МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
начальная школа «Прогимназия»
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
Возраст обучающихся: 7 - 11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 68 часов
Автор составитель: Никишина Анна Витальевна Педагог-организатор |
СУРГУТ
2024
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБОУ НШ «Прогимназия»
Название программы |
Дружина юных пожарных |
Направленность программы |
Социально-педагогическая |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу |
Никишина Анна Витальевна
|
Год разработки |
2024 год |
Информация и наличии рецензии |
нет |
Цель |
воспитание у учащихся мужества, гражданственности, коллективизма, бережливости, а также физической закалки и профессиональной ориентации. |
Задачи |
Обучающие: 1.Обучение правилам пожарной безопасности. 2.Привитие навыков осознанного безопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара. 3.Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. 4.Улучшения правовой и экологической подготовки. 5.Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Развивающие: 1.Активизировать познавательный интерес к трудной профессии пожарного. 2.Развивать мышление, внимание, память. Воспитывающие: 1.Воспитывать в детях ориентировку на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность; 2.Воспитывать чувство самоконтроля, самодисциплины и сотоварищества. ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива. |
Ожидаемые результаты освоения программы |
Обучающийся должен знать: существование явления "пожар", его опасность и последствия; источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений; наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними; элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.). Уметь: грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления; сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес место проживания; спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших; тушить костёр, выключать электроприборы; оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. |
Срок реализации программы |
1 год |
Количество часов в неделю / год
|
2/68 часов |
Возраст обучающихся |
7 - 11 лет |
Формы занятий
|
- теоретические занятия; - семинары, практикумы, конференции; - просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов; - изучение художественной и специальной литературы; - практические занятия по спортивному ориентированию; - экскурсии; - участие в школьных, городских и региональных соревнованиях, конкурсах, акциях. |
|
|
|
|
АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ
Программа «ДЮП» содержит в себе 5 модулей: Основы знаний, техническая подготовка, практическая подготовка, ОФП, а также конкурсы, викторины, тесты и пр. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 7-11 лет, будет реализована в течение 1 года, 68 часов по 2 часа в неделю.
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями, внесенных Федеральным законом от 17.02.2023 N 26-ФЗ) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), (consultant.ru);
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями), (garant.ru);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная Правительством Российской Федерации, Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р), (consultant.ru);
4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г. (с планом мероприятий), (garant.ru);
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», (garant.ru);
6. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации», (garant.ru);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (действует до 1 марта 2027 года), (garant.ru);
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»), (sudact.ru);
9. Региональный проект «Успех каждого ребенка» от 20 июня 2019 года Региональный проект «Успех каждого ребенка», (iro86.ru);
10. Письмо Министерства просвещения РФ от 18 августа 2022 г. N 05-1403 «О направлении методических рекомендаций» Письмо Министерства просвещения РФ от 18.08.2022 N 05-1403 «О направлении методических рекомендаций», (garant.ru).
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Дружина Юных пожарных» разработана на основании примерной программы подготовки членов дружины юных пожарных (гл.VII Положения о дружине юных пожарных)
Анализ причин пожаров показывает, что они вызваны отсутствием у детей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем со стороны взрослых за поведением детей, а в ряде случаев – неумением правильно и интересно организовать их досуг.
Противопожарная пропаганда среди детей и подростков должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе. Привитие детям навыков осторожного обращения с огнем и безусловно выполнения правил пожарной безопасности составляет одну из сторон решения задачи по изучению правил пожарной безопасности. При повседневном настойчивом контроле со стороны взрослых эти навыки и правила со временем перейдут у детей в привычку и сохранятся на всю жизнь.
За пожары по вине детей и взрослых несут ответственность родители и воспитатели. Поэтому большое значение в организации работы с детьми имеют соблюдения правил пожарной безопасности, а также выработка навыков правильного поведения в случае пожара.
Одним из эффективных средств снижения пожаров и загораний является противопожарная агитационно-пропагандистская и обучающая работа. Во многих странах практикуется такая форма работы, как организация курсов по обучению детей правилам пожарной безопасности и приемам само спасения при пожаре на базе учебных заведений.
Конечно, в настоящее время невозможно обойтись примелькавшимся лозунгом: «Спички - детям не игрушка». Противопожарная пропаганда должна быть действенной и целенаправленной. С этой целью и создано детское объединение «Пламя дружбы», работающее по данной программе.
Особенности программы
При составлении программы использовался подход замены технологии репродуктивного обучения (т.е. «Я говорю – ты слушаешь») на технологию личностно-ориентированного обучения, при котором главное не только получение определенных знаний, но еще и развитие личности ребенка, в первую очередь творческого человека, а не только исполнителя. Обучение в данном случае является развивающим, при котором главное – развитие мышления ребенка, а затем и его внимания, памяти, восприятия и воображения. В данном случае обучение является действенным т.к. ведет к развитию личности человека.
Программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет. Главным при этом является самореализация всех способностей, заложенных в ребенке от рождения, достижение им определенного уровня образованности. Срок реализации 1 год.
Цель:
· воспитание у учащихся мужества, гражданственности, коллективизма, бережливости, а также физической закалки и профессиональной ориентации.
Основные задачи:
· ознакомление с основами пожарного дела и изучение мер пожарной безопасности;
· оказание посильной помощи взрослым в предупреждении пожаров;
· отработка навыков спасения людей и имущества, а также оказания первой помощи пострадавшим на пожаре;
· овладение навыками правильного поведения в экстремальных условиях пожара.
Формы работы:
Для выполнения поставленных задач используются такие формы работы, как лекции, беседы, встречи с представителями профессии пожарного, экскурсии, конкурсы рисунков, работа с плакатами, просмотры тематических фильмов, рейды по детскому учреждению и микрорайону, конкурсы, соревнования, изучение «Правил пожарной безопасности».
К завершению периода неполного среднего образования обучающийся должен знать:
· пожар как явление;
· основные характеристики горючей среды и источников зажигания;
· общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;
· элементарные способы тушения загораний;
· первичные средства пожаротушения и их возможности;
· основы профессии "пожарный";
· ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Должен уметь:
· оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;
· пользоваться первичными средствами пожаротушения;
· выполнять требования правил пожарной безопасности;
· проводить работу среди младших по недопущению пожаров
Использование групп современных образовательных технологий:
· на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология);
· на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала);
· на основе эффективности управления и организации учебного процесса (коллективный способ обучения, групповые технологии, компьютерные технологии);
· на основе развивающего обучения (технология учебной дискуссии, технология учебной деловой и ролевой игры, проектного обучения);
· на основе природ сообразности (технология саморазвития, социальная технология).
· на основе здоровья сбережения.
Список тем по технике безопасности в программе:
1. Техника безопасности при обращении с огнем.
2. Техника безопасности при эксплуатации электротехнических устройств.
3. Техника безопасности при эксплуатации газовых приборов и печей.
4. Техника безопасности при хранении и использовании легковоспламеняющихся веществ (керосин, бензин и др.)
5. Техника безопасности при эвакуации людей во время пожара.
6. Техника безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий.
7. Техника безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении.
8. Техника безопасности при обращении с пенными, порошковыми и углекислотными огнетушителями.
Основное содержание занятий:
· изучение пожар опасностей и способов защиты от них;
· электрические нагревательные и осветительные приборы (в том числе и телевизоры) как источники пожара при неумелом и беспечном пользовании ими;
· особенности и свойства горения различных синтетических предметов и тканей (мебели, пластмассы и др.)
· выделение при горении ядовитых газов;
· оказание первой помощи при ожогах;
· действия при пожаре;
· оказание первой помощи при отравлении угарным газом и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Дружина юных пожарных».
№ п/п |
Дата |
Тема |
1 |
|
Первичный инструктаж по технике безопасности на занятиях. ИТБУ 128-16. Дружина юных пожарных. |
2 |
|
Дружина юных пожарных. Цели и задачи отряда ДЮП. |
3 |
|
План работы городского детского движения дружина юных пожарных». |
4 |
|
План мероприятий ГОДД ДЮП на 2024-2025 учебный год. |
5 |
|
Акция «В новый учебный год – без пожаров!» |
6 |
|
Паспорт отряда. Создание презентации. Основы пожарной профилактики. |
7 |
|
Дозор «Проверь газ!» Акция ДЮП. Основы пожарной профилактики. |
8 |
|
Конкурс «Лучший отряд ГОДД ДЮП». |
9 |
|
Использование средств защиты при чрезвычайных ситуациях. |
10 |
|
Командир отряда ДЮП. Функции деятельности командира. |
11 |
|
Конкурс юных журналистов «Призвание – пожарный!» |
12 |
|
«Герои среди нас». Важные события из жизни пожарного. |
13 |
|
«Юные пожарные на страже безопасности». Деятельность ДЮП. |
14 |
|
«Мы едины». Дружба, сотрудничество и общение с ДЮП из разных образовательных организаций города. |
15 |
|
Историческая справка о развитии пожарных организаций. Героизм профессии. |
16 |
|
Организация деятельности дружин юных пожарных. |
17 |
|
Огонь друг и враг человека. |
18 |
|
Причины пожаров и их последствия. |
19 |
|
Общие требования правил пожарной безопасности. |
20 |
|
Противопожарный режим образовательных организаций. |
21 |
|
Действия при возникновении пожара. Эвакуация из пожарной зоны. |
22 |
|
Профилактика пожаров. Ответственность за нарушение правил пожарной охраны безопасности и ложный вызов. |
23 |
|
Противопожарная пропаганда и формирование культуры безопасности у детей и подростков. |
24 |
|
