Дополнительная общеобразовательная программа "Казачья воля"
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная программа "Казачья воля"

Оценка 5
docx
12.05.2021
Дополнительная общеобразовательная программа "Казачья воля"
казачья воля.docx

ст.

Автор-составитель: Попова Лариса Александровна,Автор-составитель:

Попова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Срок реализации 4 года (1-4 класс)

Возраст обучающихся 6,5-10 ле

Срок реализации 4 года (1-4 класс)

Возраст обучающихся 6,5-10 ле

 

 


 

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

 

Пояснительная записка

 

Направленность программы - культурологическая.

Направление программы - приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями и историей казачества Ставропольского края.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей  школьного возраста с нашим краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.    

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа модифицирована на основе "Справочно-методического пособия для наставников казачьих классов", 2 класс,  автор-составитель:  директор  МБОО  ДО  Центра  внешкольной  работы  ЦВР  "Мир Лабы"

им. Кондратенко - И. В. Ситникова Г. Лабинск, 2016 г. (https://vk.com/topic-132126743_35261559). Программа адаптирована для работы в условиях перехода к опосредованному обучению с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.  

Отличительные особенности программы. Современные подходы к  школьному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Одной из основных тенденций современного  школьного образования является ориентация на национально-культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды. Воспитание патриотических чувств на современном этапе времени обязывает   развивать познавательный интерес, любовь к малой Родине, ее историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Многонациональный состав населения Ставропольского края создает такую среду. При этом объективно история и культура казачества стали ведущим фактором, определяющим специфику края в целом и наполнении в качестве регионального компонента содержания образования. Овладение этим компонентом одинаково важно для всех  школьников. Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к пониманию проблем казачества, к продуктивному сотрудничеству с ним.

Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями и историей Ставропольского края.

Адресат  программы. Программа "Казачья воля"  разработана для детей 6,5-11 лет. Условиями отбора детей в объединение является желание получить, обобщить и углубить знания  об истории и традициях   казачества. Знания, полученные в школе, проецируются на деятельность казачьего общества на местном и краевом уровне. Таким образом, именно школьный период благоприятен для формирования чувства любви к родной земле, культуре и традициям малой Родины, и, безусловно, принадлежности к славному    казачьему роду.

Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе. Количество обучающихся в группе определяется в соответствии с Уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями. Наполняемость в группах до 25 человек. Предполагаемый состав группы - постоянный, как правило, обучающиеся одного класса.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы.

 

Форма обучения.

Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей обучающихся в очной форме.

 

Объём программы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения.   Занятия проходят еженедельно, на изучение программы «Казачья воля» отводится 34 часа ( 1 час в неделю). Каникулярное время используется для совместных экскурсий по памятным местам, посещения храмов и музеев, общегородских и районных мероприятий.

Срок освоения программы обоснован её целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержание программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.

 

Цель данной программы: формирование первоначального представления о   казаках – носителях традиционной казачьей культуры, приобщение к православным традициям, воспитание гражданственности и патриотизма на основе исторически сложившихся традиций и обычаев  казачества.

 

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- ознакомление с символикой казачества, казачьим строем, структурой общества и войска;

- привитие православных  и семейных устоев   казаков;

- ознакомление с возрождаемой традиционной казачьей культурой;

- ознакомление с основными историческими датами, приобщение к участию в казачьих праздниках и сборах, посвященных знаменательным событиям;

- воспитание патриотизма и активной жизненной позиции;

- развитие творческих способностей;

- формирование у казачат интереса к изучению истории и культуры казачества, военно-спортивных дисциплин, мотивации к участию в образовательных событиях.

 

Содержание программы.

             35 занятия  (1 час в неделю)

 

Раздел 1. Славное казачество Ставрополья (России)

Казак. Казачье братство. Казачье войско (общество). Структура. Символика казачества. Символика войска. Регалии казачьего войска. Оружие казака. Конь в жизни казака. Справа. Казак на службе. Родина – мать, умей за нее постоять. Казачьи чины. Казачьи награды.

Понятийный словарь: Казак, Казачье братство, Казачье общество, Атаман, Символ, Булава, Бунчук, Пернач, Регалии, Вензель, Пика, Шашка, Кинжал, Справа, Присяга, Заповедь, Звание, Чин, Приказный, Урядник.

