Областное государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение
« Сараевский многофункциональный колледж»
Дополнительная общеразвивающая программа
Для студентов
по лыжной подготовки
Возраст детей: 15-18лет
Срок реализации программы: 1 год
2024-2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка.
1.1. Цели и задачи.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержание программы.
2.1. Учебный план.
2.2. Содержание учебного плана:
1. Теория и методика физической культуры и спорта.
2. Общая физическая подготовка.
3. Специальная физическая подготовка.
4. Избранный вид спорта.
5. Другие виды спорта и подвижные игры.
III. Методическое обеспечение программы.
IV. Дидактические материалы.
V. Система контроля и зачетные требования.
VI. Литература.
В настоящее время физическая работоспособность детей практически не растет. Только насыщенный двигательный режим в спортивно-оздоровительных группах даст благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, значительно повысит их интерес к занятиям спортом.
Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здоровья, необходимо заниматься три раза в неделю, по 60-90 минут.
Характеристика лыжного спорта
Лыжные гонки – это циклический вид спорта, который входит в программу олимпийских игр с 1924 года.
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжными гонками – один из самых доступных и массовых видов физической культуры и спорта.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Лыжные гонки представляют собой передвижение на скорость по местности на определенные дистанции различными способами. Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, подъемы, спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении.
В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две подгруппы: классические и коньковые.
Как классические, так и коньковые способы передвижения на лыжах технически сложны. Чтобы достичь высоких результатов в гонках, спортсмены должны овладеть всеми способами передвижения на лыжах и уметь рационально чередовать их при изменении рельефа трассы.
Направленность программы
Программа физкультурно-оздоровительной направленности, т.к. обеспечивает, в первую очередь, повышение двигательной активности студентов, вовлекает их в систематические занятия спортом.
Данная программа направлена на решение задач физического развития студента и совершенствование его двигательных качеств и способностей, таких как сила, ловкость, быстрота, координация движений.
Актуальность
Программа является актуальной в силу того, что позволяет удовлетворить запросы студентов в организации занятий лыжным спортом.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в том, что Программа предусматривает осуществление физкультурно-оздоровительной работы, направленной на физическое образование, разностороннюю физическую подготовку, овладение начальными основами техники передвижения на лыжах, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов (зачетов и дифференцированных зачетов).
Новизна программы
Новизна программы проявляется в том, что направлена на овладение начальных основ техники передвижения на лыжах, а также в реализации принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 7 – 17 лет. В СОГ группы зачисляются все желающие соответствующего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в спортивной школе, а также не прошедшие конкурсный отбор для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам по виду спорта лыжные гонки.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Наполняемость групп и максимальный объем недельной тренировочной нагрузки на спортивно-оздоровительном этапе реализации общеразвивающей программы (в академических часах)
Этап подготовки |
Период |
Минимальная наполняемость групп (чел.) |
Минимальный возраст (лет) |
Максималь- ный объём тренировоч- ной нагрузки в неделю |
Спортивно-оздоровительный |
Весь период |
10 -15 |
15-18 |
до 6ч. |
.
Срок реализации программы 1 год - 216 часов.
Форма обучения очная(дополнительная). Режим занятий – 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в форме занятия с четко выдержанными частями: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть по продолжительности занимает 10-15 минут и решает следующие задачи:
Задачи биологического аспекта - подготовка организма занимающихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы и вегетативных функций, восстановление индивидуально возможной подвижности в суставах, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия).
Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умения выполнять двигательные действия в разном темпе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения.
Средства, используемые в подготовительной части занятия: строевые упражнения, разновидности передвижений, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
Основная часть по продолжительности занимает 65-75 минут и решает задачи:
· Формирование двигательных навыков.
· Развитие физических качеств .
· Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма.
Средства, используемые в основной части занятия:
а) физические упражнения направленные:
- на формирование осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы);
- на развитие органов дыхания (укрепляют диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса);
- на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног);
- на развитие отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости);
- на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени);
б) эстафеты и подвижные игры;
в) изучение и совершенствование основ техники лыжных ходов.
Заключительная часть по продолжительности занимает 5-10 минут и решает задачи:
- создание условий для постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивной двигательной деятельностью, к спокойному состоянию организма;
- подведение итогов занятия, задания на дом.
