Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»
Оценка 4.6

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология +1
Взрослым
27.09.2019
Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффективных форм реабилитации является социально-педагогическая, а именно творческая деятельность воспитанников. У детей, поступающих в Центр, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка, недостаточное развитие тонкой моторики наблюдается комплекс неполноценности. Для решения этих проблем и успешной социальной адаптации воспитанников Центра и была разработана данная программа. Программа составлена в соответствии с нормативными документами и на основе опыта работы педагогов. Программа кружка «Умные руки» имеет социально-педагогическую направленность, способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста и оказывает своевременную помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Программа Меняйлова 2018 (1).docx
Министерство труда и социального развития Краснодарского края Государственное казённое учреждение  социального обслуживания Краснодарского края «ейский социально­ реабилитационный центр развития для несовершеннолетних» УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО «Ейский СРЦРН» ___________Л.Ф. Омельченко Протокол педагогического совета №1 от____ ______________ 2018 г. Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки» на 2018­2019 учебный год Срок реализации: 3 месяца Направленность: социально­педагогическая Возраст несовершеннолетних: 3­7 лет Воспитатель                                                                       Е.Б. Меняйлова Ейск, 2018 год СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка I II Учебный план III Календарно­тематический план IV Содержание программы V Методическое обеспечение дополнительной образовательной  программы VI Список литературы (основная, дополнительная), интернет­ источники 3­20 20 20­21  21­23 23­26 26­28 I.   Пояснительная записка                                                                         «Источники способностей и дарований детей ­ на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский Социальная реабилитация детей «группы риска» ­ важнейшая задача работы   социально­реабилитационного   центра   для   несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффективных форм реабилитации   является   социально­педагогическая,   а   именно   творческая деятельность воспитанников.  У   детей,   поступающих   в   Центр,   часто   наблюдается   социально­ педагогическая   запущенность,   низкие   интеллектуальные   возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои   эмоции,   у   них   занижена   личностная   самооценка,  недостаточное развитие тонкой моторики наблюдается комплекс неполноценности. Для   решения   этих   проблем   и   успешной   социальной   адаптации воспитанников Центра и была разработана данная программа. Программа составлена в соответствии с нормативными документами1 и на основе опыта работы педагогов. Программа кружка «Умные руки» имеет социально­педагогическую направленность,   способствует   развитию   мелкой   моторики   рук   детей дошкольного возраста и оказывает своевременную помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук. Учеными доказано, 1 Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   29   августа   2013   года   No1008   «Об   утверждении   Порядка организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   дополнительным   общеобразовательным программам»,   Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   18.11.15   N   09­3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые   программы)»,  ФЗ   №   120   от   24.06.1999   "Об   основах   системы   профилактики   безнадзорности   и правонарушений   несовершеннолетних",  Постановление   Правительства   РФ   от   27   ноября   2000   г.   N   896"Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", Приказ от 15.02.2012 г. N 64 «Об утверждении порядка организации индивидуальной профилактической   работы   в   отношении   семей   (несовершеннолетних),   находящихся   в   трудной   жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении» что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень   развития   мелкой   моторики   –   один   из   показателей интеллектуальной   готовности   к   обучению.   Обычный   ребенок,   имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. У   несовершеннолетних,   проходящих   реабилитацию   в   центре, наблюдается   недостаточное   развитие   тонкой   моторики.   Особенно   слабо развиты сложно–координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента и это приводит   к   тому,   что   дети   неспособны   провести   прямую   линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша, не умеют работать ножницами   и   другими   инструментами,   испытывают   трудности   при овладении   навыкам   письма.   У   детей   наблюдается   недостаточность интеллектуального развития, памяти, внимания, связной речи. Сталкиваясь сданной проблемой, возросла потребность в разработке программы  кружка  по  развитию мелкой  моторики рук,  предназначенной для   детей   дошкольного   возраста.   Эта   программа   актуальна,   так   как обеспечивает коррекцию негативных тенденций развития, решает проблему не   только   развития   руки   и   подготовки   к   овладению   навыкам   письма,   а также   косвенным   образом   влияет   на   развитие   речи   и   всей интеллектуальной деятельности ребенка.  Программа   охватывает   несовершеннолетних   3­7лет.   Дети   имеют разный уровень развития и по­разному усваивают предлагаемый материал, поэтому  педагог   планирует   деятельность   детей,  опираясь  на  результаты диагностического обследования психологом и логопеда. Направленность программы Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие   осязания   и   мелкой   моторики,   необходимых   для   выполнения предметно­практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных эмоционально­волевой сферы и мелкой моторики.  