Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная биология"

  • pdf
  • 01.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа естественнонаучной напр Занимательная биология Дроздова 2019.pdf

Муниципальное учреждение дополнительного образования 

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                    

Директор МУДО ДЭБЦ  

г. Черемхово  Матвеева В.В.________

Приказ № ___ от _ сентября 201_ года

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Занимательная биология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: 

Дроздова А.М., 

педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Черемхово, 2019

 

Содержание

 

1.     Пояснительная записка …………………………………………………...3

2.     Учебный план………………………………………………………...........5

3.     Учебно – тематический план………………………………………..……6

4.     Содержание программы…………………………………………………11

5.     Календарный учебный график………………………………………….19

6.     Оценочные материалы…………………………………………………..20 7. Методические материалы…………………………………………..…...26

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

          Программа «Занимательная биология» предназначена для детей 10-13 лет, получающих        дополнительное образование         естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на год и составляет 144 часа.             Программой предусматривается систематическое проведение занятий два раза в неделю продолжительностью два академических часа. Занятия проводятся на базе Детского эколого-биологического центра и школ города.            

Программа «Занимательная биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся. 

            Актуальность программы  заключается в том, что программа «Занимательная биология» в занимательной форме  знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней. 

Цель программы: формирование  знаний по отдельным разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии) и приобрести практические навыки и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности. 

Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 

1. Образовательные: 

      Формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах;

      Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследования;

      Познакомить с  видовым разнообразием флоры и фауны Иркутской области.

2. Развивающие: 

      Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;

      Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.

3. Воспитательные: 

      Воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам природы, уважительное отношение к природе. Планируемые результаты

В результате реализации программы, обучающиеся должны знать:

      Основные биологические  понятия: простейшие, клетка,  ботаника, зоология, устройство микроскопа;

      Основной видовой состав флоры и фауны Иркутской области; Способы приспособления животных и растений к среде обитания.

Должны уметь:

      Пользоваться биологическим лабораторным оборудованием;

      Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

      Распознавать  основной состав растений Иркутской области по их  внешнему виду;

      Определять         животных   по      внешнему   виду и       следам        их жизнедеятельности;

      Вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе;

      Оформлять результаты практических наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; Подготовить доклад, презентацию к выступлению.

 

Форма промежуточной аттестации: тестирование.

 

 

 

 

 

    

 

 

Учебно-тематический план программы 

п/п

Название блока  

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение

2

-

2

2.

Микромир

6

35

41

3.

Растительный мир

30

10

40

4.

Исследовательская деятельность

2

32

34

5.

Животный мир

23

4

27

 

Итого:

63

81

144

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план первого года обучения

 

п/п

теория

часы

практика

часы

Форма промежуточной аттестации

Сентябрь  1. Введение - 2 ч. (2-0)

 

 

1

Вводное занятие.

Удивительная наука – биология

2

 

 

 

2. Микромир - 41 ч. (6-35)

 

 

2

Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием

1

Пр. работа: «Изучение строения увеличительных приборов»

1

 

3

Методы изучения и приготовления микропрепаратов

1

Пр. работа: «Знакомство с клетками растений»

1

 

4

Клетка – структурная единица живого организма

1

Пр. работа:

«Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки»

1

 

5

 

 

Пр. работа: «Запасные вещества клетки»

2

 

6

Простейшие под микроскопом

1

Пр. работа:

«Выращивание простейших»

1

 

7

 

 

Пр. работа: «Знакомство со строением и передвижением простейших»

2

 

Октябрь

 

 

8-9

 

 

Пр. работа:

«Выращивание культуры бактерии сенной палочки»

4

 

10

 

 

Пр. работа:

2

 

 

 

 

 

«Изучение строения сенной палочки»

 

 

11

Многообразие водорослей

1

Пр. работа: «Изучение внешнего строения водорослей»

1

 

12-

13

Колонии и культуры

микроорганизмов

 

1

Пр. работа:

«Выращивание колоний бактерий разных помещений школы»

4

 

14

 

 

Пр. работа: «Изучение бактериологическо го состояния микроорганизмов»

2

 

Октябрь - Ноябрь

15-

16

 

 

Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев»

4

 

17-

18

 

 

Пр. работа: «Влияние  природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов»

4

 

19

 

 

Пр. работа: «Изучение влияния природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие бактерий»

2

 

20

 

 

 Пр. работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов»

2

 

21

 

 

 Пр. работа:

«Гигиеническая

2

 

 

 

 

 

оценка качества воды из разных источников»

 

 

3. Растительный мир -  40 ч. (30-10)

22

 Флора Иркутской области

2

 

 

 

23

Внешний облик  растений

1

Пр. работа: «Изучение внешнего строения растений»

1

 

Декабрь

24

Гербаризация растений

1

Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов»

1

 

25

Растенияиндикаторы

1

Опыт:

«Приготовление вытяжек растворов

из частей

растений, обладающих свойствами индикаторов»

1

 

26

Растения - фитонциды

1

Опыт: «Получение масляных экстрактов из растительного сырья»

1

 

27

Растения - красители

1

Опыт:

«Окрашивание тканей натуральными природными красителями»

1

 

28

Лекарственные растения Иркутской области

1

Пр. работа: «Фитобар»

1

 

29

Ядовитые растения Иркутской области

2

 

 

 

30-

32

Краснокнижные растения Иркутской  области

4

 

 

 

Январь

33

Комнатные растения

2

 

 

 

 

 

- лекари

 

 

 

 

34

«Путешествие на

Зеленую планету»

2

 

 

 

35

Лиственные породы деревьев Иркутской области

1

Пр. работа: «Изучение внешнего строения листьев, плодов и семян покрытосемянных растений»

1

 

36

Хвойные породы деревьев Иркутской области

1

Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

1

 

37

Определение возраста деревьев

1

Пр. работа:

«Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам»

1

 

38

Лесная кухня: ягоды, шишки

1

Пр. работа:

«Определение съедобных растений по плодам и шишкам»

1

 

Февраль – Март  - Апрель 

39

Разнообразие грибов

2

 

 

 

40

«Что такое лес»

2

 

 

 

41-

42

«Лес и его обитатели»

4

 

 

 

1. Исследовательская деятельность -  34 ч. (2-32)

43

Технология исследовательской деятельности

2

 

 

 

44-

59

 

 

Исследовательская деятельность

32

 

5. Животный мир -  27 ч. (23-4)

60

Фауна Иркутской области.

