Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУДО ДЭБЦ
г. Черемхово Матвеева В.В.________
Приказ № ___ от _ сентября 201_ года
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательная биология»
Составитель:
Дроздова А.М.,
педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории
г. Черемхово, 2019
1. Пояснительная записка …………………………………………………...3
2. Учебный план………………………………………………………...........5
3. Учебно – тематический план………………………………………..……6
4. Содержание программы…………………………………………………11
5. Календарный учебный график………………………………………….19
6. Оценочные материалы…………………………………………………..20 7. Методические материалы…………………………………………..…...26
Программа «Занимательная биология» предназначена для детей 10-13 лет, получающих дополнительное образование естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на год и составляет 144 часа. Программой предусматривается систематическое проведение занятий два раза в неделю продолжительностью два академических часа. Занятия проводятся на базе Детского эколого-биологического центра и школ города.
Программа «Занимательная биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.
Актуальность программы заключается в том, что программа «Занимательная биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.
Цель программы: формирование знаний по отдельным разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии) и приобрести практические навыки и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:
• Формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах;
• Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследования;
• Познакомить с видовым разнообразием флоры и фауны Иркутской области.
2. Развивающие:
• Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;
• Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.
3. Воспитательные:
• Воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам природы, уважительное отношение к природе. Планируемые результаты
В результате реализации программы, обучающиеся должны знать:
• Основные биологические понятия: простейшие, клетка, ботаника, зоология, устройство микроскопа;
• Основной видовой состав флоры и фауны Иркутской области; Способы приспособления животных и растений к среде обитания.
Должны уметь:
• Пользоваться биологическим лабораторным оборудованием;
• Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
• Распознавать основной состав растений Иркутской области по их внешнему виду;
• Определять животных по внешнему виду и следам их жизнедеятельности;
• Вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе;
• Оформлять результаты практических наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; Подготовить доклад, презентацию к выступлению.
Форма промежуточной аттестации: тестирование.
Учебно-тематический план программы
№ п/п |
Название блока |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Введение |
2 |
- |
2 |
2. |
Микромир |
6 |
35 |
41 |
3. |
Растительный мир |
30 |
10 |
40 |
4. |
Исследовательская деятельность |
2 |
32 |
34 |
5. |
Животный мир |
23 |
4 |
27 |
|
Итого: |
63 |
81 |
144 |
Учебно – тематический план первого года обучения
№ п/п |
теория |
часы |
практика |
часы |
Форма промежуточной аттестации |
Сентябрь 1. Введение - 2 ч. (2-0) |
|
|
|||
1 |
Вводное занятие. Удивительная наука – биология |
2 |
|
|
|
2. Микромир - 41 ч. (6-35) |
|
|
|||
2 |
Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием |
1 |
Пр. работа: «Изучение строения увеличительных приборов» |
1 |
|
3 |
Методы изучения и приготовления микропрепаратов |
1 |
Пр. работа: «Знакомство с клетками растений» |
1 |
|
4 |
Клетка – структурная единица живого организма |
1 |
Пр. работа: «Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки» |
1 |
|
5 |
|
|
Пр. работа: «Запасные вещества клетки» |
2 |
|
6 |
Простейшие под микроскопом |
1 |
Пр. работа: «Выращивание простейших» |
1 |
|
7 |
|
|
Пр. работа: «Знакомство со строением и передвижением простейших» |
2 |
|
Октябрь |
|
|
|||
8-9 |
|
|
Пр. работа: «Выращивание культуры бактерии сенной палочки» |
4 |
|
10 |
|
|
Пр. работа: |
2 |
|
|
|
|
«Изучение строения сенной палочки» |
|
|
11 |
Многообразие водорослей |
1 |
Пр. работа: «Изучение внешнего строения водорослей» |
1 |
|
12- 13 |
Колонии и культуры микроорганизмов
|
1 |
Пр. работа: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы» |
4 |
|
14 |
|
|
Пр. работа: «Изучение бактериологическо го состояния микроорганизмов» |
2 |
|
Октябрь - Ноябрь |
|||||
15- 16 |
|
|
Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев» |
4 |
|
17- 18 |
|
|
Пр. работа: «Влияние природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов» |
4 |
|
19 |
|
|
Пр. работа: «Изучение влияния природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие бактерий» |
2 |
|
20 |
|
|
Пр. работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов» |
2 |
|
21 |
|
|
Пр. работа: «Гигиеническая |
2 |
|
|
|
|
оценка качества воды из разных источников» |
|
|
3. Растительный мир - 40 ч. (30-10) |
|||||
22 |
Флора Иркутской области |
2 |
|
|
|
23 |
Внешний облик растений |
1 |
Пр. работа: «Изучение внешнего строения растений» |
1 |
|
Декабрь |
|||||
24 |
Гербаризация растений |
1 |
Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов» |
1 |
|
25 |
Растенияиндикаторы |
1 |
Опыт: «Приготовление вытяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов» |
1 |
|
26 |
Растения - фитонциды |
1 |
