Информационная карта
Название программы |
Дополнительная общеобразовательная программа «АРТ-студия» |
Составитель |
Педагог дополнительного образования Цанько Светлана Анатольевна |
Руководитель программы и место реализации |
Фалина Светлана Александровна, директор МБОУСОШ п.Коммунистический |
Направленность |
Художественная |
Цель
Основные задачи программы |
Создание условий для развития художественно- творческих способностей учащихся через изучение и практическое освоение различных техник изобразительного искусства и применение их в самостоятельной творческой деятельности. 1.Формировать знания и навыки работы с различными художественными материалами в различных техниках 2. Развивать творческие способности учащихся. 3. Развивать навыки самостоятельной работы. 4.Воспитывать ответственное отношение к выполнению индивидуальной и коллективной работы. |
Ожидаемые результаты |
Теоретические компетенции: Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основным разделам. Владение специальной терминологией. Практические компетенции: Практическая подготовка. Практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам. Владение специальным оборудованием и оснащением. Общеучебные умения и навыки: Коммуникативные Навыки соблюдения мер безопасности |
Возраст детей, на которых рассчитана программа |
7-18 лет |
Количество обучающихся
|
15 человек в группе, 3 группы
|
Срок реализации программы |
1 модуль,1 год |
Пояснительная записка
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики человека связана высокая сила воздействия на него искусства - явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» разработана на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Приказа Минпросвещения России №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Устава МБОУСОШ п.Коммунистический.
Новизной программы является то, что в процессе обучения изобразительной деятельности применяют все виды художественных материалов и различных техник. Различия в физических свойствах материалов позволяют разнообразить формы манипуляций с ними. Специалисты отмечают особую важность понимания специфики и осмысленного применения тех или иных изобразительных средств, материалов в зависимости от ситуации. Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности и до некоторой степени позволяет управлять его активностью.
Отличительной особенностью программы можно считать выбор методов и приемов согласно возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей; их интересами и склонностями; уровнем подготовки; целями и задачами художественного развития детей; спецификой воздействия каждого из видов искусства; формами организации художественной деятельности; объемом и качеством художественной информации.
Цель программы: Создание условий для развития художественно - творческих способностей, учащихся через изучение и практическое освоение различных техник изобразительного искусства и применение их в самостоятельной творческой деятельности.
Задачи программы:
1.Формировать знания и навыки работы с различными художественными материалами в различных техниках
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Развивать навыки самостоятельной работы.
4.Воспитывать ответственное отношение к выполнению индивидуальной и коллективной работы.
Возраст, состав и количество обучающихся: Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет. Занятия по программе проводятся с обучающимися как одного возраста, так и разного возраста с постоянным составом. Обучающиеся набираются по желанию. Число обучающихся в группе 15 человек.
Сроки реализации: программа содержит 1 модуль/1 год обучения
Режим занятий 2 раза в неделю, по 2 часа/144 часа в год
Форма обучения: очная. Возможно применение дистанционных технологий.
Программа реализуется без предъявления требований к уровню образования и квалификации педагога.
Результаты освоения программы и способы их оценки:
Теоретические компетенции:
Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основным разделам
Владение специальной терминологией
Практические компетенции:
Практическая подготовка. Практические навыки и умения, предусмотренные программой по основным разделам.
Владение специальным оборудованием и оснащением
Общеучебные умения и навыки:
Коммуникативные
Навыки соблюдения мер безопасности
Программой предусмотрены следующие виды и формы контроля:
Входной контроль осуществляется в начале обучения в виде устного опроса.
Текущий контроль осуществляется в течение года в виде наблюдения педагога, проведения промежуточных тестов.
Итоговый контроль проводится в конце учебного курса.
·Составление альбома лучших работ.
·Проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе
·Участие в конкурсах и выставках.
Механизм реализации программы
Особенность данной образовательной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Основные формы проведения занятий традиционные с элементами дифференциации и индивидуализации: теоретические и практические занятия. Также педагогом на занятиях активно используются различные творческие, игровые, развивающие методики. Занятия включают в себя организационную, теоретическую, практическую части.
На занятиях используются следующие методы:
1.Методы – как способ организации занятий:
словесные – беседа, диалог, анализ образца, рассказ;
наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация;
практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения;
игровые – конкурсы, викторины, театральные мини постановки.
2. Методы – как уровень деятельности детей на занятии:
объяснительно – иллюстративные – объяснение, чертежи, схемы, таблицы;
репродуктивные, частично – поисковые – нахождение информации.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальная;
работа в парах;
групповая;
коллективная.
