Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Техническое макетирование»
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Техническое макетирование»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
другое
27.01.2021
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Техническое макетирование»
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
ДООП Техническое макетирование.docx

Муниципальное  бюджетное    учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества им.Н.М.Аввакумова»

Асбестовского городского округа

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МБУ ДО ЦДТ

_____________Дубина О.В.

Приказ№_____от__________2020г.

Принято на заседании методического совета

от____________2020г. Протокол №________

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 технической направленности

«Техническое макетирование»

 

Возраст учащихся 7 – 15 лет

Срок реализации 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Автор-составитель:

                                                          Шипилов Игорь Александрович,

педагог дополнительного образования

                                                                   первой квалификационной категории.                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Асбест, 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Макетирование»

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

 

1.1.Пояснительная записка ……………………………………………………………...….

3

1.2.Адресат программы …………………………………………………………………….

3

1.3.Объем и срок освоения программы ……………………………………………………

3

1.4. Особенности организации и образовательного процесса ……………………………

3

1.5.Форма обучения …………………………………………………………………………

3

1.6.Режим занятий ……………………………………………………………………………

3

1.7.Цель и задач программы  ……………………………………………….…………………

4

1.8.Учебный план …………………………...…………………………………………………

4

1.9.Планируемые результаты реализации программы ……………………………………

4

 

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий

 

2.1.Календарный учебный график  …………………………………………….…………

5

2.2.Условия реализации программы …………………………………………………………

6

2.3.Формы аттестации и контроля ……………………………………………………………

6

2.4.Оценочные материалы ……………………………………………………………………

6

2.5.Методическое обеспечение ………………………………………………………………

7

3.Список литературы ………..………………………………………………………………

8

 

 Приложение 1. Рабочая программа модуля 1. «Первый год обучения. Макетирование из бумаги»

Приложение 2. Рабочая программа модуля 2.«Второй год обучения. Макетирование из картона»

 

 

 

 


 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

 

1.1.  Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Макетирование» технической направленности составлена на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01- 39/06

Модернизация и технологическое обновление производственной сферы невозможно без соответствующей подготовки подрастающего поколения с развитым научно-техническим потенциалом, осознанной гражданской позицией, способного созидать в современных условиях. Актуальность программы определяется необходимостью преодоления отрицательной тенденции отставания этой сферы образования и воспитания подрастающего поколения от потребностей обновляющегося общества и экономики России,  развития предпосылок научно – технического типа мышления средствами  организации системы опытно – проектно – экспериментальной  деятельности в рамках развития УИШ на уровне Центра детского творчества  в рамках Концепции комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа».  

Отличительной особенностью данной программы можно считать включение в образовательный процесс исследовательской деятельности учащихся по различным направлениям технического творчества.

 

1.2. Адресат Программы

Основные виды деятельности, которыми занят ребенок в этом возрасте: учение, общение, игра и труд. Дети младшего школьного возраста склонны к игровой деятельности. Восприятие окружающего мира, знакомство с ним через исследование всего нового лучше познается в игре. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими. Экспериментирование как деятельность, направленная на познание окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащает опыт самостоятельной деятельности, саморазвитие ребенка. Техническое творчество дает возможность младшему школьнику запомнить ряд научных терминов и понятий, формирует навыки приобретения новых знаний, то есть помогает ребенку «научиться учиться». Развитие познавательной мотивации учащихся младшего и среднего школьного возраста к техническому творчеству оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, что в дальнейшем влияет на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности.

В группу первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы -от 8 до 15 человек в первый год обучения, от 8 до 12 человек – второй год обучения. Если обучающиеся в группе в возрасте 7-10лет включительно (обучение по первому году программы )  на два года обучения, если группа детей  11-15 лет  включительно (обучение по второму году программы). Учащиеся, освоившие программу «Художественная обработка древесины», в зависимости от возраста и степени подготовки, могут начинаться обучение со второго года обучения. Допускается формирование разновозрастных групп.