Средства, используемые в заключительной части занятия:
- спокойная ходьба, фигурная маршировка, упражнения на внимание и малоподвижные игры, упражнения на растяжения мышц, висы.
- образовательные (предметные)
- приобретение определенных знаний о роли физических упражнений, строении организма, способах укрепление здоровья, содействие физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- обучение основам техники передвижения на лыжах,
- развитие двигательных и координационных способностей;
- выявление задатков и способностей студентов.
личностные
- развитие мотивации к систематическим занятиям спортом, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
метапредметные
- формирование культуры общения и поведения в спортивной организации, навыков здорового образа жизни.
1.1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
• Сформированная потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижений;
Предметные результаты
· Знание специальной терминологии и основ специальных знаний в области лыжных гонок, основы правил соревнований в избранном виде спорта;
· Сформированность широкого круга двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями и личностными возможностями учащихся; умение применять правила безопасности на занятиях, владеть основами гигиены, соблюдать режим дня, владеть техникой передвижения на лыжах.
Метапредметные результаты
Сформированное с учетом возрастных особенностей умения преодолевать физические трудности, переносить невзгоды климатических и атмосферных условий, проявлять волевые качества, прежде всего: целеустремленность, выдержка, настойчивость, терпение;
Формы организации деятельности:
• фронтальная: работа со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);
•
коллективная: организация взаимодействия
между всеми студентами одновременно (тренировка),
Формы
проведения занятий:
беседы, практические занятия, обучающие игры, просмотр учебных видеофильмов.
• групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач;
• индивидуальная: организуется для работы с одаренными студентами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой, соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях)
II. Содержание программы
В процессе обучения у студентов формируется устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом; происходит развитие широкого круга двигательных умений и навыков, освоение основ техники по виду спорта лыжные гонки, всестороннее гармоничное развитие физических качеств, укрепление здоровья.
2.1. Годовой учебный план рассчитан на 36 учебных недель (9 учебных месяцев).
№ |
Разделы |
Кол- |
|
п/п |
программы |
во |
|
|
|
часов |
|
|
|
в год |
|
1 |
Теоретическая подготовка |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Общая |
|
|
|
физическая |
96 |
|
|
подготовка |
|
|
3 |
Специальная |
|
|
|
физическая |
50 |
|
|
подготовка |
|
|
4 |
Избранный вид спорта |
35 |
|
5 |
Другие виды спорта и подвижные игры |
18 |
|
|
Всего часов |
216 |
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (17 часов)
Содержание теоретической подготовки меняется в зависимости от подготовленности и возраста. темы, которые изучаются
· отечественная система физического воспитания;
· патриотическое воспитание спортсменов;
· воспитание морально-волевых качеств;
· методика обучения и тренировки;
· техника и тактика избранного вида лыжного спорта;
· гигиена занятий физическими упражнениями и лыжным спортом;
· врачебный контроль и самоконтроль при занятиях лыжным спортом;
· режим спортсмена (режим дня, гигиена питания и сна, закаливание);
· самомассаж и массаж;
· предупреждение травматизма.
Значение лыж в жизни народов Севера
Эволюция лыж и лыжного снаряжения.
Первые соревнования лыжников России и за рубежом.
Популярность лыжных гонок в России.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (96 часов)
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ОРУ
Команды для управления группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения.
Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Основные движения головой, руками, ногами, туловищем:
• Упражнения для шеи. Наклоны головой вперед, назад, в стороны Повороты,
круговые движения головой.
• Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание пальцев;
движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, повороты, вращения, отведение и приведет одновременные, попеременные и последовательные маховые, круговые движения; сгибание и разгибание рук в упоре стоя и лежа.
• Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками); дополнительные пружинистые наклоны; круговые движения туловищем; прогибание лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами; переходы из упора лежа в упор лежа боком, в упор лежа спиной; поднимание ног и рук поочередно и одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание туловища, не отрывая ног от пола; круговые движения ногами (педалирование) и др.;
• Упражнения для ног. Движения в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах (сгибание, разгибание, вращение) из различных исходных положений (стоя на одной ноге, с опорой на партнера, о стену, снаряд, сидя, лежа на спине). Маховые и круговые движения ногой. Приседание, прыжки на двух и на одной ноге. Выпады. Пружинистые приседания в выпаде; смена положения ног прыжком, в выпаде. Выполнение упражнений на месте, в движении. Упражнения с предметами и без предметов.
