Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
химия +1
Взрослым
12.03.2019
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавательная химия», ориентирует учащихся на реализацию приоритетных направлений естественнонаучного образования, включающего в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними. Уровень освоения программы: базовый Новизна программы состоит в том, что углублены и расширены понятийные особенности предмета, выходящие за пределы основного образования. Акцент ведется на использовании различных методик решения расчетных задач и выполнение экспериментальных заданий, приемлемых в рамках дополнительного образования. При разработке программы учтен опыт аналогичных по содержанию и методам работы программ. Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ученика, его морально-волевых и нравственных качеств. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на естественнонаучное воспитание и развитие. Эта необходимость обусловлена тем, что в современном мире ребенок окружен не всегда позитивными средствами информации, искажающими реальность. Программа позволяет направить это познание в нужное русло путем использования нужной информационных ресурсов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ химия для сайта.docx
Комитет образования администрации г. Моршанска Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей»                                                                                                                                                 Принята на заседании                                      Утверждаю: педагогического совета                                    Директор МБОУ ДО ЦДОД от  29 августа 2017 г.                                         _________И. В. Селифанова Протокол № 1                                                    «___» _______________2017г.   Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа  естественнонаучной направленности «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ» Уровень обучения (базовый) Возраст учащихся 13­16 лет Срок реализации: 3 года     Автор­составитель: Л.Н. Богачева,  педагог дополнительного образования 1 г. Моршанск – 2017 Информационная карта 1.Учреждение 2. Полное название программы 3. Ф.И.О. должность автора 4.Сведения о программе 4.1 Федеральный закон «Об  образовании       в Российской  Федерации» № 273 от 29.12.13г 4.2 Область применения 4.3 Направленность 4.4 Тип программы 4.5 Вид программы 4.6 Возраст учащихся 4.7 Продолжительность обучения                            5. Заключение педагогического совета   МБОУ ДО «Центр дополнительного  образования для детей»     «Познавательная химия» Богачева Лидия Николаевна, педагог дополнительного образования     Устав МБОУ ДО  ЦДОД    Дополнительное образование для  детей    Естественнонаучная     Общеразвивающая  общеобразовательная       13­16 лет     3 года     От 29.08. 2017 г.                                       2 ориентирует   учащихся   Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»  1.1. Пояснительная записка         Направленность программы естественнонаучная.          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавательная   химия»,     на   реализацию приоритетных направлений естественнонаучного образования, включающего в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов   обучающихся   в   области   естественных   наук,   развитие   у   них исследовательской   активности,   нацеленной   на   изучение   объектов   живой   и неживой природы, взаимосвязей между ними.       Уровень освоения программы: базовый              Новизна  программы  состоит   в   том,   что  углублены   и   расширены понятийные   особенности   предмета,   выходящие   за   пределы   основного образования.  Акцент  ведется на  использовании   различных  методик решения расчетных   задач   и   выполнение   экспериментальных     заданий,   приемлемых   в рамках дополнительного образования. При разработке программы учтен опыт аналогичных   по содержанию и  методам работы программ.  Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на   развитие   интеллекта   ученика,   его   морально­волевых   и   нравственных качеств.                Актуальность  предлагаемой   программы   определяется   запросом   со стороны детей и их родителей на естественнонаучное воспитание и развитие. Эта   необходимость   обусловлена   тем,   что   в    современном   мире   ребенок окружен   не   всегда   позитивными   средствами   информации,   искажающими реальность.     Программа   позволяет   направить   это   познание   в   нужное   русло путем  использования нужных информационных ресурсов.            Педагогическая целесообразность           Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации учащиеся  получат   дополнительные   знания   по   химии.  Эти   знания     с  учетом взаимосвязи с близкой по содержанию наукой, такой как   биохимия,   станут 3 важным   и   неотъемлемым   компонентом,   способствующим   формированию научно ориентированных учеников.            Предмет химии,  оставаясь важнейшим предметом   естественно научного цикла, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской и поисковой.       Эффективным для развития детей является такое введение теоретического материала, как     введение творческой практики.  