1.3. Объем и срок освоения Программы

Программа «Макетирование» рассчитана на 2 года  обучения 432 часа, 216 часов в каждый  год.             

1.4. Особенности организации образовательного процесса

В зависимости от содержания тем рабочих программ модулей и их целей используются групповая и индивидуальная формы обучения.

 

1.5.Форма обучения

Форма обучения – очная и дистанционная.

В ходе реализации программы применяют комбинированные (изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний) и практические занятия, реализация учебных, исследовательских и творческих проектов.

Применяются следующие методы обучения:

•Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, экскурсии в технические музеи, на производства)

•Практические методы обучения (индивидуальные занятия, упражнения, лабораторный метод, познавательные игры).

•Исследовательские методы обучения. Участие детей в коллективном поиске и индивидуальном поиске.

•Воспитательные технологии. Реализуются в виде вовлечения учащихся в участие в культурно-массовых мероприятиях, и др.

Формы проведения занятий: занятие-игра, экскурсия, конкурс, соревнования, защита проекта, обсуждение, выставки.

1.6.Режим занятий

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10 – 15 минутным перерывом.

1.7.Цель и задачи Программы

Цель программы: Способствовать формированию у воспитанников мотивации к техническим видам деятельности.

Задачи программы:

1.    Научить приёмам работы с различными инструментами ручного труда и способам обработки различных материалов.

2.    Научить простейшим основам черчения и создания собственных выкроек для макетов.

3.    Способствовать развитию внимания, наглядно-образного мышления, общего кругозора.

4.    Создать условия для формирования целеустремлённости и самостоятельности посредством организации исследовательской деятельности учащихся.

5.    Способствовать развитию умения сотрудничать и работать в команде.

 

Цели и задачи

 

Целями обучения в объединении «Макетирования» являются:

-  формирование у детей начальных научно-технических знаний;
-           формирование          желания         и          умения           трудиться;
-           овладение умениями и навыками работы с различными           материалами;

-    формирование    профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;
-      развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание.

 

Задачи:

Обучающие

- создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;

 -обучение первоначальным правилам инженерной графики,         приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;

- сформировать умение планировать свою работу;

- обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.

Развивающие

                  -   создать условия к саморазвитию обучающихся;

- содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;

-развитие политехнического представления и расширение   политехнического кругозора;

-пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;

Воспитательные

-развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;

-вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;

-воспитание творческой активности;

- Воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.

 

Ожидаемые результаты обучения

 

Год обучения

 

                                      Результаты

 

1-й год

Должны знать:

-Основные свойства материалов для моделирования;

-Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

-Названия основных деталей и частей техники;

-Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

-Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;

-Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

-Работать простейшими ручным инструментом;

-Окрашивать модель кистью.

 

2-й год

Должны знать:

-Основные свойства материалов для моделирования;

-Простейшие правила организации рабочего места;

-Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;

-Названия основных деталей и частей техники.

Должны уметь:

-Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;

-Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;

-Работать простейшими ручным инструментом;

-Окрашивать детали модели и модель кистью;

-разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;

-самостоятельно изготовить модель от начала до конца

 

 

Техническое моделирование – это обогащение школьников общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Этот род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность.
Творческое объединение начального технического моделирования  является средством воспитания творческой личности с раннего школьного возраста. В объединении у детей закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда в школе. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами.

 

Принципы реализации программы

 

-Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;

-Последовательность и системность обучения;

-Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;

-Принцип доступности;

-Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;

-Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;

-Принцип индивидуальности;

-Принцип динамичности;

-Принцип доверия и поддержки;

-Принцип результативности и стимулирования.

 

 

 

Учебно - тематический план

 

1-й год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

 

1.

Основы моделирования и конструирования

10

6

4

 

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

 

1.2.

Материалы и инструменты

2

1

1

 

1.3.

Знакомство с технической деятельностью человека

2

2

-

 

1.4.

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

4

2

2

 

2.

Первые модели

114

14

100

 

2.1.

