роспись малых плоских изделий.

3. Хохломская роспись. Верховое письмо. Кистевые приёмы травного орнамента. Особенности композиции. Основные цвета и элементы росписи. Составление композиций по схемам. Роспись малых плоских изделий.

4.ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК.     10часов

Теоретическая часть.       2 часа

Рисунок – основа творческой деятельности дизайнера. Понятие о тематическом рисунке. Виды рисунков. Инструменты, материалы и технические приемы. Понятия: объём, свет, тень, перспектива.

Практическая работа.       8 часов

Рисование по памяти: объекты природы. Рисование по представлению: транспорт будущего, город будущего и т.п. Рисование с натуры простым карандашом: натюрморты из различных объёмных форм. Компоновка, свет, тень, обобщение.

Философия Новогоднего праздника. Разработка дизайн-проектов организации пространства праздника «Новый год».

5. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.     22 часа

Теоретическая часть.       2 часа

Природа и декоративно-прикладное искусство. Способы стилизации и декорирования. Точка, линия, плоская фигура, объёмная форма. Витражи  (роспись по стеклу).

Практическая часть.       20 часов

Точка, линия, плоская фигура, объёмная форма. Стилизация. Создание тематических папок. Открытки. Упаковки. Создание декора. Растительные формы. Мотивы живой природы. Различные способы изображения элементов природы, в зависимости от задачи.

Роспись по стеклу. Работа по готовым композициям. Творческая работа: декорирование объёмных форм.

6.ЛЕПКА.     18 часов

Теоретическая часть.       2 часа

Беседа «В гостях у скульптора». Что такое скульптура её виды (круглая, рельеф). Инструменты. Солёноё тесто (характеристика материала, рецепт, замес, способы сушки). Техника безопасности работы.

Практическая часть.       16часов

Подготовка сырья и инструментов к работе. Способы лепки. Лепка малых объёмных форм, подвесок. Создание рельефных композиций. Малые рельефные панно.

7.СТИЛИ ДИЗАЙНА.     10 часов

Теоретическая часть.       2 часа

Связь  исторических эпох со стилями искусства. Беседы « Египет», «Греция», «Готика».

Практическая часть.       8 часов

Просмотр иллюстраций исторических  и архитектурных памятников. Их характеристика и сравнение. Сообщения по темам. Создание тематических папок. Коллажи. Создание цветовых композиций соответствующему стилю.

8. ДЕКОРАТИВНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ.

    22 часа

Теоретическая часть.       2 часа

Основы графического дизайна. Характеристика и выбор материала.  Инструменты. Техника безопасности.

Практическая часть.       20 часов

Азбука бумагопластики: приёмы и техники работы с бумагой, картоном. Упражнения. Работа по шаблонам и схемам. Развёртки. Плоскостные композиции  (аппликации, открытки, коллажи). Объёмные формы. Макет.

9.ПРИКЛАДНОЙ ДИЗАЙН.     20 часов

Теоретическая часть.       1 час

Беседа «Аксессуары для дома». Материалы и инструменты.

Практическая часть.       19 часов

Работа из подручного материала. Декорирование сосудов различной величины и формы. Творческие работы по созданию декоративных «украшений» для интерьера.

10. ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКИ.      4 часа

Практическая часть.       4 часа

Отбор и оформление работ. Составление каталога участников. Оформление рекламы. Монтаж выставки. Проведение и закрытие выставки.

11.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.      2 часа

Теоретическая часть       1 час.

Подведение итогов выставки. Задание и рекомендации на летние каникулы.

 Практическая часть.       1 час Приведение в порядок тематических папок и инструментов.

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(2-ой год обучения)

 

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.     2часа

Теоретическая часть.       1 час

Программа занятий. Выбор актива. Правила охраны труда.

Практическая часть.      1час

Демонстрация и обсуждение летнего домашнего задания.

2. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ.      18часа

Теоретическая часть.     4 часа

Основы теории цвета. Цветовой спектр. Влияние цвета на человека.

