Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русская литература +1
Взрослым
06.07.2017
В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса лежит ранее нигде не опубликованный местный фольклор, углубленно изучается литературная жизнь Оренбургского края, расширен список произведений, написанных о нем.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический. Сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их. Впервые обучающимся предлагается самостоятельно составлять художественные произведения различных жанров.
программа Бархатова Алмала.doc
Министерство образования Оренбургской области
Отдел образования Тюльганского района
МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»
«Согласовано»
Методсовет МБУДОД ЦДОД
«____»_____________ 20 г.
«Утверждаю»
Директор МБУДОД ЦДОД
_________ Громова Л.М.
Дополнительная образовательная программа
«Оренбургский край в русской литературе»
Срок реализации: 3 года
Возраст учащихся: 1017 лет.
Разработана Бархатовой Л.П.
1 Тюльган 2013
2 Цели программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе предлагаемой программы литературнокраеведческого курса лежит
ранее нигде не опубликованный местный фольклор, углубленно изучается
литературная жизнь Оренбургского края, расширен список произведений,
написанных о нем.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и
жанровый, и хронологический. Сведения о литературе и культуре края
предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения
эстетического осмысления их. Впервые обучающимся предлагается
самостоятельно составлять художественные произведения различных жанров.
интеллектуальное и эмоциональное освоение
литературы, искусства, культуры, формирование нравственно—эстетических
идеалов личности, ее ценностных ориентации, но расширение и углубление
жизненного и художественного опыта учащихся происходит на близком им
материале родного края, его культуры.
Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:
1. Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или
отрывков из них об Оренбургском крае.
2. Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение
культурных ценностей края.
3. Формирование представлений о литературе как социокультурном
явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных
произведений, в том числе и в их нетекстовом контексте.
воссоздающего и творческого воображения,
эстетического вкуса.
ориентиров.
4. Развитие у учащихся художественнотворческих способностей,
образного мышления,
5. Формирование на местном материале нравственноценностных
Направленность программы:
культурологической направленности.
Данная образовательная программа
Актуальность программы:
В настоящее время остро ощущается
необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа,
изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление
духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота
своей страны. Данная программа способствует развитию высоконравственной
личности. Для создания литературно—краеведческого курса литературного
образования необходимы соответствующие условия:
1) наличие писателей—земляков или писателей, приезжавших в регион,
живших в нем, писавших о нем;
3 2) художественная значимость и воспитательная ценность произведений,
написанных о регионе;
3) определенный объем материала, достаточный для создания целого
курса.
Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет
ввести краеведение как компонент литературного образования.
Программа «Оренбургский край в русской литературе» может быть
использована учителями на уроках литературы, а также на внеурочных
занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и
воспитатели группы продлённого дня.
Возраст
Программа рассчитана на детей 10 17 лет
детей:
Срок реализации: программа рассчитана на 3 года обучения. Первый и
второй год обучения по 2 часа в неделю, третий – 4 часа. Всего 240 часов.
первый год обучения (60 часов);
второй год обучения (60 часов)
третий год обучения (60 часов)
Формы работы:
1. Получение учащимися "готовых" знаний о крае со слов учителя.
2. Самостоятельное приобретение знаний. В процессе учебного
исследования учащиеся делают "открытия для себя", т.е. фактически
переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и
закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть,
кроме учебных пособий, научнопопулярная и научная литература,
публикации в местной печати, сеть Интернета.
3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного
исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда
ученики выступают в роли ученыхисследователей.
Эти общие педагогические требования к познавательной краеведческой
работе учащихся применимы и для занимающихся литературным
краеведением. Действительно, учитель нередко сам сообщает краеведческие
сведения, если ученикам они недоступны, а ученик может подыскать ответ по
указанной литературе, но в литературном краеведении главное не это, а то,
что ученик все время в творческом поиске. В системе действий ученика и
учителя, работающих по предложенной программе, должно быть достаточное
разнообразие видов творческой краеведческой деятельности учеников:
не только чтение фольклорных произведений, но и собирание местного
фольклора (пословиц, поговорок, прибауток, сказок, преданий и т.д.)