Техника «Оригами»

- технология сгибания и складывания бумаги;

- выполнение моделей наземного транспорта;

- выполнение моделей воздушного транспорта;

-выполнение моделей водного транспорта;

24

 

2

6

8

 

8

4

 

1

-

-

-

22

 

1

6

8

8

 

2.2.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

- технология работы с бумагой по шаблонам;

- технология сборки плоских деталей;

- выполнение моделей наземного транспорта

- выполнение моделей воздушного транспорта

-выполнение моделей водного транспорта

24

 

 

6

6

4

 

4

 

4

4

 

 

2

2

-

 

-

 

-

22

 

 

4

4

4

 

4

 

4

 

2.3.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

- конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм;

- конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;

- конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток;

- изготовление упрощённой модели автомобиля.

 

48

 

 

 

12

 

 

 

14

 

 

 

 

14

 

 

 

 

8

6

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

-

42

 

 

 

10

 

 

 

12

 

 

 

 

12

 

 

 

 

8

 

2.4.

Работа с наборами готовых деталей

- Ознакомление с деталями набора;

- Сборка макетов и моделей по образцу;

- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;

- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.

18

2

4

 

4

 

8

4

1

1

 

1

 

1

14

1

3

 

3

 

7

 

3.

 

 

Творческие проекты

-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ;

-выполнение проектов;

- оформление работ;

-защита проектов

-оформление итоговой выставки  работы объединения.

18

 

 

2

10

2

2

 

 

2

 

 

 

2

-

 

-

-

 

-

18

 

 

-

10

2

2

 

 

2

 

4.

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

-

ИТОГО:

144

30

114

 

 

 

 

Содержание деятельности

 

1-й год обучения

1. Основы моделирования и конструирования

 

1.1. Вводное (организационное) занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и  содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.

Практическая работа.

Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками.

 

1.2. Материалы и инструменты.

Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)

 

1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.

 

1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических   изображений.

Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

Практическая работа.

Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.

 

2. Первые модели

 

2.1.  Техника «Оригами»

Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.

Практическая работа.

Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования.

 

2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских  деталей.

Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Практическая работа.

Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели.

 

2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.

Конструирование моделей и макетов технических объектов:

 а) из готовых объёмных форм;

б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия;

в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .

Практическая работа.

Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями.

 

2.4. Работа с наборами готовых деталей.

- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей.

Практическая работа.

Выполнение соединений различных деталей конструктора.

 

- Сборка макетов и моделей по образцу.

Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.

 

- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.

Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.

 

- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.

Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.

Практическая работа.

Выполнение сборки макетов и модлей конструктора по собственному замыслу.

 

3.Творческие проекты

 

-основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ;

-выполнение проектов;

- оформление работ;

-защита проектов

-оформление итоговой выставки  работы объединения.

 

Банк проектов:

- модель «Космическая паутинка»;

- модель «Робот»;

- модель «Автомобиль моей мечты»;

- модель «Многоэтажный дом»;

- модель «Жираф»;

- модель «Человечек»;

- модель «Гусеница»;

- модель «Гусеничный трактор"

 

4.Заключительное занятие

 

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

 

2-й год обучения

 

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы конструирования

8

4

4

1.1.

Вводное занятие

2

2

-

1.2.

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования  чертёжным инструментом.

6

2

4

2.

Постройка моделей

94

21,5

73,5

2.1.

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

- технология работы изготовления модели из плоских деталей;

 - изготовление модели «Космонавт»;

- изготовление модели «Грузовик»;

- изготовление модели «Вертолёт»;

16

 

 

4

 

4

 

4

4

 

4

 

 

1

 

1

 

1

1

 

12

 

 

3

 

3

 

3

3

 

2.2.

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам

- технология изготовления моделей из бумаги и картона

- изготовление сложных геометрических фигур из бумаги

- построение выкроек деталей

- сборка отдельных узлов и деталей в единое целое

- изготовление и установка деталировки

- окраска и отделка деталей модели

- сборка модели

- Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»

38

 

4

 

4

 

4

4

 

4

4

4

10

7

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

1

-

31

 

3

 

3

 

3

3

 

3

3

3

10

2.3.

