ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»
Оценка 4.9

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

Оценка 4.9
Документация
doc
классное руководство +1
Взрослым
13.03.2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»
Программа направлена на патриотическое воспитание детей посредством ознакомления с шахматной карьерой отечественных спортсменов, историей мировых первенств по шахматным играм и участия в них российских и советских спортсменов, анализам применяемых ими тактик и стратегий. Шахматы с каждым годом пользуются всё большей популярностью и являются прекрасным средством самовыражения. Шахматы, как известно, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внима¬ния, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющей¬ся обстановке.
программа Я-Стратег1.doc
Я ­ стратег ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я ­ СТРАТЕГ»  ПРОГРАММА Рассчитана на детей в возрасте от 8 до 17 лет. Срок реализации программы: 1 год. Автор программы:  педагог  дополнительного образования Трапезникова Галина Николаевна ­ 1 ­ Я ­ стратег г. Белоярский, 2017 год ­ 2 ­ Я ­ стратег ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности  самостоятельно мыслить…»                          Эм.Ласкер Программа   направлена   на   патриотическое   воспитание   детей посредством   ознакомления   с   шахматной   карьерой   отечественных спортсменов, историей мировых первенств по шахматным играм и участия в  них российских  и  советских  спортсменов,  анализам  применяемых ими тактик и стратегий.   Шахматы с каждым годом пользуются всё большей популярностью и являются прекрасным средством самовыражения. Шахматы,  как известно, вырабатывает   в   человеке   ряд   необходимых   и   требуемых   в   обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации   внимания,   смелость,   расчет,   умение   быстро   и   правильно принимать решения в меняющейся обстановке.     Подрастающее   поколение    стремимся  вырасти      такими,  чтобы  в самостоятельной   жизни       могли   стать   успешными,   умели   преодолевать трудности, достигать поставленные цели.   Я думаю, что игра в шахматы может им в этом помочь.   Развитие шахмат   в   Ханты­Мансийском   автономном   округе­Югре,   направлено   на формирование   современной   информационной   культуры,   содействие развитию   информационного   образования   в   автономном   округе,   развитие мотивации   личности   к   всестороннему   удовлетворению   спортивных потребностей в области шахмат, достижения результатов на соревнованиях разного   уровня,   все   это     будет   способствовать     и     патриотическому воспитанию молодежи. ­ 3 ­ Я ­ стратег       Шахматы входят в первую пятерку самых популярных в округе видов  Занятия   шахматами   способствуют   расширению   рамок, спорта. определяющих поле возможности человека.         Шахматы ­   это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как     говорил   Хосе   Рауль   Капабланка:  «Шахматы  ­   нечто   большее,   чем просто игра».   Старинная шахматная поговорка  гласит: «Плохой план лучше, чем никакого».   Это   скорее   остроумно,   чем   справедливо.   План,   конечно, необходим,   но   каждое   решение,   каждый   шаг   должны   быть   в   нем   четко обоснованы.   Без   учета   различных   нюансов   сложной   позиции   сможем принимать лишь самые очевидные решения, и такой план принесет  успех разве   что   в   игре   с   более   слабым   противником.   Впрочем,   большинство сильнейших гроссмейстеров, независимо от контроля времени, основывают свои   расчеты   на   стратегическом   планировании.   Когда   есть   базовая стратегия, анализ позиции может быть и быстрым, и весьма эффективным. Если же  играет без плана, то решения будут спонтанными.  Перескакивая   ход   за   ходом   от   одной   позиции   к   другой,     вместо движения к основной цели решаете лишь текущие задачи. Так   и   в   жизни.   Стратег   начинает   с   постановки   отдаленной   цели   и вырабатывает   стратегию   ее   достижения,   продвигаясь   от   этой   цели   в обратном   направлении.   При   этом   он   намечает   промежуточные   цели, достижение которых необходимо для осуществления долгосрочного плана. Промежуточные   цели   необходимы   —   они   создают   благоприятные предпосылки для реализации   стратегии. Без них мы как будто пытаемся построить   дом,   начиная   с   крыши.   Зачастую   мы   ставим   перед   собой стратегическую   цель   и   устремляемся   вперед,   не   определив   этапы   ее достижения.   Какие   условия   будут   наиболее   подходящими   для   успеха ­ 4 ­ Я ­ стратег нашей стратегии? Какие от нас потребуются жертвы? Что и каким образом нужно изменить в позиции?   Постановка долговременных и промежуточных целей — это первый шаг   на   пути   к   успеху.   Затем   необходимо   наметить   маршрут   и придерживаться избранного курса, не упуская из виду главной цели.     Если вы уже избрали четкую стратегию, зачем отказываться от нее в угоду тому, что вам  навязывают? Однако хладнокровие и выдержка не исключают   гибкости   стратегического   мышления.   