4 не только чтение произведений писателей—земляков, но и разыскание
писателей, связанных с краем, и произведений о крае (в архивах, музеях,
библиотеках, в литературных экспедициях);
выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя;
самостоятельный анализ произведений о родном крае;
сопоставительный анализ произведений о родном крае;
самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае
(музыкальных, театральных, о живописи) и т.д.
Педагогическая целесообразность:
по окончанию изучения курса учащиеся должны:
1. проявлять интерес к литературному краеведению и желание им
заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
2. Актуальная для школьников нравственноэстетическая, нравственно
экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки
прочитанного с этой точки зрения.
3. Умение проследить движение мысли писателя от замысла произведения
к художественному его осуществлению, от прототипов к образам на примере
литературного краеведения.
4. Умение сопоставить описания родных мест разными писателями с
учетом собственного жизненного опыта.
5. Умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя
на его творчество.
6. Знание литературной жизни родного края и умение соотнести ее с общим
процессом развития русской литературы.
Особое внимание следует уделить письменным работам, которые могут
соответствовать литературноэтнографическим блокам:
1. Сочинения: Из истории моего села (города, края...). Моя родословная.
Моя семья. Подражания: сочинения исторического предания, песни... Откуда
повелось название...
2. Сочинения: Мое село. Мой город. Мой край. Улица, на которой я живу.
Составление литературной карты Оренбуржья.
3. Сочинения: Изображение дворянской усадьбы С.Т.Аксаковым,
М.Авдеевым и др. Описания: архитектурных памятников Оренбуржья,
оренбургских садов, парков и т.п.
4. Описания: оренбургской степи, рек, гор, дорог и т.п. в разное время года
и суток. Сочинение рассказа о путешествиях по родному краю.
5. Описания: охоты, рыбной ловли, ремесел и т.д. Сочинение рассказа
"Случай на охоте...", "Как я ловил рыбу..."
6. Описания: одежды оренбургского казака, казачки. Зарисовки одежды
уральцев, причесок и т.п.
5 7. Выписки из художественных произведений описаний трапезы,
установление художественной цели этих описаний. Составление диалогов
участников трапезы.
8. Описания праздников, обрядов Рассуждения о праздниках, обрядах,
народных приметах, гаданиях. Сочинения частушек, игровых, плясовых песен.
Подбор отрывков из произведений, где изображается быт оренбуржцев.
Установление роли бытовой детали в характеристике героя.
9. Собирание местных пословиц, поговорок, прибауток, загадок,
частушек и т.д.
10.Сочинение по пословице.
11. Ученические проекты
В ходе проведения курса следует особое внимание уделить
деятельностному началу. Учащимся можно давать задания, но сбору
произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок,
частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию
памятников культуры и др.
В программе учтена специфика Оренбургского края проживание в нем
людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские,
но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено
пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона
учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить
авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес
для данного региона.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего 60 часов в год.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических
занятий с учащимися, проектной и исследовательской деятельности.
6 Календарнотематический план
Первый год обучения
(60 часов)
I. Фольклор Оренбургского края
Тема
теория практи
ка
Всего
часов
4
1
1
2
2
2
2
2
2
7
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вводное занятие
Фольклор Оренбургского края
Русские народные сказки: "Дед Мороз и
девочка", "Кот и лиса". Основной конфликт
сказок борьба добра со злом
Пословицы. Прибаутки. Скороговорки.
Загадки. Игровые песни.
Воплощение в фольклоре народных
представлений о жизни. Игра в жизни
человека. Жанры фольклора.
Р.р. Сочинения, минипроекты
Сказки предания, созданные в
Оренбургском крае
С.Т Аксаков. "Аленький цветочек".
Прославление в сказке доброты, любви,
верности. Изображение взаимоотношений
человека и природы. Пространство и время в
сказке
. Н.Н. Каразин: "Дедушка Буран, бабушка
Пурга". Русская зима. Разбушевавшиеся силы
природы и человек.
