Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивановская основная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Методист Директор МБОУ «Ивановская ОШ» учителей предметников _______________ В.Г.Емелькина
Протокол № ___________________ Приказ № ___________________
от «______» августа 2019 г. «____» августа 2019г. от «___________» августа 2019г
Рабочая программа
предмета «Информатика» 7-9 класс
на 2019-2020 учебный год
Разработана
Шалютовой Полиной Вадимовной
учитель первой категории
с.Ивановка 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:
· Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.
· Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; защита презентаций и т.д.
· Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.
· Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности:
· Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.
· Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.
· Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
В состав познавательных УУД можно включить:
· Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке проекта, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.
· Умение ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат.
· Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК.
· Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе.
· Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
· Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.
Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики в 7-9 классе:
· Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.
· Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.
· Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.
· Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования.
· Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом.
Овладение различными видами учебной деятельности ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса «Информатика и ИКТ»
7 класс (34 часов)
Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером (11 часов)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Вводный инструктаж по ТБ. Информация и знания. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Понятие ПО и его типы. Назначение ПО и ее основные функции Пользовательский интерфейс. Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК Файлы и файловые структуры Работа с файловой структурой операционной системы
Лабораторные работы:
1. Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows.
2.Способы соединения блоков и устройств компьютера.
3.Работа с объектами пользовательского интерфейса Windows.
4.Операции с файлами, папками и дисками.
Текстовая информация и компьютер (9 часов)
Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Системы перевода и распознавания текстов. Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Печать документа. Использование буфера обмена и перемещения текста, многооконный режим работы. Режим поиска и замены.
Работа с таблицами. Вставка рисунков в текст Дополнительные возможности текстового процессора.
Лабораторные работы:
1. Основные приемы ввода и редактирования текста. Форматирование текста.
2. Работа с фрагментами Документов.
3. Вставка графических объектов в тексты.
4. Добавление таблиц в Документ.
5. Добавление формул в Документ.
6. Стили и оглавления.
Практические работы:
1. Создание и обработка комплексного информационного объекта.
Графическая информация и компьютер (6 часов)
Компьютерная графика и области ее применения. Понятие растровой и векторной графики Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором Работа с векторным графическим редактором Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображений.
Лабораторные работы:
1. Создание растрового изображения в ГР Paint.
Практические работы:
1 . Создание векторного изображения в Word.
Технология мультимедиа (6 часов)
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание презентации в PowerPoint. Создание гипертекстового документа.
Лабораторные работы:
1. Создание презентации с помощью шаблона оформления и собственного оформления.
2. Работа с текстами, графикой и таблицами в PowerPoint.
3. Гиперссылки в PowerPoint.
Практические работы:
1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации.
8 класс (34 часов)
Передача информации в компьютерных сетях (9 часов)
Предмет информатики. Вводный инструктаж по ТБ. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Глобальная сеть. Интернет Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей Аппаратное и программное обеспечение Интернет. Способы поиска информации Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование файлов
Лабораторные работы:
1. Работа с электронной почтой.
Практические работы:
1. Поиск информации в Интернете.
2. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.
3. Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора.
Информационной моделирование (4 часа)
Что такое моделирование Графические информационные модели Табличные модели Информационное моделирование на компьютере Системы, модели, графы. Объектно-информационные модели.
Лабораторные работы:
1. Информационное моделирование на компьютере
Практические работы:
2. Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора Microsoft Word
Основные понятия о базах данных (10 часов)
Основные понятия о БД. Что такое система управления БД. Создание и заполнение БД Основы логики Логические величины и формулы Условия выбора и простые логические выражения. Создание простых запросов Условия выбора и сложные логические выражения Сортировка, удаление и добавление записей.
Лабораторные работы:
Практические работы:
Табличные вычисления в компьютере (11 часов)
История чисел и систем счисления Перевод чисел и двоичная арифметика Числа в памяти ПК Что такое электронная таблица? Правила заполнения Работа с диапазонами. Относительная адресация Деловая графика. Условная функция Логические функции Абсолютные адреса Электронные таблицы Математическое моделирование.