Классификация животных по типу

2

 

 

 

 

питания

 

 

 

 

61

Птицы Иркутской области

2

 

 

 

62

Следы диких животных

2

 

 

 

 

 

Май

 

 

63-

64

«Следы зверей»

4

 

 

 

65

 

 

Экскурсия в музей

охраны природы ДЭБЦ

2

 

66-

67

Животные красной книги Ирк. обл.

5

 

 

 

68

 

 

Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ

2

 

69

«Домашние питомцы»

2

 

 

 

70

Разнообразие

насекомых

 

2

 

 

 

71

«Биология»

2

 

 

 

72

Тестирование

2

 

 

Тестирование

Итого:         144

63

 

81

 

      

 

 

 

 

 

Содержание программы первого года обучения

 

1.Введение –2 ч. (2-0)  

        Теория:   Вводное занятие.  Знакомство обучающихся с программой занятий. Цели и задачи, план работы объединения.  

Удивительная наука – биология. Что изучает биология? Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Просмотр слайд - презентации. 

2.Микромир –41ч. (6-35)

      Теория:  Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием. ТБ при работе с лабораторным оборудованием.      Практика: Пр. работа: «Изучение строения увеличительных приборов». Приготовление микропрепаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

     Теория:  Методы изучения и основные правила при приготовлении микропрепаратов. 

     Практика: Пр. работа: «Знакомство с клетками растений». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с покровными и предметными стеклами, препоравальными иглами,  микроскопами. Работа с готовыми микропрепаратами.

     Теория:  Клетка – структурная единица живого организма. Строение растительной клетки, состав, свойства, включения, запасные вещества (крахмал, белок, жир, соли, кальций). Работа с моделями «Клетка растений».       Практика: Пр. работа: «Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

      Практика: Пр. работа: «Запасные вещества клетки: крахмал в клубнях картофеля, белковые включения в зерновке пшеницы, кристаллы оксалата кальция в плоде лимона, жировые капли в семени подсолнечника, рафиды (соли) в листе алоэ. ТБ  при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление препаратов и изучение строения запасных веществ. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

       Теория: Простейшие под микроскопом. Протозоология – наука о простейших.  Многообразие и виды простейших. Интересные факты о простейших.

        Практика: Пр. работа: «Выращивание инфузории-туфельки и эвглены зеленой». ТБ  при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды (вода из аквариума) для выращивания одноклеточных организмов, резервуар (стеклянная колба), подкормка (листья и корм – рыбий корм из растительных компонентов), выращивание простейших.

        Практика: Пр. работа: «Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены зеленой). ТБ  при работе с лабораторным оборудованием.  Реакция простейших на различные раздражители: соль, свет, тушь, уксусная кислота». Оформление графических работ в альбоме или тетради.

       Практика: Пр. работа: «Выращивание  культуры бактерии сенной палочки. Значение бактерии в жизни человека». ТБ  при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление сенного настоя и выращивание культуры сенной палочки.

        Практика: «Изучение строения сенной палочки под микроскопом». ТБ  при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

        Теория: Многообразие водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей для человека и природы. Интересные факты их жизни водорослей. Работа со слайд – презентацией и видеоматериалами.          Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения водорослей». Изучение одноклеточных зеленых водорослей на примере «Спирогира, Хлорелла». ТБ  при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

        Теория: Колонии и культуры микроорганизмов. Методы выращивания и приготовления питательных сред. Значение колоний микроорганизмов для человека. 

        Практика: Пр. работа: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы».  ТБ  при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. Взятие бактериологических проб разных помещений школы. «Посев» микроорганизмов». 

         Практика: «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради. 

         Практика: Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев». Присутствует ли жизнь на кончиках пальцев? ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов». Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради. 

         Практика: Пр. работа: «Влияние  природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов». 

       Природные антибиотики: лук и чеснок, лекарственные антибиотики: тетрациклин, стрептомицин.

         Практика: Пр. работа: «Изучение влияния природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие колоний микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради. 

         Практика: Пр. работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов». Одноклеточные микроскопические грибы: плесень (гриб Мукор) и дрожжи». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с микроскопом. Приготовление микропрепарата грибницы Мукора, клеток дрожжей. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради. 

         Практика:  Пр. работа: «Гигиеническая оценка качества воды из разных источников».  Определение осадка, цвета, прозрачности, запаха, воды из разных источников: прудовая, колодезная, вода из водопровода, негазированная питьевая, озерная. Приготовление и рассмотрение препарата воды под микроскопом на наличие микроорганизмов. Электронные измерители воды: рН, электропроводность. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в таблицы.  3.Растительный мир  – 40 ч. (30-10)

        Теория: Флора Иркутской области. Наука, изучающая растения – ботаника. Разнообразие растений. Классификация растений (низшие, высшие). Работа с гербарными материалами. Просмотр слайд – презентации.          Теория: Внешнее строение растений. Распределение растений по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички. Составление схемы «Строение растений», по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички.           Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения растений». Работа с увеличительными приборами. Работа с гербариями цветковых растений и рисунками растений. Зарисовка схем строения растений в альбоме или тетради.          Теория: Гербаризация растений. Что такое гербаризация растений? Методика гербаризации и его хранение. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора и гербаризации растений. Гербаризация растений (сбор, методика заготовки и сушка).         Практика: Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов». Повторение правил ТБ при работе.         

