муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»
344020 г. Ростов-на-Дону ул. Волжская, 19 тел. 254-56-11, E-mail: d.sad244@mail.ru
Дополнительная программа
на основе дидактической системы
Ф.Фрёбеля
для детей 5-6 лет,
в рамках инновационного проекта «STEM образование как универсальное педагогическое средство реализации ФГОС ДО».
Составитель:
Воспитатель
1 квалификационной категории Хаперская О.А.
2022год
Основные принципы программы:
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
• Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
• Принципы педагогики Фрёбеля.
• Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО
Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.
Дары Фрёбеля - новый подход
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
1)мячи разного цвета на ниточках,
2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
5) куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
6) кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля".
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников. Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды.
В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно разрабатывать и применять игры по следующим направлениям:
· социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;
· познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»;
· речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
· художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;
· физическое развитие – «Поймай шарик», «Обводим глазками фигуры», «Воздушный футбол», «Весёлая карусель», «А я умею ходить, а ты что умеешь?», «Мышки, берегите хвостик!», «Бусы для Маши».
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы:
· Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
· Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
· Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для дополнительного образования.
Объекты программы
• Дети 5-6 лет.
• Семьи детей, посещающих детский сад.
• Педагогический персонал детского сада.
Методы:
• Игровой метод (дидактические игры).
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
• групповая;
• подгрупповая;
• индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
• Учет интересов и способностей детей.
• Желание родителей.
• Добровольное участие.
• Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Для детей 5-6 лет
Данный курс состоит из 30 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 8 месяцев.
Цель программы:
Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Задача программы:
Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи обучения:
1.Социально-коммуникативное развитие:
Ø Развивать игровую деятельность детей;
Ø Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Ø Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
Ø Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Ø Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;
Ø Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Ø Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
2.Познавательное развитие:
Ø Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
Ø Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
Ø Формирование начал самопознания.
3.Речевое развитие:
Ø Развитие речевых способностей и умений;
Ø Формировать предпосылки чтения и письма;
Ø Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.
4.Художественно-эстетическое развитие:
Ø Развивать эстетическое мировидение;
Ø Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;
Ø Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
Ø Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.
5.Физическое развитие:
Ø Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;
Ø Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
Ø Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
Ø Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
Ø Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
Ø Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
Ø Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
Ø Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников 5-6лет:
· развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память
· развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования
· формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
· понимание на слух текста художественного произведения,
· приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений
· формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей
· формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении
Для педагога:
· Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
· Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.
Для родителей:
· Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
Описание и технические характеристики:
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Старшая группа
Месяц |
№ занятия |
Тема, цель НОД |
Январь |
1 |
Знакомство с новыми «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы |
2 |
Знакомство с новыми «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков |
|
3 |
«Украшаем ёлку» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству |
|
Февраль |
4 |
«Продолжи ряд» Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования умений подбирать геометрические фигуры на основе сенсорного признака; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
|
5 |
«Бабочки» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, знакомство с основами композиции |
|
6 |
«Сделай кукле бусы» Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений чередовать бусинки двух цветов; совершенствовать координацию движений пальцев, развивать глазомер. Материал: Шнурки основных цветов, бусины. Ход игры: Детям предлагается сделать куклам бусы. Чередовать бусы двух цветов по желанию детей.
|
|
7 |
«В мире фигур» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности |
|
Март |
8 |
«Весна идет! Весне дорогу!» Цель: развитие первичных представлений о разнообразии мира природы; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. |
9 |
«Открытка для мамы» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству. |
|
10 |
«На лугу» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира |
|
11 |
«Что изменилось? » Цель: упражнять детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга. На столе лежит 4 предмета. Дети запоминают, как были расположены предметы. Далее закрывают глаза, а в это время педагог меняет местами пару предметов. Дети открывают глаза и рассказывают о том, где предметы стояли раньше и где сейчас.
|
|
Апрель |
12 |
«Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении
|
13 |
«Поможем зайчишке найти свою маму» Цель: продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения. Дети рассматривают план, на котором обозначены ориентиры и направление движения. Затем рассказывают зайчишке, как пройти к маме, называя ориентиры и направление движения.
|
|
14 |
«Обводим глазками фигуры» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук |
|
15 |
«Знаки дорожного движения» Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения |
|
Май |
16 |
«Морские обитатели» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности |
17 |
«Рисуем узор» Цель: учить ориентироваться на листе бумаги. Воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны – синим карандашом и справа провести желтую линию, слева – зеленую. Затем выясняет: «Вдоль какой стороны нарисована красная линия? На какой стороне синяя линия?» и т. д. Детям предлагается нарисовать узор, используя любые геометрические фигуры, на середине листа.
|
|
18 |
«Расположи правильно». Цель. Учить ориентироваться на плоскости. Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (Жестом показывает стороны и углы.) Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона и т. д.) Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг – в правый нижний угол, желтый – в левый верхний угол и синий – в левый нижний угол.
|
|
Июнь |
19 |
«Запомни и повтори» Цель: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2–3 раза.
|
20 |
«Кто где стоит». Цель: продолжать учить определять местоположение предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. Предмет кладется в центр, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от него. Ребенок рассказывает, кто где находится по отношению к этому предмету.
|
|
21 |
«Автобус» Цель: Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. |
|
22 |
«Шесть кубов» Цель: Развивает пространственное воображение: учит составлять из частей целое, закрепляет понятие числа: формирует осознание того, что количество элементов не зависит от их перестановки. |
|
Июль |
23 |
«Мое настроение» Цель: формировать представление об эмоциональном состоянии человека – настроении; способствовать развитию умения детей управлять своим настроением; совершенствовать умения сравнивать предметы по цвету (одинаковые - разные), размеру (большой - маленький) и обозначать результаты сравнения соответствующими словами. |
24 |
«Магазин» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности |
|
25 |
«Одного поля ягоды» Цель: развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие речевого творчества. |
|
26 |
«Приглашаем в теремок» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности. |
|
Август |
27 |
«На лугу» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. |
28 |
«Букеты» Цель: сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность. |
|
29 |
«Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством общения |
|
30 |
«Большая стирка» Цель: высокую концентрацию внимания ребенка, наблюдательности. Главное условие - все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущей одной деталью (по форме или цвету). Например, синий «рукав рубашки» меняется на рукав другого цвета, или размера, или формы. Нужно выстроит цепочку как можно длиннее. |
Литература:
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
7. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.