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Гимнастика. Упражнения на снарядах. Упражнения в равновесии. Ходьба с перешагиванием через палку (натянутую скакалку). Ходьба скрестными, переменными шагами вперед и назад. Приседания и прыжки на одной и обеих ногах. Равновесие на одной ноге («ласточка»). Повороты на 90-360°. Различные соскоки.
Упражнения в висах и упорах (гимнастическая стенка, перекладина, брусья). Вис. Смешанные висы: стоя, присев, лежа, завесом. Упор. Упор лежа, продольно. Сгибание и разгибание рук в упоре (упоре лежа). Подтягивание в висе. Подъемы из виса в упор (силой, переворотом, завесом, разгибом, махом вперед и назад). Опускание из упора в вис (переворотом вперед, назад). Угол в висе, упоре. Различные соскоки махом назад, вперед.
Лазанье (канат). Вис на канате с захватом его ногами скрестно, подъемами ступни. Лазанье способом в два, три приема. Лазанье на одних руках с различными положениями ног. Лазанье на скорость.
Акробатика
Кувырки вперед и назад; кувырки назад с переходом в стойку на руках; кувырок через препятствие (мешок, чело, стул, веревочку и т.п.); кувырок одна нога вперед; кувырок в сторону; кувырок скрестив голени; парный кувырок вперед, то же назад. Стой на голове и руках. Переворот в сторону, переворот вперед.
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Бег. Бег с ускорением 100 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 2 - 3x20 - 30 м, 2 - 3x30 - 40 м, 3 - 4x50 - 60 м. Бег 60 м. с низкого старта, 100 м. Эстафетный бег с этапами Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10, в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры). Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 мин. (мальчики).
Бег или кросс до 1000 м (девочки).
Прыжки. Прыжки через планку с поворотом на 90 и 180°с прямого разбега. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики, юноши). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метания (теннисного мяча, гранаты весом 700г, дротика, малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока, на дальность.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Спортивные игры по упрощенным правилам. Мини-баскетбол; футбол; волейбол; ручной мяч; хоккей; теннис: овладение элементарными техническими и тактическими навыками игры.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ
Игры с элементами обще развивающих упражнений: перетягивание через черту, перетягивание в колоннах, шеренгах, выталкивание из круга, тяни в круг, перетягивание каната, «Бой петухов», «Борьба в квадрате», «Кто сильнее?». Игры с бегом на скорость: «Пятнашки маршем», «Бег за флажками», «Перебежки с выручкой», «Охрана перебежек», эстафета по кругу, линейная эстафета с бегом, бег командами, эстафета с элементами равновесия. Игры с прыжками в высоту и длину: «Удочка», «Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком», «Прыгуны и пятнашки», эстафета с прыжками, эстафета с преодолением полосы препятствий. Игры с метанием на дальность и в цель: «Снайперы», «Лапта», «Сильный бросок», «Шагай вперед». Игры подготовительные к волейболу: пассовка волейболиста, «Ловкая подача», «Мяч в воздухе»; к баскетболу и ручному мячу: «Мяч с четырех сторон», «Охотники и утки», «Не давай мяч водящему», «Мяч ловцу», «Защита укрепления», «Борьба за мяч»; к футболу и хоккею: эстафеты с ведением мяча, шайбы, обводкой препятствий;
меткий удар, бросок, борьба за мяч, шайбу и др. Различные эстафеты.
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НА ЛЫЖАХ И КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ
Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Передвижение на скорость: Бег на скорость. Эстафеты, игры. Катание парами, тройками.
Студенты способны переносить нагрузки в передвижении на лыжах до 20 км в неделю со средней интенсивностью (со скоростью 1,7- 1,8 м/с). Основными средствами лыжной подготовки в возрасте 15-18 лет являются ходьба на лыжах по равнинной местности с ускорениями по 50-80 м. Объем однократной нагрузки может достигать 4-5 км,
Занятия с направленностью, а воспитание скоростной выносливости используется не ранее, чем в 17-летнем возрасте, а занятия с большими и максимальными нагрузками – не ранее, чем в 18 лет. Эти ограничения связаны с
особенностями физиологического воздействия лыжных гонок на сердечно-сосудистую систему.
