Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Юные художники».
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Юные художники».

Оценка 4.9
docx
18.11.2023
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Юные художники».
шаблон программы 18 новый совсем совсем (1).docx

 

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №9»

                 г. Мичуринска тамбовской   области.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА                                                          УТВЕРЖДАЮ

К УТВЕРЖДЕНИЮ                                                           Директор МБОУ СОШ №9

на заседании школьного                                                     _______________О.А. Летуновская

методического совета

Протокол от _30.08.2023г.№                                               Приказ от 30.08.2023г.№

__30.08.2023г.

 

 

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Юные художники»

Уровень освоения – ознакомительный.

Для учащихся 6-8 лет.

Срок реализации 1 год.

 

                                                                                                               Автор-составитель:

                                                                                 Молчанова Елена Серафимовна

                                                                     педагог дополнительного образования.

 

                                                         Мичуринск   - 2023

 

 

Информационная карта программы.

«Юные художники»

 

 

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №9.»

г. Мичуринска тамбовской   области.

2. Полное название программы

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Юные художники»

3. Ф.И.О., должность автора

Молчанова Елена Серафимовна

4.   Сведения о программе.

 

 4.1. Нормативная база:

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

 

4.2 Вид программы

модернизированная

4.3 Тип программы

общеразвивающая

4.4 Образовательная область

искусство

4.5 Направленность деятельности

художественная

4.6 Способ освоения содержания образования

практический

4.7 Уровень освоения содержания образования

ознакомительный

4.8 Уровень реализации   программы

начальное и   среднее общее образование

4.9 Форма реализации программы

Групповая и индивидуальная

5.Продолжительность реализации программы

2 года

6.Год разработки программы

2021

7.Возрастная категория обучающихся

6-8 лет

 

 


Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.»

                                   Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные художники.»»    относится к художественной направленности и ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей, создание условий для художественно-эстетического, личностного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Целью программы является - формирование   художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.

 

Уровень освоения программы – ознакомительный.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  В процессе    творческой деятельности   дети испытывают разнообразные чувства: радуются созданному или красивому изображению, огорчаются, если что-то не получается, стремятся преодолеть трудности. Они приобретают знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях, в т. ч. использовании информационно-коммуникационных технологий в декоративно-прикладном творчестве.

В современном обществе ИКТ возрождают и преображают традиционные виды рукоделия. Интеграция ИКТ (использование медиа-ресурсов как источника информации, для расширения конкурсно-выставочной деятельности, для создания собственных макетов и преобразования понравившихся изображений (фотографий, рисунков) в схемы для различных техник декоративно-прикладного творчества;  программы PowerPoint – для  создания фотоальбомов, демонстрации и презентации собственных изделий) с традиционным обучением декоративно-прикладному творчеству позволяет не только сохранить, но и приумножить накопленный веками опыт и мастерство рукоделия. Совершенствование процесса обучения поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введет детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.

Актуальность программы обусловлена необходимостью раскрытия у  младших  школьников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру, искусству и технике, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.

Так же актуальность программы определяется потребностями детей и запросам со стороны их родителей, так как она помогает развить у ребёнка образное мышление, наблюдательность, воображение, исследовательские способности, зрительную память, мелкую моторику, креативные способностей, стимулирует познавательную деятельность.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

В основе программы лежит изучение различных техник работы с бумагой, так как данные виды декоративно-прикладного творчества воспитывают художественный вкус ребенка и бережное отношение к культурному наследию, развивают личностный потенциал в ходе творческой деятельности, способствуют осмыслению места декоративно-прикладного искусства в жизни ребенка.

Программа призвана помочь детям с самого раннего возраста стать уверенными, творчески мыслящими людьми, – в этом состоит её актуальность.

Программа предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

Педагогическая целесообразность. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юные художники»», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха» и выразить себя как личность. Образовательная деятельность построена по принципу «от простого – к сложному», что способствует постепенному, пошаговому овладению ребенком различными технологиями и подтверждает педагогическую целесообразность программы.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для детей младшего школьного возраста.