Опыт: «Получение масляных экстрактов из растительного сырья» |
1 |
|
27 |
Растения - красители |
1 |
Опыт: «Окрашивание тканей натуральными природными красителями» |
1 |
|
28 |
Лекарственные растения Иркутской области |
1 |
Пр. работа: «Фитобар» |
1 |
|
29 |
Ядовитые растения Иркутской области |
2 |
|
|
|
30- 32 |
Краснокнижные растения Иркутской области |
4 |
|
|
|
Январь |
|||||
33 |
Комнатные растения |
2 |
|
|
|
|
- лекари |
|
|
|
|
34 |
«Путешествие на Зеленую планету» |
2 |
|
|
|
35 |
Лиственные породы деревьев Иркутской области |
1 |
Пр. работа: «Изучение внешнего строения листьев, плодов и семян покрытосемянных растений» |
1 |
|
36 |
Хвойные породы деревьев Иркутской области |
1 |
Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений» |
1 |
|
37 |
Определение возраста деревьев |
1 |
Пр. работа: «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам» |
1 |
|
38 |
Лесная кухня: ягоды, шишки |
1 |
Пр. работа: «Определение съедобных растений по плодам и шишкам» |
1 |
|
Февраль – Март - Апрель |
|||||
39 |
Разнообразие грибов |
2 |
|
|
|
40 |
«Что такое лес» |
2 |
|
|
|
41- 42 |
«Лес и его обитатели» |
4 |
|
|
|
1. Исследовательская деятельность - 34 ч. (2-32) |
|||||
43 |
Технология исследовательской деятельности |
2 |
|
|
|
44- 59 |
|
|
Исследовательская деятельность |
32 |
|
5. Животный мир - 27 ч. (23-4) |
|||||
60 |
Фауна Иркутской области. Классификация животных по типу |
2 |
|
|
|
|
питания |
|
|
|
|
61 |
Птицы Иркутской области |
2 |
|
|
|
62 |
Следы диких животных |
2 |
|
|
|
|
|
Май |
|
|
|
63- 64 |
«Следы зверей» |
4 |
|
|
|
65 |
|
|
Экскурсия в музей охраны природы ДЭБЦ |
2 |
|
66- 67 |
Животные красной книги Ирк. обл. |
5 |
|
|
|
68 |
|
|
Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ |
2 |
|
69 |
«Домашние питомцы» |
2 |
|
|
|
70 |
Разнообразие насекомых
|
2 |
|
|
|
71 |
«Биология» |
2 |
|
|
|
72 |
Тестирование |
2 |
|
|
Тестирование |
Итого: 144 |
63 |
|
81 |
|
Содержание программы первого года обучения
Теория: Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой занятий. Цели и задачи, план работы объединения.
Удивительная наука – биология. Что изучает биология? Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Просмотр слайд - презентации.
Теория: Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Практика: Пр. работа: «Изучение строения увеличительных приборов». Приготовление микропрепаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».
Теория: Методы изучения и основные правила при приготовлении микропрепаратов.
Практика: Пр. работа: «Знакомство с клетками растений». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с покровными и предметными стеклами, препоравальными иглами, микроскопами. Работа с готовыми микропрепаратами.
Теория: Клетка – структурная единица живого организма. Строение растительной клетки, состав, свойства, включения, запасные вещества (крахмал, белок, жир, соли, кальций). Работа с моделями «Клетка растений». Практика: Пр. работа: «Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Запасные вещества клетки: крахмал в клубнях картофеля, белковые включения в зерновке пшеницы, кристаллы оксалата кальция в плоде лимона, жировые капли в семени подсолнечника, рафиды (соли) в листе алоэ. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление препаратов и изучение строения запасных веществ. Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Теория: Простейшие под микроскопом. Протозоология – наука о простейших. Многообразие и виды простейших. Интересные факты о простейших.
Практика: Пр. работа: «Выращивание инфузории-туфельки и эвглены зеленой». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды (вода из аквариума) для выращивания одноклеточных организмов, резервуар (стеклянная колба), подкормка (листья и корм – рыбий корм из растительных компонентов), выращивание простейших.
Практика: Пр. работа: «Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены зеленой). ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Реакция простейших на различные раздражители: соль, свет, тушь, уксусная кислота». Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Выращивание культуры бактерии сенной палочки. Значение бактерии в жизни человека». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление сенного настоя и выращивание культуры сенной палочки.
Практика: «Изучение строения сенной палочки под микроскопом». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Теория: Многообразие водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей для человека и природы. Интересные факты их жизни водорослей. Работа со слайд – презентацией и видеоматериалами. Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения водорослей». Изучение одноклеточных зеленых водорослей на примере «Спирогира, Хлорелла». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Теория: Колонии и культуры микроорганизмов. Методы выращивания и приготовления питательных сред. Значение колоний микроорганизмов для человека.
Практика: Пр. работа: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. Взятие бактериологических проб разных помещений школы. «Посев» микроорганизмов».
Практика: «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев». Присутствует ли жизнь на кончиках пальцев? ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов». Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Влияние природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов».
