Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Макетирование»
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Макетирование»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
другое
27.01.2021
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Макетирование»
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
ДООП Макетирование 2 года.docx

 

 

Муниципальное  бюджетное    учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МБУ ДО ЦДТ

_____________

Приказ№_____от__________2020г.

Принято на заседании методического совета

от____________2020г. Протокол №________

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Макетирование»

Возраст учащихся 7 – 15 лет

Срок реализации 2 года

 

                                                                   Автор-составитель:

                                                          Шипилов Игорь Александрович,

педагог дополнительного образования

                                                                   первой квалификационной категории.   

 

                                                  

Асбест, 2020

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Макетирование»

 

1. Комплекс основных характеристик программы

 

1.1Пояснительная записка  ……………………………………………..

2

1.2. Учебный план. Содержание 1-й год обучения…………………….

5

1.3. Учебный план. Содержание 2-й год обучения.…………………

2. Комплекс организационно – педагогических условий

8

2.11.Календарный учебный график  ……………………………………..

8

2.2.Условия реализации программы  ……………………………………

8

3. Список литературы…………………………………………………….

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Макетирование» технической направленности составлена  разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196), примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму № 06-1844 от 11.12.2006г. Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей).

Модернизация и технологическое обновление производственной сферы невозможно без соответствующей подготовки подрастающего поколения с развитым научно-техническим потенциалом, осознанной гражданской позицией, способного созидать в современных условиях.

 Актуальность программы определяется необходимостью преодоления отрицательной тенденции отставания этой сферы образования и воспитания подрастающего поколения от потребностей обновляющегося общества и экономики России,  развития предпосылок научно – технического типа мышления средствами  организации системы проектно-экспериментальной  деятельности в рамках развития УИШ на уровне Центра детского творчества  в рамках Концепции комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа».   

Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что занятия макетированием способствуют не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию учащихся. Работая с макетами, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с успехами других, ребенок познает истинную радость творчества. Организация выставок, использование детских работ для учебных пособий играют существенную роль в воспитании. Программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом, а также - это работа над творческими проектами, участие в выставках и конкурсах.

Адресат Программы

Программа рассчитана на детей 7-15 лет. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок в этом возрасте: учение, общение, игра и труд. Дети младшего школьного возраста склонны к игровой деятельности. Восприятие окружающего мира, знакомство с ним через исследование всего нового лучше познается в игре. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими. Экспериментирование как деятельность, направленная на познание окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащает опыт самостоятельной деятельности, саморазвитие ребенка. Техническое творчество дает возможность младшему школьнику запомнить ряд научных терминов и понятий, формирует навыки приобретения новых знаний, то есть помогает ребенку «научиться учиться». Развитие познавательной мотивации учащихся младшего и среднего школьного возраста к техническому творчеству оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности.

Объем и срок освоения Программы

Программа «Макетирование» рассчитана на 2 года обучения 432 часа, по 216 часов в год. 

 Особенности организации образовательного процесса

В зависимости от содержания тем рабочих программ модулей и их целей используются групповая и индивидуальная формы обучения.

В группу первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы -от 8 до 15 человек в первый год обучения, от 8 до 12 человек – второй год обучения. Учащиеся, освоившие программу «Художественная обработка древесины», в зависимости от возраста и степени подготовки, могут начинать обучение со второго года обучения. Допускается формирование разновозрастных групп.

Форма обучения

Формы обучения – очная и дистанционная.

В ходе реализации программы применяют комбинированные (изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний) и практические занятия, реализация учебных, исследовательских и творческих проектов.

Применяются следующие методы обучения: наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, экскурсии в технические музеи, на производства), практические методы обучения (индивидуальные занятия, упражнения, лабораторный метод, познавательные игры). исследовательские методы обучения, участие детей в коллективном и индивидуальном поиске.

Воспитательные технологии. Реализуются в виде вовлечения учащихся в участие в культурно-массовых мероприятиях, и др.

Формы проведения занятий: занятие-игра, экскурсия, конкурс, соревнования, защита проекта, обсуждение, выставки.

