1 и p[1] его наименьший простой делитель, имеем a=p[1]a[1], если a[1]>1, то p[2] его наименьший простой делитель и т.д. пока a[n]=1. Тогда a[n1]=p[n]. Перемножая эти равенства и сокращая, получим a=p[1]p[2]…p[n]. Пусть существует еще одно разложение на простые множители: a=q[1]q[2]…q[s] и имеем p[1]p[2]…p[n]=q[1]q[2]…q[s]. Правая часть делится на q[1], значит один из сомножителей левой части делится на q[1]. Пусть это p[1] (нумерацию делаем сами). Т.к. p[1] и q[1] простые, то p[1]=q[1] и сокращаем на q[1] и т.д. При s>nполучим 1=q[n+1]…q[s], что дает q[n+1]=…=q[s]=1. Существенный с точки зрения криптографии факт состоит в том, что не известно никакого эффективного алгоритма разложения чисел на множители. Никаких эффективных методов не известно даже в таком простом случае, когда необходимо восстановить два простых числа pи qпо их произведению n=pq. • Алгоритм Евклида • Основная теорема арифметики • Линейные диофантовы уравнения 3. Методы решения олимпиадных задач (28часов): • Принцип Дирихле Принцип Дирихле (по имени П.Г.Л.Дирихле) принцип ящиков—предложение удовлетворяющее, что в случае m> n при отнесении каждого из m предметов к одному из n классов хотя бы в один класс попадет не менее двух предметов. Это чрезвычайно простое предложение применяется при доказательстве многих важных теорем теории чисел, относящихся к приближению иррациональных чисел рациональными, в доказательстве трансцендентных чисел и других вопросах. • Правило крайнего Особые, крайние объекты часто служат «краеугольным камнем» решения. Так, например, рассматривают наибольшее число, ближайшую точку, угловую точку, вырожденную окружность, предельный случай. Поэтому полезно сразу рассматривать особые, крайние объекты. В задачах на метод крайнего работает метод минимального контрпримера: допустим, утверждение задачи неверно. Тогда существует минимальный в некотором смысле контрпример. И если окажется, что его можно уменьшить, то получится искомое противоречие. • Инварианты. Четность, нечетность Инвариант—величина, которая не изменяется в результате некоторых операций (например, разрезание и перестановка частей фигур не меняет суммарной площади). Если инвариант различает два положения, то от одного нельзя перейти к другому. В качестве инварианта может использоваться чётность или раскраска. • Задачи на раскраски, укладки, замощения Говорят, что фигура покрашена в несколько цветов, если каждой точке фигуры приписан определённый цвет. Бывают задачи, где раскраска уже дана, например, для шахматной доски, бывают задачи, где раскраску с данными свойствами нужно придумать, и бывают задачи, где раскраска используется как идея решения 4. Элементы теории множеств (13 часа): • Понятие множества Множество – совокупность некоторых объектов. Примерами множеств являются множества чисел, множества точек прямой, множество линий и др. Каждое отдельное множество задается правилом или законом, позволяющим судить, принадлежит объект данному множеству или нет. Множества обозначаются прописными буквами латинского или готического алфавита: A, B, ..., M, K, . Если множество A состоит из элементов a,b,c,..., это обозначается с помощью фигурных скобок: A={a,b,c,...,} . Если a есть элемент множества A, то это записывают следующим образом: a ˛ A. Если же a не является элементом множества A, то пишут a ˇ A. Одним из важных множеств является множество N всех натуральных чисел N={1,2,3,...,} . Существует также специальное, так называемое пустое множество, которое не содержит ни одного элемента. Пустое множество обозначается символом. Условимся вводить определение, когда это будет удобно, посредством следующего символа: = (равенства по определению), двоеточие ставится со стороны определяемого объекта. Определение 1 (определение равенства множеств). Множества А и B равны, если они состоят из одних и тех же элементов, то есть, если из x ˛ A следует x ˛ B и обратно, из x ˛ B следует x ˛ A. Формально равенство двух множеств записывается следующим образом: это означает, что для любого объекта x соотношения x˛ A и x˛ B равносильны. (А=В):= " x((x ˛ A) (cid:219) ( x ˛ B)), Здесь " – квантор всеобщности (" x читается как "для каждого x"). Определение 2 (определение подмножества). Множество А является подмножеством множества В, если любое х принадлежащее множеству А, принадлежит множеству В. Если A(cid:204) B, но A„ B, то A – собственное подмножество множества В. (A (cid:204) B):= " x ((x˛ A) (cid:222) ( x ˛ B)) Пример 1. Множество {2,4,6,..., 2n,...} является собственным подмножеством множества натуральных чисел. Пустое множество является подмножеством любого множества. Операции над множествами. 1. Объединение. (рис. 1) C=A ¨ B: = {x:x˛ A или x ˛ B} Пример 2. Решить неравенство Из данного неравенства следует либо неравенство |2x+1| >3. 