. В.И.Одноралов: "Сказка про грибного царя".
Человек и животный мир. Защита человеком
8. Л.В.Исаков: "Мертвые соли". Природа
природы. 9.
10.
Оренбуржья, ее красота и подземные тайны.
Р.р. Сочинения, минипроекты
Произведения о природе Оренбургского
края, о доме, о родном крае
С.Т.Аксаков. «Прощай, мой тихий
сельский дом", "Осень", "Послание в
деревню", из "Записок ружейного охотника
Оренбургской губернии"
("Лебедь", "Гусь")
11 Сельский и городской дом в представлении
Аксакова Воспевание деревенской жизни.
12 Оренбургская осень глазами поэта
13 Наблюдения охотника за птицами. Портреты
14
15
некоторых птиц, данных художником.
Р.р. Сочинения, минипроекты
Оренбургская природа в поэзии и прозе
авторов XX века. А.Ширяевец. "Сирень",
"Льдина".
16 А.Возняк. "Снегири". Р.Герасимов. "Край
родной" В. Курушкин. "Цветы".
17 И.Бехтерев. "Жук". К. Мусорин. "Отчий
край". В.Одноралов. "Незабудки", "Град",
"Две встречи".
Р.Р. «Проба пера в стихах»
18
19 С.П.Антонов. Повесть "Царский
двугривенный "Обзор содержания
20 Изображение Оренбурга 20х годов XX века.
21 Дом в жизни маленьких героев
22 Приключения Славика (Огурца) и его друзей.
23 Совершенствование и защита проектов за
первый год обучения
Итого
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
1
2
10
60
Содержание программы
1. Тема. Русские народные сказки: "Дед Мороз и девочка", "Кот и лиса". Основной
конфликт сказок борьба добра со злом
2.Тема. Пословицы. Прибаутки. Скороговорки. Загадки. Игровые песни.
8 3.Тема. Воплощение в фольклоре народных представлений о жизни. Игра в жизни
человека. Жанры фольклора.
4. Сочинения, минипроекты
5. Тема. С.Т Аксаков. "Аленький цветочек". Прославление в сказке доброты, любви,
верности. Изображение взаимоотношений человека и природы. Пространство и время
в сказке
6. Тема. Н.Н. Каразин: "Дедушка Буран, бабушка Пурга". Русская зима.
Разбушевавшиеся силы природы и человек.
7.Тема. В.И.Одноралов: "Сказка про грибного царя". Человек и животный мир.
Защита человеком природы.
8. Тема. Л.В.Исаков: "Мертвые соли". Природа Оренбуржья, ее красота и подземные
тайны.
9. Сочинения, минипроекты
10. Тема. С.Т.Аксаков. «Прощай, мой тихий сельский дом", "Осень", "Послание в
деревню", из "Записок ружейного охотника Оренбургской губернии"
("Лебедь", "Гусь")
11. Тема. Сельский и городской дом в представлении Аксакова Воспевание
деревенской жизни.
12. Тема. Оренбургская осень глазами поэта
13. Тема. Наблюдения охотника за птицами. Портреты некоторых птиц, данных
художником.
14. Сочинения, минипроекты
15. Тема. Оренбургская природа в поэзии и прозе авторов XX века. А.Ширяевец.
"Сирень", "Льдина".
16. Тема. А.Возняк. "Снегири". Р.Герасимов. "Край родной" В. Курушкин. "Цветы".
17. Тема. И.Бехтерев. "Жук". К. Мусорин. "Отчий край". В.Одноралов. "Незабудки",
"Град", "Две встречи".
18. «Проба пера в стихах»
19. Тема. С.П.Антонов. Повесть "Царский двугривенный".Обзор содержания
20. Тема. Изображение Оренбурга 20х годов XX века.
21. Тема. Дом в жизни маленьких героев
22. Тема. Приключения Славика (Огурца) и его друзей.
23. Совершенствование и защита проектов за первый год обучения
9 Календарнотематический план
Второй год обучения
(60 часов)
№
1.
2.
3.
4.
5.
Тема
Вводное занятие
Предания об Оренбургских местах
"Откуда повелось название Бузулук". "Шихан".
