ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТАЙНЫ ЗЕЛЕНОГО ЛЕСА»
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТАЙНЫ ЗЕЛЕНОГО ЛЕСА»

Оценка 4.8
doc
06.02.2022
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «ТАЙНЫ ЗЕЛЕНОГО ЛЕСА»
Тайны зеленого леса.doc

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Районный Дом творчества» с. Усть-Кулом

 

 

 

Рассмотрена:

Методсоветом

Протокол № ____ от _______2015

 

Утверждена:

приказом МОУДО «Районный Дом творчества» с. Усть-Кулом

от ________2015 № ____-о/д

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

«ТАЙНЫ ЗЕЛЕНОГО ЛЕСА»

 

Детское объединение «Юный натуралист»

Возраст учащихся – 11-15 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направленность: эколого-биологическая

Нормативный срок освоения программы – 1 год

Начало реализации программы – 2015 г.

Составитель: Паршукова Надежда Алексеевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усть-Кулом

2015


Пояснительная записка

 

Направленность программы

Программа «Тайны зеленого леса» направлена на формирование экологической культуры школьников. Реализация программы способствует развитию познавательного интереса к природе,  развитию личности школьников.

При реализации программы, отборе материала для занятий основополагающими являются принципы: гуманизации, краеведческий, принцип проблемности и историзма, межпредметности, деятельностного и личностно-ориентированного подхода.

 

Актуальность и значимость программы

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы  образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому важным направлением дополнительного образования детей является экологическое или эколого-биологическое. Данная программа, направленная на формирование экологической культуры школьников, кроме этого, позволяет дополнить содержание учебных предметов – биологии, географии, литературы, истории практической деятельностью учащихся по изучению природы и истории  родного края.

В настоящее время  в связи с модернизацией системы образования, преподавание в образовательной области  «естествознание» вынуждено приспосабливаться к тем изменениям, которые вызваны ею. В самой концепции модернизации образования не предусмотрены изменения в содержании  экологической направленности этих курсов. Кроме того, сокращение часов в базисном учебном плане на изучение этих предметов также усиливает проблемы, связанные с экологическим образованием и воспитанием школьников. Таким образом, с одной стороны, существует потребность общества в повышении экологической культуры граждан в целом и подрастающего поколения в частности, а с другой стороны уменьшаются возможности её решения за счет преподавания учебных предметов базисного учебного плана. Но многие из принципов экологического образования нельзя полноценно реализовать только в рамках урока. Это возможно при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными видами и типами внеклассной работы. Основные принципы экологического образования:

1.             Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира,

2.             Принцип межпредметных связей, раскрывающих единство и взаимосвязь окружающего мира.

3.             Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

4.             Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению школьников в практическую деятельность.

5.             Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Предлагаемая программа дополнительного образования «Тайны зеленого леса» позволяет эффективно реализовывать эти принципы, дополняя возможности уроков.

Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что, во-первых, работа по изучению зеленого леса привлекает внимание к проблемам поселка, района, республики, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли; во-вторых, материалы  можно использовать при написании исследовательских работ и создании творческих проектов.

Новизна и педагогическая целесообразность

Программа разработана и адаптирована в условиях сельской школы. В основе содержания программы лежит изучение распространенных в нашей местности лесных экосистем. Леса издавна играли важнейшую роль в жизни человека. Обитатели леса – знакомые и доступные объекты для изучения особенностей их биологии и взаимосвязей между собой и средой обитания. Программой предусматриваются практические природоохранные виды деятельности, которые способствуют формированию ответственного отношения к природе, позволяют детям принять личное участие в решении конкретных экологических проблем.

Программа предусматривает  теоретические и практические занятия, организацию исследовательской деятельности, знакомство с особо охраняемыми природными территориями, использование экологических сказок и другие формы деятельности.

Предлагаемые формы деятельности соответствуют возрастным особенностям школьников, способствуют развитию индивидуальных способностей.

Отличительные особенности программы от уже существующих

·      Программа основана на местном краеведческом материале; позволяет использовать в работе местные природные условия

·      Программа предполагает использование экологических сказок, что привлекает интерес детей, способствует развитию их творческих способностей, развивает образное и логическое мышление.

·      Программа разработана на основе  опыта работы по экологическому воспитанию детей.

·      Для работы по данной программе разработаны методические материалы.

