Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Занимательная информатика"
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Занимательная информатика"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
информатика
7 кл—9 кл
29.08.2020
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Занимательная информатика"
Направленность программы: техническая. Дополнительность программы заключается в изучении различных учебных исполнителей с поддержкой программного обеспечения КуМир (Комплект Учебных МИРов). КуМир - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней школе. Актуальность программы. Данная программа призвана развивать логическое мышление учащихся и аналитический стиль мышления начинающих программистов. Поэтому за основу обучения учащихся по данной программе используется программирование с максимальным использованием компьютера на занятиях.
прогр. доп.обр. 7-9 класс Шуйская Л.В..doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА  № 75»

Рассмотрено на заседании

методического совета

от «___»__________2020г

Протокол № ______

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

«Средняя школа № 75»

____________ Т.С. Пяткина

Приказ № ______

от «___» __________2020г.

 

 

                                              

Дополнительная общеобразовательная  программа технической направленности

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»

 

 Срок реализации: 2020 – 2021 уч.г., 144 часа

 Возраст обучающихся: 13-15 лет

Уровень: базовый

1 модуль – 64 часа, 2 модуль – 80 часов

 

 

Автор-составитель  

Шуйская Людмила Васильевна 

                                   учитель информатики

 

 

 

г. Ульяновск, 2020
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная информатика" по информатике относится  к  техническому  направлению и соответствует  требованиям к результатам освоения программы (личностным, метапредметным, предметным). В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, учитываются межпредметные связи.

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная информатика» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями и дополнениями от 03.07.2016г. №306-ФЗ.

2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

3. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

6. СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

7. Авторская программа базового курса «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова», обеспечена УМК для 8 класса авторов Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.

8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Направленность программы: техническая.

 

Дополнительность программы заключается в изучении различных учебных исполнителей с поддержкой программного обеспечения КуМир (Комплект Учебных МИРов).  КуМир - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней  школе.

 

Актуальность программы. Данная программа призвана развивать логическое мышление учащихся и аналитический стиль мышления начинающих программистов. Поэтому за основу обучения учащихся по данной программе используется программирование с максимальным использованием компьютера на занятиях.

 

Отличительные особенности программы.

Новизна программы

В рамках программы, отводимых в базовом курсе информатики на алгоритмизацию и программирование, овладение основами программирования на современных алгоритмических языках представляется невозможным. Программа содержит дополнительный изучаемый материал (работа с различными исполнителями), значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков.

 

Адресат программы

В группу принимаются все желающие, независимо от уровня первоначальных знаний и умений, могут заниматься учащиеся  в возрасте 13- 15 лет.

 

Объём и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2020-2021 учебный год, всего часов 144, из них  28 теоретических,  116 практических занятий.

 

Формы обучения

Форма проведения занятий по данной программе: урок-практикум, презентация  и мини-проекты учащихся.

 

Особенности организации образовательного процесса

В кружке будут заниматься учащиеся в возрасте 13 – 15 лет в количестве 8 – 12 человек.

 

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана по модулям 1 модуль сентябрь- декабрь 64 часа, 2 модуль  январь – май 80 часов.  Занятия будут проводиться в режиме уроков-практикумов. Продолжительность занятий составляет 40 минут.

 

Уровень реализуемой программы базовый.

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ

 

Цель: помочь учащимся заинтересоваться программированием, сформировать у школьников знания, умения и навыки решения задач по  программированию и алгоритмизации.

 

В ходе ее достижения решаются задачи:

Обучающие:

·          Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.

·          Освоение основных этапов решения задачи.

·          Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.

·          Обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.

Развивающие:

·          Развивать познавательный интерес школьников.

·          Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.

·          Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.

·          Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе

Воспитывающие:

·          Воспитывать интерес к занятиям информатикой.

·          Воспитывать культуру общения между учащимися.

·          Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

·          Воспитывать культуру работы в глобальной сети.

Виды учебной деятельности

Аналитическая деятельность:

·     приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

·     придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

·     выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.

