Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" по учебному предмету "Другой инструмент (фортепиано)"
Оценка 4.7

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" по учебному предмету "Другой инструмент (фортепиано)"

Оценка 4.7
doc
26.11.2023
Дополнительная общеразвивающая программа  в области музыкального искусства "Народные инструменты" по учебному предмету "Другой инструмент (фортепиано)"
программа другой инструмент (фортепиано).doc

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2» города Сарова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

 

по учебному предмету

 

ДРУГОЙ ИНСТРУМЕНТ

(фортепиано)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2023

Структура программы учебного предмета

 

I.       Пояснительная записка                                                                       

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени;

          - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

          - Структура программы учебного предмета

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II.      Содержание учебного предмета                                                          

       - Учебно-тематический план

       - Годовые требования

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся  

        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

 

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                      

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                                  

- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы    обучающихся;

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы          

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

 

 

 

 

 

 

I.    Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Другой инструмент (фортепиано)» разработана на основе  «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на
дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки
музицирования.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, овладение основами аккомпанемента, подбора по слуху, импровизации  и необходимые навыки самостоятельной работы.

 В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется
включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Занятия
ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания.

Еще в начале XIX века Н. А. Римский – Корсаков указывал на
первостепенную значимость игры на фортепиано, как неотъемлемую часть
воспитания музыканта на всех этапах обучения. Он писал: «Фундамент
музыкальной профилизации должен закладываться с детских лет через
обучение пению или игры на инструменте (особенно фортепиано), что создает
наиболее благоприятные условия для развития природных музыкальных
данных и общей музыкальной культуры».

       Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы составляет 3 года. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Другой инструмент фортепиано» при 3-летнем сроке обучения составляет 102 часа.

 

    Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

 

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

 

Количество недель

16

18

16

18

16

18

102

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

204

 

 

 Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

 

Цель и задачи учебного предмета

          Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства, формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

·     развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

·     владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

·     формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов- non legato, legato, staccato;

·     развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

·     овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

·     обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле, подбору по слуху, импровизации;

·     владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

·     приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

 

Структура программы  учебного предмета

Программа содержит  следующие разделы:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки обучающихся;

·     формы и методы контроля, система оценок;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

·     словесные (объяснение, беседа, рассказ);

·     наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

·     эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

·     практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу(наличие нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.

II. Содержание учебного предмета

 

 

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Другой инструмент (фортепиано)»  рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.  Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета соответствует направленности  общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.   

Годовые требования содержат примерные исполнительские программы, которые могут изменяться с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для одарённых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, аккомпанементы голосу, домре.

 

Первый год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами  non  legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов. 

Разучивание в течение года 5-6 разнохарактерных произведений из различных сборников для первого года обучения игре на фортепиано.

Знакомство со строением мажорной гаммы, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки, форма «период».

Гаммы До, Соль, Ре изучаются  в ознакомительном порядке отдельно каждой рукой в одну октаву. Упражнения Ш. Ганона (сборник «Пианист-виртуоз», часть 1, №1, №2, №6)

Чтение с листа.  Начинать читать с листа следует с простых песенок, которые состоят из 2-3-х нот и исполняются только одним пальцем (поочерёдно) каждой руки на non legato. Пьесы необходимо давать в порядке их усложнения.
Главная задача этого периода – научить ребёнка при игре non legato слышать
связь между звуками, а также видеть и слышать направление движения
мелодии, которую они составляют. Затем переходить к игре legato и вводить
более мелкие длительности нот – восьмые.

Развитие творческих навыков: импровизация, композиция и подбор по слуху.

Подбор по слуху следует начинать с простых попевок на двух-трех звуках. Затем постепенно увеличивать диапазон мелодий. Мелодии должны быть знакомы ученику. Со второго полугодия рекомендуется заниматься подбором несложного сопровождения в виде опорных звуков гармоний в басу.