Ребенок   сам  формулирует задачу, новые   знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории, ведет к более глубокому ее усвоению и применению на практике при ведении мозговых экспериментов.        Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения   учащихся   к   творческому   поиску   и     самореализации   через увлекательные и познавательные  формы учебной и творческой деятельности. Отличительные   особенности  от   существующих   программ естественнонаучной   направленности   заключается   в   дифференцированном подходе при изучении отдельных тем.  Некоторые разделы  первого, второго и третьего   годов   обучения   повторяются   с   учетом   усложнения.  В   рамках разделов,   такие   темы   рассматриваются     более   углубленно   в     контексте изученных химических законов. Все образовательные блоки предусматривают  сочетание теоретических знаний   и   практических   умений,   где   идет   последовательное     увеличение практических занятий от 1 го к 3 году обучения.   В   учебные   планы   курса   включены   разделы,   ориентированные   на самостоятельное творчество и мыслительную   работу учеников на занятиях. Такие   разделы,   как   «Мыслительный   эксперимент»   и   «Проектная деятельность»,   рассчитаны       на   самостоятельное     творчество,     ведение проектно­исследовательской работы и подготовку презентаций.  Данная программа адресована детям от 13 до 16 лет.           Так как программа рассчитана на детей среднего и  старшего школьного возраста,   для   более   качественного   обучения   необходимо   знать психологические особенности учащихся этих возрастных групп.  Средний   школьный   возраст   (10 – 14лет)   лет  является   своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами в виде начинающегося   переходного   возраста.   Восприятие   подростка   более планомерно, организованно и целенаправленно. Но в то же время имеет место 4 непроизвольное   переключение   внимания,   легкая   возбудимость.   Организация процесса   обучения   должна   быть   таковой,   чтобы   у   подростка   не   было возможностей отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела.   Старший школьный возраст (ранняя юность) – период развития человека от 15 до 17 лет. Развитие мышления в юности связано с развитием творческих способностей.   К   этому   времени   у   детей   окончательно   сформировывается познавательная   сфера.   Они   владеют   своими   психическими   процессами, подчиняя   их   определенным   задачам   жизни.   Наблюдение   становится   более целенаправленным   и   систематизированным.   В   развитии   памяти   преобладает словесно–логическое   запоминание.   Объем   внимания,   способность   длительно сохранять его, переключать с одного предмета на другой увеличивается. Оно становится     избирательным,   зависящим   от   направленности   интересов. Обучающиеся   старшего   школьного   возраста   способны   анализировать   и обобщать   материал,   выдвигать   гипотезы   и   проверять   их,   строить умозаключения.   Многие   из   них   способны   критически   мыслить,   находить   и ставить проблемы, аргументировать и доказывать свою точку зрения. Развитие ребенка заключается не столько в накоплении знаний, сколько в формировании индивидуального стиля умственной работы – это система приемов восприятия, запоминания,   мышления,   управления   своим   вниманием.   Поэтому   для мотивационной   сферы   старшеклассника   необходимо   сочетание     методов обучения,   нацеленных   на     развитие   самостоятельности   целеустремленности. Условия набора учащихся               В   объединение   принимаются   все   желающие.   Набор   детей   в   группы производится   в   начале   учебного   года.  Уровень   готовности   учащихся   к освоению образовательной программы  определяются по результатам пробного тестирования при наборе (приложение №1) и в ходе обучения, когда возможен дополнительный   добор.     В   группу   второго   (третьего)   года   обучения переводятся   учащиеся,   прошедшие   аттестацию   по   результатам     первого (второго) года обучения.            Количество учащихся По количественному составу группа первого года обучения – 15 человек, второго года – 14, третьего – 13 человек.           Объем и сроки освоения программы           Срок реализации программы – 3 года – 576 часов  1 год обучения – 144 часа; 2 год обучения  – 216 часов, 5 3 год обучения – 216 часов Год обу чен ия количество  учебных  недель количество  учебных дней количество  учебных  часов продолжите льность  каникул 1­й 2­й 3­й 36 36 36 72 108 108 144 216 216 1.06­31.08 1.06­31.08 1.06­31.08 даты начала и окончания учебных  периодов/эт апов 1.09­31.05 1.09­31.05 1.09­31.05 Первый   период   является   вводным   и   направлен   на   побуждение,   развитие   и поддержку интереса к предмету. Второй — на базовую подготовку детей по применению   имеющихся   знаний   и   умений   на   практике,   третий   посвящен углублению и закреплению материала,  подготовке самостоятельного продукта – составление задач, разработка проектов, подготовку презентаций.          Режим занятий           Занятия проводятся по утвержденному расписанию: 1 год обучения –  4 часа  в неделю (144часа  в год); 2  и 3 годы обучения – 6 часов в неделю (216 часов в год),  продолжительность  1  академического  часа ­ 45  минут.   Срок реализации   –   3  года.  Главным   критерием   приема   в  объединение  является желание обучающегося и его родителей.         