Военная   история изобилует именами полководцев, блистательный пример такого мышления продемонстрировал фельдмаршал Кутузов. Ради сохранения боеспособной армии он не только уклонился от решающего сражения с французами, но и оставил им сожженную Москву. Результат общеизвестен: полный разгром Наполеона.    Стратег должен верить в свою стратегию и твердо ей следовать, но при   этом   —   оставаться   достаточно   непредубежденным,   чтобы   вовремя осознать необходимость смены курса. Обдумывать такие перемены надо очень тщательно, а осуществлять — решительно.       Есть   замечательная   поговорка:   «План   без   действия   бесполезен, действие без плана гибельно». Образовательная программа   «Я   ­   стратег»  продиктована потребностями современных детей и их родителей, а так же ориентирована на социальный заказ общества и позволит реализовать многие позитивные идеи   отечественных   теоретиков   и   практиков   ­  будет   способствовать патриотическому воспитанию молодежи, поддержит   интерес к  истории развития шахмат в Югре. Необходимо отметить, что в рамках утвержденной Правительством РФ Концепции   долгосрочного   социально­экономического   развития   РФ   на период   до   2020   года   Министерством   спорта   РФ   разработан   проект Федеральной целевой программа «Развития вида спорта шахматы в РФ». ­ 5 ­ Я ­ стратег Одной   из   основных   задач   проекта   является   вовлечение   максимально возможного   числа   детей,   подростков   и   молодежи   в   систематические занятия видом спорта шахматы.      Актуальность   программы  продиктована   требованиями   времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат   через   структуру   и   содержание   способно   придать   воспитанию   и обучению   активный   целенаправленный   характер.   Система   шахматных занятий   в   системе   дополнительного   образования,   выявляя   и   развивая индивидуальные   способности,   формируя   прогрессивную   направленность личности,   способствует   общему   развитию   и   воспитанию   детей. Удовлетворению   перечисленных   потребностей   в   полной   мере   может содействовать   игра   в   шахматы.   Во­первых,   соревнования   связаны   с преодолением   своих   страхов   (неуверенности   в   собственных   силах,   как умственных,   так   и   физических   и   т.п.),   что   позволяет   корректировать волевую сферу детей. Во­вторых, игра предусматривает работу в команде и активное   коммуникативное   взаимодействие   участников,   что   дает возможность формировать у детей навыки делового общения. В­третьих, игра   предполагает   острые   эмоциональные   переживания   участников   и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей.  Новизной данной  образовательной программы  является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров для групп детей с одинаковой степенью подготовленности с учетом их возраста, введение   дополнительных   разрядных   уровней   с   дифференциацией   силы игры   участников   одного   уровня.   Это   обусловлено  потребностью  в преодолении существующих  противоречий между  постоянным снижением возрастного   порога   участников   шахматных   турниров   и   соревнований   с одной стороны, и установленных разрядных норм, требований, условий их выполнения, ориентированных на взрослых шахматистов с другой.  ­ 6 ­ Я ­ стратег  В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не   только   ученик,   но   и   программа   его   самообучения.   Она   может составляться   и   корректироваться   в   ходе   деятельности   самого   ученика, который   оказывается   субъектом,   конструктором   своего   образования, полноправным   источником   и   организатором   своих   знаний.   Ученик   с помощью   педагога   может   выступать   в   роли   организатора   своего образования:   формулирует   цели,   отбирает   тематику,   составляет   план работы,   отбирает   средства   и   способы   достижения   результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Усиление роли квалификационных турниров дает возможность более квалифицированно подойти к вовлечению учащихся в творческо­поисковый процесс,  к  поддержанию   творческой   среды,  к   обеспечению   возможности самореализации учащихся.   Цель   образовательной   программы  –   развитие   стратегического мышления   и   способность   предвидеть   развитие   событий   в   различных обстоятельствах,   воспитание   патриотизма   посредством   ознакомления   с шахматной   карьерой   отечественных   спортсменов   и   их   победными тактиками.  Задачи образовательной программы ­ 7 ­ Я ­ стратег –  создание   условий   для   формирования   и   развития   ключевых   интеллектуальных,   воспитанников   (коммуникативных, компетенций социальных);  –    формирование   универсальных   способов   мыследеятельности (абстрактно­логического   мышления,   памяти,   внимания,   творческого воображения, умения производить логические операции).           – формирование личности к всестороннему удовлетворению спортивных потребностей в области шахмат, достижения результатов на соревнованиях разного уровня, воспитание патриотизма  к родному краю, стране. Планируемые результаты Планируемые результаты (предметные):  знакомство с известными отечественными спортсменами  знание мировых первенств по шахматам;  знание   истории   участия   отечественных   спортсменов   в   мировых первенствах;  знание тактических особенностей, проявленных в победных играх по шахматам отечественными спортсменами;  простейшие тактические приёмы;  способы нападения и защиты;  законы развития фигур в начале партии;  законы элементарного эндшпиля;  значение материального преимущества;  все   возможные   специфические   нарушения   противника   в   процессе игры;  методы борьбы со связками;  методы использования небольшого материального перевеса; ­ 8 ­ Я ­ стратег  разыграть партию с противником;  расставлять позиции на шахматной доске;  нападать и съедать фигуры противника;  довести партию до логического окончания;  ставить простые маты;  использовать правило «взялся ­ ходи»;  самостоятельно работать с шахматной доской;  правильно вести диалог с арбитром;  полностью записывать шахматную партию;   грамотно откладывать или заканчивать партию;  фиксировать падение «флажка» и результат партии;  правильно предлагать ничью;  использовать временные ошибки противника;  регистрировать «невозможный» ход;  правильно рассчитывать время в шахматной партии;  правильно завершить партию;  отслеживать турнирные результаты;  использовать небольшой материальный перевес;  совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три­ четыре хода);  предполагать вероятный ответный план противника. Личностные результаты:  воспитание патриотизма  к родному краю, стране.  активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах   уважения   и   доброжелательности,   взаимопомощи   и сопереживания; ­ 9 ­ Я ­ стратег  формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни, наличие мотивации мыслительной деятельности   проявление   дисциплинированности,   трудолюбия   и   упорства   в достижение поставленной целей.  ориентироваться на становление гуманистических ценностей.  формирование   личности   к   всестороннему   удовлетворению спортивных потребностей в области шахмат, достижения результатов на соревнованиях разного уровня,  Планируемые метапредметные результаты  характеристика деятельности учащихся Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД  Готовность  конструктивно   Овладение способностью  принимать и сохранять   Определение общей  цели и путей ее  разрешать конфликты. Овладевать   цели и задачи учебной  деятельностью. достижения.  Активно использовать способностью  принимать и сохранять  Осваивать начальные  формы познавательной и  речевые средства в  процессе общения   с  цели и задачи занятия.   Находить способы  личностной рефлексии. Учиться понимать  товарищами во время  занятий в кружке. решения и  осуществления  причины успеха и неудач  своей деятельности.  Учится слушать  собеседника,  поставленных задач. Учиться понимать   Овладевать логическими  действиями,  напарника по игре   быть сдержанным,  причины успеха и  неудач своей  устанавливать аналогии,  строит рассуждения,  выслушивать  замечания и мнение  ­ 10 ­ Я ­ стратег деятельности овладевать новыми  других людей, излагать  Находить способы  решения и  понятиями.  Овладевать начальными  и аргументировать  свою точку зрения. осуществления  поставленных задач. сведениями об изучаемом  объекте (шахматах)   Учиться  договариваться о  учиться работать в   информационной среде   распределении  функций  и ролей в  по поиску  данных  изучаемого объекта. совместной  деятельности. Результаты образовательной деятельности. В   течение   года   дети     участвуют   в   квалификационных   турнирах, районных   и   городских   шахматных   первенствах   различного   уровня соревнованиях.   Оценки   результатов   выставляются   по   сумме   набранных очков   в   квалификационных   турнирах   и   турнирах   с   дополнительными разрядными уровнями.  Воспитательная  работа.  Воспитательный   процесс   обеспечивается   на   каждом   занятии   в ненавязчивой   и   доброжелательной   форме:   в   виде   бесед   на   темы   этики   межличностных   отношений, общечеловеческих   ценностей, недопустимости асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения другого человека, отношений старшего и младшего поколений, спортивных достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе. Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование личностных   качеств   учащегося,   таких   как   справедливость,   уважение   к ­ 11 ­ Я ­ стратег окружающим,   коммуникабельность,   патриотизм,   культура   поведения.   В течение   года   педагог   беседует   с   родителями   о   прошедших   занятиях, рассказывает   о   домашних   заданиях,   индивидуально   информирует   о динамике изменения образовательных и личностных характеристик детей. Участие   в   соревнованиях   воспитывает   в   ребенке   спортивный   дух, психологическую устойчивость, волю к победе, а также патриотизм, так как дети   отстаивают   спортивную   честь   своего   района,   города,   округа. Особенно   полезно   привлекать   учащихся   к   выступлению   в   командных соревнованиях. Турниры и соревнования проходят в соответствии с планом учебно­массовых мероприятий. Участники программы: Участниками программы являются дети младшего и среднего  возраста 7 –15 лет. Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и нормам   СанПиН.   