Постройка сложных объёмных моделей

-изготовление моделей из готовых геометрических форм;

- постройка моделей наземного транспорта

-постройка моделей воздушного транспорта

-изготовление модели движущегося человечка;

- изготовление моделей домашней мебели;

- изготовление моделей художественных образов.

 

40

 

6

 

8

8

 

8

4

 

6

 

 

9,5

 

2

 

2

2

 

2

0,5

 

1

 

 

30,5

 

4

 

6

6

 

6

3,5

 

5

 

 

 

3.

 

Изготовление моделей из деталей конструктора.

- постройка моделей наземного транспорта;

-постройка моделей воздушного транспорта;

- постройка моделей водного транспорта;

 

 

20

 

8

 

6

6

 

3

 

1

 

1

1

 

17

 

7

 

5

5

4.

Творческие проекты

-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов;

- выполнение проекта;

- защита проекта;

-оформление итоговой выставки работы объединения

20

2

 

 

12

4

 

2

1

1

 

 

-

-

 

-

19

1

 

 

12

4

 

2

4.

Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год

2

2

-

ИТОГО:

144

30

114

 

Содержание деятельности

 

2-й год обучения

 

1.Основы конструирования

 

1.1.Вводное (организационное) занятие.

 

Знакомство с правилами поведения в объединении. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.

 

1.2.Первоначальные графические знания и умения. Умение пользоваться чертёжным инструментом.

            Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

 

2.Постройка моделей

 

2.1.Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Изготовление моделей: «Космонавт», «Грузовик», «Вертолёт».

Практическая работа.

Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.

 

2.2.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.

Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.

Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое.

Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели.

Сборка модели.

Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»

 

2.3. Постройка сложных объёмных моделей

Изготовление моделей из готовых геометрических форм.

Постройка моделей наземного и воздушного транспорта.

Изготовление моделей художественных образов.

 

3. Изготовление моделей из деталей конструктора.

Беседа о возможностях и разнообразии конструкторов (метталический, деревянный, магнитный, конструктор из многоугольников, пластмассовый: «Лего», «Брики».)

Практическая работа.

- Сборка макетов и моделей по образцу.

- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.

- Сборка макетов и моделей наземного, воздушного и водного транспорта по собственному замыслу.

 

3. Творческие проекты

-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполнения коллективных проектов и индивидуальное выполнение проектов;

- выполнение проекта;

- защита проекта.

 

Банк проектов:

- модель «Автобус»;

- модель «Грузовик»;

- модель автомобиль «Жигули»;

- модель «Танк»;

- модель «Ракета»;

- модель «Паровоз»;

- модель «Космический корабль»;

- модель «Гусеничный трактор"

- коллективный проект «Автопарк»;

- коллективный проект «Космическая станция»;

- коллективный проект « Виды спорта».

5.Заключительное занятие

 

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы и методы контроля

 

1-й год обучения

 

Сроки

Какие знания, умения и навыки  контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Знания

Начало года

 

 

 

 

 

Текущий (по мере изучения материала)

 

Середина года

 

1.Технология изготовления моделей методом сгибания из бумаги и картона

 

 

2.Судо-,   авиа-, автостроительная терминология.

 

3.Технология изготовления плоских и объёмных моделей.

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.

 

Знание специализированных названий деталей.

 

Знание технологии изготовления контурных моделей.

Наблюдение, контрольные работы, опрос, тестирование.

 

 

 

Опрос, тестирование

 

 

 

Наблюдение

 

 

Умения

Начало года

 

 

 

 

Начало года

 

Середина и конец года

 

 

 

Текущий (по мере готовности моделей)

 

1.Разметка: точность и правильность.

 

 

 

2.Изготовление деталей моделей по шаблону.

3.Изготовление деталей по эскизу и чертежу.

 

 

 

4.Окраска

Умение работать с чертёжными инструментами, точность разметки деталей.