       Теория: Растения-индикаторы. Природные, культурные и комнатные растительные индикаторы. Как определить качества (плодородие) почвы с помощью растений-индикаторов. Методика изготовления индикаторов из природного сырья. Просмотр слайд – презентации.

        Практика: Опыт: «Приготовление вытяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов». Изготовление растворов индикаторов из природного сырья: комнатные, культурные и  плоды растений. Проведение исследования по определению среды растворов. Изучение изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды. Соблюдение ТБ при работе.

        Теория: Растения – фитонциды. Природные, культурные и комнатные растения, выделяющие фитонциды (растительные антибиотики – вещества, убивающие болезнетворные бактерии). Способы получения масляных экстрактов из растительного сырья. Просмотр слайд – презентации.

        Практика: Опыт: «Получение масляных экстрактов из растительного сырья». Приготовление и получение масляных экстрактов из природных, культурных и комнатных растений (сосна, ель, лук, чеснок, лимон, герань, бегония, каланхоэ). Соблюдение правил ТБ при работе. 

         Теория: Растения – красители. Красильные растения: природные, культурные, плоды. Растительные краски. Просмотр слайд – презентации.            Практика: Опыт: «Окрашивание тканей натуральными природными красителями». Приготовление природных красителей:  сок овощей, ягод, шелуха лука, крапива. Окрашивание хлопковых и ситцевых тканей. Соблюдение правил ТБ при работе.

         Теория: Лекарственные растения леса. Дикорастущие лекарственные растения, виды, лечебные свойства и применение (использование) в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Интеллектуальная викторина «Лесная аптека». Викторина о дикорастущих лекарственных растениях, их лечебных свойствах и пользе.   

          Практика: Пр. работа: «Фитобар». Соблюдение правил ТБ при работе. Приготовление фиточая из частей растений и их плодов.  Рецепты фиточая для укрепления иммунитета.   

          Теория: Ядовитые растения Иркутской  области.  Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Интерактивная игра:

«Самые опасные растения».                                                                                                  

         Теория: Краснокнижные растения Иркутской области. Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации. Изготовление буклета «Краснокнижные растения Иркутской  области». Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ.

         Теория: Комнатные растения – лекари. Виды домашних растений, их лечебные свойства и применение в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Составление памятки «Использование комнатных растений в лечебных целях». Выбор материала и оформление памятки. Соблюдение правил ТБ при работе.

         Теория: Викторина «Путешествие на Зеленую планету». Викторина о закреплении знаний растений, грибах: дикорастущих, лекарственных  и комнатных, их лечебных свойствах. Методический материал викторины: презентация, картинки «Деревья», «Лекарственные растения», загадочный ящик, филлворд «Грибы», пазлы «Цветы», жетоны «Дары природы».

           Теория: Лиственные породы деревьев Иркутской области. Работа с  гербарными материалами.  Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. 

            Практика:  Пр. работа: «Изучение внешнего строения листьев, плодов и семян покрытосемянных растений». Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради. 

          Теория: Хвойные породы деревьев Иркутской области. Работа с гербарными материалами. Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации.  

           Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений». Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради. 

            Теория: Определение возраста деревьев.  По мутовкам и годичным кольцам. Работа с коллекцией спилов деревьев. Просмотр слайд – презентации.

            Практика:  Практическая работа «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам». Работа с увеличительными приборами -  лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

            Теория: Лесная кухня: ягоды, шишки. Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Викторина «Что съедобно?». Викторина о лесных дарах: ягодах, шишках. Методический материал: пазлы «Плоды, шишки», Кроссворд «Лесные ягоды», филлворд «Плоды леса», загадочный ящик.

            Практика: «Определение съедобных растений по плодам и шишкам». Работа с увеличительными приборами -  лупой. Сочные и сухие плоды и шишки растений. 

Теория: Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы, грибы паразиты. Удивительные грибы. Применение грибов. Работа с карточками, муляжами, с литературой, иллюстрациями «путаница», филлворды, кроссворды. Просмотр видеоматериалов «грибы». Определение грибов по карточкам, иллюстрациям,  муляжам. Настольная игра: фото-викторина «Грибы» (съедобные и ядовитые).

            Теория: Экологическая игра-викторина «Что такое лес?». Викторина закреплении знаний о деревьях, растениях, дарах леса. Методический материал: лаборатория лесника (гербарный материал)  «  Листья  и хвоя деревьев», картинки животных, картинки грибов, записи птичьих голосов, фишки для команд, симфоническая мелодия «Лес», 

      Теория: Изготовление макета «Лес и его обитатели». Работа над данным макетом проходит в несколько этапов:

1.     предварительный: обогащение личного опыта детей (рассматривание картин, иллюстраций, презентаций, чтение художественной и познавательной литературы, проведение тематических прогулок и

экскурсий);

2.     соблюдение правил ТБ при работе.

3.     изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. В процессе создания макета дети сами выбрали наиболее интересный для них вид продуктивной деятельности: конструирование из бумаги и аппликация. 

4.     выбор материала для макета: бросовый, природный материал, пластилин, ножницы, фигурки зверей, вырезанные из старых книг, журналов, ветки деревьев.

5.     презентация макета "Лес и его обитатели" представлены деревья, кустарники, птицы, такие дикие животные как лиса, медведь, лось, еж и др. 

