Дополнительная общеобразовательная программа
для детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу»
Автор-составитель:
Тетерина Татьяна Леонидовна
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Настоящая образовательная психолого-педагогическая программа для детей старшего дошкольного «Скоро в школу» разработана и апробирована на базе МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» и предназначена для использования педагогами – психологами образовательных учреждений.
Подготовка детей к обучению в школе – одна из важных задач предшкольного периода развития. На это в свое время указывали Я.А. Коменский и К. Д. Ушинский, об этом же писали известные психологи Л.А. Венгер, П. Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Они советовали до начала школьного обучения готовить руку ребенка к письму, формировать у будущего школьника учебно-познавательную мотивацию, развивать речь, формировать умственные операции, с помощью которых он сможет в дальнейшем усваивать учебный материал.
Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность, в связи с модернизацией школьного образования в начале XXI века и его новой парадигмой – компетентностной, которая для своей реализации требует высокого уровня развития познавательной деятельности обучающихся.
Однако в настоящее время в силу причин психологического, педагогического, биологического, социального характера (Локалова, 2009) резко (до 85%) увеличилось число детей старшего дошкольного возраста (6,5-7 лет), психологически неготовых к школьному обучению. Отмечается резкое снижение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста: если в 2006-2007 гг. отдельные познавательные функции у дошкольников были развиты на хорошем и среднем уровнях, то в 2009 г. их развитие оценивалось уже как среднее и крайне слабое; отмечаются дефицит умственной отмечаются дефицит умственной и двигательной произвольности, неумение удерживать правило, снижение уровня детской любознательности, неразвитость, бедность воображения и др. (Фельдштейн, 2010). Впоследствии это может привести к возникновению учебных трудностей, в свою очередь, вызывающих у детей негативные изменения в мотивационно-эмоциональной и нравственной сферах, к появлению отрицательных характерологических особенностей. В связи с этим даже было введено новое понятие «современные неблагополучные дети» (А.В. Семенович).
Психологическая готовность современных детей к школьному обучению уже не является, как это было в предыдущие десятилетия, естественным и закономерным результатом полноценного проживания ребенком дошкольного периода развития. Поэтому формирование психологической готовности к школьному обучению, в первую очередь развитие познавательной деятельности детей, должно целенаправленно осуществляться в рамках специально организованной работы.
Поступление ребенка в школу сопровождается существенным повышением требований, прежде всего, к его познавательной деятельности, которая является основой психического развития в целом.
Необходимость развития познавательной сферы старших дошкольников связана и с проблемой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Переход из детского сада в начальную школу может приводить к возникновению негативных эмоциональных переживаний, психосоматических явлений и даже нервных срывов у ребенка. Понимая это, работники образования направляют свои усилия на то, чтобы смягчить, сделать менее болезненным переход детей от дошкольного детства к систематическому школьному обучению. Проблема преемственности между разными ступенями образования выступает не только как педагогическая, но в значительной степени как психологическая.
Психологическая задача предшкольной подготовки должна состоять в совершенствовании познавательных возможностей детей, формированию положительного отношения к школе и учению в целом, готовности к соблюдению и выполнению требований и норм школьной жизни.
Соответственно психологическим содержанием предшкольной подготовки должно являться всестороннее развитие познавательной деятельности детей, которое осуществляется с помощью системы психологических упражнений с учетом объективных законов психического развития.
Важными задачами предшкольной подготовки являются формирование у будущих школьников учебно-познавательной мотивации (желания учиться, интереса к приобретению знаний) и положительного эмоционального отношения к школе и учению в целом; формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, умения осуществлять звуковой анализ и синтез; анализировать и копировать образец; понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого; подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.
Цель программы: совершенствование познавательной деятельности будущих школьников, формирование психологических умений, необходимых для успешного школьного обучения.