2x+1>3 в случае, когда 2x+1‡ 0, тогда x>1, либо неравенство 2x+1<3, в случае, когда 2x+1<0, тогда x<2. Множеством решений исходного неравенства является объединение найденных промежутков решения (¥,2)¨ (1,+¥). Пример 3. A = {1; 3; 5; 7; ...; 2n1; …} — нечетные числа B = {2; 4; 6; 8; ....; 2n; ...} — четные числа A ¨ B = {1; 2; 3; ...; n; ......} — натуральный ряд 2. Пересечение. (рис. 2) C=A ˙ B:= {x: x ˛ A и x ˛ B} Пример 4. A={2,4,...,2n,...}, B={3,6,9,...,3n,...}. Тогда C=A˙ B={6,12,...,6n,...}. 3. Вычитание. (рис. 3) A \ B: = {x:x ˛ A и x ˇ B} 4. Дополнение. (рис.4) Пусть U — универсальное множество (все остальные множества принадлежат U) A = CA: = {x:x˛ U и x ˇ A} = U \ A 5. Симметрическая разность. (рис. 5) A DB: =(A \ B) ¨ (B \ A) = (A ¨ B) \ (A ˙ B) • • • • Язык теории множеств Операции над множествами Отображение множеств Конечные множества. Формула включенияисключения. 5. Элементы перечислительной комбинаторики (6 часов): Комбинаторика раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Другими словами, это раздел математики, в котором изучаются задачи выбора элементов из заданного конечного множества и размещения этих элементов в какомлибо порядке. Например, ответ на вопрос «Сколько различных четырехзначных чисел можно написать с помощью цифр 1, 2, 3, 4 без повторения цифр?» дает комбинаторика. • • • Сочетания Размещения Перестановки 6. Планиметрия (10 часов): Планиметрия (от лат. planum — плоскость и. метрия), часть элементарной геометрии, в которой изучаются свойства фигур, лежащих в плоскости. Обычно под планиметрией понимают часть курса геометрии в средней школе. Содержание планиметрии и способ её изложения были установлены древнегреческим учёным Евклидом (3 в. до н. э.) Фигуры, изучаемые планиметрией: * Точка абстрактный объект в пространстве, обладающий координатами, но не имеющий размеров, массы, направленности и какихлибо других геометрических или физических характеристик. Одно из фундаментальных понятий в математике и физике. * Прямая одно из основных понятий геометрии. При систематическом изложении геометрии прямая линия обычно принимается за одно из исходных понятий, которое лишь косвенным образом определяется аксиомами геометрии. Если основой построения геометрии служит понятие расстояния между двумя точками пространства, то прямую линию можно определить, как линию, путь вдоль которой равен расстоянию между двумя точками. * Параллелограмм (частные случаи Квадрат, Прямоугольник, Ромб) (от греч. parallelos — параллельный и gramme — линия) — это четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны, т. е. лежат на параллельных прямых. * Трапеция — геометрическая фигура, четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны. Эти параллельные стороны называются основаниями трапеции. Две другие стороны называются боковыми сторонами. Отрезок, соединяющий середины боковых сторон, называется средней линией трапеции * Окружность замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от данной точки (центра окружности), лежащей в той же плоскости, что и кривая. * Треугольник простейший многоугольник, имеющий 3 вершины и 3 стороны; часть плоскости, ограниченная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и тремя отрезками, попарно соединяющими эти точки. * Многоугольник—это геометрическая фигура, обычно определяется как замкнутая ломаная без самопересечений, однако иногда самопересечения допускаются. Иногда многоугольник определяется как замкнутая область плоскости ограниченная замкнутой ломаной без самопересечений. Вершины ломаной называются вершинами многоугольника, а отрезки — сторонами многоугольника. Вершины многоугольника называются соседними, если они являются концами одной из его сторон. Отрезки, соединяющие не соседние вершины многоугольника, называются диагоналями. * Классические теоремы о треугольниках (теоремы Чевы, Менелая, Стюарта, прямая Эйлера и т.д.) * Вневписанные окружности треугольника * Геометрия вписанных и описанных четырехугольников 7. Многочлены (13 часа): Многочлен—это алгебраическая сумма одночленов. Степень многочлена есть наибольшая из степеней одночленов, входящих в данный многочлен. Произведение суммы двух или нескольких выражений на любое выражение равно сумме произведений каждого из слагаемых на это выражение: (p+q+r)a=pa+qa+ra—раскрытие скобок. Вместо букв p, q, r, a может быть взято любое выражение. Произведение сумм равно сумме всех возможных произведений каждого слагаемого одной суммы на каждое слагаемое другой суммы. • • • • Делимость многочленов Корни многочленов Теорема Безу Теорема Виета для многочленов произвольных степеней • • Основная теорема арифметики многочленов Основная теорема