МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С.ВОЗЖАЕВКИ
Принята на заседании педагогического совета от «___»_________2020 года Протокол №______________
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки ________________О.А. Малитцкая «___»_______________2020 год |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Виртуальный академик»,
в том числе для детей сельской местности
Направленность программы – естественнонаучная
Уровень программы – стартовый (ознакомительный)
Возраст обучающихся – 7– 11 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Меньшикова Елена Геннадьевна, педагог дополнительного образования
Возжаевка, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик образования………….………..………3
1.1. Пояснительная записка……………………………...…….……………3
1.2.Цель и задачи программы………………………………….……..…......6
1.3. Содержание программы…………………………………...………..…7
1.4. Планируемые результаты………………………………….…………12
2.Комплекс организационно-педагогических условий………………………14
2.1. Формы аттестации …………………………………………………….14
2.2. Оценочные материалы……………………………………………….15
2.3. Исследование, описание практики……………………………….......17
2.4. Условия реализации программы………………………………………24
2.5. Методические материалы…………………………………………..….24
Рабочие программы……………………..…….…………………………………26
Календарный учебный график …………….…………………………………...41
Список литературы………………….………………………………………….43
Приложение 1 ……………………………………………………………………46
1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач процесса обучения по программе «Виртуальный академик» для обучающихся, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.
Вопрос «Кем быть?» - один из главных для каждого молодого человека. От его решения зависит вся дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов, как одного человека, так и общества в целом.
«Виртуальный академик» – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. Умение хорошо, т.е. правильно, вкусно и быстро, готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни.
Программа курса включает материал, который вызывает познавательный интерес обучающихся к традициям здорового питания, технологиям обработки продуктов, грамотному приготовлению блюд.
Умение вкусно готовить хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки — воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.
На занятиях «Виртуальный академик» воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты.
Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.
Направленность программы – естественнонаучная.
Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
· Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г № 1726-р);
· Приказа Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470)укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;
· Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
· Приказа Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470)создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
· Приказ МП РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
· Устав МОАУ ДО ЦДО с. Возжаевки.
Отличительная особенность реализации данной краткосрочной программы состоит в том, что осуществляется во взаимодействии с селами Белогорского района, в течении одного года, которое дает возможность обучаться в одной группе детям разного возраста и уровня подготовки с различными психофизиологическими особенностями и особенностями здоровья, при этом последовательно развивать способности всех обучающихся и тем самым дают возможность глубже познакомиться с основными способами приготовления пищи и т.д.
Актуальность программы «Виртуальный академик» в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.
Материал курса расположен по принципу усложнения и увеличения объемы сведений.
Адресат программы. Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-11 лет, в том числе для детей сельской местности.
Основные формы и методы обучения: практические работы, беседы, лекции, сюжетно-ролевые игры виртуально. На занятиях практикуется демонстрация учебных фильмов и различных наглядных средств обучения.
В большинстве тем предусмотрено проведение практических работ. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей должен овладеть основными способами приготовления пищи.
Практические работы целесообразно проводить, разделив учащихся на группы. В зависимости от задач занятия и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуальные формы организации практических работ. Каждый ученик должен овладеть всеми знаниями и умениями. На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности.
Занятия по программе «Виртуальный академик» тесно связаны с уроками трудового обучения. Занятия проводятся в специальном кабинете, в котором отведено место для классного участка и оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных курсом.
Обучающиеся ведут тетрадь для записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо рецепты, правила, полезные советы и т.п.
Занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, организацию правильного питания, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего их развития, на воспитание ответственности, самостоятельности, коллективизма, взаимовыручки.
Объем программы: 36 часов.
Режим работы: 1 час в неделю.
Наполняемость групп:1 группа, 15 человек.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы — формирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания, формирование интереса и практического применения знаний и умений.
Задачи программы:
1. Дать первоначальные сведения о кулинарии, научить составлять технологические карты приготовления первых и вторых блюд, научить распознавать виды и технологию приготовления теста.
2. Способствовать приобретению опыта работы на кухне.
3. Способствовать воспитанию интереса к кулинарии и уважению к мастерам этого дела.
1.3.Содержание программы
Учебный план
№ п/п
|
Наименование разделов тем |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля)
|
||
Всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
- |
1 |
Анкетирование, опрос |
2 |
Пища и ее предназначение в жизни человека. |
1 |
1 |
|
Беседа |
3 |
Культура питания как составляющая здорового образа жизни. |
1 |
|
1 |
Опрос, наблюдение |
4 |
Сортировка, мойка, очистка и нарезка. |
1 |
1 |
|
наблюдение |
5 |
Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов. |
1 |
1 |
|
Опрос |
6 |
Витамины их классификация содержание в продуктах питания. Приготовление салатов. |
2 |
|
2 |
Опрос |
7 |
Полезные свойства картофеля. Применение картофеля в народной медицине. |
3 |
|
3 |
Наблюдение, опрос |
8 |
Блюда русской кухни. Приготовление супов. |
3 |
1 |
2 |
Наблюдение, опрос |
9 |
Овощные гарниры. Значение гарниров из овощей, их вкусовые, питательные и качества. |
2 |
|
2 |
Наблюдение, опрос |
10 |
Технология приготовления горячих напитков |
2 |
|
2 |
Наблюдение, опрос |
11 |
Искусство сервировки стола. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, опрос |
12 |
Рациональное питание. Приготовление блюд из круп. |
2 |
|
2 |
Наблюдение, опрос |
13 |
Способы обработки пищевых продуктов. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, опрос |
14 |
История, виды, технология приготовления теста. |
4 |
2 |
2 |
Наблюдение, опрос |
15 |
Значения молочных блюд. Изделия из яиц и творога. Пищевая ценность яиц. Блюда из яиц. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, опрос |
16 |
Консервирование овощей, фруктов и ягод. |
3 |
1 |
2 |
Наблюдение, опрос |
17 |
Праздничная выпечка пасхи и пасхальных фигур. |
3 |
1 |
2 |
Наблюдение, опрос |
18 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
Итоговый контроль |
Итого |
36 |
11 |
25 |
|
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. 1час
Теория: Цели и задачи программы. Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Современная бытовая техника для приготовления пищи домашних условиях.
