МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА» ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ОСТАШЕВО» 143623, Московская область, Волоколамский р-н, с.п. Осташевское, д. Середниково, ДОЛ «Осташево» Тел. (495)747-97-70, (915)391-30-11 E-mail: ostashevo@inbox.ru
|
«УТВЕРЖДАЮ»
заведующий филиалом ДОЛ «Осташево»
_________________________ Ю.С. Даева
«_____» _______________ 201___ года
ПРОГРАММА
ПРОВЕДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ВСЕ ИЗ НИЧЕГО
ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ: 7-15 ЛЕТ
АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ
РЯБОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
с. ОСТАШЕВО
2019
Пояснительная записка
Актуальность. Ожидание каникул – это мечта, мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, о поиске «нового себя», о новых играх, прогулках, встречах с друзьями. Летние каникулы – это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация – актуальная проблема, в решении которой неоценима помощь взрослых.
В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Одной из задач лагеря является развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей детей, их организаторских и коммуникативных умений, самостоятельности, экологической культуры.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта или изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания и умения, которые проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца: индивидуальность, художество.
Работа в кружке «Всё из ничего» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Новизна программы состоит в том, что дети учатся работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить. Также в рамках кружка проводятся беседы, связанные с творчеством, что позволяет расширить кругозор детей (все викторины, создание кроссвордов – групповая форма работы), развивает мышление, обогащает словарный запас и т.д. Темы и материал подобраны таким образом, чтобы были интересны детям от 7 до 15 лет.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном для каждого возраста воплощении каждой темы.
Особенность создания программы состоит в том, что она должна быть рассчитана на детей и подростков 7-15 лет, но в тоже время быть малозатратной материально и мобильной, под меняющийся состав детей.
Программа написана с учетом особенностей детского оздоровительного лагеря «Осташёво».
Данная программа охватывает весь возрастной диапазон участников, с учетом их опыта и возрастных особенностей, предоставляет возможность каждому ребенку реализовать себя в той или иной творческой деятельности в пространстве детского оздоровительного лагеря.
Программа «Всё из ничего» направлена на формирование не только специальных умений, но и, прежде всего, на освоение детьми духовных и культурных ценностей, приобщение к многообразию окружающего мира. Воспитательными задачами являются развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности и получать радость от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
·Закреплять и расширять знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение умению планирования своей работы;
· обучать приемам работы с различными материалами; приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
·развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
· развивать образное мышление и воображение;
· создавать условия к саморазвитию ребят;
· развивать у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
·воспитывать уважение к труду и людям труда;
· формировать чувства коллективизма;
· воспитывать аккуратность;
· развивать любовь к своей Родине, своим «корням».
Принципы, лежащие в основе программы:
·доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
· наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
·демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей); научность (обоснованность, наличие методологической базы и· теоретической основы);
· «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов ребят, возможности их самовыражения, возможностей лагеря.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Ожидаемые результаты.
Освоение детьми программы «Всё из ничего» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий ребята получат возможность для формирования:
· устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
·осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
·возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
·эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:
·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
·пользоваться средствами выразительности языка декоративно –прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой деятельности; ·моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного. Создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
·отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:
·создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
· понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, уважать их.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:
·первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
·сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
·формировать собственное мнение и позицию;
·учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Краткое описание содержания программы
При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению, программы работы загородных лагерей.
Основное направление программы декоративно-прикладное искусство.
Декоративно – прикладное искусство.
Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и именно в нем человек всегда выражал свою любовь к красоте.
Предметы (мебель, посуда, одежда, ковры и др.), которые необходимы человеку в его повседневной жизни, для того чтобы есть, спать, одеваться, и которые вместе с тем украшают его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного искусства.
Именно потому, что в предметах этого искусства удобство, утилитарность сочетаются с красотой, оно и называется декоративно-прикладным, так как слово декоративное — означает «украшающее», а прикладное – «применимое в быту».
Декоративно-прикладное искусство сложилось и существовало с самых древнейших времен в гуще народной жизни.
Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но, и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и т. д.
Для создания необходимых для людей удобств и вместе с тем украшения их быта, их жизни надо стремиться к тому, чтобы все вещи, которыми человек окружен, которыми пользуется во время работы, дома, в театре, на улице и т. д., не только соответствовали своему назначению, но и были красивы.
Для того чтобы достигнуть полного сочетания удобств и красоты, не только разрабатываются новые формы, сочетания цветов для предметов быта, но и создаются новые материалы:
·металлические сплавы,
· пластические массы,
·синтетические ткани и т. д.
Главной чертой современного декоративно-прикладного искусства становится большая простота предметов, их отделки.
Таким образом, в программу включены как народные промыслы, так и современное искусство.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),
2) организация рабочего места,
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической· работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;
·практическая работа;
·подведение итогов, анализ, оценка работ;
·приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно используются на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Необходимый материал для работы по данной программе: бумага для принтеров разного цвета, цветная бумага и картон, салфетки для декупажа, бумага шелковая, ажурная, резиновая (фоамиран), папирусная, гофрированная, дизайнерская, бумажный шпагат, бархатная, туалетная, белые столовые салфетки, эскизы, образцы изделий, книги, журналы.