Краткое описание  способов и форм работы –традиционные   занятия   (сообщение   темы,   ее   раскрытие,   закрепление   и проверка ЗУНов, занятие – зачет)  –нетрадиционные занятия (занятие – диспут, занятие – исследование,  занятие – конкурс, занятие – олимпиада).           Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов: –гуманизация  образования, состоящая в развитии ребенка и формировании его личности;  –обучение  от   простого   –   к   сложному,  обеспечивающее   взаимосвязь   и взаимообусловленность всех компонентов программы; –единство   индивидуального   и   коллективного,   предполагающего   развитие индивидуальных   особенностей     и   способностей   личности   в   процессе коллективной деятельности; 6 комфортность,   созданию  способствующая –психологическая доброжелательной атмосферы на занятиях; –принцип   активности,   предполагающий   творческое   выполнение самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизации мыслительной деятельности;  –индивидуализация обучения, через выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом уровня творческих способностей;  –принцип доступности и посильности, реализующийся при делении учебного материала   на   этапы,   соответственно   развитию   творческих   способностей   и возрастных особенностей. –принцип объективности, научност,  приобщающий к элементам научного  поиска и исследования;  –принцип   связи   теории   с   практикой,  нацеливающий   на   необходимость постоянного   сомнения   и   проверки   теоретических   положений   с   помощью надежного критерия практики;  –принцип  последовательности, систематичности требующий ведения  преподавания в определенном порядке, системе,  в строгой логической  последовательности;  –принцип  наглядности ­ один из старейших и важнейших в дидактике.  Коменский называет его «золотым правилом»,  требующим  использования, как средства для повышения эффективности обучения с опорой на зрение.  1.2. Цель и задачи программы           Цель    программы        Развитие учебных, поисковых  и исследовательских   способностей  учащихся старшего школьного возраста в процессе научно познавательного   воспитания и формирования системных знаний о химических законах,  свойствах веществ и превращениях.           Задачи  1 года обучения Образовательные: –расширить, имеющееся представление о науке, выходящее за рамки школьного курса; –легко   и   свободно   оперировать   основными   законами   и   понятиями неорганической химии; –умело использовать алгоритм решения задач по соответствующим темам; 7 –обеспечить   понимание   природы   вещей   и   закономерностей   в   свойствах, классификации и приемах решения задач. Воспитательные: – воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к обучению; – формирование у учащихся культуры общения. Развивающие: –комплексное развитие личностных  качеств, позволяющих творчески мыслить и принимать самостоятельные решения.          Задачи  2 года обучения Образовательные: –углубить представление учащихся об особенностях и законах   органической химии; –продолжить   закрепление   полученных   знаний   и   практических   умений   общей химии; –умело использовать алгоритм решения задач по соответствующим темам; –обеспечить успешное усвоение  материала  по проведению расчетов, выведению химических формул, осуществлению цепочек превращений. Воспитательные: –воспитание самооценки на основе положительной динамики   по результатам обучения; –формирование у учащихся интереса  к познавательной деятельности в рамках химической  науки. Развивающие: –развитие логики и исследовательского интереса  к науке; –комплексное развитие личностных качеств и активной жизненной позиции.           Задачи 3 года обучения  Образовательные: –помочь   ребенку   осознать   причастность   его   интеллектуального   кругозора образовательным стандартам; –поддержать   учащихся   в   стремлении   уверенно   пользоваться   химической терминологией и решать  расчетные задачи повышенной сложности; –предоставить возможность  творческого выбора в самостоятельной работе. Воспитательные: – содействие  профориентации, – формирование  экологической культуры. Развивающие: 8 исследовательский, –развитие устойчивого интереса  к прикладным областям биологии и химии.       Перечисленные   задачи   охватывают  широкий  круг   проблем   обучения,   развития и  воспитания старших подростков, решение   и реализация которых необходимы для достижения поставленной цели.       Приемы и методы организации учебно­воспитательного процесса: На занятиях используются: –методы   формирования   сознания   в   целостном   педагогическом   процессе (познавательная беседа, рассказ, объяснение); –методы организации самостоятельной деятельности и формирования опыта: частично­поисковый,   обучение (упражнение, работа с книгой); –методы   стимулирования   и   мотивации   деятельности   (познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.); –методы   контроля   эффективности   педагогического   процесса   (диагностика, тестовые   и   зачетные   задания),   используются   элементы   технологий развивающего обучения.               Планирование   занятий   предполагает   выполнение   следующих   этапов познания:   восприятие   учебного   материала   –   осмысление   –   усвоение   – применение усвоенного в практической деятельности.        