Примерный перечень практических заданий:
1.Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене.
2.Рациональное размещение инструментов на рабочих местах.
Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах.
2.Пища и ее предназначение в жизни человека. 1час
Теория: История развития и расширение пищевого рациона человека. Характеристика пищи как одной из существенных составляющих материальной культуры человека.
3.Культура питания как составляющая здорового образа жизни.1час
Практическая работа:
1.Выявление потребности человека в применении “кулинарного искусства.
2.Изучение обучающих данных о том, как, когда, сколько, что есть по информационным источникам, предложенным педагогом.
4.Сортировка, мойка, очистка и нарезка.1 час
Практическая работа: Формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей и их применение.
5.Первичная обработка овощей. 1час
Теория: Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов. Практическая работа: очистка и нарезка овощей кружочками, соломкой, брусочками, кубиками, дольками и ломтиками.
6.Витамины, их классификация. 2часа
Теория: Содержание в продуктах питания витаминов. Особенности приготовления пищи для сохранения витаминов.
Приготовление салатов. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в пище.
Практическая работа: Приготовление салатов. Перечень блюд: салат из белокочанной капусты с яблоками и сельдереем, салат из цветной капусты, салат из моркови, свёклы. Приготовление паровых блюд. Перечень блюд: рыба отварная с картофелем, голубцы мясные, котлеты паровые.
7. Полезные свойства картофеля.3часа
Теория(1час):Применение картофеля в народной медицине. Приготовление супов.
Практическая работа(2часа): Перечень блюд: картофель жареный, варёный, печёный. Супы и щи пища наших предков.
8.Блюда русской кухни.3часа
Теория(1час): Приготовление первых блюд.
Практическая работы(2часа): Перечень блюд: овощной суп, уха, щи, борщ.
9.Овощные гарниры.2часа
Теория: Значение гарниров из овощей, их вкусовые, питательные и декоративные качества.
Практическая работа: Овощные гарниры. Онлайн Кулинарная школа хорошей хозяйки. Приготовление запеченных овощей и моркови в молочном соусе.
10.Приготовление горячих напитков. 2часа
Теория: Приготовление горячих напитков. Полезные напитки на Руси. Практическая работа: чай из дикорастущих растений: шиповника, мяты, зверобоя, крапивы, иван-чай, фруктовый чай, кисель, компот.
11.Искусство сервировки стола. 2часа
Теория(1час): История появления и совершенствования посуды и столовых приборов. Сервировка стола. Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток. Правила поведения за столом.
Практическая работа(1час): 1.Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину.2.Сервировка праздничного стола.3.Приготовление праздничного блюда.
12.Рациональное питание. Приготовление блюд из круп. 2часа.
Теория: Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Приготовление блюд из круп Составление меню на день.
Практическая работа:1.Составление схем приготовления различных блюд.
2.Приготовление блюд из круп: пшенная каша, рисовая каша, манная каша.
13.Способы обработки пищевых продуктов. 2часа
Теория: Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Способы обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.
Практическая работа: Приготовлению вареных, тушеных и паровых блюд.
14. История, виды, технология приготовления теста.4часа
Теория(2часа): Рецептура и технология приготовления теста. Откуда к нам пришло тесто. Правила внутреннего распорядка на кухне. Инструменты и приспособления. Виды теста. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Состав теста и начинки для сметанника. Способы приготовления.
Практическая работа(2часа): Определение доброкачественности муки. Технология приготовления сметанника на основе безопасного дрожжевого теста. Приготовление безопасного дрожжевого теста, начинки для сметанника. Определение времени выпекания. Выпечка и подача к столу.
15.Значения молочных блюд. Изделия из яиц и творога. 2часа
Теория: Изделия из творога. Пищевая ценность яиц. Блюда из яиц. Готовим вкусную полезную пищу.
Практическая работа: Приготовление сырников, вареников ленивых и натурального омлета.
16.Консервирование овощей, фруктов и ягод. 3часа
Теория (2 часа):Способы и последовательность консервирования овощей. Консервирование овощей, фруктов и ягод. Способы и последовательность консервирования фруктов, ягод.
Практическая работа(1час): консервирование фруктов и ягод.
17.Праздничная выпечка пасхи и пасхальных фигур. 3часа
Теория(1час): Выпечка на пасху. Украшение стола. Праздничная выпечка пасхи. Выпечка пасхальных фигурок. Окраска яиц.
Практическая работа(2часа): Праздничная выпечка пасхи. Приготовление кулича.
18. Итоговое занятие.1час
Практическая работа: Демонстрация детьми умения сервировать стол и навыков поведения за столом, конкурс на лучшее оформление холодных блюд, соревнование на правильную и быструю нарезку овощей, викторина, праздничный чай. Презентация работ. Выполнение контрольного среза.
1.4. Планируемые результаты
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты.