Основные принципы организации декоративной композиции.

Практическая часть.     14 часов

Повторение элементов дизайна (пространство, линии, форма, цвет). Получение вторичных и третичных цветов. Работа с цветовым кругом: дополнительные, тёплые и холодные цвета. Цвет и оттенки. Создание цветовых композиций в тёплых, холодных и ахроматических цветах.

Создание различных типов композиций: замкнута композиция, открытая, симметричная, ассиметричная, статичная. Контрастность. Творческая работа по теме.

3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСУНОК.     14 часов

Теоретическая часть.      2 часа

Повторение и закрепление правил выполнения рисунков. Знакомство с новыми техниками. Особенности работы красками, пастелью, тушью. Закрепление понятий: объём, свет, тень, перспектива. Цикл бесед и сообщений «Художественная шкатулка» (истории о знаменитых художниках, о художественных произведениях, цвете и т.п.)

Практическая часть.     12 часов

Рисование натюрмортов с натуры. Рисование по восприятию предметов в интерьере. Рисование улиц по представлению. Рисование растений (акварель, пастель). Зарисовки домашних животных. Рисование архитектурных объектов.

4.ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.     22 часа

Теоретическая часть.      2 часа

Стилизация зооморфного стиля. Создание тематических папок. Городецкая роспись: мотив-птица, конь. Хохломская роспись: особенности и отличия растительного и фонового орнамента. Повторение и углубление правил составления орнаментальных композиций. Витражная роспись: правила составления композиции, знакомство с новыми красками и работа с ними.

Практическая часть.       20 часа

Создание тематических папок по видам росписи.

Городецкая роспись: прописываем  мотивы - птица, конь. Повторение изученных элементов росписи. Усложнение оживок мотивов. Составление эскиза и работа в материале.

Хохломская роспись: составление схем композиций. Роспись под фон, особенности этого вида росписи. Изучение и стилизация главных элементов росписи в растительно-травочном орнаменте и фоновой росписи. Составление композиций с применением стилизованных элементов. Роспись простых и объёмных изделий.

Витражная роспись. Составление эскизов. Роспись стекла по разработанным композициям. Роспись объёмных форм, панно.

5.ЛЕПКА.     16 часов

Теоретическая часть.     2 часа

Беседа: «Гончарное искусство». Свойства материала и его разнообразие. Повторение техники лепки из различного материала. Техника безопасности.

Практическая часть.     14 часа

Подготовка сырья и инструментов к работе. Способы лепки. Лепка объёмных форм, создание рельефных композиций. Создание больших рельефных панно собственного сочинения. Цветовые решения.

6.СТИЛИ ДИЗАЙНА.     10 часов.

Теоретическая часть.     2 часа

Связь  исторических эпох со стилями искусства. Беседы «Возрождение», «Русское барокко», «Модерн».

Практическая часть.      8 часов

Просмотр иллюстраций исторических  и архитектурных памятников. Характеристика и особенности стилей. Анализ и сравнение стилей. Сообщения по темам. Подбор материала для тематических папок. Коллажи. Создание цветовых композиций соответствующему стилю. Упражнения по развитию творческого воображения.

7. ДЕКОРАТИВНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

22 часа

Теоретическая часть.      2 часа

Понятие обмера предметов: масштаб, нанесение размеров, оформление работ. Понятия: макет, интерьер, зонирование. Материал и инструменты. Техника безопасности.

Практическая часть.      20 часов

Повторение техник и способов работы с бумагой, картоном. Упражнения по бумагопластике, конструированию.

Изображение предметов в масштабе, нанесение размеров. Работа по шаблонам. Разработка развёрток. Изготовление фризов. Конструирование объёмных форм (мебель, архитектурные элементы, ландшафт). Макет или действующая модель (например - жилое помещение, архитектурные объекты и т.п.). Проектное задание «Создание макета детского городка или площадки».

8.ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН.      12 час

Теоретическая часть.     2 часа

Содержание и особенности графического дизайна. Правила создания эмблем, фирменного стиля. Виды шрифтов. Значение цвета.

