Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
"Детская музыкальная школа с.Пестравка»
структурное подразделение села Марьевка
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
по учебному предмету
ОСНОВЫ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА
МАРЬЕВКА 2021
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании педагогического Директор МБУДО ДМШ с.Пестравка
совета МБУДО ДМШ с.Пестравка _________________Козленко Э.В.
Протокол №___ от __________2021г «__»_____________2021
Приказ № ______
Разработчик: Лашина Татьяна Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории, театрального отделения МБУДО ДМШ с.Пестравка, структурного подразделения села Марьевка.
Рецензия
на программу учебного предмета «Основы актерского мастерства» дополнительной общеразвивающей программы в области театрального искусства.
Разработчик: Лашина Т.И.
Программа учебного предмета «Основы актерского мастерства» на 3 года обучения, разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». Направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013, является комплексной общеразвивающей образовательной программой с минимальными объемами учебного времени, необходимыми для освоения основ театрального творчества. Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценок, методические рекомендации, перечень литературы.
Содержание программы учебного предмета направлено на воспитание целостной творческой личности, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся средствами театрального искусства. Программа учебного предмета «Основы актерского мастерства» учитывает опыт реализации образовательных программ по театральному направлению в различных организациях дополнительного образования детей.
Данная программа дает преподавателям убедительные рекомендации на разных этапах работы с учеником. Важным моментом является рассмотрение и уточнение содержание по годам обучения, где подробно описывается, какие именно знания, умения и навыки должен продемонстрировать ученик на определенном этапе обучения.
Программа содержит списки учебной, методической литературы.
Программа учебного предмета «Основы актерского мастерства» общеразвивающей программы театрального творчества, рекомендована для реализации в учебном процессе театрального отделения МБУДО ДМШ.
Директор ДМШ с.Пестравка___________ Козленко Э.В.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
-Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся;
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-Цели и задачи учебного предмета;
-Обоснование структуры учебного предмета;
-Методы обучения;
-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание предмета
-Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
-Список рекомендуемой методической и учебной литературы;
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета , его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета « Основы актерского мастерства» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 Общеразвивающая программа «Основы актерского мастерства» знакомит детей с языком театрального искусства, вводит их в лабораторию творчества, открывает пути художественного познания мира, воспитывает эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, вовлекает их в процесс духовного роста, что ни в коем случае не значит, что каждый из них будет актером. Важен сам процесс.
Учебный курс программы «Основы актерского мастерства» предусматривает получение системы знаний о театре и об актерском искусстве. Данная общеразвивающая программа является адаптированной, составлена на основе образовательной программы «Основы актерского мастерства по методике З. Я. Корогодского» (авторы-составители Е. Копылова, Ю. Качалов, М: 2002 ).Программа также основана на личном педагогическом опыте. Программа разработана с целью внедрения в практику данного предмета на театральных отделениях ДМШ и ДШИ. Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным в комплексе предметов на театральном отделении. Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению и развитию творческого потенциала обучающегося.
-Срок реализации учебного предмета, возраст обучающих:
Срок освоения программы «Основы актерского мастерства» для детей ,поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6,6-11лет составляет 3 года.
Программа рассчитана на 3 года обучения по 1 часу в неделю - всего 34 учебные недели в год ,продолжительность урока 40 минут.
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Основы актерского мастерства».
Год обучения |
|
1 |
2 |
3 |
|
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
всего |
Кол-во часов |
0 |
34 |
34 |
34 |
102 |
|
|
|
|
|
|
Форма проведения учебных занятий.
Основной формой работы является групповая : от 3 до 10 человек в группе.
Формы, методы, приемы обучения осуществляются с учетом возрастных особенностей детей. В младших группах проходят игры – уроки. Это форма занятий способствует раскрепощению детей, умению действовать в предлагаемых обстоятельствах, развитию внимания, воображения, фантазии.
У детей старших возрастных групп более устойчивое и сосредоточенное внимание, более развито мышление и память, шире представление о жизни, более осознанное эстетическое отношение к окружающей действительности и к произведениям искусства. Это дает возможность проводить уроки – тренинги, импровизационные уроки, творческие лаборатории, на которых дети чувствуют, что они сами являются авторами и исполнителями будущего действия, имеют возможность показать себя, дать волю воображению и фантазии.
