|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛАПТА
Составитель: учитель физической культуры
первой категории Воропаева Виктория Васильевна
2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы В.А. Лепешкина «Подвижные игры для детей «Лапта», г. Москва. «Школьная пресса». 2009 г. В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи. Так, П.Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания. Русская лапта - старинная русская игра, увлекательная и полезная, в которую играют более трехсот лет. В ходе игры участникам приходится бегать, прыгать, метать, делать внезапные остановки, повороты, стремительные рывки - все это содействует всестороннему физическому развитию игроков, воспитанию выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, а также воли к победе, чувства коллективизма. Несложный инвентарь и оборудование позволяют культивировать лапту в школе почти без материальных затрат.
Направленность программы – физкультурно – спортивная.
Дополнительная общеразвивающая программа по лапте разработана в соответствии с законами, нормативно правовыми актами:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ.
· Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
· Федеральный Закон РФ от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
· Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
· Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1076 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лапта».
· Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14
Данная программа разработана для детей, обучающихся в спортивно-оздоровительных группах. Содержание программы может ежегодно незначительно корректироваться в зависимости от условий реализации.
Групповые занятия рассчитаны на 34 часа в год (68 часов за два года).
Актуальность данной программы выражается в популярности среди детей и подрастающего поколения Лапты как вида спорта. Лапта – именно такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за друга, учит согласовывать свои действия с действиями товарищей. В то же время лапта характеризуется интенсивностью и разнообразием двигательных действий. Это бег, прыжки, метание мяча, ловля, удар битой. У игроков вовлекаются в динамическую работу все группы мышц, увеличивается подвижность в суставах, активизируется обмен веществ, что благоприятно сказывается на общем физическом и эмоциональном состоянии детей и подростков. Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но физически хорошо развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (например, игрока, хорошо ловящего мяч, ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Цели и задачи учебного курса
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
· сохранить и укрепить здоровье детей, привить навыки здорового образа жизни посредством игры русская лапта;
· обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, а также применением их в различных по сложности условиям;
· создание системы отбора учащихся для занятий в спортивных секциях;
· приобретение теоретических знаний по спортивной тренировке;
· удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
· формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
· воспитать моральные и волевые качества воспитанников, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
· выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
· профилактика правонарушений, преступлений.
- обучающие:
· обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
· развить необходимые физические качества: (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
· научить правильному выполнению ударов по мячу.
- развивающие:
· способствовать укреплению здоровья;
· содействовать гармоничному физическому развитию;
· развить двигательные способности детей;
· выработать у учащихся умения применять полученные знания на практике;
· создать надежную базу физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.п.
- воспитательные:
· воспитать положительные черты характера, таких как дисциплинированное поведение, коллективизм, честность, отзывчивость, смелость, настойчивость в достижении цели;
· воспитать координационные способности; становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
· привить любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;
Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, участие в соревнованиях.
Отличительные особенности программы физкультурно – спортивной направленности «Лапта» заключаются в возрождении и популяризации забытой и любимой игры русского народа.
Теоретической основой данного курса являются:
- Меры безопасности и профилактика травматизма. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Правила пользования спортивным инвентарем. Спортивный травматизм и меры его предупреждения. Раны и их разновидности, ушибы, растяжения, разрывы мышц и связок, сухожилий. Кровотечения их виды и меры остановки. Повреждения костей (ушибы, переломы). Доврачебная помощь пострадавшим.
- Физическая культура и спорт в России Физическая культура как составляющая общенациональной культуры, одно из основных средств воспитания всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном обществе, обладающей активным гражданским самосознанием. История развития физической культуры и спорта. История развития видов спорта. Олимпийское движение. История выступления российских спортсменов на олимпийских играх, чемпионатах Европы и мира.
- Спортивная гигиена и режим. Профилактика вредных привычек. Общие гигиенические требования к занимающимся с учетом специфических особенностей. Режим дня, учебных и спортивных занятий, отдыха. Гигиенические требования к спортивной одежде. Гигиена сна и питания, питьевой режим, регулирование веса спортсмена. Понятие здорового образа жизни (ЗОЖ). Использование естественных факторов природы для закаливания организма, народные методы оздоровления и профилактики простудных заболеваний. Вред алкоголизма, наркомании и курения табака. Методы профилактики заболевания СПИД.