4.Исследовательская деятельность – 34 ч. (2-32)

              Теория: Основы исследовательской деятельности. Цели, задачи, методы исследовательской деятельности. Что такое исследование? Этапы работы в рамках научного исследования. Требования к проведению научно – исследовательских работ. Распределение обучающихся на рабочие группы.               Практика: «Гидропонный метод проращивания растений». Беспочвенное выращивание растений: изучить рост и развитие растений в разных субстратах, и выявить проращивание растений методом гидропоники. Изучить особенности проращивания растений методом гидропоники. Сравнить рост и развитие растений в разных субстратах. Объект исследования растения семейства Бобовые (горох, фасоль, бобы). Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной   литературой. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.  

              Практика: «Определение нитратов в овощах и фруктах». Методы определения содержания посторонних веществ во фруктах и овощах. Использование специального      портативного      прибора      –        нитрометра. Определить с помощью доступных методов химического анализа уровень содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов из различных мест закупки. 

Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной   литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.  

              Практика: «Съедобные виды дикорастущих травянистых растений г. Черемхово, кулинарные рецепты приготовления». Изучить, какие дикорастущие травянистые растения г. Черемхово съедобны. Выяснить полезность этих растений. Узнать, какие части растений и  в каком виде их можно употреблять в пищу. Кулинарные рецепты их приготовления.   Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной   литературой и информацией из интернета.  Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся. Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.  

             Практика: «Польза витаминного фиточая и его влияние на организм». Изучить историю возникновения фиточая.

Проанализировать, как влияет фиточай на здоровье человека.

Изучить состав фиточая. Сравнить виды фиточая по составу и свойствам. Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной   литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся.

Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.  

2.  Животный мир-  27 ч. (23-4)

              Теория: Фауна Иркутской области. Классификация животных по типу питания.     Разнообразие       животного мира.          Млекопитающие (звери)Иркутской области. Просмотр слайд – презентации: «Разнообразие животных». Работа с дидактическими карточками «Животные леса». 

   Игра-викторина «Кто, чем питается?». Игра-викторина о видах животных и типах питания. Методический материал: катринки картинки с изображениями животных, кроссворд «Животные», путаница, филлворд, карточки-задания.

             Теория: Птицы Иркутской  области. Типы питания птиц: хищники, насекомоядные, зерноядные, всеядные. Перелетные, кочующие, зимующие птицы. Как помочь птицам зимой. Работа с дидактическими карточками

«Птицы». Просмотр слайд – презентации. Интерактивная  викторина: «Что мы знаем о птицах». Викторина о перелетных, кочующих, зимующих птицах Иркутской области. 

             Теория: Следы диких животных. Как изучать зверей? Учет следов животных. Работа с литературой. Просмотр слайд – презентации. Игра - викторина «Чей это след?». Игра-викторина о следах диких животных. Методический материал: картинки с изображениями животных, карточкизадания.             Теория: Изготовление лэпбука «Следы зверей». Подбор материала. Изготовление и оформление лэпбука. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ.

           Практика: Экскурсия в музей охраны природы ДЭБЦ. Соблюдение правил ТБ. Ознакомление обучающихся с видовым составом экспонатов животных музея. 

          Теория: Животные красной книги Иркутской области. Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации.

         Теория: Изготовление буклета « Животные красной книги Иркутской области». Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ.             Практика: Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ. Соблюдение правил ТБ. Ознакомление обучающихся с видовым составом живого уголка. Знакомство с необычными (экзотические) питомцы. 

           Теория: Домашние питомцы. Просмотр слайд – презентации. Работа с карточками, перепутанными иллюстрациями. Интерактивная игра «Домашние питомцы».              Теория: Разнообразие насекомых. Удивительный класс насекомых. Полезные насекомые для человека. Насекомые-вредители. Значение насекомых. Работа с коллекцией «Насекомые». Демонстрация иллюстраций насекомых. Просмотр видеофильма: «Насекомые».  

           Теория: Игра-путешествие «Загадочный мир насекомых». Играпутешествие о разнообразии насекомых, их пользе. Методический материал: филлворд, кроссворд, лупы, коллекция «Насекомые». 

          Теория: Настольная игра-викторина «Биология». Закрепление знаний у обучающихся о простейших, растениях, деревьях, птицах, животных, насекомых. 

           Теория: Итоговое тестирование. Тестовый контроль знаний.

  

 

Календарный учебный график

 

Год реализации программы

Кол-во часов в неделю

сентяб рь

октяб рь

ноябрь

декаб рь

январь

февра ль

март

апрель

май

Всего часов

Группы 1 год обучения

4

14

16

16

18

12

14

18

16

20

144

 

   

 

     

 

  

 

 

 

Оценочные материалы

Тест объединения «Загадочная биология»

1 год обучения (итоговый), для обучающихся  (10-11лет) 

1.Что изучает биология?                                                                       (10 б)

А) живые организмы;

Б) окружающую среду;

В) вещества и их превращения.

2. Как называется прибор, с помощью которого можно увидеть клетку?               

                                                                                                                           (10 б)

                        

А) телескоп;                         Б) микроскоп;                         В) лупа.

3.   Основная структурная единица жизни – это?                                   (10 б)

А) ткань;

Б) орган;

В) клетка;

Г) организм.

4.   Как называется наука, изучающая раститения?     (10 б)

А) зоология;

Б) ботаника;

В) микология;

Г) анатомия.

5.Строение шляпочного гриба?                                                                (10 б)

 

 

6. Животные – это?                                                                                    (10 б)

А) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

Б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;

В) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.

 

7.Какой простейший  организм  изображен на рисунке?             (10 б)

 

А) инфузория-туфелька;

 

Б) эвглена зеленая;

 

В) амеба обыкновенная.   