Занятия строятся на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, адаптированной для детей.
-Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Нравственное и умственное развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности
2. Развить способности к продуктивной коллективной деятельности.
3. Познакомить учеников с театром как видом искусства.
4. Развивать личностные и творческие способности детей.
5. Снять психологические и мышечные зажимы.
6. Научить в области актёрского мастерства:
7. Дать основные теоретические понятия в области театральной деятельности
а) элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие;
б) М.А.Чехов: Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения. Перспектива актера и перспектива роли. Зерно сценического образа. Характер и характерность. Жанр и стиль.
8. Развивать в процессе работы на сцене :
9. Развивать в процессе постановочной работы:
- Структура программы учебного предмета «Основы актерского мастерства»
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– словесный (рассказ, беседа, объяснение);
– наглядный (наблюдение, демонстрация);
– практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база школы, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.
Дидактические материалы:
Материально-технические:
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Основы актерского мастерства» связан с другими предметами театрального направления («Подготовка концертных номеров», «Беседы об искусстве», «Театральные игры» и т.д.).
Важной задачей совокупности всех предметов является принципиальная нацеленность занятий на формирование актерских умений юных исполнителей, в основе которых лежит развитая способность реализовывать сценическое действие.
Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.
Учебно-тематический план.
|
Наименование разделов и основных тем |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ВСЕГО |
|
1-год обучения (2 класс) |
|
34 |
|
Актерские тренинги и упражнения. |
22 |
|
|
Освобождение мышц |
4 |
|
|
Развитие актерского внимания |
4 |
|
|
Фантазия и воображение |
4 |
|
|
Воспитание сценической свободы и рабочего самочувствия |
4 |
|
|
Сценическая вера. |
4 |
|
|
Факт. Сценическое отношение-оценка факта. |
2 |
|
|
Основы исполнительского мастерства |
12 |
|
|
Моделирование образов животных |
3 |
|
|
Упражнения-зарисовки на память физических действий |
3 |
|
|
Коллективная учебная постановка. |
6 |
|
|
2-год обучения (3 класс) |
|
34 |
|
Актерские тренинги и упражнения. |
17 |
|
|
Сценическое действие. |
2 |
|
|
Действенная задача. |
1 |
|
|
Предлагаемые обстоятельства Внутренний монолог. Второй план. |
2 |
|
|
Атмосфера. Темпо-ритм |
2 |
|
|
Сценическое пространство Ощущение пространства. |
2 |
|
|
Мизансцена. Композиция . |
2 |
|
|
Этюд. Принципы построения этюда |
2 |
|
|
Овладение словесным действием |
2 |
|
|
Сценическое событие |
1 |
|
|
Конфликт – как условие сценической выразительности. |
1 |
|
|
Основы исполнительского мастерства |
17 |
|
|
Бессловесные этюды |
2 |
|
|
Этюды на рождение слова |
2 |
|
|
Этюды - наблюдения |
2 |
|
|
Этюды на событие |
1 |
|
|
Этюды на достижение цели |
1 |
|
|
Этюды на столкновение контрастных атмосфер |
1 |
|
|
Работа над этюдами |
1 |
|
|
Коллективная учебная Постановка |
7 |
|
|
3-год обучения (4 класс) |
|
34 |
|
Актерские тренинги и упражнения |
13 |
|
|
Сценическое общение. Коллективная согласованность |
3 |
|
|
Взаимодействие с партнером. Контакт |
3 |
|
|
Импровизация с партнером на музыку |
3 |
|
|
Импровизация с партнером на заданную тему |
2 |
|
|
Психологический жест Актерская интонация |
2 |
|
|
Основы исполнительского мастерства |
21 |
|
|
Этюды на музыкальное произведение |
2 |
|
|
Парные и групповые этюды на наблюдения |
2 |
|
|
Этюды на свободную тему |
2 |
|
|
Импровизация в этюдах |
2 |
|
|
учебный спектакль |
13 |
|
Годовые требования :
1- год обучения
Главным направлением первого года обучения, по предмету «Основы актерского мастерства» является приобщение детей к театральному искусству, что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Необходимы посещения театров, музеев, концертов и т.д., что предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания художественного языка и его специфики.
Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.
Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.
Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.
Беседа о театре. .
Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что запомнилось? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели сыграть?
Театр как вид искусства. Театр - синтез различных искусств.
Школа жизни — самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, — вот что такое театр.
Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, которые осуществляют последовательный, поэтапный отбор элементов актерской техники и пробуждают личную активность каждого учащегося без насилия над его природой. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Мышечная свобода — основной закон органического поведения человека в жизни. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене.
Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для совершения того или иного действия.
Напряжение и расслабления мышц ног, рук, туловища, головы, лица.
Перекат напряжения из одной части тела в другую.
Снятие телесных зажимов.
Внимание (сценическое внимание)– очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве.
1. Зрительная и слуховая память.
2. Эмоциональная и двигательная память.
3. Мышечная и мимическая память.
4. Координация в пространстве.
Воображение и фантазия. Воображение – ведущий элемент творческой деятельности. Без воображения не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию и воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления.
2. Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД)
Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальной жизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.).
Оценка факта состоит из двух частей – фиксация факта и реакция на факт. Факт - (поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств), который заставляет изменить предыдущее сценическое поведение.
Развитие наблюдательности и зрительной памяти – освоение умения отображать пластику животного . Моделирование образа животного – через отображение характера.
Жест, мимика, движение, речь- слагаемые исполнительского мастерства.
Воспитание сценических навыков и рабочего самочувствия.
2- год обучения
Этюды на внутреннее действие (публичное одиночество)
Ввести понятие «четвертой стены». Концентрация внимания «внутри себя».
Основные вопросы в работе над внутренним действием – что я чувствую? Что со мной происходит? Чего я хочу?
Предлагаемые обстоятельства
Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иному действию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства, предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Они побуждают к действию, двигают и развивают процесс:
– откуда пришел?
– зачем пришел?
– куда направляюсь?
– чего хочу?
– что мешает добиться желаемого?
Итак, предлагаемые обстоятельства – это совокупность условий и ситуаций, в которых происходит сценическое действие.
« Если бы….»
Магическое «если бы» К.С. Станиславского, подлинная вера в сочиненные обстоятельства являются основой в работе над этюдами.
Совершение ранее выполненных физических действий с условием «если бы…». Как я буду рисовать, если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или плохо пишет ручка и т.д.
«Я в предлагаемых обстоятельствах»
Выполнение одного и того же действия, с различными предлагаемыми обстоятельствами. Разбор педагога с учащимися насколько удачно или неудачно, логично или нелогично придуманы и использованы различные предлагаемые обстоятельства.
Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами
Обострение предлагаемых обстоятельств активизирует сценическое действие, а наличие препятствий и их преодоления через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие, делает его более интересным.
Темпо-ритм
Темп – это скорость исполняемого действия.
Ритм – это размеренность и интенсивность действия, его организация во времени и пространстве.
Темпо-ритм внешний и внутренний
Этюды на соответствие внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения соответствует внутреннему ощущению; бегу, т.к. опаздываю в школу).
Этюды на контраст внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения не соответствует внутреннему ощущению. Бегу на уроке физкультуры, а мечтаю о подарках на день рожденья).
Предлагаемые обстоятельства определяют темпо-ритм
Этюды на физическое действие с разными предлагаемыми обстоятельствами (зашнуровать ботинки или заплести косичку на контрольной по математике; за десять секунд до выхода на сцену; в переполненном вагоне метро и т.д.).
Заданный темпо-ритм определяет выбор предлагаемых обстоятельств.
Придумать предлагаемые обстоятельства на заданное физическое действие, выполняемое с определенной скоростью (убрать со стола посуду со скоростью №№1, 5, 10 и т.д.).
