Дополнительная общеобразовательная программа "Всё из ничего"
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная программа "Всё из ничего"

Оценка 4.6
docx
02.03.2021
Дополнительная общеобразовательная программа "Всё из ничего"
Программа Всё из ничего.docx

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ОСТАШЕВО»

143623, Московская область, Волоколамский р-н, с.п. Осташевское, д. Середниково, ДОЛ «Осташево»

Тел. (495)747-97-70, (915)391-30-11 E-mail: ostashevo@inbox.ru

 

                                                                          

                                                              «УТВЕРЖДАЮ»

заведующий филиалом ДОЛ «Осташево»

_________________________ Ю.С. Даева

«_____»    _______________ 201___ года

 

 

 

ПРОГРАММА

 

ПРОВЕДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ВСЕ ИЗ НИЧЕГО

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ: 7-15 ЛЕТ

 

 

 

 

АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ

РЯБОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

с. ОСТАШЕВО

2019

 

Пояснительная записка

Актуальность. Ожидание каникул – это мечта, мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, о поиске «нового себя», о новых играх, прогулках, встречах с друзьями. Летние каникулы – это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация – актуальная проблема, в решении которой неоценима помощь взрослых.

В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Одной из задач лагеря является развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей детей, их организаторских и коммуникативных умений, самостоятельности, экологической культуры.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта или изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания и умения, которые проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца: индивидуальность, художество.

Работа в кружке «Всё из ничего» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Новизна программы состоит в том, что дети учатся работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить. Также в рамках кружка проводятся беседы, связанные с творчеством, что позволяет расширить кругозор детей (все викторины, создание кроссвордов – групповая форма работы), развивает мышление, обогащает словарный запас и т.д. Темы и материал подобраны таким образом, чтобы были интересны детям от 7 до 15 лет.

Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном для каждого возраста воплощении каждой темы.

Особенность создания программы состоит в том, что она должна быть рассчитана на детей и подростков 7-15 лет, но в тоже время быть малозатратной материально и мобильной, под меняющийся состав детей.

Программа написана с учетом особенностей детского оздоровительного лагеря «Осташёво».

Данная программа охватывает весь возрастной диапазон участников, с учетом их опыта и возрастных особенностей, предоставляет возможность каждому ребенку реализовать себя в той или иной творческой деятельности в пространстве детского оздоровительного лагеря.

Программа «Всё из ничего» направлена на формирование не только специальных умений, но и, прежде всего, на освоение детьми духовных и культурных ценностей, приобщение к многообразию окружающего мира. Воспитательными задачами являются развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности и получать радость от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа.

Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Программа способствует:

 -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

 -формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

 -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

 -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных  художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

 -знакомству с историей пластилина, бумагопластики, изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

 Обучающие:  

·Закреплять и расширять знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение умению планирования своей работы;

 · обучать приемам работы с различными материалами; приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие: 

·развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

·  развивать образное мышление и воображение;

·  создавать условия к саморазвитию ребят;

·  развивать у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные: 

·воспитывать уважение к труду и людям труда;

·  формировать чувства коллективизма;

·  воспитывать аккуратность;

·  развивать любовь к своей Родине, своим «корням».

Принципы, лежащие в основе программы: 

·доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

 · наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

 ·демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);  научность (обоснованность, наличие методологической базы и· теоретической основы); 

· «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов ребят, возможности их самовыражения, возможностей лагеря.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Ожидаемые результаты.

Освоение детьми программы «Всё из ничего» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий ребята получат возможность для формирования:

· устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; 

·осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни; 

·возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

 ·эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться: 

·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 ·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия. 

·пользоваться средствами выразительности языка декоративно –прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой деятельности;  ·моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного. Создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

 ·отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться: 

·создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

· понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, уважать их.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:

 ·первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; 

·сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; 

·формировать собственное мнение и позицию; 

·учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

 ·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

 ·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Краткое описание содержания программы

При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению, программы работы загородных лагерей.

