Дополнительная общеразвивающая программа "Природа вокруг нас"
Оценка 4.7

Дополнительная общеразвивающая программа "Природа вокруг нас"

Оценка 4.7
Документация
docx
экология
1 кл—4 кл
25.11.2021
Дополнительная общеразвивающая программа "Природа вокруг нас"
рабочая программа
программа РЛИ 2.docx

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

 

               «Принята»                                                                      «Утверждаю»

          на заседании методическим советом                          Директор С.Б. Тарнуева

          протокол № ___                                                            приказ №______

          от «___»_________20__г.                                             от «___»_________20__г.

.               

 

 

 

Образовательная программа

 дополнительного образования детей

«Природа вокруг нас»

 

    Срок реализации 2 года

                                               Составитель: Рабданова Людмила Ивановна,

                                              педагог дополнительного образования

                                                         I квалификационной категории

 

 

 

 

 

с. Кижинга

   2021 г.

 

 

"Природа вокруг нас"

Пояснительная записка

           

Направленность программы: Эколого-биологическая.

Уровень программы: стартовый

 

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знании, умении и мышления.

            У детей, занимающихся в кружке, формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно – целостностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, желание и умение заботиться о живом.

 Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, сохранение многообразия видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранения здоровья людей. Данная программа выполняет важную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные, экономические отношения и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Экологическая направленность данной программы выражается в формировании экологизирования  мировоззрения, разумных  взаимоотношений человека с социумом и природой

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы фитодизайна, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Направленность программы

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знании, газеты, листовки.

Программа включает в себя 2 блока, 2 ступени - 1 ступень изучение растений, уход и, условия их содержания. Вторая ступень - знания об охране окружающей среды, практические занятия, организация и проведение творческих мероприятий.

Актуальность программы

   Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.

   Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.

Цель  программы

            Формирование экологической и  валеологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.

Задачи программы

1.                  Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;

  1. Развитие экологического мышления у детей.
  2. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
  3. Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
  4. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
  5. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего села  и страны;
  6. Формирование устойчивого интереса  к трудовой  деятельности и  гордости за результаты своего труда.
  7.  Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
  8. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении школы, села.

 

Отличительные особенности программы

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

 

Условия реализации программы

           Программа двухгодичного курса обучения составлена из расчета 144 учебного часа на первый учебный год (по 2 часа в неделю), второй учебный год 216 часов (по 3 часа в неделю).

Таблица режима организации занятий

 

Года

обучения

Продолжительность

занятия

Периодичность

в неделю

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов

в год

1-й

          2  часа

2 раза

2

144

2-й

3  часа

2 раза

6

216

 

Возраст детей

Программа рассчитана на учащихся 8 – 13 лет при двухгодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы –2 года.

Формы  занятий.           

В программе предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;
  • групповые практические и  интегрированные занятия;
  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
  • общешкольные мероприятия по экологии;
  • участие в природоохранных акциях. Беседы, игры, экскурсии, выставки, конкурсы.

 

Ожидаемые результаты

Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии.  Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды,  в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в селе, районе;   любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Дети будут знать названия декоративных растений, будут уметь осуществлять простейший уход за комнатными растениями, осуществлять простейшие операции по посадке, пересадке растений, отображать растения в рисунке, пластилине, в литературных произведениях, создавать картины из сухоцветов. Дети приобретут уверенность в своей способности творить и созидать, приобретут основные навыки работы в группе,  навыки аккуратности и трудолюбия. Результаты могут быть представлены в форме коллективных выставок работ детей, открытых мероприятиях, итоговых занятий, участия в конкурсах, марафонах.

Методическое обеспечение программы

Программа предусматривает различные формы и методы организации образовательного процесса.

  • групповые занятия, комбинированное занятие, лекция, диспут, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях  
  • работа с учебной и художественной литературой;
  • подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
  • работа с использованием компьютерных программ;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалам;
  • практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

Формы подведения итогов реализации программы:

- выставки поделок из природного материала;

- фотовыставки;

- соревнования, КВН; участие в районных, республиканских, всероссийских, конкурсах, акциях;

- учебно-исследовательские конференции;

- экологические викторины;

- защита презентации;

- неделя экологии;

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях и массовых мероприятиях по экологическому воспитанию детей,  создании портофолио.