Группы   укомплектованы   учащимися   в   количестве   15 человек. Реализация программы «Я ­ стратег» осуществляется на базе ДДЮТ города Белоярский.  Образовательный   цикл   1   год,   направленность   программы   – физкультурно­спортивная.  Условия реализации программы.  Образовательная   деятельность   осуществляется   педагогом дополнительного образования ДДЮТ г.Белоярский. Кадровое обеспечение:  педагог   умеющий   играть   в   шахматы,   имеющий     педагогическое образование,   занимающийся   самообразованием   и   способный   привлечь   к занятиям детей.  Информационное обеспечение:  ­ 12 ­ Я ­ стратег методические пособия,         методические разработки занятий,              специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с детьми.  ­ 13 ­ Я ­ стратег 1 Модуль «Герой отечественного шахматного спорта» Тематическое планирование программного материала Задачи    ознакомить   с   великими   спортсменами   отечественного шахматного спорта;  ознакомить   с   особенностями   шахматной   карьеры   известных спортсменов шахматного спорта;  изучить   особенности   шахматной   тактики   игры   известных отечественных спортсменов. Количество часов  я и р о е Т 1 2 2 2 2 2 ­ а к и т к а р П ­ 2 2 6 6 26  1 6 о г е с В 1 12 12 12 12 12 1 6 68 № Тема Введение 1 2 Анатолий Карпов 3 Александр Халифман 4 5 6 7 Итоговое занятие 8 Учебно­массовые мероприятия Владимир Крамник Сергеем Карякиным Владимир Антошин Итого часов Содержание Введение Правила поведения в кабинете шахмат. Сказка о шахматной игре. Тема  1.  Анатолий Карпов.  Особенности шахматной карьеры. Известные чемпионаты мира с участием спортсмена. Специфика шахматной игры. ­ 14 ­ Я ­ стратег  Александр   Халифман. Тема   2.  Особенности   шахматной   карьеры. Известные   чемпионаты   мира   с   участием   отечественных   спортсмена. Специфика шахматной игры. Тема 3. Владимир Крамник. Особенности шахматной карьеры. Известные чемпионаты   мира   с   участием   отечественных     спортсмена.   Специфика шахматной игры.  Сергеем   Карякиным.   Особенности   шахматной   карьеры. Тема   4. Известные   чемпионаты   мира   с   участием   спортсмена.   Специфика шахматной игры. Тема 5. Владимир Антошин. Особенности шахматной карьеры. Известные чемпионаты мира с участием спортсмена. Специфика шахматной игры. Итоговое занятие. Ответы на вопросы по пройденному курсу теории. Учебно­массовые мероприятия Участие в традиционных соревнованиях. Отборочные соревнования:  ­  Личные отборочные первенства района      Шахматные фестивали:  ­турнир, посвящённый памяти   А.Алёхина. и др., согласно планам учебно­массовых мероприятий. Ожидаемые результаты первого  модуля ученики должны  знать: ­ известных отечественных спортсменов шахматного спорта; ­   мировые   первенства,   где   участвовали   и   участвуют   отечественные спортсмены; ­ 15 ­ Я ­ стратег ­   особенности   шахматной   тактики,   применяемые   известными отечественными спортсменами на мировых турнирах. уметь: ­   анализировать   тактику   игр   отечественных   спортсмены,   которая использовалась ими на  мировых первенствах;  ­ 16 ­ Я ­ стратег 2  Модуль «Основы шахматной тактики» Тематическое планирование программного материала № Тема 1. Введение  2.  Шахматные часы 3.   Как правильно начинать партию 4.    Турнирные правила 5. 6.    Реализация   большого   материального перевеса   Простейшие тактические приемы 7. Квалификационный турнир пятого  разряда 8. Итоговое занятие 9. Учебно­массовые мероприятия Итого часов Количество часов  Теория Всего Практик а 2 8 4 4 4 6 ­ 1 ­ ­ 8 4 4 4 6 12 1 8 2 16 8 8 8 12 12 2 8 76 Задачи      ознакомить с законами развития фигур в начале партии;  ознакомить с работой шахматных часов;  дать представление о времени, отведенном на шахматную партию;  ­ 17 ­ Я ­ стратег  дать представление о турнирных правилах;  создать условия для понимания материального перевеса в шахматах;  дать представление о простейших тактических приемах;  формировать навыки нападения и защиты;  развить способность ориентироваться во времени;  развивать способность понимать красоту человеческой мысли;  развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.  развивать усидчивость и внимательность во время игры;  воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;  воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав  и выполнения обязанностей игрока. Содержание Введение. Правильное выполнение ходов. Правила шахматной игры Завершение игры – проигрыш, ничья. Учёт результатов. Тема 1. Шахматные часы. Устройство «Шахматных часов», «Флажок». Время, отведенное игроку на партию. Показания часов и результат партии. Связь показаний часов с результатом в партии. Минимальное число ходов  или все ходы в заданный период времени.  ­ 18 ­ Я ­ стратег «Падение флажка». Регистрация падения флага и правильное заявление  об этом действии. Возможности ничейных результатов. Остановка часов. Порядок остановки часов во время партии. Обращение за помощью к арбитру. Обоснованное обращение. Наказание  игрока. «Превращение» пешки, требование фигур. Практическая часть:  проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;  разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;  разыгрывание учебных позиций. Тема 2. Как правильно начинать партию. Мат в начале партии. Темп, потеря темпа. Борьба с ранним выводом ферзя. Ловушки. Практическая часть:  проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;  разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;  разыгрывание учебных позиций;  разбор коротких партий­ловушек. Тема 3. Турнирные правила. Записывание ходов в процессе игры, своих ходов и ходов партнера  правильным способом, ход за ходом, ясно и разборчиво, в  алгебраической нотации. Шахматные бланки. ­ 19 ­ Я ­ стратег Регламент ответа на ход партнера. Правила предложения ничьей. Соблюдение определенных требований. Отклонение предложения ничьей. Практическая часть:  проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;  разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах;  разыгрывание учебных позиций. Тема 4. Реализация большого  материального перевеса. Защита. Нападение. Размен. Ценность фигур. Линейный мат. Мат ладьей. Мат ферзем. Практическая часть:  проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;  разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;  разыгрывание учебных позиций. Тема 5.  Простейшие тактические приемы. Двойной удар. /1ч./ Двойной удар. /2ч./ Связка. Виды связок. Использование связки. Как бороться со связкой. Отрытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. ­ 20 ­ Я ­ стратег Мат на последней линии. Практическая часть:  проведение классификационных турниров,  игр с часами и записью;  разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;  разыгрывание учебных позиций. Квалификационный турнир. Практическая часть:        проведение турниров с дифференциацией силы игры участников  одного уровня. Итоговое занятие. Ответы на вопросы по пройденному курсу теории. Практическая часть:         подведение итогов турнира пятого разряда. Учебно­массовые мероприятия Участие в традиционных соревнованиях. Отборочные соревнования: ­  Личные отборочные первенства района.  Шахматные фестивали:  ­турнир, посвящённый Дню Победы.  и др., согласно планам учебно­массовых мероприятий. Ожидаемые результаты второго  модуля   учащиеся должны  знать: ­ 21 ­ Я ­ стратег  законы развития фигур в начале партии;  об игре с шахматными часами о времени;   о времени, отведённом на партию;  о правильном использовании отведённого времени;  значение материального преимущества;   простейшие тактические приёмы; уметь:  правильно вести диалог с арбитром;  полностью записывать шахматную партию;  грамотно откладывать или заканчивать партию;  фиксировать падение «флажка» и результат партии;  правильно предлагать ничью; быть:  внимательным, любознательным;  справедливым при общении с соперником;  выдержанным, психологически устойчивым во время партии. ­ 22 ­ Я ­ стратег 3 Модуль «Динамика» Тематическое планирование программного материала № Тема 1. Введение.  2. 3.  Специфические нарушения в  процессе игры.   Электронные часы. 4. Тема 3. Игра с различным  контролем времени. 5. Тема 4. Тактические приёмы. 6. Тема 5. Элементарный эндшпиль. 7. Итоговое занятие. 8. Квалификационный турнир. 9. Учебно­массовые мероприятия. Итого часов Количество часов Теория Практика Всего  1 1  2 2 1 ­ ­ 1  1 4 4  1 3 2 16   2 2   3  2 ­ 23 ­ Я ­ стратег СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО  МОДУЛЯ Задачи      способствовать   углублению   знаний   о   специфических   турнирных ситуациях;  расширить понимание о возможности использования ошибок противника;  обучить игре с электронными часами;  способствовать закреплению знаний о тактических приемах;  ознакомить с методами использования связки;  ознакомить с методами борьбы со связками;  ознакомить   с   понятием   изменения   силы   фигур   и   пешек   в   течение шахматной партии;  ознакомить   с   методами   использования   небольшого   материального перевеса;  ознакомить с законами элементарного эндшпиля.  формировать и развивать логическое мышление;  развивать и тренировать логическую память;  развить   способность   совершать   в   уме   простые   действия   (мысленный расчёт на два­три хода);  развивать способность предполагать ответный ход противника.  развивать усидчивость и внимательность во время игры;  воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;  воспитывать у детей навыки работы в коллективе;  развивать понимание престижа шахматной игры;  развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре. ­ 24 ­ Я ­ стратег Введение. Содержание Механические часы, их установка и функции. Правила поведения в турнире. Обращения к арбитру. Специфические нарушения в процессе игры. Тема 1. Специфические нарушения в процессе игры. Невозможный ход и его регистрация. Возврат к позиции. Продолжение игры с самой последней поддающейся  восстановлению позиции, которая предшествовала нарушению. Наказание  за невозможный ход. Первые два невозможных хода. Дополнительное время. Третий невозможный ход того же самого игрока. Показания часов. Перевод и остановка часов без хода. Завершение партии с классическим контролем времени. Быстрая игра до конца партии. Возможности прекращения записи партий.  