Отличительная особенность программы. 

Использование ИКТ при обучении декоративно- прикладного искусства открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению. Программа является модифицированной  -  разработана на основе  программы «Юные художники»» Рабочая программа составлена на основе авторской программы Б. М. Неменского.

Адресат программы. Программа адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет). Дети данного   возраста располагают значительными резервами развития. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов: внимание, память, восприятие, воображение, мышление и речь. Особенно важную и позитивную роль в интеллектуальном развитии играют занятия творческой деятельностью.

Условия набора учащихся. Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Количество учащихся. В группе 1 года обучения – 12-15 человек; в группах 2-го года – 10-12 человек. Уменьшение численности учащихся в группах 2-го года обучения объясняется нормативными документами.

Объем и срок освоения программы.

 Срок обучения    по программе – 2 года:

1-й год обучения – 72ч.;

2-й год обучения – 72ч.

Объем    обучения     по программе составляет – 144 час.

Формы и режим занятий. Форма  обучения    по программе – очная. Режим занятий:

1-й год обучения: 72 ч., 2 раза в неделю по 2 (30х30) учебных часа с перерывом 10 мин.

2-й год обучения: 72ч., 2 раза в неделю по (30х30) учебных часа с перерывом 10 минут.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

1-й год обучения - групповая.

2-й год обучения - работа по подгруппам, микрогруппам, групповая.

Формы проведения занятий:   творческая мастерская, практическое занятие, мастер-класс, конкурс, выставка.

Особенности организации образовательного процесса. На 1-м году реализации программы учащиеся знакомятся с основными приемами работы с бумагой и пластилином, изучают основы композиции и цветоведения. Программа 2-го года обучения направлена на углубление знаний и навыков по обработке бумаги и пластилина, творческое использование имеющихся знаний и навыков при создании авторских изделий.

Каждый модуль программы содержит: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение творческих работ.

 

Взаимодействие с родителями. Совместные мероприятия детей и родителей (к праздничным дням); консультации для родителей; совместные подготовки к выставкам.

 

1.2. Цель программы.

Цель: развитие познавательно-творческих способностей учащихся посредством изучения различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

обучающие:   Что должны знать и уметь.

Познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного творчества, его направлениями, свойствами и видами бумаги, пластилина, инструментами, технологиями работы; основами композиции и цветоведения;

научить навыкам работы с бумагой, пластилином, инструментами при изготовлении картин.

научить соблюдать технику безопасности при работе с инструментами;

научить при помощи ИКТ создавать эскизы,   фотоальбомы и  презентации;

формировать мотивацию к познавательной деятельности в данном виде творчества;

развивающие:

развивать внимание, память; воображение, образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук;

развивать творческие способности, художественный и эстетический вкус;

воспитательные:

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, навыки организации своей деятельности;

формировать навыки культуры общения и поведения в социуме (группе, микрогруппе), уважительного отношения друг к другу, своему и чужому труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план.

                                                            1год обучения.

 

Название раздела, темы

 

Кол-во часов

Формы аттестации,  контроля.

Всего

Теория

Практика

1. ВВЕДЕНИЕ.

 

 

 

 

Модуль1.

2

1

1

Индивидуальные творческие

1.1Чем и на чем рисует художник.

2

1

1

Индивидуальные творческие задания

1.2Учимся рисовать кистью. 

2

1

1

Индивидуальные творческие задания

1.3Линия и штрих – основа рисунка .

4

1

3

Индивидуальные творческие задания

1.4Форма предметов.

4

2

2

Индивидуальные творческие задания

Модуль 2. Волшебный мир красок. Основные и составные цвета.

4

1

3

Индивидуальные творческие

2.1Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета.

4

1

3

Индивидуальные творческие задания

2.2Техника работы акварелью. 