Инструменты и принадлежности для работы.
- ножницы,
- клей карандаш,
- клей ПВА,
- клей для декупажа,
- лак акриловый,
- краски акриловые и гуашь,
- клей силиконовый и пистолет клеевой,
- двухсторонний скотч,
- двухсторонний объемный скотч или клеевые подушечки,
- принадлежности для фигурного вырезания,
- пинцет, - проволока,
- рамки для картин и панно,
- горшочки, вазочки для цветов,
- клеенки - подложки, вода.
«УТВЕРЖДАЮ»
заведующий филиалом ДОЛ «Осташево»
_________________________ Ю.С. Даева
«_____» _______________ 201___ года
Тематическое планирование
№ темы |
Тема |
Кол-во часов |
|
Вводное занятие. |
1 |
1 |
Организационное занятие. Общие сведения о технике безопасного труда при работе с различными инструментами |
1 |
|
Работа с бумагой и картоном. |
9 |
2-3 |
Обрывная аппликация. |
2 |
4-5 |
Картины в технике торцевания. |
2 |
6-7 |
Изготовление тарелки в технике папье-маше. |
2 |
8-9 |
Оригами. Коллективная работа «Летом в деревне» |
2 |
10 |
Объёмные цветы. |
1 |
|
Работа с пластилином. |
5 |
11 |
Знакомство с техникой. |
1 |
12-14 |
Картины в технике пластилинографии. |
3 |
15 |
Игры с пластилином. |
1 |
|
Работа с бросовым материалом. |
5 |
16 |
Аппликация из ватных дисков. |
1 |
17-18 |
«Собака» из полиэтиленовых пакетов. |
2 |
19-20 |
Декупаж доски салфетками. |
2 |
|
Заключительное занятие. |
1 |
21 |
Выставка детских работ. |
1 |
Составил педагог дополнительного образования ___ /Е.К. Голованова/
Содержание программы
Вводное занятие – 1 ч.
Теория: Знакомство с планом работы на смену.
Обсуждение поделок, замечания и дополнения обучающихся. Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила охраны труда. Инструктаж по технике безопасности.
Работа с бумагой и картоном – 9 ч.
Обрывная аппликация– 1ч.
Теория: История возникновение аппликации. Аппликация как вид прикладного искусства. Виды аппликации. Мозаика, как разновидность аппликации. Понятие о композиции. Основные приёмы вырезания.
Практика: Изготовление обрывной аппликации из цветной бумаги.
Торцевание – 2ч.
Теория: Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации рабочего места.
Торцевание на пластилине и на клею.
Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление подсолнуха методом торцевания с использованием боковых торцовок.
Папье-маше – 2 ч.
Теория: История техники «папье-маше». Исторические сведения о появлении игрушек из папье-маше. Основные понятия: «бумажная масса», «декорирование», «композиция». Рецепт приготовления бумажной массы.
Практика: Изготовление изделий в технике папье-маше. Изготовление изделий способом «бумажной массы». Роспись готовых изделий.
Оригами – 2ч.
Теория: Знакомство с разными видами базовых форм. Понятие термина «базовые формы».
Практика: Складывание фигурок базовой формы книжка, дверь, квадрат. Изготовление поделок из базовых форм.
Объёмные
цветы – 2 ч
Теория: Рассказать о
технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на
бумаге. Рассказать о приёмах работы и сборки цветов, о подборе цветовой гаммы.
Практика: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Знакомство с
простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных
цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень).
Работа с пластилином-5ч.
Знакомство с пластилином-1ч
Теория: История развития пластилина. Свойства, качества и виды, пластилина. Метод лепки рельеф. Способы выполнения. Образцы работ. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.
Практика: Подготовка эскиза. Нанесение рисунка на основу. Накладывание пластилина на рисунок.
Картины в технике пластилинографии-2ч
Теория: Знакомство с пластилином. Техника безопасности при работе.
Практика: Картины в технике пластилинографии. Раскраски пластилином.
Работа с бросовым материалом-5ч.
Аппликация из ватных дисков -1ч
Теория: Поделки из ваты и ватных дисков. Свойства ваты.
Практика: Изготовление аппликации при помощи ватных дисков.
«Собака» из полиэтиленовых пакетов -2ч.
Теория: Знакомство с поделками из полиэтиленовых пакетов.
Практика: Изготовление собаки из полиэтиленовых пакетов.
Декупаж разделочной доски -2ч.
Теория: Знакомство с техникой декупаж. Материалы и инструменты используемые для работы в технике декупаж. Принципы работы с различными поверхностями. Способы нанесения мотивов и дизайнерские возможности декупажа.
Практика: Мастер-класс «Декупаж разделочной доски». Работа с различными поверхностями в технике декупаж.
Выставка детских работ -1ч
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.