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- общие сведения о способах приготовления продуктов;
- правила безопасной работы с инструментами;
- правила техники безопасности;
- технические характеристики и назначение бытовой техники;
- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к оформлению блюд;
- правила подготовки продуктов к тепловой обработки;
Обучающиеся должны уметь:
- организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;
- устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование);
- работать индивидуально и коллективно (5-6 человек), самостоятельно распределять обязанности, сообща решать поставленные задачи;
- выполнять работу в заданное время;
- проявлять элементы творчества на всех этапах выполнения задания;
- соблюдать правила безопасной работы;
-приготовить простые блюда.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Формы аттестации
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Входящий контроль |
||
В начале учебного года |
Определение уровня развития детей, их творческих способностей |
Опрос (10 вопросов) |
Текущий контроль |
||
В течении всего учебного года |
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности детей в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. |
Педагогическое наблюдение |
Промежуточный контроль |
||
В конце первого полугодия |
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. |
тестирование (10 вопросов) |
Итоговый контроль |
||
В конце учебного года по окончании обучения по программе |
Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования общеобразовательной программы и методов обучения. |
Тестирование (10 вопросов) |
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов реализации программы
Способы и формы выявления результатов |
Способы и формы фиксации результатов |
Способы и формы предъявление результатов |
Беседа, опрос, наблюдение, праздничные мероприятия, выставки, конкурсы, зачеты |
Грамоты, дипломы, готовые работы, журнал, тестирование, протоколы диагностики. |
Выставки, конкурсы, праздники, демонстрация готовых изделий. |
2.2 Оценочные материалы
Нулевой срез дидактическая игра
Витаминный бильярд
Цель: учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с витаминной
ценностью продуктов, с действием витаминов на организм.
Описание игры: игровое поле – «бильярд» с дидактическими картинками
овощей, фруктов, как заменитель витаминов положены шарики с
буквами.
Лопаточки для передвижения шариков.
Ведущий прием: рассказ о продукте, на который попал шарик-витамин.
Поварята
Цель: дать знания о компонентах входящих в состав блюд для завтрака,
обеда, ужина. Учить делать выводы о витаминной ценности
составленного блюда.
Описание игры: наборное полотно с комплектами предметных картинок
различных продуктов питания и посуды. Карточки с вариантами меню.
Ведущий прием: игровая ситуация «Готовим завтрак, обед, ужин». Вариант
«Приготовим обед для больного человека».
Промежуточный срез тестовых заданий
Выбрать правильный ответ.
1.Компоненты составляющие пищевые продукты?
Жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные удобрения.
2. Отгадать какие продукты спрятались за дверью под названием:
белки, жиры, углеводы, витамины.
3. Рассмотри картинки, скажи к какой группе полезных веществ
они относятся, проверь свой ответ, закрыв дверцу, прочитай, что на ней
написано.
4.Предложить решить проблемные ситуации:
- Что будет, если ребенок не будет есть мясо, рыбу, молочные продукты?
Человек становиться вегетарианцем, выпадают зубы, человек который не ест мясо становиться злым.
5. Предложить решить проблемные ситуации:
-Будет мало есть каши и хлеба?
Кашу можно есть каждый день, есть каши с хлебом, есть кашу без хлеба, кашу есть не нужно, есть каждый день.
6. Предложить решить проблемные ситуации:
- Будет много есть сладостей?
Человек становиться заболевшим сахарным диабетом, выпадают зубы, человек который не ест сладости становиться злым.
Витаминный домик
7. Назовите разновидности витаминов? А,В, С, D, Р, фосфор, Кальций.
8.Открой окошечко и скажи, семья какого витамина в ней живет, по названию витаминов вспомнить продукты, в которых он содержится.
9.Как ты думаешь, наши продукты живут в семье витамина А,В,
С, D, фосфора. Кальция. Да, нет.
10. Все ли витамины полезны человеку? Да, нет.
Итоговый срез тестовых заданий
1. Происхождение продуктов питания, например из пшеницы:
Мука, хлеб, рис, пшено.
2.Происхождение
продуктов питания, например что можно приготовить из муки:
пирожки, торты, мороженое, булочки
3. Определить какое растение подарило нам гречку (рис,
Пшено, гречиха посевная, гречиха съедобная…).
4. Расскажи, что из нее можно приготовить, суп, запеканку, кашу, похлебку
5.Разбери смешанные крупы по сортам.
6.Определи крупу на ощупь.
Во фруктовом царстве, овощном государстве
7.Создание игровой ситуации «Расскажи все о себе».
8. Специфика заготовки впрок- это…….
желание заботиться о своем здоровье, о разнообразии
блюд приготовленных из ягод. Учить различать ягоды, дать знания о пользе ягод.
9. Какие лесные ягоды лекарственные, клубника, смородина, земляника, малина, брусника, вишня.
10. Что можно приготовить из ягод: морс, компот, джем, варенье, мусс, квас, кисель, борщ.
2.3. ОПИСАНИЕ ОПЫТА И ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ.
Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в школьном возрасте, когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки закладываются типологические особенности взрослого человека. Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально неумеренно, однообразно, нарушен режим питания. Школьный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в школьном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным - психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании. Наблюдая за поведением детей, а также по результатам бесед с родителями, я сделала вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, в связи с чем у школьников часто отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи. Вероятно, такому положению дел есть свои логические объяснения. Сегодня культура питания, непосредственно связанная с упрощением бытового уклада в семье, диктует свои нормы этикетного поведения. Возможно, навсегда ушли в прошлое традиции длительных совместных трапез с использованием скатертей и столовых приборов с ножом и вилкой. И всё же этикетные основы культуры питания остаются актуальными всегда, даже в эпоху фастфуда, микроволновых печей и одноразовой посуды. Противоречие: Имеющаяся система образовательной деятельности не формирует у детей понимания о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, о правила столового этикета. Таким образом обучающиеся программы используют проектный метод в формировании культуры питания, что дает возможность им ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; - оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни - применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.