Задачи программы:
1. Формировать у будущих школьников учебно- познавательную мотивацию (желание учиться, интерес к приобретению знаний);
2. Способствовать развитию умений для формирования психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;
3. Способствовать развитию психических процессов;
4. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к школе и учению в целом.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Положительное отношение детей к занятиям по программе;
2. Повышение уровня учебно- познавательной мотивация у будущих школьников (желание учиться, интерес к приобретению знаний);
3. Совершенствование развития «психологических предпосылок овладения учебной деятельностью» у детей:
· умение осуществлять звуковой анализ и синтез;
· умение анализировать и копировать образец;
· умение понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
· умение подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя;
4. Улучшение показателей уровня развития психических процессов у детей, в соответствии с диагностическими методиками, к концу овладения программой.
Содержание программы
Предлагаемая программа составлена на основе методического пособия Локаловой Н. П., Локаловой Д. П. «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников» и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Программа включает в себя три блока: диагностический, коррекционно-развивающий, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок предусматривает организацию первичной, вторичной диагностики.
Коррекционно-развивающий блок включает в себя занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий включает итоговую диагностику, самоанализ реализации программы.
Программа рассчитана на девять месяцев работы (сентябрь - май).
Общая трудоемкость программы составляет 36 часов. Из них - 6 академических часов отводится на проведение диагностики с целью определения психологической готовности детей к школе (первичная и вторичная диагностика), 30 часов - коррекционно-развивающие занятия с детьми.
I ЭТАП. Подготовительный
1. Диагностический блок
Цель: определение особенностей эмоционально-волевой, психологической готовности детей к школе с помощью комплексного обследования в соответствии с пакетом диагностических методик, рекомендованных Департаментом образования Надымского района.
Первичная диагностика, проводимая на начальном этапе.
Итоговая диагностика, проводимая после коррекционно-развивающего блока для исследования динамики развития ребенка.
Сквозная диагностика включает в себя комплекс мероприятий, позволяющий оценивать успешность развивающих воздействий в ходе реализации программы, а также получить обратную связь от детей группы, воспитателей, позволяющую судить об эффективности применяемых упражнений, заданий.
II ЭТАП. Основной
2. Коррекционно-развивающий блок
Цель: способствовать развитию познавательной деятельности будущих школьников; повышению уровня психологических умений, необходимых для успешного школьного обучения.
Критерии эффективности занятий: положительное отношение детей к занятиям: проявление заинтересованности, активности, старания при выполнении заданий; положительные отзывы воспитателей и родителей о результативности программы; улучшение показателей уровня развития психических процессов у детей, в соответствии с диагностическими методиками, к концу овладения программой.
Коррекционно-развивающий блок включает учебно-тематический план, который состоит из 30 занятий.
Структура занятий:
В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде.
Каждое занятие имеет небольшую вводную часть, основную и заключительную части.
В начале каждого занятия для создания у детей положительного эмоционального фона ведущий использует ритуал приветствия в круге, детей просит улыбнуться и сказать друг другу добрые слова.
Задания для основной части подбирались с учетом их направленности на развитие познавательной сферы и с точки зрения удобства для коллективной работы, при этом реализуется принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали, при выполнении заданий. Важно, чтобы дети учились отвечать на вопрос, чем они занимались и чему научились.
1 часть
1) Ритуал приветствия (создает атмосферу доверия, принятия, способствует сплочению).
2) Интеллектуальная разминка.
3) Сюрпризный момент.
2 часть
4) Основное содержание занятий – игры и упражнения на развитие психологических процессов, базовых умений, лежащих в основе сложных навыков письма и чтения, беседы, посвященные вопросам дружбы, товарищеских отношений, любви к родителям, взаимопонимания и родственным чувствам в семье.
5) Физкультминутки, глазодвигательная гимнастика (снятие напряжения, релаксация).
3 часть
6) Рефлексия деятельности (заполнение детьми и педагогом «Дневника достижений»).
7) Рефлексия эмоций.
8) Ритуал прощания.
III ЭТАП. Заключительный
3. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий
Цель: измерение изменений в уровне развития детей: определение особенностей эмоционально-волевой, психологической готовности детей к школе.
Оценка эффективности коррекционных воздействий определяется после обследования детей, в соответствии пакетом диагностических методик, рекомендованных Департаментом образования Надымского района.
Организация занятий
Предлагаемые программой занятия организуются для детей подготовительной к школе группы. Программа рассчитана на групповую работу с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет.