Значительное внимание должно обращаться на воспитание силовой выносливости. Это достигается посредством применения небольших отягощений и тормозных устройств при передвижении на лыжах.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (50 часов)
Специальные упражнения разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах.
В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении).
Имитационные упражнения могут применяться как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке). Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений. Круг специальных упражнений, применяемых в тренировке лыжников, в настоящее время достаточно широк. Вместе с тем необходимо отметить, что одни и те же упражнения (например, имитационные и передвижение на лыжероллерах) в зависимости от поставленных задач и методики применения, могут быть использованы и как подготовительные, и как подводящие упражнения. В начале подготовительного периода имитационные упражнения, применяемые в небольшом объеме, используются как средство обучения и совершенствования элементов техники. Осенью же объем и интенсивность применения этих упражнений В тренировке лыжников-гонщиков на общем фоне высокого развития силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости
и скоростно-силовым качествам. Специальные упражнения широко применяются в подготовке спортсменов в различных видах лыжного спорта. В лыжных гонках для совершенствования элементов техники способов передвижения на лыжах используются имитационные упражнения и передвижение на лыжероллерах.
Избранный вид спорта (35 часов)
Основной задачей технической подготовки на спортивно-оздоровительном этапе является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений. Особое значение имеет изучение и совершенствование элементов классического хода, конькового хода и формирование целесообразного ритма двигательных действий при передвижении классическими и коньковыми ходами. - Способы поворотов на месте: переступанием, махом через лыжу, прыжком и в движении. - Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными шагами. - Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. - Обучение подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. - Обучение торможением «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. - Обучение основным элементам конькового хода.
|
Другие виды спорта и подвижные игры (18 часов)
Бег – один из распространенных и доступных видов физических упражнений – служит прекрасным средством развития быстроты, силы и других важных качеств. Вовлекая в работу многие мышечные группы, бег вызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, представляет возможность, варьируя различными дистанциями, добиваться более высоких уровней быстроты и выносливости.
Бег с места, ускорения на ходу по травянистым склонам вниз, вверх или траверса и по песчаному грунту, бег на короткие дистанции, средние дистанции, кроссы от 500 до 2000 м. Бесконечное разнообразие беговых упражнений делает бег одним из основных средств ОФП.
Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений, функции вестибулярного аппарата, улучшают ориентировку в пространстве.
Гимнастика успешно развивает координацию движений, силу, ловкость и быстроту. Упражнения на перекладине требуют смелости и решительности.
Гимнастика: подтягивания на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа, различные висы на перекладине.
Спортивные игры – разнообразные и быстрые действия в условиях постоянно меняющейся обстановки – развивают быстроту, ловкость, выносливость и тактическое мышление. Они эмоциональны, вызывают интерес у занимающихся, дают возможность мобилизовать усилия занимающихся без особого волевого напряжения, разнообразно и интересно проводить тренировки. В играх присутствует элемент соревнования, стремление к победе, что, бесспорно, ценно и необходимо любому спортсмену. Спортивные игры: обучение технике, ознакомление с тактикой и правилами игр — волейбол, футбол, мини-футбол, настольный теннис. Участие в товарищеских встречах.
Баскетбол пользуется заслуженной популярностью у всех спортсменов. Он развивает быстроту реакции на действия партнеров и полет мяча, вырабатывает выносливость.
Волейбол – наиболее доступная, интересная и простая игра, которую можно рекомендовать для активного отдыха.
Футбол дает большую физическую нагрузку в процессе самых разнообразных действий. Доступность и высокая эмоциональность этой игры не нуждается в рекомендациях. Однако высокий травматизм, особенно в холодные осенние месяцы, ограничивает его использование как средство ОФП.
Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости, поддержание умственной и физической работоспособности, снятие эмоционального напряжения.
Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в спортивной зале, летом - на открытом воздухе.
Обучение приемам техники спортивных игр начинается с разучивания стоек и способов передвижения на площадке. Затем, изучаются способы держания и ведения мяча, способы передач, подач, ловли мяча, бросков мяча в корзину или в ворота, нападающие удары, блоки, заслоны.
Обучение техническим действиям осуществляется одновременно с совершенствованием технических приемов, в учебных двусторонних играх, которые вначале проводятся по упрощенным правилам (увеличение или уменьшение игроков в командах, изменение размеров площадки, применение в некоторых случаях нестандартного оборудования и инвентаря, предъявление пониженных требований к соблюдению правил игры), а по мере овладения занимающимися техническими приемами и тактическими действиями – по официальным правилам соревнований. При этом тренер дает обучаемым определенную установку на игру.