Сформировать культуру питания я решила реализовать через три основных направления:
1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.
2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
3. Соблюдение гигиенических требований.
Ожидаемый результат: Осваивают действия, связанные с чисткой овощей, снятием кожуры с фруктов, составлять технологические карты приготовления вторых и первых блюд, замешиванием теста, способствуют формированию и развитию координации, мелкой моторики рук, силы рук, плечевого пояса и др. Дети учатся сравнивать и различать продукты, пробуя и описывая их свойства. Дети узнают и получают элементарные навыки приготовления пищи. Формируются социальные навыки и представления о культуре питания.
На сегодняшний день разработана и успешно реализуется краткосрочная программа в том числе, для детей сельской местности «Виртуальный академик» в с. Заречное, Белогорского района.
Исходя из целей и задач работы программы, поставила для себя следующую цель: формирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания, формирование интереса и практического применения знаний и умений.
Задачи: 1.Дать первоначальные сведения о кулинарии, научить составлять технологические карты приготовления первых и вторых блюд, научить распознавать виды и технологию приготовления теста.
2.Способствовать приобретению опыта работы на кухне.
3.Способствовать воспитанию интереса к кулинарии и уважению к мастерам этого дела.
Условия: 1.Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком. 2.Создание условий для свободного выбора деятельности участников в совместной деятельности, для поддержки индивидуальности и инициативы детей, развитие умений детей работать в группе сверстников. 3. Оказание не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности . 4. Создание условий для овладения средствами деятельности; организации видов деятельности, способствующих развитию мышления, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. 5. Взаимодействие с родителями законными представителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. В своей работе я использую следующие принципы обучения: научная обоснованность и практическая целесообразность; возрастная адекватность; необходимость и достаточность информации; практическая целесообразность, динамическое развитие и системность; культурологическая сообразность – в содержании отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России, вовлеченность семьи и реализацию программы. В своей практике я использовала проекты: исследовательские-творческие проекты через составление технологических карт в творческой форме с зарисовками приготовления. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе. Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок в силу ограниченного кругозора еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Этот метод актуален и очень эффективен, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагог и на добровольной основе вовлекаются родители. Метод проектов интересен и полезен как детям, так и мне, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным, естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс. Мною разработаны проекты: «Овощи и фрукты-полезные продукты», где родители приняли активное участие в изготовлении книжек-самоделок по теме, в конкурсе семейных рецептов. Более 61% родителей уверены в том, что проект повлиял на гастрономические пристрастия детей; 56% родителей признались в том, что участие в проекте заставило их пересмотреть свои взгляды на организацию семейного питания, ввели в свое меню новые блюда из овощей и фруктов. К участию в проекте «Дорого яичко ко Христову дню» было вовлечено 66% родителей. Родители совместно с детьми изготовляли украшения для пасхального стола, расписывали пасхальные яйца дома. В проекте «Яблочный стол» активное участие родителей изготовление украшений для яблочного стола, организация «Сладкого вечера» совместная деятельность воспитателя и детей по приготовлению блюд из яблок позволили детям поближе познакомиться с традициями христианского праздника на Руси - Яблочного спаса. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по проекту, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Экскурсии на пищеблок, продовольственный магазин, встречи с интересными людьми; практические занятия; творческие домашние задания; дни Русской кухни, конкурсы рисунков, рассказов, рецептов; ярмарки полезных продуктов; сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра; мини – проекты; беседы и презентации систематически проводятся с детьми беседы о режиме питания. Дается для размышления проблемная ситуация, в ходе которой дети самостоятельно пытаются найти правильное решение. В практике широко используются: кулинарные и сенсорные игры: «Приготовь овощной или фруктовый салат», «Варим компот», «Угадай по вкусу», «Узнай по запаху». Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Проводились дегустации овощных салатов, заправленных мёдом, где дети оценили вкусовые качества продукта и выбрали самый вкусный. Важным методом в формировании основ культуры питания является метод исследования. Например, определение жира в пище, наличие крахмала в продуктах, растворение соли и сахара в воде, изучение роли кальция для здоровья. Мини- проекты о истории посуды, о правилах этикета.
Формы работы с родителями достаточно многообразны. Главной целью работы с родителями является: привлечь родителей в процесс работы группы по формированию здорового питания. Рассказать родителям о роли правильного питания, о том, как научить детей общаться и строить отношения в обществе, основываясь на нормы и правила этикета. Проводились родительские собрания, на которых рассказывали о проведении в центре дней здоровья и дней русской кухни, представляли результат своей работы в форме презентаций. Консультации: «Формирование культуры поведения обучающихся», «Правильное питание детей разного возраста», "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни". Регулярно обновляется выставка литературы, буклеты, памятки. Совместно с детьми родители принимали участие в выставках «Наш любимый рецепт». Успешно строить процесс обучения позволяет использование таких презентационных средств как: - Центр этикета: фартуки, косынки, колпаки, разделочные доски, скалки, скатерти -повседневные, праздничные, цветные, однотонные, ажурные, салфетки - тканевые, бумажные, наборы декоративных свечей, вазы, украшения для стола сделанные родителями. Плакат-слайд «Правила поведения за столом»; -Схемы складывания салфеток; -Схема описания посуды; -Чайный сервиз; -Салатники для дегустации салатов; -Схема накрывания на стол.
Была проведена диагностики по теме: «Уровень сформированности культуры питания у обучающихся» Результат и вывод оценивался при помощи анкетирования. Анализ анкетирования, показал, что из 15 детей – правильно ведут себя за столом 12 человек, у всех детей есть дома постоянное место за обеденным столом, у 10 человек существует традиция семейного обеда хотя бы в выходные и праздничные дни, у 10 человек во время обеда пользуются столовыми приборами в 6 семьях пользуются ножом, сервируют стол, используя тарелки для вторых блюд, хлебницы и салфетницы. Многие обучающиеся заинтересовались художественной литературой по вопросам этикета. Почти все ребята в будущем видят себя культурными, воспитанными и интеллигентными.