Причины создания программы навыков Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей   дошкольного   возраста   в   играх,   упражнениях   и   разных   видах продуктивной деятельности. Новизна программы ­ комплексный подход, что отвечает современным требованиям ФГОС; ­   использование   нетрадиционных   техник   для   развития   ручной   умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, пипетками и другими материалами.  ­  подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;  ­ разработан мониторинг определения уровня развития мелкой моторики;  ­ занятия по данной программе проводятся в игровой форме.  Данная   программа,   составленная   преимущественно   с   опорой   на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности. Актуальность: Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на крупную   и   мелкую.   Мелкая   моторика   –   это   совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в   сочетании   со   зрительной   системой   в   выполнении   мелких   и   точных движений   кистями   и   пальцами   рук   и   ног.   Под   крупной   моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног. Практически доказано,   что   на   основе   двигательного   анализатора   формируется   Рече двигательный анализатор.  Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».   Исследования   отечественных   физиологов   также   подтверждают связь развития рук с развитием  мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние   манипуляции   рук   на   функции   высшей   нервной   деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки   имеет   довольно   обширное   представительство   в   коре   больших полушарий мозга.  Развитие тонких движений  пальцев рук предшествует  появлению 7 артикуляции   слогов.   Благодаря   развитию   пальцев   в   мозгу   формируется проекция   «схемы   человеческого   тела»,   речевые   реакции   находятся   в прямой зависимости от тренировки пальцев. Уровень развития моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.  Обычный   ребенок,   имеющий   высокий   уровень   развития   мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.   Неподготовленность   к   письму,   недостаточное   развитие   речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению   негативного   отношения   к   учёбе,   тревожного   состояния ребёнка   в   школе.   Поэтому   в   дошкольном   возрасте   важно   развивать механизмы,   необходимые   в   начальной   школе,   создавать   условия   для накопления   ребёнком   двигательного   и   практического   опыта,   развития навыков ручной умелости.  Особенности   психического   развития   детей   дошкольного   возраста предполагают   активную   любознательность.   Это   ведает   к   формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны взрослых. Если же они   не   обеспечивают   ребёнку   развивающие   игры   и   полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть нежелание впоследствии учиться в школе.  В   результате   вышесказанного   актуальность   настоящей   программы необходима   и   продиктована   временем.   Программа   «Умные   руки»   по развитию   моторики   предназначена   для   правильного   развития   общей   и мелкой   моторики   детей   дошкольного   возраста   (3   ­   7   лет),   оказания своевременной   помощи   в   формировании   последовательной   координации движений. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не   утомляться   за   счет   постоянной   смены   видов   деятельности   и переключения внимания. Цель:  Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно практических действий.   Цель конкретизируется в следующих задачах: Образовательные: ­  формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз,   гибкость   рук,   ритмичность,   развивать   осязательное   восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); ­  формировать практические умения и навыки; ­  обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином. ­ обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.   Развивающие: ­ развить мелкую моторику пальцев, кистей рук; -развивать способности координированной работы рук со   зрительным  восприятием. ­ совершенствовать движения рук             ­   развивать   познавательные   психические   процессы:   произвольное внимание,   логическое   мышление,   зрительное   и   слуховое   восприятие, память; ­ развивать речь детей.  Воспитательные: ­   воспитывать   нравственные   качества   по   отношению   к   окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); ­ воспитывать и развивать художественный вкус; ­ воспитывать усидчивость, целенаправленность.   При   решении   поставленных   задач   учтены   основные   принципы дидактики:   индивидуализация интенсивность, количественный и качественный состав игр   и   упражнений   варьируются   в   зависимости   от   индивидуальных   и возрастных особенностей детей;    наглядность ­ наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, применение ЦОР, использование схем, моделей и т.д. способствует осознанному  восприятию  тех  явлений  и предметов,  с  которыми  педагог знакомит детей;  интеграция   ­   использование   структурированной,   многокомпонентной   и организованной связи всех частей системы образования. Ее конечная цель состоит в саморазвитии ребенка;    доступность   и   систематичность   предусматривает   подбор   доступного уровня трудностей для детей определенного возраста и предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные;    осознание   совершаемых   действий   ­   каждое   действие   должно сопровождаться проговариванием этого действия. Данный принцип полезен для формирования меж функциональных связей мозговых структур;  обратная связь ­ комментирование, помощь, подсказка и оценка действия ребенка   для   закрепления   у   него   правильных   двигательных   действий (формирование правильной двигательной памяти).        ­ оздоровительная направленность; Методики и технологии реализации программы: Работа   в   социально­реабилитационном   центре   имеет   свою специфику:   ограниченные   временные   рамки   пребывания   детей, динамичность   состава   реабилитационной   группы.   Занятия   по   типовым программам   воспитания   и   обучения   не   совсем   подходят   для   работы   в условиях Центра.   