 

Практическая деятельность:

·                                       составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем;

·                                       составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями;

·                                       составлять алгоритмы с ветвлением по управлению учебным исполнителем;

·                                       составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями.

 

Для  реализации задач программы использовались следующее принципы:

1. Принцип целеполагания и мотивации. Обучение строится согласно цели занятия и при постоянном формировании положительных мотивов.

2. Принцип наглядности – демонстрация приемов выполнения работ, образцов изделий, схем и т.д.

3. Принцип систематичности и последовательности: задания даются в системе - от простого к  сложному.

4. Связь теории с практикой. После объяснения и показа приема обязательна практическая деятельность детей.

5. Принцип гуманизма, уважения к достоинству ребенка.

 

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты курса: 

      освоение понятий «алгоритм», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;

      практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;

      умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

      умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования

 

 

Содержание программы

Раздел 1.

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Среда Кумир.

Описание раздела.

Теория. Рассматривается понятие «исполнитель», виды исполнителей, среда обитания исполнителя, система команд исполнителя.

Практика. Изучение сопровождается практическими навыками работы в среде Кумир.

Раздел 2.

Учебные исполнители (Робот, Черепаха, Чертежник) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Описание раздела.

Теория. Рассматриваются примеры исполнителей: РОБОТ, ЧЕРЕПАХА, ЧЕРТЕЖНИК. Учащиеся знакомятся со средой обитания исполнителей, режимами работы, системой команд,

Практика. Учащиеся освоят приемы управления исполнителями при решении различных практических задач.

Раздел 3.

Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов и программ (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Черепаха, Чертежник.

Описание раздела.

Теория. Рассматривается понятие «алгоритм», типы алгоритмов, формы записи алгоритмов.

Практика. Учащиеся научатся составлять алгоритмы  для различных исполнителей в среде Кумир.

 


Учебный план

 

Тема

Кол-во

часов

Формы аттестации, контроля

Всего

теория

практика

 

Модуль 1.

 

 

 

 

  1.  

Инструктаж по технике безопасности. Алгоритмы и исполнители. Кумир.

2

1

1

Входной контроль

  1.  

Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд.

4

1

3

мини-проект

  1.  

Составление линейных алгоритмов для исполнителя Черепаха.

8

 

8

мини-проект

  1.  

Вспомогательный алгоритм. Составление вспомогательных алгоритмов для исполнителя Черепаха

8

2

6

мини-проект

  1.  

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха.

10

2

8

мини-проект

  1.  

Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха.

8

2

6

мини-проект

  1.  

Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха.

8

 

8

мини-проект

  1.  

Исполнитель Робот. Среда обитания, система команд.

4

1

3

мини-проект

  1.  

Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. Лабиринты.

6

1

5

мини-проект

  1.  

Вспомогательный алгоритм. Составление вспомогательных алгоритмов для исполнителя Робот

6

2

4

мини-проект

 

Модуль 2.

 

 

 

 

  1.  

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот.

4

1

3

мини-проект

  1.  

Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Робот.

8

1

7

мини-проект

  1.  

Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот.

10

4

6

мини-проект

  1.  

Решение задач для исполнителя Робот.

8

 

8

мини-проект

  1.  

Исполнитель Чертежник. Среда обитания, система команд.

4

1

3

мини-проект

  1.  

Составление линейных алгоритмов для исполнителя Чертежник.

4

 

4

мини-проект

  1.  

Вспомогательный алгоритм. Составление вспомогательных алгоритмов для исполнителя Чертежник

6

2

4

мини-проект

  1.  

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Чертежник.

4

1

3

мини-проект

  1.  

Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Чертежник.

8

2

6

мини-проект

  1.  

Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Чертежник

10

4

6

мини-проект

  1.  

Решение задач для исполнителя Чертежник.

8

 

8

мини-проект

  1.  

Итоговое повторение.

6

 

6

мини-проект

 

Итого

144 ч

28 ч (теория)

116 ч (практика)

 

 

 

Календарный учебный график.

Место проведения занятий: МБОУ СШ №75 г. Ульяновска

Тема

Кол-во часов

 

Форма занятий

Время проведения занятий

Форма контроля

Дата по плану

Дата по факту

Причина изменения даты

 

Модуль 1.