При реализации программы возникли трудности, такие как в организации образовательной группы, т. к не своевременно была размещена программа в системе Навигатора был сбой, тем самым не полностью были охвачены дети села.
Для увеличения количества детей в возрасте от 7 до 11 лет охваченными программой дополнительного образования необходимо:
1. Создание условий в образовательных организациях Белогорского района для сетевого взаимодействия основного и дополнительного образования.
2. Увеличение интереса детей к дополнительному образованию за счет открытия новых направлений.
3. Развитие кадрового потенциала.
4. При распределении фонда оплаты труда на 2021 предусмотреть средства на создания новых образовательных объединений.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от взаимодействия дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов обучающихся, то развитие дополнительного образования позволит само реализоваться в полной мере не только обучающимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, который способен не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка.
2.4. Условия реализации программы
Материально-технические условия- базовые
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;
2. Столы для обучающихся – 5 штук;
3. Стулья – 10штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
5. Шкаф для выпечки, формы, кухонный инвентарь;
6 Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видео презентации по темам;
7. Оборудование занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
8. Оборудование: ноутбук, экран.
Кадровое обеспечение: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется педагогом дополнительного образования Меньшиковой Еленой Геннадьевной, высшей квалификационной категории.
Информационное обеспечение: сайты http://-kqlinar.ussia.ru, http://-infoselection/ruseo-besign/net/, http://www.forbes.ru, мировые лучшие кулинарные книги., чат ватсап.
2.5. Методические материалы
- наличие наглядного материала (иллюстрации, плакаты, конспекты занятий, мастер- классы;
- наличие демонстрационного материала (видеофильмы);
- научно-популярная литература;
Реализация программы предполагает использование современных педагогических образовательных технологий:
- технологии личностно-ориентированного образования, способствующей формированию активно-деятельной позиции обучающихся;
- технологии развивающего обучения, реализующей развитие интересов, способностей, личностных качеств и взаимоотношений между обучающимися;
- игровых технологий, способствующих эмоционально-развивающему восприятию изучаемого материала;
- проектной деятельности;
- здоровьесберегающих технологий;
- информационных технологий (или ИКТ).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
1.Словесный метод:
- рассказ, беседа, обсуждение;
- инструктаж (правила безопасной работы с инструментами);
- словесные оценки (работы на занятии, практические работы).
2.Метод наглядности:
наглядные пособия и иллюстрации, фото- и видеоматериалы, карты, пособия.
3.Практический метод:
- наблюдения
- практические работы
- экскурсии.
4.Объяснительно-иллюстративный:
- сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
- выполнение практических работ.
6.Метод индивидуальных проектов:
- поиск новых приёмов работы с материалом.
В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические занятия.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С.ВОЗЖАЕВКИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«Виртуальный академик»,
в том числе для детей сельской местности
Направленность программы – естественнонаучная
Уровень программы – стартовый (ознакомительный)
Возраст обучающихся – 7– 11 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Меньшикова Елена Геннадьевна, педагог дополнительного образования
Возжаевка, 2020
Календарно - тематическое планирование
к рабочей программе образовательного объединения
«Виртуальный академик» для детей в сельской местности
Группа №1
Педагог: Меньшикова Елена Геннадьевна
Количество часов: всего-36 часов в год, 1 раз в неделю по 1 часу
Планирование составлено на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Виртуальный академик»
№п/п |
дата |
раздел |
Тема занятия |
содержание |
Кол.часов |
Тип занятия по гл. цели |
Основные методы и форма работы, технология |
ЗУН Знания, умения и навыки |
УМК учебно- методический комплекс |
1 |
|
1 |
Вводное занятие |
Цели и задачи программы. Значение питания для жизнедеятельности организма. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях. Практические задания: 1.Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене. 2.Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. 3.Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах. |
1 |
Ознакомительное занятие теория |
Беседа, ига, анкетирование. |
Знать Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Уметь оказывать первую помощь при ожогах и порезах. |
Инструкция по технике безопасности. Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
2 |
|
|
Пища и ее предназначение в жизни человека. |
История развития и расширение пищевого рациона человека. Характеристика пищи как одной из существенных составляющих материальной культуры человека. |
1 |
Ознакомительное занятие теория |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать пищевой рацион человека. Уметь составлять технологическую карту рациона человека по возрастным категориям. |
Экранно- звуковые пособияучебно- практическое оборудование |
3 |
|
|
Культура питания как составляющая здорового образа жизни |
Культура питания как составляющая здорового образа жизни. практические задания: 1.Выявление потребности человека в применении “кулинарного искусства. 2.Изучение обучающих данных о том, как, когда, сколько, что есть человеку. |
1 |
Ознакомительное занятие теория |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать как, когда, сколько, что есть. Уметь составить технологическую карту здорового питания.