Формы контроля уровня достижений учащихся.

Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Виды аттестации

  • Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.
  • Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися конкретной темы или блока программы и проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
  • Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.
  • Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.

Формы проведения аттестации

Для текущего и тематического контроля уровня достижений учащихся использованы такие способы, как:

·         наблюдение активности на занятии;

·         беседа с учащимися, родителями;

·         экспертные оценки педагогов по другим предметам;

·         анализ творческих работ.

·         анкетирование, тестирование.

Формы проведения промежуточной аттестации: защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр,  собеседование,  игра.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса  используется:

  • специальная зачетная работа (тест),
  • портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ  и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).

Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др.

Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников оцениваются таким образом, чтобы можно было определить:
–  насколько были достигнуты, прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;
–  полноту выполнения образовательной программы

Критерии оценки результатов аттестации.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора.
Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям: свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ, развитость специальных способностей.
Критерии уровня развития и воспитанности: культура организации практической деятельностью, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.

 

Учебно-тематический план 

Первый год обучения

№ темы

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу

2

2

 

 

2.

Целебное  лукошко-познавательная игра о лекарственных растениях

2

2

 

Наблюдение активности на занятии.

3.

Праздник Золотая осень

2

 

2

Беседа с уч-ся, родителями.

4.

«Путешествие по лесной тропе» - экологическая викторина

2

2

 

Викторина

5.

Целительная природа

4

2

2

Наблюдение активности на занятии.

6.

Вот и осень пришла. О сезонных изменениях осенью.

2

2

 

Наблюдение активности на занятии.

7.

Лекарственные травы. Экскурсия в аптеку

4

2

2

Наблюдение активности на занятии.

8.

Витаминная азбука

6

2

4

тестирование

9

 

Целебные свойства цветов

6

2

4

Наблюдение активности на занятии.

10

 

Знакомство с комнатными цветами

6

2

4

Наблюдение активности на занятии.

11

 

Цветы в доме

6

2

4

Анализ творческих работ.

12

 

Правила ухода за растениями

6

2

4

Наблюдение активности на занятии.

13

 

Защита растений

4

2

2

Наблюдение активности на занятии.

14

 

Размножение растений

6

2

4

Наблюдение активности на занятии.

15

 

Пересадка растений

6

2

4

Наблюдение активности на занятии.

16

 

Икебана

10

4

6

Анализ творческих работ.

17

 

Флористическая выставка

2

 

2

Анализ творческих работ.

18

 

Викторина – загадки богини Флоры

2

2

 

Викторина.

19

 

Растения и ткани

12

2

10

Анализ творческих работ.

20

Экологическая игра «Счастливый случай»

2

2

 

Игра.

21

 

Отображение растений в рисунке

6

2

2

Анализ творческих работ.

22

 

Отображение растений в пластилине

6

2

4

Анализ творческих работ.

23

 

«Отчего я пишу про лес»- познавательная игра по творчеству В.В.Бианки.

2

2

 

Наблюдение активности на занятии.

24

 

«В лес по загадки»- игра - викторина по произведениям  Н. Сладкова

2

2

 

Наблюдение активности на занятии.

25

 

Ребятам о зверятах – беседа по творчеству Е.Чарушина

2

2

 

Наблюдение активности на занятии.

26

 

Флористическое оформление праздников. Пасха.

14

2

12

Анализ творческих работ.

27

 

Природные стихи «Ее величество вода», «Воздух- невидимка» ,« Где живет вода» «Снежные причуды»

8

 

8

Экспертные оценки педагогов по другим предметам.

28

 

Выставка картин, флористических рисунков, поделок.

10

 

10

Презентация творческих работ

29

Итоговое занятие

2

2

 

Портфолио уч-ся, рефлексия.

 

Всего часов:

144ч

54

90

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-го года обучения (144 ч.)