 

Изучение зеленого леса – процесс увлекательный для совместной деятельности, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, выполнения исследовательских работ и поисковых заданий. Учащиеся получат умения и навыки  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

         Основной целевой установкой программы является организация комфортной, содержательной, разнообразной, эмоционально насыщенной образовательной среды, в которой ребенок сможет не только удовлетворить свои познавательные интересы и практические потребности, но и реализовать свой творческий потенциал, развить разнообразные способности.

В ходе работы детского объединения могут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

Занятия будут проходить на базе МОУ Тимшерской СОШ.

 

       Цель: Формирование экологической культуры личности, воспитание у каждого ребенка потребности природоохранной деятельности, чувства ответственности за состояние окружающего мира.

 

Задачи:

Обучающие

1. Развитие познавательного интереса к природе, истории своего региона.

2. Формирование первоначальных экологических знаний.

Развивающие

1.Формирование и развитие личностных качеств посредством включения в активную творческую деятельность.

2.Развитие умений и навыков наблюдений в природе, проведения простейших исследований.

3.Развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные

1.Воспитание экологической культуры личности, экологического самосознания.

2.Патриотическое воспитание на традициях наших предков

3.Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, нравственных ценностей.

Характеристика программы

Вид – модифицированная. (разработана на основе программы «Юные экологи-краеведы» - Сборник программ).

Направленность – эколого-биологическая

Тип – дополнительная

Классификация

по признаку:  общеразвивающая – направлена на формирование общей культуры учащихся;

по цели и характеру деятельности: познавательная - развивает интеллектуальные способности, ориентирована на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяет кругозор;

по масштабу действия: учрежденческая;

по возрасту:  разновозрастная;

по срокам реализации: 1 год.

 

Организационно-педагогические основы обучения

Основой для написания этой части являются «Санитарно-эпидемиологические  требования к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.3172-14», утвержденные 04.07.2014 года.

1)   Состав учащихся: 10 учащихся - количество учащихся в группе согласно нормативным документам СанПин;

2)   Возрастная группа: 11-15 лет;

3)   Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных представителей);

4)   Учёт индивидуальных особенностей учащихся: хорошее здоровье, любовь к природе и активному отдыху, желание заниматься  исследовательской работой.

5)   Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями Устава Учреждения. 1 раз в неделю,  2 часа с перерывом в 10 минут между занятиями.

6)   Режим занятий:

Количество часов в неделю

Количество недель в учебном году

Всего часов в год

2

36

72

 

7)   Формы проведения занятий: индивидуальные (исследовательская работа, тесты), групповые и по подгруппам (викторины, конкурсы), коллективные (экскурсии) и др.

 

Ожидаемые результаты

Учащиеся будут знать:

-                 иметь первоначальные представления об экосистеме на примере лесной экосистемы, её составе и взаимосвязях;

-                 что такое фенология;

-                 экологические факторы;

-                 приводить примеры приспособленности организмов к сезонным изменениям в природе;

-                 значение леса в жизни человека;

-                 правила безопасного поведения в лесу;

-                 правила техники безопасности во время экскурсий;

-                 знать правила первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами.

Учащиеся будут уметь:

-       проводить простейшие наблюдения в природе;

-       вести дневник фенологических наблюдений;

-       описывать явления природы, делать выводы;

-       иметь навыки проведения простейших исследований;

-       распознавать по внешнему виду  наиболее распространенные деревья нашей местности;

-       определять по внешнему виду травянистые растений леса;

-       распознавать ядовитые растения и грибы;

-       пользоваться атласом-определителем растений;

-        пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

-       делать  кормушки для птиц;

-       подкармливать птиц зимой;

-       соблюдать правила противопожарного поведения в лесу.

 

Формами подведения итогов реализации программы являются: составление, оформление презентаций, тематических стендов.

Контроль за знаниями и умениями осуществляется во время занятий, во время проведения конкурсов,  выставок творческих работ. Лучшие  работы направляются для участия  в конкурсах эколого-биологической направленности.

Степень сформированности экологической культуры будет проявляться в поведении и поступках ребят в повседневной жизни.

 

Учебно-тематический план

 

Раздел / Тема

Количество часов

Примечания

Теория

Практика

Всего

1.     

Вводное занятие

1

1

2

 

2.     

Основные сведения о лесе и лесном хозяйстве

4

4

8

 

3.     

Значение леса в природе и в жизни человека

2

8

10

 

4.     

Лесные почвы

3

3

6

 

5.     

 Животный мир леса

5

1

6

 

6.     

Я исследователь

8

4

12

 

7.     

Вредители леса

3

7

10

 

8.     

Основные хвойные и лиственные породы

3

3

6

 

9.     

Охрана леса

4

2

6

 

10. 