Формы проведения занятий:
экскурсия;
конкурс,
занятие – игра.
Учебный план модуль 1
№ п/п |
Название блоков |
Кол.-во часов |
в том числе |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
1. |
Основы цветоведения |
4 |
1 |
3 |
Входной контроль
Текущий контроль
Итоговый контроль |
2. |
Графические приемы изображения |
40 |
10 |
30 |
|
3. |
Живописные приемы изображения |
46 |
8 |
38 |
|
4. |
Декоративное рисование |
50 |
8 |
42 |
|
5. |
Итоговый контроль |
4 |
2 |
2 |
|
|
ИТОГО |
144 |
29 |
115 |
Содержание программы модуль 1
Основы цветоведения
Теория: Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Изучение деления цветов на: основные и дополнительные; теплые и холодные. Понятие тон и яркость. Понятие цвет и оттенок. Особенности ахроматических цветов.
Практика: Просмотр слайдов. Выполнение упражнений. Получение цветов путем смешивания. Выполнение рисунка, при помощи трех цветов.
Графические приемы изображения
Теория: Знакомство с различными видами штрихования простыми, цветными акварельными карандашами техникой растушевка и размывка. Создание работы при помощи фломастеров, маркеров, ручек, используя различные виды штрихования. Прием декорирование. Передача различных фактур при помощи восковых мелков. Прием декорирование (петлеобразные, спиралевидные линии) Понятие эскиз. Знакомство с приемами изображения при помощи масляной пастели (боком, торцом) передача различных фактур. Знакомство с приемами изображения при помощи пастельных мелков. Знакомство с техникой гризайль (кофейная графика).
Практика: Выполнение упражнений: штриховка в одном направлении; штриховка в перекрестном направлении. Закрепление навыков штриховки простым карандашом. Наброски фруктов. Яблоко. Груша. Лимон. Бабочка на цветке. Лебедь. Пейзаж.
Выполнение работы цветными карандашами. Выполнение упражнений: штриховка в одном и свободном направлении. Штрих, градиент, объем. Натюрморт с авокадо. Подснежники. Ракушки на песке.
Выполнение упражнений акварельным карандашами (по сухому и сырому фону, размытый рисунок) Яблоко и бабочка.
Выполнение работы маркерами с использованием точек, штрихов и линий различной формы и толщины. Натюрморт с тыквой.
Отработка техники штрихования масляной пастелью. Выполнение рисунка масляной пастелью. Закат и лодка. Изображение сухой пастелью на бумаге различной фактуры и цвета. Пейзаж с мельницей.
Выполнение рисунка в технике гризайль. Выполнение упражнений. Приемы работы кистью (рисование кончиком и всей поверхностью кисти) Кофейные аисты.
Живописные приемы изображения
Теория: Знакомство с техникой монотипия. Знакомство с техникой набрызг. Знакомство с приемами рисования гуашью. Беседа о способах выразительности цветовых решений.
Знакомство с техникой рисования акварелью по сухому и сырому фону. Презентация работ художников-акварелистов. Смешанная техника.
Практика: Симметричная монотипия. Хамелеон. Сельский пейзаж. Букет для мамы.
Выполнение рисунка в технике «набрызг» различными материалами и способами. Звездное небо.
Выполнение работы в технике гуашь. Закрепление навыков работы кистью. Длинные короткие мазки вертикальные и горизонтальные. Греция. Осенний пейзаж с березами. Зимний пейзаж с речкой. Ранняя весна.
Выполнение упражнений техникой заливки акварели с эффектами (соль, пленка, салфетки, малярный скотч, мыльные пузыри, капелька лимонной кислоты, спирта)/ Выполнение рисунка по сухому фону. Выполнение рисунка по сырому фону. Приемы работы кистью плоской и круглой. Акварельные эффекты. Планеты солнечной системы. Карпы Кои. Петух. Рыжий кот. Пасхальный натюрморт.
Декоративное рисование
Теория: Изучение приемов изображения в технике витраж. Изображения в технике черно-белого и цветного граттажа. Знакомство с понятием стилизация (декорирование) Понятия ритм, тон, пятно. Цветовое решение в декоративном изображении. Изучение приемов выполнения различных видов оттисков: упрощенная линогравюра, штампы.
Знакомство с техниками росписи по ткани. Батик, узелковое рисование. Метод печати. Роспись по солевому раствору. Трафаретный метод.
Практика: Создание творческой работы в технике витраж. Весенняя птица. Панно «Рыбы»
Создание творческой работы в технике граттаж. Дельфины. Кот. Дождь. Выполнение работ при помощи штампов. Весенние цветы нарциссы. Выполнение линогравюры. Природный пейзаж. Маленький принц.