Основное направление программы декоративно-прикладное искусство.

Декоративно – прикладное искусство.

Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, и именно в нем человек всегда выражал свою любовь к красоте.

Предметы (мебель, посуда, одежда, ковры и др.), которые необходимы человеку в его повседневной жизни, для того чтобы есть, спать, одеваться, и которые вместе с тем украшают его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного искусства.

Именно потому, что в предметах этого искусства удобство, утилитарность сочетаются с красотой, оно и называется декоративно-прикладным, так как слово декоративное — означает «украшающее», а прикладное – «применимое в быту».

 Декоративно-прикладное искусство сложилось и существовало с самых древнейших времен в гуще народной жизни.

 Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но, и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и т. д.

Для создания необходимых для людей удобств и вместе с тем украшения их быта, их жизни надо стремиться к тому, чтобы все вещи, которыми человек окружен, которыми пользуется во время работы, дома, в театре, на улице и т. д., не только соответствовали своему назначению, но и были красивы.

Для того чтобы достигнуть полного сочетания удобств и красоты, не только разрабатываются новые формы, сочетания цветов для предметов быта, но и создаются новые материалы: 

·металлические сплавы,

 · пластические массы,

·синтетические ткани и т. д.

Главной чертой современного декоративно-прикладного искусства становится большая простота предметов, их отделки.

Таким образом, в программу включены как народные промыслы, так и современное искусство.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет),

2) организация рабочего места,

3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы: 

инструктажи: вводный – проводится перед началом практической· работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;

 ·практическая работа; 

·подведение итогов, анализ, оценка работ; 

·приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно используются на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Необходимый материал для работы по данной программе: бумага для принтеров разного цвета, цветная бумага и картон, салфетки для декупажа, бумага шелковая, ажурная, резиновая (фоамиран), папирусная, гофрированная, дизайнерская, бумажный шпагат, бархатная, туалетная, белые столовые салфетки, эскизы, образцы изделий, книги, журналы.

Инструменты и принадлежности для работы.

 - ножницы,

- клей карандаш,

- клей ПВА,

- клей для декупажа,

- лак акриловый,

- краски акриловые и гуашь,

 - клей силиконовый и пистолет клеевой,

- двухсторонний скотч,

 - двухсторонний объемный скотч или клеевые подушечки,

- принадлежности для фигурного вырезания,

- пинцет, - проволока,

- рамки для картин и панно,

- горшочки, вазочки для цветов,

- клеенки - подложки, вода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              «УТВЕРЖДАЮ»

заведующий филиалом ДОЛ «Осташево»

_________________________ Ю.С. Даева

«_____»    _______________ 201___ года

 

Тематическое планирование

 

№ темы

Тема

Кол-во часов

 

Вводное занятие.

1

1

Организационное занятие. Общие сведения о технике безопасного труда при работе с различными  инструментами

1

 

Работа с бумагой и картоном.

9

2-3

Обрывная аппликация.

2

4-5

Картины в технике торцевания.

2

6-7

Изготовление тарелки в технике папье-маше.

2

8-9

Оригами. Коллективная работа «Летом в деревне»

2

10

Объёмные цветы.

1

 

Работа с пластилином.

5

11

Знакомство с техникой.

1

12-14

Картины в технике пластилинографии.

3

15

Игры с пластилином.

1

 

Работа с бросовым материалом.

5

16

Аппликация из ватных дисков.

1

17-18

«Собака» из полиэтиленовых пакетов.

2

19-20

Декупаж доски салфетками.

2

 

Заключительное занятие.

1

21

Выставка детских работ.

1

 

 

 

 

Составил педагог дополнительного образования ___ /Е.К. Голованова/

 

 

Содержание программы

Вводное занятие – 1 ч.

Теория: Знакомство с планом работы на смену.

Обсуждение поделок, замечания и дополнения обучающихся. Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила охраны труда. Инструктаж по технике безопасности.

Работа с бумагой и картоном – 9 ч.

