Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУДО ДЭБЦ
г. Черемхово Матвеева В.В. ________
Приказ № ___ от _ сентября 201_ года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа тайн и открытий»
г. Черемхово, 2019
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………. 3
2. Учебный план программы……………………………………………………. 5
3.Учебно – тематический план программы ………………………………........ 6
4.Содержание программы……………………………………………………… 13
5.Календарный учебный график…………………………......………………... 17
Пояснительная записка
Программа «Школа тайн и открытий» имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на обучающихся 7-13 лет. Срок реализации один год.
Программа знакомит детей с окружающим миром. Занятия в объединении направлены на формирование у школьников поисково-познавательной, исследовательской деятельности, которая позволяет не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дает возможность им через эксперимент «примерить» на себя новые роли: лаборанта, исследователя. Обучающиеся изучают свойства различных веществ, совершают открытия. Многие природные явления благодаря опытам станут более понятными и привлекательными. Каждый эксперимент – это ответ на вопрос из мира детства: «Как растения пьют воду?», «Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в природе?» и др. Изучение природы учит детей наблюдать, предполагать, работать в команде, формировать собственное мнение, делать выводы и умозаключения, доказывать свою точку зрения.
Цель программы: повышение уровня естественно-научной компетенции обучающихся на основе экспериментально-опытного подхода.
Задачи:
Образовательные задачи:
- расширять знания об основных физических свойствах веществ и явлениях природы;
- формировать навыки проведения экспериментально-опытной деятельности;
- научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи, делать выводы из проведенных опытов и экспериментов.
Развивающие задачи:
- развивать воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать интерес к экспериментально-опытной деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство личной ответственности, чувство партнёрства со сверстниками для достижения единой цели.
Планируемые результаты:
Должны знать:
- правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
- основные биологические, экологические понятия;
- физические свойства веществ и явления природы.
Должны уметь:
- применять на практике изученный теоретический материал при проведении опытов и экспериментов;
- пользоваться оборудованием для проведения опытов и экспериментов;
- проводить наблюдения за окружающей природой;
- планировать и проводить экспериментально-опытную деятельность.
Учебный план программы
№ раз дела |
Наименование разделов |
теория |
практика |
итого |
Форма аттестации |
1 |
Введение |
3 |
1 |
4 |
- |
2 |
Явления природы |
8 |
10 |
18 |
- |
3 |
Мусор на пользу |
9 |
17 |
26 |
- |
4 |
Мир неживой природы |
9 |
7 |
16 |
- |
5 |
Тайны зимы |
5 |
9 |
14 |
- |
6 |
Нескучная биология |
16 |
10 |
26 |
- |
7 |
Живой мир |
11 |
3 |
14 |
- |
8 |
Экологическая страница |
5 |
3 |
8 |
- |
9 |
Планета насекомых |
13 |
3 |
16 |
- |
|
|
|
|
2 |
Тестирование |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Форма промежуточной аттестации |
|||||||||||||
теория |
часы |
практика |
часы |
||||||||||||
1.Введение 4ч. (3т, 1п) Сентябрь |
|||||||||||||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
Экскурсия в природу «В гости к осени» |
1 |
|
||||||||||
2 |
Учебный календарь |
2 |
|
||||||||||||
2. Явления природы 18ч. (8т, 10п) |
|||||||||||||||
3 |
Природные явления |
2 |
|
||||||||||||
4 |
Ветер |
1 |
Опыты «Измерение скорости ветра», «Ветер в пустыне» |
1 |
|
||||||||||
5 |
Тайны мыльных пузырей
|
1 |
Практическая работа «Конструирование устройств для пускания мыльных пузырей».