Занятия должны проводиться педагогом-психологом в условиях дошкольного образовательного учреждения 1 раз в неделю, длительность каждого из них составляет 25-30 минут. Для удобства и большей эффективности занятий детей следует делить на небольшие подгруппы по 8 – 10 человек. Проводить занятия желательно в первой половине дня в помещении, где есть стол для каждого ребенка и пространство для подвижных игр.
Для выполнения графических заданий рекомендуется использовать Рабочую тетрадь Н. П. Локаловой, Д. П. Локаловой «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. Рабочая тетрадь дошкольника» - М.: Генезис, 2021. - 92 с.
Количество коррекционно-развивающих занятий - 30.
Методы и приемы, используемые в программе
Методы
1) наблюдение;
2) беседа;
3) анкетирование;
4) тестирование;
5) демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, предметных картинок и картин, книжная графика);
6) игры и упражнения для развития познавательных процессов;
7) игры и упражнения по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности;
8) игровая терапия;
9) чтение художественных произведений;
10) художественное слово;
11) составление рассказов детьми;
12) интеллектуальная разминка;
13) физкультминутки;
14) глазодвигательные упражнения.
Приемы
6) Наглядные: показ способов действий, показ образца, рефлексия с использованием наглядности, работа с «Дневником достижений».
7) Словесные: ритуал приветствия, вопросы, указания, пояснения, педагогическая оценка, беседа.
8) Игровые: сюрпризный момент, внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, загадывание и отгадывание отгадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, оценка действий от лица героя, ритуал прощания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Месяц, занятие |
Содержание занятия |
1 |
2 |
|
Сентябрь
|
||
Диагностика психологической готовности к школьному обучению |
||
1. |
Занятие 1. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Один-много». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Как тебя зовут?». 5. Игра «Назови предметы». 6. Игра «Послушай звуки». 7. Упражнение «Произнеси четко». 8. Игра «Эхо». 9. Игра «Выполни команду». 10. Игра «Право, лево, верх, низ». 11. Игра «Подбери слова». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Солнышко». 14. Игра «Встретимся опять». |
2. |
Занятие 2. |
1. Игра «Привет». 2.Игра «Назови правильно». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Найди ошибку». 5. Упражнение «Произнеси число». 6. Упражнение «Что где находится?». 7. Упражнение «Штриховка». 8. Упражнение «Закончи рисунки». Физкультминутка (картотека). 9. Упражнение «Телеграфисты». 10. Упражнение «Назови одним словом». 11. Упражнение «Нарисуй по образцу». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Солнышко». 14. Игра «Встретимся опять». |
Октябрь |
||
3. |
Занятие 3. |
1. Игра «Привет». 2.Игра «Деревья». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Беседа «Стали родными». 5. Упражнение «Найди девочку». 6. Упражнение «Морские волны». Глазодвигательные упражнения (картотека). 7. Упражнение «Произнеси четко». 8. Упражнение «Выделяем слова». 9. Упражнение «Чего не хватает?». 10. Упражнение «Раскрась домик и клеточки». 11. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 12. Рефлексия эмоций «Солнышко». 13. Игра «Встретимся опять». |
4. |
Занятие 4. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Ягоды». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Игра «Эхо». 5. Игра «Найди ошибку». 6. Упражнение «Магнитофон». 7. Упражнение «Нарисуй наоборот». Глазодвигательные упражнения (картотека). 9. Упражнение «Соедини так же». 10. Упражнение «Цветик – семицветик». 11. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 12. Рефлексия эмоций «Солнышко». 13. Игра «Встретимся опять». |
5. |
Занятие 5. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Грибы». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Произнеси чисто». 5. Игра «Различай слова». 6. Игра «Найди картинку». 7. Игра «Магнитофон». 8. Игра «Кто где стоит?». 9. Игра «Выполни команду». 10. Игра «Ставь значки». 11. Игра «Огонь – вода». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Солнышко». 14. Игра «Встретимся опять». |
Ноябрь |
||
6. |
Занятие 6. |