Обрывная аппликация– 1ч.

Теория: История возникновение аппликации. Аппликация как вид прикладного искусства. Виды аппликации. Мозаика, как разновидность аппликации. Понятие о композиции. Основные приёмы вырезания.

Практика: Изготовление обрывной аппликации из цветной бумаги.

Торцевание – 2ч.

Теория: Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации рабочего места.

Торцевание на пластилине и на клею.

Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление подсолнуха методом торцевания с использованием боковых торцовок.

Папье-маше – 2 ч.

Теория: История техники «папье-маше». Исторические сведения о появлении игрушек из папье-маше. Основные понятия: «бумажная масса», «декорирование», «композиция». Рецепт приготовления бумажной массы.

Практика: Изготовление изделий в технике папье-маше. Изготовление изделий способом «бумажной массы». Роспись готовых изделий.

Оригами – 2ч.

Теория: Знакомство с разными видами базовых форм. Понятие термина «базовые формы».

Практика: Складывание фигурок базовой формы книжка, дверь, квадрат. Изготовление поделок из базовых форм.

 

 

Объёмные цветы – 2 ч
Теория: Рассказать о технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Рассказать о приёмах работы и сборки цветов, о подборе цветовой гаммы.
Практика: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень).

Работа с пластилином-5ч.

Знакомство с пластилином-1ч

Теория: История развития пластилина. Свойства, качества и виды, пластилина. Метод лепки рельеф. Способы выполнения. Образцы работ. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.

Практика: Подготовка эскиза. Нанесение рисунка на основу. Накладывание пластилина на рисунок.

Картины в технике пластилинографии-2ч

Теория: Знакомство с пластилином. Техника безопасности при работе.

Практика: Картины в технике пластилинографии. Раскраски пластилином.

 Работа с бросовым материалом-5ч.

Аппликация из ватных дисков -1ч

Теория: Поделки из ваты и ватных дисков. Свойства ваты.

Практика: Изготовление аппликации при помощи ватных дисков.

«Собака» из полиэтиленовых пакетов -2ч.

Теория: Знакомство с поделками из полиэтиленовых пакетов.

Практика: Изготовление собаки из полиэтиленовых пакетов.

Декупаж разделочной доски -2ч.

Теория: Знакомство с техникой декупаж. Материалы и инструменты используемые для работы в технике декупаж. Принципы работы с различными поверхностями. Способы нанесения мотивов и дизайнерские возможности декупажа.

Практика: Мастер-класс «Декупаж разделочной доски». Работа с различными поверхностями в технике декупаж.

 

Выставка детских работ -1ч


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Пояснительная записка Актуальность

Пояснительная записка Актуальность

Новизна программы состоит в том, что дети учатся работе с самыми различными материалами

Новизна программы состоит в том, что дети учатся работе с самыми различными материалами

Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа

Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа

Развивающие: · развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал; · развивать образное мышление и воображение; · создавать условия к саморазвитию ребят; · развивать у…

Развивающие: · развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал; · развивать образное мышление и воображение; · создавать условия к саморазвитию ребят; · развивать у…

Тематика занятий строится с учетом интересов ребят, возможности их самовыражения, возможностей лагеря

Тематика занятий строится с учетом интересов ребят, возможности их самовыражения, возможностей лагеря

Создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества

Создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества

Краткое описание содержания программы

Краткое описание содержания программы

Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но, и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и т

Мастера из народа создавали предметы быта, не только удобные, но, и красивые, служившие украшением: изделия из дерева, глиняную посуду, ткани и т

Перечисленные элементы не обязательно используются на каждом занятии

Перечисленные элементы не обязательно используются на каждом занятии

УТВЕРЖДАЮ» заведующий филиалом

УТВЕРЖДАЮ» заведующий филиалом

Содержание программы Вводное занятие – 1 ч

Содержание программы Вводное занятие – 1 ч

Объёмные цветы – 2 ч Теория:

Объёмные цветы – 2 ч Теория:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2021