"Происхождение Мугоджар". "Урустау".
"Жалованная грамота".
Проблемы заселения и освоения Оренбургского
края. Причины появления сел и городов.
Рассказы об этом в преданиях (на местном
материале)
Оренбургские города и села в русской
литературе
С.Т.Аксаков. "Семейная хроника" (главы:
"Переселение", "Оренбургская губерния" о
заселении Бугурусланского района).
П.М. Кудряшев. "Искак" повестьлегенда о
происхождении села Татарская Каргала.
В.И.Даль. "Домик на Водяной улице" описание
Теория Практик
а
Всего
часов
1
2
2
2
2
2
10 6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13
одной из оренбургских улиц.
В.П.Крюков. "Оренбургский меновой двор"
очерк об Оренбурге как торговом центре.
Л.В.Исаков. "Илецкие мотивы" стихи о
красоте илецких мест. Картины В.А.Тельнова
"Закладка Оренбурга на современном месте 19
апреля 1743г.", А.Н. Гороновича, ученика
К.Брюллова, "Оренбургский меновой двор",
"Отдых бухарского каравана в степи".
В.Н.Кузнецов. "Державино", "Оренбургу",
"Домой", "В моем краю". В. Курушкин
"Бузулук", "Шумит Сакмара". И.Бехтерев.
"Старый Оренбург". В.Одноралов.
"Оренбуржье". Н.Лукьянова. "Кувандыку", С.
Попова. "Оренбург".
Р.Р.Сочинение .Минипроект
Произведения о природе Оренбургского
края, родном крае и жизни в нем, о России
С.Т.Аксаков. Очерк "Буран". "Очерк зимнего
дня". Стихотворение "Вот родина моя. Вот
дикие пустыни". Главки из книги "Записки об
уженье рыбы" ("Лещ", "Сазан", "Карась", "Сом",
"Раки"). Описание действительного факта,
случившегося зимой, и воспоминание писателя о
зиме на закате жизни. Оренбургский буран в
изображении Аксакова и Пушкина. Аксаковские
"психологические портреты" рыб.
В.Ф. Наседкин. "После бурана", "В детстве
было просто и понятно",
"Мороз".
А.В. Ширяевец. "Вьюга", "Клич зимы". Н.С.
Ктементьев. "В буран". Особенности
изображения оренбургской зимы разными
поэтами.
М.Трутнев. "На степной дороге". А.
Тепляшин. "Перекаты Урала", "Перелетные
птицы", "На распутье". Н. Кондакова. "В степи",
"День чудесный", "Овраги, пажити рябые",
"Куст за Уралом". Г.Красников. "На Уральскую
землю однажды ступи". Г.Хомутов. "Сурепка",
"Опять раскричались грачи", "Сверчок".
Н.Емельянова. "Январь", "Февраль", "Зимнее",
2
3
3
4
2
2
4
4
11 "Октябрь". В. Демурин. "Что за край?", "И
весною, и осенью", "Родное", «Степное",
"Люблю печальный час уральских рощ осенних".
В. Перкин. "Вот она, школьная улица", "А
снег все падает и падает".
П.Попов. "Опять стою на берегу Урала". В.
Рузавина. "У снега перового отличье".
В.Пшеничников. "Что я могу о сентябре...". Н.
Волженцев. "Метель". Оренбуржье в живописи.
Оренбургские пейзажи этюды С.Н. Аммосова,
"Поздняя осень" Н.В. Кудашева. "Оренбургская
земля" А.И. Лященко, "Кувандыкские горы" Р.А
Яблокова
Архитектурное Оренбуржье. О народных
традициях в южноуральском зодчестве
(расположение крепостей в XVIII веке,
планировки сел и городов).
Проектная деятельность учащихся.
Планирование. Написание.Защита
14
15
16
17
Итого
2
2
2
20
60
Содержание программы
1.Тема. "Откуда повелось название Бузулук". "Шихан". "Происхождение
Мугоджар". "Урустау". "Жалованная грамота".