Работа с шаблонами деталей моделей.

Умение вычерчивать детали по эскизу, точность изготовления деталей и сборки.

Умение окрасить детали модели кистью.

Наблюдение, контрольное задание.

 

 

 

Наблюдение.

 

Наблюдение, контрольное задание.

 

 

 

Наблюдение.

Навыки

Текущий

 

 

 

 

Текущий (по мере изучения материала)

 

 

 

Постоянно

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый (в конце года)

1.Работа ручным инструментом.

 

 

 

2.Качество изготовления деталей и модели в целом.

 

 

 

3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

4.Участие в конкурсах и выставках

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Навыки работы чертёжным, ручным и др. инструментом, качество изготовления деталей и моделей.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.

 

 

 

 

Наблюдение, контроль за работой.

 

 

 

 

Наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

Грамоты.

 

 

 

2-й  год обучения

Сроки

Какие знания, умения и навыки  контролируются

Форма контроля

Методы контроля

 

Знания

 

Начало года

 

 

 

 

Текущий (по мере изучения материала)

1.Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей.

 

2.Устройство технических объектов

Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией.

Знание названий и назначение деталей технических объектов.

Наблюдение

 

 

 

 

Опрос

 

Умение

 

Начало года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина года

 

 

 

 

Текущий (по мере готовности моделей)

Коней года

 

1. Изготовление корпуса модели

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Изготовление деталей модели.

 

 

 

3.Окраска.

 

 

4.Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели

Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертежом, чертёжным инструментом, точность разметки и изготовления деталей модели.

Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: правильность и точность.

Умения в окраске корпуса и деталей кистью.

Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам.

Наблюдение, контроль за работой.

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение, контроль за работой.

 

 

Наблюдение, контроль за работой.

Наблюдение.

Навыки

 

Текущий

 

 

 

 

Постоянный

 

 

 

Постоянный

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый (в конце года)

1.Работа с ручным инструментом

 

 

 

2.Качество изготовления деталей и модели в целом

 

3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

4.Участие в выставках и конкурсах.

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Навыки качественного изготовления деталей и модели.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.

 

 

 

 

Наблюдение, контроль за работой.

 

Наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Протоколы выставок, дипломы, грамоты

 

 

 

Для проведения контроля применять специально подготовленные задания, тесты, контрольные вопросы др.

Участие в выставках и конкурсах оцениваются:

1 место — 10 баллов

2 место — 9 баллов

3 место — 8 баллов

4 и последующие места в зависимости от условий и результатов: 7 — 5 баллов.

 

 

Методическое обеспечение образовательной программы

1-й год обучения

 

№ п/п

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал и

техническое оснащение

Форма подведения итогов

 

1

Вводные основы конструирования

 

1.1

Вводное занятие

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения

Стартовая диагностическая методика

 

 

1.2

Материалы и инструменты

Объяснение

Словесные, наглядные, практические

Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль

Опрос, беседа

 

 

1.3

Знакомство с технической деятельностью человека

Рассказ, Беседа,

Словесные, наглядные, практические

Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор

Опрос, беседа

 

 

1.4

Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений

Объяснение

Словесные, наглядные, практические

Образцы графических изображений, чертежей

Опрос, беседа

 

 

2

Конструирование

 

 

 

2.1

Конструирование поделок путём сгибания бумаги

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Шаблоны, чертежи, образцы моделей

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей

 

2.2

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Оценка качества изготовления, чувствование  в соревнованиях.

 

2.3

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Оценка качества изготовления, чувствование  в соревнованиях.

 

2.4

Работа с наборами готовых деталей

Индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Технологические схемы, образцы

Материалы: фанера (готовый набор), краска

Инструмент: режущий инструмент, наждачная бумага, кисти

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей

 

3

Творческие проекты

Индивидуальная, групповая

практические

Эскизы, образцы моделей,

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент,  режущий инструмент, кисти

Защита проектов

 

4

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностическая методика

Тест

Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей

 

 

 

2-й год обучения

 

 

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Основы конструирования

1.1

Вводное занятие

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения

Стартовая диагностическая методика

1.2

Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом.