Заключительный период игры с ограничением времени. Пять, десять минут до конца партии. Правило менее двух минут. Требование ничьей. Остановка часов. Обращение к арбитру. Последствия нарушения правил обращения к арбитру.  Игра на «время». Практическая часть:   проведение классификационных турниров, игр с часами и записью; разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах; ­ 25 ­ Я ­ стратег  разыгрывание учебных позиций. Тема 2. Электронные часы. Общие понятия. Особенности игры с электронными часами. Различные контроли времени. Режимы игры с добавлением времени на  каждый ход. Особенности записи партии при игре с электронными часами Обращение к  арбитру. Практическая часть:  проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;  разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;  разыгрывание учебных позиций. Тема 3. Игра с различным контролем времени. Специфика игры в быстрые шахматы. Специфика игры в блиц с механическими часами. Специфика игры в блиц с электронными часами. Практическая часть:  проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;  проведение турниров с дифференциацией силы игры участников  одного уровня;  разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;  разыгрывание учебных позиций. Тема 4. Тактические приёмы. Связка. ­ 26 ­ Я ­ стратег Использование недостатков связанных фигур. Как создать связку. Как бороться со связкой. Использование связки для атаки на позицию рокировки. Использование большего материального перевеса в конце партии. Практическая часть:  проведение классификационных турниров, игр с часами и записью;  проведение турниров с дифференциацией силы игры участников  одного уровня;  разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;  разыгрывание учебных позиций. Тема 5.  Элементарный эндшпиль. Переход в простые позиции. Правило квадрата. Король с пешкой против короля. Король с крайней пешкой против короля. Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях. Отдаленная проходная. Защищенная  проходная. Ферзь против пешки. Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе. Элементарные ладейные окончания. Практическая часть:  проведение квалификационных турниров, игр с часами и записью;   проведение турниров с дифференциацией силы игры участников  одного уровня. ­ 27 ­ Я ­ стратег  разбор партий, сыгранных в классификационных турнирах;  разыгрывание учебных позиций. Квалификационный турнир. Практическая часть:        проведение турниров;   проведение турниров с дифференциацией силы игры участников  одного уровня. Итоговое занятие. Ответы на вопросы по пройденному курсу теории. Практическая часть:         подведение итогов турнира четвёртого разряда. Учебно­массовые мероприятия  Шахматные фестивали: ­ шахматный фестиваль «Летние надежды».    Ожидаемые результаты третьего  модуля  Учащиеся должны: знать:      все возможные специфические нарушения противника в процессе игры; все об игре с электронными часами; правила добавления (уменьшения) времени игры; правила   обращения   к   арбитру   и   последствия   нарушения   этих правил;  методы борьбы со связками; ­ 28 ­ Я ­ стратег   уметь:  методы использования небольшого материального перевеса;  законы элементарного эндшпиля.   использовать временные ошибки противника;  регистрировать «невозможный» ход;  правильно рассчитывать время в шахматной партии;    правильно завершить партию;    отслеживать турнирные результаты; использовать небольшой материальный перевес; совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три­четыре  хода);  предполагать вероятный ответный план противника. быть:  настойчивым в отстаивании прав игрока;  сосредоточенным во время игры;  уважительным по отношению к сопернику;  предусмотрительным во время ведения шахматной игры. ­ 29 ­ Я ­ стратег МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Занятия   по   теории   проходят   в   виде   рассказа   и   беседы   перед   игровым занятием. Для  снижения  нагрузки  и  повышения  интереса  у  обучаемых  детей необходимо   разнообразить   методы   организации   занятия.   Применяется   как индивидуальная   в   рамках   фронтальной,   так   и   групповая   форма   организации учебно­воспитательного   процесса.   Занятия   проводятся   в   специализированных шахматных кабинетах на шахматных настенных и настольных досках.   Первый  модуль № Тема Форма занятий Методы и приемы  Дидактические материалы Техническое оснащение Форма подведения итогов 1 Введение Теоретичес­ Словесный. Кентлер, А.  Шахматный  Опрос в ходе беседы. кая. Рассказ, беседа,  пояснения. Шахматный  букварь­раскраска.  кабинет. Комбинирован ная (сочетание  Словесный, наглядный, – М.: ФСРМПНТС,  2005. Кентлер,А.  Шахматный  теории и  практики). практический. Рассказ, беседа,  букварь­раскраска.  – М.: ФСРМПНТС,    Сущность игры в  шахматы Опрос в ходе беседы,  игра. Шахматный  кабинет.  Настенные и  настольные  шахматы. Тетрадь,  карандаш    Ходы  шахмат­ ных  фигур Комбиниро­ ванная  (сочетание  теории и  практики). Дорофеева,А. Хочу  Шахматный  Опрос в ходе беседы,  наглядный, практический. учиться шахматам. – М.: Russian Chess  кабинет.  