|
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
4 |
|
|
Первичная обработка овощей |
Сортировка, мойка, очистка и нарезка. Формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей и их применение. |
1 |
Ознакомительное занятие теория |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей. Уметь красиво оформить блюдо. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
5 |
|
|
Первичная обработка овощей |
Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов. Практические работы: очистка и нарезка овощей кружочками, соломкой, брусочками, кубиками, дольками и ломтиками. |
1 |
Ознакомительное занятие практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Уметь очистить и нарезать овощи кружочками, соломкой, брусочками, кубиками, дольками и ломтиками. Знать как расположить овощи на блюде. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
6 |
|
|
Приготовление салатов |
Витамины, их классификациясодержания в продуктах питания. Особенности приготовления пищи для сохранения витаминов. |
1 |
Ознакомительное занятие теория |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать особенности приготовления пищи для сохранения витаминов. Уметь составить технологическую карту. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
7 |
|
|
Приготовление салатов |
Заболевания, связанные с недостатком витаминов в пище. Практические задания Приготовление салатов: салат из белокочанной капусты с яблоками и сельдереем, салат из цветной капусты, салат из моркови, свёклы. 1.Приготовление паровых блюд. Перечень блюд: рыба отварная с картофелем, голубцы мясные, котлеты паровые |
1 |
Ознакомительное занятие теория, практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать заболевания, связанные с недостатком витаминов в пище. Уметь составить технологическую карту блюда.
|
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
8 |
|
|
Приготовление картофеля |
Полезные свойства картофеля. Применение картофеля в народной медицине. |
1 |
Ознакомительное занятие теория, практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать применение картофеля в народной медицине и полезные свойства. Уметь составить технологическую карту блюда.
|
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
9 |
|
|
Приготовление картофеля |
Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам) Перечень блюд: картофель жареный, варёный, печёный и т. д |
1 |
Ознакомительное занятие теория, практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь приготовить картофель жареный, вареный, печеный. Уметь составить технологическую карту блюда.
|
Экранно-звуковые пособияучебно- практическое оборудование |
10 |
|
|
Приготовление супов |
Супы и щи пища наших предков. Польза русской кухни. |
1 |
Ознакомительное занятие теория, практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь приготовить щи и суп из крапивы. Уметь составить технологическую карту блюда.
|
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
11 |
|
|
Приготовление супов |
Блюда русской кухни которые легко приготовить. Приготовление первых блюд. Перечень блюд: овощной суп, уха, щи, борщ и т.д |
1 |
Ознакомительное занятие теория, практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь приготовить овощной суп. Составить технологическую карту. |
Экранно-звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
12 |
|
|
Овощные гарниры |
Значение гарниров из овощей, их вкусовые, питательные и декоративные качества. |
1 |
Ознакомительное занятие практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь приготовить гарнир из овощей. Составить технологическую карту. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
13 |
|
|
Овощные гарниры |
Онлайн Кулинарная школа хорошей хозяйки. Практические работы. Приготовление запеченных овощей и моркови в молочном соусе. |
1 |
Ознакомительное занятие практика, теория |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь приготовить овощи запеченные в молочном соусе. Составить технологическую карту. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
14 |
|
|
Приготовление горячих напитков |
Технология приготовления горячих напитков. |
1 |
Ознакомительное занятие практика |
Беседа, показ видеоматериала |
Знать технологию приготовления горячих напитков. Составить технологическую карту. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
15 |
|
|
Приготовление горячих напитков |
Полезные напитки на Руси. Перечень блюд: чай из дикорастущих растений, шиповника, мяты, зверобоя, крапивы, иван-чай, фруктовый чай, кисель, компот и т.д
|
1 |
Ознакомительное занятие практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать технологию приготовления напитков на Руси. Уметь составить технологическую карту блюда.
|
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
16 |
|
|
Сервировка стола |
Искусство сервировки. История появления и совершенствования посуды и столовых приборов. |
1 |
Ознакомительное занятие практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать искусство сервировки стола. Уметь сервировать стол, знать появления и совершенствования посуды и столовых приборов. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
17 |
|
|
Сервировка стола |
Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток. Правила поведения за столом. 1.Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину. 2.Сервировка праздничного стола. 3.Приготовление праздничного блюда. Перечень блюд: салат из чернослива с орехами и чесноком. |
1 |
Ознакомительное занятие практика, теория |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать правило сервировки стола и поведение за столом. Уметь сворачивать салфетки, лодочкой, ракетой, огоньком. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
18 |
|
|
Приготовление блюд из круп |
Рациональное питание. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. |
1 |
Ознакомительное занятие практика, теория |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать о рациональном питании, потребность в пище в зависимости от возрастных особенносте. Уметь составить технологическую карту меню в зависимости от нагрузки человека на день. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
19 |
|
|
Приготовление блюд из круп |
Составление меню на день. Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам): 1.Составление схем приготовления различных блюд. 2.Приготовление блюд из круп. Перечень блюд: пшенная каша, рисовая каша, манная каша и т.д |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать составление схем приготовления различных блюд. Уметь составить технологическую карту приготовления блюд из круп рисовая с изюмом. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
20 |
|
|
Способы обработки пищевых продуктов |
Характеристика способов обработки пищевых продуктов. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать характеристики обработки пищевых продуктов. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
21 |
|
|
Способы обработки пищевых продуктов |
Преимущества приготовления пищи на пару. Примерный перечень практических заданий (практическая работа по группам): Приготовлению вареных, тушеных и паровых блюд. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать приготовление пищи на пару. Уметь составить технологическую карту тушеная капуста с шампиньонами. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
22 |
|
|
Откуда к нам пришло тесто. |
Правила внутреннего распорядка на кухне. Инструменты и приспособления. Виды теста. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать виды теста. Уметь составить технологическую карту приготовления на вареники и дрожжевое. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
23 |
|
|
История, виды, технология приготовления |
Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Практическая работа. Определение доброкачественности муки. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать технологию приготовления теста с различными видами разрыхлителями. Уметь составить технологическую карту теста с применением соды и сыворотки. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
24 |
|
|
Технология приготовления сметанника на основе дрожжевого теста |
Состав теста и начинки для сметанника. Способы приготовления.