 

Тема 1.  Вводное занятие.  (2ч)

      Ознакомление c планом работы кружка, массовыми мероприятиями, в которых

будут участвовать кружковцы. Единство требований (правила техники безопасности).

Анкета «Визитная карточка». Тест.

Тема 2 Целебное лукошко.(2ч).  Познавательная игра о лекарственных растениях.

Тема 3 Экскурсия в природу для сбора природного  материала. (2ч) Праздник «Золотая осень».

Тема 4. Путешествие по лесной тропе- экологическая викторина. Загадки лесовичка о лекарственных растениях.  (2ч)

Тема5 Целительная природа (4ч)

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения.

Практическое занятие. Работа с гербарием.

Тема 6.Вот и осень пришла.(2ч) Беседа о сезонных изменениях осенью.

Тема 7 Лекарственные травы(4ч). Беседа. Лекарственные растения Бурятии. Лекарства с клумбы. Экскурсия в аптеку.

Тема 8. Витаминная азбука(6ч). История открытия витаминов. Значение витаминов для здоровья.

Практическое занятие. Тест «Мы и наше здоровье». Правила сохранения витаминов в продуктах.

Практическое занятие.  Приготовление настоя «Витаминный». Свекольный сок.

Тема 9. Целебные свойства цветов(6ч). Беседа. Растения- санитары.

Практическое занятие. Целебная аптека (каланхоэ). Лечебные свойства алоэ.

Практическое занятие. Золотой ус - чудесный доктор. Растительная косметика.

Тема 10. Знакомство с комнатными цветами(6ч) Беседа. Значение цветов в жизни человека.

Практическое занятие. Праздник цветов. Искусство дарить цветы.

Практическое занятие. Язык цветов. Цветочный гороскоп.

Тема 11. Цветы в доме(6ч) Виды комнатных растений. Основные органы растений.

Практическое занятие. Интегрированное  «Эти чудесные цветы»

Практическое занятие  Цветы из квилинга.

Тема 12. Правила  ухода за растениями, цветами(6ч). Световые условия. Тепловой режим.

Практическое занятие. Правильный полив. Удаление пыли с листьев.

Практическое занятие. Работа с таблицами. Знакомство с удобрениями для комнатных растений.

Тема 13. Защита растений(4). Заболевания растений и методы борьбы. Виды вредителей.

Практическое занятие. Обработка растений от тли. Работа с таблицами.

Тема 14. Размножение растений(6ч). Основные способы размножения растений. Размножение стеблевыми черенками.

Практическое занятие. Размножение отпрысками. Размножение корневищами.

Практическое занятие. Размножение листовыми черенками. Размножение луковицами и клубнями.

Тема 15. Пересадка растений(6ч). Обработка горшков, вазонов. Земельные смеси.

Практическое занятие. Полная  пересадка. Частичная пересадка.

Практическое занятие. Перевалка растений.

Тема 16.  Искусство Икебаны (12ч) Художественно - композиционные принципы аранжировки цветов. Первые шаги в икебане. Варианты композиций

Практическое занятие. Настольная  композиция со свечой.

Практическое занятие.  Плавающая композиция.

Практическое занятие. Композиция с использованием флористического материала. Контрольная. Учащийся самостоятельно подбирает сосуд, форму, рисует эскиз и ставит композицию.

Тема 17. Флористическая выставка (2ч)

 Тема 18. Викторина «Загадки богини Флоры» (2ч)

Тема 19. Растения и ткани (12ч). Беседа. Презентация «Виды батика». Цветы из ткани. Материалы для изготовления. Инструменты и приспособления.

Практическое занятие. Подготовка ткани. Нанесение рисунка.

Практическое занятие. Рукотворная работа «Ромашка».

Практическое занятие.  Рукотворная работа. Изготовление цветов, имитирующие натуральные.

Практическое занятие.  Рукотворная работа. Роза открытая. Выполнение в материале

Контрольная. Самостоятельное изготовление цветка по выбору учащегося.

Тема 20. Экологическая игра «Счастливый случай» (2ч)

Тема 21. Отображение растений в рисунке(6ч). Азбука хохломской росписи. Составление цветочного узора.