 

Раздел 2. Казаки – воинство Христово

Святые покровители казачества. Святитель Николай Чудотворец. Пресвятая Богородица. Икона в походе и жилище. Язык иконы. Православные храмы. Войсковой храм. Станичный храм. Богослужение. Войсковые поминовения. Православные традиции в семье. Люби отца и мать твоих.

Понятийный словарь: Святитель, Угодник, Богородица, Заступница, Догмат, Ланита, Образ, Святыня, Первообраз, Богослужение, Войсковой священник, Крестное знамение, Престол, Священнослужитель, Поклонный крест, Лития

 

Раздел 3. Традиции, быт и культура терского   казачества

Светлый праздник - Рождество Христово. Семейные традиции в казачьей среде. Бабушкин сундук. Роль отца и образ женщины-казачки. Казачий быт и уклад жизни. Экскурсия. Основание станиц. Постройка жилища. Казачье подворье. Хозяйственные постройки. Экскурсия. Традиционные ремёсла и промыслы. Прикладное творчество на Ставрополья. Фольклор терского казачества. Игры, считалки. Пасха в казачьей семье.

Понятийный словарь: Традиции, Православие, Рождество, Курень, Хата, Турлук, Саман, Кобыца, Фольклорные жанры.

 

Раздел 4. Ратная доблесть казаков

Летопись казачества. Основание Ставрополя. Основные вехи. Выдающиеся личности. Подвиги казаков. Памятники истории – памятники Победы. Братские захоронения.

Понятийный словарь: Переселение, Основание, Вехи, События.

 

Основной формой работы являются учебные занятия, которые носят практико-ориентированный, творческий, поисково-исследовательский характер. Они могут проводиться в форме: беседы, занятия-встречи, заочной экскурсии, творческой мастерской, фольклорного праздника, литературно-исторических и литературно-музыкальных гостиных, мостов встреч поколений. Занятия носят высокий патриотичный и духовно-нравственный характер, посвящаются юбилейным, знаменательным датам исторического и культурного прошлого России и Кубани, кубанского казачества, православным праздникам. Содержание занятий может варьироваться:

- игры, конкурсы, соревнования;

- доклады, лекции, демонстрация художественных и документальных фильмов, презентаций;

- выставки - книжно-иллюстрированные, портретов, фотографий, изделий декоративно-прикладного творчества, музейных экспонатов;

- выступления гостей – представителей казачьего общества, участников боевых действий, деятелей культуры и искусства, народных мастеров и др.

- непосредственное участие в массовых мероприятиях самих учащихся казачьего класса, творческих коллективов казачьей направленности.

Проведение итогов этнографических и культурологических экспедиций   позволит обучающимся казачьих классов собрать и обобщить материал о культуре, традициях, истории казачества своей местности, оформить экспозиции «Славное терское казачество», «Казаки – линейцы», «Я росток казачьего рода», «Малая Родина – частица великой России» и др. Такие индивидуальные поисковые задания, как «Семейная реликвия», «Традиции моей семьи», «Ремёсла моей семьи», «Семейная фотография» помогут осознать историю своей семьи как часть истории   народа. Экскурсии по историческим местам, местам боевой славы, в краеведческие музеи, православные храмы района и края способствуют духовно-нравственному обогащению, позволяют обучающимся соприкоснуться с  историей и культурой малой Родины. Воспитанию трудолюбия, бережного отношения к историческим памятникам, памятникам природы  способствуют коллективно-творческие дела и акции под девизом: «Сохраним родную природу!», «Помоги памятнику» и др. 

 

Учебно-тематический план.

 

Всего, час

Количество часов учебных занятий

теоретические

практические

экскурсии

 

9

3

5

1

 

8

3

4

1

 

10

3

5

2

 

7

3

3

1

 

34

15

17

5

 

Планируемые результаты.

 

В результате реализации данной программы планируется формирование ключевых предметных, личностных и метапредметных компетенций. 

Ожидаемые результаты:

1) предметные

 –  в процессе занятий обучающийся должен приобрести следующее, знать (понимать):

- символику казачества, структуру и направления деятельности казачьего общества и   казачьего войска;

- основы духовной жизни и семейных устоев терских казаков, главные православные праздники;

- уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различные фольклорные формы Ставрополья и своей малой Родины;

- основные исторические вехи терского  казачества, памятные сооружения, посвященные знаменательным событиям и выдающимся личностям.