Природные антибиотики: лук и чеснок, лекарственные антибиотики: тетрациклин, стрептомицин.
Практика: Пр. работа: «Изучение влияния природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие колоний микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов». Одноклеточные микроскопические грибы: плесень (гриб Мукор) и дрожжи». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с микроскопом. Приготовление микропрепарата грибницы Мукора, клеток дрожжей. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.
Практика: Пр. работа: «Гигиеническая оценка качества воды из разных источников». Определение осадка, цвета, прозрачности, запаха, воды из разных источников: прудовая, колодезная, вода из водопровода, негазированная питьевая, озерная. Приготовление и рассмотрение препарата воды под микроскопом на наличие микроорганизмов. Электронные измерители воды: рН, электропроводность. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в таблицы. 3.Растительный мир – 40 ч. (30-10)
Теория: Флора Иркутской области. Наука, изучающая растения – ботаника. Разнообразие растений. Классификация растений (низшие, высшие). Работа с гербарными материалами. Просмотр слайд – презентации. Теория: Внешнее строение растений. Распределение растений по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички. Составление схемы «Строение растений», по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички. Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения растений». Работа с увеличительными приборами. Работа с гербариями цветковых растений и рисунками растений. Зарисовка схем строения растений в альбоме или тетради. Теория: Гербаризация растений. Что такое гербаризация растений? Методика гербаризации и его хранение. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора и гербаризации растений. Гербаризация растений (сбор, методика заготовки и сушка). Практика: Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов». Повторение правил ТБ при работе.
Теория: Растения-индикаторы. Природные, культурные и комнатные растительные индикаторы. Как определить качества (плодородие) почвы с помощью растений-индикаторов. Методика изготовления индикаторов из природного сырья. Просмотр слайд – презентации.
Практика: Опыт: «Приготовление вытяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов». Изготовление растворов индикаторов из природного сырья: комнатные, культурные и плоды растений. Проведение исследования по определению среды растворов. Изучение изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды. Соблюдение ТБ при работе.
Теория: Растения – фитонциды. Природные, культурные и комнатные растения, выделяющие фитонциды (растительные антибиотики – вещества, убивающие болезнетворные бактерии). Способы получения масляных экстрактов из растительного сырья. Просмотр слайд – презентации.
Практика: Опыт: «Получение масляных экстрактов из растительного сырья». Приготовление и получение масляных экстрактов из природных, культурных и комнатных растений (сосна, ель, лук, чеснок, лимон, герань, бегония, каланхоэ). Соблюдение правил ТБ при работе.
Теория: Растения – красители. Красильные растения: природные, культурные, плоды. Растительные краски. Просмотр слайд – презентации. Практика: Опыт: «Окрашивание тканей натуральными природными красителями». Приготовление природных красителей: сок овощей, ягод, шелуха лука, крапива. Окрашивание хлопковых и ситцевых тканей. Соблюдение правил ТБ при работе.
Теория: Лекарственные растения леса. Дикорастущие лекарственные растения, виды, лечебные свойства и применение (использование) в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Интеллектуальная викторина «Лесная аптека». Викторина о дикорастущих лекарственных растениях, их лечебных свойствах и пользе.
Практика: Пр. работа: «Фитобар». Соблюдение правил ТБ при работе. Приготовление фиточая из частей растений и их плодов. Рецепты фиточая для укрепления иммунитета.
Теория: Ядовитые растения Иркутской области. Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Интерактивная игра:
«Самые опасные растения».
Теория: Краснокнижные растения Иркутской области. Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации. Изготовление буклета «Краснокнижные растения Иркутской области». Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ.
Теория: Комнатные растения – лекари. Виды домашних растений, их лечебные свойства и применение в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Составление памятки «Использование комнатных растений в лечебных целях». Выбор материала и оформление памятки. Соблюдение правил ТБ при работе.
Теория: Викторина «Путешествие на Зеленую планету». Викторина о закреплении знаний растений, грибах: дикорастущих, лекарственных и комнатных, их лечебных свойствах. Методический материал викторины: презентация, картинки «Деревья», «Лекарственные растения», загадочный ящик, филлворд «Грибы», пазлы «Цветы», жетоны «Дары природы».
Теория: Лиственные породы деревьев Иркутской области. Работа с гербарными материалами. Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации.
Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения листьев, плодов и семян покрытосемянных растений». Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Теория: Хвойные породы деревьев Иркутской области. Работа с гербарными материалами. Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации.
Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений». Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Теория: Определение возраста деревьев. По мутовкам и годичным кольцам. Работа с коллекцией спилов деревьев. Просмотр слайд – презентации.
Практика: Практическая работа «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам». Работа с увеличительными приборами - лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради.
Теория: Лесная кухня: ягоды, шишки. Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Викторина «Что съедобно?». Викторина о лесных дарах: ягодах, шишках. Методический материал: пазлы «Плоды, шишки», Кроссворд «Лесные ягоды», филлворд «Плоды леса», загадочный ящик.