|
1 |
|
||||||||||
6 |
Флюгер
|
1 |
Практическая работа «Конструируем флюгер»
|
1 |
|
||||||||||
Октябрь |
|||||||||||||||
7 |
|
|
Практическая работа «Конструирование ветроуказателя» |
2 |
|
||||||||||
8 |
Листопад |
1 |
Практикум «Определение деревьев по листьям»
|
1 |
|
||||||||||
9 |
Дождь |
1 |
Опыт «Дождевое облако» |
1 |
|
||||||||||
10 |
Краски радуги |
1
|
Опыт «Радуга» |
1 |
|
||||||||||
11 |
Опасные природные явления |
1 |
Опыты «Торнадо» «Извержение вулкана»
|
1 |
|
||||||||||
3. Мусор на пользу. Творческая мастерская 26ч. (9т, 17п) |
|||||||||||||||
12 |
Мусор земле не к лицу |
2 |
|
||||||||||||
13 |
Изготовление листовок «Мусору нет! Начни с себя!» Распространение |
2 |
|
||||||||||||
14 |
Необычный взгляд на обычный мусор |
1 |
Вторичное применение мусора |
1 |
|
||||||||||
15- 16 |
|
|
Изготовление предметов декора из полиэтилена |
4 |
|
||||||||||
Ноябрь |
|||||||||||||||
17 |
Вторая жизнь полиэтилена |
1
|
Изготовление украшений из полиэтиленовых пакетов
|
1
|
|
||||||||||
18 |
Сортировка мусора |
2 |
|
|
|
||||||||||
19 |
Влияние мусора на здоровье человека
|
2 |
|
|
|
||||||||||
20-23 |
Вторичное применение пластика |
1 |
Изготовление предметов декора из пластика
|
7 |
|
||||||||||
24 |
|
|
Выставка поделок «Нужное из ненужного» |
2 |
|
||||||||||
4. Мир неживой природы 16ч. (9т, 7п) Декабрь |
|||||||||||||||
25 |
Условия жизни на планете Земля |
2 |
|
|
|
||||||||||
26 |
Воздух
|
1 |
Опыты «Составные части и свойства воздуха» |
1 |
|
||||||||||
27 |
Вода в жизни человека
|
1 |
Опыты «Свойства воды», «Кипение холодной воды» |
1 |
|
||||||||||
28 |
Движение воды |
1 |
Опыт «Способы передвижения воды» |
1 |
|
||||||||||
29 |
Пресные и соленые воды |
1 |
Опыт «Тонет, не тонет» |
1 |
|
||||||||||
30 |
Солнце – источник света и тепла
|
2 |
Опыты «Солнце и земля»
|
|
|
||||||||||
31-32 |
Солнечная система
|
1 |
Изготовление макета солнечной системы
|
3 |
|
||||||||||
5. Тайны зимы 14ч. (5т, 9п) Январь |
|||||||||||||||
33 |
Термометр |
1 |
Изготовление модели термометра |
1 |
|
||||||||||
34 |
Снег. Свойства снега |
1 |
Эксперимент «Искусственный снег» Научный фокус «Снежные цветы» |
1 |
|
||||||||||
35 |
Лед. Свойства льда |
1 |
Эксперименты со льдом
|
1 |
|
||||||||||
36 |
Практикум «Анализ состояния снежного покрова» |
2 |
|
||||||||||||
37 |
Этот удивительный иней |
1 |
Эксперимент «Образование инея» |
1 |
|
||||||||||
38 |
Эксперимент «Узоры на окне» |
2 |
|
||||||||||||
39 |
Свойства соли |
1 |
Эксперимент «Снег и соль»
|
1 |
|
||||||||||
6. Нескучная биология 26ч. (16т, 10п) Февраль |
|||||||||||||||
40 |
«Осторожно, микроб!» |
1 |
Опыт-имитация «Путешествие микроба» |
1 |
|
||||||||||
41 |
Вредные и полезные микробы
|
2 |
|
||||||||||||
42 |
Качество воды и здоровье человека |
1 |
Практическая работа «Оценка качества питьевой воды» |
1 |
|
||||||||||
43 |
Плесень. Образование плесени
|
1 |
Практическая работа «Плесень под микроскопом»
|
1 |
|
||||||||||
44 |
Царство грибов |
2 |
|
|
|
||||||||||
45 |
Значение солнечного света для растений
|
1 |