Задания по импровизации и композиции могут быть следующие:

 - прочитать четверостишие в разном ритме;

 - ритмическая импровизация с помощью разных шумовых звуков (шаги, хлопки, щелчки и т.д.);

 - импровизация на конкретно выбранных клавишах (например, пятиступенный звукоряд на черных клавишах);

 - знакомство с выразительными возможностями интервалов;

 - импровизация на рисунок;

 - звуковая иллюстрация сказки;

 - сочинение небольшой мелодии на заданный ритм;

 - досочинить мелодию.

 

За  год учащийся может выступать на классных вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений могут выставляться педагогом по четвертям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный репертуар

 

 

Первое полугодие

Второе полугодие

Гнесина Е.  «Фортепианная азбука»

Королькова И. «Крохе-музыканту», часть 1

Корганов Т. «Гамма-вальс»

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Пьесы: «Вальс собачек», «Воробей», «Дразнилка»

Сборник «Начинаю играть на рояле». Самые первые пьесы: «Кот-мореход», «Серенькая кошечка» и др.

Вебер К.М. «Приглашение к танцу»

Берлин Б. «Пони «Звездочка»

Книппер Л. «Полюшко-поле»

Кессельман В. «Маленький вальс»

Сиротин С. «Полька-Карабас»

Смирнова Н. «Хорошее настроение»

Гретри А. «Кукушка»

Словацкая плясовая

Этюды из сборника «Фортепианная техника в удовольствие», 1 класс

Королькова И. «Крохе-музыканту», часть 2

Юдовина-Гальперина Т. «Большая музыка-маленькому музыканту». Альбом 1

 

 

Второй год обучения

 

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Разучивание в течение года 4-6 разнохарактерных произведений из различных сборников для второго– третьего года обучения игре на фортепиано.

Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор двумя руками на две октавы, аккорды  (трезвучие с обращениями отдельно каждой рукой), короткие арпеджио изучаются в ознакомительном порядке. Упражнения Ш.Ганона (по выбору преподавателя).

Развитие творческих навыков: подбор по слуху, композиция и импровизация.

Мелодии для подбора по слуху усложняются. Обязательно включать композиции из фильмов,  мультфильмов, которые интересны ученику. Усложняется и партия левой руки. В аккомпанементе используются трезвучия главных ступеней (с продвинутыми учениками и обращения трезвучий).

Ученик знакомится с разными видами фактуры.

 

Задания по импровизации и композиции:

- прочитать четверостишие в разном ритме;

 - ритмическая импровизация с помощью разных шумовых звуков (шаги, хлопки, щелчки и т.д.);

 - импровизация на конкретно выбранных клавишах;

 - использование выразительных возможностей интервалов для создания  нужного образа;

 - импровизация на рисунок;

 - звуковая иллюстрация сказки;

 - сочинение собственной мелодии, мелодии на заданный ритм, на заданный мотив. Форма – период.

 

Примерный репертуар

Первое полугодие

Второе полугодие

Волков В. «Незабудка»

Аллерм Ж.М. «Блюз первого века»

Мюллер А. «Андантино»

Нефе К. «Андантино»

Пьесы из сборника «Фортепианная техника в удовольствие», 2 класс.

«Колыбельная « из к/ф «Цирк»

Беркович И. Этюд F-dur

Хаслингер Т. «Сонатина»

Роули А. «В стране гономов»

Шуберт Ф. «Военный марш»

Пьесы из сборника «Фортепианная техника в удовольствие», 2 класс.

Штраус И. «Голубой Дунай». В легком переложении

Виноградов Ю «Танец медвежат». Обработка Визной И.

Градески Э. «Мороженое»

Варламов А. «На заре ты ее не буди»

Глинка М. И. Хор «Славься»

Кингстей Г. «Золотые зерна кукурузы»

 

 

 

Третий год обучения

 

В третьем  классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения. Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Разучивание в течение года 4-6 разнохарактерных произведений из различных сборников для третьего (и выше) года обучения игре на фортепиано.

Знакомство с минорными гаммами (по выбору преподавателя), аккорды и арпеджио к ним двумя руками на 2 октавы.  

Развитие творческих навыков: подбор по слуху, композиция и импровизация.

Постепенное усложнение мелодий для подбора по слуху, знакомство с доминантовым септаккордом, аккордами побочных ступеней.  