Создание работы в технике батик. Узелковый батик «Чешуя». Батик методом печати. Овощи.
Роспись по солевому раствору. Озеро. Трафаретный метод. Фламинго.
Итоговый контроль
Теория: Подведение итогов. Оценка качества работ.
Практика: Подготовка отчётной выставки творческих работ. Тестирование. Награждение по итогам года.
Развернутый учебно-тематический план модуль 1
N п/п |
Месяц |
Число/ неделя |
Время проведения |
Форма занятия Лекция/ практическое занятие |
Кол-во часов |
Тема |
Место проведения |
Фомы контроля
|
1
|
Сентябрь |
Неделя 1 |
По расписанию
|
Комбинированное |
2 |
Основы цветоведения. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Изучение деления цветов на: основные и дополнительные; теплые и холодные. Понятие тон и яркость. Понятие цвет и оттенок. Особенности ахроматических цветов. |
Кабинет ИЗО |
Вводный контроль: |
2 |
|
Неделя 1 |
Практическое |
2 |
Просмотр слайдов. Выполнение упражнений. Получение цветов путем смешивания. Выполнение рисунка, при помощи трех цветов. |
Кабинет ИЗО |
Текущий контроль: |
|
3
|
|
Неделя 2 |
По расписанию
|
Комбинированное |
2 |
Графические приемы изображения. Инструменты для рисования. Простой карандаш. Виды штриховок для начинающих. |
Кабинет ИЗО |
Текущий контроль |
4 |
|
Неделя 2 |
Практическое занятие |
2 |
Простой карандаш. Наброски фруктов. Яблоко. Груша. Лимон. |
Кабинет ИЗО |
||
5
|
|
Неделя 3 |
По расписанию
|
Практическое |
2 |
Простой карандаш. Бабочка на цветке. |
Кабинет ИЗО |
|
6 |
|
Неделя 3 |
Практическое занятие |
2 |
Простой карандаш. Лебедь. |
Кабинет ИЗО |
||
7 |
|
Неделя 4
|
По расписанию |
Практическое |
2 |
Простой карандаш. Пейзаж. |
Кабинет ИЗО |
|
8 |
|
Неделя 4
|
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Цветной карандаш. Штрих, градиент, объем. |
Кабинет ИЗО |
|
9 |
Октябрь |
Неделя 1 |
Практическое |
2 |
Цветной карандаш. Натюрморт с авокадо. |
Кабинет ИЗО |
||
10 |
|
Неделя 1 |
По расписанию
|
Практическое занятие |
2 |
Цветной карандаш. Подснежники. |
Кабинет ИЗО |
|
11 |
|
Неделя 2 |
Практическое |
2 |
Цветной карандаш. Ракушки на песке. |
Кабинет ИЗО |
||
12 |
|
Неделя 2 |
По расписанию
|
Комбинированное |
2 |
Акварельные карандаши. Яблоко и бабочка. |
Кабинет ИЗО |
|
13 |
|
Неделя 3 |
Практическое |
2 |
Акварельные карандаши. Яблоко и бабочка. Основная часть |
Кабинет ИЗО |
||
14 |
|
Неделя 3 |
По расписанию
|
Практическое занятие |
2 |
Акварельные карандаши. Яблоко и бабочка. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
15 |
|
Неделя 4 |
Комбинированное |
2 |
Маркеры. Натюрморт с тыквой. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
16 |
|
Неделя 4 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Маркеры. Натюрморт с тыквой. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
17 |
Ноябрь |
Неделя 1 |
Комбинированное |
2 |
Масляная пастель. Закат и лодка. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
18 |
|
Неделя 1 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Масляная пастель. Закат и лодка. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
19 |
|
Неделя 2 |
Комбинированное |
2 |
Сухая пастель. Пейзаж с мельницей. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
20 |
|
Неделя 2 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Сухая пастель. Пейзаж с мельницей. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
21 |
|
Неделя 3 |
Комбинированное |
2 |
Гризайль. Кофейные аисты. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
22 |
|
Неделя 3 |
По расписанию
|
Практическое занятие |
2 |
Гризайль. Кофейные аисты. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
23 |
|
Неделя 4 |
Комбинированное |
2 |
Живописные приемы изображения. Инструменты для рисования. Основные приемы и техники. Выполнение упражнений. |
Кабинет ИЗО |
||
24 |
|
Неделя 4 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Монотипия. Хамелеон. |
Кабинет ИЗО |
|
25 |
Декабрь |
Неделя 1 |
Практическое |
2 |
Монотипия. Сельский пейзаж. |
Кабинет ИЗО |
||
26 |
|
Неделя 1 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Монотипия. Букет для мамы. |
Кабинет ИЗО |
|
27 |
|
Неделя 2 |
По расписанию |
Комбинированное |
2 |
Набрызг. Звездное небо. |
Кабинет ИЗО |
|
28 |
|
Неделя 2 |
По расписанию |
Комбинированное |
2 |
Гуашь. Греция. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
29 |
|
Неделя 3 |
Практическое |
2 |
Гуашь. Греция. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
30 |
|
Неделя 3 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Гуашь. Осенний пейзаж с березами. Основная часть. |
КабинетИЗО |
|
31 |
|
Неделя 4 |
Практическое занятие |
2 |
Гуашь. Осенний пейзаж с березами. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
32 |
|
Неделя 4 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Гуашь. Зимний пейзаж с речкой. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
33 |
Январь
|
Неделя 1 |
Практическое |