- Общие сведения о строении и функциях организма. Влияние физической культуры и спорта на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма и его функциях. Костная система и её развитие. Мышечный и связочный аппарат, общие сведения о расположении основных мышечных групп. Влияние физических упражнений на их развитие, увеличение массы и работоспособность. Дыхательная и сердечнососудистая системы, нервная система. Спортивная тренировка как процесс совершенствования функциональной системы организма. Понятие о разумном сочетании работы и отдыха, утомлении и восстановлении энергетических затрат. Перетренировка - как временное нарушение координации функций организма и снижение работоспособности. Методы восстановления
- Самоконтроль на занятиях. Задачи, формы и организация самоконтроля. Понятие спортивной формы. Методы её диагностики. Учёт объективных и субъективных показателей: вес, рост, спирометрия, динамометрия, пульс, давление, общее самочувствие. Дневник самоконтроля.
Русская лапта – двухсторонняя командная игра с мячом и битой. Играют две команды по 10 человек. Игроки одной из них выбивают битой-лаптой (длиной 60-110 см) мяч (диаметром 6-7 см, весом 50-70 г) как можно дальше и во время его полета бегут через поле игры и обратно. Игроки другой стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников. Игра проводится на площадке длиной 40-55 м и шириной 25-40 м. Бита должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, диаметром 5 см. Диаметр ее рукоятки не менее 3 см, длина – не более 30 см. Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей установленным размерам. Одна команда считается бьющей, другая – водящей. После удачного удара лаптой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, дает команде 2 очка. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле. Выигрывает команда, набравшая больше очков за 60 минут игры, разделенной на две половины. Таким образом, цель одной команды – совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды – не дать соперникам сделать перебежки, осаливая мячом и, поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливание (ответное осаливание).
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- единства общей и специальной подготовки;
- волнообразности и вариативности нагрузок;
-единства взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовки;
- возрастной динамики развития учащихся. Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности учащихся, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на дальнейших этапах подготовки.
Применяемые технологии:
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе:
- Обучающийся будет знать.
· Правила поведения учащихся при занятиях спортом.
· Общие гигиенические требования. Режим дня спортсмена.
· Основные исторические события в развитии физкультуры и спорта. Краткую историю олимпийского движения.
· Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.
· Общее понятие о технике спортивного упражнения.
· Основные правила проведения соревнований в избранном виде спорта. Права и обязанности участников соревнований.
- Обучающийся будет уметь:
· Проводить самостоятельную разминку.
· Выполнять основные легкоатлетические упражнения – бег, прыжки, метания с проявлением максимальных усилий.
· Выполнять общефизические упражнения.
· Выполнять нормативы контрольно-переводных испытаний.
- Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
· Спланировать собственный режим труда и отдыха.
· Соблюдать личную гигиену.
· Использовать простейшие виды закаливания.
· Соблюдать меры безопасности.
- Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
· Умение работать в команде.
· Стабильное посещение занятий, дисциплинированность и трудолюбие.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения:
Лапта – полезная и увлекательная игра, не требующая особых дорогостоящих принадлежностей и специальных фундаментально оборудованных площадок. Основу игры составляют естественные движения: бег, прыжки, броски мяча и т.д. Игра в лапту способствует физическому развитию, воспитывает в игроке чувство коллективизма, формирует бойцовские качества. Русская лапта является действенным средством физического воспитания, так как представляет широкую возможность разностороннего воздействия на занимающихся. Игре в лапту свойственна высокая эмоциональная окраска и большой зрелищный эффект. Это во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культурой. Быстрота, ловкость, выносливость – вот те, самые необходимые качества, которые неизбежно приобретаешь, предаваясь этой исконно русской забаве. Здесь как нигде важен принцип – «Один за всех и все за одного!». Подобные коллективно-игровые виды спорта объединяют и сплачивают, поэтому победа целой команды ни с чем не сравнима! Секрет успеха прост – только постоянные тренировки дают ожидаемый результат! Человек, играющий в лапту, должен быть точным и быстрым. Очень важны физическая и тактическая подготовка, грамотное поведение спортсменов в защите и нападении. По техническим элементам – это самый естественный и доступный вид спорта. А простота и зрелищность игры уже сами по себе немало способствуют ее дальнейшей популяризации. И самое главное – русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную биту, ровную площадку и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта.