Учебным  планом предусматривается  использование наглядных пособий, материалов   и   инструментария   информационно­технологической   и методической поддержки.    индивидуальное     и     поведения 1.3. Содержание программы Учебно – тематический план 1 года обучения № п/п Раздел, тема занятия Вводное занятие Раздел 1. Занимательная химия. 1.1 . 1.2 . Материальный мир и разнообразие веществ Чудеса для разминки.  9 Всег о часо в 2 14 2 2 Теори я, часы 2 6 1 1 практ ика,ча сы ­ 8 1 1 Искусственное выращивание кристаллов.   Полезно знать. Обобщение раздела 1.3 . 1.4 . 1.5 . Раздел 2. Основные законы и понятия. 2.1 . 2.2 . 2.3 . 2.4 . Удивительные молекулы и атомы Открытие ПСХЭ Д. И. Менделеевым случайность или закономерность Конструируем модель атома  Её   величество   формула. Доказательство электронейтральности молекулы. химическая    –  Решение   задач   на     определение  массовой  доли, количества вещества. Расчет числа  частиц по его массе, количеству, объему с учетом числа Авогадро Решение задач по химическим уравнениям Обобщение раздела 2.5 . 2.6 . 2.7 . 2.8 . Раздел 3. Газообразные вещества. 3.1 . Решение   задач   на   определение  относительной плотности газов 3.2 . 3.3 . Вычисление относительной молекулярной массы газа по его относительной плотности Определение массы газообразного вещества по его объему при нормальных условиях. Молярный объем газов 3.4 Определение формулы вещества по массовым . долям  элементов   и   относительной  плотности 3.5 Обобщение раздела . Раздел 4. Решение задач. 4.1 . задач   на   нахождение   массы Решение   образующихся   веществ  по   массе   вступивших реакцию веществ 10 4 4 2 46 2 8 6 6 8 8 6 2 16 2 4 4 4 2 30 6 1 1 ­ 7 1 2 1 1 1 1 ­ ­ 4 1 1 1 1 ­ 7 1 3 3 2 39 1 6 5 5 7 7 6 2 12 1 1 3 3 2 23 5 4.2 . 4.3 4.4 . 4.5 . или Вычисление объема газов по известной массе одного  из   вступивших   в   реакцию  получившихся в результате  ее веществ. Расчет по термохимическим уравнениям Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного Решение задач на определение  массы или объема продукта, содержащего примеси 4.6 . 4.7 Нахождение массы продукта реакции по исходному веществу, находящемуся в растворе 4.8 Обобщение раздела Раздел 5.  Окислительно–восстановительные  и  ионные уравнения реакций.  5.1 . Задания на расстановку коэффициентов методом электронного  баланса   в   уравнениях   реакций   с неорганическими веществами Обобщение раздела 5.2 Задания на составление ионных уравнений реакций 5.3 . Раздел 6. Проектно­исследовательская работа. 6.1 Темы проектов. «Состав   атмосферного   воздуха   и   уровень загрязнения» «Какое   яблоко   полезнее   –   зеленое,   красное, желтое?» «Химия и косметика»   Обобщение раздела 6.2 Защита проектов 6.3 . Раздел 7. Мыслительный эксперимент. 7.1 . Раздел 8. Обобщение курса. Решение   задач  на   качественное   определение катионов и анионов неорганических веществ. Промежуточная аттестация 8.1 . 8.2 Итоговое  занятие  11 4 2 4 4 4 4 2 10 4 4 2 16 12 2 2 6 6 4 2 2 1 1 1 1 1 1      ­ 2 1 1 ­ 4 4 ­ ­ 1 1 2 ­ 2 3 1 3 3 3 3 2 8 3 3 2 12 8 2 2 5 5 2 2 ­ Итого  144 33 111 Вводное  занятие. Знакомство  с  программой,  структурой    и  задачами обучения всего курса и 1­го  года  обучения.  Проведение   водного инструктажа по технике безопасности (противопожарной, ПДД).  Определение  режима   занятий. собой биохимические Раздел 1.  Тема 1.1. Материальный мир и разнообразие веществ. Теория. Химия в мире Земли и в жизнеобеспечении человечества. Высказывания ученых о разнообразии веществ. Распространенность химических веществ в мире Земли. Фундаментальная значимость химии в мире Земли. Высказывания академика В.И. Вернадского, в его главной книге - «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» о том, что человек и животный мир Земли представляют объекты, фундаментальной основой структуры которых является химический уровень организации вещественной материи. Процессы жизнедеятельности биохимических систем опирающихся на химических превращениях одних химических соединений в другие как внутри организма, так и в процессе деятельности человека по своему жизнеобеспечению в процессе получения энергии, питания. Данные академика В. В. Коршака о количестве химических веществ органических, элементоорганических неорганических высокомолекулярных и макромолекулярных соединениях. Практика. Работа с информационными источниками. Задание: найти и выписать из текста выдержки, высказывания и некоторые цифровые данные Тема 1.2. Чудеса для разминки.  Теория.   Понятия   –   вещество,   свойства,   изменяемость   свойств.   Причины   и факторы,   влияющие   на   превращения   веществ.   Знакомство   с   разными   по свойствам веществами. Индикаторы.   и 12 Практика.   –Изучение свойств веществ. Видео лаборатория:     действие индикаторов в разных средах (фенолфталеиновый, метиловый оранжевый, лакмус). Демонстрационный  опыт №1.  Определение среды  ph  с помощью природных индикаторов.  Действие   сока   смородины   на   растворы   карбоната   натрия   и уксусной кислоты.  Оборудование и реактивы: химический стакан, пробирки, дистиллированная или кипяченая вода, стиральный порошок (70­80% карбонат натрия   ­  Na2CO3),   столовый   уксус   (уксусная   кислота),   плоды   смородины, калины. Ход работы:1.Промыть ягоды смородины, калины. 2.Размять ягоды и получить сок. 3.Капнуть пипеткой сок на раствор соды. 4. Капнуть пипеткой сок   на   раствор   кислоты.   