Эксперимент «Лабиринт для картошки или в погоне за светом» (начало)
|
1 |
|
||||||||||
46 |
Выращивание растений |
1 |
Эксперимент «Проращивание фасоли» (начало)
|
1 |
|
||||||||||
|
|||||||||||||||
47 |
Строение растений
|
1 |
Практическая работа «Изучение внешнего строения растений» |
1 |
|
||||||||||
Март |
|||||||||||||||
48 |
Удивительные свойства листа
|
1 |
Опыт «Дыхание растений» |
1 |
|
||||||||||
49 |
Жизненный цикл растений
|
1 |
Практическая работа «Определение возраста деревьев по спилам» |
1 |
|
||||||||||
50 |
Плоды и семена растений
|
1 |
Наблюдение за результатами эксперимента над фасолью и картофелем |
1 |
|
||||||||||
51 |
Почва. Свойства почвы
|
1 |
Практическая работа «Исследование свойств почвы»
|
1 |
|
||||||||||
52 |
Необычные растения
|
2 |
|
||||||||||||
7. Живой мир 14ч. (11т, 3п) |
|||||||||||||||
53 |
Эти удивительные животные |
2 |
|
||||||||||||
54 |
Гиганты прошлого |
2 |
|
||||||||||||
55 |
|
|
Наблюдение за животными из живого уголка ДЭБЦ
|
2 |
|
||||||||||
56 |
Общение в мире
животных |
2 |
|
|
|
||||||||||
Апрель |
|||||||||||||||
57 |
Мимикрия
|
2 |
|
|
|
||||||||||
58 |
Наши пернатые друзья |
1 |
Опыт «Плавающее перо» |
1 |
|
||||||||||
59 |
Красная книга Иркутской области |
2 |
|
||||||||||||
8. Экологическая страница 8ч. (5т, 3п) |
|||||||||||||||
60 |
Человек и природа
|
2 |
|
|
|
||||||||||
61 |
Экологические проблемы |
2 |
|
|
|
||||||||||
62-63 |
Лес и его охрана |
1 |
Изготовление и распространение листовок «Берегите лес от пожара» |
3 |
|
||||||||||
9. Планета насекомых 16ч. (13т, 3п) |
|||||||||||||||
64 |
Насекомые
|
2 |
|
||||||||||||
65 |
Строение насекомых
|
2 |
|
||||||||||||
Май |
|||||||||||||||
66 |
Фазы развития насекомых
|
2 |
|
|
|
||||||||||
67 |
Интересные факты о насекомых |
2 |
|
|
|
||||||||||
68 |
Дождевой червь
|
1 |
Опыт «Рыхление»
|
1 |
|
||||||||||
69 |
Клещ – опасность и защита |
2 |
|
|
|
||||||||||
70 |
|
|
Завершение эксперимента «Разложение отходов» - длительный эксперимент |
2 |
|
||||||||||
71 |
Игра «Что? Где? Когда?»
|
2 |
|
|
|||||||||||
72 |
|
|
Тестирование |
2 |
Тестирование |
||||||||||
|
Всего: 144 |
79 |
|
65 |
|
||||||||||
Содержание программы
1. Введение 4ч. (3т, 1п)
Теория: Знакомство с содержанием работы объединения.
Учебный календарь. Журнал исследователя. Погода и ее составляющие. Логотипы погоды. Изготовление учебного календаря. Индивидуальная работа по заполнению рабочего листа.
Практика: Наблюдение за сезонными изменениями в природе
2.Явления природы 18ч. (8т, 10п)
Теория: Сезонные явления природы.
Роль ветра в природе и жизни человека.
Как можно увидеть ветер? Логотипы силы ветра.
Заполнение рабочего листа «Логотипы силы ветра».
Познавательные рассказы о ветре Л.Н.Толстого. Логическая задача о ветре.
Почему двигаются мыльные пузыри? Выдвижение гипотез и их проверка.
Назначение флюгера. Презентация «Разновидности флюгера».
Значение листопада. Видеоролик «Листопад». Д/У «Найди пару».
Разновидности дождя. Просмотр видео фильма «Почему идет дождь?»
Опасные природные явления.
Видео фильмы: «Самые загадочные явления», «Разрушительная сила».