6

1

5

Индивидуальные творческие задания

2.3Техника работы гуашью.

6

1

5

Индивидуальные творческие задания

2.4Композиция рисунка.

6

1

5

Индивидуальные творческие задания

Модуль3 3.1Вид изобразительного искусства –живопись. «Сказка   про осень»- рисование на тему.

4

1

3

Индивидуальные творческие задания

3.2Вид изобразительного искусства – графика.

6

1

5

Индивидуальные творческие задания

3.3Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных»- лепка животных .

4

1

3

Индивидуальные творческие задания

3.4Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство».

6

1

5

Индивидуальные творческие задания

3.5Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей.

4

2

2

Индивидуальные творческие задания

3.6Виды изобразительного искусства. Викторина.

2

1

1

Индивидуальные творческие задания

3.7Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы.»

6

2

4

Индивидуальные творческие задания

 

72 часа

20

52

 

2год обучения

Название раздела, темы

Кол-во часов

всего

Теория

Практика

Формы аттестации,  контроля

1.Модуль1.Дизайн в нашей жизни. Изготовление украшения; коллективная работа.

6

4

2

Индивидуальные творческие задания.

1.2Анималистический жанр в изобразительном искусстве. 

4

2

2

Индивидуальные творческие задания.

1.3Открытка,как самостоятельное художественное произведение.

4

2

2

Индивидуальные творческие задания.

1.4Рисовать можно пятном. 

4

2

2

Индивидуальные творческие задания.

Модуль2.

2.1Волшебный узор. Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы»

4

2

2

Индивидуальные творческие задания.

2.2«Городецкие узоры». Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте.

4

2

2

Индивидуальные творческие задания.

2.3«Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа  о   ее красоте.

6

2

4

Индивидуальные творческие задания.

Модуль3.

3.1

Техника граттаж.

6

2

4

Индивидуальные творческие задания.

3.2Графика.

6

2

4

Индивидуальные творческие задания.

3.3Конструирование  из бумаги.

10

5

5

Индивидуальные творческие задания.

Модуль4.

4.1 Искусство народных мастеров России.

6

2

4

Индивидуальные творческие задания.

4.2 Искусство народных мастеров.

12

 6

6

Индивидуальные творческие задания.

Итого.

72 часа

33

39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного плана .

1 год обучения.

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление учащихся объединения с их правами и обязанностями, с планом работы объединения на учебный год, а также с режимом работы объединения. История декоративно-прикладного творчества. Виды декоративно-прикладного творчества. История возникновения бумаги, пластилина, виды и свойства, терминология, инструменты материалы. Композиция и цветоведение. Техника безопасности труда и   противопожарная безопасность, а также изучение путей эвакуации в чрезвычайных случаях.

Модуль 1. 1«Художественная обработка бумаги.»

         Тема 1. 1Чем и на чем рисует художник?

Теория. Штрих, контур. Графическая работа.

Практика. Сливание красок на бумаге. Прорисовка контуров.

Тема 1.2. 1.2Учимся рисовать кистью. 

Теория. Сливание красок на бумаге.

Практика. Смешанная техника. Коллективная работа.

Тема 1.3Линия и штрих – основа рисунка .

Теория  . Штрих, контур. Графическая работа.

Практика. Сливание красок на бумаге. Прорисовка контуров.

1.4 Тема Форма предметов.

Теория.  Взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.

Практика. Прорисовка карандашом контуров предметов.

Модуль 2. Волшебный мир красок. Основные и составные цвета.

Теория .  Основные и дополнительные цвета.

Практика. Исследование цветовой палитры.

2.1Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета.

Теория . Цветовой круг, работа с палитрой.

 Практика. Исследование цветовой палитры.

2.2Техника работы акварелью. 

Теория .Цветоведение. Теплая и холодная

цветовая гамма.

Практика. Исследование цветовой палитры.

2.3Техника работы гуашью.