Уход за лесом

2

2

4

 

11. 

Итоговое занятие

-

2

2

 

Итого:

35

37

72

 

 

Содержание

 

Данная программа предполагает развитие познавательного интереса к природе родного края, постепенному формированию общих биологических и экологических понятий – о взаимосвязях в живой природе, экологических факторах

На основе организации фенологических наблюдений  программа предполагает  формирование у учащихся исследовательских навыков и умений: наблюдать сезонные изменения в природе, фиксировать результаты наблюдений, работать с атласами – определителями растений, распознавать в природе наиболее часто встречаемые растения и животных леса.

Включение в активную природоохранную деятельность способствует формированию чувства ответственности за сохранение окружающей нас природы.

Большая часть времени программы отводится практическим занятиям, активным формам деятельности. Деятельностный подход позволяет наиболее  полно и эффективно реализовать цели и задачи программы.

 

Тема 1. Вводное занятие (2 ч)

Теория:

1.1. Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с содержанием программы.

Практика:

1.2.  Игры на знакомство.

 

Тема 2. Основные сведения о лесе и лесном хозяйстве (8 ч)

Теория:

2.1. Народнохозяйственное, защитное,  санитарно-гигиеническое, эстетическое значение леса.

2.2. Лесной фонд России.

2.3. Строение леса и его элементы.

2.4. Биоценоз леса.

Практика:

2.5.-2.6. Экскурсия в лес. Правила поведения в лесу.

2.7. Викторина по теме: «Загадки таежного леса».

2.8. Оформление тематического стенда.

 

Тема 3. Значение леса в природе и в жизни человека (10 часов)

Теория:

3.1. Роль зеленых растений в природе и в жизни человека.

3.2. Значение леса в образовании кислорода.

Практика:

 3.3. Экологическая сказка «Как Валера за одуванчиком наблюдал» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).

3.4. Экологический турнир.

3.5.-3.8. Экологическая спектакль «Маленькой елочке хорошо в лесу» (подготовка и показ).

3.9.-3.10. Оформление тематического стенда.

 

Тема 4. Лесные почвы (6 часов)

Теория:

4.1. Взаимосвязь растительного леса и почвы. Понятие “гумус” и его состав.

4.2. Морфологическое строение почвы, типы лесных почв.

4.3. Почва как среда жизни растений. 

Практика:

4.4. Практическая работа «Типы лесных почв».

4.5. Экологическая сказка «Наш адрес – не дом и не улица» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).

4.6. Оформление тематического стенда.

 

Тема 5. Животный мир леса (6 часов)

Теория:

5.1. Животный мир леса.

5.2. Взаимосвязь растений и животных в природных сообществах.

5.3. Влияние деятельности человека на многообразие и численность животных.

5.4. Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки, перелеты.

5.5. Животные, внесенные в Красную книгу. 

Практика:

5.6.  Экологическая сказка «Как медведь пень потерял» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).

 

Тема 6. Я исследователь (12 часов)

Теория:

6.1.–6.8. Индивидуальная работа с учащимися по выбранной теме (консультации). Составление и оформление проектов, исследовательских работ.

Практика:

6.9-6.12 Защита проектов, исследовательских работ.

 

Тема 7. Вредители леса (10 часов)

Теория:

7.1. Вредители и болезни леса.

7.2. Биологический способ борьбы с вредителями.

7.3. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений.

Практика:

7.4. Экологическая сказка «Травинка - путешественница» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).

7.5.-7.8. Экологическая спектакль «Лесная сказка» (подготовка и показ).

7.9.-7.10. Оформление тематического стенда.

 

Тема 8. Основные хвойные и лиственные породы (6 часов)

Теория:

8.1. Географическое распространение древесных и кустарниковых пород.

8.2. Хвойные породы. Лиственные породы, развитие обновления леса.

8.3. Задачи развития лесного хозяйства.

Практика:

8.4. Викторина “По страницам занимательной литературы”.

8.5.-8.6. Оформление тематического стенда.

 

Тема 9. Охрана леса (6 часов)

Теория:

9.1.       Объекты природы, подлежащие охране.

9.2.       Виды и причины возникновения лесных пожаров.

9.3.       Охрана природы и восстановление ее богатств для улучшения окружающей среды.

9.4.       Изменение природных условий под влиянием хозяйственной деятельности людей.

Практика:

9.5.       Экологическая сказка «Природа - наше богатство!» (чтение сказки, обсуждение, дискуссия).

9.6.       Оформление тематического стенда.