Практика: Опыты «Измерение скорости ветра», «Ветер в пустыне».
Конструирование устройств для пускания мыльных пузырей. Испытание на улице.
Конструирование ветроуказателя. Тестирование ветроуказателя на улице.
Конструируем флюгер. Тестирование флюгера на улице.
Практикум «Определение деревьев по листьям».
Проведение опытов: «Дождевое облако», «Радуга», «Торнадо»,
«Извержение вулкана».
3. Мусор на пользу. Творческая мастерская 26ч. (9т, 17п)
Теория: Мусор земле не к лицу. Игра-викторина «Враг природы-мусор» Просмотр экологических мультфильмов.
Необычный взгляд на обычный мусор. Пропаганда экологических идей. «Письмо от имени животного жителям планеты Земля».
История создания полиэтиленовых пакетов. Безопасность и утилизация пакетов.
Сортировка мусора. Виды твердых отходов. Виды и способы утилизации. Маркировка мусора. Д\И «Сортируем мусор правильно».
Влияние мусора на здоровье человека
Рассказа «Загадка на краю леса».
Видео фильм «Улыбка природы».
Вторичное применение использованных пластиковых бутылок.
Практика: Длительный эксперимент «Разложение отходов».
Работа в группах: наполнение контейнеров бытовыми отходами, заполнение рабочего листа «Разложение. Старт», закапывание контейнеров в землю до весны.
Предметы декора из полиэтиленовых
пакетов. Предметы декора из пластиковых бутылок. Выставка поделок «Нужное из ненужного».
4. Мир неживой природы 16ч. (9т, 7п)
Теория: Условия жизни на планете Земля (воздух, вода, свет, тепло). Презентация «Что нужно человеку для жизни?»
Воздух. Воздушное покрывало земли.
Воздух и погода. Сжимание воздуха. Вес воздуха.
Вода в жизни человека. Презентация «Волшебство воды». Движение воды. Схема системы водоснабжения. Пресные и соленые воды. Презентация «Где живет вода?»
Солнце – источник света и тепла. Значение солнца в жизни человека.
Игра «Дары солнца».
Солнечная система. Чем планеты отличаются от звезд? Тайны звездного неба. Зачем спутники летают вокруг земли?
Тексты для обсуждения в группах.
Видеофильм «Звездное небо».
Практика: Опыты «Составные части воздуха»:
«Дуновение», «Пузырьки», «Опыт с воронкой», «Из шарика в пакет».
Опыты «Свойства воздуха»: «Теплый воздух поднимается вверх», «Как сжать воздух? «Какой воздух легче - горячий или холодный?».
Опыты «Свойства воды»: «С монетками», «Вода в решете», «Раствор соли в воде», «Загадочные пятна», «Куда пропадает вода из воздуха?», «Кипение холодной воды», «Способы передвижения воды», «Тонет, не тонет», «Способы передвижения воды». Объяснения опытов от «Заблуждалкина и от профессора Плюсопятёрышкина».
Опыты «Солнце и земля»: «День и ночь», «Кто придумал лето?», «Затмение солнца», «Голубое небо».
Изготовление макета солнечной системы в коробке
5. Тайны зимы 14ч. (5т, 9п)
Теория: Термометр. Виды термометров. Их устройство и назначение. Измерение температуры воздуха.
Свойства снега, льда, инея, соли. Элементарные причинно-следственные связи.
Практика: Опыт с термометром «Термометр в бутылке». Изготовление модели термометра из картона и ниток. Измерение воды разной температуры.
Эксперименты со снегом, льдом, инеем: «Искусственный снег», «Горячий лед», «Самоцветы», «Образование инея», «Узоры на окне», «Снег и соль». Научный фокус «Снежные цветы». Изучение и анализ состояния снежного покрова (чистота, плотность, рыхлость, глубина).
6. Нескучная биология 26ч. (16т, 10п)
Теория: Элементарные представления о микробах. Вредные и полезные микробы. Их роль и значение для человека. Презентация «Как выглядят микробы?». Видеофильм «5 самых опасных микробов».