Теория. Теплая и холодная

цветовая гамма.

Практика. Исследование цветовой палитры.

2.4Композиция рисунка.

Теория . Расположение предметов на  картине.

Практика. Распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения их объемов, света и тени, пятен цвета.

Модуль3. 3.1Вид изобразительного искусства –живопись. «Сказка   про осень»- рисование на тему.

Теория . Искусство живописи состоит в расположении форм, линий, цветов, тонов и текстур... Живопись. Основные материалы и

инструменты живописи

Практика. «Осенние листья»

 (работа в технике заливка акварель) Понятие колорита.

3.2Вид изобразительного искусства – графика.

Теория.     Создание изображений с помощью пятен , штриховки ,линий. Цвет в графике тоже может применяться, но он считается вспомогательным изобразительным средством.

Практика. Создание изображений с помощью пятен , штриховки ,линий.

 

3.3Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных»- лепка животных .

Теория . Последовательность лепки животных конструктивным и пластическим способами, приемы декорирования (украшения) лепного изделия.

Практика. Лепка животных по памяти и представлению.

3.4«Что такое декоративно-прикладное искусство?»

Теория.  Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство.».

Практика. Рисование узора в полосе с образца.

 

3.5Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей.

Теория. Последовательность в работе акварелью над натюрмортом.

Практика. Выполнение предварительного эскиза натюрморта в карандаше.

 

3.6Виды изобразительного искусства. Викторина.

Теория. Повышение   эрудиции в областях знаний на выбор.

Практика. Обобщение знаний.

3.7Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы.»

Теория. Какие типы и виды пейзажей существуют и чем они отличаются друг от друга.

Практика. Рисуем пейзаж.

2 год обучения.

1.Модуль1.1Дизайн в нашей жизни.

Теория. Познакомить учащихся с понятием дизайна и профессией дизайнера; учить проектировать оформление территории, используя законы композиции; развивать пространственные представления учащихся; воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.

Практика. Изготовление украшения; коллективная работа.

1.2Анималистический жанр в изобразительном искусстве. 

Теория. Вид изобразительного искусства, в котором гл. мотивом является изображение животных.

Практика. Зарисовка животного по памяти и представлению.

1.3Открытка , как самостоятельное художественное произведение.

Теория . Познакомить с историей открытки, видами открытки; повторить жанры живописи; учить грамотно составлять композицию из двух-трех предметов, фигур, развивать навыки работы кистью; воспитывать художественный вкус, любовь к близким людям.

Практика. Изготовление открыток.

1.4Рисовать можно пятном.

Теория  . Линия, пятно и художественный образ.

Практика. Создавать рисунок на основе пятна неопределенной формы, использует свою фантазию и творческое воображение, оценивает результат своего труда.

Модуль2.

2.1Волшебный узор. Знакомство с Золотой Хохломой.

Теория   . Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы.»

Практика. Изобразительная деятельность по данной теме.

2.2«Городецкие узоры».

Теория. Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте.

Практика. Изобразительная деятельность по данной теме.

2.3«Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа  о   ее красоте.

Теория. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа  о   ее красоте.

Практика. Изобразительная деятельность по данной теме.

Модуль3.

3.1Техника граттаж.

Теория. Техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом. ... При обучении детей граттаж необходимо помнить о технике безопасности!

Практика. Выцарапывая картинки на бумаге темного цвета.

3.2Графика.

Теория. История развития графики.  Виды графики. Технологии,  материалы. Беседа.

Практика. Рисунок осенних листьев. Упражнения. Графическое изображение  с использованием фактур. Дерево, шесть, волосы, камень. Упражнения.

3.3Конструирование   из бумаги.

Теория. Стилизация морских обитателей (рыбы, морские звезды, камни, медузы, раковины).

Практика. Коллективная работа на тему «Море»

Модуль4.4.1 Искусство народных мастеров России

Теория . Обобщение знаний.

Практика. Изготовление художественных изделий.