Практическая часть. 10 часов

Изготовление упаковок, открыток. Работа со шрифтом, создание логотипа, эмблем. Творческое занятие: «Разработка фирменного стиля».

9. ДЕКОРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН.     22 часов

Теоретическая часть     4часа

Беседы « Дизайн и декоративно прикладное творчество». «Вторая жизнь предметов или Арт-дизайн».

Практическая часть.     18 часов

Освоение новых техник декорирования: декупаж, декор из шнура и ткани, папье-маше, природный материал, марблс, и т.п. Создание сувениров собственного сочинения. Роспись дерева, стекла. Творческие проекты на тему по выбору. Изготовление фондовых работ.

10.ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКИ 

4 часа

Практическая часть. 4 часа

Отбор и оформление работ. Составление каталога участников. Оформление рекламы. Монтаж выставки. Проведение и закрытие выставки.

11.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.    2 часа

Теоретическая часть.     1 час

Подведение итогов выставки. Анализ работы, рекомендации.

Практическая часть.     1 час

Приведение в порядок тематических папок, инструментов, оборудования, учебного помещения.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешной реализации программы  используются современные педагогические технологии (технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения) и традиционные методы: словесный, наглядный, практический, а также проблемно – поисковый и метод «проб и ошибок».

В процесс обучения включены следующие формы работы:

Индивидуальные: консультации, работа с технологическими картами, практическая работа над проектом, исследовательская деятельность.

Творческие задания: проектирование различных объектов, составление собственных технологических карт, упражнения  игрового характера и на развитие визуальной памяти и воображения.

Выставки: внутри объединения, городские, областные, всероссийские; тематические; по возрастам.

Экскурсии:  в выставочные залы, музеи, на производства, архитектурных памятников города и области.

Конкурсы: внутри объединения, городские, областные, всероссийские рисунка, плаката, декоративно-прикладного и технического творчества; конкурсы семейного творчества.

Тематические беседы, викторины, игры, конкурсы, мастерские. А также  посещение выставок, музеев,

Исходя из вышеперечисленных форм работы следуют основные методы обучения:

Словесные методы используются при объяснении новых тем или в виде тематических бесед (вводная, закрепляющая).

Наглядные методы необходимы на каждом занятии. С помощью методов иллюстрации (репродукций картин, зарисовок, макетов); демонстрации, (мультимедийных презентаций, видеофильмов) занятия приобретают яркую окраску и пробуждают у обучающихся эмоциональное восприятие тем.

Практические методы составляют большую часть в решении задач программы. Графические, воспроизводящие упражнения, творческие работы, викторины, дидактические игры способствуют высокому усвоению практического аспекта занятий.

Метод творческих проектов. Этот метод используется на занятиях в течение всего периода обучения и позволяет развивать исследовательские и творческие способности, осознать значимость труда ребенка. Каждый обучающийся под руководством педагога ежегодно выполняет творческий проект. Примерная тематика творческих проектов: «Мой любимый уголок», «Несуществующий город», «Эксклюзивные подарки» и другие. Данный метод применяется как для младшего школьного звена, так и для старших воспитанников с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей каждого обучающегося. Благодаря такому подходу воспитанники воплощают свои самые необыкновенные замыслы.

Исследовательский метод: при выборе темы проекта дети проводят исследовательскую работу. Это позволяет не только развивать у детей самостоятельность или умение работать в коллективе, но и дает возможность детям приобрести необходимые для жизни навыки живого общения с людьми, общения через средства коммуникации, помогает социализироваться.

К этому методу относится написание рефератов и сообщений по определенным темам. Выполнение таких видов работ способствует расширению и закреплению знаний обучающихся по темам программы, помогает сформировать у воспитанников умение самостоятельной работы с различными источниками информации. К тому же самостоятельный поиск повышает мотивацию учебной работы, вселяет уверенность в своих силах, способствует самоутверждению в познавательной деятельности, развивает интеллектуальные способности, тренирует ассоциативную и смысловую память. В дальнейшем воспитанники защищают свои творческие проекты, рефераты перед своими одногруппниками. Лучшие проекты принимают участие в выставках и фестивалях по дизайну.