алгебры Метод координат Векторы и их применения 8. Аналитические методы в геометрии (7 часа): • Метод координат является универсальным методом, широко используемым повсеместно (номер Вашего телефона, название книги – тоже своеобразные координаты). В математике он имеет особое значение, так как сводит решение разнообразных задач к вычислениям и алгебраическим задачам. Метод координат широко используется в обучении математике в основной школе (изображение чисел на координатной прямой, графики функций, уравнение прямой и окружности и др.). Ещё большее значение он имеет в старшей школе. Цели настоящего учебного модуля: систематизировать и расширить знания о координатах и уравнениях фигур на плоскости; сформировать умения пользоваться методом координат для задания фигур и их исследования, в частности траекторий движения. Результатом усвоения учебного материала является умение: измерять геометрические величины с помощью координат; строить фигуры, заданные уравнениями, неравенствами, их системами; составлять соотношения (уравнения, неравенства, их системы), задающие данную фигуру; применять метод координат для описания движения тел, решения геометрических и физических задач. • Значительное количество физических величин нельзя охарактеризовать только числом, так как важным является их направление. А поскольку направленные отрезки одновременно характеризуют и числовые значения, и направления, то на их основе и сформировалось новое математическое понятие – понятие вектора. Основные действия над векторами тоже определялись из физических соображений, и это в конечном итоге привело к созданию векторной алгебры, без которой в настоящий момент невозможно представить существование физических теорий. В то же время и в самой математике векторная алгебра и ее обобщение стали удобным языком, средством получения и изложения новых результатов. Цели настоящего учебного модуля: систематизация и углубление знаний о векторах, действиях над ними, их применениях; совершенствование умений применять векторное исчисление к решению геометрических, физических, алгебраических задач. Результатом усвоения учебного материала является умение: записывать векторные выражения и равенства, соответствующие определённым отношениям, свойствам геометрических объектов; решать геометрические, физические, алгебраические задачи векторным методом; использовать векторы в математике и её приложениях, в частности связанные с разложением вектора на составляющие, со сложением сил и скоростей. • Геометрия масс 9. Неравенства (10 часа): Пусть функции и определены на некотором множестве. Поставим задачу: найти множество, на котором значения одной из функций больше (меньше) значений другой из них, другими словами, найти все значения, для которых выполняется неравенство:> (< ). При такой постановке каждое из этих неравенств называется алгебраическим неравенством с неизвестным. Как при решении уравнения, так и при решении неравенства требуется найти все те значения неизвестной величины, для каждого из которых указанное соотношение оказывается верным. Поэтому естественно и для неравенств ввести понятия, аналогичные тем, которые мы ввели для уравнений. Множество называется множеством (областью) допустимых значений неизвестного для данного неравенства. Множество называется множеством решений данного неравенства. Решить неравенство – значит найти множество всех, для которых данное неравенство выполняется. Два неравенства называются равносильными, если множества решений их совпадают, т.е. если всякое решение каждого из них является решением другого. Значение неизвестного называется допустимым для неравенства, если при этом значении обе части неравенства имеют смысл. Совокупность всех допустимых значений неизвестного называется областью определения неравенства. • • Неравенство Кошии — Бунякоовского связывает норму и скалярное произведение векторов в евклидовом пространстве. Это неравенство эквивалентно неравенству треугольника для нормы.Неравенство Коши — Буняковского иногда, особенно в иностранной литературе, называют неравенством Шварца и неравенством Коши — Буняковского — Шварца («неравенство КБШ»), хотя работы Шварца на эту тему появились только спустя 25 лет после . Конечномерный случай этого неравенства называется неравенством Коши и работ Буняковского был доказан Коши Классические неравенства Неравенство КошиБуняковского в 1821 году . Формулировка Пусть дано линейное пространство со скалярным произведением . Пусть — норма, порождённая скалярным произведением, то есть . Тогда для любых имеем: причём равенство достигается тогда и только тогда, когда векторы и (коллинеарные). пропорциональны Комментарии В конечномерном случае можно заметить, что , где — площадь