|
1 |
Ознакомительное занятие теория практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать технику приготовления дрожжевого теста и начинки для сметанника. Уметь составить технологическую карту. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
25 |
|
|
Технология приготовления сметанника на основе безопасного дрожжевого теста |
Приготовление безопасного дрожжевого теста, начинки для сметанника. Определение времени выпекания. Выпечка и подача к столу. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика, |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать время выпекания дрожжевого теста для сметанника. Уметь составить технологическую карту. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
26 |
|
|
Изделия из яиц и творога |
Значения молочных блюд. Изделия из творога. Пищевая ценность яиц. Блюда из яиц. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать значение молочных продуктов, изделие из творога, пищевую ценность яиц. Составить технологическую карту приготовления сырников с ягодами. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
27 |
|
|
Изделия из яиц и творога |
Готовим вкусную полезную пищу. Приготовление сырников, вареников ленивых и натурального омлета. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь готовить ленивые вареники и омлет. |
Экранно- звуковые пособияучебно- практическое оборудование |
28 |
|
|
Консервирование овощей, фруктов и ягод |
Способы и последовательность консервирования овощей.
|
1 |
Ознакомительное занятие теория практика |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать способы и последовательности консервирования овощей. |
Экранно-звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
29 |
|
|
Консервирование овощей, фруктов и ягод |
Способы и последовательность консервирования фруктов, ягод. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика. |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь консервировать фрукты и ягоды. Составить технологическую карту фруктово- ягодного компота. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
30 |
|
|
Консервирование овощей, фруктов и ягод |
Способы и последовательность консервирования квашение, соление, пастеризация. Практическая работа: консервирование |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика. |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать способы последовательного консервирования и квашения овощей и фруктов. Уметь составлять технологические карты. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
31 |
|
|
Праздничная выпечка пасхи |
Выпечка на пасху. Украшение стола.. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика. |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь украшать пасхальный стол, уметь приготовить пасхальный кулич. Составить технологию приготовления кулича. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
32 |
|
|
Праздничная выпечка пасхи |
Выпечка пасхальных фигурок |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика. |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь составлять технологическую карту пасхальных фигурок при помощи соленого теста. |
Экранно- звуковые пособия учебно- практическое оборудование |
33 |
|
|
Праздничная выпечка пасхи |
Окраска яиц. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика. |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь окрасить яйца на пасху. |
Экранно- звуковые пособия, учебно- практическое оборудование |
34 |
|
|
Праздничная выпечка пасхи |
Приготовление кулича из творога.. |
1 |
Ознакомительное занятие теория практика. |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Знать и уметь приготовить творожный кулич. Составить технологическую карту приготовления. |
Экранно- звуковые пособия, учебно- практическое оборудование |
35 |
|
|
Итоговое занятие |
Демонстрация детьми умения сервировать стол и навыков поведения за столом, конкурс на лучшее оформление холодных блюд, соревнование на правильную и быструю нарезку овощей, викторина, праздничный чай. Презентация работ.
|
1 |
Ознакомительное занятие Презентация работ. Выставка. |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Уметь представить свои работы.
|
Экранно- звуковые пособия, учебно- практическое оборудование |
36 |
|
|
Итоговое занятие |
Выполнение Контрольного среза. |
1 |
Воспитательное мероприятие Аукцион знаний |
Беседа, игра, показ видеоматериала |
Выполнить Контрольные срезы. |
Экранно- звуковые пособия, учебно- практическое оборудование |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата переноса занятия |
Причина переноса ( приказ на выход с обучающимися с указанием № приказа, больничный, отпуск или дни б\ с, командировка и т.д.) |
Дата, на которую осуществлен перенос занятия |
Форма реализации программного материала (уплотнение, доп. занятие или др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5.Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Формы контроля |
1. |
Сентябрь 5 занятий |
|
|
групповая |
1 |
Вводное занятие |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
Анкетирование |
2 |
|
|
групповая |
4 |
Пища и ее предназначение в жизни человека. |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
опрос |
|
3 |
Октябрь 4 занятия |
|
|
групповая |
2 |
Культура питания как составляющая здорового образа жизни |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
Опрос наблюдение |
4 |
|
|
групповая |
2 |
Первичная обработка овощей |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение |
|
5 |
Ноябрь 4 занятия |
|
|
групповая |
2 |
Приготовление салатов |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
Опрос. |
6 |
|
|
групповая |
2 |
Приготовление картофеля |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение, опрос |
|
7 |
Декабрь 5 занятия
|
|
|
групповая |
3 |
Приготовление супов |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
8 |
|
|
групповая |
2 |
Овощные гарниры |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
|
9 |
Январь 3 занятия
|
|
|
групповая |
2 |
Приготовление горячих напитков |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
10 |
|
|
групповая |
1 |
Сервировка стола |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
|
11 |
Февраль 3 занятия |
|
|
групповая |
2 |
Приготовление блюд из круп |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
12 |
|
|
групповая |
1 |
Способы обработки пищевых продуктов |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
|
13 |
Март 5 занятия |
|
|
групповая |
4 |
Откуда к нам пришло тесто. |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
14 |
|
|
групповая |
1 |
История, виды, технология приготовления |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
|
15 |
Апрель 4 занятия |
|
|
групповая |
2 |
Технология приготовления сметанника на основе безопасного дрожжевого теста |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
16 |
|
|
групповая |
2 |
Изделия из яиц и творога |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
|
17 |
Май 3 занятия |
|
|
групповая |
1 |
Консервирование овощей, фруктов и ягод |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
18 |
|
|
групповая |
2 |
Праздничная выпечка пасхи |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
|
19 |
|
|
групповая |
1 |
Итоговое занятие |
МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки филиал 1 |
наблюдение опрос |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. -URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. -URL:https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293768/4293768442.htm
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ» » [Электронный ресурс]. -URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. -URL:http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
6. Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневыепрограммы)». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf
Литература для педагога:
1. Богатая Л.М. Книга о вкусной и здоровой пище. – М: ВО, АГРОПРОМИЗДАТ, 2008.