Лабораторные работы:
1. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, редактирование формул и их копирование.
2. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.
3. Работа с диаграммами.
4. Использование абсолютной адресации и функции времени
Практические работы:
1. Использование условных и логических функций при решении задач. Построение графиков и диаграмм
9 класс (34 часов)
Управление и алгоритмы (12 часов)
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. Линейный алгоритм. Линейный алгоритм. Ветвление Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы Линейный алгоритм. Циклические алгоритмы Циклические алгоритмы Ветвление и последовательная детализация алгоритма Автоматизированные и автоматические системы управления
Лабораторные работы:
1. Работа с учебным исполнителем алгоритмов.
2. Составление циклических алгоритмов управления исполнителем.
3. Использование вспомогательных алгоритмов при решении задач.
Практические работы:
1. Составление линейных алгоритмов.
2. Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем.
3. Составление алгоритмов со сложной структурой.
Введение в программирование (15 час)
Что такое программирование Алгоритмы работы с величинами Линейные вычислительные алгоритмы Знакомство с языком Паскаль Алгоритмы с ветвящейся структурой Программирование ветвления на Паскале Программирование диалога с компьютером Программирование циклов Алгоритм Евклида Таблицы и массивы Массивы в Паскале Одна задача обработки массива Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива Сортировка массива
Лабораторные работы:
Практические работы:
Информационные технологии и общество (7 часа)
Предыстория информатики. История ЭВМ.
История программного обеспечения и ЭВМ Информационные ресурсы современного общества Проблема формирования информационного общества Информационная безопасность Повторение основных понятий за курс 9 класса. Промежуточная аттестация в форме теста.
№ |
№ п/п |
Тема урока |
Кол - во часов |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером. ( 11 ч) |
|||||
1 |
1 |
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Вводный инструктаж по ТБ. |
1 |
|
|
2 |
2 |
Информация и знания. Восприятие информации человеком. |
1 |
|
|
3 |
3 |
Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с клавиатурой ПК. Рабочий стол Windows” |
1 |
|
|
4 |
4 |
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации |
1 |
|
|
5 |
5 |
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. Лабораторная работа № 2 «Способы соединения блоков и устройств компьютера.» |
1 |
|
|
6 |
6 |
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. |
1 |
|
|
7 |
7 |
Понятие ПО и его типы. Назначение ПО и ее основные функции и |
1 |
|
|
8 |
8 |
Пользовательский интерфейс. Лабораторная работа №3 «Работа с объектами пользовательского интерфейса Window” |
1 |
|
|
9 |
9 |
Файлы и файловые структуры |
1 |
|
|
10 |
10 |
Работа с файловой структурой операционной системы. Лабораторная работа №4 «Операции с файлами, папками и дисками» |
1 |
|
|
11 |
11 |
Итоговое тестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО» |
1 |
|
|
Текстовая информация и компьютер (9 ч) |
|||||
12 |
1 |
Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. |
1 |
|
|
13 |
2 |
Сохранение и загрузка файлов. Лабораторная работа №5 «Основные приемы ввода и редактирования текста. Форматирование текста» |
1 |
|
|
14 |
3 |
Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Лабораторная работа №6 «Работа с фрагментами документов» |
1 |
|
|
15 |
4 |
Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Лабораторная работа №7 «Стили и оглавления» |
1 |
|
|
16 |
5 |
Работа с таблицами. Лабораторная работа №8 «Добавление таблиц в документ.» |
1 |
|
|
17 |
6 |
Лабораторная работа №9 «Вставка графических объектов в документ» |
1 |
|
|
18 |
7 |
Дополнительные возможности текстового процессора. Лабораторная работа №10 «Добавление формул в документ» |
1 |
|
|
19 |
8 |
Практическая работа №1 «Создание и обработка комплексного текстового документа» |
1 |
|
|
20 |
9 |
Тестирование №1 по теме «Текстовая информация и компьютер» |
1 |
|
|
Графическая информация и компьютер (6ч) |
|||||
21 |
1 |
Компьютерная графика и области ее применения. Понятие растровой и векторной графики |
1 |
|
|
22 |
2 |
Графические редакторы растрового типа. Лабораторная работа №11 «Создание растрового изображения в графическом редакторе Paint “ |
1 |
|
|
23 |
3 |
Кодирование изображения. |