 

8. Как называется список редких и находящихся под угрозой

исчезновения видов растений и животных?                                          (10 б)   

 

А) Черная книга;

 

Б) Красная книга;

 

В) Зеленая книга.

        

9.Какое из этих растений «лекарственное»?                                           (10 б)              

 

 

                

   А) подорожник;                  Б) вороний глаз;                    В) осот полевой.

10.   Составь схему:                                                   (1 пр отв – 2 б, 5 отв. 10 б)            

Голосеменные растения

 

Ель                    Береза                  Сосна           Тополь                Клен                       

 

Лиственница          Осина           Кедр           Черемуха           Пиха

 

Итого:

НУ – 25 – 50 б;

СУ – 50 – 80 б;

ВУ – 80 – 100 б.

Оценочные материалы

Тест объединения «Занимательная биология»

1 год обучения (итоговый), для обучающихся  (12-13лет)

1.Наука биология изучает?                                                                       (10 б)

А) живые существа;

Б) окружающую среду;

В) вещества и их превращения.

2. Сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов?                                                                        (10 б)

              

А) телескоп;                                Б) микроскоп;                         В) лупа.

3.Важнейший и самый крупный компонент клетки?                        (10 б)

А) цитоплазма;

Б) ядро;

В) вакуоль.

4. Строение шляпочного гриба?                                                                (10 б)

 

5. Наука ботаника изучает?                                                                      (10 б)

А) все живые организмы;

Б) растения;

В) грибы;

Г) бактерии. 

6. Представители царства животные – это?                                          (10 б)               

А) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

Б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;

В) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.

 

7. Какой вид простейшего организма изображен на рисунке?             (10 б)

 

А) инфузория-туфелька;

 

Б) эвглена зеленая;

 

В) амеба обыкновенная.   

 

8. Как называется список редких и находящихся под угрозой

исчезновения видов растений и животных?                                          (10 б)   

 

А) Черная книга;

 

Б) Красная книга;

 

В) Зеленая книга.

 

9.       Какое из изображенных растений относится к голосеменным?     (10 б) 

                               

           А) береза;                               Б) ель;                         В) рябина.

10.   К какой группе животных относится бурый медведь по способу

питания?                                                                                                        (10 б)

А) хищник;

Б) растительноядный;

В) насекомоядный;

Г) всеядный.

 

 

 

 

 

 

Итого:

НУ – 25 – 50 б;

СУ – 50 – 80 б;

ВУ – 80 – 100 б.

 

Методические материалы

 

Викторина «Путешествие на Зеленую планету»

Цель:  закрепление знаний по лекарственным растениям леса.

Задачи:

1) Образовательная:

-                     закрепить знания по лекарственным растениям леса; 2) Развивающая:

-                     развивать мышление, память, способствовать познавательной активности учащихся, расширению кругозора; 3)Воспитательная:

-                     воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в команде и видеть, что твой успех зависит от успешной работы команды. Тип занятия

Практическое

-ТСО, оборудование: проектор, экран, компьютер, школьная доска, клей, карандаши, листы бумаги формат А4.

Методический материал: презентация «Путешествие на Зеленую планету», картинки с изображением деревьев, лекарственных растений, пазлы «цветы», текст с описанием целебных растений, загадочный ящик, филлворд (грибы), жетоны «дары природы» - грибочки, ягодки. 

Музыкальное оформление: симфоническая мелодия «Лес».

Ход занятия

Основная часть

        I.       Организационный момент (приветствие)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на оформление нашего класса и,  прослушав стихотворение, предположите какой теме будет посвящено сегодняшнее занятие.   

Моя Планета

Моя Планета—дом родной,

Мой дом, что всех милей.

В нем я живу, моя семья

И тысячи людей!

И чтобы дом наш процветал, Светило солнце в нем, Давайте вместе мы о нем 

Заботиться начнем:

Будем беречь луга, поля,

Животных защищать,

Деревья в городах своих

Начнем мы все сажать!

И никогда мы воздух наш 

Не будем загрязнять!

Отходы в реки и моря

Не станем мы сливать!

И свалки мусора, друзья,

Давайте уберем!

И вот тогда все вместе мы

Отлично заживем!

И солнце будет ярко нам

С небес в окно светить!

Планета вечно будет жить

И нам добром платить!

Золкина Евгения

Дети высказывают свои предположения. Правильно, наше занятие посвящено планете, на которой мы живем. А если быть точнее, то «Зеленой планете» - это природа, которая нас окружает. (СЛАЙД 1).

Сообщение темы занятия

Педагог:  Давайте закроем глаза и представим, что мы на природе, в лесу, здесь легко дышится, какое  большое разнообразие  цветов и лекарственных растений нас окружает. А вот и полянка, предлагаю вам сделать  привал и послушать    симфоническую мелодию «Лес». 

Сегодня нас с вами ждет интересное занятие – познавательная викторина «Путешествие на Зеленую планету». Вы сможете показать свои знания о деревьях, лекарственных растениях, цветах, грибах и ягодах,  и правилах поведения на природе. Предлагаю вам разделиться по жребию, вытягивая  картинки с изображениями животных – лисы и волка. Кто вытянет картинку с изображением лисы, попадает  в команду «Лисята», а кто вытянул картинку с изображением волка, в команду «Волчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать жетоны «дары природы» -  грибочки, ягодки (Приложение 1). Та команда, у которой окажется большее количество жетонов в конце викторины выигрывает.  

