Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Рукодельница"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Рукодельница"

Медиа
docx
02.12.2019
кружок Рукодельница.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Платоновская средняя общеобразовательная школа

 

Утверждаю

Приказ № 245 от 3 сентября 2018 года

Директор _____________(Филонов М.В.)

 

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

(протокол № 1 от  30 августа 2018 г.)

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Рукодельница»

(базовый уровень)

 

Возраст детей 11-13 лет

 

Срок реализации 1год

 

 

                                                  

Составитель: учитель технологии

                                                        Бузанова Татьяна Владимировна

 

 

 

                                                  2018 год

Паспорт программы дополнительного образования «Рукодельница» в общеобразовательной школе

Наименование программы

«Рукодельница»

Составитель программы

учитель технологии МБОУ Платоновской сош Бузанова Татьяна Владимировна

Координатор программы

администрация МБОУ Платоновской сош

Основные исполнители программы

1. учитель технологии МБОУ Платоновской сош

2. учащиеся школы 5-6классы

Задачи программы

обучающие:

- обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;

обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

- познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;

развивающие:

- развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;

- расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;

- развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;

- формировать эстетический и художественный вкус;

воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этические нормы межличностных взаимоотношений.

- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

 

Срок реализации программы

1 год

Основные разделы программы

1.     Пояснительная записка.

2.     Новизна.

3.     Актуальность программы.

4.     Отличительная особенность.

5.     Цели программы.

6.     Задачи программы.

7.     Сроки реализации.

8.     Формы, методы и средства занятий.

9.     Виды и формы контроля.

10. Критерии выполнения программы (требования ЗУН ).

11. Диагностические методики.

12. Материально – техническое оснащение.

13. Санитарно – гигиенические требования.

14. Ожидаемые результаты и способы их проверки: общие, личностные, метопредметные, предметные.

15. Тематический план.

16. Учебно – тетатический план.

17. Содержание программы.

18. Литература для учителя и ученика.

 

Направление деятельности: художественно-эстетическое

Сроки усвоения: 1 год

Тип программы: модифицированный

Возрастной диапазон: 11-13 лет

 

        Пояснительная записка

Одна из задач образования – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах

Декоративно-прикладное искусство является неотьемленной частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.

Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты.

В процессе обучения перед учениками раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Этим в первую очередь и определяется актуальность реализации данной программы.

Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном их рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. В этом заключается практическое значение программы.

Занятия кружка строятся с учетом местных традиций, характерных ремесел и промыслов.

Новизна.

     Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Используются элементы проблемного обучения, элементы личностно-ориентированных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, а также огромное место отводится игровым технологиям. На занятиях главным является гуманно-личностный подход к детям в целом и в частности к каждому учащемуся в отдельности.

                Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Необходимо показывать недостатки, но похвала должна завершать оценку работы.

                Материалы программы подобраны так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей. Стимулируют интерес нетрадиционные занятия в виде игр, конкурсов, викторин и т. п. Уделяется внимание прогулкам на природе. Все познанное, увиденное находит отражение в творческих работах учащихся.

 

Актуальность программы.

 

   Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.

         По мнению психологов, творческий процесс способ развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые неуравновешенные воспитанники становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые, становятся более открытыми и эмоциональными. Кроме этого программа позволяет выявить художественно-одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их творческого развития

 

 

Отличительные особенности программы.

              В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Именно на этом этапе проявляется творческая активность, способность мыслить, создавать необычные узоры на основе полученных ранее знаний. Во время занятий  для  создания непринужденной и творческой атмосферы используются записи звуков живой природы и музыки, что способствует  эмоциональному развитию детей.

Цели программы:

приобщить учащихся к традиционному русскому наследию, воспитать у учащихся добрых религиозных, нравственных, семейных и патриотических чувств и настроений;

раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Задачи программы:

обучающие:

- обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;

обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

- познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;

развивающие:

- развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;

- расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;

- развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;

- формировать эстетический и художественный вкус;

воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этические нормы межличностных взаимоотношений.

- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

 Сроки реализации.

           Данная программа «Рукодельница» рассчитана на один года обучения (полный курс обучения) детей 5-6 классов.  Занятия проходят один раза в неделю по 2 часа (72 часов в год).

Форма организации занятий – учебные занятия (вводное, практическое занятия, ознакомления, усвоения, применения на практике, обобщения, экскурсии). Теоретическая часть дается в форме беседы, рассказа, объяснения, пояснения, указания, разъяснения.  Основная форма работы является занятия – практикум.        

Методы  обучения:

     Образовательный процесс предполагает использование различных методов  обучения:

   - репродуктивный (воспроизводящий);

   - иллюстративный (наглядный);

   - проблемный (педагог вместе с детьми и ищет пути ее решения);

   - эвристический (ребята сами находят проблему и ищут пути ее решения);

                 

   Средством обучения являются использованием ноутбука, мультимедио проектора, экрана, наглядно - дидактических пособий :

§  Инструкционные карты и схемы базовых форм.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

§  Методические разработки конспектов занятий.