Форма обучения – очная.
Состав групп обучающихся – группы постоянные, дети 11- 16 лет.
Режим занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Обучающиеся будут:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
· чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
· организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
· планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
· видеть красоту движений, выделять и обосновывать этические признаки в движениях и передвижениях человека;
· оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
· управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
· технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Обучающиеся получат возможность:
· овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
· приобрести знания о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
· формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формировать умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
· продуктивного сотрудничества (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач во внеурочной деятельности;
· конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
· овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектом и процессами;
· уметь осуществлять информационную, познавательную деятельность с использованием различных средств связи и коммуникации.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
· планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
· излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
· представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
· измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
· оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
· организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
· бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
· организовывать и проводить занятия физической культурой с целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
· характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
· взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
· в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
· подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
· находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
· выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
· выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных, изменяющихся, вариативных условиях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· формировать представления о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о позитивном влиянии физической культуры на человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
· разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
· привить необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
· овладеть умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
· формировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости);
· обнаружению ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
· взаимодействию со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
· планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организации отдыха, досуга с использованием игры «Лапта»;
· излагать факты истории развития «лапты» и её значение в жизнедеятельности человека, её места в спорте, физической культуре;
· измерению индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела);
· развитию основных физических качеств;
· оказанию посильной помощи и моральной поддержки сверстниками при выполнении учебных заданий, доброжелательному и уважительному отношению при объяснении ошибок и способов их устранения;
· организации и проведению со сверстниками подвижных игр, спортивных эстафет; подготовке соревнований и показательных выступлений на базе изученных элементов , осуществлению объективного судейства своих сверстников;
· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
· видеть красоту движений, выделению и обоснованию эстетических признаков в движениях и передвижениях человека.
Формы организации образовательного процесса
Занятия проводятся в форме: учебно-тренировочные занятия (фронтальные, групповые, поточные). Формы теоретических занятий: беседа, лекция, просмотр соревнований, видеофильмов, круглый стол, наблюдение педагогическое тестирование, участие в спортивных соревнованиях, командных, личных первенствах, участие в районных и зональных соревнованиях.
Формы аттестации:
· соревнование;
· турнир
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- дневники достижений;
- грамоты, дипломы;
- отзывы детей и родителей;
- сайт образовательной организации;
- статья
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- портфолио;
- соревнования, турниры
Информационное обеспечение:
- презентация;
- обучающий фильм;
Материально – техническое и информационное обеспечение
1. Игровая площадка – прямоугольник, имеющий твердую поверхность,
свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину;
2. маты;
3. волейбольная сетка;
4. мячи волейбольные;
5. баскетбольные мячи;
6. насос ручной, иглы;
7. гимнастические скамейки;
8. мячи набивные весом 3 кг и 5 кг;
9. ворота для мини – футбола;
10. футбольные мячи;
11. скакалки;
12. обручи;
13. теннисные мячи (вес до 60 г);
14. биты.
Кадровое обеспечение
Программу ведет учитель физической культуры.
Требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Тематический план учебного курса (1год обучения)
Период обучения |
Наименование разделов |
Количество часов по плану |
Форма контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 триместр |
Комплектование групп. Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
анкетирование |
1.Теоретическая подготовка |
2 |
2 |
|
тестирование |
|
2.Общая физическая подготовка (ОФП): |
|
|
|
наблюдение |
|
2.1 Акробатические упражнения |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
2.2 Легкоатлетические упражнения |
3 |
1 |
2 |
наблюдение |
|
2.3 Подвижные игры |
4 |
1 |
3 |
соревнование |
|
2 триместр |
3.Специальная физическая подготовка (СФП): |
|
|
|
наблюдение |
3.1 Специальные подготовительные физические упражнения |
3 |
1 |
2 |
наблюдение |
|
3.2 Упражнения по овладению техникой игры |
3 |
1 |
2 |
предварительный учет |
|
3.3 Упражнения по формированию тактических приемов игры |
3 |
1 |
2 |
предварительный учет |
|
3.4 Специальные подготовительные игры |
4 |
2 |
2 |
предварительный учет |
|
3 триместр |
4. Техническая и тактическая подготовка (ТТП) |
3 |
1 |
2 |
текущий учет |
5. Контрольные игры и соревнования |
4 |
1 |
3 |
соревнования |
|
6. Итоговое занятие. Контрольные испытания |
2 |
1 |
1 |
турнир |
|
Итого: |
|
34 |
14 |
20 |
|
Тематический план учебного курса (2 год обучения)
Период обучения |
Наименование разделов |
Количество часов по плану |
Форма контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 триместр |
Вводное занятие. Теоретическая подготовка |
1 |
1 |
|
анкетирование |
1.Общая физическая подготовка (ОФП): |
|
|
|
тестирование |
|
1.1 Легкоатлетические упражнения |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
1.2 Акробатические упражнения |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
|
1.3 Подвижные игры |
2 |
1 |
1 |
соревнование |
|
2 триместр |
2.Специальная физическая подготовка (СФП): |
|
|
|
наблюдение |
2.1 Специальные подготовительные физические упражнения |
3 |
1 |
2 |
наблюдение |
|
2.2 Упражнения по овладению техникой игры |
3 |
1 |
2 |
наблюдение |
|
2.3 Упражнения по формированию тактических приемов игры |
3 |
1 |
2 |
предварительный учет |
|
2.4 Специальные подготовительные игры |
2 |
1 |
1 |
предварительный учет |
|
3 триместр |
3.Техническая и тактическая подготовка (ТТП): |
|
|
|
предварительный учет |
3.1 Техника и тактика нападения |
3 |
1 |
2 |
текущий учет |
|
3.2 Техника и тактика защиты |
3 |
1 |
2 |
текущий учет |
|
4. Интегральная подготовка |
4 |
1 |
3 |
наблюдение |
|
5. Контрольные игры и соревнования |
3 |
1 |
2 |
соревнования |
|
6. Итоговое занятие. Контрольные испытания |
3 |
1 |
2 |
турнир |
|
Итого |
|
34 |
13 |
21 |
|
Основное содержание
1 год обучения
Содержание программы структурировано в виде разделов – модулей:
· Комплектование групп. Вводное занятие.
· Теоретическая подготовка.
· Общая физическая подготовка (ОФП).
· Специальная физическая подготовка (СФП).
· Техническая и тактическая подготовка (ТТП).
· Контрольные игры и соревнования.
· Итоговое занятие. Контрольные испытания.
Комплектование групп. Вводное занятие.
Теория:
Комплектование групп; знакомство с детьми. Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
1. Теоретическая подготовка.
Теория:
1. Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Из истории развития русской лапты.
2. Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы, связочный аппарат, сердечно - сосудистая и дыхательная системы человека.
3. Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
4. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
5. Правила игры в русскую лапту. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры. Судейская терминология.
2. Общая физическая подготовка.
Теория:
Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
2.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
2.2. Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
3.3. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое», «Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
3. Специальная физическая подготовка.
Теория:
Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1. Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
3.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
3.3. Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
3.4. Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты, «Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
4. Техническая и тактическая подготовка.
3.1.
Теория:
Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:
– В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
– В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
– В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;
То же на расстоянии 15-20 м;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость. Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»;
– Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
– Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
– То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу;
– Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2 м;
– То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите;
– В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
– Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
– Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
5. Контрольные игры и соревнования.
Теория:
Разъяснение соревновательных условий; определение каждому учащемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация видов подготовки.
Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.
6. Контрольно-переводные испытания.
Теория: Анализ физического развития занимающихся. Учет полученных результатов для индивидуализации подготовки на следующем этапе обучения.
Практика: Сдача контрольно-переводных нормативов.
2 год обучения
Содержание программы структурировано в виде разделов – модулей:
· Вводное занятие. Теоретическая подготовка.