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

Инструктаж по технике безопасности. Алгоритмы и исполнители. Кумир.

2

Лекция

 

Устный опрос

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд.

4

Лекция

 

Устный опрос

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Составление линейных алгоритмов для исполнителя Черепаха.

8

Практика

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Вспомогательный алгоритм. Составление вспомогательных алгоритмов для исполнителя Черепаха

8

Лекция

 

Устный опрос

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха.

10

Лекция

 

Устный опрос

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха.

8

Лекция

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха.

8

Практика

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Исполнитель Робот. Среда обитания, система команд.

4

Лекция

 

Устный опрос

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. Лабиринты.

6

Лекция

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

 

Модуль 2.

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

Вспомогательный алгоритм. Составление вспомогательных алгоритмов для исполнителя Робот

6

Лекция

 

Устный опрос

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот.

4

Лекция

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Робот.

8

Лекция

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот.

10

Лекция

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Решение задач для исполнителя Робот.

8

Практика

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Исполнитель Чертежник. Среда обитания, система команд.

4

Лекция

 

Устный опрос

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Составление линейных алгоритмов для исполнителя Чертежник.

4

Практика

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Вспомогательный алгоритм. Составление вспомогательных алгоритмов для исполнителя Чертежник

6

Лекция

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Чертежник.

4

Лекция

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Чертежник.

8

Лекция

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Чертежник

10

Лекция

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Решение задач для исполнителя Чертежник.

8

Практика

 

Практическое занятие

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

  1.  

Итоговое повторение.

6

Практика

 

Обсуждение проектов

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

Практика

 

 

 

 

 

Итого

144

 

 

 

 

 

 

 


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Объединение  располагается в специализированном кабинете. Кабинет обеспечен соответствующей мебелью: рабочими столами, стульями, компьютерами, программным обеспечением, выходом в интернет, мультимедийной доской, проектором, экраном, столом для руководителя.

 

Информационно-методическое обеспечение:

В кабинете имеются тематические карточки с практическими, лабораторными работами для проведения занятий с учащимися  7, 8, 9 классов. В электронном виде хранятся тематические презентации для объяснения нового материала.

 

Кадровое обеспечение

Реализация программы осуществляется учителем информатики Шуйской Людмилой Васильевной.

 

Формы аттестации.

Основными формами аттестации являются мини-проекты.

Способы проверки результатов. В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

•          текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

•          промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

•          итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

 

Оценочные материалы

Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка предполагается использовать следующие способы диагностики:

1.     педагогическое наблюдение;

2.     анализ творческих работ;

 

Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:

·       начальный контроль;

·       текущий контроль;

·       итоговый контроль;

      Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:

·        текущая оценка  достигнутого самим ребенком;

·        оценка законченной работы.

(см. Приложение 1)

 

Методические материалы

Образовательный процесс будет проходить очно.

 

Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно - иллюстративный репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский проблемный; проектный и др.

            

             Методы  воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

 

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. Занятия будут проводиться в режиме уроков-практикумов. Продолжительность занятий составляет 40 минут. К работе в кружке дети приступают после проведения руководителями соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы каким-либо инструментом или приспособлением.

 

 

Список литературы для учащихся и родителей.

1.     Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

2.     Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

3.     Информатика. 5–6 классы: изучаем алгоритмику. Мой КуМир / Л.Л. Босова.

4.     Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

5.     Информатика. 7–9 классы: сборник задач и упражнений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов.

6.     «Компьютер  для  детей» -  Москва «АСТ - ПРЕСС»,  2000 г.

7.     Семакин  И.  -  «Информатика – базовый  курс».  (учебник  7 – 9 кл.), 2016.

 

Список литературы для учителя.

 

1.     Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

2.     Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

3.     Информатика. 5–6 классы: изучаем алгоритмику. Мой КуМир / Л.Л. Босова.

4.     Информатика. 5-7 классы: занимательные задачи / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

5.     Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

6.     Информатика. 7–9 классы: сборник задач и упражнений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов.