.
Езда на велосипеде по своим двигательным характеристикам и воздействию на организм спортсмена весьма близка к движениям на горнолыжных трассах. Сгибание и разгибание ног, наклонное, обтекаемое положение туловища и рук, затрудненное дыхание, идентичность нагрузок на мышцы шеи, спины и живота, необходимость сохранять равновесие, внимательность и быстрота реакции на меняющиеся условия – все это приближает велосипедный спорт к средствам специальной подготовки.
Велосипедный спорт: езда на велосипеде по пересеченной местности, езда на велосипеде на тренировочные занятия на местности (в лес, парк) и возвращение обратно, прогулки, походы на велосипедах.
Организация тренировочного процесса.
Тренировочные занятия проводятся в течение всего календарного года, включая.
На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического образования и решаются на каждом занятии.
Каждое занятие является звеном системы тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.
Важнейшим требованием тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Использование игрового метода на учебно-тренировочном занятии
Решению задач укрепления здоровья, содействия правильному развитию, обучения учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитания физических, волевых и моральных качеств активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания.
В качестве основного принципа организации учебно-тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести учащихся к пониманию сути единоборства с позиций возникающих и создающихся в ходе поединка ситуаций. В этом случае учебный процесс строится с учетом естественно и постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья учащихся, развития у них специфических качеств, необходимых в лыжных гонках, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям лыжными гонкам
С помощью игрового метода можно быстро создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. Поэтому не случайно игровой метод признается одним из эффективных методов обучения.
Конечная цель в этом виде спорта достигается благодаря проявлению инициативы и активных двигательных действий, ограниченных правилами.
Некоторые подвижные игры, нередко напоминают известные игры в обычных условиях. Однако здесь в них привносятся элементы лыжных гонок, ограниченные правилами. Они развивают нужные физические качества, приучают занимающихся правильно тактически мыслить, чувствовать время, умело рассчитывать свои силы.
Основные физические качества
Одна из основных задач подготовки в спортивно-оздоровительной группе - воспитания физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), необходимых для успешного овладения основами техники вида спорта.
БЫСТРОТА - способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение данной двигательной задачи кратковременно и не вызывает утомления. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет. Наиболее интенсивные темпы естественного роста этого качества в момент полового созревания от 14 до 158лет.
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА. Наибольший прирост приходится на возраст от 13 до 15 лет. После этого возраста рост этих качеств продолжается в основном под влиянием целенаправленной тренировки.
СИЛА - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Началом полового созревания (с 13до 14 лет) темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14—18 лет.
ВЫНОСЛИВОСТЬ - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость - это способность противостоять утомлению. Аэробные возможности организма и, в частности, аэробная мощность, характеризуемая показателем максимального потребления кислорода (МПК), увеличиваются с возрастом.
Наиболее интенсивно увеличиваются показатели аэробной мощности в период полового созревания (14—15 лет) и замедляются только после 18 лет. При этом относительный показатель МПК (мл/мин/кг) почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет. Анаэробно-гликолитические возможности имеют тенденцию к незначительному росту до 12—13 лет и к более значительному росту после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости, В связи с этим гораздо легче переносят соревнования в беге на 3000 м, нежели на 200—300 м.
Креатинфосфатный энергетический механизм наиболее интенсивно развивается по достижении биологической зрелости в возрасте 16—18 лет.
ГИБКОСТЬ - способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Рост этого качества интенсивно увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет. Максимальный скачок в развитии этого качества приходится на 10 лет. В последующие годы гибкость развивается в основном под влиянием специальной тренировки.
ЛОВКОСТЬ — сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Измерителями ловкости являются:
- координационная сложность задания;
- точность его выполнения;
- время выполнения задания.
Координационные способности разбиваются наиболее интенсивно 9—10 до 11—12 лет. Следует иметь в виду, что сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. С учетом этих особенностей следует определять преимущественную направленность тренировочного процесса по годам обучения.
На воспитание (развитие) этих качеств до определенного уровня и должна быть направлена физическая подготовка в спортивно – оздоровительной группе. При планировании работы необходимо учитывать возрастные особенности физического развития.