2.Тема. Проблемы заселения и освоения Оренбургского края. Причины появления
сел и городов. Рассказы об этом в преданиях (на местном материале)
3. Тема. С.Т.Аксаков. "Семейная хроника" (главы: "Переселение", "Оренбургская
губерния" о заселении Бугурусланского района).
4.Тема. П.М. Кудряшев. "Искак" повестьлегенда о происхождении села
Татарская Каргала.
5.Тема. В.И.Даль. "Домик на Водяной улице" описание одной из оренбургских
улиц.
6.Тема. В.П.Крюков. "Оренбургский меновой двор" очерк об Оренбурге как
торговом центре.
7.Тема. Л.В.Исаков. "Илецкие мотивы" стихи о красоте илецких мест. Картины
В.А.Тельнова "Закладка Оренбурга на современном месте 19 апреля 1743г.", А.Н.
Гороновича, ученика К.Брюллова, "Оренбургский меновой двор", "Отдых
бухарского каравана в степи".
12 8.Тема. В.Н.Кузнецов. "Державино", "Оренбургу", "Домой", "В моем краю". В.
Курушкин "Бузулук", "Шумит Сакмара". И.Бехтерев. "Старый Оренбург".
В.Одноралов. "Оренбуржье". Н.Лукьянова. "Кувандыку", С. Попова. "Оренбург".
9.Сочинение .Минипроект
10.Тема. С.Т.Аксаков. Очерк "Буран". "Очерк зимнего дня". Стихотворение "Вот
родина моя. Вот дикие пустыни". Главки из книги "Записки об уженье рыбы" ("Лещ",
"Сазан", "Карась", "Сом", "Раки"). Описание действительного факта, случившегося
зимой, и воспоминание писателя о зиме на закате жизни. Оренбургский буран в
изображении Аксакова и Пушкина. Аксаковские "психологические портреты" рыб.
11.Тема. В.Ф. Наседкин. "После бурана", "В детстве было просто и понятно",
"Мороз".
12. Тема.А.В. Ширяевец. "Вьюга", "Клич зимы". Н.С. Ктементьев. "В буран".
Особенности изображения оренбургской зимы разными поэтами.
13. Тема. М.Трутнев. "На степной дороге". А. Тепляшин. "Перекаты Урала",
"Перелетные птицы", "На распутье". Н. Кондакова. "В степи", "День чудесный",
"Овраги, пажити рябые", "Куст за Уралом". Г.Красников. "На Уральскую землю
однажды ступи". Г.Хомутов. "Сурепка", "Опять раскричались грачи", "Сверчок".
Н.Емельянова. "Январь", "Февраль", "Зимнее", "Октябрь". В. Демурин. "Что за
край?", "И весною, и осенью", "Родное", «Степное", "Люблю печальный час
уральских рощ осенних".
14.Тема. В. Перкин. "Вот она, школьная улица", "А снег все падает и падает".
15. тема. П.Попов. "Опять стою на берегу Урала". В. Рузавина. "У снега перового
отличье". В.Пшеничников. "Что я могу о сентябре...". Н. Волженцев. "Метель".
Оренбуржье в живописи. Оренбургские пейзажи этюды С.Н. Аммосова, "Поздняя
осень" Н.В. Кудашева. "Оренбургская земля" А.И. Лященко, "Кувандыкские горы"
Р.А Яблокова
16.Тема. Архитектурное Оренбуржье. О народных традициях в южноуральском
зодчестве (расположение крепостей в XVIII веке, планировки сел и городов).
17. Проектная деятельность учащихся.
13 Календарнотематический план
Третий год обучения
(60 часов)
№
1
Тема
Теория Практик
а
Всего
часов
Вводное занятие
Из оренбургского фольклора
Предания. "Поход на Хиву", "Атаманская
гора", "Шойтасмол", "Тайна горы", "Голубево
ущелье". Исторические песни: "Из краев родных
далеких", "Как за батюшкой, за Яикушкой".
Изображение в преданиях и песнях набегов на
оренбургские земли киргизкайсаков,
1
3
14 6
6
оренбуржцев в плену, походов ради
освобождения русских людей и защиты
оренбургских земель.