2 |
Гуашь. Зимний пейзаж с речкой. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
34 |
|
Неделя 1 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Гуашь. Ранняя весна. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
35 |
|
Неделя 2 |
Практическое |
2 |
Гуашь. Ранняя весна. Заключительная часть. |
КабинетИЗО |
||
36 |
|
Неделя 2 |
По расписанию |
Комбинированное |
2 |
Акварель. Акварельные эффекты. Планеты солнечной системы. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
37 |
|
Неделя 3 |
Практическое |
2 |
Акварель. Акварельные эффекты. Планеты солнечной системы. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
38 |
|
Неделя 3 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Акварель. Карпы Кои. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
39 |
|
Неделя 4 |
Практическое |
2 |
Акварель. Карпы Кои. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
40 |
|
Неделя 4 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Акварель. Петух. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
41 |
Февраль |
Неделя 1 |
По расписанию |
Практическое |
2 |
Акварель. Петух. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
42 |
|
Неделя 1 |
Практическое занятие |
2 |
Акварель. Рыжий кот. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
43 |
|
Неделя 2 |
По расписанию |
Практическое |
2 |
Акварель. Рыжий кот. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
44 |
|
Неделя 2 |
Практическое занятие |
2 |
Акварель. Пасхальный натюрморт. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
45 |
|
Неделя 3 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Акварель. Пасхальный натюрморт. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
46 |
|
Неделя 3 |
Комбинированное |
2 |
Декоративное рисование. Витраж. Основные материалы и техники. Выполнение упражнений.
|
Кабинет ИЗО |
||
47 |
|
Неделя 4 |
По расписанию |
Практическое |
2 |
Витраж. Весенняя птица. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
48 |
|
Неделя 4 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Витраж. Весенняя птица. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
49 |
Март |
Неделя 1 |
По расписанию |
Практическое |
2 |
Витраж. Панно «Рыбы» Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
50 |
|
Неделя 1 |
Практическое занятие |
2 |
Витраж. Панно «Рыбы» Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
51 |
|
Неделя 2 |
По расписанию |
Комбинированное |
2 |
Граттаж. Дельфины. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
52 |
|
Неделя 2 |
Практическое занятие |
2 |
Граттаж. Дельфины. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
53 |
|
Неделя 3 |
По расписанию |
Практическое |
2 |
Граттаж. Кот. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
54 |
|
Неделя 3 |
Практическое занятие |
2 |
Граттаж. Кот. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
55 |
|
Неделя 4 |
По расписанию |
Практическое |
2 |
Граттаж. Яичный граттаж. Дождь. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
56 |
|
Неделя 4 |
Практическое занятие |
2 |
Граттаж. Яичный граттаж. Дождь. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
57 |
Апрель |
Неделя 1
|
По расписанию |
Комбинированное |
2 |
Штампы. Весенние цветы нарциссы. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
58 |
|
Неделя 1 |
Практическое занятие |
2 |
Штампы. Весенние цветы нарциссы. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
59 |
|
Неделя 2 |
По расписанию |
Комбинированное |
2 |
Линогравюра. Природный пейзаж. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
60 |
|
Неделя 2 |
Практическое занятие |
2 |
Линогравюра. Природный пейзаж. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
61 |
|
Неделя 3 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Линогравюра. Маленький принц. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
62 |
|
Неделя 3 |
Практическое занятие |
2 |
Линогравюра. Маленький принц. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
63 |
|
Неделя 4 |
По расписанию |
Комбинированное |
2 |
Батик. Узелковый батик «Чешуя». Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
64 |
|
Неделя 4 |
Практическое занятие |
2 |
Батик. Узелковый батик «Чешуя». Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
65 |
Май |
Неделя 1 |
По расписанию |
Комбинированнное |
2 |
Батик. Метод печати. Овощи. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
66 |
|
Неделя 1 |
Практическое занятие |
2 |
Батик. Метод печати. Овощи. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
67 |
|
Неделя 2 |
По расписанию |
Комбинированное |
2 |
Батик. Роспись по солевому раствору. Озеро. Основная часть. |
Кабинет ИЗО |
|
68 |
|
Неделя 2 |
Практическое занятие |
2 |
Батик. Роспись по солевому раствору. Озеро. Заключительная часть. |
Кабинет ИЗО |
||
69 |
|
Неделя 3 |
Комбинированное |
2 |
Батик. Трафаретный метод. Фламинго. Основная часть.