1 |
|
|
24 |
4 |
Графические редакторы векторного типа. Практическая работа № 2 «Создание векторного изображения в Word “ |
1 |
|
|
25 |
5 |
Работа с растровым графическим редактором |
1 |
|
|
26 |
6 |
Технические средства компьютерной графики. |
1 |
|
|
Технология мультимедиа. (8 ч) |
|||||
27 |
1 |
Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации |
1 |
|
|
28 |
2 |
Создание презентации с использованием текста, графики и звука. Лабораторная работа №12 «Создание презентаций с помощью шаблона оформления и собственного оформления» |
1 |
|
|
29 |
3 |
Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. Лабораторная работа №13 «Работа с текстами, графиком и таблицами в PowerPoint.” |
1 |
|
|
30 |
4 |
Запись звука и изображения. Создание презентации с применением записанного звука и изображения. Лабораторная работа № 14 «Гиперссылка в PowerPoint.” |
1 |
|
|
31 |
5 |
Практическая работа № 3 «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации» |
1 |
|
|
32 |
6 |
Тестирование №2 по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» |
1 |
|
|
33 |
7 |
Повторение основных понятий курса. Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
34 |
8 |
Итоговое повторение по курсу 7 класса |
1 |
|
|
№ |
№ п/п |
Тема урока |
Кол - во часов |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Передача информации в компьютерных сетях (9ч) |
|||||
1 |
1 |
Предмет информатики. Вводный инструктаж по ТБ. |
1 |
|
|
2 |
2 |
Компьютерная сеть. Локальная сеть. Глобальная сеть. Интернет |
1 |
|
|
3 |
3 |
Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей. Лабораторная работа №1 «Работа с электронной почтой» |
1 |
|
|
4 |
4 |
Аппаратное и программное обеспечение |
1 |
|
|
5 |
5 |
Интернет. Практическая работа №1 «Поиск информации в Интернете» |
1 |
|
|
6 |
6 |
Способы поиска информации. Практическая работа №2 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора» |
1 |
|
|
7 |
7 |
Архивирование и разархивирование файлов. Практическая работа №3 «Архивирование и разархивирование файлов с использованием программ-архиваторов» |
1 |
|
|
8 |
8 |
Тестирование №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» |
1 |
|
|
Информационное моделирование (4 ч) |
|||||
9 |
1 |
Что такое моделирование? Графические информационные модели |
1 |
|
|
10 |
2 |
Табличные модели |
1 |
|
|
11 |
3 |
Лабораторная работа №2 «Информационное моделирование на компьютере» |
1 |
|
|
12 |
4 |
Объектно-информационные модели. Практическая работа №4 «Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора Microsoft Word.” |
1 |
|
|
Основные понятия о базе данных (БД) (10 ч) |
|||||
13 |
1 |
Основные понятия о БД. |
1 |
|
|
14 |
2 |
Что такое система управления БД. Лабораторная работа №3 «Знакомство с СУБД MS Access.” |
1 |
|
|
15 |
3 |
Создание и заполнение БД. Практическая работа №5 «Проектирование однотабличной базы данных» |
1 |
|
|
16 |
4 |
Основы логики |
1 |
|
|
17 |
5 |
Логические величины и формулы |
1 |
|
|
18 |
6 |
Условия выбора и простые логические выражения. |
1 |
|
|
19 |
7 |
Создание простых запросов. Лабораторная работа №4 «Поиск информации в БД» |
1 |
|
|
20 |
8 |
Условия выбора и сложные логические выражения. Практическая работа №6 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных.» |
1 |
|
|
21 |
9 |
Сортировка, удаление и добавление записей. Лабораторная работа № 5 «Сортировка, удаление и добавление записей в БД.» |
1 |
|
|
22 |
10 |
Тестирование №2 по темам «Информационное моделирование» и «Основные понятия о БД» |
1 |
|
|
Табличные вычисления на ПК (12 ч) |
|||||
23 |
1 |
История чисел и систем счисления |
1 |
|
|
24 |
2 |
Перевод чисел и двоичная арифметика |
1 |
|
|
25 |
3 |
Числа в памяти ПК |
1 |
|
|
26 |
4 |
Что такое электронная таблица? |
1 |
|
|
27 |
5 |
Работа с диапазонами. Лабораторная работа №6 «Работа с готовой электронно таблицей :добавление и удаление строк и столбцов, редактирование формул и их копирование» |
1 |
|
|
28 |
6 |
Относительная адресация |
1 |
|
|
29 |
7 |
Деловая графика. Условная функция. Лабораторная работа №7 «Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц» |
1 |
|
|
30 |
8 |
Логические функции. Лабораторная работа №8 «Работа с диаграммами» |
1 |
|
|
31 |
9 |
Абсолютные адреса. Лабораторная работа №9 «Использование абсолютной адресации и функции времени» |
1 |
|
|
32 |
10 |
Электронные таблицы |
1 |
|
|
33 |
11 |