1. Игра «Привет». 2.Игра «Осенние месяцы». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Различи звук и слог». 5. Упражнение «Произнеси быстро». 6. Игра «Звери спрятались от волка». 7. Игра «Куда указывает стрелка?». 8. Игра «Определи по вкусу». 9. Упражнение «Делим слова на слоги». 10. Упражнение «Запомни точно». 11. Игра «Рыбки». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Поезд». 14. Игра «Встретимся опять». |
7. |
Занятие 7. |
1. Игра «Привет». 2.Игра «Человек». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Игра «Я учитель – ты – ученик». 5. Игра «Какие ошибки допустил художник?». 6. Игра «Цветовая угадай-ка». 7. Упражнение «Раскрась-ка!». 8. Упражнение «Найди ошибку». 9. Упражнение «Нелепицы». 10. Упражнение «Запомни точно». 11. Упражнение «Заштрихуй фигуру». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Поезд». 14. Игра «Встретимся опять». |
8. |
Занятие 8. |
1. Игра «Привет». 2.Игра «Закончи предложение: из чего, какой? (Игрушки). 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Беседа «Защитница». 5. Упражнение «Различи звук и слог». 6. Игра «Эхо». 7. Игра «Диктант пространственных действий». 8.Упражнение «Посмотри внимательно». 9. Игра «Весы- ладошки». 10 .Игра «Порви листочки». 11. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 12. Рефлексия эмоций «Поезд». 13. Игра «Встретимся опять». |
9. |
Занятие 9. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Посуда». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Различай слова». 5. Упражнение «Узнай звук». 6. Упражнение «Какую игрушку сняли?». 7. Упражнение «Что это?». 8. Упражнение «Где спрятались игрушки?». 9. Упражнение «Где спряталась кошечка?». 10. Игра «Шарики и сосульки». 11.Упражнение «Нарисуй по памяти». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Поезд». 14. Игра «Встретимся опять». |
Декабрь |
||
10. |
Занятие 10. |
1. Игра «Привет». 2.Игра «Что где находится». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Произнеси быстро». 5. Упражнение «Я – учитель, ты – ученик». 6. Упражнение «Какой предмет лишний?» 7. Упражнение «Слушай сказку и вычеркивай». 8. Упражнение «Говори правильно». 9. Упражнение «Чем различаются рисунки?». 10. Игра «Шумящие коробочки». 11. Игра «Хлопни в ладоши и присядь». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Поезд». 14. Игра «Встретимся опять». |
11. |
Занятие 11. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Из чего, какой». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Различай слова». 5. Упражнение «Эхо». 6. Упражнение «Ставь значки». 7. Упражнение «Найди картинку». 8. Упражнение «Одинаковы ли бусы?». 9. Упражнение «Бусинки». Физкультминутка (картотека). 10. Игра «Собери картинку». 11. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 12. Рефлексия эмоций «Ваза настроения». 13. Игра «Встретимся опять». |
12. |
Занятие 12. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови виды обуви». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Разложи слово на звуки». 5. Упражнение «Произнеси быстро». 6. Упражнение «Штриховка». 7. Упражнение «Раскрась-ка!». 8. Игра «Повтори и добавь». 9. Игра «Помоги Ёжику попасть в домик». 10. Упражнение «Ряды слов». 11. Игра «Помоги художнику закончить рисунки». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Ваза настроения». 14. Игра «Встретимся опять». |
13. |
Занятие 13. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови головной убор». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Беседа «Друзья». 5. Упражнение «Различай слова». 6. Упражнение «Разложи слово на звуки». 7. Упражнение «Внутри, справа, слева, внизу». 8. Упражнение «Продолжи узор». 9. Упражнение «Телеграфисты». 10 Игра «Разложи конфеты». Физкультминутка (картотека) 11. Упражнение «Цветик- семицветик». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Ваза настроения». 14. Игра «Встретимся опять». |
Январь
|
||
14. |
Занятие 14. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Зима». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Разложи слово на звуки». 5. Игра «Подбери картинку». 6. Упражнение «Штриховка». 7. Упражнение «У кого ряд длинее?» 8. Упражнение «Срисуй фигуры точно». 9. Упражнение «Соедини точки». 10. Упражнение «Выключатель для люстры». 11. Игра «Нелепицы». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Ваза настроения». 14. Игра «Встретимся опять». |
15. |