Задания по импровизации и композиции:

- ритмическая импровизация с помощью разных шумовых звуков (шаги, хлопки, щелчки и т.д.);

 - импровизация на конкретно выбранных клавишах;

 - использование выразительных возможностей интервалов для создания  нужного образа;

 - импровизация на рисунок;

 - звуковая иллюстрация сказки;

 - сочинение собственной мелодии, мелодии на заданный ритм, на заданный мотив. Форма – период;

 - сочинение собственной небольшой пьесы.

 

 

 

 

 

Примерный репертуар

Первое полугодие

Второе полугодие

«Старинный танец», неизвестный автор

Денисов Э. «Ласковая песенка»

Пьесы из сборника «Фортепианная техника в удовольствие», 3 класс.

Беркович И. «Этюд» (тема Паганини)

Шуберт Ф. «Менуэт»

Кембер Д. «Марш для двух басовых ключей»

Майкапар С. «Раздумье»

Гайдн Й. «Менуэт»

Бетховен Л.  «Марш» из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Чайковский П.И. «Вальс» из балета «Спящая красавица»

 Равель М. «Павана спящей красавицы»

 

Гендель Г. «Чакона»

Пьесы из сборника «Фортепианная техника в удовольствие», 3 класс.

Нефе Х. «Шутка»

Чайковский П.И. Тема из балета «Лебединое озеро». В легком переложении.

Чайковский П.И. Симфония №5,2 часть, тема. В легком переложении.

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». «Волынка», «Ария» (ре минор)

Штейбельт Б. «Адажио»

Шуберт Ф. «Немецкий народный танец»

Моцарт В.А. «Колыбельная песня»

Гайдн Й. «Анданте» из симфонии «Сюрприз»

Бах И.С. «Сарабанда» из Французской сюиты ре минор

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы по учебному предмету «Другой инструмент (фортепиано)»  является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

 

- знаний:

·        основ музыкальной грамоты;

·        основных средств выразительности, используемых в  музыкальном искусстве;

·          наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- умений:

·        использовать выразительные средства для создания художественного образа;

·        самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

·        подбирать по слуху понравившиеся мелодии;

·        импровизировать и сочинять;

        - навыков:

·        исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

·        навыков публичных выступлений.

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Основными видами контроля успеваемости по предмету  «Другой инструмент (фортепиано)»  являются:

·        текущий контроль успеваемости учащихся,

·        промежуточная аттестация,

·        итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета  и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

·     отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

·     качество выполнения домашних заданий;

·     инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

·     темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, контрольные уроки, а также концерты.

Содержание промежуточной аттестации по полугодиям:

 

Полугодие

Требования

1

Исполнение одного музыкального произведения двумя руками в скрипичном ключе

2

Исполнение одного музыкального произведения в ансамбле с преподавателем

3

Исполнение одного музыкального произведения двумя руками в скрипичном и басовом ключе

4

Исполнение двух разнохарактерных музыкальных произведений, одно из которых в ансамбле с преподавателем.

5

Исполнение одного музыкального произведения, подбор мелодии с аккомпанементом или исполнение собственного сочинения

 

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма итоговой аттестации – зачёт с оценкой. Содержание – два разнохарактерных произведения, подбор мелодии с аккомпанементом или исполнение собственного сочинения.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

·        формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

·        наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

·        овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

·        степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение с

небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

  В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:

   - техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

   - художественная трактовка произведения;

   - стабильность исполнения;

   - выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса

 

1.Методические рекомендации преподавателям.

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на  обучение по предпрофессиональной программе,  продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию. 

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее  учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:             

·       разработка педагогом заданий различной трудности  и объема;

·       разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

·       вариативность темпа освоения учебного материала;

·       индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности. 

Работа с учащимся включает:

·     решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;

·     работа над приемами звукоизвлечения;

·     тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;

·     формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;

·     разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности,  доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и  ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух. 

 Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

               2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.  

Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться  педагогом регулярно.  