2) личностные

– формирование универсальных учебных действий, направленных на саморазвитие и личностное самоопределение:

- сформированность внутренней позиции младшего школьника – принятие и освоение новой социальной роли – обучающегося класса (группы) казачьей направленности, мотивации к участию в сборах, поминовениях, строевых смотрах, фольклорно-этнографических экспедициях;

- сформированность интереса к изучению истории и культуры казачества, военно-спортивных дисциплин, любви к своему краю, малой Родине, уважения к культурным традициям терского казачества;

- развитие чувства сопричастности возрождения казачества – продолжения казачьего рода - воспитание патриотизма и активной жизненной позиции.

3) надпредметные, которые применяются обучающимися за рамками образовательного процесса, при решении реальных жизненных ситуаций:

-  понимание  информации, представленной в виде текста, рисунков, фотографий, музейных экспонатов;

- умение подбирать иллюстрации и художественные произведения по теме занятий;

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми (педагог, казак-наставник, священнослужитель) для поисково-исследовательских проекто

 

 

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Календарный учебный график.

 

Количество учебных недель – 35

Количество учебных дней по программе – 35 занятия по 1 часу

Режим работы объединения - по расписанию

Начало занятий – 01 сентября

Окончание занятий – 25 мая

 

Условия реализации программы.

 

Основной формой работы являются учебные занятия, которые носят практико-ориентированный, творческий, поисково-исследовательский характер. Они могут проводиться в форме: беседы, занятия-встречи, заочной экскурсии, творческой мастерской, фольклорного праздника, литературно-исторических и литературно-музыкальных гостиных, мостов встреч поколений. Занятия носят высокий патриотичный и духовно-нравственный характер, посвящаются юбилейным, знаменательным датам исторического и культурного прошлого России и Ставрополья, терского казачества, православным праздникам.

Содержание занятий может варьироваться:

- игры, конкурсы, соревнования;

- доклады, лекции, демонстрация художественных и документальных фильмов, презентаций;

- выставки - книжно-иллюстрированные, портретов, фотографий, изделий декоративно-прикладного творчества, музейных экспонатов;

- выступления гостей – представителей казачьего общества, участников боевых действий, деятелей культуры и искусства, народных мастеров и др.

- непосредственное участие в массовых мероприятиях самих учащихся казачьего класса, творческих коллективов казачьей направленности.

Проведение итогов этнографических и культурологических экспедиций  позволит обучающимся казачьих классов собрать и обобщить материал о культуре, традициях, истории казачества своей местности, оформить экспозиции «Славное терское казачество», «Казаки – линейцы», «Я росток казачьего рода», «Малая Родина – частица великой России» и др. Такие индивидуальные поисковые задания, как «Семейная реликвия», «Традиции моей семьи», «Ремёсла моей семьи», «Семейная фотография» помогут осознать историю своей семьи как часть истории   Ставрополья. Экскурсии по историческим местам, местам боевой славы, в краеведческие музеи, православные храмы района и края способствуют духовно-нравственному обогащению, позволяют обучающимся соприкоснуться с  историей и культурой малой Родины. Воспитанию трудолюбия, бережного отношения к историческим памятникам, памятникам природы  способствуют коллективно-творческие дела и акции под девизом: «Сохраним родную природу!», «Помоги памятнику» и др. 

 

Методика отслеживания результатов.

 

Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы "Казачья воля" проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.

Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:

-        контроль;

-        проверку;

-        оценивание;

-        накопление статистических данных и их анализ;

-        выявление их динамики;

-        прогнозирование результатов.

Наряду с обучающими задачами, программа "Казачья воля" призвана решать и воспитательные задачи. В образовательном процессе функционирует воспитательная система, которая создает особую ситуацию развития коллектива обучающихся, стимулирует, обогащает и дополняет их деятельность. Ведущими ценностями этой системы является воспитание в каждом ребенке патриотизма, человечности, доброты, гражданственности, творческого и добросовестного отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа.

Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств обучающегося, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной работы.

Для контроля усвоения планируемых результатов с обучающимися проводят военно-спортивные, военно-патриотические игры, презентации, конференции, тесты.

 

 

Показатели эффективности достижения планируемых результатов

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины ключевым компетенциям

В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:

Славное казачество Ставрополья, (России):

- символика казачества, структура и направления деятельности казачьего общества и   казачьего войска.