Требуется новая методика общения с детьми, другие способы объяснения, показа, пояснения, усиленное внимание к свободной самостоятельной деятельности. Поэтому приходится апробировать разные формы и методы работы с детьми, учитывая специфику реабилитационного центра и контингента воспитанников.                            Появился   ряд   вопросов:   как   организовать   продуктивную деятельность детей, как руководить процессом, как заинтересовать детей?  Я   пришла   к   выводу,   что   больше   внимания   нужно   уделить психологическому   аспекту.   Так   как   дети,   проживающие   в   Центре, относятся   к   категории   «проблемных   детей»,   у   них   неустойчивая самооценка, они чувствуют себя беспомощными, с опаской относятся ко всему новому, не доверяют взрослым, боятся проявлять эмоции. Решение задач творческого развития несовершеннолетних, на мой взгляд, должно идти   параллельно   с   восстановлением   психического   здоровья   ребенка, детского доверия, уверенности ребенка в собственных силах. Для   освоения   программы   используются   разнообразные   приёмы   и методы.   Выбор   осуществляется   с   учётом   возрастных,   психофизических возможностей детей:  Метод побуждения к сопереживанию  Метод   убеждения   при   формировании   проявлений   эстетического вкуса  Метод   поисковых   ситуаций,   побуждающих   детей   к самостоятельным действиям  Информационно­рецептивный   наблюдение, демонстрация   наглядных   пособий),   где   особую   роль   играет художественное слово (обследование,    Репродуктивный   метод   (закрепление   навыков   и   приёмов, приобретённых ранее)  Эвристический   или   исследовательский   метод,   предполагающий самостоятельное решение целостных задач  Использование   элементов   ТРИЗ­   технологий   в   развитии   мелкой моторики.  1.   Рисование   красками   различными   способами:   кистью,   пальцем, свечей, зубной щёткой и т.д.  2.   Лепка   с   использованием   природного   материала:   семян   яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.  3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).  4. Конструирование из бумаги ­ оригами. Развитие графической моторики.  1. Рисование по трафаретам.  2. Рисование по фигурным линейкам.  3. Штриховка. 4. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.  5. Работа в занимательных прописях для дошкольников.      Вышеизложенные   методы   и   технологии,   их   последовательное комплексное   сочетание   в   педагогическом   процессе   ориентированы   на организацию   познавательной   деятельности   с   постепенным   увеличением доли самостоятельности и творчества детей. Процесс   развития   мелкой   моторики   строится   на   взаимодействии ребенка   с   педагогом   и   детьми.   В   процессе   такого   взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях.  Это, в свою очередь,   решает   ряд   проблем   в   сфере   социализации   воспитанников. Важным  условием полноценной социализации  и социальной жизни детей является освоение навыков социального общения. Индивидуальный   подход   оказывает   положительное   влияние   на формирование   личности   каждого   ребенка,   если   он   осуществляется   в определенной   системе:   изучение   и   установление   причин   формирования особенностей   характера   и   поведения,   определение   соответствующих средств и методов. Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его   инициативу.   Индивидуальный   подход   нацелен   в   первую   очередь   на укрепление   положительных   характерных   качеств   и   устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного,   мучительного   процесса   перевоспитания,   особенно   тех детей,   у   которых   в   течение   длительного   времени   закреплялись отрицательные стороны поведения и характера. В связи с этим воспитание и обучение по программе «Умные ручки» направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе собственной деятельности.   Исходя из этого, формы организации занятий в данной программе строятся по тематическому плану. Настоящая   программа   предлагает   проводить   занятия   в   небольших группах,   т.к.   небольшая   группа   позволяет   более   активно   участвовать   в занятиях   тем   детям,   которых   большая   группа   подавляет,   но   которые способны открыться в небольшой группе.  В   обучение   включаются   и   вновь   прибывающие   в   реабилитационный центр   дети,   поэтому   после   специального   тестирования   и   опроса   при наличии определённого уровня общего развития и интереса, недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. Программа включает в себя следующие разделы:  пальчиковая гимнастика;   самомассаж   с   использованием   специального   массажного   шарика, ребристого карандаша; эспандера;  графические упражнения;   игры и действия с предметами;      упражнения на развитие зрительно­моторных функций, координацией движений;   ручная умелость.  В разделе «Пальчиковая гимнастика»  дети знакомятся с комплексами упражнений,   которые   дают   пальцам   полноценный   отдых,   развивают   их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение.   На   пальцах   и   на   ладонях   есть   «активные   точки»,   массаж которых   положительно   сказывается   на   самочувствии,   улучшает   работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. В разделе   «Самомассаж»  ­   стимулирование   кинестетических   ощущений мышц,   участвующих   в   работе   периферического   речевого   аппарата,   и нормализация   мышечного   тонуса,   а   также   развитие   мелкой   моторики, улучшение   координации   произвольных   движений,   снятие   излишнего напряжения.   В   разделе   «Графические   упражнения»  игра   поможет   улучшить координацию   движения   пальцев   и   кистей   рук,   развить   мускульную   и тактильную память.  В разделе «Игры и действия с предметами»  для формирования тонких движений   рук,   совершенствования   двигательных   навыков,   развития моторных   координаций   и   оптико­пространственных   представлений используются   предметы   различные   по   размеру,   материалу,   фактуре, структуре   (сетные   палочки,   природный   материал,   нетрадиционное оборудование).  