Самым важным направлением этого года обучения является достижение естественного и раскованного самочувствия учащихся на сценической площадке. Все усилия преподавателя направлены на пробуждение в учениках их природной органики, развитие актёрских данных. Элементы психофизической техники вводятся постепенно от простого к сложному, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволит закрепить учащимся полученные навыки и освоить новый материал. В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга учащимися осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и тренинги.
Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволит удержать активный темп работы и избежать переутомления учащихся.
На данном этапе обучения самым важным направлением является достижение осмысленного существования учащихся на сценической площадке. И в тренингах и в этюдах необходимо добиваться непрерывного мыслительного процесса.
Атмосфера - окраска, настроение ситуаций, созданная психофизическим действием и сценическим самочувствием, среда, в которой развиваются события.
Упражнения на столкновение атмосфер, например: абитуриенты ждут результаты экзамена - атмосфера общая, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга. Выходит педагог и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две группы поступивших и не поступивших.
Мизансцена (расположение на сценической площадке) – должна быть действенной, «говорящей».
Примерное упражнение: «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не вставать спиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не трогать их во время сценического действия.
Внутренний монолог - мысли и чувства, обращенные к себе.
Второй план – это всегда личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?».
Первый план – это тактика поведения, т.е. что я делаю, для того чтобы получить то, что я хочу.
Примерное упражнение: "Ум, чувства, тело”. Придумывается ситуация «Я в предлагаемых обстоятельствах». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет его "умом”, кто – "чувствами”, кто – "телом”. Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали "частями” участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.
Овладение словесным действием. Умение действовать словом приобретается в процессе активного контакта, при котором слова становятся необходимым средством воздействия на партнеров. В этом случае словесные действия не отрываются от физических; они вытекают из них и сливаются с ними. С первых шагов работы над словом важно, чтобы ученики почувствовали неразрывную связь словесного действия с физическим. Чтобы слово стало орудием действия, необходима настройка всего физического аппарата на выполнение этого действия.
Этюды - это основной профессиональный навык. Самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С этого года обучения и дальше в содержании этюдов необходимо наличие действенной задачи и события.
Действенная задача отвечает на вопросы: «Чего я хочу? Для чего я это делаю?»
Событие – это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменяют сценическое поведение, психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние.
Примерные задания и темы этюдов:
На достижение цели - «на уроке рисования»- нарисовать портрет этого мальчика, который сидит к тебе спиной.
Этюды на события - «Впервые в жизни», «Записка», «Находка», «Сломал!?» ...
Одиночные этюды на зону молчания - «Не могу решить задачу!», «Объяснительная записка», «Письмо от друга», «Сказать или не сказать?»…
Этюды на рождение слова - «Не хочу!», «Прости», «Надоело»….
Парные этюды на зону молчания:
«Предлагаемые обстоятельства таковы, что Новый год вы встречаете вдвоем, но вы в ссоре».
«На контрольной попытаться списать ответы у очень вредного соседа по парте».
Важно, чтобы в этом задании было оправдано молчание, сочинить такие предлагаемые обстоятельства, при которых разговаривать нельзя или незачем.
Парные этюды на рождение фразы - «Пойдем домой(?) (!)», «Я решил…(бросить музыкальную школу), (уехать от вас) ….». Главное выбирать фразы действенные или событийные.
Основным методом обучения является импровизация, которая предполагает свободное проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого импровизационного мышления. Вводятся понятия: действенной задачи, события и его оценки. Учащиеся должны овладеть ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним монологом и приступить к самому сложному действию – воздействию словом.
3-год обучения
Ощущение пространства. Упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах тренировать умение действием заполнить пространство. Уметь создать атмосферу «внутри меня» и существовать в атмосфере «вокруг меня».
