Дополнительная общеобразовательная программа "Актерское мастерство"

  • doc
  • 02.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Актерское мастерство.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

«ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

 

ФИЛИАЛ ДОЛ «ОСТАШЕВО»

 

 

 

                                                                       «Утверждаю»

                                                                                                 Директор филиала «Осташево»

                                                                                                     

                                                                                              А.Я. Хорец_______________

                                                                                                 «______»___________201___ г.

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования детей

Актерское мастерство

 

 

Художественная направленность

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации программы – 19 9ней

Возраст детей – 7 -15 лет

 

 

 

Московская область

Программа детского кружка «Актерское мастерство»

                             

(возраст детей- 7 -15 лет)

                                    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Театр, в котором играют дети, как и большинство культурных явлений, уходит своими корнями в синкретическую, по своей сущности, первобытную культуру. Развитие и осмысление этого явления в истории проходит по двум основным направлениям:

-     театр, в котором играют дети, как обучающая и развивающая среда;

-     театр, в котором играют дети, как осуществление поиска новой театральной реальной эстетики.

Эти два направления могут казаться принципиально разными. Ещё совсем недавно, в 80-е годы двадцатого века, на конференциях, посвящённых детскому театральному движению, режиссёры и педагоги убеждённо доказывали, что цели искусства и педагогики в детских театральных коллективах несовместимы. Однако реальная практика своим упорством часто опровергает самую убедительную теорию. Детские театральные коллективы, идущие самыми разными путями, снова и снова пытаются совместить решение педагогических и эстетических задач и не желают их разграничивать. В числе коллективов, работающих в этом направлении вот уже 16 лет, продолжает свою деятельность и Образцовый детско-юношеский театр-студия “Гелиос”.

За долгие годы работы с детьми самого разного возраста у педагогов театра-студии “Гелиос” сформировалось вполне чёткое и конкретное представление о том, в чём же заключается несомненная польза театра, в котором играют дети, - в развитии личности ребенка:

уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;

театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;

театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;

при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.

Данная программа является частью образовательной комплексной программы Образцового детско-юношеского театра-студии «Гелиос” и является вторым этапом обучения. Она направлена на решение ряда педагогических задач, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики.

Программа “Театр, в котором играют дети” построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

За время работы по данной программе осуществляется значительное количество творческих работ, но на протяжении всего процесса обучения перед педагогом, прежде всего, стоят учебные, а не художественные задачи.

Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.

Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актёрского образа в спектакле, просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий. Работа над ролью - это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между воспитанником и педагогом. Именно поэтому, программа по мастерству актера “Театр, в котором играют дети” подразумевает наличие индивидуальных и мелкогрупповых занятий по текущим темам. Индивидуальная работа является неотъемлемой и обязательной формой работы в процессе обучения комплексу театральных дисциплин. Каждый воспитанник имеет свои, сугубо личные особенности физиологического и психического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из воспитанников не осваивает тему сразу. Также нельзя допустить того, чтобы у воспитанников оставались белые пятна в пройденном материале, все возникающие проблемы необходимо решать сразу же, не упуская времени. В этом случае индивидуальная работа остаётся единственно возможным вариантом решения возникшей проблемы. Занятия проводятся один раз в неделю по тем темам, которые вызвали особое затруднение у воспитанников. Как показывает практика, чаще всего индивидуальная работа требуется по разделу сценической речи, а также на стадии работы над ролью. Педагог подбирает упражнения и задания исходя из конкретных проблем и вопросов конкретного воспитанника.

Создание образа - это сложный кропотливый процесс, требующий тесного контакта между педагогом и актёром-воспитанником. Определение характера персонажа, его предыстории, сквозного действия героя, речевых и пластических особенных элементов, как средств внешнего выражения внутренней сути - это долгий путь на пути сотворения роли. Невозможно представить себе этот хрупкий процесс исключительно в рамках групповых занятий. Стремление подвести всю работу к сугубо коллективной, чревато легковесным, обобщённым, показушным отношением к роли. Для этого в учебном плане предусмотрены индивидуальные часы работы с воспитанниками для более кропотливого, вдумчивого разбора ролевого материала. Также требуется индивидуальная работа с воспитанниками по сценической речи, так как качество речи студийцев на сцене и в жизни - это один из самых остро стоящих проблемных вопросов в сфере театрального воспитания и обучения детей.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

        Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;

. Создание творческого пространства, в котором органично могли

бы сосуществовать дети разных возрастов;

. Развитие творческого начала личности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

В воспитании:

        Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;

 

. Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;

. Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе;

        Воспитать художественный вкус;

. Научить воспитанников корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.