· Общая физическая подготовка (ОФП).
· Специальная физическая подготовка (СФП).
· Техническая и тактическая подготовка (ТТП).
· Техническая и тактическая подготовка (ТТП).
· Контрольные игры и соревнования.
· Итоговое занятие. Контрольные испытания.
Вводное занятие. Теоретическая подготовка.
Теория:
1. Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
2. Правила игры в русскую лапту. Судейская терминология.
3. Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в русскую лапту в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в русскую лапту в спортивном зале и на открытом воздухе. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой площадке.
4. Развитие русской лапты в России.
Практика: Оздоровительная и прикладная направленность русской лапты.
1. Общая физическая подготовка.
Теория:
Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
1.1. Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
1.2. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
1.3. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое», «Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
2. Специальная физическая подготовка.
Теория:
Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
2.1. Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мячами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
2.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
2.3. Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
2.4. Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты, «Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием», «Борьба квартетов»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
3. Техническая подготовка
Теория:
Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1. Техника и тактика нападения.
Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:
– В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении; – В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
– В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;
– то же на расстоянии 15-20 м;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость. Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
– Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
– Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
– То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу; – Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2 м;
– То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
3.2. Техника и тактика защиты.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
– В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
– Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
– Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
4. Интегральная подготовка.
Теория:
Интегральная подготовка, как система тренировочных воздействий, призванная максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки в соревновательной деятельности игроков в лапту.
Практика:
Упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и тактической подготовок; переключения в выполнение технических приемов и тактических действий. Учебные игры (см. Приложение 3).
5. Контрольные игры и соревнования.
Теория:
Анализ игровых ситуаций. Педагогическая поддержка.
Практика:
Участие в школьных и районных соревнованиях, в товарищеских играх.
6. Контрольно-переводные испытания.
Теория:
Анализ результатов. Рекомендации.
Практика:
Сдача контрольно-переводных нормативов.
Методы обучения:
Методы организации учебно – познавательной деятельности.
- Словесные – беседа, диалог, тренинги.
- Наглядные – наблюдение, демонстрация, тестирование.
- Практические - репродуктивные упражнения, обучение двигательным действиям.
- Проблемно – поисковые – решение тактических задач.
- Индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития обучающегося.
- Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности – познавательные и развивающие игры, формирование познавательных интересов, долга, ответственности.
Методы воспитания: беседы, собеседования, воспитание физических качеств, наблюдение, демонстрация, развивающие игры, поощрение, анализ результатов. Выбор форм и методов в каждом случае и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, образовательной целью и многими другими факторами:
- теоретические знания;
- практические знания;
- тактические задания;
- турниры, соревнования.
Формы организации образовательного процесса: фронтальные, групповые, поточные.
Категории обучающихся – основная и подготовительная группа здоровья.
Формы организации образовательного процесса:
спортивные соревнования, спортивные секции, дни здоровья, наблюдения, собеседования, тактические расчеты игр, презентация, беседа, турниры, веселые старты. Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.
Педагогические технологии:
- технология группового обучения,
- технология тактического расчета,
- технология коллективной деятельности,
- игровая технология.
Структура занятия:
- вводная часть,
- теоретическая часть,
- практическая часть.
Дидактический материал
- карточки для самостоятельного проведения разминки
- инструкционные карты
- технологические карты
Список литературы:
1. Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей. Лапта: пособие для учителей физической культуры / В.А. Лепешкин. – М.: Школьная пресса, 2004.
2. Валиахметов P.M. Народная игра лапта / P.M. Валиахметов, Л.Г. Гусев, А.Ю. Костарев, В.И. Щемелинин. – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2003.
3. Бура О.Е., Горбунов В.В. Русская удалая лапта. – М.: Физкультура и спорт, 1961.
4. Валиахметов Р.М. Лапта. Учебное пособие. – Уфа: БГПИ, 1997.
5. Григорьев В.М. Играйте в лапту. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
6. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И. Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. – Уфа: БГПУ, 1996.
7. Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г. Русская лапта: Учебная программа для ДЮСШ. – Уфа: БГПУ, 2000.