Настенные и  игра. Рассказ, беседа,  иллюстрация на  House, 2008. настольные  шахматы. ­ 30 ­ 2 3 2005. иллюстрация на  шахматных  настенных  досках, игровые упражнения,  конспектное  обучение. Словесный, Я ­ стратег № Тема Форма занятий Методы и приемы  Дидактические материалы Техническое оснащение Форма подведения итогов 4   Завер­ шение  игры Комбиниро­ ванная  (сочетание  теории и  практики). шахматных  настенных  досках,  элементы  творческой  игры, игровые  упражнения,  конспектное  обучение. Словесный, наглядный, Тетрадь,  карандаш. Дорофеева,А. Хочу  учиться шахматам. – Шахматный  кабинет.  Опрос в ходе беседы,  игра.  практический. Рассказ,   беседа, М.: Russian Chess  House, 2008. Настенные и  настольные   Практическая игра шахматы. Тетрадь,  карандаш.  иллюстрация   на шахматных настенных досках, элементы творческой   игровые игры, упражнения, конспектное обучение. 5   Основы  записи. Комбиниро­ ванная  Словесный, наглядный, Сухин,И.Г.  Удивительные  Шахматный  кабинет.  Опрос в ходе беседы,  игра. (сочетание  теории и  практики),  турнир. 6 Итоговое  занятие. Комбиниро­ ванная  практический. Беседа, использование раздаточного материала, элементы   игры, конспектное обучение. Словесный,  наглядный,  приключения в  шахматной стране. – Настенные и  настольные  Ростов­на­Дону:  «Феникс», 2004. шахматы.  Тетрадь,  карандаши. Практическая игра Яковлев,Н.Г. Найди  лучший ход! – СПб.: Настенные и  настольные  Суммарная оценка  знаний – практической (сочетание  практический. «Литера», 2002. шахматы.  и теоретической  ­ 31 ­ Я ­ стратег № Тема Форма занятий Методы и приемы  Дидактические материалы Техническое оснащение Форма подведения итогов теории и  практики) Рассказ, беседа,  коллективное  обсуждение Тетрадь,  карандаш. части. ­ 32 ­ Я ­ стратег Второй  модуль № Тема 1 Введение.  Форма занятий Методы и приемы  Дидактические материалы Техническое оснащение Форма подведе­ ния итогов Теоретичес кая Словесный, наглядный. Костенюк,А.  Как научить  Настенные и  настольные  Опрос в ходе беседы.  Рассказ, беседа,  иллюстрация на  шахматам.­ М.:  Russian Chess, 2008. шахматных  настенных досках, конспектное  обучение. шахматы.  Тетрадь,  карандаш. Комбиниро Словесный,  Костенюк,А.  Настенные и  2    Шахматные часы. ванная  (сочетание  теории и  практики),  турнир. 3   Как  правильно  начинать  партию.  Комбиниро ванная  (сочетание  теории и  практики). Как научить  шахматам.­ М.:  Russian Chess, 2008. настольные  шахматы,  шахматные  часы.  Тетрадь,  карандаш. Хенкин,В.Л.  Последний шах:  Настенные и  настольные  антология матовых  комбинаций. ­ М,  ФиС, 1979. шахматы.  Тетрадь,  карандаш. наглядный,  практический. Рассказ, беседа,  иллюстрация на  шахматных  настенных досках, элементы  творческой игры,  игровые  упражнения,  конспектное  обучение. Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, иллюстрация   на шахматных настенных досках, элементы творческой   игры, игровые ­ 33 ­ Опрос в ходе  беседы.  Участие обучаемых в  квалификационных  турнирах с  регистрацией  результатов  (выигрыш,  проигрыш, ничья) в  турнирной таблице Опрос в ходе  беседы.  Участие  обучаемых в  квалификационны х турнирах с  регистрацией  результатов  (выигрыш,  проигрыш, ничья)  в турнирной Я ­ стратег № Тема Форма занятий Методы и приемы  Дидактические материалы Техническое оснащение Форма подведе­ ния итогов 4   Турнирные правила. Комбиниро ванная  (сочетание  теории и  практики). упражнения, конспектное обучение. Словесный,  наглядный,  практический. Рассказ беседа,  иллюстрация на  шахматных  настенных досках, элементы  творческой игры,  игровые  упражнения,  конспектное  обучение. 5   Реализация  большого  Комбиниро ванная  Словесный,  наглядный,  материальног о перевеса. (сочетание  теории и  практики),  турнир. 6   Простейшие  тактические  приемы Комбиниро ванная  (сочетание  теории и  практики),  турнир. практический. Рассказ, беседа,  иллюстрация на  шахматных  настенных досках, элементы  творческой игры,  игровые  упражнения,  конспектное  обучение. Словесный,  наглядный,  практический. Рассказ, беседа,  иллюстрация на  шахматных  настенных досках, ­ 34 ­ Журавлев,Н.И.  Шаг за шагом. ­ М,  ФиС, 1986. Шахматный  кабинет.  Настенные и  настольные  шахматы,  шахматные  часы.  Тетрадь,  карандаш. Нейштадт,Я. По  следам дебютных  катастроф. – М.:  ФиС, 1979. Настенные и  настольные  шахматы.  Тетрадь,  карандаш. Попова,М.   30 Настенные и  уроков   шахматной / тактики   М.Попова, В.Манаенков Тула: 2002.   – настольные  шахматы,  шахматные  часы.  Тетрадь,  карандаш. таблице Опрос в ходе  беседы.  Участие  обучаемых в  квалификационны х турнирах с  регистрацией  результатов  (выигрыш,  проигрыш, ничья)  в турнирной  таблице Опрос в ходе  беседы.  Участие  обучаемых в  квалификационны х турнирах с  регистрацией  результатов  (выигрыш,  проигрыш, ничья)  в турнирной  таблице Опрос в ходе  беседы.  Участие обучаемых в  квалификационных  турнирах с  регистрацией Я ­ стратег № Тема Форма занятий Методы и приемы  Дидактические материалы Техническое оснащение Форма подведе­ ния итогов элементы  творческой игры,  игровые  упражнения,  конспектное  обучение. Словесный,  наглядный,  практический. Рассказ, беседа,  коллективное  обсуждение 6 Итоговое  Комбиниро занятие. ванная  (сочетание  теории и  практики) результатов  (выигрыш,  проигрыш, ничья) в  турнирной таблице Карпов,А. Учитесь  Настенные и  Суммарная оценка шахматам. – М.:  ЭГМОНТ Россия  ЛТД, 2003. знаний –  практической и  теоретической  части. настольные  шахматы,  шахматные  часы.  