Режим занятий

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10 – 15 минутным перерывом.

Цель программы: Способствовать формированию у воспитанников мотивации к техническим видам деятельности.

Задачи программы:

1.   Научить приёмам работы с различными инструментами ручного труда и способам обработки различных материалов.

2.   Научить основам черчения и создания собственных выкроек для макетов.

3.   Способствовать развитию внимания, наглядно-образного мышления, общего кругозора.

4.   Создать условия для формирования целеустремлённости и самостоятельности посредством организации исследовательской деятельности учащихся.

5.   Способствовать развитию умения сотрудничать и работать в команде.

Формы проведения итогов реализации программы:

Вводный контроль проводится в начале года (сентябрь). Форма проведения – анкетирование, собеседование.

Промежуточный контроль проводится 1 раз в год в конце 1 полугодия в форме наблюдения за выполнением контрольного практического задания, мини-выставки.

Итоговая аттестация проводится в конце 1 и 2 года обучения в форме участия в выставке (защита или презентация работы, оформление экспоната, и др.).

Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.)

1 год обучения:

Личностные: формирование позитивного отношения к труду и бережного отношения к используемому оборудованию; понимание ценности совместного творчества; развитие внимания, аккуратности, усидчивости и терпения у обучающихся; развитие интереса к работам изобретателей.

Метапредметные: умение правильно организовать свое рабочее пространство с учетом соблюдения правил безопасности; умение работать в коллективе; знание и соблюдение требований техники безопасности и правил поведения при работе с инструментами.

Предметные: знание способов и приемов обработки различных материалов; владение инструментами и приспособлениями, технической терминологией; умение чтения элементарных схем и чертежей; знание свойств материалов; формирование навыков конструкторской деятельности; формирование навыков работы в коллективе.

2 год обучения:

Личностные: знание истории развития макетирования; сформированность таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, чувство взаимопомощи.

Метапредметные: умение правильно организовывать свою работу с учетом правил техники безопасности; умение анализировать результаты своей деятельности.

Предметные: расширение кругозора в области машиностроения, авиа- и судостроения; умение читать чертежи, выполнять по ним необходимые шаблоны и строить модели; знание правил безопасной работы с инструментами; владение основными навыками работы с инструментами; владение навыками использования различных приспособлений при работе над моделью.

2.Учебный план 1-й год обучения.

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Основы моделирования и конструирования

10

6

4

Собеседование

2.

Первые модели

148

23

125

Собеседование

2.1.

Техника «Оригами»

 

24

5

19

 

2.2.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

 

24

4

20

Устный опрос,

наблюдение

2.3.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

 

72

6

42

Собеседование

2.4.

Работа с наборами готовых деталей

 

48

8

40

Собеседование

3.

 

 

Творческие проекты

 

56

12

44

Практические работы (организация выставок)

4.

Итоговое занятие

2

2

-

 

ИТОГО

216

43

173

 

 

Содержание 1 -й год обучения

1. Основы моделирования и конструирования

1.1. Вводное (организационное) занятие.

Теория. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.

Практическая работа. Изготовление изделий на тему «Что можно сделать из бумаги?» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками.

1.2. Материалы и инструменты.

Теория. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления.

Практическая работа. Проведение опытов по испытанию различных материалов на прочность и водонепроницаемость.

1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.

Теория. Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях.

Практическая работа. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.

1.4. Теория. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических   изображений. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Условное обозначение линии видимого контура (сплошная толстая линия). Условное изображение линии сгиба и обозначение места для клея.

Практическая работа. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.

2. Первые модели

2.1.  Техника «Оригами»

Теория. Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Правила сгибания и складывания.

Практическая работа. Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Игры и соревнования.

2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Теория. Способы и приёмы работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Правила сборки плоских деталей между собой: при помощи клея; при помощи щелевидных соединений «в замок»; при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Практическая работа. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.

2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.

Теория. Типы моделей и макетов технических объектов: из готовых объёмных форм; из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток.

Практическая работа. Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.

2. 4. Работа с наборами готовых деталей, конструкторами.