Влияние качества воды на здоровье человека.
Образование плесени. Презентация «Плесень друг или враг?»
Виды грибов. Презентация «Строение и функции грибов».
Роль света в жизни растений. Строение растений. Условия для развития и роста растений. Свойства листа. Как углекислый газ попадает в лист? Кто красит листья в зеленый цвет? Понятие о жизненном цикле различных растений (папоротника, сосны...). Плоды и семена. Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь? Самые редкие, необычные растения. Презентация «Эти необычные растения».
Почва - живая земля. Кто создает почву?
Практика: Опыт-имитация «Путешествие микроба».
Практическая работа «Первичная оценка качества питьевой воды» с использованием лакмусовых бумажек. Причины загрязнения воды. Просмотр фрагмента видео фильма «Серебряный ключ». Опыт-исследование «Как очистить воду?»
Практическая работа «Рассматривание плесневого гриба под микроскопом».
Начало эксперимента «Лабиринт для картошки или в погоне за светом».
Подготовка грунта, посадка семян фасоли для проращивания; заполнение рабочего листа «Семя фасоли».
Практическая работа «Изучение внешнего строения растений». Работа с гербарием.
Опыт «Дыхание растений».
Практическая работа «Определение возраста деревьев по спилам».
Наблюдение за результатами эксперимента над фасолью и картофелем
Измерение ростка. Фиксирование в рабочий лист.
Практическая работа «Исследование свойств почвы».
7. Живой мир 14ч. (11т, 3п)
Теория: Самые удивительные животные планеты. Игра «Кто это».
Ребусы «Кто быстрее». Д/И «Рассели животных по домам».
Гиганты прошлого. Удивительный мио динозавров. Презентация «Быль или легенда?»
Способы общения животных. Неотъемлемая часть их поведения. Язык запахов, движений, звуков. Презентация «Язык животных»
Мимикрия. Средства защиты животных. Презентация «Мимикрия в природе».
Наши пернатые друзья. Зачем птицам перья? Что едят птицы? Самые полезные птицы России. Кормит ли песня соловья? Птицы нашего края.
Красная книга. Знакомство с редкими видами животных и птиц. Презентация «Животные красной книги».
Практика: Наблюдение за животными из живого уголка ДЭБЦ.
Опыт «Плавающее перо».
8. Экологическая страница 8ч. (5т, 3п)
Теория: Человек и природа
Позитивное и негативное влияние человека.
Решение ситуаций: привал в лесу, шум в лесу, гнездо, птенец на тропе, лесные зверята, муравейник, лукошко ягод, грибное лукошко. Просмотр экологических мультфильмов.
Экологические проблемы и их решения. Экологические знаки. Коллективная работа «Собери картинку, расскажи о ней».
Лес и его охрана. Этажи леса. Обитатели леса. Запись «Голоса леса». Правила поведения в природе.
Практика: Изготовление и распространение листовок «Берегите лес от пожара»
9. Планета насекомых 16ч. (13т, 3п)
Теория: Насекомые. Меню насекомых. Ночные насекомые.
Видео фильм-Опыты («Муравьиная дорожка», «Ловушка для ночных насекомых», Изучение паутины».
Строение насекомых. «Подсмотрено у насекомых» (изобретения на основе строения насекомых).
Фазы развития насекомых. Презентация «Метаморфоз насекомых».
Интересные факты о насекомых. Чем питается бабочка? Бабочки - путешественники. Что происходит с пчелами зимой? Правда ли, что у многоножки сто ног? Почему майские жуки забираются в землю?
Дождевой червь. Нужен ли он?
Клещ – опасность и защита.
Игра «Что? Где? Когда?» Закрепление знаний.
Практика: Эксперимент «Рыхление»
Завершение эксперимента «Разложение отходов» - длительный эксперимент (откапывание мусора. Анализ.)
Календарный учебный график
Год реализации программы |
Кол-во часов в неделю |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Всего часов |
Группы 1 года обучения |
4 |
12 |
20 |
16 |
16 |
14 |
16 |
18 |
18 |
14 |
144 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.