Практика: «Определение съедобных растений по плодам и шишкам». Работа с увеличительными приборами - лупой. Сочные и сухие плоды и шишки растений.
Теория: Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы, грибы паразиты. Удивительные грибы. Применение грибов. Работа с карточками, муляжами, с литературой, иллюстрациями «путаница», филлворды, кроссворды. Просмотр видеоматериалов «грибы». Определение грибов по карточкам, иллюстрациям, муляжам. Настольная игра: фото-викторина «Грибы» (съедобные и ядовитые).
Теория: Экологическая игра-викторина «Что такое лес?». Викторина закреплении знаний о деревьях, растениях, дарах леса. Методический материал: лаборатория лесника (гербарный материал) « Листья и хвоя деревьев», картинки животных, картинки грибов, записи птичьих голосов, фишки для команд, симфоническая мелодия «Лес»,
Теория: Изготовление макета «Лес и его обитатели». Работа над данным макетом проходит в несколько этапов:
1. предварительный: обогащение личного опыта детей (рассматривание картин, иллюстраций, презентаций, чтение художественной и познавательной литературы, проведение тематических прогулок и
экскурсий);
2. соблюдение правил ТБ при работе.
3. изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. В процессе создания макета дети сами выбрали наиболее интересный для них вид продуктивной деятельности: конструирование из бумаги и аппликация.
4. выбор материала для макета: бросовый, природный материал, пластилин, ножницы, фигурки зверей, вырезанные из старых книг, журналов, ветки деревьев.
5. презентация макета "Лес и его обитатели" представлены деревья, кустарники, птицы, такие дикие животные как лиса, медведь, лось, еж и др.
Теория: Основы исследовательской деятельности. Цели, задачи, методы исследовательской деятельности. Что такое исследование? Этапы работы в рамках научного исследования. Требования к проведению научно – исследовательских работ. Распределение обучающихся на рабочие группы. Практика: «Гидропонный метод проращивания растений». Беспочвенное выращивание растений: изучить рост и развитие растений в разных субстратах, и выявить проращивание растений методом гидропоники. Изучить особенности проращивания растений методом гидропоники. Сравнить рост и развитие растений в разных субстратах. Объект исследования растения семейства Бобовые (горох, фасоль, бобы). Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.
Практика: «Определение нитратов в овощах и фруктах». Методы определения содержания посторонних веществ во фруктах и овощах. Использование специального портативного прибора – нитрометра. Определить с помощью доступных методов химического анализа уровень содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов из различных мест закупки.
Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.
Практика: «Съедобные виды дикорастущих травянистых растений г. Черемхово, кулинарные рецепты приготовления». Изучить, какие дикорастущие травянистые растения г. Черемхово съедобны. Выяснить полезность этих растений. Узнать, какие части растений и в каком виде их можно употреблять в пищу. Кулинарные рецепты их приготовления. Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся. Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.
Практика: «Польза витаминного фиточая и его влияние на организм». Изучить историю возникновения фиточая.
Проанализировать, как влияет фиточай на здоровье человека.
Изучить состав фиточая. Сравнить виды фиточая по составу и свойствам. Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся.
Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.
Теория: Фауна Иркутской области. Классификация животных по типу питания. Разнообразие животного мира. Млекопитающие (звери)Иркутской области. Просмотр слайд – презентации: «Разнообразие животных». Работа с дидактическими карточками «Животные леса».
Игра-викторина «Кто, чем питается?». Игра-викторина о видах животных и типах питания. Методический материал: катринки картинки с изображениями животных, кроссворд «Животные», путаница, филлворд, карточки-задания.
Теория: Птицы Иркутской области. Типы питания птиц: хищники, насекомоядные, зерноядные, всеядные. Перелетные, кочующие, зимующие птицы. Как помочь птицам зимой. Работа с дидактическими карточками
«Птицы». Просмотр слайд – презентации. Интерактивная викторина: «Что мы знаем о птицах». Викторина о перелетных, кочующих, зимующих птицах Иркутской области.
Теория: Следы диких животных. Как изучать зверей? Учет следов животных. Работа с литературой. Просмотр слайд – презентации. Игра - викторина «Чей это след?». Игра-викторина о следах диких животных. Методический материал: картинки с изображениями животных, карточкизадания. Теория: Изготовление лэпбука «Следы зверей». Подбор материала. Изготовление и оформление лэпбука. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ.
Практика: Экскурсия в музей охраны природы ДЭБЦ. Соблюдение правил ТБ. Ознакомление обучающихся с видовым составом экспонатов животных музея.
Теория: Животные красной книги Иркутской области. Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации.
Теория: Изготовление буклета « Животные красной книги Иркутской области». Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ. Практика: Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ. Соблюдение правил ТБ. Ознакомление обучающихся с видовым составом живого уголка. Знакомство с необычными (экзотические) питомцы.
Теория: Домашние питомцы. Просмотр слайд – презентации. Работа с карточками, перепутанными иллюстрациями. Интерактивная игра «Домашние питомцы». Теория: Разнообразие насекомых. Удивительный класс насекомых. Полезные насекомые для человека. Насекомые-вредители. Значение насекомых. Работа с коллекцией «Насекомые». Демонстрация иллюстраций насекомых. Просмотр видеофильма: «Насекомые».