Объяснение

Словесные, наглядные, практические

Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль, шило, игла, линейка, угольник,  кисти и др.

Опрос, беседа

2

Постройка моделей

2.1

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

 

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Развёртки и образцы геометрических фигур, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент.

Самооценка и коллективная оценка объёмных моделей.

2.2

Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам

 

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей.

Оценка качества изготовления, участие  в соревнованиях.

 

2.3

Постройка сложных объёмных

моделей

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Самооценка и коллективная оценка изготовленных моделей.

3

Творческие проекты

Индивидуальная, групповая

практические

Эскизы, образцы моделей,

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент,  режущий инструмент, кисти

Защита проектов

4

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностическая методика

Тест

Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей

 

 

 

Литература для педагога

 

 

1.Закон    Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и

дополнениями)

 

2.Конституция РФ.

 

3.Конвенция ООН о правах ребёнка.

 

4.Федеральная программа образования на 5 лет.

 

5.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей

и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.

 

6.Архипова Н.А.  Методические рекомендации.      М.:  Станция  юных

техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

 

7.Боровков   Ю.А.   Технический   справочник   учителя   труда.        М.:

«Просвещение», 1971.

 

8.Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование:

Пособие для учителей  нач.  классов     по  внеклассной работе.      М.:

Просвещение, 1982.

 

9.Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988.

 

10.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.

 

11.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М.: Лирус, 1995.  

 

      12.Майорова И.Г. ; Романина В.И. . Дидактический материал по трудовому обучению 1 кл.  Пособие для учащихся нач. шк. М.:  Просвещение, 1986 – 96 с.  ил.    

 

   13.Программы  для внешкольных учреждений  и         общеобразовательных

школ. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение ,  1988 .

 

14.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений  сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2004. 

 

15.Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений  / Под  ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС , 2003.    

                                                                                                    

    16.Методист. Научно -  методический журнал . № № 1,2,3,4,5     2008.  

 

17.Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № №  1,2,З      2008.

 

18.Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

 

19. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.

 

20. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

 

21. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.

 

22. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для обучающихся

 

1.Загайкевич Д.Н. Общее устройство судна. – Л.: «Судпромгиз», 1956.

 

2.Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.

 

3.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

 

4.Лагутин О.В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.

 

5.Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. –  М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 3

 

6. . Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

 

7. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

 

8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Темы бесед с обучающимися:

 

1-й год обучения

  1. Классификация судов и кораблей флота, самолётов, автомобилей
  2. Морская и авиационная терминология.
  3. Русские мореплаватели.
  4. Русские флотоводцы.
  5. Русские пилоты (авиаторы)
  6. Основные виды самолётов, судов, автомобилей (показ слайдов)
  7. Устройство судна, самолёта, автомобиля.

2-й год обучения

  1. Классификация моделей судов, самолётов, наземной техники.
  2. Теоретический чертёж.
  3. Технология изготовления моделей.
  4. Основные механизмы и узлы техники.
  5. Правила проведения выставок и конкурсов.
  6. Выставки и конкурсы (видеофильм, показ слайдов, фотографий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Модель лодки-плоскодонки из плотной бумаги

 

Предлагаемая модель лодки-плоскодонки изготавливается обучающимися на начальном периоде обучения из плотной бумаги или картона. Осваивается работа с чертёжным инструментом, навыки работы ножницами и клеем, узнают о развёртках объёмных деталей на плоскость. Учащиеся работают по шаблонам деталей модели, подготовленными педагогом, а учащиеся второго и третьего годов обучения – по чертежу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Модель лодки-плоскодонки: 1 – корпус лодки; 2 – носовая часть; 3 – банка.