 

Тема 10. Уход за лесом (4 часа)

Теория:

10.1. Уход за лесом. Условия жизни растений. Побочное пользование лесом.

10.2. Лекарственные травы, грибы, ягоды. Влияние различных условий на рост и развитие растений. 

 Практика:

10.3.-10.4. Практическая работа “Уход за лесом: очистка от валежника”.

 

Тема 11. Итоговое занятие (2 часа)

Теория:

11.1. Подведение итогов работы кружка «Тайны зеленого леса». Награждение.

Практика:

11.2. Создание итоговой презентации. Оформление тематического стенда.

 

Методическое обеспечение программы

 

Формы и методы организации занятий

При проведении занятий по данной программе используются словесные (лекция, беседа, объяснения), наглядные (показ видео- и графических материалов, наблюдение) и практические (практикумы,  экскурсии, работа с бумагой, бросовым материалом, рисование, изготовление поделок.) методы обучения.

Формы проведения занятий по программе: игра, экологический урок, акция, экскурсия.

Программой предусмотрено самостоятельное выполнение учащимися различных заданий и работ (чтение литературы, сбор информации и другое), проведение массовых мероприятий (конкурсов, викторин, праздников). Сочетание таких разных видов и форм проведения занятий тематически и психологически оправдано, сближая обучение с увлечением и развлечением.

 

Материально-технические средства программы:

         Для реализации программы необходим учебный кабинет, отвечающий санитарным требованиям и нормам, оборудованный мебелью (столами, стульями, демонстрационной доской). Практические природоохранные, исследовательские работы проводятся в природе – близлежащих к поселку лесных массивах.

Наименование

Количество

Примечания

1.             

Помещение

1

 

2.         

Парта

5 шт.

 

3.             

Стул

10 шт.

 

4.             

Доска магнитная

1 шт.

 

5.             

Доска железная

1 шт.

 

6.             

Ноутбук

1 шт.

 

7.             

Проектор мультимедиа

1 шт.

 

8.             

Стенд для оформления

1 шт.

 

9.             

Канцелярские товары (ватман, бумага офисная, цветная бумага и картон, ножницы, карандаш простой (твёрдый/мягкий), краски  и др.)

По мере необходимости

 

10.         

Учебно-методическая литература (книги, журналы)

 

 

Оборудование для проведения экскурсий и исследований в природе:

-       аптечка,

-       блокноты, карандаши, ручки  (приносят сами ученики),

-       сантиметровая лента,

Специальное оборудование для театрализованных выступлений:

(Изготавливается учениками совместно с педагогом и родителями)

-       декорации,

-       костюмы.

Для определения результативности обучения по данной программе в конце каждого тематического раздела и в конце учебного года проводятся контрольные опросы: викторины, тестирование, письменные или устные опросы. При изложении оценки педагог отмечает недостатки выполненной работы, но основной акцент делает на её достоинства, чтобы у учащегося сложилось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

Расходы на оформление исследовательских работ учащихся, проведение экскурсий несут родители.

 

Здоровьесбережение

Главное условие программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей.

Для сохранения здоровья учащихся в объединении учебно-воспитательный процесс организован с соблюдением расписания занятий.

Согласно санитарным нормам во время занятий помещение должно иметь естественное освещение и условия воздушной среды в помещении должны соответствовать нормам.

Большое внимание уделяется правилам безопасности.

1)   Систематически, два раза в год, проводятся инструктажи по технике пожарной безопасности;

2)   Проводятся правила поведения на улице;

3)   Текущие инструктажи – на каждом занятии.

В деятельности коллектива применяются методы по здоровьесбережению:

- метод формирования сознания по здоровьесбережению, который включает такие формы работы, как беседа, объяснение, демонстрация, внушение, приведение положительных примеров здорового образа жизни;

- метод разумной организации деятельности;

- методы стимулирования должного поведения (поощрение, одобрение, похвала, осуждение).

 

Система оценивания детей (десятибалльная)

«8-10» - хорошо знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе. Активно участвует в массовых мероприятиях.

 «5-7» - знает лес родного края; умеет выступать перед сверстниками,  делать проектные работы. Ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе.

«3-4» - слабо знает лес родного края. Ориентируется в различных источниках информации с помощью руководителя. Неуверенно выступает перед сверстниками. Умеет оказать первую доврачебную помощь, знает правила поведения на природе.

 

Этапы педагогического контроля

 

Вид контроля

Цель, задачи

Содержание

Форма

Критерии

1.Текущий / Основные сведения о лесе и лесном хозяйстве

Проверить уровень полученных знаний

Биоценоз леса, лесное хозяйство

Викторина по теме: «Загадки таежного леса».