В   разделе   «Упражнения  на  развитие  зрительно­моторных   функций, координацией   движений»  используются   дидактические   игры   (пазлы, шнуровки,   рисование   на   крупе,   песке)   и   упражнения   на   равновесие, формирование   ощущение   границ   своего   тела   и   его   положения   в пространстве.  В   разделе   «Ручная   умелость»  дети   знакомятся   с   техникой   рисования пластилином,   знакомятся   со   свойствами   бумаги,   постигают   начало плоскостной   геометрии   (техника   оригами),   с   различными   видами аппликации.   Здесь   создаются   условия   для   проявления   творчества, способностей, развития воображения.  Программа «Умные ручки» рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Тематический план строится так, чтобы содержание и методы обучения соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка. Срок реализации: Программа рассчитана на 3 месяца обучения. Реализация программы рассчитана   на   12   календарных   недель,   и   включает   в   себя   1   занятие   в неделю,   4   занятия   в   месяц.   Длительность   одного   занятия   –   20­30   мин, согласно СанПиН 2.4.1. 3049­13 от 15.05.2013 №26. Этапы реализации программы 1.Диагностический  –  определение уровня  развития  мелкой моторики  и координации   движения   рук; определение   содержания   и   форм   работы   с воспитанниками центра и педагогами; постановка цели и задач для детей дошкольного возраста. 2.Коррекционно­развивающий  –   коррекция   эмоционально­волевой сферы,   развитие   психических   функций:   внимания,   памяти,   речи, эмоционально­образного восприятия. Развитие мелкой моторики рук. 3.Образовательный  –  восполнение   кругозора   воспитанников,  работа   по овладению практическими умениями и навыками. 4.Воспитательный – эстетическое воспитание, развитие коммуникативной сферы, познавательной деятельности, коррекция поведенческих навыков. 5.Социально­реабилитационный  компетентности. 6.Практический этап ­ проведение занятий с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики. 7.Итоговый   этап:  анализ   реализации   программы   и   достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения. –   формирование   социальной Формы и режим занятий В   процессе   занятий   используются   различные   формы   занятий: традиционные,   комбинированные   и   практические   занятия;   лекции,   игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.  А также различные методы:  Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);   наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,  наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);   практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и  др.);  Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:  объяснительно­иллюстративный   –   дети   воспринимают   и   усваивают готовую информацию;   репродуктивный   –   воспитанники   воспроизводят   полученные   знания   и освоенные способы деятельности;   частично­поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;   исследовательский   –   самостоятельная   творческая   работа воспитанников.  Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:  фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;   индивидуально­фронтальный   –   чередование   индивидуальных   и фронтальных форм работы;  групповой – организация работы в группах;    индивидуальный   –   индивидуальное   выполнение   заданий,   решение проблем.       А также:  Выставки творческих работ в группе и в центре;  Участие в различных конкурсах, ярмарках;  Публикация информации на сайтах;  Презентация;  Оформление предметно­окружающей среды. Комплексные занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся с сентября по август включительно.   Неделя: одно занятие (20­30 минут)   Месяц: 4 занятия  Состав исполнителей:  Воспитатель  Несовершеннолетние   дети   в   возрасте   от   3  до  7  лет,  проживающие   в Ейском   социально­реабилитационном   центре   развития   для несовершеннолетних детей Ожидаемые результаты:  Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.   Овладение разными видами ручной умелости.   Овладение приемами работы с разными инструментами.   Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.  Овладение нормами этики поведения.     Результатом работы данного кружка должно стать:  ­ развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту; ­ овладение разными видами трудовой деятельности; ­ умение создавать художественный образ своего изделия; ­ овладение приемами работы с разными инструментами; ­ умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия; ­ овладение нормами этики поведения.   Воспитанники должны                            Знать: ­ виды бумаги; ­ свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая); ­ несколько разных способов нанесения краски; ­ основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная); ­ основные правила склеивания; ­ понятие “оригами”; ­ понятие «конструктор»; «мозаика»; ­ некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.); ­   геометрические   фигуры   (круг, прямоугольник, трапеция, ромб); ­   несколько   способов   ритмического   выкладывания   предметов   на плоскости; ­ названия геометрических тел (шар, конус, цилиндр, куб, призма); ­ несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.   треугольник,   квадрат, Уметь: ­ правильно держать кисть, карандаш; ­ пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой; ­ работать с трафаретами; ­ заштриховывать предметы двумя способами; ­ застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки. ­   применять   простейшие   приемы   складывания   бумаги   (пополам, вчетверо, гармошкой); ­ изготавливать детали по шаблону; ­ изготавливать поделку, сочетая несколько приемов лепки; ­ задумывать самостоятельно сюжет небольшой композиции, рисунка; ­ завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;    ­   изготавливать   поделки   в   технике   “аппликация”,   “оригами”   по образцу и по памяти; ­   в   лепке   передавать   особенности   изображаемого   предмета (пропорции, формы, движения); ­ вырезать симметричные детали. Будут развиты:  общая   и   мелкая   моторика   до   уровня,   соответствующего   данному возрасту;  графические навыки; ­ аккуратность, усидчивость; ­ уважительное отношение к своему и чужому труду.    