Этюды – наблюдения
-- Наблюдения за людьми: «В школьном автобусе», «На остановке», «В кафе»…
-- Пародии: « Мой любимый артист, певец ,телеведущий», «Пародии друг на друга»
Центральной темой этого года обучения является формирование навыков взаимодействия с партнером. Овладение навыками общения, умения менять пристройки, использовать разные тактики по отношению к партнерам, видеть, слышать, понимать, предугадывать дальнейшее действие друг друга. Четко знать действенную задачу – что я хочу получить (добиться, узнать и т.д.) от партнера. Здесь помимо осознания того: «Что делаю я? Что происходит со мной? Чего я хочу?» идет непрерывное внимание к тому: «Что делает он? Что с ним происходит? Чего он добивается?». Использовать все виды сценического воздействия. Вводятся новые понятия - психологического жеста и актерской интонации. Конфликт как основа драматургического построения этюда. Борьба, столкновение интересов - основной двигатель действенного процесса.
В тренингах продолжать использовать импровизационный метод работы. Умение существовать и взаимодействовать на площадке вдвоем, втроем и в группе. Отработать эти навыки различными способами – импровизации на музыкальный материал, на заданную тему, на заданный пластический рисунок и т.д. Упражнения на действенный жест - вместо фразы рождается жест, например: «Не трогай меня!», «Давай быстрее!», «Не шуметь!». На психологический жест – контраст слова и жеста: «Уходи!», а в это время сжимать в кулаке, например, шарфик или ключи. Актерская интонация - сказать одну и ту же фразу с разными оттенками, подтекстами.
Задания и темы этюдов
Парные этюды на наблюдения – общение от лица наблюдаемого объекта, можно спровоцировать ситуацию, соединяя одиночные этюды на наблюдения между собой.
Этюды на картины -подбирать материал с действенной ситуацией, понятной детям. Адольф Вильям Бугро «Суп», «Трудный урок», «Уговоры», «Орехи», Ю. Леман «Провинился», К.Коровин «У балкона», «У открытого окна».
Этюды на музыкальное произведение -подбирать музыкальный материал образный, яркий в котором есть наличие события. С. Рахманинов «Этюды-картины» ор.39, М.Мусоргский «Картинки с выставки», С. Прокофьев «Детская музыка», Р.Шуман « Детские сцены» ор.15, «Альбом для юношества» ор.68.
Актерские тренинги и упражнения. Осуществляется самостоятельное проведение учащимися тренингов по всему курсу обучения, выполняются задания, этюды, физические действия в разных жанрах и стилях.
Знакомство с учениями К. С. Станиславского :
«Театральная этика»
«Система актерского мастерства»
«Работа актера над собой»
«Работа актера над ролью».
Идейно- тематический анализ пьесы.
Действенный анализ пьесы
Работа над ролью в учебном спектакле – это анализ событий пьесы, выделенных режиссером в соответствии с определенной им сверхзадачей спектакля. Создание биографии своего героя, исходя из предлагаемых обстоятельств, данных автором. Поиск сквозного действия спектакля и роли, событий и препятствий на пути достижения цели. Поиски внутренней и внешней характеристики образа. Стремление к «перевоплощению», предполагающему глубокое проникновение в поступки и отношения персонажей, овладение целями, взглядами, мыслями, стремлениями своего героя.
Подбор и изучение вспомогательного материала в работе над ролью – поиск исторического, этнографического, изобразительного, литературного материала, касающегося автора и его произведения.
Итогом творческой работы группы на третьем году обучения является публичный показ учебного спектакля. В конце этого года проводится экзамен.
1 полугодие – отрывки и этюды из учебного спектакля
2 полугодие экзамен – учебный спектакль на 45-60 мин
Работа над ролью в учебном спектакле - учащийся умеет работать над ролью в рамках режиссерского решения и в ансамбле с остальными исполнителями.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения программы учебного предмета «Основы актерского мастерства» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Виды аттестации по предмету «Основы актерского мастерства»:
– текущая,
– промежуточная.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала. Текущая аттестация проводится в форме открытых уроков, показов с приглашением зрителей.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Основы актерского мастерства». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Промежуточная аттестация по предмету «Основы актерского мастерства» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
Итогом каждого учебного полугодия является контрольный урок в форме творческого показа обучающихся по пройденным темам, а также коллективные постановки, концертные выступления, показ самостоятельных работ, на заключительном году обучения, в конце года проводится итоговая аттестация - экзамен- в форме показа учебного спектакля
1-год обучения
Контрольный урок 1
Актерский тренинг
Упражнения- зарисовки на «Память физических действий»
Моделирование образов животных.