Занятие 15. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Зимующие птицы». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Какой первый звук?». 5. Упражнение «Произнеси и различи слова». 6. Упражнение «Найди и закрась фигуры». 7. Упражнение «Раскрась-ка!». 8. Упражнение «Запомни и найди». Физкультминутка (картотека). 9. Игра «Цветная сказка». 10. Упражнение «Графический диктант. Узоры». 11. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 12. Рефлексия эмоций «Ваза настроения». 13. Игра «Встретимся опять». |
Февраль
|
||
16. |
Занятие 16. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови правильно (Дикие животные и их детеныши)». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Подбери картинку». 5. Упражнение «Слова с одинаковым началом». 6. Игра «Что в рюкзаке у туриста?» 7. Упражнение «Нарисуй по памяти». 8. Игра «Попробуй дорисовать». 9. Упражнение «Посмотри внимательно». 10. Игра «Как ускакал зайчик?» 11. Упражнение «Заяц- первоклассник». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Настроение в лучах солнца». 14. Игра «Встретимся опять». |
17. |
Занятие 17. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови правильно (Домашние животные и их детеныши)». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Подбери слова». 5. Упражнение «Спирали и волны». 6. Упражнение «Срисуй фигуры точно». 7. Упражнение «Перерисуй точно». 8. Игра «Постройтесь по именам». 9. Упражнение «Феи на балу». 10. Игра «Отгадай загадку». 11. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 12. Рефлексия эмоций «Настроение в лучах солнца». 13. Игра «Встретимся опять». |
18. |
Занятие 18. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови правильно (Домашние птицы их детеныши)». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Беседа «Любимые родители». 5. Упражнение «Вычеркни две фигуры». 6. Упражнение «Диктант пространственных действий» Глазодвигательная гимнастика (картотека). 7. Игра «Угадай –ка!». 8. Упражнение «До или после?». 9. Игра «В каком ряду какой кошки не хватает?» 10. Игра «Чья зубная щетка?» 11. Игра «Запомни и нарисуй». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Настроение в лучах солнца». 14. Игра «Встретимся опять». |
19. |
Занятие 19. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови правильно (перелетные птицы)». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Подбери слова». 5. Упражнение «Нарисуй значки». 6. Упражнение «Какая картинка лишняя?». 7. Упражнение «Повтори фигуры по точкам». 8. Игра «Слушай сказку и вычеркивай». 9. Игра «Подбери заплатку». 10. Игра «Повтори и добавь». 11. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 12. Рефлексия эмоций «Настроение в лучах солнца». 13. Игра «Встретимся опять». |
Март |
||
20. |
Занятие 20. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Весна». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Какой звук последний?». 5. Игра «Угадай –ка!». 6. Игра «Определи по запаху». 7. Упражнение «Графический диктант. Зонтик». 8. Упражнение «Обведи по контуру». Глазодвигательные упражнения (картотека). 9. Упражнение «Называй правильно предлоги». 10. Упражнение «Ряды слов». 11. Игра «Определи по звуку». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Настроение в лучах солнца». 14. Игра «Встретимся опять». |
21. |
Занятие 21. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Мебель». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Беседа «Благодарная чайка». 5. Упражнение «Кто куда пойдет?» 6. Упражнение «Ударный звук». 7. Упражнение «Ответь правильно». 8. Упражнение «Разноцветные бусинки». 9. Игра «Что в школьном портфеле?». 10. Игра «Кто в какой палатке живет?». 11. Упражнение «Запомни и нарисуй». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Светофор». 14. Игра «Встретимся опять». |
22. |
Занятие 22. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови правильно (Транспорт. Техника)». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Узнай звук в слове». 5. Упражнение «Ставь значки». 6. Упражнение «Подводное царство». 7. Игра «Закончи рисунки». 8. Игра «Что перепутал художник?». Физкультминутка (картотека) 9.Игра «Пары слов». 10. Упражнение «Нарисуй также». 11. Игра «Словесный волейбол». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Светофор». 14. Игра «Встретимся опять». |
23. |
