В статье предлагается подход к организации спортивно-массовой работы в средних профессиональных учебных заведениях. В статье рассматривается роль подростка в группе сверстников, оценивается значение спорта и физической подготовленности для формирования волевых качеств его характера. Акцентируется внимание на роль преподавателя, его вклад в систему обучения и воспитания.Статья "ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ"
Калинин А.Ю.
воспитатель ВАС им. С.М. Буденного,
Кадетского корпуса (школы ITтехнологий)
г. СанктПетербург, РФ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОМАССОВОЙ РАБОТЫ
В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.
Аннотация
В статье оценивается значение физической культуры и спорта и
предлагается оптимальная структура организации спортивномассовой работы в
средних профессиональных учебных заведениях.
Ключевые слова
Подростковая среда, развитие физических качеств, совершенствование
навыков, физическая культура и спорт.
Трудно переоценить важность физической культуры и спорта в процессе
развития и становления личности в подростковой среде. Ни для кого не секрет,
что регулярные занятия спортом формируют характер, развивая качества
сильной личности, совершенствуя мышление, тренируя навык нестандартного
подхода к решению задач.
В подростковой среде большое значение придается статусу, роли в
группе, положению. Быть, а не казаться – такая задача под силу не каждому.
Чтобы быть – важно уметь. Умение, как мы знаем – это способ выполнения
действий, отточенный до совершенства. Чтобы достигать цели важно обладать
целеустремленностью и настойчивостью. Эти качества характера легко
тренируются. И лучший тренер это именно спорт. Задавая направление жизни,
формируя платформу для развития потенциала он укрепляет жизненные силы,
меняет тело на физическом уровне, закаляет сознание.
Преподаватель физической культуры и спорта выполняет роль
связующего звена между стремлениями подростка на пути к индивидуальности испособами достижения целей. Залог успеха ежедневного труда учителя,
способствующего вовлечению обучающихся в систематические занятия
физической культурой его волевые качества, личная активная позиция,
высокий методический уровень и личный пример. Но для достижения
воспитательных целей в работе с подростками и получения результата в
повышении уровня физической подготовленности обучающихся, опыта и
энтузиазма преподавателя недостаточно. Нельзя забывать о решении важного
вопроса по обеспечению на должном уровне материальнотехнической базы
современным спортивным оборудованием и инвентарем, что в полной мере
позволяет гарантировать организацию полноценного процесса обучения,
совершенствовать физические качества обучаемых и достигать результата.
В средние профессиональные учебные заведения поступают по окончании
девятого класса средней школы. К привычной учебной деятельности
добавляется деятельность трудовая. Специфика средних профессиональных
учебных заведений заключается в особом принципе вовлечения учащихся
непосредственно в производственные процессы, в реализации возможностей
перенять опыт у мастераспециалиста. Основной упор в обучении направлен на
где специфика профессии обусловлена
узкую специализацию,
психофизиологическими характеристиками и особенностями труда, что
предъявляет требования к физической подготовленности. Именно регулярные
занятия физической культурой и спортом развивают физическую выносливость
подростков, сокращают период адаптации, что позволяет им более успешно
справляться с новыми задачами.
Качество работы преподавателя физкультуры зависит от грамотной
системы и четкой организации занятий, смыслом которой является решение
следующих основных задач общего характера:
Обра
зовательной (цель – передача учащимся теоретических основ, развитиеумений, отработка и развитие навыков работать в системе с ориентиром на
результат).
Восп
итательной (цель – воспитание стремления к регулярным занятиям
физической культурой и спортом, формирование интереса к физическому
самосовершенствованию).
Оздо
ровительной (цель – формирование устойчивой привычки к здоровому
образу жизни, укрепление физического здоровья, повышение умственной и
физической работоспособности).
Выделяют две основные формы организации спортивной работы: учебные
занятия (уроки физической культуры) и организация внеурочных занятий
спортом (физкультурноспортивные клубы, спортивные секции, группы общей и
специальной физической подготовки, группы здоровья).
В планировании работы в средних профессиональных учебных
заведениях, преподаватель физкультуры и спорта опирается на подробную
учебную программу, включающую различные приемы и методы для проведения
учебных занятий и спортивномассовых мероприятий, с учетом возраста и
медицинских показаний/противопоказаний обучающихся. Важна грамотная
организация процесса обучения посредством выбора оптимальных методов в
постановке и решении педагогических задач.
Программа по физическому воспитанию обучающихся в средних
профессиональных учебных заведениях должна содержать основные разделы:
раздел теоретической подготовки (задача закрепление практических
основ гигиены; раскрытие общих сведений о значимости физического
воспитания в системе среднеспециального образования;
теоретическим знаниям по различным видам спорта);
обучение раздел общей физической подготовки (задача обучение технике
выполнения спортивных упражнений и помощь в совершенствовании учащимися
практических навыков в различных видах спорта);
раздел профессиональноприкладной физической подготовки (задача
развитие волевых, психических и физических качеств, важных для
осуществления определенной профессиональной деятельности; повышение
устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;
совершенствование двигательных навыков).
Каждый из разделов должен определять перечень тем занятий, с
описанием их содержания и информацией о количестве учебных часов,
отведенных для каждой темы.
Система оценки результатов обучения базируется на трех ключевых
этапах:
1. Определение исходного уровня развития качеств и навыков у
обучающихся;
2. Оценка эффективности уровня профессиональноприкладной
подготовки в процессе обучения и совершенствования физических качеств в
ходе решения поставленных задач обучающимися;
3. Оценка специальной физической подготовленности по окончании
периода обучения, анализ динамики результатов на основе данных
первоначальных и повторных проверок в индивидуальном порядке.
Критерии уровня динамики результатов повышения физической
подготовленности обучающихся по окончании периода обучения, определяют
уровень профессионализма преподавателя физической культуры.
Список использованной литературы:
1. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее
развитие / В.К. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1989. 160 с. ISBN 5715501466;2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического
образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.М. Левина.
– М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с. ISBN 5769507330;
3. Наволокова Н.П. Энциклопедия педагогических технологий и
инноваций / Н.П. Наволокова. – М.: ИГ «Основа», 2012. 176 с. ISBN:978611
0000314;
4. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд.,
испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с. ISBN 57695
08531.
© Калинин А.Ю., 2017