|
Кабинет ИЗО |
||
70 |
|
Неделя 3 |
По расписанию |
Практическое занятие |
2 |
Батик. Трафаретный метод. Фламинго. Заключительная часть.
|
Кабинет ИЗО |
|
71 |
|
Неделя 4 |
Комбинированное |
2 |
Подведение итогов года. Оформление выставочных работ. Выставка. |
Кабинет ИЗО |
|
|
72 |
|
Неделя 4 |
По расписанию |
Комбинированное |
2 |
Тестирование. Подготовка работ к участию в конкурсах. Награждение по итогам года. |
Кабинет ИЗО |
Итоговый контроль |
ИТОГО: |
144 |
|
|
|
Методическое и материально – техническое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Программа «АРТ-студия» основана на следующих технологиях:
· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
· Технологии гуманизации и демократизации отношений
· Личностно- ориентированные технологии
· Педагогические технологии содействующие здоровью:
· Технологии развивающего обучения
Данные технологии позволяют педагогу активно использовать на занятиях различную деятельность (познавательную, образовательную, творческую и игровую); Что важно для детей различного возраста. Обучение каждого ребенка реализуется на уровне его способностей и возможностей. Развивается индивидуальность учащихся, их творческие способности, свой стиль; растет уверенность и самоопределение учащихся.
Условия реализации программы
· Наличие материально-технической базы для реализации программы.
- мольберты;
-стол для натюрморта;
- кисти плоские и круглые (синтетические. натуральные) разных размеров;
- бумага различной плотности, текстуры и цвета;
- краски (акварель, гуашь);
- пастель (сухая и масляная);
- карандаши ( простые, цветные, акварельные);
- палитры;
- баночки;
- ластики;
- средства для графического изображения (тушь, перья, цветные ручки,
маркеры, фломастеры, свечи, кофейный раствор);
- материалы для декоративного творчества (палочки
для гравирования, стеки, салфетки, и др.)
Обучающиеся самостоятельно обеспечивают себя материалами для занятий.
· Наличие, совершенствование, непрерывное обновление методического обеспечения программы.
- инструкции по технике безопасности;
- наглядные пособия;
- дидактические материалы;
- методические разработки и материалы;
- иллюстрационный материал;
- таблицы (цветоведение,схемы построения);
Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Блинов Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной
игрушке. - М.: 1977. - 190с.: ил.
2. Латынин А.А. Образы народного искусства. - М.: Знание, 1983. - 48с.
3. Народные мастера. Традиции,
школы / Под ред. М.А. Некрасовой. Вып.1.
М.: Изобразительное искусство, 1985. - 304с.
4. Народные художественные промыслы России: Альбом / Сост. П.И. Уткин.
- М.: Сов. Россия, 1984. - 231с.: ил.
Список литературы для обучающихся:
1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: Изд-во «Искусство»,
1975. - 148с.: ил.
2. Дорожин Ю.Г. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. - М.: Изд-во «Мозаика-синтез», 2012. – 16с.
3. Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища. Художественный
альбом искусства края. - М.: Изд-во «Советская Россия», 1984. - 218с.
4. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник РСФСР,
1986. - 248с.: ил.
5. Дорожин Ю., Носова Т. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь по основам
народного искусства. - 2010.- 16с.
6. Дорожин Ю., Носова Т. Каргопольская игрушка: Рабочая тетрадь по
основам народного искусства. - 2008.- 16с.
7. Котова И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -
СПб.: Изд-во «Паритет». - 2003. - 240с.
8. Латынин А.А. Образы народного искусства. - М.: Знание, 1983. - 48с.
9.. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. -
149с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.