Развивающий потенциал одаренных детей.
Оценка 4.9

Развивающий потенциал одаренных детей.

Оценка 4.9
docx
19.11.2023
Развивающий потенциал одаренных детей.
Объект исследования.docx

 

Аналитическая записка.

Практическое задание.

Составила Молчанова Е.С. -магистрант 1 курса 221 группы.

«Выбрать один из видов интеллектуальных игр для работы с одаренными детьми, кратко описать и обосновать развивающий потенциал.»

Среди определений «одаренности» среди психологов, нам представляется наиболее удачными следующих авторов Л.С. Выготского, Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, М.И. Еникеева, Н.С. Лейтеса и др., которые определили одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, который развивается, прогрессирует в соответствующей деятельности.

У таких детей возникает особенная ситуация, при проявлении склонности к любимой деятельности, отсутствуют волевые качества. Это характерно для детей с познавательными повышенными способностями.

Обычно в семьях, где воспитываются одаренные дети, сами родители хорошо образованы, почитают ценность образования. Именно это является благоприятным фактором для развития одарённых детей. Даже несмотря на неблагоприятные условия (например, неполная семья, семья с потерей кормильца, низкий заработок), роль семьи является главной. Самое важно для воспитания и развития одарённого ребёнка — это повышенное внимание к его личности. Довольно часто родителями одаренных детей являются пожилые люди, для которых ребёнок это и есть смысл жизни. Родители активно принимают участие в образовательном процессе, выбирая всё самое лучшее для своего ребёнка: начиная от выбора школы - заканчивая приобретением учебников нового поколения.

Что касается учителей, то личность учителя является важным элементом обучения. Все учителя относятся по-разному к одарённым детям. Кто – то принимает и прилагает много усилий в специфику обучения одарённых детей, а кто – то вступает в конфликтные ситуации, не давая одарённому ребёнку самореализоваться и делать большие успехи в какой – либо деятельности.

Н.С. Лейтес считает, что термин «одарённые дети» означает умственные преимущества на данном возрастном этапе. Но проявление их интеллекта и более частых умственных способностей являются предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал.

По мнению М.И. Еникеева: одарённые дети – дети, обладающие общими предпосылками к высокому развитию специальной способности (художественная, интеллектуальная, творческая) [3,с.539]. Одним из важных факторов, влияющих на развитие учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной работы. Среди форм и методов внеурочной деятельности можно выделить различные факультативы, кружки. На внеурочных занятиях имеет место быть интеллектуальным играм для развития логического мышления, быстроты реакции.

Интеллектуальная игра, по определению. Г.В. Жаркова, индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)

По определению М.И. Еникеева, интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Педагоги используют в воспитательной деятельности различные виды интеллектуальных игр: по игровому действию, по количеству участников, по игровой цели.

По игровому действию: шашки, шахматы (на базе регионального центра «Созвездие Орла» во время образовательных смен проводятся шахматные турниры, кружки по шахматам, и свое свободное время обучающиеся часто проводят за этими играми).

•        словесные: ребусы, кроссворды, викторины, шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, ребусы (эти формы интеллектуальных игр часто применяю вовремя квестов, интеллектуальных марафонов и на воспитательном часе)

По количеству участников:

•        Индивидуальные и парные: шахматы, шашки, сканворды, чайнворды, метаграммы, анаграммы, логогрифы.

•        Командные и массовые: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», «Слабое звено», «Где логика? «Гамруль», «Интеллектуальный квест», «Ток-шоу», «Вопрос-ответ».

Эти формы массовых игр всегда имеют положительный отзыв обучающихся, они позволяют объединить творческие усилия отдельных индивидов и способствует проявлению и повышению творческого потенциала каждого участника команды, у обучающихся формируется алогический стиль мышления, свободный от контроля и критики, участники игры находятся в творческой атмосфере, обеспечивающей радость интеллектуального общения.

По игровой цели:

•        Соревновательные («Умники и умницы», «Слабое звено»)

•        Пространственные (интеллектуальная квест игра по QR-кодам «По следам Орловских поэтов», этот квест был полностью интеллектуальным, ребятам предлагались задания в форме шарад, ребусов, интеллектуальных вопрос, зашифрованных в телефонной программе)

•        Циклические: «Своя игра», «Самый самый»

Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, они представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов – это игры «Веришь – не веришь», «Эрудит-лото. Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Редкая интеллектуальная игра обходится без вопросов, поэтому качественный подбор и составление вопросов –это залог успеха. Продуктивные: - на сообразительность: «ответ в вопросе», «вопросы-шутки», «оригинально о банальном», «вопрос-подсказка»;

Решение кроссвордов — это полезное и поучительное занятие, оно не только расширяет кругозор и заставляет думать, но тренирует память, помогает приучать ребенка к усидчивости. Кроссворды с детскими загадками развивают воображение, заставляют проявлять интерес к новым знаниям, развивают эрудицию. Японский кроссворд судоку — это логическая головоломка с цифрами. Она поможет отработать устный счет.

У подростков в связи с переходным возрастом нервная система неуравновешенная и подвержена стрессам. Самым лучшим способом снять их является решение кроссвордов. Они благотворно влияют на организм, успокаивают и расслабляют нервную систему, тренируют память и расширяют кругозор, так как заставляют искать ответы в информационных источниках.

Разгадывать можно кроссворды для детей онлайн на специализированных порталах или в печатном виде. Важно понимать, что для детских кроссвордов важен словарь, который они используют. Он должен быть рассчитан на определенный возраст ребенка. Если это не учитывать, то могут возникнуть как минимум большие трудности, а как максимум у дитя пропадет всякое желание разгадывать кроссворды.

Детские развивающие головоломки подарят ребятам радость и познание окружающего мира. Они благотворно скажутся на смекалке и воображении ребенка.

Литература. Список использованной литературы:

1 Бесова М.А. Давайте играть! Игровые программы для дошкольников и младших

школьников/ М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2007 г. - с. 46-80 .

2 Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. -

Ярославль: Академия развития, 1996 - 206 с.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой - Москва: Русский язык, 1990 - 921 с.

4 Решай, смекай, угадывай. игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное

пособие для родителей и педагогов/сост. Т.И. Линго − Ярославль: Академия,1999. -208 с.

5 Щетинина А.М., Смирнова Н.П. Формирование умственных действий у дошкольников− Великий Новгород 2000 - 114 с.

 


 

Аналитическая записка. Практическое задание

Аналитическая записка. Практическое задание

Что касается учителей, то личность учителя является важным элементом обучения

Что касается учителей, то личность учителя является важным элементом обучения

Педагоги используют в воспитательной деятельности различные виды интеллектуальных игр: по игровому действию, по количеству участников, по игровой цели

Педагоги используют в воспитательной деятельности различные виды интеллектуальных игр: по игровому действию, по количеству участников, по игровой цели

Циклические: «Своя игра», «Самый самый»

Циклические: «Своя игра», «Самый самый»

Детские развивающие головоломки подарят ребятам радость и познание окружающего мира

Детские развивающие головоломки подарят ребятам радость и познание окружающего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023