8. Пискарев А.Н. Национальные виды спорта. – М.: Советская Россия, 1976
9. Смолин Ю.Н. Лапта. В помощь инструктору и тренеру. – М.: Советская Россия, 1961.
10. Спортивные игры и методика преподавания. Учебник для ИФК: 2-е издание, переработанное/под общ. Рук. Проф. Ю.И. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
11. Щемелинин В.И., Гусев Л.Г. Лапта. Развитие двигательных качеств в игре «лапта». – Уфа: БГПИ, 1994.
12. Русская лапта. Правила соревнований /сост. Щемелинин В.И. изд. переработанное, 2007.
13. Погадаев М.Е., Плотников В.В. Русская лапта: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2009.
14. Электронная энциклопедия спорта Кирилла и Мефодия.
Календарный учебный график
|
Учебное время |
Продолжит. |
Каникулярное время |
Продолжит. |
I |
3 сентября (ПН) – 9 октября (ВТ) |
5 недель 2 дня |
10 октября (СР) – 14 октября (ВС) |
5 дней |
15 октября (ПН) – 20 ноября (ВТ) |
5 недель 2 дня |
21 ноября (СР) – 25 ноября (ВС) |
5 дней |
|
II |
26 ноября (ПН) – 28 декабря (ПТ) |
5 недель |
29 декабря (СБ) – 8 января (ВТ) |
11 дней |
|
9 января (СР) – 19 февраля (ВТ) |
6 недель |
20 февраля (СР) – 24 февраля (ВС) |
5 дней |
III |
25 февраля (ПН) – 9 апреля (ВТ) |
6 недель 1 день |
10 апреля (СР) – 14 апреля (ВС) |
5 дней |
|
15 апреля (ПН) – 30 мая (ЧТ) |
6 недель 2 дня |
|
|
|
|
34 недели 2 дня |
|
31 день |
Календарно - учебный график 1 год обучения
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведе ния занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место прове дения |
Форма контроля |
1. |
09 |
5 |
15.00-15.45 |
Собеседование. |
1 |
Комплектование групп. Техника безопасности на занятиях. |
Спорт. зал. |
анкетирование |
2. |
09 |
12 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. Презентация. |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. История развития русской лапты Ловля и передача мяча на месте и в движении. |
Спорт. зал. |
тестирование |
3. |
09 |
19 |
15.00-15.45 |
Опрос. |
1 |
Правила игры в лапту. Как держать биту. Удар битой по мячу сверху в пределы площадки. Эстафеты на развитие ловкости. Игра «Ловля тройками». |
Спорт. площадка |
|
4. |
09 |
26 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Передача мяча на дальность. Передача мяча на точность. Ловля мяча двумя руками с подбрасывания партнера. Удар сверху битой по мячу в пределы площадки. Эстафеты. Игра «Невод». |
Спорт. площадка |
|
5. |
10 |
3 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Ловля мяча в движении от земли. ОФП с набивными мячами. Эстафеты с элементами русской лапты. |
Спорт. площадка |
|
6. |
10 |
17 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Беговые упражнения Передачи мяча с низу. ОРУ в движении. Осаливание и борьба за мяч. |
Спорт. площадка |
|
7. |
10 |
24 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Смена команд без осаливания. Ловля и передача мяча. Игра в поле «Бьющие игроки». |
Спорт. площадка |
Соревнование |
8. |
10 |
31 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОФП с предметами, с мячами. Осаливание и борьба за город. |
Спорт. площадка |
|
9. |
11 |
07 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие скоростно-силовых способностей. Ловля и передача мяча на дальность. Ловля и передача мяча в цель. |
Спорт. площадка |
|
10. |
11 |
14 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОФП с набивными мячами. Ловля и передача мяча от удара от пола. Передачи мяча на короткие дистанции. |
Спорт. зал. |
|
11. |
11 |
28 |
15.00-15.45 |
Опрос. |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры. Игра в лапту. |
Спорт. зал. |
Предварительный учет |
12. |
12 |
05 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Челночный бег. Игра в нападении. |
Спорт. зал. |
|
13. |
12 |
12 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие скоростных способностей. Игра в защите с осаливанием. |
Спорт. зал. |
|
14. |
12 |
19 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие координационных способностей. Подача мяча в цель. |
Спорт. зал. |
|
15. |
12 |
26 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Упражнения на силу мышц ног. Подача мяча в цель, на дальность. |
Спорт. зал. |
|
16. |
01 |
09 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Упражнения на силу мышц рук. Осаливание и борьба за город. |