2.
3.
4.
5.
6.
Р.Р. составление литературных проектов разных
фольклорных жанров
Из прошлого Оренбургского края
С.Т.Аксаков. "Семейная хроника" (главы:
"Переселение", "Новые места") о заселении и
освоении дедом писателя мест в
Бугурусланском районе, о красоте новых мест.
В.И.Даль. "Осколок льду", "Полуношник",
"Бикей и Мауляна". Жизнь оренбуржцев в
плену. Побеги из плена. Набеги кочевников и
столкновения кочевников с казаками,
защищавшими оренбуржцев. Быт и нравы
кочевников казахов. Взаимоотношения русских
и казахов.
В.Г.Короленко. "У казаков" главы о
заселении казаками илецкой линии. Жизнь и
обычаи казаков.
В.П. Правдухин. "Яик уходит в море" (14
главы). Художественная история оренбургского
казачества, Хивинского похода. Тип казака,
нарисованный писателем.
7. Практикум. Собирание местного фольклорного
материала
Природа, жизнь, традиционные занятия
жителей Оренбуржья
8. С.Т.Аксаков. "Записки ружейного охотника
Оренбургской губернии", "Записки об уженье
рыбы" (главы по выбору учителя) научно—
художественные очерки об оренбургских озерах,
рыбах, птицах.
В.И.Даль, "Охота на волков", "Бикей и Мауляна"
(1 глава) описание занятий охотой, торговлей.
В.Г.Короленко. "У казаков" (главы о занятиях
сельским хозяйством).
9.
10.
11. В.П. Правдухин. "Яик уходит в море" (глава 22)
описание багренья рыбы, "Годы, тропы, ружье"
(главы по выбору учащихся).
2
2
2
4
4
2
2
4
15 12
13
14
15
А.Н.Толстой. "Из охотничьего дневника"
очерк, написанный в результате поездки по
Уралу с В.П. Правдухиным и Л.Н.Сейфуллиной.
Н. Струздюмов. "Дело в руках". И.Уханов.
"Оренбургский платок". Описание
оригинального ремесла оренбургских
пуховязальщиц.
П.Н.Краснов. "На грани" о земле, детстве, о
смысле жизни. "Шатохи" — нравственные и
экологические проблемы в рассказе.
Межпредметные связи: Художник—
пейзажист В.М. Штернберг участник
Хивинского похода. Рисунки Т.Г.Шевченко о
жизни и быте казахов. Г.Р. Пономаренко
"Оренбургский пуховый платок" (слова
В.Бокова).
4
2
2
2
16. Р.Р. Работа над проектами. Подготовка и защита
12
выпускной работы
Итого
60
Содержание программы
1. Тема . Предания. "Поход на Хиву", "Атаманская гора", "Шойтасмол", "Тайна
горы", "Голубево ущелье". Исторические песни: "Из краев родных далеких", "Как за
батюшкой, за Яикушкой". Изображение в преданиях и песнях набегов на
оренбургские земли киргизкайсаков, оренбуржцев в плену, походов ради
освобождения русских людей и защиты оренбургских земель.
2. Написание сочинений разных фольклорных жанров
3.Тема С.Т.Аксаков. "Семейная хроника" (главы: "Переселение", "Новые места")
о заселении и освоении дедом писателя мест в Бугурусланском районе, о красоте
новых мест.
4.Тема.В.И.Даль. "Осколок льду", "Полуношник", "Бикей и Мауляна". Жизнь
оренбуржцев в плену. Побеги из плена. Набеги кочевников и столкновения
16 кочевников с казаками, защищавшими оренбуржцев. Быт и нравы кочевников
казахов. Взаимоотношения русских и казахов.
5. Тема В.Г.Короленко. "У казаков" главы о заселении казаками илецкой линии.
Жизнь и обычаи казаков.
6.Тема. В.П. Правдухин. "Яик уходит в море" (14 главы). Художественная история
оренбургского казачества, Хивинского похода. Тип казака, нарисованный писателем.