Пожарно-спасательная подготовка. |
25 |
|
Первая помощь. |
26 |
|
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. |
27 |
|
Первичные средства пожаротушения. |
28 |
|
Пожарный инструмент и оборудование. |
29 |
|
Пожарные автомобили и противопожарное оборудование |
30 |
|
Противопожарное водоснабжение. |
31 |
|
Прикладной спорт юных пожарных. |
32 |
|
Основы медицинских знаний. Первая доврачебная помощь при ожогах. |
33 |
|
Основы медицинских знаний. Первая доврачебная помощь при отравлениях. |
34 |
|
Основы медицинских знаний. Первая доврачебная помощь при обмороках. |
35 |
|
Основы медицинских знаний. |
36 |
|
Подготовка к конкурсу. Городская акция «Безопасный новый год». |
37 |
|
Подготовка к конкурсу. Городская акция «Безопасный новый год». |
38 |
|
История пожарного дела в России. |
39 |
|
Пожарный автомобиль. Пожарно-техническое оборудование. |
40 |
|
Техника безопасности при обращении с огнем. |
41 |
|
Техника безопасности при эксплуатации электротехнических устройств. |
42 |
|
Техника безопасности при эксплуатации газовых приборов и печей. |
43 |
|
Техника безопасности при хранении и использовании легковоспламеняющихся веществ (керосин, бензин и др.) |
44 |
|
Прикладной спорт юных пожарных. |
45 |
|
Небрежное обращение с огнем. Основы медицинских знаний. |
46 |
|
Чтобы ёлка принесла только радость. |
47 |
|
Творчество на противопожарную тематику. |
48 |
|
Чтобы ёлка принесла только радость. |
49 |
|
Творчество на противопожарную тематику. |
50 |
|
Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге. |
51 |
|
Дым над лесом. Основы пожарной профилактики. Первичные средства пожаротушения. |
52 |
|
Главное – самообладание. Практические занятия по эвакуации. |
53 |
|
Профессиональная подготовка пожарных. Противопожарный режим в детском учреждении. |
54 |
|
Техника безопасности при эвакуации людей во время пожара. |
55 |
|
Техника безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий. |
56 |
|
Техника безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. |
57 |
|
Техника безопасности при обращении с пенными, порошковыми и углекислотными огнетушителями. |
58 |
|
Лесные и торфяные пожары. Основные причины возникновения лесных пожаров. |
59 |
|
Лесные и торфяные пожары. Основные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров. |
60 |
|
Лесные и торфяные пожары. Меры по предупреждению лесных и торфяных пожаров. Добровольное пожарное общество. |
61 |
|
Лесные и торфяные пожары. Что запрещено делать в пожароопасный сезон в лесу? Берегите жилище от пожаров. |
62 |
|
Лесные и торфяные пожары. Действия людей, оказавшихся в зоне лесного пожара. |
63 |
|
Причины пожара, действия при пожаре. Какие условия необходимы для возникновения горения? |
64 |
|
Причины пожара, действия при пожаре. ПО каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях. Добровольное пожарное общество. |
65 |
|
Причины пожара, действия при пожаре. Основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях. |
66 |
|
Причины пожара, действия при пожаре. Основные факторы пожара. Причины пожара, действия при пожаре. Что н6еобходимо предпринять человеку, если он оказался в завале, и у него нет возможности выбраться. |
67 |
|
Причины пожара, действия при пожаре. Необходимые действия при возникновении пожара в здании. |
68 |
|
Причины пожара, действия при пожаре. Действия человека при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке (выходу). |
Литература для педагога.
1.Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации: 1-4 кл. / Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова.- М.: Просвещение,2009-143с.- (Школа России).
2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 2 класс.- М.: ВАКО, 2008.-272 с.
3. Неменок Ю.П. Справочные материалы по некоторым темам курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Пособие для преподавателей –организаторов ОБЖ 5-11 классов. М., Издательство «Фирмы Глянц», 1995 – 68с.
4.Правила пожарной безопасности (ППБ01-03). - М.: ИНФРА-М, 2007.- 161 с.
5.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.- М.: «Просвещение», 1987.-97с.
6. А.Т. Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, И.Ф.Богоявленский, В.Н.Латчук, С.В.Петров
Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.; Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»; 000 «Издательство ACT», 2002. -155, (5) с: ил.
Литература для детей.
1. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности.1 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.- М.: Просвещение,2009-55 с.(Школа России).
2. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности.2 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.- М.: Просвещение,2009-56 с. (Школа России).
3. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности.3 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.- М.: Просвещение,2006-31с.(Школа России).
4. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности.4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений/ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.- М.: Просвещение,2006-35с.(Школа России).
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.