Управление образования МО «Мухоршибирский район»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САГАН-НУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа рассмотрена на МО «_____»________________2021г. Протокол № ____ |
Утверждаю Директор МАОУ «Саган-Нурская СОШ» ___________ Б.А. Ешеев
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Срок реализации: 2 года
Наименование внеурочной деятельности: «Проектный островок».
Направленность: социально-педагогическая деятельность.
Классы: 3-8 классы.
Место проведения: центр образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста».
Уровень общего образования: НОО ФГОС.
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный года.
Количество часов по учебному плану:
3 класс – 35 часов в год, 1 час в неделю;
4 класс – 35 часов в год, 1 час в неделю;
5 класс – 35 часов в год, 1 час в неделю;
8 класс – 35 часов в год, 1 час в неделю.
Рабочую программу
составила:
Закревская О.Ю.
учитель музыки
п. Саган-Нур
2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ПРОЕКТНЫЙ ОСТРОВОК»
Аннотация.
Настоящая рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектный островок» для 3-8 классов составлена на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ 29.12.2014года № 1644, от 31.12.2015 года;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;
4. Плана внеурочной деятельности МАОУ «Саган-Нурская средняя общеобразовательная школа.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся реализовывать собственные интересы, свой творческий потенциал.
Программа кружка предназначена для обучающихся, интересующихся проектно-исследовательской деятельностью.
Содержание программы представлено разделами:
· Удивительное рядом.
· Думай, размышляй, разгадывай.
· Олимпиадные задания.
· Групповые проекты.
· Индивидуальные проекты.
Основные образовательные технологии: проблемное обучение, технология индивидуализации обучения, проектные технологии, групповые технологии, технологии дистанционного обучения, оценки и самооценки.
Формы контроля: текущий, итоговый (в форме создания индивидуального проекта и /или выступления с проектом на конференциях). Лучшие проекты могут участвовать в конкурсах на различных уровнях.
Пояснительная записка. Программа «Проектный островок» имеет общеинтеллектуальную деятельностную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся.
Программа способствует формированию предметных и универсальных способов действий, самоорганизации, саморегуляции, развитию познавательной и эмоциональной сферы личности ребенка.
Программа предусматривает создание учащимися малых и больших проектов, основанных на интересах и потребностях ребят, направленных на вовлечение учащихся в динамичную учебно-познавательную и исследовательскую деятельность, на развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа «Проектный островок» предназначена для обучающихся интересующихся проектно-исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Цель программы: обучить проектно-исследовательской деятельности с использованием офисных программ.
Задачи:
¾ организовать внеурочную деятельность по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное;
¾ развитие практических умений использования офисных программ в учебной деятельности, а именно использование программ для работы с текстом, для обработки числовых данных, для подготовки презентаций выполненных работ, а также для подготовки публикаций в сети;
¾ формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
¾ формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов, долговременные и кратковременные учебно-познавательные и исследовательские работы и т.д.
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); отдельные люди (родители, специалисты, учителя).
Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте.
Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентации. Выбор темы.
На первом этапе, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предлагаются им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.
Занятия разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Каждый ребенок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Связь с предметной деятельностью. Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.
В современной школе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.
Основные принципы программы:
Ø Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Ø Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Ø Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Ø Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Ø Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Ø Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Ø Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.
Описание места кружка в учебно-познавательной работе. Программа кружка рассчитана на 70 часов, 1 час в неделю для обучающихся 3-8классов.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-познавательных, исследовательских и творческих проектов.
Планируемые результаты. В результате работы по программе курса обучающиеся научатся:
· выделять объект исследования;
· разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
· выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
· способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
· источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
· работать в группе;
· пользоваться словарями, энциклопедиями, другими учебными пособиями, Интернет- ресурсами
· вести наблюдения окружающего мира.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
· выступать в группе лидером;
· разрабатывать собственные проекты.
Реализуя программу внеурочной деятельности «Проектный островок» в центре образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста», у обучающихся есть возможность научиться:
1. Обрабатывать текстовую информацию.
Редактирование текста. Проверка орфографии, тезаурус, сортировка данных. Добавление буквицы и подложки. Форматирование шрифта, абзацев. Создание и использование стилей. Создание списков. Вставка объектов: рисунков, автофигур, символов, таблиц, формул. Вставка и редактирование диаграмм. Создание макета. Форматирование разделов, колонок. Использование макросов. Работа со сканированными объектами.
2. Работать в электронных таблицах.
Ввод и редактирование данных (копирование, вставка, перемещение, автозаполнение). Форматирование данных. Стили, колонтитулы. Ссылки (абсолютные, относительные, смешанные) Использование функций. Построение диаграмм. Сводные таблицы и диаграммы.
3. Освоят искусство презентации.