Знают биоценоз леса, лесное хозяйство

2.Текущий / Значение леса в природе и в жизни человека

Проверить уровень полученных знаний

Вопросы по изученной теме

Экологический турнир.

Знают значение леса в природе и в жизни человека

3.Текущий / Лесные почвы

Проверить уровень полученных знаний

Образцы почв

Практическая работа по определению лесных почв”.

Знают лесные почвы

4.Текущий / Животный мир леса

Проверить уровень полученных знаний

Вопросы по изученной теме

Устный опрос

Знают животный мир леса

5.Текущий / «Я – исследователь»

Проверить знание методики, навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельной работы с  источниками

Составление и оформление доклада. Защита творческого проекта

Защита творческого проекта

Умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации

6. Текущий/ Вредители леса

Проверить уровень полученных знаний

Вредители и болезни леса.

Устный опрос

Знают вредителей леса

7.Текущий/

Основные хвойные и лиственные породы

Проверить уровень полученных знаний

Основные хвойные и лиственные породы

Викторина “По страницам занимательной литературы”.

Различают и знают основные хвойные и лиственные породы

8. Текущий /

Охрана леса

Проверить уровень полученных знаний

Виды и причины возникновения лесных пожаров.

 

Устный опрос

Знают виды и причины возникновения лесных пожаров

9. Текущий /

Уход за лесом

Проверить уровень полученных знаний

Уход за лесом. Условия жизни растений. Побочное пользование лесом.

Практическая работа “Уход за лесом: очистка от валежника”.

Добросовестное отношение к трудовой деятельности.

10.Итоговый

Проверить уровень полученных знаний, умений.

Создание презентации «Юный натуралист»

Создание и показ презентации

Активно участвует в массовых мероприятиях

 

 

 

 

Список литературы

 

Литература для педагога

1.    Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие, Москва, «Творческий центр», 2005;

2.    Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград, издательство «Учитель», 2008 год

3.    Парфилова Л.Д.  Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. - Москва, «Творческий центр», 2002;

4.    Рыжова Н.А. Экологические сказки. - Сыктывкар, издательство «Титул», 2014;

5.    Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе. - Волгоград, издательство «Учитель», 2005.

 

Литература для учащихся

1.    Наш край родной. Книга для чтения по природе и истории родного края. Сост. В.И. Трошева. – Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988;

2.    Рыжов Н.А. Экологические сказки, - Сыктывкар, издательство «Титул», 2014;

3.    Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. – Москва, ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003;

4.    Туркин А.И. Топонимический словарь Коми АССР. – Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1986;

5.    Усов А.И. Фотоальбом. Коми - край мой северный. – Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1970;

6.    Щербакова Ю.В. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях, Москва, Издательство «Глобус», 2008;

7.    Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - Москва, ООО «Издательство АСТ», 2003.


8.   

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Районный

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Районный

Пояснительная записка Направленность программы

Пояснительная записка Направленность программы

Программой предусматриваются практические природоохранные виды деятельности, которые способствуют формированию ответственного отношения к природе, позволяют детям принять личное участие в решении конкретных экологических проблем

Программой предусматриваются практические природоохранные виды деятельности, которые способствуют формированию ответственного отношения к природе, позволяют детям принять личное участие в решении конкретных экологических проблем

Характеристика программы Вид – модифицированная

Характеристика программы Вид – модифицированная

Формами подведения итогов реализации программы являются: составление, оформление презентаций, тематических стендов

Формами подведения итогов реализации программы являются: составление, оформление презентаций, тематических стендов

Включение в активную природоохранную деятельность способствует формированию чувства ответственности за сохранение окружающей нас природы

Включение в активную природоохранную деятельность способствует формированию чувства ответственности за сохранение окружающей нас природы

Влияние деятельности человека на многообразие и численность животных

Влияние деятельности человека на многообразие и численность животных

Практическая работа “Уход за лесом: очистка от валежника”

Практическая работа “Уход за лесом: очистка от валежника”

Для определения результативности обучения по данной программе в конце каждого тематического раздела и в конце учебного года проводятся контрольные опросы: викторины, тестирование, письменные или устные…

Для определения результативности обучения по данной программе в конце каждого тематического раздела и в конце учебного года проводятся контрольные опросы: викторины, тестирование, письменные или устные…

Текущий / Значение леса в природе и в жизни человека

Текущий / Значение леса в природе и в жизни человека

Список литературы Литература для педагога 1

Список литературы Литература для педагога 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022