7.     Семакин  И.  -  «Информатика – базовый  курс».  (учебник  7 – 9 кл.)

8.     Электронные образовательные ресурсы на сайте https://lbz.ru/metodist/ авторской мастерской заслуженного учителя России Босовой Людмилы Леонидовны,  автора УМК по информатике для основной и старшей школы., зав. кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ.


Приложение 1

 Мониторинг результатов обучения и личностного развития учащихся

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

 баллы

Методы диагностики

1. Теоретические знания по основным разделам учебного плана  дополнительной общеобразовательной программы

Соответствие теоретических знаний  учащегося программным требованиям

-                       минимальный уровень: учащийся овладел менее половины объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период;

-                       средний уровень: объём усвоенных знаний составляет более половины;

-                       максимальный уровень: учащийся освоил практически весь объём знаний.

1

 

 

2

 

3

Наблюдение,

тестирование, контрольный опрос и т.д.

2. Владение

специальной терминологией

Осмысленность, правильность использования специальной терминологии

-                       минимальный уровень: учащийся, как правило, избегает употреблять специальные термины; 

-                       средний уровень: учащийся сочетает  специальную терминологию с бытовой; 

-                       максимальный уровень: учащийся употребляет специальные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1

 

2

 

3

собеседование

3. Практические умения и навыки по основным разделам учебного плана дополнительной  общеобразовательной программы

Соответствие практических умений и навыков  программным требованиям

-                       минимальный уровень: учащийся овладел менее половины объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период;

-                       средний уровень: объём усвоенных знаний составляет более половины;

- максимальный уровень: учащийся освоил практически весь объём знаний.

1

 

 

2

 

3

контрольное

задание

4. Творческие навыки, достижения

Креативность в выполнении практических заданий

-                       начальный уровень развития креативности;

-                       репродуктивный уровень (выполнение заданий на уровне образца);

-                       творческий уровень (выполнение проектов)

1

2

 

3

контрольное задание, анализ творческой работы

5. Умение работать с источниками информации, вести учебно-исследовательскую работу

Самостоятельность в выборе и анализе  источников информации, учебно-исследовательской работе

-                       минимальный уровень: учащийся испытывает затруднения при работе с источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле;

-                       средний уровень: работает с источниками информации с помощью педагога или родителей;

-                       максимальный уровень: работает самостоятельно.

1

 

 

2

 

3

анализ творческой работы 

6. Активность учащегося в обучении 

Позиция активности   учащегося в обучении и  устойчивого интереса к деятельности

-                       низкий уровень: на занятиях неактивен, выполняет задания только по чётким инструкциям;

-                       средний уровень: проявляет интерес к деятельности, активен на определённых этапах работы;

-                       высокий уровень: проявляет активный интерес к обучению, стремится к самостоятельной творческой деятельности.

1

 

 

2

3

анализ  творческой 

работы, наблюдение

 

7. Учебно-коммуникативные     умения и навыки

Умение слушать учителя, выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии

-                       минимальный уровень: учащийся испытывает затруднения в восприятии информации и нуждается в постоянной помощи и контроле;

-                       средний уровень: активен на определённых этапах деятельности;

- максимальный уровень: высокая активность  на занятиях, свободное владение информацией и логичность в построении выступления, дискуссии.

1

 

 

2

 

3

наблюдение

8. Учебно-организационные     умения и навыки

Способность организовывать своё рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность и ответственность

-                       минимальный уровень: учащийся овладел менее половины объёма  навыков безопасной деятельности, неаккуратен, неорганизован;

-                       средний уровень: объём усвоенных навыков составляет более половины;

- максимальный уровень: учащийся освоил практически весь объём учебно-организационных навыков.

1

 

 

2

 

3

наблюдение

9. Организационно-волевые качества

Степень развития терпения, воли, самоконтроля

-                       минимальный уровень.

-                       средний уровень.

-                       максимальный уровень.

1

2

3

наблюдение

10. Культура поведения

Наличие нравственных качеств личности, соблюдение норм поведения

-                       минимальный уровень.