Создание презентаций и оперирование их структурой, рисунки в программе PowerPoint, копирование и перемещение слайдов, диаграммы, мультимедиа: анимации, мультимедиа: звук, видео, оформление презентации, настройка показа презентации, проведение доклада с использованием презентации PowerPoint.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося к концу завершения программы будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Тематическое планирование
№ |
Содержание программы |
Количество часов |
1. |
Удивительное рядом. |
10 |
2. |
Думай, размышляй, разгадывай. |
16 |
3. |
Олимпиадные задания. |
10 |
4. |
Групповые проекты. |
16 |
5. |
Индивидуальные проекты. |
18 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Кол- во час. |
Тема |
Тип занятия |
Форма контроля |
УУД |
1 |
|
2 |
Удивительное рядом. Как возникает интерес. |
Вводный |
Индивидуальный опрос. Текущий контроль |
Регулятивные: формулировать умение работать в группе: умения планировать деятельность. Познавательные: развитие навыков работы с компьютером. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои цели |
2 |
|
2 |
Важно быть любознательным |
Занятие-экскурсия |
Текущий |
|
3 |
|
2 |
Богатство чувств и ощущений |
Урок творчества |
Текущий Устный опрос |
|
4 |
|
2 |
Энциклопедии - источник знаний и роста. Редактирование текста. Проверка орфографии, тезаурус, сортировка данных. |
Повторение |
Текущий |
|
5 |
|
2 |
Интернет. Как найти нужную информацию. |
Систематизация знаний |
Текущий |
Изучение возможностей компьютера. |
6 |
|
2 |
Думай, размышляй, разгадывай. Методы решения поставленных задач. Форматирование шрифта, абзацев. Создание и использование стилей. |
Изучение нового |
Изучение возможностей компьютера. Текстовые документы. Программа для создания презентации. |
Тестовые документы |
7 |
|
2 |
Такая важная логика |
Изучение нового |
Текущий |
|
8 |
|
2 |
Попробуй отгадать. Закономерности. |
Повторение, обобщение |
Устный опрос |
|
9 |
|
2 |
Попробуй отгадать. Шарады. |
Изучение нового |
Текущий |
|
10 |
|
2 |
Составление и разгадывание ребусов. |
Изучение нового |
Текущий |
11 |
|
2 |
Важное воображение. Создание списков |
Практикум |
Текущий |
Проводят сравнение и классификацию по заданным критериям. Поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием литературы в информационном пространстве Интернета |
12 |
|
2 |
Почему он богат и могуч? |
Изучение нового |
Текущий |
|
13 |
|
2 |
Тренируем память |
Практикум |
Текущий |
|
14 |
|
2 |
Олимпиадные задания. Необычные задачи. Вставка объектов: рисунков, автофигур, символов, таблиц, формул |
Контроль |
Промежуточный |
|
15 |
|
2 |
Олимпиадные задания. Творческие задания |
Повторение |
Текущий |
|
16 |
|
2 |
Олимпиадные задания на развитие мышления |
Практикум |
Текущий |
|
17 |
|
2 |
Олимпиадные задания на развитие логики |
Изучение нового |
|
|
18 |
|
2 |
Олимпиадные задания. Почему важно уметь сосредоточиться? |
Систематизация знаний |
Текущий |
|
19 |
|
2 |
Групповые проекты. Ставим цели и задачи. Ссылки. |
Систематизация знаний |
Текущий |
|
20 |
|
2 |
Особенности исследовательских проектов |
Повторение |
Текущий |
21 |
|
2 |
Особенности творческого проекта |
Урок творчества |
Текущий |
Умение приходить к общему решению в совместной деятельности. |
22 |
|
2 |
Реализация группового проекта. Диаграммы. |
Повторение |
Промежуточный |
|
23 |
|
2 |
Опасности глобальной сети. |
Изучение нового |
Промежуточный |
|
24 |
|
2 |
Индивидуальный проект «Мир моих увлечений» |
Систематизация знаний |
Текущий |
|
25 |
|
2 |
Оформление индивидуальных проектов. Создание презентаций и оперирование их структурой |
Урок творчества |
Текущий. Выступления с проектами |
|
26 |
|
2 |
Оформление индивидуальных проектов. Векторные рисунки в программе PowerPoint |
Систематизация знаний |
Текущий |
27 |
|
2 |
Оформление индивидуальных проектов. Оформление презентации |
Систематизация знаний |
Текущий |
Речь – способ регуляции своих действий. Построение монологических высказываний. |
28 |
|
2 |
Индивидуальные проекты на тему о дружбе. Оформление презентации. Копирование и перемещение слайдов |
Систематизация знаний |
Текущий |
|
29 |
|
2 |
Индивидуальные проекты на тему о дружбе. Выступления |
Урок творчества |
Текущий |
Оформление лучших проектов в печатном виде. |
30 |
|
2 |
Самостоятельные проекты. Начало работы. Мультимедийная анимация |
Обобщение знаний |
Устный опрос |
|
31 |
|
3 |
Самостоятельные проекты. Окончание работы. Выступления. Рекомендации по созданию презентации и проведению доклада |
Обобщение знаний |
Текущий |
|
32 |
|
2 |
Групповой проект. Постановка цели и задач. Проведение доклада с использованием презентации PowerPoint. |
Повторение |
Текущий |
Выступления с лучшими проектами на конференции |
33 |
|
2 |
Групповой проект. Распределение ролей. |
Урок творчества |
Текущий |
|
34 |
|
3 |
Групповой проект. Выступление |
Контроль |
Итоговый контроль |
|
ИТОГО: 70 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.