Теория. Ознакомление с деталями набора. Названия и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. 3накомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Знакомство с основными принципами сборки макетов и моделей по схеме.  

Практическая работа. Выполнение соединений различных деталей конструктора. Сборка макетов и моделей по образцу. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. Сборка макетов и моделей по рисунку-схеме. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку-схеме. Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.

3.Творческие проекты.

Теория. Основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ.

Практика. Выполнение проектов, оформление работ, защита проектов, оформление итоговой выставки работы объединения.

4.Заключительное занятие

Теория. Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

 


 

3. Учебный план 2-й год обучения

 

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

 

Всего

Теория

Прак-тика

 

1.

Основы конструирования

14

4

4

 

1.1.

Вводное занятие

2

2

-

Анкетирование

1.2.

Первоначальные графические знания и умения.

12

2

10

Собеседование

2.

Постройка моделей

128

28

100

 

2.1.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей сложной формы.

 

24

8

16

Собеседование

2.2.

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам

 

58

10

48

Устный опрос, наблюдение

2.3.

Постройка сложных объёмных моделей

 

46

10

36

Устный опрос, наблюдение

 

3.

 

Изготовление моделей из деталей конструктора.

 

 

32

 

3

 

29

Практические работы, устный опрос.

4.

Творческие проекты

 

40

8

32

Устный опрос, наблюдение

5

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год.

2

2

-

Собеседование

 

ИТОГО

216

45

171

 

 

Содержание  2 -й год обучения

1.Основы конструирования

1.1. Вводное (организационное) занятие.

Теория. Знакомство с правилами поведения в объединении. Анализ работ, выполненных летом. Знакомство с планом работы. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.

1.2. Первоначальные графические знания и умения.

   Теория. Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Осевая симметрия, симметричные фигуры и детали плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

2.Постройка моделей

2.1. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей сложной формы.

Теория. Технология работы изготовления модели из плоских деталей.

Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона макетов и моделей: «Космонавт», «Грузовик», «Вертолёт»

2.2. Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.

Теория. Знакомство с технологией изготовления чертежей и выкроек моделей из бумаги и картона. Правила и приемы изготовления сложных геометрических фигур из бумаги, построения выкроек деталей, сборки отдельных узлов и деталей в единое целое.

Практическая работа. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели. Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»

2.3. Постройка сложных объёмных моделей

Теория. Правила и приемы изготовления сложных моделей из простых геометрических форм.

Практическая работа. Постройка моделей наземного и воздушного транспорта. Изготовление моделей художественных образов.

3. Изготовление моделей из деталей конструктора.

Теория. Беседа о возможностях и разнообразии конструкторов (металлический, деревянный, магнитный, конструктор из многоугольников, пластмассовый: «Лего», «Брики».)

Практическая работа. Сборка макетов и моделей по образцу, рисунку-схеме. Сборка макетов и моделей наземного, воздушного и водного транспорта по собственному замыслу.

3. Творческие проекты

Теория. Выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов. Основные этапы разработки проекта, технологии выполнения проектных работ. Правила защиты проектов.

Практическая работа. Выполнение проекта, защита проекта. Коллективные проекты «Автопарк», «Космическая станция»; «Виды спорта». Оформление этикеток, паспорта экспоната. Презентация работ.

5. Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Учебный год начинается:

- для учащихся первого года обучения – с 01.09. 2020;

Прием учащихся первого года обучения осуществляется с 01.09.2020 по 14.09.2020.

Окончание учебного года – 31.05.2020.

В каникулярное время с учащимися проводятся массовые мероприятия (экскурсии, участие в соревнованиях и т.д.).

 

Периоды

Продолжительность

Содержание деятельности

01.09.2002 – 14.09.2020

14 календарных дней

Набор детей в объединения.

Проведение родительских собраний, комплектование учебных групп.

14.09.2020 – 31.05.2020

230 календарных дней

Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ, адаптированных дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ

с 01.06.2021 по 31.08.2021

(летние каникулы)

92 календарных дня

Организация и проведение познавательных, досуговых мероприятий;

Организация и проведение воспитательных мероприятий.