В   результате   освоения   программы   дети   приобретают   следующие интерактивные качества:  Инициативность;  Самостоятельность;  Любознательность;  Наблюдательность;  Воображение, фантазия, образное мышление;  Творческие способности;  Склонность к экспериментированию;  Способность к принятию решений. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы • Составление альбома лучших работ.  • Проведение выставок работ:    – в группе   – в центре   Участие воспитанников в муниципальных, краевых, всероссийских,  международных конкурсах.  Участие в тематических выставках города и района. Игры и упражнения, используемые в работе      Большинству детей доставляют радость упражнения на развитие мелкой моторики, которые принимают вид занимательной игры.  Пальчиковые игры могут быть двух основных видов:  Игры без предметов. Игры со специальными развивающими предметами (выполнение того или иного задания, упражнения, работа с мелкими предметами)              При   использовании   в   работе   игр   без   предметов,   нужно   подобрать упражнения с пальчиками, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать в действие все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Сначала дети   осваивают   движения   без   речевого   сопровождения.   После   того   как ребенок   свободно   выполняет   движение   то,   упражнения   усложняются, добавляется   речевое   сопровождение   (разыгрывание   небольших   сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук). При   использовании   игр   со   специальными   развивающими   предметами (спичками, катушкой и карандашом, с прищепками, разными шариками и мелкими предметами и др.). При выполнении таких упражнений у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая) и алгоритм  действия по  условию  и  схеме. Все  упражнения составлены с учетом   постепенного   перехода   от   простого   к   сложному   и   многократно повторяются. Пальчиковый театр Это увлекательная дидактическая игра, которая:  1. Стимулирует развитие мелкой моторики;  2. Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;  3.   Помогает   развивать   пространственное   восприятие   (понятия:   справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);  4. Развивает воображение, память, мышление и внимание;  5. Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;  6. Формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями. Для неумелых детских пальчиков очень полезна будет такая игрушка – тренажер для застегивания пуговиц. Игры – шнуровки: 1. Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  2.   Развивают   пространственное   ориентирование,   способствуют   усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";  3. Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);  4. Способствуют развитию речи;  5. Развивают творческие способности; 6. Развивают усидчивость;  7. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.  Мешочки   с   крупой  –   упражнения   для   развития   тактильной чувствительности и сложно­координированных движений пальцев и кистей рук;  ∙ Развивают мелкую моторику;  ∙ Развивают внимание;  ∙ Развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)  Упражнения с прищепками – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.  Упражнения с бусинами  Отлично   развивает   руку   разнообразное   нанизывание.   Нанизывать можно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать   их   на   толстый   шнурок;   затем   детали   нужно   постепенно «измельчать».  Занятия продуктивной деятельностью Кроме   игр   и   упражнений,   развитию   ручной   умелости   способствуют также   различные   виды   продуктивной   деятельности   (рисование,   лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды   продуктивной   деятельности   делают   руку   малыша   умелой,   легко   и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука – глаз.  Упражнения с красками Некоторые педагоги и психологи предлагают для развития моторики упражнения с красками. Они заключаются в том, что ребенок обмакивает пальчик в краску акварельную или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги. Этими упражнениями можно заниматься с 2 лет. Раскраски для детей ­ средство для развития мелкой моторики ребёнка. Игры с конструктором, мозаикой развивают не только образное мышление, но и фантазию, мелкую моторику рук. Упражнения   в  штриховке  способствуют   укреплению   мышц   руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитие внимания, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.  При выполнении заданий малыши учатся правильно держать карандаш, а позднее ручку; видеть границы штриховки, проводить различные фигурные и непрерывные линии ровно и красиво, стараться не отрывать карандаш от бумаги. Задания предполагают придумывание самим штриховых линий, что способствует развитию творческого воображения. Самомассаж Примерные упражнения: Прямолинейные движения колючего шарика:  – По  тыльной  и  ладонной  стороне   кисти  рук  (предварительно  попросить ребенка   изобразить   солнышко,   расправив   пальцы   массирующей   руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.  