Казаки – воинство Христово:

- основы духовной жизни и семейных устоев кубанских казаков, главные православные праздники.

Традиции, быт и культура терского казачества:

- уклад жизни, особенности традиционной казачьей культуры и быта, различные фольклорные формы Ставрополья и своей малой Родины;

 - сформированность интереса к изучению истории и культуры казачества, военно-спортивных дисциплин, любви к своему краю, малой Родине, уважения к культурным традициям терского казачества.

Ратная доблесть казаков:

- основные исторические вехи терского казачества, памятные сооружения, посвященные знаменательным событиям и выдающимся личностям.

 

 

Деятельностная составляющая - умения:

- сформированность внутренней позиции младшего школьника – принятие и освоение новой социальной роли – обучающегося класса (группы) казачьей направленности, мотивации к участию в сборах, поминовениях, строевых смотрах, фольклорно-этнографических экспедициях;

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми (педагог, казак-наставник, священнослужитель) для поисково-исследовательских проектов.

- умение подбирать иллюстрации и художественные произведения по теме занятий;

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми (педагог, казак-наставник, священнослужитель) для поисково-исследовательских проектов.

- развитие чувства сопричастности возрождения казачества – продолжения казачьего рода - воспитание патриотизма и активной жизненной позиции;

-  понимание  информации, представленной в виде текста, рисунков, фотографий, музейных экспонатов.

 

Используемая литература

Справочно-методического пособия для наставников казачьих классов", 1 класс (https://vk.com/topic-132126743_35261559)

Казачество в истории Ставрополья:Учеб. Пособие для учащихся 6 -7 классов Авт: Невская Т.А. Покотилова Т.Е. и др.-М: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС ,2015 г.

Казачество. Энциклопедия. М., 2003.

Два века станицы Расшеватской (1801-2001)Авт.: В.А.Колесников, П.С.Федосов.-Ставрополь: «ЮРКИТ»,2001г.

Станица Расшеватская-годы и люди. П.С.Федосов. Научно-популярное издание.-Ставрополь:ООО «ЮРКИТ», 2011г.

Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.

Казачестко в истории Ставрополья: Учеб. пособие для учащихся 5-7 классов/ Невская Т.А., Покотилова Т.Е. и др.-М. : Гуманитарный изд.Центр ВЛАДОС, 2015.

Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.

Афонькин С.Ю. Православные святые. СП.: «БКК», 2013г. – 96с

 

Календарный учебный график.

 

п/п№

Дата

Раздел. Тема занятия.

Кол-во часов

 

Форма проведения

I

 

 

1/1

 

Казак. Казачье братство.

1

 

Занятие-знакомство

2/2

 

Казачье войско (общество). Структура.

1

 

 

Занятие-беседа

3/3

 

Символика казачества. Символика войска. Экскурсия.

1

 

Экскурсия.

4/4

 

Регалии казачьего войска.

1

 

Занятие-демонстрация

5/5

 

Оружие казака.

1

 

Занятие-демонстрация

6/6

 

Конь в жизни казака. Справа.

1

 

Занятие-беседа

7/7

 

Казак на службе. Родина – мать, умей за нее постоять.

1

 

Занятие-презентация

8/8

 

Казачьи чины.

1

 

Занятие-демонстрация

9/9

 

Казачьи награды.

1

 

Занятие- демонстрация

II

 

 

10/1

 

 

Святые покровители казачества. Святитель Николай Чудотворец.

1

 

Занятие - беседа

11/2

 

Святые покровители казачества. Пресвятая Богородица.

1

 

 

 

12/3

 

Икона в походе и жилище. Язык иконы.

1

Занятие-презентация

13/4

 

Православные храмы. Войсковой храм.

1

Заочная экскурсия

14/5

 

Станичный храм. Богослужение. Экскурсия.

1

Экскурсия

15/6

 

Войсковые поминовения. Липкинские поминовения.

1

 

Занятие-беседа

16/7

 

 

Войсковые поминовения. Троицкие поминовения.

1

Занятие-экспедиция

17/8

 

Православные традиции в семье.

Люби отца и мать твоих.

1

Занятие-презентация

III

 

 

 

 

18/1

 

Светлый праздник - Рождество Христово.

1

Занятие-экспедиция

19/2

 

Семейные традиции в казачьей среде. Бабушкин сундук.

