Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)
Оценка 4.8

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
математика
4 кл
08.07.2017
Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)
Предлагаемый факультатив разработан в соответствии ФГОС второго поколения, который доказал необходимость вооружения школьников умениями самостоятельно учиться. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Математика в задачах.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №13»                                                                          Дополнительная образовательная программа курса «Математика в задачах».                                                                          СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год                                                     ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 10­11 лет                                                                               ГОД СОСТАВЛЕНИЯ: 2016  г. Составитель программы: Волкова Елена Владимировна учитель начальных классов первой квалификационной категории г. Нижний Новгород­2016 г СОДЕРЖАНИЕ:        Пояснительная записка  Учебно­тематическое планирование  Требования к уровню усвоения курса  Список литературы                  3 6 7 10 Пояснительная записка  «Задача заключается не в том, чтобы учить математике,  а в том, чтобы при посредстве  математике  дисциплинировать ум.»  (В. Шрадер) Тот, кто однажды испытал радостное чувство от решения трудной задачи, будет стремиться познать ещё и использовать  полученные знания в жизни. Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует   поддерживать   и   направлять,   этому   способствует   организация кружков.  Математика   является   тем   самым   предметным   курсом,   который аккумулирует в себе очень важные в учебной деятельности процессы – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию. Вместе с тем математика – одна   из   самых   сложных   учебных   дисциплин,   особенно   для   учащихся начальных   классов,   так   как   мыслительные   процессы   у   детей   младшего школьного возраста недостаточно развиты. Усвоение   основного   программного   материала   будет   проходить   более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Этому может способствовать создание спецкурса для детей «Математика в задачах», расширяющего математический кругозор и эрудицию учащихся.   Актуальность  программы   курса   «Математика   в   задачах».   Предлагаемый   факультатив   разработан   в   соответствии   ФГОС   второго поколения,   который   доказал   необходимость  вооружения   школьников умениями самостоятельно учиться. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это   способствует   появлению   желания   отказаться   от   образца,   проявить самостоятельность,   формированию   умений   работать   в   условиях   поиска, развитию    Предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности   позволят   обучающимся   реализовать   свои   возможности, приобрести уверенность в своих силах.   любознательности. сообразительности,       Цель курса:  повышение уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих задач: ­ развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления); ­ развивать  у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений); ­ развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки   объекта   или   процесса   через   абстрагирование   от   остальных, несущественных (степень абстрагирования); ­ развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при   котором   вывод   основывается   на   догадке,   таким   образом   развивая математическую интуицию; ­   развивать   у   учащихся   исследовательские   умения,   познавательную   и творческую активность; ­   формировать   устойчивый   интерес   учащихся   к   предмету   «Математика» посредством решения нестандартных и занимательных задач. Программа   занятий   строится   с   учетом   компонентов   системно­ деятельностного   подхода:  мотивационный,   на   котором   ставится   учебная задача, с актуализацией ЗУН;  планирование и организация деятельности, здесь нужны учебные действия с созданием ситуации успеха, именно на этом  самоконтроль   и   самооценка,   такая этапе   вырабатываются   УУД; последовательность необходима на любом системно ­ деятельностном уроке.  Работа спецкурса строится на принципах:    научности,   согласно   которому   представленный   в   программе факультативных   занятий   материал   должен   соответствовать   современным научным представлениям;   преемственности   и   перспективности,   согласно   которому   обучение строится   с   использованием   предыдущих   знаний   и   умений   учащихся   с учётом   перспективы   (подготавливая   их   к   восприятию   более   сложного материала),   а   также   обеспечивается   взаимосвязь   каждого   компонента педагогической   системы   в   содержательном,   организационном   и деятельностном аспектах;  параллельности   –  связь   с   учебным   материалом,   так   как   без занимательных   задач   преподавание   не   бывает   успешным,   поскольку занимательность   повышает   интерес   к   предмету   и   способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде;  системности   ­  курс   строится   от   частных   примеров   (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);  регулярности – еженедельно;  самостоятельности  –   значительная   часть   практического   материала выполняется учащимися самостоятельно;  практической направленности ­ содержание занятий кружка направлено на   освоение   математической   терминологии,   которая   пригодится   в дальнейшей   работе,   на   решение   занимательных   задач,   которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх, и конкурсах. При   проведении   занятий   применяются   личностно­ориентированные технологии обучения, такие как:  1)  технология полного усвоения знаний, когда все обучаемые способны полностью   усвоить   необходимый   учебный   материал   при   рациональной организации учебного процесса;  2)  технология   коллективного   взаимообучения,   которая   позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.  Дополнительные   занятия   по   математике,   предусмотренные   данной программой, носят, прежде всего, не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Программа рассчитана на работу с учащимися четвертых классов, что отражается на приоритете учебных задач, возникающих в ходе проведении занятий.   В   четвертом   классе   много   внимания   уделяется   самостоятельной деятельности учеников, равно как и их навыкам самоконтроля; кроме того, четвероклассникам   предлагается   значительный   объём   разнообразных нестандартных   текстовых   задач.   Это   связано   с   необходимостью   их подготовки к участию в математических конкурсах и олимпиадах. Освоение содержания   программы   способствует   интеллектуальному,   творческому, эмоциональному   развитию   обучающихся.   