Круговые движения по ладони: – Сначала одной руки; – Потом другой руки. Спиралевидные движения: – По тыльным и ладонным поверхностям кисти руки подушечками двух­ пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава). Зигзагообразные движения: – По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми:   обратить   внимание   ребенка   на   то,   что   рука   напоминает   дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона). Слабое покалывание всех пальцев: – Подушечек одной руки; – Подушечек другой руки I. Развитие  движений рук и ручной  умелости Манипуляция с крупными деталями  Работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями  крупных размеров;  Нанизывание больших пуговиц с одним отверстием на  леску;  Нанизывание шариков на проволоку. Манипуляция с мелкими деталями  Работа с техническим конструктором;   Нанизывание пуговиц мелких размеров на леску;  Нанизывание бусинок на нить;   Обрывная аппликация;  Сортировка крупяных изделий; Аппликация из крупяных изделий;  Лепка из пластилина  Лепка из целого куска вытягивание. Вращательные движения мелких предметов пальцами  Запуск мелких волчков;  Катание по очереди каждым пальчиком камешков,  шариков;   Застёгивание пуговиц (игры с куклой – одевание,  раздевание);   Закручивание крышек;   Завод механических игрушек ключом;  Катание по очереди каждым пальцем мелких бусинок;  Закручивание шурупов, гаек. 1. Работа с нитками, проволокой, шнурками  Завязывание и развязывание узелков;  Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на  палец (получается колечко или спираль);   Шнуровка ботинок, сапог, курточек;  Наматывание ниток на катушку. 2. Складывание бумаги  Изготовление изделий способом складывания –  «гармошка;  Изготовление изделий способом оригами простых  конструкций (рыбка, лягушонок, ёлочка) 3. Вырезание из бумаги и склеивание   Изготовление аппликаций;  Изготовление закладок с элементами аппликации. 4. Рисование, раскрашивание   Раскрашивание картинок, сюжетных картинок в  «Книжках – раскрасках»;   Рисование различными материалами: ручкой,  карандашом, мелом, акварелью, гуашью, фломастерами и  пальчиками. 1. Инсценирование руками по образцу учителя II.  Пальчиковая  гимнастика  «Моя семья»;   «Черепаха»;   «Капуста»;  «Сидит белка на тележке»;  «Зайцы»;  «Лодочка»;  «Рыбки» и др. 2. Теневой театр Прямые линии.  III.  Графические  упражнения  «Я самый меткий»;  «Дорожки»;  «Дождик». Штриховка   Обведение по трафаретам фигур и их штриховка  (вертикальными, наклонными, округлыми линиями). Обведение рисунка точно по линиям без отрыва  карандаша Клубочки  Рисование, наматывание клубочка от центра или от края  по часовой стрелке и против. Рисование узоров по образцу не осложнённых  количеством элементов Дидактические игры  Составление фигур из пальцев   Сначала одной рукой, потом двумя руками вместе;   «Домик»;  «Стол»;  «Шарик»;  «Корзинка» и др. Составление фигур из палочек с усложнением «Бабочка»; «Мельница»; «Лодка»; «Мост». От рисунка к букве   «Грибочек»;  «Зонтик»; «Снежинка» (постепенное усложнение рисунка)  IV.  Пальчиковый игротренинг V.  Подготовка к  обучению  письму VI. Лечебная  физкультура Использование методики Е. Н. Потаповой  Обведение указательным пальцем ведущей руки  контуров букв, вырезанных из самой мелкой наждачной  бумаги или бархатной.  Самомассаж Разминание; Надавливание; Пощипывание; Потягивание за кончики пальцев. Гимнастический комплекс  Сжатие и разжатие кулака;  Поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки;  Вращение кистью рук;  Упражнения с карандашом, шариками, грецкими  орехами. Структура занятия состоит из пяти этапов: 1.Организационный момент (сюрпризный момент). 2.Массаж пальцев и ладоней рук массажерами или самомассаж. 3.Пальчиковая гимнастика (инсценирование руками по образцу педагога, теневой театр), пальчиковый игротренинг (составление фигур из пальцев) 4.Творческая   часть:  графические   упражнения,   подготовка   к   обучению письму.  Работа   с   бумагой,   карандашом,   пластилином   и   другим раздаточным   материалом   (спички,   семена,   нитки   и  манипуляция   с крупными   деталями,   манипуляция   с   мелкими   деталями,   лепка   из пластилина, вращательные движения мелких предметов пальцами, работа с нитками, проволокой, шнурками, складывание бумаги, вырезание из бумаги и склеивание, составление фигур из пальцев, палочек с усложнением).   ­ выкладывание контуров предметов; ­ наматывание ниток на клубки; ­ игровые упражнения с предметами. 5. Итог занятия. Оценка деятельности детей. УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН №п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Занятие №1 Занятие №2 Занятие №3 Занятие №4 Занятие №5 Занятие №6 Занятие №7 Занятие №8 Занятие №9 Занятие №10 Занятие №11 Занятие №12 Итого: Разделы Кол­во часов (в минутах) теор прак всего 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 12 у.ч. II. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № раз­  дела (темы) Дата проведе ния Раздел, тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Наша группа и игрушки». «Овощи. Фрукты» «Грибы и ягоды» «Домашние животные»   «Дикие животные» «Транспорт»   «Дом. Семья»   «Продукты питания» «Профессии» Количество часов (в минутах) теор прак. всего 10 10 10 10 10 10 10 10 10 20 20 20 20 20 20 20 20 20 30 30 30 30 30 30 30 30 30 10 11 12 «Одежда и обувь» «Птицы» «Мы подросли и повзрослели»                                                                                               ИТОГО 10 10 10 20 20 20 30 30 30 12у.ч. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. «Наша группа и игрушки». Пальчиковая гимнастика: «Дружба» «Выучим названия пальчиков» «Встали пальчики». «Фигурки из палочек» (качели). Игра с горохом или бобами (выложить   игрушку,   кольцо,   кубик).   Ласковая   игра   для   пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из З­х игрушек одну нужную). «Дорисуй узор» (Лабиринт, знакомство с клеткой, что лишнее).  2. «Овощи ­ Фрукты». Пальчиковая   гимнастика   «Овощи»;   самомассаж   камушки   катать   по очереди   каждый   пальчиком;   Игра  «Что   внутри?».  Упражнение   «Помоги Золушке» ­ рассортируй фасоль. Лепка из пластилина помидоров и огурцов «Дары осени». Пальчиковая гимнастика. «Фруктовая ладошка», «Компот», «Апельсин»;   самомассаж;   Игра   «Спрячь   в   ладошке»,   «Что   здесь спряталось?»   разглаживание   смятых   комочков   из   бумаги;   «Волшебный мешочек»   определение   фруктов   на   ощупь;   Рисование   пальчиками «Разноцветные пальчики».      3.«Грибы и ягоды» Пальчиковая гимнастика: «Ягоды», «Грибы», «Собираем ягоды» Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).  Игра с перловкой (грибы). Ласковая игра   для   пальчиков   «Чудесный   мешочек,   найти   грибок   среди   других предметов».   Игры   с   прищепками.     Дорисуй   узор.   (Лабиринт,   Назови соседей).  4. «Домашние животные»       Пальчиковая   гимнастика:   «Лошадки»,   «Утята»,   «Кошка».     