 

II, III, IV. Начинаем викторину «Путешествие на Зеленую планету»

1 конкурс:  «Узнай дерево по описанию» (СЛАЙД 2)

Каждой команде, по очереди, зачитывается текст с описанием дерева,  далее команда обсуждает  в течение 10-15  секунд свой ответ, если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к другой команде: 

Команда 1

  Это дерево  растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину.  Ствол  большой и могучий, это дерево очень крепкое и не боится сильных ветров.

   У этого дерева темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты. (Дуб)

Команда 2

    Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья. 

   Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Нектар в  цветках вкусноты и полезности необычайной.   Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.    С давних времен люди используют древесину этого дерева. Из древесины изготавливали  лодки, чашки, блюдца, ложки, разные поделки и игрушки.  Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.  В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты. (Липа) Команда 1

 

    Это дерево  верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину и даже лекарства. 

   Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая  шишка. Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить многие болезни.  Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы и белки. С давних времен люди использовали её древесину. Из  древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. А смолу этого дерева использовали, как клей. (Сосна)

Команда 2

   Это большое лиственное дерево.  Единственное в мире дерево, обладающее белоснежной корой.  У нее белый, тонкий, стройный ствол.

Весной на ветках появляются почки, которые превращаются в листочки. 

Издавна считалось, что в мае она обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным  и слабым людям.

 Листья и кора её, любимое лакомство для коз и овец. Верхний слой коры — береста. Из неё люди научились делать различные поделки. (Берёза) 

 

 2 конкурс: «Отгадай лекарственные растения» (СЛАЙД 3)     Ребята, вы уже много знаете о растениях нашей области. Среди  них много лекарственных.  Надо только знать и уметь правильно  ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных свойствах растений.  

  В следующем конкурсе команды покажут нам свои знания о лекарственных травах, отгадав загадки и называя их лечебные свойства. Загадка для команды 1

 В поле сестрички стоят,

Желтые их глазки на солнце глядят, У каждой сестрички – Белые реснички.

(ромашка) 

Ромашка поможет больному при болях в горле, заболеваниях  желудка, против простудных заболеваний.

Команда 2

 Выпускает он листы Широченной широты.

Держатся они на стеблях крепких Сто плодов колючих, цепких:

Если их не обойдёшь - На себе их все найдёшь. 

(лопух)

  С помощью лопуха  заживляют раны, укрепляют волосы, лечат ангину.

Команда 1

Травка эта очень душиста, У нее ароматные листья. Поскорей ее собирай И заваривай чай!

Найдёшь ты ее возле хаты, Называется – ...

(мята) 

Мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, как успокаивающее средство. 

Команда 2

 Тонкий стебель у дорожки,  На конце его – сережки, На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг Лечит раны ног и рук. 

(подорожник)

Подорожник используют для заживления ран, применяют при кашле, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Педагог: молодцы ребята.

 3 конкурс: «Укажи что лишнее» (СЛАЙД 4)

  В природе растет много лекарственных трав, но есть такие, которые опасны для здоровья – это ядовитые растения. В следующем конкурсе ребята нам покажут, знают они ядовитые  растения или нет. 

Ваша задача – прочитать названия растений и подчеркнуть лишнее (Приложение 2). 

 

1.        Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.          Команда 1

2.        Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик.         Команда 2

3.        Бузина, календула, пустырник, тысячелистник.     Команда 1

4.        Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана.             Команда 2

 

4   Конкурс:  «Путаница» (СЛАЙД 5)

 

Каждая команда из разрезанных картинок собирает пазл цветка и из предложенных букв составить названия цветов (Приложение 3). Каждой команде дается время 7 минут для составления пазлов и названий цветов из букв, после чего команды по очереди зачитывают названия. Колокольчик, василек, ландыш, ромашка (команда 1)

 

Ирис, незабудка, прострел, одуванчик (команда 2)

 

5   Конкурс:  «Загадочный ящик»

 

На стол каждой команде ставится «загадочный ящик», в котором лежат растения (гербарии), которые используют для лечения с древних времен. Ребятам раздается текст задания с описанием и использованием целебных растений (Приложение 4). Каждой команде дается время на обсуждение 3 минуты, после чего команды дают свои ответы.

 

      Команда 1:  В коробочке лежит растение, целебные свойства которого были известны с древних времен. Растение очень неприхотливо: выдерживает и жару, и холод, и недостаток влаги. Это многолетнее  травянистое растение высотой 20-50 см, с рассеченной формой листа, соцветие корзинка. Окраска цветков белая или розовая. Отвар растения горький на вкус. Согласно легенде именно этой травой Ахилл – герой Троянской войны – лечил раны своим боевым друзьям. Порезник, кровавник, рудомётка – вот так величали эту траву в народе. Именно ею крестьяне унимали кровь при порезах серпом или косой. Пользовались целительной силой порезника и воины: смачивали рану соком из листьев, кровотечение останавливалось, рана заживала. Вот почему это растение у нас называется как «солдатская трава».   Тысячелистник обыкновенный

      Команда 2:  В коробочке лежит растение, о целебных свойствах которого было известно еще древним грекам и римлянам. Это многолетнее травянистое растение, высотой  от 40 см до 2 м, с перисторассеченной формой листа, соцветие метелка. Окраска цветков белая или бледно-розовая. В лечебных целях используется корневище растения, имеющее горький вкус и характерный запах.  В средние века его широко применяли как успокаивающее средство. На Руси использование ее началось при Петре I. Он повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и это, в специально созданных для нужд военных госпиталей «аптекарских огородах». По приказу Петра 1 такие посадки лекарственных растений были созданы во многих крупных городах России. Некоторые свойства этого растения способствовали возникновению народных названий: кошачья трава, кошачий корень, земляной ладан.  

Валериана лекарственная

Валеологическая пауза:  «Забавные зверюшки» (пантомима)

А сейчас я предлагаю вам немножко отвлечься и поиграть. Нужно изобразить лесных зверей с помощью пантомимы, чтобы все догадались – КТО ЭТО?