4.2 Искусство народных мастеров России

Теория . Обобщение знаний.

Практика. Изготовление художественных изделий.

Итоговое занятие.

Теория. Самоанализ работы.

Практика. Диагностика. Выставка. Самооценка своего труда (других учеников в группе).

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

                             Нетрадиционные техники безопасности.

1.Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

2.Восковые мелки + акварель+ соль  .

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

3.Свеча + акварель .

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

4.Монотипия.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

5.Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

6.Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

7.Тиснение.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

8. Граттаж.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

9.Монотипия пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок,   после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

 10. Рисование на мокрой бумаге.

 

        Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

 

 

11. «Объемная аппликация»

 

 Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.

 

 

12.«Точечный рисунок»

Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.

 

.

 

 

Блок 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы.

 

Способы определения результативности

 освоения программы.

 

Для определения результативности   реализации программы используются следующие способы:

Педагогическое наблюдение: наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно

сформулированной цели;

– планомерность и систематичность;

– объективность;

– наблюдение взаимодействует с естественным ходом педагогических

процессов.

 

Педагогический анализ: осуществляется на основе данных наблюдения и контроля.

Блок 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы.

 

2.1 Календарный учебный график.

 

-             Количество учебных недель – 35

-             Количество учебных дней – 175

-             Продолжительность каникул (зимних) – 11 дней

-             Учебный период – с 01 сентября по 31 мая

 

                                                  1-й год обучения.
                                                 1  группа.

 

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 – 14, пункт 8.3,), СанПин к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы от 13.06.2003 №118 (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

 

 

   

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

  Форма    занятия

Кол-во часов

Раздел/

Тема

Место проведения

Форма   контроля

 

 

 

 

 

2

1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.    

Сентябрь

03.09

08.09

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

Вводное занятие.

Модуль.1

.

102 к.

Устный опрос

2

Сентябрь

10.09

15.09

13.10-14.50

3.10-14.50

 

Коллективная

2

1.1 Чем и на чем рисует художник?

102к.

Индивидуальные творческие задания

3.

Сентябрь

17.09

22.09

13.10-14.50

13.10-14.50

 

 

Коллективная

2

1.2   Учимся рисовать кистью.

 

 

 

102к.

Индивидуальные творческие задания

4

Сентябрь

24.09

29.09

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

1.3.Линия и штрих – основа рисунка .

102к.

Индивидуальные творческие задания

5

Октябрь

01.10

06.10

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

1.4Форма предметов.

102к.

Индивидуальные творческие задания

6

Октябрь

08.10

13.10

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

Модуль 2.

2.1Волшебный мир красок. Основные и составные цвета.

102к.

Индивидуальные творческие задания

7

Октябрь

15.10

20.10

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

2.2.Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета.

102к.

Индивидуальные творческие задания

8

Октябрь

22.10

27.10

13.10-14.50

13.10-14.50

 

Коллективная

2

2.3Техника работы акварелью.

102к.

Индивидуальные творческие задания

9

Ноябрь

10.11

12.11

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

 

2.4Техника работы гуашью.

102к.

Индивидуальные творческие задания

10

Ноябрь

17.11

19.11

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

2.5

Композиция рисунка. Выставка работ.

102к.

Индивидуальные Творческие задания

11

Ноябрь

24.11

26.11

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

Модуль3

3.1.Вид изобразительного искусства –живопись.  Рисование на тему: «Сказка   про осень» Выставка работ.

102к.

Индивидуальные творческие задания

12

Декабрь

01.12

03.12

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

3.2Вид изобразительного искусства – графика.

102к.

Индивидуальные творческие задания

13

Декабрь

08.12

10.12

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

3.3Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» лепка животных . Выставка работ.

102к.

Индивидуальные творческие задания

14

Декабрь

15.12

17.12

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

3.4

Рисование узора в полосе с образца. Беседа на тему: «Что такое декоративно-прикладное искусство?»

102к.