Теория: Игра-путешествие «Загадочный мир насекомых». Играпутешествие о разнообразии насекомых, их пользе. Методический материал: филлворд, кроссворд, лупы, коллекция «Насекомые».
Теория: Настольная игра-викторина «Биология». Закрепление знаний у обучающихся о простейших, растениях, деревьях, птицах, животных, насекомых.
Теория: Итоговое тестирование. Тестовый контроль знаний.
Год реализации программы |
Кол-во часов в неделю |
сентяб рь |
октяб рь |
ноябрь |
декаб рь |
январь |
февра ль |
март |
апрель |
май |
Всего часов |
Группы 1 год обучения |
4 |
14 |
16 |
16 |
18 |
12 |
14 |
18 |
16 |
20 |
144 |
1 год обучения (итоговый), для обучающихся (10-11лет)
1.Что изучает биология? (10 б)
А) живые организмы;
Б) окружающую среду;
В) вещества и их превращения.
2. Как называется прибор, с помощью которого можно увидеть клетку?
А) телескоп; Б) микроскоп; В) лупа.
3. Основная структурная единица жизни – это? (10 б)
А) ткань;
Б) орган;
В) клетка;
Г) организм.
4. Как называется наука, изучающая раститения? (10 б)
А) зоология;
Б) ботаника;
В) микология;
Г) анатомия.
А) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;
Б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;
В) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.
А) инфузория-туфелька;
Б) эвглена зеленая;
В) амеба обыкновенная.
8. Как называется список редких и находящихся под угрозой
А) Черная книга;
Б) Красная книга;
В) Зеленая книга.
А) подорожник; Б) вороний глаз; В) осот полевой.
10. Составь схему: (1 пр отв – 2 б, 5 отв. 10 б)
Голосеменные растения
Ель Береза Сосна Тополь Клен
Лиственница Осина Кедр Черемуха Пиха
Итого:
НУ – 25 – 50 б;
СУ – 50 – 80 б;
ВУ – 80 – 100 б.
Тест объединения «Занимательная биология»
1 год обучения (итоговый), для обучающихся (12-13лет)
1.Наука биология изучает? (10 б)
А) живые существа;
Б) окружающую среду;
В) вещества и их превращения.
2. Сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов? (10 б)
А) телескоп; Б) микроскоп; В) лупа.
3.Важнейший и самый крупный компонент клетки? (10 б)
А) цитоплазма;
Б) ядро;
В) вакуоль.
5. Наука ботаника изучает? (10 б)
А) все живые организмы;
Б) растения;
В) грибы;
Г) бактерии.
А) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;
Б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;
В) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.
А) инфузория-туфелька;
Б) эвглена зеленая;
В) амеба обыкновенная.
8. Как называется список редких и находящихся под угрозой
А) Черная книга;
Б) Красная книга;
В) Зеленая книга.
9. Какое из изображенных растений относится к голосеменным? (10 б)
А) береза; Б) ель; В) рябина.
10. К какой группе животных относится бурый медведь по способу
А) хищник;
Б) растительноядный;
В) насекомоядный;
Г) всеядный.
Итого:
НУ – 25 – 50 б;
СУ – 50 – 80 б;
ВУ – 80 – 100 б.
Цель: закрепление знаний по лекарственным растениям леса.
Задачи:
1) Образовательная:
- закрепить знания по лекарственным растениям леса; 2) Развивающая:
- развивать мышление, память, способствовать познавательной активности учащихся, расширению кругозора; 3)Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в команде и видеть, что твой успех зависит от успешной работы команды. Тип занятия
Практическое
-ТСО, оборудование: проектор, экран, компьютер, школьная доска, клей, карандаши, листы бумаги формат А4.
Методический материал: презентация «Путешествие на Зеленую планету», картинки с изображением деревьев, лекарственных растений, пазлы «цветы», текст с описанием целебных растений, загадочный ящик, филлворд (грибы), жетоны «дары природы» - грибочки, ягодки.
Музыкальное оформление: симфоническая мелодия «Лес».
Ход занятия
Основная часть
Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на оформление нашего класса и, прослушав стихотворение, предположите какой теме будет посвящено сегодняшнее занятие.
Моя Планета
Моя Планета—дом родной,
Мой дом, что всех милей.
В нем я живу, моя семья
И тысячи людей!
И чтобы дом наш процветал, Светило солнце в нем, Давайте вместе мы о нем
Заботиться начнем:
Будем беречь луга, поля,
Животных защищать,
Деревья в городах своих
Начнем мы все сажать!
И никогда мы воздух наш
Не будем загрязнять!
Отходы в реки и моря
Не станем мы сливать!
И свалки мусора, друзья,
Давайте уберем!
И вот тогда все вместе мы
Отлично заживем!
И солнце будет ярко нам
С небес в окно светить!
Планета вечно будет жить
И нам добром платить!