Занятие 23. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Кто что делает? (профессии)». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Графический диктант. Звездочка». 5. Упражнение «Обведи по контуру». 6. Упражнение «Дорисуй половинки». 7. Игра «Живые цепочки». 8. Игра «Помоги червячку». 9. Упражнение «Повтори правильно». 10. Игра «Чудесные кружки». 11. Упражнение «Продолжи узор». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Светофор». 14. Игра «Встретимся опять». |
Апрель |
||
24. |
Занятие 24. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Чей это инструмент?». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Все ли ты увидел?». 5. Упражнение «Запомни и нарисуй». 6. Упражнение «Дорисуй флажки». 7. Игра «Иголка и нитка». 8. Упражнение «Посмотри внимательно». 9. Игра «Нелепицы». 10. Упражнение «Дорисуй узоры». 11. Упражнение «Графический диктант. Грибок». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Светофор». 14. Игра «Встретимся опять». |
25. |
Занятие 25. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови правильно (животные зоопарка)». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Называй правильно предлоги». 5. Игра «Пары слов». 6. Упражнение «Рисуем айсберги». 7. Игра «Перышки». 8. Игра «Распутай гирлянды». Физкультминутка (картотека). 10. Упражнение «Графический диктант. Робот». 11. Упражнение «Обведи по контуру». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Светофор». 14. Игра «Встретимся опять». |
26. |
Занятие 26. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Знаешь ли ты рыб?». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Раскрась- ка!». 5. Упражнение «Найди сирень, кошку, рыбку». 6. Упражнение «Перерисуй домик и елочки». 7. Игра «Куда ускакал зайчик?». 8. Упражнение «Разложи слово на звуки». 9. Упражнение «Вычеркни три фигуры». Физкультминутка (картотека). 10. Упражнение «Графический диктант. Цветочек». Обведи по контуру 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Смайлики». 14. Игра «Встретимся опять». |
27. |
Занятие 27. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови правильно (цветы)». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «У кого ряд длиннее?». 5. Упражнение «Нарисуй значки». 6. Упражнение «Какая картинка лишняя?». 7. Упражнение «Обведи линии». 8. Упражнение «Штриховка». 9. Игра «Положи игрушки в коробки». Физкультминутка (картотека). 10. Упражнение «Заполни порядок картинок». 11. Упражнение «Закрась клеточки». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Смайлики». 14. Игра «Встретимся опять». |
Май |
||
28. |
Занятие 28. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Лето». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Загадочные контуры». 5. Игра «Снежинка». 6. Упражнение «Незаконченный рассказ». 7. Упражнение «Собери картинку». 8. Беседа «Хорошо вместе». 9. Упражнение «Весы- ладошки». 10. Упражнение «Графический диктант. Дельфин». Физкультминутка (картотека). 11. Упражнение «Обведи по контуру». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Смайлики». 14. Игра «Встретимся опять». |
29. |
Занятие 29. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Назови правильно (насекомые)». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Найди и закрась фигуры». 5. Упражнение «Слушай сказку и вычеркивай». 6. Упражнение «Как в зеркале». Физкультминутка (картотека). 7. Упражнение «Зимний лабиринт». 8. Упражнение «Что сначала, что потом?» 9. Упражнение «Нелепицы». 10. Упражнение «Пантомима». 11. Упражнение «Раскрась- ка!». 12. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 13. Рефлексия эмоций «Смайлики». 14. Игра «Встретимся опять». |
30. |
Занятие 30. |
1. Игра «Привет». 2. Игра «Школьные принадлежности». 3. Появление персонажа Незнайка. 4. Упражнение «Ответь правильно». 5. Упражнение «Запомни порядок». 6. Упражнение «Сильная рука». Физкультминутка (картотека). 7. Упражнение «Нелепицы». 8. Упражнение «Найди сюрприз». 9. Упражнение «Назови порядок» 10. Игра «Школа зверей». (Вариант 2 - Как я себе представляю школу?). 11. Рефлексия деятельности «Дневник достижений». 12. Рефлексия эмоций «Смайлики». 13. Игра «До свидания!». |
Диагностика психологической готовности к школьному обучению. |
Методическое обеспечение
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы
Требования к специалистам, реализующим программу:
Наличие педагога, имеющего высшее образование.
Организация мероприятий для повышения профессиональной квалификации.