Практическое занятие. Жостовская роспись. Роспись подноса.

Практическое занятие. Цветочный декор в бурятском орнаменте.

Тема 22. . Отображение растений в пластилине(6ч). Беседа. Удивительный мир пластилина.

Практическое занятие. Цветочная страна, цветы из гипса.

 Практическое занятие. Цветочная картина из пластилина.

Тема 23 «Отчего я пишу про лес»- познавательная игра по творчеству В.В.Бианки(2ч).

Тема 24. «В лес по загадки» игра-викторина по произведениям Н.Сладкова(2ч)

Тема 25. Ребятам о зверятах- беседа по творчеству Е. Чарушина(2ч).  

Тема 26. Флористическое оформление праздников Пасха (14ч) Традиции и обычаи (основы православной культуры). Атрибуты пасхальной флористики. Примеры пасхальных аранжировок.

Практические занятия.

1.      Пасхальные яйца. Писанки. Выполнение в материале.(2ч)

2.      Пасхальные яйца. Крашенки. Выполнение в материале. (2ч)

3.      Флористические фигурки зверей и птиц. Выполнение в материале. (4ч)

4.      Пасхальная композиция венок - гнездо. Выполнение в материале. (2ч)

Тема 27. Природные стихии «Ее величество вода», «Воздух-невидимка», «Где живет вода», «Снежные причуды» (8ч). Практические занятия, опыты.

Тема 28 Выставка картин, флористических рисунков, поделок (10ч)

Практические занятия.

1.      Подбор материала. Поделки из природного материала. (2ч)

2.      Флористические открытки ручной работы. Большие и малые. Выполнение в материале. (4ч)

3.      . Творческие работы учащихся.(4ч)

Тема 29. Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Задание на лето по сбору природного материала.

 

 

 

Учебно-тематический план

Второй год обучения (216 ч.)

Тема занятий

Количество часов

 

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

 

Сентябрь

 

1

Экостарт. Экология: цели, задачи и проблемы. Введение в программу

3

3

 

собеседование

 

2

 Беседа с учащимися 6 класса по теме: «Возрастные особенности, специфика общения и работы с учащимися начальной школы»

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

3

Всемирный день без автомобилей. Интегрированное занятие «ЮИД»

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

Экспертные оценки другого педагога

 

4

Работа с календарем экологических дат.

3

3

 

собеседование

 

5

Экскурсия в лес.  Всемирный день туризма

3

 

3

Беседа с уч-ся, родителями.

 

6

Акция  «Чистый берег»

3

 

3

участие в районной акции

Чистый берег»

 

7

Организация и проведение в начальной школе конкурса «Уголок природы».

3

 

3

Экспертные оценки других педагогов

 

8

День работников леса. Праздник древонасаждений .

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

9

1 октября «Международный день улыбки»

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

10

Всемирная акция. Очистим планету от мусора.

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

11

Фотоконкурс «Наше  село крупным планом»

3

 

3

Фотовыставка

 

12

Подготовка посадочного материала  к проведению акции «Озеленение кабинетов»

 

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

13

Проведение акции «Озеленение кабинетов»

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

14

День детского здоровья в ЦДТ

3

 

3

Экспертные оценки других педагогов

 

15

День защиты животных

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

16

Всемирный вегетарианский день

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

17

 

Подготовка отчета о проделанной работе в октябре месяце и его оформление.

3

3

 

собеседование

 

18

Основные принципы охраны окружающей среды.

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

19

Синичкин день.  День встречи зимующих птиц

3

 

3

игра

 

20

Кинолекторий для учащихся начальной школы.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

21

Работа в  библиотеке.  «Книги о природе»

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

22

Всемирный день домашних животных

3

 

3

Игра КВН

 

23

Съемка видеосюжета «Экология и жизнь»

3

 

3

Анализ творческих работ

 

24

Подбор информации и помощь в обновлении материала 
«Уголков природы» в начальной школе.

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

25

 

Оформление отчета о проделанной работе в ноябре месяце.

3

3

 

Собеседование

 

26

Подбор природного материала для изготовления поделок к Новому году.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

27

Изготовление сувениров из природного материала к Новому году. Поздравление педагогов.