Золкина Евгения
Дети высказывают свои предположения. Правильно, наше занятие посвящено планете, на которой мы живем. А если быть точнее, то «Зеленой планете» - это природа, которая нас окружает. (СЛАЙД 1).
Педагог: Давайте закроем глаза и представим, что мы на природе, в лесу, здесь легко дышится, какое большое разнообразие цветов и лекарственных растений нас окружает. А вот и полянка, предлагаю вам сделать привал и послушать симфоническую мелодию «Лес».
Сегодня нас с вами ждет интересное занятие – познавательная викторина «Путешествие на Зеленую планету». Вы сможете показать свои знания о деревьях, лекарственных растениях, цветах, грибах и ягодах, и правилах поведения на природе. Предлагаю вам разделиться по жребию, вытягивая картинки с изображениями животных – лисы и волка. Кто вытянет картинку с изображением лисы, попадает в команду «Лисята», а кто вытянул картинку с изображением волка, в команду «Волчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать жетоны «дары природы» - грибочки, ягодки (Приложение 1). Та команда, у которой окажется большее количество жетонов в конце викторины выигрывает.
1 конкурс: «Узнай дерево по описанию» (СЛАЙД 2)
Каждой команде, по очереди, зачитывается текст с описанием дерева, далее команда обсуждает в течение 10-15 секунд свой ответ, если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к другой команде:
Это дерево растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Ствол большой и могучий, это дерево очень крепкое и не боится сильных ветров.
У этого дерева темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты. (Дуб)
Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.
Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни. С давних времен люди используют древесину этого дерева. Из древесины изготавливали лодки, чашки, блюдца, ложки, разные поделки и игрушки. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти. В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты. (Липа) Команда 1
Это дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину и даже лекарства.
Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая шишка. Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить многие болезни. Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы и белки. С давних времен люди использовали её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. А смолу этого дерева использовали, как клей. (Сосна)
Это большое лиственное дерево. Единственное в мире дерево, обладающее белоснежной корой. У нее белый, тонкий, стройный ствол.
Весной на ветках появляются почки, которые превращаются в листочки.
Издавна считалось, что в мае она обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным и слабым людям.
Листья и кора её, любимое лакомство для коз и овец. Верхний слой коры — береста. Из неё люди научились делать различные поделки. (Берёза)
2 конкурс: «Отгадай лекарственные растения» (СЛАЙД 3) Ребята, вы уже много знаете о растениях нашей области. Среди них много лекарственных. Надо только знать и уметь правильно ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных свойствах растений.
В следующем конкурсе команды покажут нам свои знания о лекарственных травах, отгадав загадки и называя их лечебные свойства. Загадка для команды 1
В поле сестрички стоят,
Желтые их глазки на солнце глядят, У каждой сестрички – Белые реснички.
(ромашка)
Ромашка поможет больному при болях в горле, заболеваниях желудка, против простудных заболеваний.
Выпускает он листы Широченной широты.
Держатся они на стеблях крепких Сто плодов колючих, цепких:
Если их не обойдёшь - На себе их все найдёшь.
(лопух)
С помощью лопуха заживляют раны, укрепляют волосы, лечат ангину.
Травка эта очень душиста, У нее ароматные листья. Поскорей ее собирай И заваривай чай!
Найдёшь ты ее возле хаты, Называется – ...
(мята)
Мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, как успокаивающее средство.
Тонкий стебель у дорожки, На конце его – сережки, На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
Подорожник используют для заживления ран, применяют при кашле, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Педагог: молодцы ребята.
3 конкурс: «Укажи что лишнее» (СЛАЙД 4)
В природе растет много лекарственных трав, но есть такие, которые опасны для здоровья – это ядовитые растения. В следующем конкурсе ребята нам покажут, знают они ядовитые растения или нет.
Ваша задача – прочитать названия растений и подчеркнуть лишнее (Приложение 2).
1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника. Команда 1
2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик. Команда 2
3. Бузина, календула, пустырник, тысячелистник. Команда 1
4. Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана. Команда 2
4 Конкурс: «Путаница» (СЛАЙД 5)
Каждая команда из разрезанных картинок собирает пазл цветка и из предложенных букв составить названия цветов (Приложение 3). Каждой команде дается время 7 минут для составления пазлов и названий цветов из букв, после чего команды по очереди зачитывают названия. Колокольчик, василек, ландыш, ромашка (команда 1)
Ирис, незабудка, прострел, одуванчик (команда 2)
5 Конкурс: «Загадочный ящик»
На стол каждой команде ставится «загадочный ящик», в котором лежат растения (гербарии), которые используют для лечения с древних времен. Ребятам раздается текст задания с описанием и использованием целебных растений (Приложение 4). Каждой команде дается время на обсуждение 3 минуты, после чего команды дают свои ответы.