Фигурки   из палочек(киска)   Работа   с   перловкой   (телёнка   по   контуру)   Работа   со штампами Самомассаж с шарами Дорисуй узор.  5. «Дикие животные» Пальчиковая   гимнастика:   «На   водопой»,   «Разминаем   пальчики», «Детеныши диких животных», Фигурки из палочек (ёжик) Ниткография.  Самомассаж с гранёным карандашом. Игры с пуговицами. Дорисуй узор. 6. «Транспорт»   Пальчиковая   гимнастика   «Лодка»,   «Посмотрите   луноход»,   «Пароход»; самомассаж; Игра «Моторчик»; «Автомобиль» обводка трафарета машины и   раскраска;   «Сборка   грузовика»   разрезная   картинка   из   3–4   частей; «Проехала машина» ­ рисуем на манке. 7. «Дом. Семья»   Пальчиковая гимнастика «Веселая семейка»; самомассаж; Игра «Спрячь в ладошке»; «Моя семья»; «Пальчиковый театр»; «Догадайся, кто потерял одежду?» разглаживание смятых комочков бумажных трафаретов одежды; Фигурки   из   палочек   (дом   и   ворота)   Игра   (загадать   загадки,   выложить отгадки по образцу). Работа с трафаретами. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края  8. «Продукты питания» Пальчиковая   гимнастика   «Фруктовая   ладошка»;   самомассаж;   игра «Развяжи бантик»; «Чудесный мешочек» определение на ощупь продуктов питания;   «Переберите   крупу»   сортировка   гороха   и   риса;   «Заготовка овощей для борща» выгибание контура овощей из проволоки. 9. «Профессии» Пальчиковая гимнастика «Такие разные дела»; самомассаж; Игра «Найди игрушку»; «Маленький доктор» работа с пипеткой и водой; «Сортировка таблеток»   раскладывание   кружочков   из   картона   по   цветам   и   размерам; «Сарафан для мамы и для дочки» раскрашивание трафаретов сарафанов; «Врач­окулист»   выкладывание   из   палочек   букв   разной   величины   для диагностики зрения. 10. «Одежда и обувь» Пальчиковая   гимнастика   «Одежда»,   «Рукавицы»;   Пальчиковые   игры   с элементами   самомассажа;   игра   «Развяжи   бантик»;   «Что   у   кого?» разглаживание   бумажных   комочков   с   контурными   изображениями предметов;   «Платье   в   горох»   подбор   кружочков   одного   размера   и наклеивание их на трафарет; «Клубочки для носков» рисование клубочков фломастерами;   «Ловкие   ручки»   шнуровка,   застегивание   пуговиц; Аппликация «Рубашка». 11. «Птицы» Пальчиковая   гимнастика   «Журавли,   «Кукушка»,   «Перелетные   птицы», «Домашние   птицы»;   Самомассаж   бусинками;   Игра   «Курочка   Ряба», «Птички»; «Это птичка» обводка трафарета; «Покорми синицу и голубя» рассортировать семечки и горошины; Изображение с помощью рук «Птичка пьет из бочки», Оригами «Птички». 12. «Мы подросли и повзрослели» Пальчиковая   гимнастика;   самомассаж;   шнуровка,   застегивание   и расстегивание   пуговиц,   молний,   липучек,   развязывание,   завязывание узелков на веревке. Игры с прищепками. Дорисуй узор. III. МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Данная   программ   может   быть   реализована   при   взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:  1. Общие требования к обстановке в группе:   ­ оформление группы должно соответствовать содержанию программы,  ­ чистота, освещенность, проветриваемость помещения  ­ фузкультпаузы.  2. Организационное обеспечение:  ­помещение, содержащие ученические столы;  ­ доска;  ­ выставочный комплекс;  3. Кадровое обеспечение.  Педагог,   реализующий   данную   программу,   должен   обладать следующими личностными и профессиональными качествами:  ­ умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;    ­   умение   создавать   комфортные   условия   для   успешного   развития личности воспитанников;  ­ умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников; ­   постоянное   самосовершенствование   педагогического   мастерства   и повышение уровня квалификации по специальности.  4. Методическое обеспечение программы:  Занятия предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях: ­ методические разработки и планы­конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты; ­ развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры, кроссворды;  ­ дидактические материалы;  ­ зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы, слайды;  ­ литературный ряд: стихи, легенды, высказывания;  ­   музыкальный   ряд:   аудиокассеты   и   диски   с   подбором   мелодии соответствующих   темам   занятий   и   способствующих   созданию   и поддержанию спокойной творческой атмосферы. Коррекционные приёмы: ­ создание атмосферы доброжелательности ­ сюрпризные моменты ­создание ситуации успеха ­чёткие инструкции ­предупреждение ошибок в выполнении заданий, поручений. ­чередование труда и отдыха ­педагогический такт ­индивидуальный подход (учёт индивидуальных качеств ребёнка            ­доверие к личности ребёнка Педагогические приёмы:                 ­анализ конфликтных ситуаций                 ­метод ученического со управления                 ­позиция стимулирования (доверия к ребёнку)                 ­поощрение Коррекционные методы:                 ­метод релаксации                 ­психогимнастика                 ­коммуникативные игры, тренинги                 ­педагогический такт                 ­доброжелательный тон Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: ­   объяснительно­иллюстративный   –   дети   воспринимают   и   усваивают готовую   информацию; ­   репродуктивный   –воспитанники   воспроизводят   полученные   знания   и освоенные         способы деятельности;   ­ частично­поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом ­ исследовательский  ­ самостоятельная творческая работа воспитанников. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: ­ фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками; ­   индивидуально­фронтальный   –   чередование   индивидуальных   и фронтальных форм работы; ­ групповой – организация работы в группах; ­   индивидуальный   –   индивидуальное   выполнение   заданий,   решение проблем. Коррекционно­развивающие методы и приемы ­проблемно­поисковый; ­метод сравнения; ­репродуктивный; ­чередование умственной и практической деятельности; ­поэтапность выполнения задания; ­осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку; ­поощрение малейших успехов, развитие в воспитанниках веры в себя, в собственные силы и возможности. ­обучение без принуждения: ­постановка наводящих вопросов; ­дополнительные инструкции в ходе продуктивной деятельности; ­поощрения, создание ситуации успеха; ­работа по образцу, трафарету; ­снижение темпа работы; ­подача нового материала небольшими дозами; ­систематичность повторения, изученного; ­предупреждение возможных ошибок; ­адаптация содержания, отхождение от сложности материала. Материально­техническое обеспечение В   плане   материального   обеспечения   программы   «необходимо   для Разнообразные   конструкторы,   мозаики   разных   размеров,   пазлы, работы иметь:  «Лего», «Маленький строитель» и др.  Материал для рисования, лепки, аппликации (бумага и картон разной фактуры,   пластилин,   краски,   восковые,   цветные   и   простые   карандаши, ножницы, нитки, проволока и др.);  Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки и др.; «Сухие»   бассейны   с   разными   наполнителями   (гречка,   фасоль, Картотека   пальчиковых   игр,   физкультминуток,   пауз,   речевых  гимнастик, рисунков по клеточкам;  «киндер­сюрприз» и др.);  Фигурные и геометрические трафареты, буквы магнитной азбуки;  Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки – таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов;  Пособия   по   сенсомоторике   (пирамидки,   вкладыши,   шнуровки, «Сенсорные»   коврики,   кубики,   клубки   ниток,   бутылки   с   завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов и др.);   Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями; Тематические иллюстрации. В наш технический век компьютеризации общества, когда у ребёнка повышен   интерес   к   техническим   новшествам,   перед   педагогом   ставится задача – направить этот интерес в нужное русло. Естественное желание ребёнка   играть   необходимо   совместить   с   обучающим   процессом. Использование современных средств в области интерактивных технологий позволяет   повысить   эффективность   восприятия   и   усвоения   получаемой информации.   Этому   способствует   непосредственное   активное   участие ребёнка   в   образовательном   процессе   с   использованием   мультимедийных развивающих   игр   по   искусству   и   культуре.   Также   на   занятиях используются компьютерные презентации по многим темам. IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ­ИСТОЧНИКИ Основная литература: Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. ­ М., 2001. 1. 2. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2­е издание., испр, и доп.: ­ М., «АРКТИ», 2007 г. 3. дошкольников. –СПб., Детство­Пресс, 2007. 4. Издательство «Педагогика», 1997 5. Гаврина   С.   Е.,   Кутявина   Н.   Л.,   Топоркова   И.   Г.,   Щербина   С.   В. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997. Васильева   –   Гангнус   Л.   Уроки   занимательного   труда.   –   М., Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики Гаврина   С.   Е.,   Кутявина   Н.   Л.   Развиваем   руки  –   чтоб   учиться,   и Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить». – М., Загороднева,   О.В.   «Организация   работы   в   группах   пред   школьной 6. писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития» 1997.  7. 2008 8. подготовки». – М., АРКТИ, 2011 Зегебарт Г.М., Ильичева  О.С. Волшебные обводилки. Формирование 9. графо моторных навыков. Методическое пособие. 2­е изд. – М.: Генезис, 2010. ­ 32 с: ил. ­ (Учение без мучения). 10. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Владос 2003.  11. Катаева   А.   А.,   Стребелева   Е.   А.   Дидактические   игры   в   обучении дошкольников с отклонениями в развитии. ­ М., 2001. 12. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. – М.,1970 13. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку. – СПб. 2004.  14. Назарова А.Г. Иготренинг. – СПб. Детство – Пресс, 1999. 15. Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. – М., 2007. 16. Синицына Е. Умная тетрадь. – М., 1999. 17. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2008. 18. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. – СПб., 1997. 19. Цирулик   Н.   А.,   Проснякова   Т.   Н.   Уроки   творчества.   –   М., Издательский дом «Федоров», 2000.  20. Янушко   Е.   А.   Развитие   мелкой   моторики   рук   у   детей   раннего возраста.   Методическое   пособие   для   воспитателей   и   родителей.   –   М., Мозаика­синтез.,2007 21. Яшина. Н.Ю. Готовим детей к школе. ­ Н.Новгород, 1996 Дополнительная литература: 1. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2­е издание., испр, и доп.: ­ М., «АРКТИ», 2007 г. 2. Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. –СПб., Детство­Пресс, 2007. Зегебарт Г.М., Ильичева  О.С. Волшебные обводилки. Формирование 3. графомоторных навыков. Методическое пособие. 2­е изд. ­ М.: Генезис, 2010. ­ 32 с: ил. ­ (Учение без мучения). 4. Назарова А.Г. Иготренинг. – СПб. Детство – Пресс, 1999. Тетрадь с заданиями для развития детей. Развивающие задания для 5. Соколова   Е.В.,   Няньковская   Н.Н.   Готовимся   к   школе:   учимся штриховать и раскрашивать. 6. малышей (в 2­х частях). 7. Школа   тетушки  Совы.  Развиваем   моторику  руки.  Рабочая   тетрадь для детей 3 – 4 лет. ­ М., Омега, 2007. 8. Янушко   Е.   А.   Развитие   мелкой   моторики   рук   у   детей   раннего возраста.   Методическое   пособие   для   воспитателей   и   родителей.   –   М., Мозаика­синтез.,2007. Интернет источники: 1.  Сайт svoimi­rukami/   2. Сайт «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт   Развития   «Эко   Про»,   Образовательный   портал   «Мой университет»,http://www.moi­universitet.ru/ 3. Сайт info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir. 4. Сайт. Всё для детей http://allforchildren.ru http://www.debotaniki.ru/2012/02/tsvetyi­iz­bumagi­na­8­marta­     Детские Ботаники. Растим детей правильно. Мастер­класс  Компании   УМНИЦА   ­   Как   слепить   мир...  АДРЕС:

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа «Умные ручки»

Дополнительная образовательная программа  «Умные ручки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2019