Для повышения эффективности занятий используются следующие принципы:
- Комплексность - для всестороннего развития занимающихся предусматривает тесную взаимосвязь всех видов подготовки (общей и специальной физической подготовки, технической, теоретической), воспитательной работы и педагогического контроля.
- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по годам обучения, для обеспечения в процессе спортивной подготовки преемственности задач, средств и методов, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
- Вариативность - предусматривает, в зависимости от индивидуальных особенностей включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок.
- Доступность - требует так вести обучение, чтобы изучаемый материал был доступен данному составу учащихся. Доступными должны быть показ, объяснение. В противном случае учебный материал не будет усвоен.
- Наглядность. Исходя из этого принципа, тренер-преподаватель должен добиться, чтобы в процессе обучения учащийся мог получить правильное, яркое представление об изучаемых приемах и упражнениях.
- Прочность. Принцип требует такого построения занятий, при которых изучаемый материал путем многократного повторения закрепляется и одновременно совершенствуется до такой степени, что его применение становится привычным и не требует больших усилий. Чем прочнее закреплены упражнения, тем выше техническое совершенство лыжника.
- Систематичность и последовательность - один из важнейших принципов планирования педагогического процесса. Он, прежде всего, требует регулярности занятий и преемственности в их содержании, исходить из правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Сначала следует обучить основам техники - простейшим упражнениям, затем систематически повторять изученные приемы.
IV.Учебные (дидактические) материалы, техническое обеспечение:
Необходимым условием для реализации предлагаемой программы является наличие квалифицированных специалистов.
Информационное обеспечение: видеофильмы, фотоматериалы по отдельным темам, доступ к интернет ресурсам.
Инвентарь:
1. Лыжная трасса;
2. Резиновые эспандеры;
3. Спортивный (приспособленный) зал;
4. Перекладина;
5. Набор гантелей различного веса;
6. Секундомер;
7. Набивные мячи;
8. Мячи для игровых видов спорта;
9. Мазь, парафин, смывка – для обработки лыж;
10. Лыжи;
11. Лыжные палки;
12. Лыжные ботинки;
13. Лыжные крепления;
14. Лыжероллеры.
V. Система контроля и зачетные требования.
Основными критериями успешности освоения общеобразовательной программы являются:
1. Стабильность состава занимающихся.
2. Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся.
Упражнения для проверки уровня физической подготовки
1. Бег 500 м без учета времени;
2. Прыжки в длину с места, см;
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз).
4. Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин).
Контрольные упражнения выполняются в начале (сентябре) и конце учебного года и по результатам оценивается индивидуальная динамика изменений уровня физической подготовленности каждого учащегося на 3-5% по каждому упражнению.
Методика выполнения
1. Бег 500 метров
выполняется по беговой дорожке, с общего старта без учета времени.
2. Прыжок в длину с места
Выполняется с места от стартовой линии толчком двух ног со взмахом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшей точки касания в момент приземления любой точки тела. Дается 3 попытки, засчитывается лучший результат.
3.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)
Выполняется из упора лежа, голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Ширина постановки рук — ширина плеч. Сгибание рук выполняется до положения прямого угла в локтевых суставах, разгибание производится одновременно двумя руками до полного выпрямления рук без нарушения прямой линии тела. Дается 1 попытка. Пауза между повторами не более 3 сек. Фиксируется количество отжиманий при условии соблюдения техники выполнения упражнения.
6.1. Нормативные документы
1. ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.
2. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта (по циклическим, скоростно-силовым видам спорта и многоборьям) и к срокам обучения по этим программам;
3. Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта (Приказ Минспорта от 27.12.13. № 1125)
4. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта
5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки (Приказ от 14 марта 2013г. №111)
6.2. Учебно-методическая литература:
1. Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/П.В. Квашук и др. – М.: Советский спорт, 2005 – 72 с.
2. Физиология спорта / Под ред. Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев. Олимпийская литература, 2001.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
4. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
5. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта. - М., 1990.
6. Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1976
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6.3. Интернет ресурсы:
1.)www.flgr.ru — федерация лыжных гонок России
2.)www.minsport.gov.ru — министерство спорта России
3.)минобрнауки.рф/ - министерство образования РФ
4.)http://www.skisport.ru/ - Журнал «Лыжный спорт»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.