Дополнительная программа на основе дидактической системы Ф.Фрёбеля для детей 6-7 лет, в рамках инновационного проекта «STEM образование как универсальное педагогическое средство реализации ФГОС ДО».
Оценка 4.8

Дополнительная программа на основе дидактической системы Ф.Фрёбеля для детей 6-7 лет, в рамках инновационного проекта «STEM образование как универсальное педагогическое средство реализации ФГОС ДО».

Оценка 4.8
docx
23.12.2022
Дополнительная программа  на основе дидактической системы  Ф.Фрёбеля   для детей 6-7 лет, в рамках инновационного проекта «STEM образование как универсальное педагогическое средство реализации ФГОС ДО».
прогр. подгот. фребель.docx

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»

344020 г. Ростов-на-Дону ул. Волжская, 19   тел. 254-56-11, E-mail: d.sad244@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная программа

 на основе дидактической системы

Ф.Фрёбеля

  для детей 6-7 лет,

в рамках инновационного проекта «STEM образование как универсальное педагогическое средство реализации ФГОС ДО».

 

 

                                                                                      

 

 

 

 

                                            

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

       Составитель:

                                                                      Воспитатель

 1 квалификационной категории Хаперская О.А.

 

 

 

 

 

                                                                       2022 г.

Основные принципы программы:

 

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

• Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

• Принципы педагогики Фрёбеля.

• Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

 

Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.

 

Дары Фрёбеля - новый подход

 

 «Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:

1)мячи разного цвета на ниточках,

 2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;

3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.

 4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);

5) куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

 6) кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.

 

    Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля".

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Игровой набор «Дары Фрёбеля» сопровождает комплект методических пособий по работе с ним. Это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников. Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды.

В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», можно разрабатывать и применять игры по следующим направлениям:

 

·        социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;

·        познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»;

·        речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;

·        художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;

·        физическое развитие – «Поймай шарик», «Обводим глазками фигуры», «Воздушный футбол», «Весёлая карусель», «А я умею ходить, а ты что умеешь?», «Мышки, берегите хвостик!», «Бусы для Маши».

 

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

 

Направления программы:

 

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

 

Организационно-методическая деятельность по реализации программы:

 

·        Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

·        Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

·        Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.

 

Создание условий для дополнительного образования.

 

Объекты программы

• Дети 6-7 лет.

• Семьи детей, посещающих детский сад.

 

 

Методы:

• Игровой метод (дидактические игры).

• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

 

Формы организации деятельности:

• групповая;

• подгрупповая;

• индивидуальная.

 

Принципы комплектования группы и организации работы

• Учет интересов и способностей детей.

• Желание родителей.

• Добровольное участие.

• Учет психофизических особенностей детей.

 

Продолжительность реализации программы:

 

Для детей 6-7 лет

 

Данный курс состоит из 16 занятия по 25 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

Цель программы:

 

       Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

 

Задача программы:

 

 

 Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

 

Задачи обучения:

 

1.Социально-коммуникативное развитие:

Ø Развивать игровую деятельность детей;

Ø Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Ø Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;

Ø Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Ø Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;

Ø Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Ø Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

 

2.Познавательное развитие:

Ø Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;

Ø Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;

Ø Формирование начал самопознания.

 

3.Речевое развитие:

Ø Развитие речевых способностей и умений;

Ø Формировать предпосылки чтения и письма;

 

 

Ø Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

 

4.Художественно-эстетическое развитие:

Ø Развивать эстетическое мировидение;

Ø Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;

Ø Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;

Ø Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.

 

5.Физическое развитие:

Ø Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;

Ø Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;

Ø Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);

Ø Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

Ø Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Ø Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Ø Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

Ø Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

 

Ожидаемые результаты:

 

 

Для воспитанников 6-7 лет:

·         развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности,

·         развитие элементарных математических представлений,

·         расширение кругозора, развитие познавательной активности, любознательности

·         развитие диалогической речи,

·         коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом,

·         развитие навыков планирования

·         формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики

·         формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения

становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству

 

 

Для педагога:

·        Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;

·        Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному  развитию воспитанников.

        

 Для родителей:

·        Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.

 

 

 

Описание и технические характеристики:

 

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

• Модуль 1 «Шерстяные мячики»

• Модуль 2 «Основные тела»

• Модуль 3 «Куб из кубиков»

• Модуль 4 «Куб из брусков»

• Модуль 5 «Кубики и призмы»

• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

• Модуль 7 «Цветные фигуры»

• Модуль 8 «Палочки»

• Модуль 9 «Кольца и полукольца»

• Модуль 10 «Фишки»

• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

• Модуль 13 (5B) «Башенки»

• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

 

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):

1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);

2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.

3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.

4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.

5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.

6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.

 

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

 

 

 

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Подготовительная группа

 

Месяц

№ занятия

Тема, цель НОД

Сентябрь

1

«Гуси-лебеди» Цель: формировать познавательные действия, первичные представления об объектах окружающего мира, формировать элементарные математические представления: счет в пределах 10, решение логических задач.

2

«Путешествие по городам» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, развитие связной речи при составлении рассказа, усвоение норм, принятых в обществе, формирование первичных представлений о родине и Отечестве

3

«Дорожное движение» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице

4

«Туристический автобус» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие познавательной активности, любознательности

Октябрь

5

«Одного поля ягоды» Цель: развивать представления об объектах окружающего мира, мире природы; сенсорные навыки и навыки познавательно-исследовательской деятельности; расширяет кругозор; обеспечивает формирование познавательных действий, развитие речевого творчества, реализует самостоятельную творческую деятельность.

6

 «Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки

7

«У нас в квартире» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира

8

«В мире фигур» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности

Ноябрь

9

«Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений

10

«На лугу» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира

11

«Хозяюшка» Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере)

12

«Путаница» Цель: развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения

Декабрь

13

«Мое настроение» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

 

14

«Украшаем ёлку» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству

15

«Три медведя» Цель: развивать устную речь детей и их свободное общение, развивать конструктивное, вербальное. Пространственно-образное мышление, воображение, крупную и мелкую моторику.

16

«Знаки дорожного движения» Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения

 

 

 

 

Литература:

 

1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».

7. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.


 

Скачано с www.znanio.ru

Ростова-на-Дону «Детский сад № 244» 344020 г

Ростова-на-Дону «Детский сад № 244» 344020 г

Основные принципы программы:

Основные принципы программы:

Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды

Комплект является составной частью нашей развивающей образовательной среды

Организационно-методическая деятельность по реализации программы: ·

Организационно-методическая деятельность по реализации программы: ·

Цель программы: Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой…

Цель программы: Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой…

Формировать предпосылки чтения и письма; Ø

Формировать предпосылки чтения и письма; Ø

Для педагога: · Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень; ·

Для педагога: · Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень; ·

Книга «Использование игрового набора "Дары

Книга «Использование игрового набора "Дары

Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки 7«У нас в квартире»

Три поросенка» Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки 7«У нас в квартире»

Знаки дорожного движения» Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения

Знаки дорожного движения» Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2022