7. Собирание местного фольклорного материала
8.Тема. С.Т.Аксаков. "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии",
"Записки об уженье рыбы" (главы по выбору учителя) научно—художественные
очерки об оренбургских озерах, рыбах, птицах.
9.Тема. В.И.Даль, "Охота на волков", "Бикей и Мауляна" (1 глава) описание занятий
охотой, торговлей.
10.Тема. В.Г.Короленко. "У казаков" (главы о занятиях сельским хозяйством).
11.Тема. В.П. Правдухин. "Яик уходит в море" (глава 22) описание багренья рыбы,
"Годы, тропы, ружье" (главы по выбору учащихся).
12. Тема. А.Н.Толстой. "Из охотничьего дневника" очерк, написанный в результате
поездки по Уралу с В.П. Правдухиным и Л.Н.Сейфуллиной.
13. Тема. Н. Струздюмов. "Дело в руках". И.Уханов. "Оренбургский платок".
Описание оригинального ремесла оренбургских пуховязальщиц.
14. Тема. П.Н.Краснов. "На грани" о земле, детстве, о смысле жизни. "Шатохи" —
нравственные и экологические проблемы в рассказе.
15. Тема. Межпредметные связи: Художник—пейзажист В.М. Штернберг участник
Хивинского похода. Рисунки Т.Г.Шевченко о жизни и быте казахов. Г.Р.
Пономаренко "Оренбургский пуховый платок" (слова В.Бокова).
16. Работа над проектами. Подготовка и защита выпускной работы
Методическое обеспечение
Технологии, применяемые в процессе обучения:
Личностноориентированная технология – ориентируется на
индивидуальные особенности воспитанников, прежде всего
одаренности, где средством реализации индивидуального подхода
являются индивидуальные занятия, направленные на обеспечение
условий и наличие факторов, способствующих личностному росту и
успешности ребенка;
17 Информационнокомпьютерная технология – вызывает у детей
повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их
использование создает возможности доступа к свежей информации,
осуществления «диалога» с источников знаний, экономит время.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять
познавательной деятельностью воспитанников;
Технология проектной деятельности – (Д. Дьюи, У.Х Килпатрик,
Коллингс и др.)
Виды занятий:
Элементы данных технологий реализуется через теоретические,
практические и индивидуальные занятия, через проектную и
исследовательскую деятельности.
Методы обучения:
Поисковоисследовательский
Лекции
Беседы
Экскурсии
Встречи с жителями села
Использование ИКТ технологий
Метод проектов
Литература
Алов Н.М. Ак—Мечеть. АлмаАта, 1965.
Бессараб М.П. Владимир Даль. — М., 1970.
Блюмин Н.М. Вдали неизведанной земли. Челябинск, 1982.
1.
2.
3.
18 Измайлов Н.М. Очерки творчества Пушкина. — М., 1976.
Овчинников Р.В. Над "пугачевскими" страницами Пушкина. М., 1981.
Большаков Л.Н. Лев Толстой. — Челябинск, 1964.
Большаков Л.Н. По следам оренбургской зимы. — Челябинск, 1968.
Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь "умственные плотины". — М.,
4.
5.
6.
1986.
7.
8. Машинский С.Г. Аксаков. Жизнь и творчество. — М., 1973
9.
10. Прокофьева АГ. Оренбургский край в произведениях русских писателей
(учеб. пос. по литерат.краеведен.) В 3 ч. — Оренбург, 1991; 1993;
1995.
11. Писатели Южного Урала. Челябинск, 1966.
12. Прянишников Н.Е. Записки словесника. Оренбург, 1963.
13. Прянишников Н.Е. Писатели—классики в Оренбургском крае. —
Челябинск, 1977.
14. Славянский ЮЛ. Поездка Пушкина в Поволжье и на Урал. Казань,
1980.
15. Смольников И. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. М., 1991.
16. Файштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. — Л., 1989.
17. Шмаков АА Наше литературное вчера. Челябинск, 1962.
Яновский Н.Н. Л.Сейфуллина. М., 1972
19
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Дополнительная образовательная программа «Оренбургский край в русской литературе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.