Организация непрерывного профессионального образования и самообразования.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:
1. Печатные пособия, методические материалы:
1) Методическое пособие Локаловой Н. П., Локаловой Д. П. «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»;
2) Рабочая тетрадь дошкольника «Готовимся к школе» Локаловой Н. П., Локаловой Д. П.;
3) Конспекты занятий;
4) Тексты рассказов, загадок о домашних животных, сказок, стихов, картотека физкультминуток, картотека глазодвигательных упражнений.
2. Раздаточный материал к занятиям:
1) Рабочие тетради на каждого ребенка;
2) «Дневники достижений» на каждого ребенка;
3) Простые и цветные карандаши;
4) Смайлики самоклеящиеся для поощрения детей (в «Дневниках достижений»).
3. Наглядные пособия:
1) Игрушки и предметы: кукла «Незнайка», мяч, небольшая кукла с игрушечной мебелью (стол, стулья), мишка, зайка, собачка, муляжи фруктов, баночки с порошками с разным вкусом: кислый, соленый, сладко-кислый, без вкуса, палочки по количеству детей, краски гуашевые – синяя, желтая, оранжевая, красная, кисти, палитра, бумага, мольберт, магниты, коробочки из-под киндер-сюрприза «Шумовые коробочки» (парные), коробочки из-под киндер-сюрприза (по три набора- легкие, средние, тяжелые коробочки), картинки «Зимующие птицы»
2) Изображения:
*Для организации рефлексии: солнышко, солнышко с тучкой, тучка с молнией; две карточки, одна с улыбающимся личиком, другая с грустным (на каждого ребенка), поезд с вагончиками (изображение), на которых изображения грустного и веселого личика; изображения двух цветков, один с улыбающимся личиком, другой - с грустным (на каждого ребенка), силуэт «ваза», три смайлика красный, желтый, зеленый (на каждого ребенка), силуэт человека (на каждого ребенка).
*Для организации упражнений: демонстрационные материалы к занятиям Локаловой Н. П., Локаловой Д. П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию дошкольников. Методическое пособие; картинки «Съедобные и ядовитые грибы», картинки «Нелепицы» на каждый стол (3 комплекта), тексты сказок: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и журавль», «Репка» (с использованием названий цветов), несколько листочков бумаги разной плотности – папиросная, тетрадная, альбомная, ватман, тонкий картон (на каждого ребенка), небольшие предметные картинки по количеству детей (разрезанные на 5-6 частей), цветные полоски на каждого ребенка, 5 пронумерованных баночек с крышечками, в которых жидкости с разным запахом: вода, настойка мяты, разбавленные духи, вода с лимоном.
Требования к материально-технической и информационной оснащенности учреждения для реализации программы:
· материально- технические условия процесса обучения;
· пожарная безопасность, электробезопасность.
· наличие образовательной среды (помещение для занятий, наличие учебных и методических материалов для организации занятий).
· Информационные. Обеспечение специалистов доступом к информационно-методическим источникам по реализации программы;
· Управленческие. Наличие нормативно-правовой и регламентирующей документации ОУ, обеспечивающей деятельность учреждения. Внедрение, апробация новых технологий. Разработка и внедрение мониторинговой программы. Финансово-экономические формирование расходов на реализацию данной программы за счет бюджетных средств. Разработка методических материалов.
Контроль за реализацией программы осуществляют заведующий образовательного учреждения и заместитель заведующего МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» по учебно-воспитательной работе.
Список литературы
1. |
Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников // Санкт-Петербург: Речь. 2016. С.124-125. |
2. |
Пазухина И. А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: пособие для практических работников детских садов // Санкт-Петербург: Детство-пресс. 2019. С.271-272. |
3. |
Локалова Н. П., Локалова Д. П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию дошкольников. Методическое пособие // Москва: Генезис. 2022. С 151-152. |
4. |
Локалова Н. П., Локалова Д. П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию дошкольников. Рабочая тетрадь дошкольника // Москва: Генезис. 2022. С 91-92. |
5. |
Пазухина И. А. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: пособие для практических работников детских садов // Санкт-Петербург: Детство-пресс. 2019. С.271-272. |
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.