В развитии:

. Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;

        Развивать пластические и речевые данные воспитанников;

. Развивать воображение, фантазию и память.

В обучении:

        Научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над ролью;

        Увлечь детей театральным искусством;

        Расширить знания воспитанников в области драматургии.

Театр - искусство коллективное. Это прописная истина. И вместе с тем, театр - искусство индивидуальностей, ансамбль, объединённый одной общей целью. Этой целью обычно является постановка спектакля. Именно к достижению этой цели направлены все усилия, все компоненты творческого обучающего процесса. Именно в этом направлении бурно развивается фантазия и воображение воспитанников, как в области создания образа, так и в сфере создания костюмов, декораций, реквизита и т.д.

Начальный этап обучения

Итогом творческой работы группы на начальном этапе обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям.

Цели:

          •        развитие изначальной природной одарённости воспитанников;

        обучение элементарным основам по предметам театральных дисциплин;

        воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе

Задачи:

- в развитии:

 развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

        развивать навык абстрагирования от окружающей действительности при выполнении сценического действия через психофизический тренинг;

. развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.

-      в обучении:

        научить основам психофизического тренинга;

        научить основам верного дыхания;

        научить оценивать сценические события;

        познакомить с законами выстраивания простейшего сценического действия.

-      в воспитании:

        воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других студийцев;

        привить бережное отношение к театральному реквизиту, костюмам, репетиционному помещению и т.д.;

        воспитывать в студийцах творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.

К концу первого этапа обучения воспитанник должен Знать:

-      понятия: “органика”, “этюд”, “оценка”, “органическое молчание”, “реквизит”, “сценическое событие”, “декорации”, “действие”, “предлагаемые обстоятельства”, “если бы я ...”;

-      индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;

-      5-10 упражнений психофизического тренинга;

-      приемы разминки и разогрева тела;

-      5-7 новых скороговорок на проблемные звуки;

-      5-10 упражнений речевого тренинга.

 

Уметь:

-     построить на основании заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием и развязкой;

-     целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде;

-     обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы;

-     направлять звук в основные резонаторы трех регистров;

-     создавать самостоятельно выбранный или заданный педагогом звуковой образ;

-     участвовать в воплощении пластического образа в этюде;

-     подключать заданные педагогом предлагаемые обстоятельства в создание этюда;

-     построить простейшее сценическое действие собственного персонажа в небольшом отрезке сценического времени.

Второй этап обучения

Второй обучения обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей студийцев. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).

На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.

Немаловажным является также продолжение работы над психофизическим и речевым аппаратом студийцев: тренинги в этих двух направлениях не прекращаются, а, наоборот, тяготеют ко всё более усложняющимся упражнениям.

На втором этапе обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.

По итогам творческой работы групп второго этапа обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.

Цели:

        Развитие актёрской психотехники воспитанников;

        Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;

. Воспитание партнерских отношений в работе студийцев.

Задачи:

      в развитии:

        развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;

        развить актёрское внимание, воображение и фантазию студийцев через упражнения психофизического тренинга;

        развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.

      в обучении:

        научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;

        научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;

        научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;

        научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;

        научить основам реализации пластического образа персонажа.

      в воспитании:

        воспитать чувство ответственности за партнёров;

        привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;

        воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

К концу второго этапа обучения воспитанник должен

Знать:

      приемы освобождения мышц;

      правила орфоэпии и уметь самостоятельно применять их в работе с текстом;

      законы логического построения речи;

      как развивать свой психофизический аппарат;

      комплекс упражнений речевого и пластического тренинга;

      5-7 новых скороговорок;

      текст и канву сценического действия своей роли;

      понятия: “пантомима”, “сюжет”, “сценическое действие”, “монолог”, “диалог”, “пристройка”, “сценическая задача”, “логика поведения”, “конфликт”.

Уметь:

      тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей;

      устанавливать и удерживать дыхательную опору звука;

      организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров;

      находить элементы характерного поведения персонажа;

      давать краткое словесное описание внешнего портрета и основных черт характера персонажа пьесы;

      самостоятельно проводить групповую разминку;

      сочинить и воплотить пластический образ в этюде;

      объяснять условия задания группе и организовывать его выполнение;

      произносить скороговорки в разных темпах и при нагрузках.