При   реализации   содержания программы   учитываются   возрастные   и   индивидуальные   возможности, личностно­деятельный   подход.   Уровень   сложности   подобранных   заданий таков,   что   к   их   рассмотрению   можно   привлечь   значительное   число обучающихся. Программа   рассчитана   на   28   часов   с   проведением   занятий   1   раз   в неделю, продолжительность занятий 45 минут. Учебно­тематическое планирование Содержание Дата проведения Кол­во часов Вводное занятие. Такие разные задачи Задачи, связанные со временем Задачи на движение  Задачи на движение Задачи на движение Арифметические задачи, требующие  особых приемов решения Задачи на уравнивание данных Задачи, связанные с промежутками Задачи на нахождение чисел по суммам,  взятым попарно Разные задачи (урок­обобщение) Логические задачи Логические задачи Логические задачи Логические задачи Логические задачи Логические задачи Задачи на установление взаимно  однозначного соответствия между  множествами Задачи на установление взаимно  однозначного соответствия между  множествами Задачи на упорядочивание множеств Комбинаторные задачи 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 05.10.16. 12.10.16. 19.10.16. 26.10.16 9.11.16 16.11.16 23.11.16. 30.11.16. 07.12.16. 14.12.16. 21.12.16. 11.01.17. 18.01.17. 25.01.17. 01.02.17. 08.02.17. 15.02.17. 22.02.17. 08.03.17. 15.03.17. №п.п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Правдолюбы и лгуны Задачи на планирование действий Разные задачи (урок­обобщение) Задачи с геометрическим содержанием Задачи с геометрическим содержанием Задачи с геометрическим содержанием Такие разные задачи Интеллектуальный марафон 1 1 1 1 1 1 1 1 22.03.17. 29.03.17. 5.04.17. 12.04.17. 19.04.17. 26.04.17. 03.05.17. 10.05.17. Требования к уровню усвоения курса Сформированные действия Рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать   сделанное   –   почему Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать   (представлять   способ   действия   в   виде   модели­схемы, В ходе реализации программы у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:  получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);    выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать   в   коммуникацию   (взаимодействовать   при   решении   задачи, отстаивать   свою   позицию,   принимать   или   аргументировано   отклонять   точки зрения других). Ожидаемые результаты и способы их проверки Личностными результатами  изучения курса       является формирование следующих умений:  у обучающихся будут сформированы: умение   ясно,   точно,   грамотно   излагать   свои   мысли   в   устной   и письменной   речи,   понимать   смысл   поставленной   задачи,   выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; у обучающихся могут быть сформированы: критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 2)креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач. Метапредметными   результатами  формирование следующих умений.   Регулятивные: изучения   курса     являются      обучающиеся научатся: 1) формулировать и удерживать учебную задачу; 2)планировать   пути   достижения   целей,   осознанно   выбирать   наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; обучающиеся получат возможность научиться: 1)предвидеть   возможности   получения   конкретного   результата   при решении задач; 2)прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;  Познавательные: обучающиеся научатся: 1)осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2)находить   в   различных   источниках   информацию   и   представлять   ее   в понятной форме; 3) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; обучающиеся получат возможность научится: 1)планировать   и   осуществлять   деятельность,   направленную   на   решение задач исследовательского характера; 2)выбирать   наиболее   рациональные   и   эффективные   способы   решения задач; 3) выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;  Коммуникативные: обучающиеся научатся: 1)организовывать  учебное  сотрудничество   и совместную  деятельность  с учителем и сверстниками; 2)взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение; 3)аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позициями партнеров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в   совместной деятельности; Обучающиеся получат возможность научится: 1)продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 2)оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности. Предметными  результатами  изучения  курса    являются формирование следующих умений: обучающиеся научатся: 1)работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения; 2)выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач; 3)самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач; 4)знать   основные   способы   представления   и   анализа   статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; обучающиеся получат возможность научиться: 1)применять изученные понятия, результаты и методы при решении   задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции,   а   так   же   проверки   результатов   используются   следующие   формы контроля:  занятия­конкурсы на повторение практических умений; занятия на повторение и обобщение;     участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня . Оценка знаний и умений обучающихся производится с помощью практических и  самостоятельных. Текущий контроль проводится на специально отведенных  занятиях («Разные задачи» ­ малая олимпиада, интеллектуальный марафон).  Также, диагностика осуществляется посредством анализа анкет, сборника  творческих работ (составляется каждым ребенком самостоятельно). Список литературы:  Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная  математика. Волгоград: Учитель, 2007.  Дик Н. Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2010.  Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. 1­4  классы.М.:ВАКО,2013.  Кочурова Е.Э. Программа факультативного курса «Занимательная  математика». М.: Росткнига, 2010.  Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.  Саратов: Лицей, 2002.  Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: Панорама, 2006.  «Начальная школа» Ежемесячный научно­методический журнал  Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых  результаов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010.  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными  вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М.: АСТ, 2004. Шкляров   Т.   В.   Как   научить   вашего   ребёнка   решать   задачи.   М.: Грамотей, 2004.

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)

Дополнительная образовательная программа по математике "Математика в задачах" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2017