 

 Формой контроля служат – самоконтроль, взаимоконтроль, фронтальный контроль, устный опрос, выполнение тестовых заданий.

 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
•  Участие в районных и областных выставках,  конкурсах и массовых мероприятиях.

 

Критерии выполнения программы.

Диагностическая методика «Оценка результатов освоения программы».

Тест «Вязание крючком и спицами» (с выбором одного правильного ответа).  
Цель: определение успешности и эффективности освоения общеразвивающей программы «Волшебный клубок».
В основу оценивания результатов теста положена  десятибалльная система оценки:
- 9-10 баллов ставится за 90-100 % правильное выполнение заданий (высокий уровень);
- 7-8 баллов ставится за 70-89 % правильное выполнение заданий (повышенный уровень);
- 5-6 баллов ставится за 50-69% правильное выполнение заданий (средний уровень);
- 4-3 баллов ставится за 49 -30% правильное выполнение заданий (низкий уровень);
- 2 и ниже ставится за 29% и меньшее правильное выполнение заданий (недостаточный уровень).
Результаты теста  покажут степень усвоения учащимися учебного материала и помогут педагогу найти наиболее эффективные методы и средства обучения.
Вопросы к тесту:
1. С чего начинается любое вязание?                                                                                                                      
а) с вязания изнаночных петель;
б) с вязания столбиков без накида;
в) с набора петель.
2. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют последний ряд;
в) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли.
3. Спицы должны быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза.
4. Чему должны соответствовать спицы?
а) качеству пряжи;
б) толщине пряжи;
в) длине нити.
5. Что делают с кромочными петлями?
а) провязывают изнаночными петлями;
б) снимают не провязанными;
в) первую петлю снимают, а последнюю провязывают.
6. Провязывание накидов спицами в рисунке дает возможность получить:
а) плотный узор;
б) ажурную вязку;
в) платочное вязание.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:
а) резинкой;
б) чулочной вязкой;
в) ажурной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередование лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов;
9. Первую петлю при вязании спицами:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
10. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании спицами?
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
11. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными.
12. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
13. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3;
б) 5;
в) 2.
14. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы.
15. Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание.
16.Что является  элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного изделия?
а) спица;
б) пряжа;
в) петля.
17. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
18.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными спицами и крючком?
а) кофту;
б) носки;
в) помпон.
19. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
20. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера.
Ключ к тесту:
1в, 2в, 3а, 4б, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б, 11в, 12в, 13б, 14б, 15б, 16в, 17в, 18в, 19а, 20б.

 

Материально-техническое оснащение:

1.     Образцы вязания крючком.

2.     Презентации при объяснении нового материала.

3.     Инструкционные карты и видеоматериал для выполнения практической работы.

Объекты труда: образцы вязания крючком, крючки, пряжа для вязания, ножницы, рабочие тетради, инструкционные карты, компьютеры, проектор, экран, журналы «Валя-Валентина».

Санитарно  - гигиенические требования.

              Помещение для проведения занятий объединения декоративно – прикладного творчества отвечает санитарным нормам. Помещение учебного кабинета светло, тёплое, сухое; оснащено швейным оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно – наглядными пособиями в соответствии с действующим типовым, а также дидактическими требованиями; дидактическими материалами, технической и технологической документацией. В учебном кабинете оборудованы рабочие места индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя оснащённое компьютерной техникой. Конструкция и организация рабочих место обеспечивает возможность выполнение работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать требования эргономики, научной организации труда и технический эстетики. Планировка учебного кабинета, размещение в нём рабочих мест, оборудование и мебели обеспечивает благоприятные и безопасные условия для организации учебно- воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

              Рабочие места для индивидуального и коллективного пользования в учебном кабинете являются парты. Необходимое количество шкафов с дверьми служат местом для хранения сырья и готовой продукции, инструментов, приспособлений, заготовок, дидактического материала, учебно – наглядных пособий. Учебный кабинет обеспечен необходимым для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами

 (аптечка).

           Учебный кабине оборудован вентиляцией, освещение искусственное и естественное (3 больших окна), температура и состояние воздушной среды соответствует санитарным нормам, перед началом занятий помещение проветривается и производится влажная уборка.   

 Ожидаемые результаты:

Общие:

Учащиеся должны знать:

·         роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;

·         основные сведения о технологическом  производстве;

·         традиции и новейшие технологии обработки различных материалов;

·         основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;

·         требования к выбору профессии.

Учащиеся должны уметь:

·         выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;

·         выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;

·         выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;

·         разбираться в узорах, орнаментах;

Тематический план

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Основные приемы вязания крючком

16

2

14

3

Вязание кружев

54

6

48

 

Итого:

72

10

62

 

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

 

Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История вязания крючком

Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком.