• Команда 1: В коробочке лежит растение, целебные свойства которого были известны с древних времен. Растение очень неприхотливо: выдерживает и жару, и холод, и недостаток влаги. Это многолетнее травянистое растение высотой 20-50 см, с рассеченной формой листа, соцветие корзинка. Окраска цветков белая или розовая. Отвар растения горький на вкус. Согласно легенде именно этой травой Ахилл – герой Троянской войны – лечил раны своим боевым друзьям. Порезник, кровавник, рудомётка – вот так величали эту траву в народе. Именно ею крестьяне унимали кровь при порезах серпом или косой. Пользовались целительной силой порезника и воины: смачивали рану соком из листьев, кровотечение останавливалось, рана заживала. Вот почему это растение у нас называется как «солдатская трава». Тысячелистник обыкновенный
• Команда 2: В коробочке лежит растение, о целебных свойствах которого было известно еще древним грекам и римлянам. Это многолетнее травянистое растение, высотой от 40 см до 2 м, с перисторассеченной формой листа, соцветие метелка. Окраска цветков белая или бледно-розовая. В лечебных целях используется корневище растения, имеющее горький вкус и характерный запах. В средние века его широко применяли как успокаивающее средство. На Руси использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и это, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра 1 такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России. Некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий: кошачья трава, кошачий корень, земляной ладан.
Валериана лекарственная
Валеологическая пауза: «Забавные зверюшки» (пантомима)
А сейчас я предлагаю вам немножко отвлечься и поиграть. Нужно изобразить лесных зверей с помощью пантомимы, чтобы все догадались – КТО ЭТО?
Каждой команде дается конверт с заданием.
Команде «Волчата» нужно изобразить медведя, лису, зайца, рысь, бобра.
А команда «Лисята» изображает лося, волка, кабана, белку, ежа.
В этом конкурсе командам предлагается отгадать названия лесных ягод с помощью шифровального ключа, каждая буква которого закодирована цифрой (Приложение 5). На выполнение этого задания дается 5 минут. Команда, которая справится с этим заданием быстрее, получает жетон.
2, 18, 21, 19, 15, 10,12, 1 (брусника)
25, 6, 18, 15, 10, 12, 1 (черника)
19, 14, 16, 18. 16, 5, 10, 15, 1 (смородина)
26, 10, 17, 11, 3, 15, 10,12 (шиповник) 12, 13, 21, 2,15, 10, 12, 1 (клубника)
12, 13, 32, 12, 3, 1 (клюква)
4, 16, 13, 21, 2,10, 12, 1 (голубика)
9, 6, 14, 13, 33, 15, 10, 12, 1 (земляника) 14, 1, 13, 10, 15, 1 (малина)
12, 16, 19, 20, 33, 15, 10, 12, 1 (костяника)
7 Конкурс: «Знатоки грибов» (СЛАЙД 7)
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. В этом конкурсе каждой команде раздается филлворд «грибы», в котором вы за 5 минут должны найти как можно больше названий съедобных грибов (Приложение 6).
Команда, которая справится с этим заданием правильно, получает жетон.
8 конкурс: «Как вести себя на природе» (СЛАЙД 8)
Команды, по очереди, называют по - одному правилу поведения на природе. За каждый правильный ответ команды получают по одному жетону.
Правила поведения на природе:
1. Не загрязняй природу, убирай за собой мусор.
2. Не шуми в лесу, не пугай его жителей.
3. Не лови лесных обитателей, помни, что ты в гостях.
4. Не собирай и не ешь неизвестные тебе ягоды и грибы.
5. Не разрушай муравейники и норки.
6. Не разоряй гнезда и дупла.
7. Не ломай ветки и не обдирай кору с деревьев.
8. Не трогай и не забирай домой зверей и насекомых.
9. Не разводи костры в неположенных местах и без присмотра взрослых.
10. Не вырывай растения с корнями, не губи красоту природы. Педагог: Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Подводятся итоги, награждается команда победителей.
Педагог: Помните всегда ребята о том, что, «Зеленая планета» – наш дом и человек – всего лишь маленькая часть природы, но, в отличие от других обитателей природы, он разумен и может управлять своими действиями. Давайте беречь и охранять нашу природу.
Конспект занятия
Тема: Игра-викторина: «Что такое лес?»
Цель: обобщение и закрепление знаний о лесе.
Задачи:
1) Образовательная:
- способствовать расширению кругозора, развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся; - формировать знания о лесе как природном сообществе; 2) Развивающая:
- развить сопереживание к проблемам природы, желание бороться за её сохранение;
3) Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к родной природе, учить работать в коллективе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива. Тип занятия
Практическое
-ТСО, оборудование: проектор, экран, компьютер, школьная доска, клей, карандаши, листы бумаги формат А4.
Методический материал: презентация о лесе, о животных, о птицах «Что такое лес?», плакаты, фотографии с изображением леса, сухих листьев деревьев, выставка детских рисунков на тему «Лес», гербарный материал и технологическая карта по определению листа дерева, картинки животных (лисица, олень, медведь, волк), картинки грибов (сыроежки, маслята, опята, подосиновик, подберезовик, белый).
Музыкальное оформление: симфоническая мелодия «Лес», «Птичья трель» - записи пения птиц.