Практическая работа №7 «Использование условий и логических функций при решении задач. Построение графиков и диаграмм.» Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
34 |
12 |
Тестирование №3 по теме «Табличные вычисления на ПК» |
1 |
|
|
№ |
№ п/п |
Тема урока |
Кол - во часов |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по акту |
Управление и алгоритмы (12 ч) |
|||||
1 |
1 |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Вводный инструктаж по ТБ. |
1 |
|
|
2 |
2 |
Управление и кибернетика. |
1 |
|
|
3 |
3 |
Управление с обратной связью |
1 |
|
|
4 |
4 |
Определение и свойства алгоритма. Лабораторная работа №1 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». |
1 |
|
|
5 |
5 |
Линейный алгоритм. Практическая работа №1 «Составление линейных алгоритмов» |
1 |
|
|
6 |
6 |
Линейный алгоритм. Ветвление. Практическая работа №2 «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем» |
1 |
|
|
7 |
7 |
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы |
1 |
|
|
8 |
8 |
Циклические алгоритмы. |
1 |
|
|
9 |
9 |
Лабораторная работа №2 «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем» |
1 |
|
|
10 |
10 |
Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Лабораторная работа №3 «Использование вспомогательных алгоритмов при решении задач» |
1 |
|
|
11 |
11 |
Автоматизированные и автоматические системы управления. Практическая работа №3 «Составление алгоритмов со сложной структурой» |
1 |
|
|
12 |
12 |
Тестирование №1 по теме «Управление и алгоритмы» |
1 |
|
|
Введение в программирование ( 15 ч) |
|||||
13 |
1 |
Что такое программирование |
1 |
|
|
14 |
2 |
Алгоритмы работы с величинами. Практическая работа №4 «Разработка линейных программ» |
1 |
|
|
15 |
3 |
Линейные вычислительные алгоритмы |
1 |
|
|
16 |
4 |
Знакомство с языком Паскаль |
1 |
|
|
17 |
5 |
Алгоритмы с ветвящейся структурой. Лабораторная работа №4 «Разработка алгоритмов с ветвлением» |
1 |
|
|
18 |
6 |
Программирование ветвления на Паскале. Практическая работа №5 «Разработка программ с ветвлением» |
1 |
|
|
19 |
7 |
Программирование диалога с компьютером |
1 |
|
|
20 |
8 |
Программирование циклов. Практическая работа №6 «Разработка программ с циклами» |
1 |
|
|
21 |
9 |
Алгоритм Евклида. Лабораторная работа №5 «Разработка программы для алгоритма Евклида» |
1 |
|
|
22 |
10 |
Таблицы и массивы |
1 |
|
|
23 |
11 |
Лабораторная работа №6 «Обработка массивов на Паскале» |
1 |
|
|
24 |
12 |
Одна задача обработки массива. Практическая работа №7 «Обработка одного массива на Паскале» |
1 |
|
|
25 |
13 |
Поиск наибольшего и наименьшего элемента массива |
1 |
|
|
26 |
14 |
Сортировка массива |
1 |
|
|
27 |
15 |
Тестирование №2 по теме «Ветвление программировании» |
1 |
|
|
Информационные технологии и общество (7 ч) |
|||||
28 |
1 |
Предыстория информатики. История ЭВМ. |
1 |
|
|
29 |
2 |
История программного обеспечения и ЭВМ |
1 |
|
|
30 |
3 |
Информационные ресурсы современного общества |
1 |
|
|
31 |
4 |
Проблема формирования информационного общества |
1 |
|
|
32 |
5 |
Информационная безопасность |
1 |
|
|
33 |
6 |
Повторение основных понятий за курс 9 класса. Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
34 |
7 |
Тестирование № 3 по теме «Информационные технологии и общество» |
1 |
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате освоения курса информатики в 7—9 классах учащиеся получат представление:
· о понятии «информация» — одном из основных понятий современной науки; о понятии «данные» и о других базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей информации;
· о методах представления (кодирования) и алгоритмах обработки данных, о способах разработки и программной реализации простейших алгоритмов;
· о математических и компьютерных моделях, их использовании в науке и технике;
· о современных компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные компьютерные сети;
· о мировых и национальных стандартах в сфере информатики и информационно-компьютерных технологий (ИКТ);
· о применении компьютеров в научно-технических исследованиях;
· о мировых сетях распространения и обмена информацией, об авторском праве и других юридических и моральных аспектах создания и использования интеллектуальной собственности в современном мире;
· о различных видах программного обеспечения и сервисов по обработке информации;
· о существовании вредоносного программного обеспечения и средствах защиты от него;
· о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.).
· У выпускников будут сформированы:
