Дополнительная общеобразовательная программа школьного научного общества «Поиск»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительная общеобразовательная программа школьного научного общества «Поиск»
Иконка файла материала «Поиск»» научное общество.docx

Программа школьного научного общества «Поиск»


Скажи мне – и я забуду, покажи мне и я запомню,

дай мне действовать самому - и я научусь.

Настоящая программа является частью программы «Одарённые дети» и предусматривает возможность проводить специальную работу с одаренными детьми с тем, чтобы не сдерживать, а стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным обучающимся работать в режиме освоения образовательного минимума. В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик способствующих реализации одаренности, также важно при работе с выдающимися детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.

В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других творческих личностных качеств. При работе с одаренными детьми целесообразно использовать диалогические формы обучения. Сложившаяся форма общения в процессе обучения (спрашивающий учитель отвечающий ученик) блокирует активность школьника в постановке вопроса.

В качестве оптимальных условий стимуляции познавательной потребности ребенка как основы развития его способностей, психологи выделяют следующие характеристики процесса обучения:

1.   Высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах.

2.   Создание соответствующего психологического климата в семье и на уроке.

Познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию.


В последнее время много говорится об индивидуальных учебных планах. Одаренным ученикам оставляют больше свободного времени, которым они самостоятельно распоряжаются для занятий в соответствии со сложившимися у них склонностями. Индивидуальный учебный план предполагает, что по отдельным учебным предметам одаренному ученику будет позволено не только изучать программу в меньшем объеме, но даже и с меньшей результативностью.

Объединение обучающихся, которое стремится совершенствовать свои знания по определенным отраслям науки, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности во внеурочное время под руководством учителей и других специалистов можно назвать научным обществом (НОУ).

НОУ – добровольное творческое формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством ученных, педагогов, инженеров и других специалистов.

Главная задача научного общества дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Помимо этого в задачи входит:

-   диагностика одаренности детей и подростков;

-    раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;

-      выработка активной социальной позиции, формирование нравственных качеств и духовной культуры.

Высшим органом школьного НОУ является конференция членов общества, которая проводится один раз в год. На ней подводятся итоги, заслушиваются творческие отчеты о работе отдельных секций, организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности.

Руководство работой школьного НОУ осуществляет Совет. В состав Совета входят учащиеся члены научного общества. Кураторами НОУ являются руководители научных, предметных и технических направлений.

План работы научного общества обучающихся может включать следующие разделы:

1. Заседания Совета НОУ;

2. Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ; 3.Научно-исследовательская деятельность;

4.   Творческая деятельность.

Структура программы представлена логикой управленческой деятельности:

    теоретические основы, анализ;    целеполагание;

    организационная деятельность;


    контроль и коррекция.

Цель: активизация исследовательской деятельности и развитие творческих способностей обучающихся в рамках НОУ

Задачи:

         создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей, для реализации их

личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;

         стимулирование творческой деятельности интеллектуально развитых детей;

         разработка и внедрение прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми;

           обеспечение методического роста

учителей, постоянного повышения их квалификации.

Формы и методы:

           деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных

секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями;         составление программ, разработка проектов и тем исследований;

           участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, выставках;         проведение семинаров, дискуссий, НПК;

           выступление с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.

Принципы реализации программы:

           гуманистическое основание;         антропоцентрический подход;         демократизм;

           систематичность;

           личностно-ориентированный подход;

           индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

           интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления работы педагогического коллектива

           Информационно-аналитическое. Организационно-педагогическое. Методическая работа.

           Создание условий для участия в творческих конкурсах, проектах, конференциях

           Подготовка учителей.

           Диагностическая и коррекционная работа.

Работа с родителями

           Родители, семья в системе реализации программы

           Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы

Материально-техническое обеспечение реализации программы         Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно- методической, психолого-педагогической литературой.


           Оснащение учебных кабинетов и классных комнат.

           Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных.

           Обеспечение необходимыми для работы материалами кружков, секций, клубов.

           Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.

Социально-психологическое обеспечение

Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Детализация основных направлений работы с одаренными детьми.

Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов.

Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися

         Создание условий для проявления и развития интеллектуальной одаренности детей.

         Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

         Признание коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными обучающимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.

         Организация постоянной работы по совершенствованию учебно- воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической нагрузки учащихся, охрана здоровья учеников.

Ожидаемые результаты

         Результатами творческой деятельности НОУ являются: презентации, рефераты, проекты, учебно-экологическая тропа, выступления на школьных конференциях, районных семинарах, конкурсах.

Исследовательская работа ведется в различных предметных  кружках.

При проведении исследований обучающиеся должны изучить и научиться пользоваться всеми доступными компьютерными программами, которые изучаются не только на уроках информатики, но и на дополнительных занятиях.


 


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ


ГУМАНИТАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ


Секция

4     географическая

«Меридиан»


5                      Секция

филологическая

«Словесник»


 

 


3     Секция биологическая

«Робинзоны»

 

 

2        Секция математики


 

Школьное Научное Общество

«ПОИСК»


 

6       Секция историческая

«Наследие»


«Юный математик»

 

1            Секция

математики

«Математика в науке»


7      Секция

начальных классов

«Я – исследователь



«ПОИСК»

 

 

Название секции

Направление

исследовательской и проектной

деятельности

Кол-во уч-ся

класс

Ф.И.О.

рук-ля секции

1

Математическая секция

«Математика в науке»

Решение

математических задач повышенного уровня     с     целью поступления           в ВУЗы 

12

10-11

 

2

Математическая секция «Юный математик»

Изучение

математических

методов              для решения

экономических и экологических задач (на                 основе

краеведческого материала)

9

8-10

 



 

Посмотрите также