3

 

3

Анализ творческих работ

 

28

Кинолекторий. Календарь экологических дат.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

29

Человек - часть живой природы.

3

3

 

тест

 

30

Международный день добровольного волонтерства.

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

31

Международный день биологического разнообразия.

3

3`

 

Наблюдение активности на занятии

 

32

Подготовка к проведению акции «Покорми птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц.

3

3

3

Наблюдение активности на занятии

 

 

Январь

 

 

 

 

 

33

Оформление отчета о работе в декабре месяце.

3

 

3

Собеседование

 

34

Проведение акции «Покорми птиц зимой»

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

35

Изготовление наглядных пособий из природного материала для занятий.

3

 

3

Анализ творческих работ

 

36

День заповедников и национальных парков.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

37

Кинолекторий для начальной школы «Календарь экологических дат»

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

38

Викторина в форме устного журнала «Юные экологи»

3

 

3

Викторина

 

39

Внимание, акция! Составление и оформление листовок «Экология в опасности»

3

 

3

Акция

 

40

Проблема мусора в твоем доме и доме природы. Есть проблема - ищем решение..

3

 

3

Тестирование

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

41

  Интеллектуальный марафон «Пернатые друзья»

3

 

3

Игра марафон

 

42

Всемирный день защиты морских млекопитающих.

3

 

3

Участие в районном конкурсе.

 

43

Основные принципы экомониторинга.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

44

Всемирный день водно-болотных угодий.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

45

Викторина «Морские обитатели»

3

 

3

Викторина

 

46

Подбор природного материала для изготовления поделок.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

47

Изготовление сувениров из природного материала.

3

 

3

Анализ творческих работ

 

48

Экскурсия в музей Природы.

3

 

3

Экскурсия

 

 

Март

 

 

 

 

 

49

Игровое занятие «Счастливый случай»

3

 

3

Игра

 

50

Кинолекторий «Календарь экологических дат»

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

51

День кошек.

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

52

Разнообразие растений вокруг нас.

3

 

3

тест

 

53

Мониторинг состояния окружающих  улиц.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

54

День Земли

3

 

3

Праздник, участие в районном конкурсе.

 

55

Разработка «Экологической тропы».

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

56

Международный день леса.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

57

Практикум. День экологических знаний.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

58

Связь с районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

59

День птиц

3

 

3

Игра КВН

 

60

Весенняя неделя добра.

3

 

3

Участие вакции.

 

61

День экологических знаний.

3

 

3

викторина

 

62

Проведение акции «Озеленение ЦДТ »

3

3

3

Наблюдение активности на занятии

 

63

День подснежника.

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

64

Всемирный день Земли.

3

 

3

конкурс

 

 

Май

 

 

 

 

 

65

Оформление отчета о работе в апреле месяце.

3

 

3

Собеседование

 

66

Спортивная эстафета «Природа вокруг нас».

3

 

3

Эстафета

 

67

Кинолекторий «Календарь экологических дат».

3

3

 

Наблюдение активности на занятии

 

68

Всероссийский день посадки леса.

3

 

3

Участие в акции.

 

69

Методы изучения видимой флоры и фауны.

3

 

3

Наблюдение активности на занятии

 

70

Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов.

3

 

3

Экскурсия

 

71

Подведение итогов работы учащихся. Награждение.

3

 

3

Портфолио уч-ся рефлексия

 

72

Оформление и сдача отчета о проделанной работе.

3

 

3

Анализ

 

 

Всего часов:

216 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-го года обучения (216 ч.)

1.      Природа вокруг нас.

     В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от учреждения и   изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме – создание  уголков природы, создание и обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру природы. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.

2.      Экология – наука о нашем доме.

В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии  села. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.

3.      Человек и природа.

Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. День птиц – время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в зеленые массивы города в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья. Проводятся викторины и конкурсы. На природных территориях  села устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах.

4.      Экомониторинг.

Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы  села  получить информацию о состоянии природных территорий района. Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов.

5.      Охранять и защищать.

Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милицией.

6.      Театр экологических знаний.

Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.

7.      Календарь экологических дат.

Занятия по данной теме помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данная тема познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.

8.      Экология и жизнь.

Это занятия - практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых для окружающей среды очень важны. Учащиеся познакомятся с целым рядом профессий, которые стоят на страже охраны и преобразования природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога.

1.      А.Н. Денисова  «Экологическое образование и экология» Улан-Удэ 2003 г.

2.      Н.Г. Елаева. Э.Н.Елаев. «Экологические экскурсии в природу» Улан-Удэ 2007 г.

3.      Л.А. Кустова. Вредители и болезни овощных культур. Улан-Удэ 2003 г

4.      Журнал «Приусадебное хозяйство» 2005 г. № 1-6

5.      Подписка газет «Сад, огород» 2006 г № 1-11

6.      Подписка газет «Домашний круг» 2009 г № 1-8

7.      Бабин Д.Н «Мир комнатных растений»

8.      Воронцов В.В «Уход за комнатными растениями» Москва, ЗАО «Фитон+»,2002.

9.      Зверев А.Т «Экологические игры» Москва 1993г

10.  Тавлинова Г.К «Цветы в комнате и на балконе». Ленинград.  Агропромиздат.

11.   Николаенко Н.П  Композиция из цветов. Икебана».

Список литературы для детей и родителей:

1.      Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе, М: Дет. Лит., 1988 – 143 с.

2.      Александров В.А. Живая вода. – М: Мысль, 1982 – 126с.

3.      Агесс П. Ключи к экологии. – Л., 1982.

4.      Астанин А.П., Благосклонов К.Н. Охрана природы. – 2 – е издание , 1974. – 255с.

5.      Арманд – Ткаченко Г.В. Календарь по охране природы: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1964. – 132 с.

6.      Артамонов В. И. растения и чистота природной среды – М.: Наука. 1986, — 172 с – ( Серия «Человек и окружающая среда»).

7.      Муранов А.П. В мире необычных и грозных явлений природы. Пособия для учащихся. М.: Просвещение, 1974444 – 176с.

8.      Муранов А.П. Волшебный и грозный мир природы. Пособия для учащихся. М.: Просвещение, 1974 – 143с.

9.      Романов Н.е. Целебные силы природы. – М.: Знание, 1969. – 64с.

10.  Турманина В.И. Растения рассказывают. – М.: Мысль, 1997. – 156с.

11.  Бендер Лайонел. Гамлин Линда. Энциклопедия живой природы. Москва, «Махаон»,2005г.

12.  Красная книга Бурятской АССР. Улан-Удэ .Бурятское издательство.


 

13.  Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа включает в себя 2 блока, 2 ступени - 1 ступень изучение растений, уход и, условия их содержания

Программа включает в себя 2 блока, 2 ступени - 1 ступень изучение растений, уход и, условия их содержания

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности

Дети приобретут уверенность в своей способности творить и созидать, приобретут основные навыки работы в группе, навыки аккуратности и трудолюбия

Дети приобретут уверенность в своей способности творить и созидать, приобретут основные навыки работы в группе, навыки аккуратности и трудолюбия

Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях

Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

Растения и ткани 12 2 10

Растения и ткани 12 2 10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения (144 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения (144 ч

Практическое занятие Цветы из квилинга

Практическое занятие Цветы из квилинга

Тема 20. Экологическая игра «Счастливый случай» (2ч)

Тема 20. Экологическая игра «Счастливый случай» (2ч)

Учебно-тематический план Второй год обучения (216 ч

Учебно-тематический план Второй год обучения (216 ч

Проведение акции «Озеленение кабинетов» 3 3

Проведение акции «Озеленение кабинетов» 3 3

Международный день добровольного волонтерства

Международный день добровольного волонтерства

Подбор природного материала для изготовления поделок

Подбор природного материала для изготовления поделок

Спортивная эстафета «Природа вокруг нас»

Спортивная эстафета «Природа вокруг нас»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения (216 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения (216 ч

Театр экологических знаний.

Театр экологических знаний.

Список литературы для педагога

Список литературы для педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.