 

Изготовление модели начинается с корпуса. Шаблон (дет. 1) обводиться карандашом, по линейке проводятся линии сгиба бортов и приклеек. Затем выкройка вырезается ножницами. Линии сгибов продавливаются тупым концом ножниц, или каким либо другим приспособлением, так же по линейке, для того, что бы картон сгибался точно по намеченным линиям сгиба. Все части выкройки загибаются в одну сторону (вверх или вниз) и затем корпус склеивается. В начале склеиваются борта между собой в носовой части, а затем в кормовой. Все приклейки должны располагаться внутри корпуса.

Затем изготавливают носовую часть (дет. 2), банку-скамейку (дет. 3) и приклеивают к корпусу.

Когда модель собрана, её следует покрасить. На бортах лодки проводят карандашом ватерлинию на расстоянии 5 мм от днища. Борт ниже ватерлинии окрашивается в красный цвет, а борт выше ватерлинии, фальшборт изнутри - в цвет, выбранный по усмотрению кружковцем. Если используются краски, которые разводятся водой (акварель, гуашь), то модель затем необходимо покрыть лаком. Для большей устойчивости лодки-плоскодонки на воде следует положить на дно корпуса груз.

Поскольку днище модели плоское и не имеет выступающих частей кильблок (подставку) для модели можно не делать.

Во время работы над моделью учащиеся не только учатся способам изготовления моделей из картона и их окраске, но и знакомятся с судостроительными терминами, применяемые в моделизме и частями, деталями судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Макетирование»

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Макетирование»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1

Форма обучения Форма обучения – очная и дистанционная

Форма обучения Форма обучения – очная и дистанционная

Развивающие - создать условия к саморазвитию обучающихся; - содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству; -развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора; - пробуждение…

Развивающие - создать условия к саморазвитию обучающихся; - содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству; -развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора; - пробуждение…

Должны знать : - Основные свойства материалов для моделирования; -

Должны знать : - Основные свойства материалов для моделирования; -

Принцип доступности; - Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности; -

Принцип доступности; - Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности; -

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей - конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм; - конструирование моделей…

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей - конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм; - конструирование моделей…

Знакомство с правилами поведения в объединении

Знакомство с правилами поведения в объединении

Практическая работа. Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта

Практическая работа. Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу

Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу

Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год

Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год

Постройка сложных объёмных моделей -изготовление моделей из готовых геометрических форм; - постройка моделей наземного транспорта -постройка моделей воздушного транспорта -изготовление модели движущегося человечка; - изготовление…

Постройка сложных объёмных моделей -изготовление моделей из готовых геометрических форм; - постройка моделей наземного транспорта -постройка моделей воздушного транспорта -изготовление модели движущегося человечка; - изготовление…

Знакомство с правилами поведения в объединении

Знакомство с правилами поведения в объединении

Постройка сложных объёмных моделей

Постройка сложных объёмных моделей

Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год

Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год

Начало года Начало года

Начало года Начало года

Текущий (по мере изучения материала)1

Текущий (по мере изучения материала)1

Для проведения контроля применять специально подготовленные задания, тесты, контрольные вопросы др

Для проведения контроля применять специально подготовленные задания, тесты, контрольные вопросы др

Групповая, индивидуальнаяСловесные, наглядные, практическиеШаблоны, чертежи, образцы моделей

Групповая, индивидуальнаяСловесные, наглядные, практическиеШаблоны, чертежи, образцы моделей

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обученияСтартовая диагностическая методика 1

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обученияСтартовая диагностическая методика 1

Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год

Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год

Методист. Научно - методический журнал

Методист. Научно - методический журнал

Журнал «Моделист – конструктор»

Журнал «Моделист – конструктор»

Приложение 1 Темы бесед с обучающимися: 1-й год обучения

Приложение 1 Темы бесед с обучающимися: 1-й год обучения

Приложение 2 Модель лодки-плоскодонки из плотной бумаги

Приложение 2 Модель лодки-плоскодонки из плотной бумаги

Для большей устойчивости лодки-плоскодонки на воде следует положить на дно корпуса груз

Для большей устойчивости лодки-плоскодонки на воде следует положить на дно корпуса груз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2021