1

Занятие-презентация

20/3

 

Роль отца и образ женщины-казачки.

1

Занятие-экспедиция

21/4

 

Казачий быт и уклад жизни. Экскурсия.

1

 

Занятие-презентация

 

22/5

 

Основание станиц. Постройка жилища.

1

 

Занятие-экспедиция

 

23/6

 

Казачье подворье. Хозяйственные постройки. Экскурсия.

1

Занятие-презентация

 

24/7

 

 

Традиционные ремёсла и промыслы.

1

 

Занятие-экспедиция

 

25/8

 

 

Прикладное творчество на Ставрополья.

1

 

Занятие-презентация

 

26/9

 

Фольклор терского казачества. Игры, считалки.

1

Занятие-экспедиция

 

27/10

 

Пасха в казачьей семье.

1

Занятие-презентация

 

IV

 

 

 

28/1

 

Летопись казачества. Основание Ставрополя.

1

Занятие-экспедиция

 

29/2

 

Летопись казачества. Основные вехи.

1

Занятие-презентация

 

30/3

 

Выдающиеся личности.

1

Занятие-экспедиция

 

31/4

 

Выдающиеся личности.

1

Занятие-экспедиция

 

32/5

 

Подвиги казаков.

1

Занятие-презентация

 

33/6

 

 

Подвиги казаков.

1

Занятие-презентация

 

34/7

 

Памятники истории. Братские захоронения. Экскурсия.

1

Занятие-презентация

 

35

 

Итоговое занятие

1

Занятие-презентация

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ст.

ст.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

Воспитание патриотических чувств на современном этапе времени обязывает развивать познавательный интерес, любовь к малой

Воспитание патриотических чувств на современном этапе времени обязывает развивать познавательный интерес, любовь к малой

Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе

Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе

Содержание программы. 35 занятия (1 час в неделю)

Содержание программы. 35 занятия (1 час в неделю)

Понятийный словарь: Святитель,

Понятийный словарь: Святитель,

Проведение итогов этнографических и культурологических экспедиций позволит обучающимся казачьих классов собрать и обобщить материал о культуре, традициях, истории казачества своей местности, оформить экспозиции «Славное терское…

Проведение итогов этнографических и культурологических экспедиций позволит обучающимся казачьих классов собрать и обобщить материал о культуре, традициях, истории казачества своей местности, оформить экспозиции «Славное терское…

Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план.

Родине, уважения к культурным традициям терского казачества; - развитие чувства сопричастности возрождения казачества – продолжения казачьего рода - воспитание патриотизма и активной жизненной позиции

Родине, уважения к культурным традициям терского казачества; - развитие чувства сопричастности возрождения казачества – продолжения казачьего рода - воспитание патриотизма и активной жизненной позиции

Основной формой работы являются учебные занятия, которые носят практико-ориентированный, творческий, поисково-исследовательский характер

Основной формой работы являются учебные занятия, которые носят практико-ориентированный, творческий, поисково-исследовательский характер

Родины. Воспитанию трудолюбия, бережного отношения к историческим памятникам, памятникам природы способствуют коллективно-творческие дела и акции под девизом: «Сохраним родную природу!», «Помоги памятнику» и др

Родины. Воспитанию трудолюбия, бережного отношения к историческим памятникам, памятникам природы способствуют коллективно-творческие дела и акции под девизом: «Сохраним родную природу!», «Помоги памятнику» и др

Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств обучающегося, реализуемых в системе межличностных отношений

Диагностика воспитанности - это процесс определения уровня сформированности личностных свойств и качеств обучающегося, реализуемых в системе межличностных отношений

Деятельностная составляющая - умения: - сформированность внутренней позиции младшего школьника – принятие и освоение новой социальной роли – обучающегося класса (группы) казачьей направленности, мотивации к…

Деятельностная составляющая - умения: - сформированность внутренней позиции младшего школьника – принятие и освоение новой социальной роли – обучающегося класса (группы) казачьей направленности, мотивации к…

Станица Расшеватская-годы и люди

Станица Расшеватская-годы и люди

Конь в жизни казака. Справа. 1

Конь в жизни казака. Справа. 1

Экскурсия. 1 Экскурсия 15/6

Экскурсия. 1 Экскурсия 15/6

Традиционные ремёсла и промыслы

Традиционные ремёсла и промыслы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021