Каждой команде дается конверт с заданием. 

Команде «Волчата» нужно изобразить медведя, лису, зайца, рысь, бобра.

А команда «Лисята» изображает лося, волка, кабана, белку, ежа. 

 

6 Конкурс: «Дешифровщик»   (СЛАЙД 6)

В этом конкурсе командам предлагается отгадать названия лесных ягод с помощью шифровального ключа, каждая буква которого закодирована цифрой (Приложение 5). На выполнение этого задания дается 5 минут. Команда, которая справится  с этим заданием быстрее, получает жетон.  

 

 

 

Команда 1

2, 18, 21, 19, 15, 10,12, 1 (брусника)

25, 6, 18, 15, 10, 12, 1 (черника)

19, 14, 16, 18. 16, 5, 10, 15, 1 (смородина)

26, 10, 17, 11, 3, 15, 10,12 (шиповник) 12, 13, 21, 2,15, 10, 12, 1 (клубника)

 

Команда 2

12, 13, 32, 12, 3, 1 (клюква)

4, 16, 13, 21, 2,10, 12, 1 (голубика)

9, 6, 14, 13, 33, 15, 10, 12, 1 (земляника) 14, 1, 13, 10, 15, 1 (малина)

12, 16, 19, 20, 33, 15, 10, 12, 1 (костяника)

 

7   Конкурс:  «Знатоки грибов» (СЛАЙД 7)

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. В этом конкурсе каждой команде раздается филлворд «грибы», в котором вы за 5 минут должны найти как можно больше названий съедобных грибов (Приложение 6).

Команда, которая справится  с этим заданием правильно, получает жетон.  

8   конкурс: «Как вести себя на природе» (СЛАЙД 8)

Команды, по очереди, называют по - одному  правилу поведения на природе. За каждый правильный ответ команды  получают по одному жетону. 

Правила поведения на природе:

1.                Не загрязняй природу, убирай за собой мусор.

2.                Не шуми в лесу, не пугай его жителей.

3.                Не лови лесных обитателей, помни, что ты в гостях.

4.                Не собирай и не ешь неизвестные тебе ягоды и грибы.

5.                Не разрушай муравейники и норки.

6.                Не разоряй гнезда и дупла.

7.                Не ломай ветки и не обдирай кору с деревьев.

8.                Не трогай и не забирай домой зверей и насекомых.

9.                Не разводи костры в неположенных местах и без присмотра взрослых.

10.            Не вырывай растения с корнями, не губи красоту природы. Педагог: Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

 

V. Итог викторины

Подводятся итоги, награждается команда победителей.

Педагог: Помните всегда ребята о том, что, «Зеленая планета» – наш дом и  человек – всего лишь маленькая часть природы, но, в отличие от других обитателей природы, он разумен и может управлять своими действиями. Давайте беречь и охранять нашу природу.

 

 

Игра-викторина: «Что такое лес?»

Конспект занятия

Тема: Игра-викторина: «Что такое лес?»

Цель:  обобщение и закрепление знаний о лесе.

Задачи:

1) Образовательная: 

-                     способствовать расширению кругозора, развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся; - формировать знания о лесе как природном сообществе; 2) Развивающая:

-                     развить  сопереживание к проблемам природы, желание бороться за её сохранение;

3) Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к родной природе, учить работать в коллективе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива. Тип занятия

Практическое

-ТСО, оборудование: проектор, экран, компьютер, школьная доска, клей, карандаши, листы бумаги формат А4.

Методический материал: презентация о лесе, о животных, о птицах «Что такое лес?», плакаты, фотографии с изображением леса, сухих  листьев деревьев, выставка детских рисунков на тему «Лес», гербарный материал и технологическая карта по определению листа дерева, картинки животных (лисица, олень, медведь, волк), картинки грибов (сыроежки, маслята, опята, подосиновик, подберезовик, белый).  

Музыкальное оформление: симфоническая мелодия «Лес», «Птичья трель» - записи пения птиц.

 

 Ход занятия

Основная часть

I. Организационный момент

Ведущий: Сегодня наша викторина посвящена… Догадайтесь сами…. Посмотрите на оформление нашего класса. Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу скорей. Уж пора нам познавательную и веселую  игру начинать, много нужно о лесе сказать (СЛАЙД 1).

Сообщение темы занятия

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

Иван Бунин

Ведущий: Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.

Сегодня нас с вами ждет познавательно-игровая викторина «Что такое лес?». Вы должны будете показать свои знания о лесе, растениях, его обитателей и проблемах в лесу. Мы разделимся на две команды – это команды «Зайчата» и «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки «Зайчата» - морковку, «Бельчата» - грибочки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

 Лес зовет и манит нас к себе! 

II, III, IV. Начинаем игру-викторину «Что такое лес?»

1 конкурс «Разминка»: 

 (Команды поочередно отвечают на вопросы):

-                     Какую птицу называют лесным доктором за то, что он “лечит” деревья, вытаскивает из стволов и из-под коры вредных насекомых и их личинки? (Дятел)

-                     У какого дерева листья и без ветра трепещут? (осина)

-                     Какая ягода бывает и белой, и красной, и черной? (смородина)

   Какие грибы растут на пнях? (опята)

   Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

- Какой цветок самый первый появляется из-под снега? (подснежник)

   Куда бежать удобнее зайцу в гору или с горы? (в гору, у него задние ноги длиннее)

   Из какого дерева делают спички? (из осины)

   Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)

- Кто путешествует по воздуху на нитке? (паук)

 

2 конкурс: лаборатория лесника «От какого дерева лист?» (СЛАЙД 2)

У каждой команды на столах лежат по пять видов гербарного материала (лист березы,  дуба, осины, ольхи, кедра, клена, хвоинки ели, лиственницы, пихты и сосны). Ваша задача за пять минут определить от какого дерева эти листья и записать их в технологическую карту. Чья команда быстро и правильно справиться с этим заданием, та и  получает фишку.  