Тетрадь,  карандаш. ­ 35 ­ Я ­ стратег Третий  модуль № Тема Форма занятий Методы и приемы  Дидактические материалы Техническое оснащение 1 Введение. Теоретичес Словесный, Костров,В. кая наглядный. Рассказ,   беседа, В какую силу я  играю? Открытые  иллюстрация   на шахматных дебюты. – СПб.:  «Литера», 2001. Настенные и  настольные  шахматы.  Тетрадь,  карандаш. настенных досках Словесный,  наглядный,  практический. Рассказ,   беседа, иллюстрация   на шахматных настенных досках, элементы творческой игры, конспектное обучение. Словесный,  Зак,В.Г. Пути  совершенствования.  Настенные и  настольные  – М.: ФиС, 1988. шахматы,  Тетрадь,  карандаш. Зак,В.Г. Пути  Настенные и  наглядный,  практический. совершенствования.  – М.: ФиС, 1988. настольные  шахматы,  шахматные  часы.  Тетрадка,  карандаш. Зак,В.Г. Пути  совершенствования.  Шахматный  кабинет.  2 3    Специфиче ские  нарушения  в процессе  игры. Комбиниро ванная  (сочетание  теории и  практики),  турнир.    Электронные часы. Комбиниро ванная  (сочетание  теории и  практики),  турнир. 4   Игра с  различным  Комбиниро ванная  Рассказ, беседа, иллюстрация на  шахматных  настенных  досках,  элементы  творческой  игры,  конспектное  обучение. Словесный,  наглядный,  ­ 36 ­ Форма подведения итогов Опрос в ходе  беседы.  Опрос в ходе  беседы.  Участие  обучаемых в  квалификацион ных турнирах с  регистрацией  результатов  (выигрыш,  проигрыш,  ничья) в  турнирной  таблице Опрос в ходе  беседы.  Участие  обучаемых в  квалификацион ных турнирах с  регистрацией  результатов  (выигрыш,  проигрыш,  ничья) в  турнирной  таблице Опрос в ходе  беседы. Я ­ стратег № Тема Форма занятий Методы и приемы  Дидактические материалы Техническое оснащение Форма подведения итогов контролем  (сочетание  практический. – М.: ФиС, 1988. Настенные и  Участие  времени. теории и  практики),  Рассказ,   беседа, иллюстрация   на турнир. шахматных настенных досках, элементы творческой игры, конспектное обучение. настольные  шахматы,  шахматные  часы.  Тетрадь,  карандаш. обучаемых в  квалификацион ных турнирах с  регистрацией  результатов  (выигрыш,  проигрыш,  ничья) в  турнирной  таблице 5   Тактичес­ кие приемы. Комбиниро Словесный, Костров,В. Настенные и  Опрос в ходе  ванная  (сочетание  теории и  практики). наглядный, практический. В какую силу я  играю? Открытые  Рассказ,  беседа, использование дебюты. – СПб.:  «Литера», 2001.. настольные  шахматы.  Тетрадь,  карандаш. беседы, решение короткой  позиции. 6    Элементар­ ный  эндшпиль. Комбиниро ванная  (сочетание  теории и  практики),  турнир. 7 Итоговое занятие. Комбиниро ванная раздаточного материала, элементы творческой игры, конспектное обучение. Словесный,  Зак,В.Г. Пути  Шахматный  Опрос в ходе  наглядный,  практический. совершенствования.  – М.: ФиС, 1988. кабинет.  Настенные и  беседы, игры. настольные  шахматы,  Тетрадь,  карандаш. Зак,В.Г. Пути  совершенствования.  Шахматный  кабинет.  – М.: ФиС, 1988. Настенные и  настольные  Решение  шахматных  заданий. Рассказ,   беседа, иллюстрация   на шахматных настенных досках, элементы творческой игры. Словесный,  наглядный,  практический. Использование ­ 37 ­ Я ­ стратег № Тема Форма занятий Методы и приемы  Дидактические материалы Техническое оснащение Форма подведения итогов раздаточного материала, элементы   игры, пояснение шахматы,  шахматные  часы.  Тетрадь,  карандаш. ­ 38 ­ Я ­ стратег Для детей: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам , М.: Russian Chess House, 2015. 2. Журавлев,Н.И. Шаг за шагом, «Russian CHESS Hose», 2014. 3. Карпов,А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003. 4. Кентлер,А. Шахматный букварь­раскраска.­ М.: ФСРМПНТС, 2005. 5. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008. 6. Костров,В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2016. 7. Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001. 8. Костров,В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера»,  2001. 9. Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов­на­Дону:  «Феникс», 2004. 10.Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы­школе», «духовное возрождение», 2015. Для педагогов: 1. Позин С.Б.  25 уроков шахмат. «Russian CHESS Hose», 2014. 2. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам – М.: Russian Chess House, 2015. 3. Калиниченко,Н.М. Шахматная стратегия: Полный курс – М.: ФАИР­ПРЕСС, 2015. 4. Карпов,А. Учитесь шахмата. – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003. 5. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2013. 6. Костров,В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2001. 7. Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001. 8. Костров,В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера»,  2001. ­ 39 ­ Я ­ стратег 9. Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов­на­Дону:  «Феникс», 2014. ­ 40 ­

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Я - стратег»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018