 

2.2 . Условия организации образовательного процесса:

Для организации учебного процесса необходимы следующие условия:

− кадровые:

требуется педагог дополнительного образования, без предъявления требований к квалификационной категории, имеющий среднее специальное образование и прошедший курсовую подготовку по направлению деятельности.

− материально-технические условия:

кабинета или специально оборудованного помещение, мастерская, оснащенные учебной мебелью (столами и стульями), компьютером, шкафами для хранения методической, справочно-информационной и учебной литературы, видеозаписей;

− шкафы для хранения инструментов, детских папок с работами, фартуков и т.д.;

− стендовые доски для тематической информации.


 

3. Список литературы.

Литература для педагога.

1.Закон    Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и

дополнениями)

2.Конституция РФ.

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

Интернет-ресурсы:

1. Андрианов П. Н.Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков. Из опыта работы . http://jmk-project.narod.ru/K-metod/B/TechTvorchUch86/cont.htm

2.Боровков   Ю.А.   Технический   справочник   учителя   труда.    https://search.rsl.ru/ru/record/01007284342  

«Просвещение», 1971.

3. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей  нач.  классов     по  внеклассной работе. http://jmk-project.narod.ru/L-jnr/B/Zhyravleva82_NachTechM/cont.htm

4.Заворотов В.А. От идеи до модели. https://static.my-shop.ru/product/pdf/154/1532341.pdf.

5.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. https://bookree.org/reader?file=1355869

6.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. https://litmy.ru/knigi/hobby/214691-novye-samodelki-iz-bumagi-94-sovremennye-modeli.html

 7.Программы для внешкольных учреждений  и школ. Техническое творчество учащихся. http://www.sutnakhodka.ru/Arhiv/programma_tekh_modelirovanie_2017-1-1-.pdf

8.Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № №  1,2,З 2008. http://ucpr.arbicon.ru/bupm95.html

9. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. http://det-sad108.ru/images/krulext1.pdf

10. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. http://bookre.org/reader?file=1346864

21. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. https://obuchalka.org/2015101986979/umnie-ruki-1-klass-cirulik-n-a-prosnyakova-t-n-2005.html

22. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. http://a2b2.ru/storage/files/methodologicals/17987/20552_Volshebnyy%20mir%20origami.docx

Литература для обучающихся

Интернет-ресурсы:

1.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг. https:/ /usamodelkina.ru/11593-arhiv-zhurnalov-modelist-konstruktor-za-1973-god.html

2.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. https://spblib.ru/catalog/-/books/11931137-novyye-samodelki-iz-bumagi

 

Литература для родителей

Интернет-ресурсы:

    1.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. http://modelik.ru/index.php/knigi-zhurnaly/623-spravochnik-sudomodelista-tom-1-a-s-tselovalnikov?showall=1&limitstart=

       2.. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное. http://bookre.org/reader?file=1346864


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Макетирование» 1

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Макетирование» 1

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Макетирование» технической направленности составлена разработана в соответствии с

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Макетирование» технической направленности составлена разработана в соответствии с

Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими

Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими

Задачи программы: 1. Научить приёмам работы с различными инструментами ручного труда и способам обработки различных материалов

Задачи программы: 1. Научить приёмам работы с различными инструментами ручного труда и способам обработки различных материалов

и строить модели; знание правил безопасной работы с инструментами; владение основными навыками работы с инструментами; владение навыками использования различных приспособлений при работе над моделью.

и строить модели; знание правил безопасной работы с инструментами; владение основными навыками работы с инструментами; владение навыками использования различных приспособлений при работе над моделью.

Учебный план 1-й год обучения

Учебный план 1-й год обучения

Практическая работа. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека

Практическая работа. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека

Практическая работа. Выполнение соединений различных деталей конструктора

Практическая работа. Выполнение соединений различных деталей конструктора

Учебный план 2-й год обучения № п/п

Учебный план 2-й год обучения № п/п

Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади

Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади

Комплекс организационно – педагогических условий 2

Комплекс организационно – педагогических условий 2

Список литературы. Литература для педагога

Список литературы. Литература для педагога

Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги

Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2021