Спорт. зал. |
Предварительный учет |
17. |
01 |
16 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. Тренировочная игра. |
1 |
Развитие скоростно-силовых способностей. ОФП с предметами. Игра в лапту. |
Спорт. зал. |
|
18. |
01 |
23 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. Тренировочная игра. |
1 |
Техника безопасности на занятиях. Передача мяча на дальность. Игра в лапту. |
Спорт. зал. |
|
19. |
01 |
30 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Упражнения на силу мышц ног. Пятнашки игра от пола. |
Спорт. зал. |
|
20. |
02 |
06 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Упражнения на силу мышц рук. Двухсторонняя игра, разбор ошибок. |
Спорт. зал. |
|
21. |
02 |
13 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие координационных способностей. Смена команды после осаливания. |
Спорт. зал. |
|
22. |
02 |
27 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие силовых способностей. Передачи мяча в парах, в тройках, защита мяча. |
Спорт. зал. |
|
23. |
03 |
06 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОФП с предметами. Эстафеты с элементами русской лапты. Игра в поле «Бьющие игроки». |
Спорт. зал. |
|
24. |
03 |
13 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Передачи мяча снизу в цель. Подачи мяча снизу в цель. |
Спорт. зал. |
|
25. |
03 |
20 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Подачи мяча с боку в цель. Подачи мяча сверху в цель. |
Спорт. зал. |
|
26. |
03 |
27 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие скоростно-силовых способностей. Эстафеты с теннисными мячами. |
Спорт. зал. |
|
27. |
04 |
03 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. Тренировочная игра. |
1 |
ОФП Развитие силовых способностей. Передачи мяча в парах в цель. Игра в лапту. |
Спорт. зал. |
|
28. |
04 |
17 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие координационных способностей. Беговые упражнения. Игра Пятнашки. |
Спорт. площадка |
Наблюдение |
29. |
04 |
24 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОФП. Эстафеты с элементами русской лапты. |
Спорт. площадка |
|
30. |
05 |
08 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Игра в нападении без подачи. |
Спорт. площадка |
Текущий учет |
31. |
05 |
15 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Работа с битой. Выбрасывание. Игра в защите в доме. |
Спорт. площадка |
Наблюдение |
32. |
05 |
22 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие силовых способностей. Осаливание биты в доме. Игра. |
Спорт. площадка |
Текущий учет |
33. |
05 |
29 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. Тренировочная игра. |
1 |
ОРУ с теннисными мячами. Игра в лапту. |
Спорт. площадка |
Соревнование |
34. |
05 |
30 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. Тренировочная игра. |
1 |
ОФП. Развитие силовых способностей. Игра в лапту. |
Спорт. площадка |
Турнир |
Календарно – учебный график 2 год обучения
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведе ния занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место прове дения |
Форма контроля |
1. |
09 |
5 |
15.00-15.45 |
Опрос. Тестирование. |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. История развития русской лапты. |
Спорт. зал. |
Анкетирование |
2. |
09 |
12 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие скоростных способностей. Ловля и передача мяча на месте и в движении. |
Спорт. площадка |
Наблюдение |
3. |
09 |
19 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие силовых способностей. Передача мяча на месте и в движении. Ловля и передача мяча в парах в движении. |
Спорт. площадка |
|
4. |
09 |
26 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Передача мяча от стенки в движении. Передачи мяча в движении в тройках. |
Спорт. площадка |
|
5. |
10 |
3 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. Тренировочная игра. |
1 |
Развитие скоростно-силовых способностей. Игра в лапту. |
Спорт. площадка |
|
6. |
10 |
17 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОФП с набивными мячами. Эстафеты с элементами русской лапты. |
Спорт. площадка |
|
7. |
10 |
24 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Беговые упражнения. Передачи мяча снизу. |
Спорт. площадка |
Соревнование |
8. |
10 |