Записать   результаты   наблюдения   и   сделать   вывод (подробно в приложении 3.).  .  Выращивание кристаллов из морской соли Тема 1.3. Искусственное выращивание кристаллов.  Теория. Аллотропия. Условия необходимые для видоизменений веществ. Практика Лабораторная работа №1   Общие требования по технике безопасности.1).Ученики   выполняют работу в соответствии с инструкцией, лежащей на столах. 2). Соблюдают указания по безопасному обращению с реактивами.3).Нагревание раствора  проводятся  под наблюдением педагога. 4).Раствор готовится в перчатках. 5). После завершения работы, необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Оборудование   и   реактивы.  Химический   стакан   или   банка   объемом   500   мл, резиновые перчатки. Реактивы: хлорид натрия, вода, белая шерстяная нитка, карандаш Ход работы: Возьмите небольшую прозрачную емкость. 1).Смешайте чистую дистиллированную воду комнатной температуры с солью. Второго ингредиента насыпайте   много,   пока   перемешивание   с   жидкостью   не   станет затруднительным.   После   насыщения   раствора   поставьте   данную   посуду   на водяную баню, и растопите в ней соль до получения однородной массы.2).С помощью плотной марли или салфетки профильтруйте жидкость. 3). Белую нить,   привяжите   к   карандашу,     которая   будет   шире   горлышка   банки,     ко второму   концу     небольшой   кристаллик   соли   и   опустите   к   охлажденной жидкости,   так,   чтобы   маленький   кристаллик   на   нити   был   в   подвешенном состоянии.   4).Накройте   полученную   конструкцию   бумагой,   поставьте   на   то место,   где   не   заметны   перепады   температуры   и   оставьте   на   2­3   недели 13 (кристалл растет   от 3 недель до 6­7 месяцев). 5).Время от времени нужно следить за  тем, как растет кристалл соли. Поднимая нитку нужно  проверять, не   прикасаясь   к   нему   пальцами   и  не  цепляя   кристалл   о   края   банки.6).  По окончании   эксперимента   достаньте   кристалл   и   пропитайте   салфеткой   (для долгого   хранения   рекомендуется       покрыть   прозрачным   лаком).   Записать результаты наблюдения и сделать вывод (подробно в приложении 3.). Тема 1.4. Полезно знать.  Теория.  Понятие – химическая формула,  пример ­   Са(НСО3)2 и Mg(НСО3)2  Na2CO3, название веществ, их характеристика и свойства. Влияние веществ на  свойства воды.  Сравнение  дождевой воды с водопроводной. Понятие о  жесткости воды и ее видах ­ временной и постоянной и  способы устранения. Практика.  Изучение свойств воды, используя видеофрагмент. Демонстрационный   опыт   №2.  Устранение   временной   (карбонатной)   и постоянной   жесткости   (некарбонатной).1.   Провести   кипячение   воды   с   и устранить временную жесткость. 2. Прилить раствор соды   Na2CO3    к воде и устранить   постоянную   жесткость.   3.   Записать   результаты   наблюдения   и сделать вывод (подробно в приложении 3). Тема 1.5.Обобщение раздела. Практика Самостоятельная работа с литературными  источниками.  Раздел 2.Основные понятия и законы.  Тема 2.1.Удивительные молекулы и атомы. Теория.  О химии   доступно и просто. М.В.Ломоносов, Д.Дальтон и атомно­ молекулярное   учение.   История,   открытия,   учения.   Строение   веществ   на примере электролиза воды, диффузии газов.  Практика атомно­молекулярного   учения   и Знакомство   с   историей   открытия    по   литературным биографиями   ученых   М.В.Ломоносова,   Д.Дальтона    источникам. Доказательство состава воды. Видео фильм  электролиз   воды и диффузии газов. Решение задач. Тема   2.2.   Открытие   ПСХЭ   Д.   И.   Менделеевым   случайность   или закономерность. Теория.  Определение периодического закона в свете электронного строения 14 формула.   Доказательство атома.   Структура   построения   таблицы.   Историю   открытия   Периодической системы. Изменение свойств элементов в группах и периодах в зависимости от строения атома. Периоды, группы. Изменение свойств элементов в группах и периодах. Лантаноиды, актиноиды.  Практика  Описание свойств элементов по положению в таблице. Решение задач. Тема 2.3. Конструируем модель атома.   Строение   атома   и   периодический   закон   Д.И.Менделеева   и Теория. периодическая   система   (ПС).     Изотопы.   Формы   орбиталей.   Заполнение электронных   оболочек.   Энергетические   уровни.   Атомные   частицы   и   их свойства.  Практика Из пластилина и проволоки и деревянных палочек конструируем модель атома углерода.  Тема   2.4.   Её   величество  –  химическая   нейтральности молекулы. Теория. Повторение и закрепление  понятий: химическая формула, валентность, степень окисления.  Практика Научный поиск и доказательство нейтральности молекулы карбоната кальция. Выполнение тренировочных заданий на составление формул. Тема   2.5.   Решение   задач   на     определение  массовой  доли,   количества вещества. Теория.   Вычисление  отношений   масс   элементов   в   веществе.  Определение массовой доли  химического элемента в соединении. Расчет массы элемента по известной  массе вещества, содержащего  данный  элемент.   