Контрольный урок 2
Показ актерского тренинга по теме «От внимания к воображению»
Коллективная учебная постановка
2 –год обучения
Контрольный урок 3
Актерский тренинг
Творческий показ этюдных работ
Контрольный урок 4
Актерский тренинг
Коллективная учебная постановка
3-год обучения
Контрольный урок 5
Актерский тренинг
Творческий показ этюдных работ
Контрольный урок 6
Актерский тренинг
Коллективная учебная постановка
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Основы актерского мастерства»:
Оценка |
Критерии оценивания ответов |
5 («отлично») |
стремление и трудоспособность ученика, направленные к достижению профессиональных навыков, полная самоотдача на занятиях в классе и сценической площадке, грамотное выполнение домашних заданий, работа над собой |
4 («хорошо») |
чёткое понимание развития ученика в том или ином направлении, видимый прогресс в достижении поставленных задач, но пока не реализованных в полной мере |
3 («удовлетворительно») |
ученик недостаточно работает над собой, пропускает занятия, не выполняет домашнюю работу. В результате чего видны значительные недочёты и неточности в работе на сценической площадке |
2 («неудовлетворительно») |
случай, связанный либо с отсутствием возможности развития актёрской природы, либо с постоянными пропусками занятий и игнорированием выполнения домашней работы |
«зачет» (без отметки) |
промежуточная оценка работы ученика, отражающая, полученные на определённом этапе навыки и умения |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Методика образовательной деятельности по учебному предмету «Основы актерского мастерства» основана на практических и теоретических наработках лучших российских театральных школ, взявших в основу своей работы систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.).
На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального стимулирования – создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
После каждого урока необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи, поставленные на уроке, с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом?
Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо. Во-первых, использовать метод режиссерского показа. Исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала учащихся. Показывать не то, как вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку. Еще существует метод, так называемого «Играющего тренера», т.е. педагог является непосредственным участником тренингов и упражнений, это позволяет как бы «изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала.
Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать, мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к точному личностному разбору этюда или отрывка, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.
Метод сравнения эффективен, о нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое сравнение предметов между собой, - писал он, - предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение, заставляющее сделать это». Этот метод помогает педагогу и учащимся отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому, что…..» или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны более точно, чем в прошлый раз потому, что…».
В активном восприятии учащимися процесса обучения весьма существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему объяснению увлекательный характер, делать его живым и интересным, использовать множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. Необходимо соблюдать определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно формируются умения и навыки актерского искусства.
Основным методом формирования качества исполнительского мастерства является метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в выполнении того или иного задания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Следовательно - «…необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры» - К.С. Станиславский.
Начинать тренинг следует с формирования готовности у учащихся восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.
Важнейшие принципы, применяемые на занятиях по основам актерского мастерства, это:
- контрастность в подборе упражнений;
- прием усложнения заданий;
- комплексность задач на уроке и в каждом упражнении;
- выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога.
Работа над отрывками и учебным спектаклем через творческое взаимодействие ученика и учителя, этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного анализа произведения, позволят педагогу максимально раскрыть индивидуальность учащегося.
Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно, является дисциплина. Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.
Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития креативного мышления.
Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит метод создания проблемных ситуаций - представление материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет характер и личностные качества учащихся.
В методическую работу преподавателя также входит посещение с учениками учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев, филармоний и др.), просмотр видеозаписей спектаклей, мастер-классов известных актеров и режиссеров. Воспитание зрительской культуры формирует устойчивый интерес к театру, как к виду искусства.
Сцена – это самый сильный педагог, а зритель - самый строгий экзаменатор. Максимальное участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, позволит учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа учащихся заключается в посещении театров и других учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе над индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над ролью, работе над совершенствованием и закреплением профессиональных навыков.
VI. Список литературы и средств обучения
Список рекомендуемой методической и учебной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.