параллелограмма, натянутого на векторы и . В общем случае: • Геометрические неравенства 10. Графы (6 часа): Во многих ситуациях удобно изображать объекты точками, а связи между ними — линиями или стрелками. Такой способ представления называется графом. Например, схема метро — это граф. Точки называют вершинами графа, а линии — ребрами. Вершину называют чётной, если из неё выходит чётное число рёбер и нечётной в противном случае. Граф называют связным, если между любыми вершинами существует путь, состоящий из рёбер графа, ориентированным если на каждом ребре указано направление, плоским — если он нарисован на плоскости и его ребра не пересекаются (во внутренних точках). • • Язык теории графов Простейшие числовые характеристики и типы графов 11. Игры, турниры, стратегии и алгоритмы (7 часа) При изложении решения игровых задач школьники испытывают большие трудности. Ведь необходимо, вопервых, грамотно сформулировать стратегию, а вовторых, доказать, что она действительно ведет к выигрышу. Поэтому задачиигры очень полезны для развития разговорной математической культуры и четкого понимания того, что означает «решить задачу». Во всех встречающихся играх предполагается, что играют двое, ходы делаются по очереди (игрок не может пропускать ход). Ответить всегда нужно на один и тот же вопрос — кто побеждает: начинающий (первый) игрок или его партнер (второй)? В дальнейшем это оговариваться не будет. 12. Синтетические методы в геометрии (7 часов): • • • Геометрия преобразований. Движения Теорема Шаля Преобразования подобия. Гомотетия 13. Уравнения с целой и дробной частью (4часа) Уравнение — равенство вида или, где f и g — функции (в общем случае — векторные) одного или нескольких аргументов. Решение уравнения — задача по нахождению таких значений аргументов, при которых это равенство достигается. На возможные значения аргументов могут быть наложены дополнительные условия (цело численности, вещественности и т. д.). Аргументы заданных функций (иногда называются «переменными») в случае уравнения называются «неизвестными». Значения неизвестных, при которых это равенство достигается, называются решениями, или корнями данного уравнения. Про корни говорят, что они удовлетворяют данному уравнению. Решить уравнение означает найти множество всех его решений (корней) или доказать, что корней нет. Равносильными называются уравнения, множества корней которых совпадают. Равносильными также считаются уравнения, которые не имеют корней. 14. Функции (4 часа): Функцией, заданной (или определенной) на некотором множестве X, называется соответствие, в силу которого любой элемент x множества X определяет некоторый (соответствующий ему) объект f(x). Множество всех тех значений, которые принимает аргумент функции, называется областью определения этой функции. Множество всех тех значений, которые принимает сама функция, называется областью значений (изменения) этой функции. Функция называется четной, если при всех значениях из области определения этой функции. Функция называется нечетной, если при всех значениях из области определения этой функции. Область определения четной и нечетной функции симметрична относительно начала координат. Функция называется возрастающей (убывающей) на данном промежутке, если при произвольных двух различных значениях аргумента, из данного промежутка, большему значению аргумента соответствует большее (меньшее) значение функции. Функция называется периодической, с периодом, где, если значение функции не изменяется при прибавлении числа к любому допустимому значению аргумента: Функция называется ограниченной, если можно указать такое положительное число, что для всех значений из области определения функции. Если же точка не существует, то функция называется неограниченной. Различные свойства функций, их применения (периодичность, четность, ограниченность) Критерии оценки Задания математических олимпиад являются творческими, допускают несколько различных вариантов решений. Кроме того, необходимо оценивать частичные продвижения в задачах (например, разбор важного случая, доказательство леммы, нахождение примера и т.п.). Наконец, возможны логические и арифметические ошибки в решениях. Окончательные баллы по задаче должны учитывать все вышеперечисленное. Каждая задача оценивается из 7 баллов. Соответствие правильности решения и выставляемых баллов приведено в таблице. Баллы Правильность (ошибочность) решения 7 67 56 4 23 01 Полное верное решение Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. Решение в целом верное. Однако решение содержит существенные ошибки либо пропущены случаи, не влияющие на логику рассуждений. Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев, или в задаче типа «оценка + пример» верно получена оценка. Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи. Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). 0 0 Решение неверное, продвижения отсутствуют. Решение отсутствует. Важно отметить, что любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Недопустимо снимать баллы за то, что решение слишком длинное, или за то, что решение школьника отличается от приведенного в методических разработках или от других решений, известных жюри. В то же время любой сколь угодно длинный текст решения, не содержащий полезных продвижений, должен быть оценен в 0 баллов. Решение считается неполным, если: оно содержит все необходимые идеи, но не доведено до конца; оно, в целом, верное, но содержит легко устранимые недочеты или ошибки, т.е. явно или скрыто опирается на недоказанные утверждения, которые нельзя считать известными или очевидными; оно требует разбора нескольких возможных случаев, большая часть которых описана в решении, а другие не указаны; Недопустимо снижать оценку за нерациональность решения, (кроме редких случаев, когда это предусмотрено указаниями согласно критериям оценивания), нетиповое оформление решения, исправления. Оценивая решения, следует отличать принципиальные (прежде всего –логические) ошибки от технических, к которым относятся вычислительные. Материальнотехническое обеспечение программы: 1. Компьютер. 2. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. 3. Комплект презентаций по математике, истории математики. 4. Медиатека учителя. 1. Программное обеспечение Ким. Большая энциклопедия. 2. Программное обеспечение Ким. Уроки алгебры 78 класс 3. Программное обеспечение Несерьёзные уроки: Учимся анализировать. 4. Программное обеспечение Несерьёзные уроки: Учимся думать. 5. Программное обеспечение Несерьёзные уроки: Учимся считать. 6. Программное обеспечение Несерьёзные уроки: Учимся логически мыслить. 7. Программное обеспечение Несерьёзные уроки: Учимся мыслить логически 8. Программное обеспечение 1С: школа. Математика 5 11 классы. Практикум 9. Программное обеспечение Математика: обучение с приключением 10. Презентация: Логические задачи «Походные задачки от боцмана» http://www.zavuch.info/component/mtree/tochnie/mathem/maturok/integrirovanniy_kurs_matematika _russkiy_5kl.html 11. Презентация: Логические задачи «Вовка Тапочкин в Древней Греции» http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=4510&lib_no=76438&tmpl=lib NovikovaVovkaTapochkin v DrevnejjGrecii[1].rar\Новикова Вовка Тапочкин в Древней Греции RAR архив, размер исходных файлов 2 298 368 байт 12. Презентация: Логические задачи «Графы» Logunova@yandex.ru 13.Презентация: Логические задачи «Графы. Продолжение» Logunova@yandex.ru Литература: 1. Н.Х. Агаханов, Д.А. Терешин, Г.М. Кузнецова. Школьные математические олимпиады. – 3 изд. М.: Дрофа,2002г. 2. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. «Математические олимпиады Московской области» М.:Издво МФТИ, 2003г. 3. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. «Всероссийская олимпиада школьников по математике» М.: изд. АПКиППРО, 2005г. 4. Д.Ф.Базылев «Диофантовы уравнения». 5. О.Л.Безрукова. Олимпиадные задания по математике 511 классы. В. Изд. «Учитель» 2009г 6. Н.Б.Васильев, А.А.Егоров «Задачи всесоюзных математических олимпиад». 4. А.В. Фарков. Готовимся к олимпиадам по математике. М.: Изд. «Экзамен»,2010г. 5. Е.Г. Коннова. под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Ростов на –Дону изд. «ЛЕГИОНМ» Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад 5 8 класс часть 1. 6. Е.Г. Коннова. под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Ростов на –Дону изд. «ЛЕГИОНМ» Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад 6 9 класс часть 2. учителя. – М.: просвящение,2011. 7. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 79 классов: Кн.для 8. Олехник С.Н. и др. Старинные занимательные задачи. Москва,1988. 9. Я.И.Перельман. Живая математика. М.: «Наука»,1970г. 10. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл./ А. В. Спивак. – М.: Просвщение, 2010. 11. Ю.Ф. Фоминых. Прикладные задачи по алгебре для 79 классов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2015. 12. И.М.Яглом. В.Г.Болтянский «Выпуклые фигуры». 13. Г.Н.Яковлев, Л.П.Купцов. С.В.Резниченко. П.Б.Гусятников «Всероссийские математические олимпиады школьников». Интернетресурсы: Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/ Тестирование online: 511 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/ Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru Новые технологии в образовании: http://www.edu.secna.ru/main/ Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/ nauka/ Сайт http://www.UzTest.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.