Вычисление  массы вещества  по массе  элемента  в нем. Вычисление  количества вещества по его массе. Расчет массы по количеству вещества. Практика Ведение расчетов по предложенному алгоритму с использованием слайдов;  запись   химических   формул,   определений   и   терминов;   нахождение относительной молекулярной массы; вычисление   отношений масс  элементов в  веществе;  определение   массовой  доли химического элемента в веществе;  нахождение  количества  вещества по его массе   и   наоборот; расчет   ч и с л а структурных единиц  по массе, количеству вещества или объему; 15 отработка   механизмов   ведения   расчетов   и  самостоятельное   выполнение тренировочных заданий. Расчеты по данной теме. Тема 2.6. Расчет числа  частиц по его массе, количеству вещества, объему с учетом числа Авогадро. Теория.  Закон  постоянства   состава   вещества,  закон  Авогадро.  Методика решения задач. Алгоритм решений и расчетов.  Практика Знакомство с историей открытия закона постоянства состава вещества, закона Авогадро по литературным источникам. Ведение расчетов числа  частиц по его массе,  количеству   и  объему.  Отработка   механизмов   ведения   расчетов   и самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение задач. Тема 2.7 Решение задач по химическим уравнениям. Теория.  Классификация   оксидов,   кислот,   оснований,   солей.     Особенности свойств. Типы химических реакций.   Практика Ведение   расчетов,   с   использованием   предложенных   алгоритмов.  Отработка механизмов ведения расчетов и  самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение расчетных задач. Тема 2.8. Обобщение раздела Практика Решение задач. Участие в дистанционной олимпиаде. Раздел 3.Газообразные вещества. Тема 3.1.  Решение задач на определение  относительной  плотности  газов. Теория Методика  решения   задач  на  определение  относительной  плотности  газов  и нахождение по ней относительной молекулярной массы.  Практика Решение   расчетных  задач  на  определение  относительной  плотности  газов   и нахождение по ней относительной молекулярной массы. Отработка алгоритма ведения расчетов и самостоятельное выполнение тренировочных заданий.  Решение расчетных задач. Тема 3.2. Вычисление относительной молекулярной массы газа  по его относительной плотности Теория 16 Молярный  объем газов.  Нормальные  условия.  Принципы   решения задач  на определение массы газообразного вещества по его   объему, при    нормальных условиях.  Практика Вычисление    объема газообразного вещества  по его  количеству;  определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа.  Отработка алгоритмов ведения расчетов и  самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение расчетных задач. Тема 3.3. Определение массы  газообразного вещества по его объему при  нормальных условиях. Молярный объем  газов. Теория Методика   решения задач  на     определение       относительной       плотности газообразного вещества,   вычисление  через нее относительной молекулярной массы газообразного  вещества.  Практика Вычисление массы газообразного вещества по его объему   и   расч ет   объема по известной массе  при  нормальных условиях с    использованием  молярного объема   газов.  Отработка   алгоритмов   ведения   расчетов   и  самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение расчетных задач. Тема 3.4. Определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газов. Теория Методика  решения задач на определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газов.  Практика  Выведение простейшей  и истинной формулы вещества по   массовым  долям химических элементов и относительной плотности газов. Отработка алгоритма ведения   расчетов   и  самостоятельное   выполнение   тренировочных   заданий. Решение задач. Тема 3.5. Обобщение раздела. Практика.  Тест по терминам. Решение расчетных задач. Раздел   4. неорганических веществ.  Решение   задач  по  химическим  уравнениям   с  участием 17 Тема 4.1. Нахождение массы  образующихся веществ по массе вступивших реакцию веществ. Теория    Методика  решения   задач  по  химическим  уравнениям.  Нахождение массы (количества вещества, объема) продуктов реакции по массе (количеству вещества, объему) исходных веществ.  Практика   образующихся   веществ  по   массе Решение   задач   на   нахождение   массы  вступивших реакцию веществ. Решение расчетных задач по массе  и количеству веществ,  вступивших   в   реакцию.  Отработка   алгоритма   ведения   расчетов   и самостоятельное   выполнение   тренировочных   заданий.  Решение   расчетных задач. Тема 4.2. Вычисление объема газов по известной массе. одного  из   вступивших   в   реакцию  или   получившихся   в  результате     ее веществ. Теория Закон  объемных  отношений   газов   и  применение   его  при  решении  задач. Практика   Расчет  объемных  отношений   газов  по  химическим  уравнениям.–Отработка алгоритмов ведения расчетов и  самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение расчетных задач. Тема 4.3. Расчет по термохимическим уравнениям.  Теория Термохимические   уравнения   реакций. термохимическим уравнениям.  Практика Решение   задач  по  термохимическим  уравнениям. ведения расчетов и самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Тема 4.4. Расчеты по  химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке. Теория Особенности   протекания   химических   реакций,   если   одно   из   веществ   дано   в избытке. Методика решения задач  на избыток и недостаток.  Практика Решение   задач   на  избыток   и   недостаток.  Отработка   алгоритмов   ведения расчетов   и  самостоятельное   выполнение   тренировочных   заданий.  