Кроме того, на занятиях применяются когнитивные методы (метод эмпатии, метод эвристических вопросов) и креативные методы (метод придумывания, метод образной картины).

Данные формы работы и методы обучения носят рекомендательный характер, и, как уже говорилось выше, программа очень гибкая, поэтому формы  и методы работы с детьми педагог может выбирать самостоятельно в зависимости от условий проживания, специфики учреждения, с учетом половозрастных особенностей детей.

На занятиях активно используется методический и дидактический материал, специально разработанный для проведения занятий. Иллюстративно-методическое обеспечение, тематические папки, видеоряд и презентации по темам «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Гжель», «Стили дизайна» делает подачу материала более доступной и привлекательной.

Методика занятий по различным темам помогает успешнее организовать учебный процесс:

«Упражнения по развитию творческого воображения» развивают воображение и фантазию.

«Технология выполнения композиций в технике бумагопластики» развивает моторику и навыки работы с бумагой, помогает освоить основы и правила декоративной композиции, а так же позволяет изучить свойства материала (бумага, картон).

Технологические карты помогают доступнее, нагляднее и быстрее понять обучающимся новый материал по конкретной теме. Например, «Технология изготовления декоративных открыток и упаковок», «Приёмы в технике бумагопластики и конструировании макетов». Кроме того, такие карты можно использовать для самостоятельных работ и закрепления  усвоенного материала. Занятия по дизайну не могут проводиться без использования шаблонов, схем, трафаретов.

В течении всего учебного года происходит тесное общение с родителями в виде бесед, рекомендаций и родительских собраний.

Формы и методы проведения занятий

1 год обучения

Разделы,
темы программы

Форма и методы обучения

Вводное занятие

Вводное занятие

Беседа, анкетирование, ознакомление обучающихся с курсом обучения на год.

Творческая деятельность дизайнера

Истоки дизайна

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный метод (иллюстрации).

Устный опрос.

Виды дизайна

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный метод (иллюстрации, фотографии, слайды).

Экспериментальная работа

Основы цветоведения

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный метод (видеофильм, иллюстрации).

упражнения.

Понятие о декоративной композиции.

 

Понятие о многокрасочной орнаментальной композиции

 

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное и групповое объяснение материала).

Демонстрационный метод (иллюстрации, схемы)

Видео метод (демонстрация презентации «Калейдоскоп»)

Практическая работа.

 

Цвет, форма, ритм

  - Словесный метод: рассказ, беседа «Сочетание цвета в природе» (объяснение нового материала).

Демонстрационный метод (показ, использование схем, образцов, иллюстраций).

Тесты: «Цвет и характер»

Практическая работа: коллаж «мой цвет», творческая работа «калейдоскоп орнаментов»

Выставка творческих работ

Декоративные росписи

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный метод (показ презентаций, использование схем, образцов, иллюстраций)

Упражнения по дидактическим карточкам.

Демонстрационный показ, использование методических разработок « Хохломская роспись», «Городец», «Гжель».

Практическая работа: обучение навыкам росписи, упражнения, творческие работы на бумаге и изделиях.

Устный опрос, рефлексия по теме «Декоративные росписи».

Гжель

Городецкая роспись

Хохломская роспись

Тематический рисунок.

Понятие о тематическом рисунке

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный показ (иллюстрации, фотографии, слайды)

Практическая работа (отработка приемов рисования, изготовление эскизов по шаблонам) Метод творческих проектов, креативный метод «придумывания»

Устный опрос, рефлексия по теме.

Понятия: объём, свет, тень, перспектива

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный показ презентации по теме.

Практическая работа.

Устный опрос, рефлексия по теме «Понятия: объём, свет, тень, перспектива»

Декоративное рисование.