 

3 конкурс: «Растения вокруг нас»: (СЛАЙД 3)

1.       Какое из этих растений является медоносным?

а) сирень; б) жасмин; в) облепиха; г) черемуха.

 

2.       Каким из этих эпитетов наиболее часто наделяют иву?

а) развесистая; б) кудрявая; в) пушистая; г) плакучая.

 

3.       Какого дерева не существует в природе?

а) золотое дерево; б) алмазное дерево; в) железное дерево; г) каменное дерево.

 

4.       Какой сок собирают ранней весной в нашем лесу?

а) липовый; б) осиновый; в) березовый; г) сосновый.

 

5.       Какой ягодный кустарник не сбрасывает на зиму листья?

а) малина; б) смородина; в) брусника; г) ежевика.

 

6.       Какое дерево дало название последнему перед Пасхой воскресенью?

а) ольха; б) тополь; в) верба; г) клен.

 

7.       Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей?

а) оливковый; б) миртовый; в) лавровый; г) терновый.

(Оливковая ветвь — символ мира, миртовый венок — поэтический символ тишины и наслаждения, терновый венец — символ мученичества.)

8.       Какое из этих растений — рекордсмен по скорости роста?

а) хвощ; б) бамбук; в) камыш; г) осока.

9.       Какое из этих растений существует?

а) сын-и-пасынок; б) мать-и-мачеха; в) сын-и-отчим; г) дочь-и- падчерица.

10.   Какое растение, по легенде, расцветает в ночь на Ивана Купала?

а) мох; б) папоротник; в) хвощ; г) кувшинка.

Ведущий: молодцы ребята.

4 конкурс: «Пантомима»: (СЛАЙД 4)

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. В этом конкурсе надо изобразить лесных зверей с помощью пантомимы. Я каждой команде по очереди буду показывать картинку с изображением животного, который живет в лесу. Задача команды, которая видела картинку, показать это животное  с помощью пантомимы - задача другой команды отгадать, какое животное им показывают. Итак, начнём:

 

Для команды «Зайчат» -  лисица; олень.

Для «Бельчат» - медведь; волк.

5 конкурс: Игра «Собери грибочки»: (СЛАЙД 5) 

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

Для начала мы вспомним с вами  правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.  После того, как мы перечислили правила сбора грибов в лесу, мы переходим с вами к игре «собери грибочки». В этом конкурсе участвуют по одному члену от команды, они выходят на середину класса, где разбросаны картинки грибов и поочередно отвечают на загадки, и среди всех грибов находят тот гриб, который правильно отгадали.  Загадки: 

Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные. 

Вспомни ты их имя,

 Но не ешь сырыми! (Сыроежки). 

 

Очень дружные ребята

 У пенька живут... (Опята).

 

 Где хвоинок многовато, 

Поджидают нас... (Маслята). 

 

 

Под осиной гриб тот, дети, 

В ярком красненьком берете. (Подосиновик). 

 

У берёзок, посмотри: 

Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик). 

 

 Царь грибов живёт в дубраве. 

 Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый). 

 

6     конкурс: игровая ситуация «Птичья трель» (СЛАЙД 6)

В этом конкурсе мы поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. С помощью прослушивания записи пения птиц вы должны будете  поочередно отгадывать, какая  птица поёт, за правильный ответ дается 1 фишка.  (Ответы детей: соловей, дрозд, ласточка, снегирь, кукушка, воробей).

 

7     конкурс: «Экологический»: (СЛАЙД 7) Ведущий: Ребята, что такое «экология»?

 

Экология - наука о взаимодействиях всех живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

 Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес. 

 

Прогулка. (С. Михалков) 

Мы приехали на речку  Воскресенье провести, 

А свободного местечка Возле речки не найти! 

Тут сидят, и там сидят: 

Загорают и едят,  Отдыхают, как хотят,

 Сотни взрослых и ребят.  Мы по бережку прошли  И поляночку нашли.

 Но на солнечной полянке 

Там и тут пустые банки  И, как будто нам назло,  Даже битое стекло.  Мы по бережку прошли,  Место новое нашли. 

Но и здесь до нас сидели; 

Тоже пили, тоже ели, 

Жгли костёр, бумагу жгли –  Насорили и ушли! 

Мы прошли, конечно, мимо

 – Эй, ребята! – крикнул Дима,  – Вот местечко хоть куда! 

Родниковая вода,  Чудный вид!

 Прекрасный пляж! 

Распаковывай багаж!  Мы купались, загорали,  Жгли костёр. 

В футбол играли –  Веселились, как могли: 

Пили квас, конфеты ели,  Хороводом песни пели…  Отдохнули – и ушли!  И остались на поляне  У потухшего костра:  Две разбитых нами склянки –  Две размокшие баранки –  Словом мусора гора. 

Мы приехали на речку 

Понедельник провести, 

Только чистого местечка 

Возле речки не нашли! 

 

Ведущий: Теперь каждой команде нужно поочередно ответить на вопросы.

- Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

   А как бы вы поступили на месте этих туристов?

   Какой вред наносят люди таким поведением?

–Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

 

V. Итог викторины

Подводятся итоги, награждается команда победителей.

Ведущий: Помните всегда ребята о том, что:

Лес – это наше богатство!   Лес – защитник человека.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Лес – помощник земледельца.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Давайте беречь и охранять нашу природу. И не забывайте слова М.М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять родину…»