 

 

 

 

 

 

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список  рекомендуемой нотной литературы

1.     Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. - М.:Композитор, 2003

2.     Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962

3.     Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

4.     Альбом ученика-пианиста: Учебно-методическое пособие. 3 класс/ сост.Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов- н/Д: Феникс, 2005

5.     Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

6.     Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

7.     Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов- н/Д: Феникс, 2007

8.     Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. Хрестоматия 1-3 классы. –СПб.: Композитор, 2017

9.     Геталова О. Летом в деревне. - СПб.: Композитор, 2006

10. Гнесина Е. Фортепианная азбука. – Советский композитор, 1979

11. За роялем всей семьей. Популярные произведения для фортепиано в 4 руки./сост. Андреева Н.В., Индейцева Л.Н. – СПБ.: Композитор, 2007

12. Королькова И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких.: ч.1.  – Ростов- н/Д: Феникс, 2014

13. Королькова И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких: ч.2.  - Ростов -н/Д: Феникс, 2014

14. Легкие ансамбли для фортепиано в 4 руки./ сост. Натансон В. – М.: Советский композитор, 1961

15. Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

16. Литовко Ю. Один + один. Сборник ансамблей для начинающих пианистов.-СПб.: Союз художников, 2005

17. Милич Б. Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006

18. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. Новосибирск, Окарина, 2008

19. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина. - М.: Современный композитор, 1986

20. Начинаю играть на рояле: учебное пособие для фортепиано/ сост. Березовский Б., Борзенков А., Сухоцкая Е. – СПб.: Грифон, 1992

21. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976

22. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.Ляховицкая, Л.Баренбойм. М., 1962

23. Смирнова Т.Н. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1,2,3. Москва, 1994

24. Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, Л.Рощина. - М.: Музыка, 1988

25. Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес. 1 кл., 2006

26. Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес. 2 кл., 2006

27. Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес. 3 кл., 2006

28. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. - М.: Музыка, 1983

29. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. -М.: Музыка, 1989

30. Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989

31. Чайковский П.И.    Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006

32. Школа игры на фортепиано/ ред. Николаев А.- М.: Музыка

33. Юдовина-Гальперина Т.Б. Большая музыка-маленькому музыканту. Лёгкие переложения для фортепиано. -  СПб.: Композитор, 2004

 

 

Список рекомендуемой  методической  литературы

 

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979

4.Борухзон Л.М. Музыкальная импровизация. Путь к творчеству. Учебное пособие по методике Г.Вольнер. – СПб.: Композитор, 2023

5.Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии в шести тетрадях. – СПб.:Композитор

6.Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965
7.Богданович Н. Обучение сочинению и импровизации на уроках композиции в детских музыкальных школах. Методическая разработка. – СПб.: Композитор, 2021

8.Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. - СПб.: Композитор

9.Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре". Москва, 1961

10. Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953

11. Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967

12. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва, 1963

13.Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987

14. Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997

15. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". Москва, 1997

16.Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974

17.Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973

18.Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959

19. Ядова И. Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано. – СПб.:Композитор, 2018

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2» города

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2» города

Структура программы учебного предмета

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

П редмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания

П редмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания

Аудиторные занятия 16 18 16 18 16 18 102

Аудиторные занятия 16 18 16 18 16 18 102

Структура программы учебного предмета

Структура программы учебного предмета

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой

Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой

Развитие творческих навыков: импровизация, композиция и подбор по слуху

Развитие творческих навыков: импровизация, композиция и подбор по слуху

Примерный репертуар

Примерный репертуар

Ученик знакомится с разными видами фактуры

Ученик знакомится с разными видами фактуры

Третий год обучения В третьем классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения

Третий год обучения В третьем классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения

Примерный репертуар Первое полугодие

Примерный репертуар Первое полугодие

IV. Формы и методы контроля, система оценок

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета

Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося

Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога

VI . Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

VI . Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Литовко Ю. Один + один. Сборник ансамблей для начинающих пианистов

Литовко Ю. Один + один. Сборник ансамблей для начинающих пианистов

Юдовина-Гальперина Т.Б. Большая музыка-маленькому музыканту

Юдовина-Гальперина Т.Б. Большая музыка-маленькому музыканту

Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано"

Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2023