Способы стилизации и декорирования

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала, групповая работа).

Демонстрационный показ.

Практическая работа по теме «мотивы живой природы», использование дидактических пособий.

Витражи (роспись по стеклу).

 

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала, индивидуальная работа с обучающимися).

Демонстрационный показ (иллюстрации)

Когнитивные методы: метод эмпатии, метод эвристических вопросов.

Креативные методы: метод придумывания, метод образной картины.

Практическая работа.

Работа с литературой.

Лепка.

Виды скульптуры и способы лепки

Словесный метод: рассказ, беседа «В гостях у скульптора» (фронтальное объяснение нового материала, индивидуальная работа с обучающимися).

Демонстрационный показ.

Практическая работа (отработка приемов лепки).

 

 

 

Лепка из солёного теста

 

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный показ (иллюстрации, фотографии, слайды)

Практическая работа (повтор работ по образцам и технологическим картам)

Метод творческих проектов, креативный метод «придумывания»

Стили дизайна

Связь  исторических эпох со стилями искусства

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный показ (иллюстрации).

Практическая работа.

Самостоятельная работа с литературой.

Метод творческих проектов (коллажи, написание рефератов, докладов, исследовательских работ).

Устный опрос, рефлексия по теме «Связь  исторических эпох со стилями искусств»

Декоративно-пространственное моделирование

Основы графического дизайна

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала, групповая работа).

Демонстрационный показ (иллюстрации).

Практическая работа (рисование, макетирование).

Креативные методы: метод придумывания, метод образной картины.

Устный опрос.

Азбука бумагопластики

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала, групповая работа).

Демонстрационный показ.

Практическая работа (отработка приёмов, упражнения, работа по шаблонам). (Приложение № 5)

Креативные методы: метод придумывания, метод образной картины.

Объемное макетирование.

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала, индивидуальная работа).

Демонстрационный показ (иллюстрации, слайды, готовые образцы изделий).

Практическая работа: упражнения, работа по шаблонам, метод копирования.

 Креативные методы: метод придумывания, метод образной картины.

Когнитивные методы: метод эмпатии, метод эвристических вопросов, метод гипотез и «Если бы…».

Прикладной дизайн

 

Изготовление

аксессуаров для дома

Демонстрационный показ (иллюстрации, слайды, готовые образцы изделий).

Практическая работа.

Метод творческих проектов (разработка и создание аксессуаров, описание проекта)

Самостоятельная работа с литературой.

Метод творческих проектов (написание рефератов, докладов, исследовательских работ, создание декора)

 

Исследовательская и творческая работа

Словесный метод: рассказ, беседа.

Демонстрационный показ (иллюстрации).

Экскурсии на тематические выставки по дизайну.

Практическая работа (рисование, макетирование).

Когнитивные методы: метод эмпатии, метод эвристических вопросов, метод гипотез и «Если бы…».

Креативные методы: метод придумывания, метод образной картины, «мозговой штурм», метод аналогий.

Метод творческих проектов (написание рефератов, докладов, исследовательских работ)

Защита творческих проектов

Участие в конкурсах, показах.

Итоговое занятие

Итоговое занятие

Беседа, подведение итогов за год.

Конкурсы, круглые столы, игровые программы.

Рефлексия учебного года

 

 

2 год обучения

 

Разделы,

темы программы

 

Форма и методы обучения

Вводное занятие

Вводное занятие

ознакомление обучающихся с курсом обучения на год, тест,

Цветоведение и композиция

 

 

Основы теории цвета Цветовой спектр

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное и групповое объяснение материала).

Демонстрационный метод (иллюстрации, схемы)

Видео метод

Практическая работа.

 


 

 

 

Влияние цвета на человека.

Словесный метод: рассказ, беседа «Сочетание цвета в природе» (объяснение нового материала).

Демонстрационный метод (показ, использование схем, образцов, иллюстраций).

Дидактические карточки: «Цвет в интерьере».