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей // Практика административной работы в школе.-2015.-№4.
3. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 2007. - С.20-69, 134-259.
4. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-2.
5. Конышев В А. Всё о правильном питании. — М., 2011.
6. Королева КМ., Королев A.M. Основы правильного питания. — Ижевск, 1999.. Кулинария здоровья: от принципов к рецептам. — СПб.: АО “Комплект”, 2015.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://moluch.ru/archive/95/21459/
Литература для обучающихся и родителей:
1. Дроздов Н. Н. Охрана природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М. : Мнемозина, 2012. – 64 с. : ил.
2. Экологическая энциклопедия: в 6т. Т. 6. С–Я / редкол.: В.И.Данилов-Данильян (гл. ред.) [и др.]. М.: Энциклопедия, 2013. 652с.
3. Экология: / Пер. с англ. Ю.А. Бушуевой - Смоленск: Русич, 2001. - 127 с. : цв.ил.;
Интернет-ресурсы для обучающихся и родителей:
1. Детская энциклопедия Потому.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://potomy.ru/, свободный – (01.07.2020).
2.Литвина ИМ. Основы правильного питания. — СПб.: АО “Комплект”, Литвина ИМ-2005.
3.Маслов Л.А. Кулинария. – М: Ж-54 Валовая 28, 2007..
4.Обовсёмка. Сайт и электронный журнал для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.obovsemka.com/oxrana-prirody/, свободный – (01.07.2020).
5.Интернетресурс: www.zdr.ru\news\2011\08\04\kak nauchit-detei-pravilnopitatsja\index.htm\ Maminklass.ru\zdorovjie-privyichki-pitaniya-u-detey\ Тезаурус Социализация – процесс усвоения растущей личностью социального опыта.
Приложение 1
На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.
В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.
Пример правильного меню на неделю
День недели |
Завтрак |
Обед |
Полдник |
Ужин |
Понедельник |
Сырники с яблоками и сметаной (300 г) Чай (200 мл) Бутерброд (100 г) |
Салат из капусты и моркови (100 г) Борщ (300 мл) Котлета из кролика (100 г) Картофельное пюре (200 г) Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл) Хлеб (75 г) |
Кефир (200 мл) Апельсин (100 г) Печенье (50 г) |
Омлет с зеленым горошком (200 г) Настой шиповника (200 мл) Хлеб (75 г) |
Вторник |
Рисовая молочная каша с изюмом (300 г) Какао (200 мл) Бутерброд (100 г) |
Салат из свеклы (100 г) Бульон с яйцом (300 мл) Биточки из говядины (100 г) Тушеная капуста с кабачками (200 г) Яблочный сок (200 мл) Хлеб (75 г) |
Молоко (200 мл) Булочка с творогом (100 г) Яблоко свежее (100 г) |
Картофельные зразы с мясом (300 г) Чай с медом (200 мл) Хлеб (75 г) |
Среда |
Омлет с сыром (200 г) Рыбная котлета (100 г) Чай (200 мл) Бутерброд (100 г) |
Баклажанная икра (100 г) Картофельный суп с клецками (300 мл) Тушеная печень (100 г) Кукурузная каша (200 г) Фруктовый кисель (200 мл) Хлеб (75 г) |
Кефир (200 мл) Запеченное яблоко (100 г) Овсяное печенье (50 г) |
Блины с творогом и изюмом (300 г) Молоко (200 мл) Хлеб (75 г) |
Четверг |
Гречневая молочная каша (300 г) Цикорий (200 мл) Бутерброд (100 г) |
Салат из редиса и яйца (100 г) Рассольник домашний (300 мл) Куриная котлета (100 г) Цветная капуста отварная (200 г) Гранатовый сок (200 мл) Хлеб (75 г) |
Молоко (200 мл) Пирожок с яблоками (100 г) |
Запеканка из вермишели и творога (300 г) Чай с вареньем (200 мл) Хлеб (75 г) |
Пятница |
Творожные оладьи с медом (300 г) Чай с молоком (200 мл) Бутерброд (100 г) |
Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г) Бульон с лапшой (300 мл) Бефстроганов с тушеными овощами (300 г) Компот из винограда и яблок (200 мл) Хлеб (75 г) |
Фруктовое желе (100 г) Простокваша (200 мл) Бисквит (100 г) |
Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г) Кефир (200 мл) Хлеб (75 г) |
Суббота |
Овсяная каша с ягодами (300 г) Какао (200 мл) Бутерброд (100 г) |
Кабачковая икра (100 г) Свекольник (300 мл) Запеченная рыба (100 г) Картофель отварной с зеленым горошком (200 г) Персиковый сок (200 мл) Хлеб (75 г) |
Молочное желе (100 г) Чай (200 мл) Булочка с изюмом (100 г) |
Омлет с помидорами (200 г) Цикорий с молоком (200 мл) Хлеб (75 г) |
Воскре сенье |
Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г) Чай с медом (200 мл) Бутерброд (100 г) |
Салат из огурцов и помидор (100 г) Суп-пюре из овощей (300 мл) Биточки из кальмара (100 г) Отварные макароны (200 г) Томатный сок (200 мл) Хлеб (75 г) |
Кефир (200 мл) Груша (100 г) Творожное печенье (50 г) |
Картофельные котлеты со сметаной (300 г) Молоко (200 мл) Хлеб (75 г) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.