-                       средний уровень.

-                       максимальный уровень.

1

2

3

наблюдение

11. Характер отношений в коллективе

Уровень коммуникативных качеств, степень участия в делах коллектива

-                       минимальный уровень.

-                       средний уровень.

-                       максимальный уровень.

1

2

3

наблюдение

 

Мониторинг результатов обучения и личностного развития учащихся

Кружок                                                                                                                  ,

учитель                                                              ,

группа                     года обучения.

                                                                                                            .

(входная, промежуточная, итоговая диагностика)

 

 

 

 

Фамилия, имя

учащегося

Образовательные результаты

Результаты личностного развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подведение итогов мониторинга результатов обучения и личностного развития учащихся

 

Кружок:                                                                                                          ,

Учитель:                                                                                               ,

Количество учащихся в кружке                    .

 

Результаты образовательной деятельности

Вид

диагностики

Количество

детей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

количество

%

количество

%

количество

%

входная

 

 

 

 

 

 

 

промежуточная

 

 

 

 

 

 

 

итоговая

 

 

 

 

 

 

 

(1-1.4 – низкий уровень, 1.5-2.4 – средний уровень, 2.5-3 – высокий уровень)

 

Результаты личностного развития

Вид

диагностики

Количество

детей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

количество

%

количество

%

количество

%

входная

 

 

 

 

 

 

 

промежуточная

 

 

 

 

 

 

 

итоговая

 

 

 

 

 

 

 

(1-1.4 – низкий уровень, 1.5-2.4 – средний уровень, 2.5-3 – высокий уровень)


Приложение 2

 

Комплексы упражнений для глаз

(СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным

электронно-вычислительным машинам и организации работы»)

 

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыханий, с максимальной амплитудой движения глаз.

 

Вариант 1

 

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз,

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6, Повторить 4 - 5 раз.

 

Вариант 2

 

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.

 

Вариант 3

 

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 - 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная информатика" по информатике относится к техническому направлению и соответствует требованиям к результатам освоения программы (личностным, метапредметным, предметным)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная информатика" по информатике относится к техническому направлению и соответствует требованиям к результатам освоения программы (личностным, метапредметным, предметным)

Актуальность программы . Данная программа призвана развивать логическое мышление учащихся и аналитический стиль мышления начинающих программистов

Актуальность программы . Данная программа призвана развивать логическое мышление учащихся и аналитический стиль мышления начинающих программистов

Уровень реализуемой программы базовый

Уровень реализуемой программы базовый

Практическая деятельность: · составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем; · составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями; · составлять алгоритмы с ветвлением…

Практическая деятельность: · составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем; · составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями; · составлять алгоритмы с ветвлением…

России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и…

России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и…

ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,…

ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,…

Содержание программы Раздел 1

Содержание программы Раздел 1

Учебный план №

Учебный план №

Решение задач для исполнителя

Решение задач для исполнителя

Решение задач для исполнителя

Решение задач для исполнителя

Составление линейных алгоритмов для исполнителя

Составление линейных алгоритмов для исполнителя

Составление линейных алгоритмов для исполнителя

Составление линейных алгоритмов для исполнителя

Практика

Практика

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля: · начальный контроль; · текущий контроль; · итоговый контроль;

Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля: · начальный контроль; · текущий контроль; · итоговый контроль;

Информатика. 7–9 классы: методическое пособие /

Информатика. 7–9 классы: методическое пособие /

Приложение 1 Мониторинг результатов обучения и личностного развития учащихся

Приложение 1 Мониторинг результатов обучения и личностного развития учащихся

Активность учащегося в обучении

Активность учащегося в обучении

Мониторинг результатов обучения и личностного развития учащихся

Мониторинг результатов обучения и личностного развития учащихся

Подведение итогов мониторинга результатов обучения и личностного развития учащихся

Подведение итогов мониторинга результатов обучения и личностного развития учащихся

Приложение 2 Комплексы упражнений для глаз (СанПин 2

Приложение 2 Комплексы упражнений для глаз (СанПин 2

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1…

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2020