· основы алгоритмической культуры;
· умение составлять простейшие программы обработки числовых данных;
· базовые навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и сервисов;
· базовые навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ;
· начальные представления о необходимости учёта юридических аспектов любого использования ИКТ, о нормах информационной этики.
Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; получат опыт написания и отладки программ в выбранной среде программирования.
7 класс
Выпускник научится:
- находить связь между информацией и знаниями человека;
- понимать, что такое информационные процессы;
- определять какие существуют носители информации;
- определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. правилам техники безопасности и при работе на компьютере;
- узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- понимать типы и свойства устройств внешней памяти;
- понимать типы и назначение устройств ввода/вывода;
- определять сущность программного управления работой компьютера;
- принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- узнавать назначение программного обеспечения и его состав.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране директорию диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
Выпускник научится:
- способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Выпускник получит возможность научиться:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Выпускник научится:
- способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- понимать какие существуют области применения компьютерной графики;
- определять назначение графических редакторов;
- определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Выпускник получит возможность научиться:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
4. Технология мультимедиа
Выпускник научится:
- понимать что такое мультимедиа;
- понимать принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- понимать основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Выпускник получит возможность научиться:
- Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
8 класс
1. Передача информации в компьютерных сетях
Выпускник научится:
- понимать, что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- понимать. что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
- работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование
Выпускник научится:
- понимать что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- понимать какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
3. Основные понятия о базе данных (БД)
Выпускник научится:
- понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система;
- понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- понимать, что такое логическая величина, логическое выражение;
- понимать, что такое логические операции, как они выполняются.
Выпускник получит возможность научиться:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере
Выпускник научится:
- понимать. что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графическим возможностям табличного процессора.
Выпускник получит возможность научиться:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
9 класс
1. Управление и алгоритмы
Выпускник научится:
- понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- понимать сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- определять в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- понимать основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Выпускник получит возможность научиться:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
2. Введение в программирование
Выпускник научится:
- основным видам и типам величин;
- определять назначение языков программирования;
- понимать, что такое трансляция;
- определять назначение систем программирования;
- правилам оформления программы на Паскале;
- правилам представления данных и операторов на Паскале;
- устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с готовой программой на Паскале;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
3. Информационные технологии и общество
Выпускник научится:
- основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- определять в чем состоит проблема безопасности информации;
- понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Выпускник получит возможность научиться:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.