3 Этап обучения

На третьем этапе вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей, именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.

Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Более глубоко и расширенно проходит процесс создания актёрского образа: студийцы сочиняют сценические биографии своих героев, чтобы более достоверно вжиться в свой персонаж; ищут средства воплощения образа в эпизодической роли, в массовой сцене. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.

Одновременно с постановкой спектакля проходит работа еще по одному необычайно важному для актёрского мастерства направлению

       это ораторское искусство. На протяжении двух первых годов обучения работа в этой сфере проходит с большим упором на техническую область сценической речи, чем на художественную. На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и присвоения текста роли актёром.

Результатом творческой работы третьего этапа обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год и один - два чтецких номера в репертуаре студийцев.

Цели:

        Развитие абстрактного творческого мышления;

        Формирование профессиональных навыков и умений;

        Объединение студийцев в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.

Задачи:

       в развитии:

        Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;

        Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;

        Развивать у студийцев способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.

       в обучении:

        Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;

 

. Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;

-        Обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

      в воспитании:

-        воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;

. привить культуру исполнительского мастерства;

. привить интерес к культуре речи.

К концу третьего этапа обучения воспитанник должен Знать:

      понятия: “сквозное действие”, “монтировка спектакля”, “аллегория”, “метафора”, “гипербола”, “сверхзадача”, “словесное действие”, “факты жизни”, “факты искусства”, “пластический образ”;

      правила орфоэпии и законы логического построения речи, а также способы их практического применения в работе над ролью;

      правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;

      организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

      5-10 новых скороговорок;

      3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки. Уметь:

      владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

      применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;

      описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;

      проанализировав собственную роль, найти способы воплощения актёрского образа;

      проводить на занятиях весь комплекс актёрского тренинга (пластический, речевой, психофизический) самостоятельно;

      в репетиционном процессе организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

      определять сквозное действие роли;

      раскладывать сквозное действие на простые физические действия;

      произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе “Театр, в котором играют дети”:

-        правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;

-        выполнять организаторскую функцию на порученном отрезке репетиции;

-        наблюдать окружающий мир, уметь анализировать его закономерности и использовать результаты этого анализа в создании сценического действия;

-        уметь делать разбор прозаического и поэтического текста;

. проходить весь путь от замысла роли до его воплощения на сцене;

-        владеть своим телом в достаточной степени для воплощения пластического образа;

-        правильно оценивать произведения культуры и искусства;

. уметь преодолевать мышечные и психологические зажимы при выходе на публику;

. обладать навыком творческой работы, как самостоятельно, так и в коллективе;

-        приобрести высокий уровень культуры поведения и общения со сверстниками, младшими товарищами и взрослыми.

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

      светлое, просторное репетиционное помещение, застеленное ковролином;

      театральный зал с полностью оборудованной сценой;

      наличие музыкальной аппаратуры;

      наличие методических пособий;

      наличие костюмов, декораций, реквизита;

      наличие фонотеки с различной музыкой;

      стулья для воспитанников;

 


 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Теория

Практика

Всего час

1

Вводное занятие.

30

 

1

 

Правила и техника безопасности на занятии

30

 

 

2

Культура речи

30

1,5

2

3

Культура жеста

30

1,5

2

4

Игровая форма инсценировки ситуаций в жизни

 

2

2

5

Импровизация как вид искусства

30

1,5

2

6

Развитие

ассоциативного

мышления

30

1,5

2

7

Техника

перевоплощения

 

2

2

8

Пантомима как вид искусства

 

 

2

9

Подготовка к

отчетному

мероприятию

 

2

2

 

Итого

 

 

18

 

 

 


 

Литература, используемая для написания программы:

        Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота - детям” - С.-П, 2005.

        Сидорина И.К., Ганцевич С.М. “От упражнения к спектаклю” - М., 2006.

        Немеровский А. “Пластическая выразительность актёра” - М. 1982.

         Козлянинов Г.И. “Упражнения по дикции” - М., 2004.

         Царенко Л. “От потешек к пушкинскому балу” - М., 2006.

         Итина О.М. “Искусство звучащего слова” вып. 21 - М., 2002.

         Голубовский В. “Актёр - самостоятельный художник” М. 2000