Ход занятия
Основная часть
Ведущий: Сегодня наша викторина посвящена… Догадайтесь сами…. Посмотрите на оформление нашего класса. Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу скорей. Уж пора нам познавательную и веселую игру начинать, много нужно о лесе сказать (СЛАЙД 1).
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Иван Бунин
Ведущий: Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.
Сегодня нас с вами ждет познавательно-игровая викторина «Что такое лес?». Вы должны будете показать свои знания о лесе, растениях, его обитателей и проблемах в лесу. Мы разделимся на две команды – это команды «Зайчата» и «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки «Зайчата» - морковку, «Бельчата» - грибочки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.
Лес зовет и манит нас к себе!
1 конкурс «Разминка»:
(Команды поочередно отвечают на вопросы):
- Какую птицу называют лесным доктором за то, что он “лечит” деревья, вытаскивает из стволов и из-под коры вредных насекомых и их личинки? (Дятел)
- У какого дерева листья и без ветра трепещут? (осина)
- Какая ягода бывает и белой, и красной, и черной? (смородина)
– Какие грибы растут на пнях? (опята)
– Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
- Какой цветок самый первый появляется из-под снега? (подснежник)
– Куда бежать удобнее зайцу в гору или с горы? (в гору, у него задние ноги длиннее)
– Из какого дерева делают спички? (из осины)
– Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)
2 конкурс: лаборатория лесника «От какого дерева лист?» (СЛАЙД 2)
У каждой команды на столах лежат по пять видов гербарного материала (лист березы, дуба, осины, ольхи, кедра, клена, хвоинки ели, лиственницы, пихты и сосны). Ваша задача за пять минут определить от какого дерева эти листья и записать их в технологическую карту. Чья команда быстро и правильно справиться с этим заданием, та и получает фишку.
1. Какое из этих растений является медоносным?
а) сирень; б) жасмин; в) облепиха; г) черемуха.
2. Каким из этих эпитетов наиболее часто наделяют иву?
а) развесистая; б) кудрявая; в) пушистая; г) плакучая.
3. Какого дерева не существует в природе?
а) золотое дерево; б) алмазное дерево; в) железное дерево; г) каменное дерево.
4. Какой сок собирают ранней весной в нашем лесу?
а) липовый; б) осиновый; в) березовый; г) сосновый.
5. Какой ягодный кустарник не сбрасывает на зиму листья?
а) малина; б) смородина; в) брусника; г) ежевика.
6. Какое дерево дало название последнему перед Пасхой воскресенью?
а) ольха; б) тополь; в) верба; г) клен.
7. Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей?
а) оливковый; б) миртовый; в) лавровый; г) терновый.
(Оливковая ветвь — символ мира, миртовый венок — поэтический символ тишины и наслаждения, терновый венец — символ мученичества.)
8. Какое из этих растений — рекордсмен по скорости роста?
а) хвощ; б) бамбук; в) камыш; г) осока.
9. Какое из этих растений существует?
а) сын-и-пасынок; б) мать-и-мачеха; в) сын-и-отчим; г) дочь-и- падчерица.
10. Какое растение, по легенде, расцветает в ночь на Ивана Купала?
а) мох; б) папоротник; в) хвощ; г) кувшинка.
Ведущий: молодцы ребята.
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. В этом конкурсе надо изобразить лесных зверей с помощью пантомимы. Я каждой команде по очереди буду показывать картинку с изображением животного, который живет в лесу. Задача команды, которая видела картинку, показать это животное с помощью пантомимы - задача другой команды отгадать, какое животное им показывают. Итак, начнём:
Для команды «Зайчат» - лисица; олень.
Для «Бельчат» - медведь; волк.
5 конкурс: Игра «Собери грибочки»: (СЛАЙД 5)
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
Для начала мы вспомним с вами правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила. После того, как мы перечислили правила сбора грибов в лесу, мы переходим с вами к игре «собери грибочки». В этом конкурсе участвуют по одному члену от команды, они выходят на середину класса, где разбросаны картинки грибов и поочередно отвечают на загадки, и среди всех грибов находят тот гриб, который правильно отгадали. Загадки:
Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
6 конкурс: игровая ситуация «Птичья трель» (СЛАЙД 6)
В этом конкурсе мы поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. С помощью прослушивания записи пения птиц вы должны будете поочередно отгадывать, какая птица поёт, за правильный ответ дается 1 фишка. (Ответы детей: соловей, дрозд, ласточка, снегирь, кукушка, воробей).
7 конкурс: «Экологический»: (СЛАЙД 7) Ведущий: Ребята, что такое «экология»?
Экология - наука о взаимодействиях всех живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Мы приехали на речку Воскресенье провести,
А свободного местечка Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят, Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. Мы по бережку прошли, Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, – Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костёр.
В футбол играли – Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
Ведущий: Теперь каждой команде нужно поочередно ответить на вопросы.
- Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
–Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Подводятся итоги, награждается команда победителей.
Ведущий: Помните всегда ребята о том, что:
Лес – это наше богатство! Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Лес – помощник земледельца.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Давайте беречь и охранять нашу природу. И не забывайте слова М.М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять родину…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.