Практическая работа: коллажи, творческие работы по теме.

 

 

Основные принципы организации декоративной композиции

 

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный показ (иллюстрации, образцы композиций, схемы).

Практическая работа (отработка приемов составления композиций в круге, квадрате, полосе; эскизирование по шаблонам, цветовые решения).

Творческая работа по теме.

 

Тематический рисунок

Повторение и закрепление правил выполнения рисунков.

Устный опрос, рефлексия по теме.

Практическая работа.

Анализ работ. Обсуждение.

 

 

Знакомство с новыми техниками.

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный показ (иллюстрации, фотографии, слайды).

Практическая работа (отработка приемов рисования).

Метод творческих проектов, креативный метод «придумывания».

Анализ работ. Обсуждение.

 

Рисование по восприятию, представлению

Словесный метод: рассказ (фронтальное объяснение нового материала, групповая работа).

Демонстрационный показ (иллюстрации).

Практическая работа.

Анализ работ. Обсуждение.

Декоративное рисование

 

 

Стилизация зооморфного стиля

Словесный метод: рассказ, беседа.

Демонстрационный показ (иллюстрации).

Когнитивные методы: метод эмпатии.

Креативный метод «придумывания».

Практическая работа.

Анализ работ. Обсуждение.

 

 

 

 

Городецкая роспись.

 

 

Хохломская роспись.

 

 

Витражная роспись.

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный метод (показ презентаций, использование схем, образцов, иллюстраций).

Упражнения по дидактическим карточкам.

Демонстрационный показ, использование методических разработок « Хохломская роспись», «Городец», «Гжель».

Практическая работа: обучение навыкам росписи, упражнения, творческие работы на бумаге и изделиях.

Устный опрос, рефлексия по теме «Декоративные росписи».

Лепка

 

Лепка объёмных форм.

 

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала, индивидуальная работа с обучающимися).

Демонстрационный показ.

Практическая работа (отработка приемов лепки, подготовка сырья).

 

Создание рельефных декоративных композиций из солёного теста.

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный показ (иллюстрации, фотографии, слайды).

Практическая работа (повтор работ по образцам и технологическим картам).

Метод творческих проектов, креативный метод «придумывания».

Стили дизайна.

 

Связь  исторических эпох со стилями искусства.

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный показ (показ презентаций, иллюстрации).

Практическая работа.

Тесты, опросные карточки.

Метод творческих проектов (коллажи, написание рефератов, докладов, исследовательских работ).

Устный опрос, рефлексия по теме.

Декоративно-пространственное моделирование.

 

 

Понятие обмера предметов

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала, групповая работа - круглый стол).

Демонстрационный показ (схемы).

Практическая работа (рисование, макетирование).

Устный опрос.

 

 

Конструирование объёмных форм

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала, групповая работа - круглый стол).

Демонстрационный показ (схемы, чертежи, развёртки).

Практическая работа (рисование, макетирование).

Устный опрос. Таблицы-карточки.

 

 

 

Макет

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала, групповая работа - круглый стол).

Демонстрационный показ (схемы, чертежи, развёртки).

Практическая работа (рисование, макетирование).

Метод творческих проектов, креативный метод «придумывания».

Графический дизайн

 

Содержание и особенности графического дизайна

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный метод (видеофильм, иллюстрации).

Упражнения.

Метод творческих проектов.

 

 

Создание фирменно стиля

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный метод (иллюстрации).

Упражнения по творческому воображению.

Метод творческих проектов, креативный метод «придумывания».

Таблицы-карточки.

Декоративный дизайн.

 

 

Освоение новых техник декорирования

Словесный метод: рассказ, беседа (фронтальное объяснение нового материала).

Демонстрационный показ (образцы).

Практическая работа (упражнения, повтор работ по образцам и технологическим картам).

Метод творческих проектов, креативный метод «придумывания».

Устный опрос.