1

 

 

1

1

 

 

1

-

 

 

-

 

2

Основные приемы вязания крючком

14

2

12

 

- Образование первой петли. Цепочка из воздушных петель.

-Полустолбик без накида

- Столбик без накида.

- Полустолбик с накидом.

- Столбик с накидом.

- Столбик с двумя накидами.  Столбик с тремя накидами.

- Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем.

- Узоры на основе столбиков и воздушных петель

- Ракушка. Ракушка на ножке.

- Пучок из двух недовязанных столбиков с накидами.

- Узоры на основе «ракушки» и «короны»

- Витой столбик.

- Пышный столбик.

- Узоры, связанные пышными столбиками.

1

 

1

1

1

1

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

1

1

 

0,5

 

-

-

-

-

0,5

 

-

 

-

 

0,5

-

 

-

 

-

-

0,5

0,5

 

1

1

1

1

0,5

 

1

 

1

 

0,5

1

 

1

 

1

1

0,5

 

3

Вязание кружев

52

6

46

 

Способы прибавления и убавления петель.

- Рельефные столбики.

- Узоры на основе рельефных столбиков.

- Вытянутые петли.

- Узоры с вытянутыми петлями.

- Узоры, связанные с возвращением в предыдущие ряды.

- Перемещенные столбики.

- Узоры с перемещенными столбиками.

- Крестообразные столбики.

- Узоры с крестообразными столбиками.

-Вязание круга.

-Квадрат, связанный от середины.

-Квадрат, связанный от угла.

-Треугольник, связанный от центра.

-Треугольник, связанный от середины стороны.

-Треугольник, связанный от угла.

-Вязание пятиугольника.

-Кружева из отдельных мотивов.

-Правила выполнения мотивов и способы их соединения.

-Вязание салфетки.

-Вязание табуретницы.

-Оформление выставки работ учащихся.

-Итоговое занятие.

2

 

2

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

2

 

2

2

 

6

6

2

2

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

0,5

0,5

-

1

1

 

1

2

2

2

2

 

2

2

2

2

1

2

2

2

2

 

2

 

1

2

 

5,5

5,5

2

1

Итого:

72

10

62

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

1. «Вводное занятие» (2 ч.)

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.

2. «Основные приемы вязания крючком» (16 ч.)

Теоретический компонент. Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «витой столбик», «пышный столбик».

Практический компонент.  Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию узоров на основе столбиков и воздушных петель, узоров на основе «ракушки» и «короны», узоров, связанных с возвращением в предыдущие ряды, узоров, связанных пышными столбиками, узоров с перемещенными и крестообразными столбиками, узоров на основе рельефных столбиков, узоров с вытянутыми петлями.

3.  «Вязание кружев» (54 ч.)

Теоретический компонент. Ознакомление со способами прибавления и убавления петель, особенностями вязания круга и многоугольников, особенностями вязания кружев из отдельных мотивов, «лицевой рельефный столбик с накидом», «изнаночный рельефный столбик с накидом», «накладной рельефный столбик», «ракушка», «ракушка на ножке», «пучок из двух недовязанных столбиков с накидами». Особенности вязания различных узоров.

Практический компонент. Обучение вязанию круга, многоугольников, кружев из отдельных мотивов; вязание салфетки; вязание табуретницы; оформление выставки работ учащихся.

Список используемой литературы для учителя:

 

1.     Большая Российская энциклопедия, Рукоделие Андреева И.. – М.: 1993.

2.     Большая советская энциклопедия. – М.: ВТО, 1992 – 1997.

3.     Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М.: Знание. – 1993, 1997.

4.     Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. Косминская В.– М.: Просвещение, 1981.

5.     Поговорим о воспитании. Бушелева Б. – М.: Просвещение, 1989.

6.     Практическая психология в начальной школе. Овчарова Р.– Ташкент-Гуляма.

7.     Рукоделие в школе. Мульи А. – М.: Просвещение, 1974.

8.     Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. - 2-е издание Н.Н. Гусарова:, изд. Дество-Пресс, 2004

9.     Твори, выдумывай, пробуй! Труд. Учебник для 3-го класса. Циркулик Н.– Самара, 2004.

10. Энциклопедический словарь юного художника, изд-во «Большая Российская энциклопедия». – М.: 1997.

11. Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М. 2007

12. Журнал «Сделай сам». 1999г.

13. Рондели Л.Д. Народное декоративно- прикладное искусство. М.2003г.

Литература для учащихся:

1.     Техника изонити для дошкольников Н.Н. Гусарова. Методическое пособие. - 2-е издание, изд. Дество-Пресс, 2004

2.     Твори, выдумывай, пробуй! Труд. Учебник для 3-го класса.Циркулик Н. – Самара, 2004.

3.     Ханашевич Д.Р. «Подружки- рукодельницы». М. , 1993г.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)