31 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ в движение Осаливание и борьба за мяч. Смена команд без осаливания. |
Спорт. площадка |
|
9. |
11 |
07 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Ловля и передача мяча. Игра в поле «Бьющие игроки». |
Спорт. зал. |
|
10. |
11 |
14 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОФП с предметами, с мячами. Осаливание и борьба за город. |
Спорт. зал. |
|
11. |
11 |
28 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие скоростно-силовых способностей. Ловля и передача мяча на дальность. Ловля и передача мяча в цель. |
Спорт. зал. |
Предварительный учет |
12. |
12 |
05 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Ловля и передача мяча от удара от пола. Передачи мяча на короткие дистанции. |
Спорт. зал. |
|
13. |
12 |
12 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. Тренировочная игра. |
1 |
ОФП с набивными мячами. Игра в лапту. |
Спорт. зал. |
Наблюдение |
14. |
12 |
19 |
15.00-15.45 |
Опрос. |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры. |
Спорт. зал. |
|
15. |
12 |
26 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Челночный бег. Игра в нападении. |
Спорт. зал. |
|
16. |
01 |
09 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие скоростных способностей. Игра в защите с осаливанием. |
Спорт. зал. |
Предварительный учет |
17. |
01 |
16 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие координационных способностей. Подача мяча в цель. Подвижная игра «Пятнашки». |
Спорт. зал. |
|
18. |
01 |
23 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Упражнения на силу мышц ног. Подача мяча в цель, на дальность. Подвижная игра. |
Спорт. зал. |
|
19. |
01 |
30 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Упражнения на силу мышц рук. Подача и ловля мяча в парах. Осаливание и борьба за город. |
Спорт. зал. |
|
20. |
02 |
06 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие скоростно-силовых способностей. Подвижная игра «Пятнашки». |
Спорт. зал. |
|
21. |
02 |
13 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОФП с предметами. Игра в лапту. |
Спорт. зал. |
|
22. |
02 |
27 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. Тренировочная игра. |
1 |
Техника безопасности на занятиях. Передача мяча на дальность. Игра в лапту. |
Спорт. зал. |
|
23. |
03 |
06 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Упражнения на силу мышц ног. Игра мячами от пола. |
Спорт. зал. |
|
24. |
03 |
13 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Упражнения на силу мышц рук. Двухсторонняя игра, разбор ошибок. |
Спорт. зал. |
|
25. |
03 |
20 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие координационных способностей. Смена команды после осаливания. |
Спорт. зал. |
|
26. |
03 |
27 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие силовых способностей. Передачи мяча в парах, в тройках, защита мяча. |
Спорт. зал. |
|
27. |
04 |
03 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОФП с предметами. Передачи мяча снизу в цель. Подвижная игра. |
|
|
28. |
04 |
17 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Подачи мяча снизу в цель. Подачи мяча с боку в цель. Игра в нападении без подачи. |
Спорт. площадка |
Наблюдение |
29. |
04 |
24 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОРУ. Подачи мяча сверху в цель. Эстафеты с теннисными мячами. Игра в защите в доме. |
Спорт. площадка |
|
30. |
05 |
08 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие скоростно-силовых способностей. Передачи мяча в парах в цель. |
Спорт. площадка |
Текущий учет |
31. |
05 |
15 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
ОФП Развитие силовых способностей. Работа с битой. Выбрасывание. Игра в лапту. |
Спорт. площадка |
Наблюдение |
32. |
05 |
22 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие координационных способностей. Беговые упражнения. Игра «Пятнашки». |
Спорт. площадка |
Текущий учет |
33. |
05 |
29 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Развитие координационных способностей. Эстафеты с элементами русской лапты. Игра в нападении без подачи. |
Спорт. площадка |
Соревнование |
34. |
05 |
30 |
15.00-15.45 |
Наблюдение. |
1 |
Итоговое занятие. Осаливание биты в доме. Игра в лапту. |
Спорт. площадка |
Турнир |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.