Индивидуальные творческие задания

15

Декабрь

22.12

24.12

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

 

3.5.Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. Выставка работ.

102к.

Индивидуальные творческие задания

16

Декабрь

29.12

12.01

13.10-14.50

13.10-14.50

 

 

Коллективная

2

3.6.Виды изобразительного искусства. Викторина.

102к.

Индивидуальные творческие задания

17

Январь

14.01

19.01

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

 

3.7Пейзаж. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников.»

Красота русской зимней природы.

102к.

Индивидуальные творческие задания

18

Январь

21.01

26.01

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

3.7Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы.» Сказочная птица. Рисование. Выставка работ.

102к.

Индивидуальные творческие задания

19.

Январь-февраль

28.01

02.02

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

3.7Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы.» «Сказочная птица.» Рисование. Украшение узором рамки для рисунка.

102к.

Индивидуальные творческие задания

20

Февраль

04.02

09.02

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

37.Пейзаж. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы.» Рисование угольком. Зима.

102к.

Индивидуальные творческие задания

21

Февраль

11.02

16.02

13.10-14.50

13.10-14.50

 

Коллективная

2

3.7.Пейзаж. Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему :«Скворечник на березе.»

Рисование угольком.

102к.

Индивидуальные творческие задания

22

Март

 

18.02

02.03

13.10-14.50

13.10-14.50

 

 

 

Коллективная

2

37.Пейзаж. Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему :«Встречай птиц-вешай скворечники!»

102к.

Индивидуальные творческие задания

23

Март

04.03

09.03

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

37. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников.» Художественное конструирование и дизайн  открытки. «Подарок маме»

102к.

Индивидуальные творческие задания

24

Март

11.03

16.03

13.10-14.50

13.10-14.50

 

 

Коллективная

2

3.7.Пейзаж. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской природы.» Иллюстрирование на тему: «По дорогам сказки»

102к.

Индивидуальные творческие задания

25

Март

30.03

01.04

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

3.7.Пейзаж. Беседа на тему :«Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской природы. Иллюстрирование «По дорогам сказки.»

102к.

Индивидуальные творческие задания

26

Апрель

 

06.04

08.04

13.10-14.50

13.10-14.50

 

Коллективная

2

3.7.Пейзаж. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской  природы» Иллюстрирование на тему: «По дорогам сказки »

102к.

Индивидуальные творческие задания

27

Апрель

13.04

15.04

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

3.7.Пейзаж. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской природы»

Художественное конструирование и дизайн «Линии и пространство»

102к.

Индивидуальные творческие задания

28

Апрель

20.04

22.04

13.10-14.50

13.10-14.50

 

 

Коллективная

2

3.7.Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской  природы.» Беседа на тему: «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к празднику Пасхи.

102к.

Индивидуальные творческие задания

29

Апрель

27.04

29.04

13.10-14.50

13.10-14.50

 

 

Коллективная

2

3.7.Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской природы. Рисование с натуры. «Весенняя веточка»

102к.

Индивидуальные творческие задания

30

Май

04.0506.05

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

3.7.Пейзаж. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской природы» Рисование с натуры .«Весенняя веточка»

102к.

Индивидуальные творческие задания

31

Май

11.05

13.05

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

37.Пейзаж. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников» Красота русской природы. Рисование на тему  :«Звери и птицы в городе»

102к.

Индивидуальные творческие задания

32

Май

18.05

20.05

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

17.Пейзаж. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской природы .»Рисование на тему: «Звери и птицы в городе»

102к.

Индивидуальные творческие задания

33

Май

 

25.05

27.05

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

17.Пейзаж. Беседа на тему :«Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской природы.»

Рисование с натуры на тему  :«Облака»

102к.

Индивидуальные творческие задания

34

Май

30.05

31.05

13.10-14.50

13.10-14.50

Коллективная

2

3.7.Пейзаж. Беседа на тему: «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской природы.»