Решение  Отработка   алгоритмов  Методика  решения   задач  по 18 расчетных задач. Тема   4.5.   Определение   массовой   или  объемной  доли   выхода  продукта реакции от теоретически возможного выхода. Теория   Методика нахождения  массы  продуктов  реакции,  если   известны   массы  двух исходных веществ.  Практика Решение задач  на  нахождение  массы  продуктов  реакции, если известны массы двух  исходных   веществ.  Выполнение     индивидуальных   заданий.   Отработка алгоритмов ведения расчетов и  самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Тема 4.6.  Решение задач на определение   массы  или  объема  продукта, содержащего примеси.  Теория Методика   нахождения  массы  и   объема  продуктов  реакции   по  и з вестной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.  Практика Нахождение  массы  и   объема  продуктов  реакции   по   известной   массе   или объему исходного вещества, содержащего  примеси.   Расчеты   на  нахождение массы  и   объема  продуктов  реакции   по  и з вестной   массе   или  объему исходного   вещества,   содержащего  примеси.  Отработка   алгоритма   ведения расчетов   и  самостоятельное   выполнение   тренировочных   заданий.  Решение расчетных задач. Тема 4.7. Нахождение массы  продукта реакции  по исходному веществу, находящемуся в растворе. Теория Методика решения расчетных задач на нахождение массы продукта реакции по исходному веществу, находящемуся в растворе.  Практика Расчеты   на   определение  массы  продукта   реакции  по   исходному   веществу, находящемуся   в  растворе   по   заданному   алгоритму.  Отработка   алгоритмов ведения расчетов и самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение расчетных задач. Тема 4.8. Обобщение раздела. Практика 19 Решение задач. Участие в дистанционной олимпиаде.   и Раздел   5.     Окислительно–восстановительные     и   ионные   уравнения реакций.   Тема 5.1 Задания на расстановку коэффициентов методом. электронного  баланса   в   уравнениях   реакций   с   неорганическими веществами. Теория Методика   составления   окислительно­восстановительных   реакций, определения окислительного и восстановительного процессов.  Практика Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций неорганических веществ по заданному   алгоритму.  Отработка   алгоритмов   расстановки   коэффициентов   и самостоятельное   выполнение   тренировочных   заданий.  Решение   расчетных задач. Тема 5.2. Задания на составление ионных уравнений реакций. Теория Методика   составления   ионных   уравнений  реакций,   полного   ионного   и сокращенного.  Практика   Отработка   алгоритмов   составления   ионных   уравнений   реакций.  Решение расчетных задач. Тема 5.2. Обобщение раздела. Практика Задания   по   карточкам   на   составление   окислительно­восстановительных реакций   и   расстановку   коэффициентов   и  составления   ионных   уравнений реакций. Ответ на тест по разделу. Раздел 6. Проектно­исследовательская работа.  Тема 6.1. Работа над проектом. Теория  Правила проведения экспериментальных и исследовательских работ. Определение целей, объектов исследования, проведения наблюдений и поиска информационных   ресурсов,   проведения   исследований   и     итогов,   умение обобщать делать выводы. Этапы проведения и оформление проектных работ. 20 Темы проектов:  «Состав атмосферного воздуха и уровень загрязнения» «Какое яблоко полезнее – зеленое, красное, желтое?» «Химия и косметика»   Практика  Подготовка   оборудования,   реактивов,   необходимой   литературы. Описательные работы. Оформление и подготовка презентаций к выступлению по проектам. Тема 6.2. Защита проекта. Выступление перед учениками на занятии.   Тема 6.3. Обобщение раздела. Практика Задания   по   карточкам   на   составление   ионных   уравнений     с  расстановкой коэффициентов. Тест по разделу. Участие в дистанционной олимпиаде. Раздел 7. Мыслительный эксперимент. Тема 7.1.Решение задач на качественное определение катионов и анионов неорганических веществ. Теория Методика описания качественных реакций.  Катионы  и анионы.  Качественные реакции  на   катионы:  водорода,   аммония,   серебра,  лития,   калия,  натрия, кальция,  бария,  меди(II),  железа(II,III),  алюминия.  Качественные  реакции  на анионы: хлорид ­ ион,  сульфат­ион,   нитрат­ион,   фосфат­ион, сульфид­ион, карбонат­ион, хромат­ион,  гидроксид­ион.  Практика Демонстрационный опыт №3. «Распознавание солей хлорида, сульфида,  сульфата, карбоната, силиката и аммония». Виртуальная лаборатория: качественное определение анионов и катионов  неорганических веществ (распознать солей хлорида, сульфида, сульфата,  карбоната, силиката и аммония). Решение экспериментальных задач на  определение веществ в растворе и подтверждение. Выполнение   индивидуальных заданий.  Отработка методик определения ионов и  самостоятельное выполнение тренировочных заданий. Решение расчетных  задач. Раздел 8. Обобщение курса. Тема 8.1.Промежуточная аттестация. 21 Практика Работа по итоговому тесту с решением расчетных задач на предложенные темы по курсу.   Тема 8.2. Итоговое занятие. Теория Обобщение  материала. Подведение   итогов.  Обсуждение   результатов 1 года обучения.  Награждение   детей   грамотами   и   дипломами   по   результатам внутренних мероприятий и дистанционных олимпиад. Анкетирование детей и родителей.  Учебно­тематический план 2 год обучения № п/п Раздел, тема занятия Вводное занятие. Знакомство с основными   направлениями работы в учебном году.  