Подготовка и проведение итоговой выставки

Отбор и оформление работ. Составление каталога участников. Оформление рекламы. Монтаж выставки.

Заключительное занятие

Беседа, подведение итогов за год. Конкурсы, круглые столы, игровые программы.Рефлексия учебного года.

Средства для реализации программы.

Дидактические:  чертежи моделей и макетов, карточки с заданиями, образцы элементов и готовых изделий, шаблоны, трафареты, схемы, раздаточный материал, тематические папки. Иллюстрации и тематическая литература.

Материально-технические:

Оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест (12 посадочных мест), специальной мебели для хранения инструментов и материалов, аптечка

Инструменты:

Материалы:

ножницы

бумага различного качества

шило

картон различного качества

плакатные перья

трафареты

древесные материалы (шпон, ДВП, фанера)

кисти разных форм и размеров

ручки цветные

краски (акварель, гуашь, масло,    акрил)

резаки (канцелярские ножи)

тушь черная и цветная

различные линейки (рейсшина, транспортир, угольники и т.д.)

глина

калька

карандаши простые и цветные

палитры

маркеры

циркуль

пантограф

скрепки, кнопки

ластики

фломастеры

скалка, посуда для замешивания соленого теста

пинцеты

степплер

скотч

стеки для лепки

соль, мука

клей (ПВА, силикатный и т.д.)

фольга (различного качества)

ткань (различного качества)

природный материал

копировальная бумага

шпагат льняной и бумажный

проволока

лаки на водной основе

бросовый материал

воск

восковые мелки

Лак ПФ 283 (4-с) или бесцветный паркетный ПФ.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Браиловская Л. В. Арт-дизайн: красивые вещи / Серия « Стильные штучки».- Ростов н/Д: Феникс,2004Пантелеев. Г. Н. Детский дизайн. - М.: « Карапуз-дидактика», 2006.

Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

Васильева Е.Ю. Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательной программы. – Архангельск, 1999.

Дидактика: Учебно-методические материалы по курсу /Под ред.О.А. Абдулиной. – М.: Прометей, 1992.

Емельянова Т. Китаева Л., Любовь моя, хохлома.- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1986.

Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования – М.: школьная пресса, 2006 г.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Педагогика, 1989.

Куприсов Н. Гармония цвета вашего дома – Ростов н/Д.: Феникс, 2005

Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструировании – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

Костерин. Н.П.,  Учебное рисование. - М.: Просвещение, 1980

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Андрей Лунёв. Современное пособие по рисованию для юного художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна.- Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2006.

Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-справочник. – М.: Новая  школа, 1995.

Периодические издания: журналы «Интерьер вашего дома», «Декор», «Школа и производство», « Коллекция идей», « Ручная работа».

Радынова О.П. Авторские программы и методические рекомендации. – М.:  Гном-пресс, 1999

Субочева Е. Хохлома. Серия «Народные промыслы»- М.: Издательско-производственная фирма «Околица»,1997.

Сиденко А., Чернушевич В. Как стать автором педагогической разработки? // Школьные технологии – 1996. - №6 - С.87-96.

Теория и практика начального дизайна. Методический сборник / (сост. Т.М. Исиченко, В.М. Долгополов). – М., ГОУДОД ФЦТТУ 2009.

Традиционные промыслы и ремесла: Подписной альманах. – М.: Родникъ, 1997. - №3.

Федеральные программы дополнительного образования («Дизайн») (Москва «Просвещение»1995г).

 Холмянский Л.М, А.С. Щипанов «Дизайн», Москва, Просвещение, 1985 г.

Широков Н.Б Народные художественные промыслы Горьковской области.- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1981.

... //Posobie.ru/ Образовательный портал ucheba.com

электронная библиотека дизайна на сайте «Среда обитания» <http://library.sredaboom.ru>.

 (//eusi.h18.ru/index.shtml) Кукушкин В.С.Общие основы педагогики-библиотека eusi.url

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"

Дополнительная общеобразовательная программа " ЮНЫЙ ДИЗАЙНЕР"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2019