Аппликация.    «Бабочка. Рисование. «Бабочка и цветы»

102к.

Индивидуальные творческие задания

 

Методическое обеспечение.

-игры, беседы, походы, конкурсы, конференции

-рекомендации по проведению лабораторных, практических работ и др.

-дидактический материал

-лекционный материал

 

 

 

 

 

 

 

                                       Список литературы. Для педагога:

 

1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –

3 .Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

4 .Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического

воспитания. – М.,1987г.

6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

7 . Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в

изобразительном искусстве. – М.,1983г.

8 .Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

9 .Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова,

Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

10 .Программно – методические материалы. Изобразительное искусство..Сост.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

13 .Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

14 .Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

17 . Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

18. Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. - М.: Лада, 2010.

19. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1994.

Для обучающихся:

1.   Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. -М.: Просвещение, 2012.

2.   Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.

3.   Лаптева В.А. Цветочные шары. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014..


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №9» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №9» г

Информационная карта программы

Информационная карта программы

Нормативная база: Федеральный

Нормативная база: Федеральный

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Юные художники».

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Юные художники».

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Так же актуальность программы определяется потребностями детей и запросам со стороны их родителей, так как она помогает развить у ребёнка образное мышление, наблюдательность, воображение, исследовательские…

Так же актуальность программы определяется потребностями детей и запросам со стороны их родителей, так как она помогает развить у ребёнка образное мышление, наблюдательность, воображение, исследовательские…

Программа является модифицированной - разработана на основе программы «Юные художники»»

Программа является модифицированной - разработана на основе программы «Юные художники»»

Особенности организации образовательного процесса

Особенности организации образовательного процесса

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, навыки организации своей деятельности; формировать навыки культуры общения и поведения в социуме (группе, микрогруппе), уважительного отношения друг к другу, своему и…

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, навыки организации своей деятельности; формировать навыки культуры общения и поведения в социуме (группе, микрогруппе), уважительного отношения друг к другу, своему и…

Учебный план. 1год обучения

Учебный план. 1год обучения

Техника работы акварелью. 6 1 5

Техника работы акварелью. 6 1 5

Название раздела, темы

Название раздела, темы

Модуль3. 3.1 Техника граттаж

Модуль3. 3.1 Техника граттаж

Содержание учебного плана . 1 год обучения

Содержание учебного плана . 1 год обучения

Практика. Исследование цветовой палитры

Практика. Исследование цветовой палитры

Вид изобразительного искусства – скульптура

Вид изобразительного искусства – скульптура

Анималистический жанр в изобразительном искусстве

Анималистический жанр в изобразительном искусстве

Теория. Техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом

Теория. Техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом

Нетрадиционные техники безопасности

Нетрадиционные техники безопасности

Средства выразительности: точка, фактура

Средства выразительности: точка, фактура

Монотипия пейзажная. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

Монотипия пейзажная. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

Точечный рисунок» Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера

Точечный рисунок» Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера

Календарный учебный график. -

Календарный учебный график. -

МесяцЧислоВремя проведения занятия

МесяцЧислоВремя проведения занятия

Теплые и холодные цвета. 102к

Теплые и холодные цвета. 102к

Декабрь15.12 17.1213.10-14.50 13

Декабрь15.12 17.1213.10-14.50 13

Рисование. Выставка работ. 102к

Рисование. Выставка работ. 102к

Март 18.02 02.0313.10-14.50 13

Март 18.02 02.0313.10-14.50 13

По дорогам сказки.» 102к.Индивидуальные творческие задания 26Апрель 06

По дорогам сказки.» 102к.Индивидуальные творческие задания 26Апрель 06

Коллективная23.7.Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников

Коллективная23.7.Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников

Май 18.05 20.05 13

Май 18.05 20.05 13

Список литературы . Для педагога: 1

Список литературы . Для педагога: 1

Энциклопедический словарь юного художника

Энциклопедический словарь юного художника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2023