Инструктаж по технике безопасности.  Раздел 1. Значение периодического закона в развитии  современной науки 1.1. Повторение основных законов и понятий  неорганической химии. Решение задач.  1.2. Выполнение упражнений на характеристику   элементов  I ­ III периодов. Решение задач.   1.3. Выполнение упражнений на характеристику   элементов  IV ­ VII периода. Решение задач.   1.4. Поиск сведений о  новейших химических   элементах  1.5. Обобщение раздела Раздел 2. Органические вещества  2.1 Мир органической химии, его разнообразие и  особенности. 2.2 Изготовление   моделей   молекул   органических соединений. Решение задач.  Вс его ча 2 Тео р ч     1 Пр. ч   1 24      3 21 6 6 6 4 2 30 4 4 1 1 1 ­ ­ 6 1 2 5 5 5 4 2 24 3 2 22 2.3 Отличительные особенности разных классов  органических соединений. Упражнения на  составление структурных формул.  2.4. Взаимное влияние атомов в молекулах органических  2.5. веществ. Значение теории для развития науки. Тренировочные задания.  2.6. Обобщение раздела Раздел   3.   Сравнительная   характеристика   некоторых процессов   протекающих   в   неорганических   и органических веществах 3.1. Классификация   химических     реакций   в неорганической и органической химии 3.2. Получение   ионизированной   и   структурированной воды 3.3. Амфотерность   неорганических   и   органических соединений 3.4. Обобщение раздела. Раздел   4.  Нахождение   молекулярной   формулы вещества. 4.1. Решение   задач   на   определение  молекулярной формулы  вещества по  массовым долям  и плотности одного из реагирующих веществ.  4.2. Решение   задач    на   определение  молекулярной формулы   газообразного  вещества   по   уравнению реакции. задания   с   использованием 4.3. Обобщение раздела Раздел 5. Решение комплексных задач с  участием органических соединений 5.1. 5.2. Задачи на примеси.  Задачи на выход продукта от теоретически  возможного. . компьютера. 5.3. Тренировочные   5.4. Обобщение  по разделу Раздел 6. Мыслительный эксперимент  23 12 4 4 2 1 ­ 10 3 4 2 ­ 16      3 2 13 8 4 6 2 24 12 10 2 24 8 8 6 2 34 2 ­ 1 ­ 3 2 1 ­ 2 1 1 ­ ­ 8 6 4 5 2 21 10 9 2 22 7 7 6 2 26 6.1. Определение  неорганических   веществ   с   помощью 10 качественных реакций.  6.2. Определение  органических   веществ   с   помощью 10 качественных реакций. 6.3. Осуществление  цепочек  превращений.   Превращения углеводородов. 6.4 Превращения  кислородсодержащих органических  4 4 2 2 1 1 8 8 3 3 веществ. 6.5. Превращения  азотсодержащих веществ.  6.6. Обобщение по разделу Раздел 7. Окислительно – восстановительные  реакции с участием органических соединений 7.1. Способы расстановки степеней окисления в  органических соединениях 7.2 Окисление алканов,  алкенов, алкинов, бензола,  спиртов, альдегидов и кетонов, каталитическое  окисление фенолов. 7.3 Индивидуальная консультация 7.4. Обобщение раздела  Раздел 8. Проектно­исследовательская работа 8.1. Работа над проектом   Защита проекта 8.2 8.3. Обобщение раздела Раздел 9. Обобщение 2 года обучения 9.1 Решение комплексных задач.  9.2 Промежуточная аттестация. 9.3 Обобщение курса   4 1 2 1 22 4 3 1 18 8 10 2 2 24 20 2 2 16 12 2 2 2 2 ­ ­ 6 6 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 6 8 2 2 18 14 2 2 16 12 2 2 Итого  216 36 180 Вводное занятие. Теория Инструктаж   по   технике   безопасности.   Права   и   обязанности   учащихся. Знакомство с основными  направлениями работы в учебном году. Задачи 2­года 24 обучения.  Практика Беседа «Живая и неживая природа». Раздел 1. Значение периодического закона в развитии современной науки.  Тема 1.1. Повторение основных законов, понятий неорганической химии.  Решение задач.  Теория Повторение   основных   понятий   и   правил:   массовая   доля,   молярная   масса, объемная доля, относительная атомная и молекулярная масса. Формулы, по которым   их   можно   определить.   Повторение   основных   классов   соединений; кислоты, соли, основания, оксиды. Закон сохранения масс.  Практика Работа   с   видеофрагментом   по   порядку   описания   свойств     химических элементов   на   основании   положения   в   периодической   системе.  Выполнение заданий на определение массовой доли, молярной массы, объемной доли.  Задания на  классификацию  кислот, солей,  оснований,  оксидов.  Составление электронных   и   графических   схем   атомов.   Решение   расчетных   задач. Выполнение теста на повторение. Тема 1.2. Выполнение упражнений на характеристику   элементов   I  ­ III периодов. Решение задач.  Теория  Свойства   химических   элементов  I  ­   III   периодов.   Подробное   описание   и сравнение с рядом стоящими элементами в ПС (справа, слева, снизу, сверху).   Практика Виртуальный   эксперимент   –   подтверждение   кислотного,   амфотерного   и основного   характера   на   примере   алюминия   и   его   соединений.  Отработка порядка   ведения   характеристики   элементов   по   положению   в   таблице. Самостоятельное выполнение тренировочных заданий.  Тема 1. 3. Выполнение упражнений на характеристику  элементов  IV ­ VII периода. Решение задач.   Теория  Свойства химических элементов –d.­f семейства IV ­VII периодов. Подробное описание   и   сравнение   с   рядом   стоящими   элементами   в   ПС   (справа,   слева, снизу, сверху).  Правило Гунда.  25

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019