Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)
Оценка 4.7

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
химия +1
Взрослым
27.02.2019
Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)
Программа «Химия. Расчетные задачи. Эксперимент» составлена с целью дополнительного образования по химии и рассчитана на 3 года обучения. Объем программы – 576 часов. Прослеживается направленность программы, заключающаяся в формировании у обучающихся умения решать задачи по химии, проводить химический эксперимент, что является основным критерием творческого усвоения предмета. Наблюдаются отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ в том, что на практические занятия, экспериментальные и расчетные задачи отводится большое количество часов. Причем используется не только демонстрационная функция эксперимента, но и стимулирующая, проблемная. Это весомое дополнение к программе базового уровня.
Химия.Расчетные задачи.Эксперимент.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 87 Программа дополнительного образования по химии «Химия. Расчетные задачи. Эксперимент»  (576 часов) Андреева Наталья Викторовна  учитель химии гимназии №87 г. Краснодара 2 Пояснительная записка.                                                                Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики  и  не принимаясь за химические операции. М.В. Ломоносов                                                                                                Предлагаемая образовательная программа  «Химия. Расчетные задачи.  Эксперимент» является не только логическим продолжением программного  материала, но и имеет пропедевтический характер. В соответствии с новой  концепцией химического образования, реализует принцип концентрического  построения курса.                                                                                                           Направленность программы заключается в формировании у обучающихся  умения решать задачи по химии, проводить химический эксперимент, что  является основным критерием творческого усвоения предмета; формировании  умения ориентироваться в информационном пространстве с помощью  информационно­коммуникационных технологий.                                                       Новизна программы состоит в нетрадиционном подходе к изложению  материала, в оригинальном структурировании курса.                                                Отличительные особенности данной программы от уже существующих  образовательных программ состоят в том, что на практические занятия,  экспериментальные и расчетные задачи отводится большое количество часов,  причем, используется не только демонстрационная  функция эксперимента, но и стимулирующая, проблемная. Это весомое дополнение к программе базового  уровня.                                                                                                                            Актуальность программы состоит в  важности включения в содержание  проблемного материала, стимулирующего творческую деятельность  обучающихся, в том числе заданий исследовательского характера, выполняемых  с применением современного технического оборудования, требующих  организации индивидуальной и групповой работы.                                                     Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что возникает  возможность изучать предмет на более высоком уровне, привлекая к этому  заинтересованных детей, с последующим развитием у них творческих  способностей.                                                                                                                  Триединая  цель программы:                                                                                обучающая ­  обеспечение оптимальных условий для качественного усвоения  воспитанниками дополнительного  содержания образования;               развивающая (развивать)  ­ учебно­интеллектуальные умения; учебно­  познавательные умения; воспитательная ­ содействовать воспитанию  организованности, аккуратности, 3 умения вести познавательную деятельность  в коллективе,  сотрудничать при  решении учебных задач.                                                                                         Дать обучающимся возможность проявить себя и добиться успеха.        Цель 1 года обучения: наиболее полно реализовать задачи по изучению основ общей  и неорганической химии; по приобретению навыков анализа и синтеза  изучаемого материала; по проведению химического эксперимента.                   Задачи 1 года обучения:                                                                                              1. Выработать алгоритм и навыки правильного оформления решения задач;      2.  Научить умелому применению физических величин, единиц СИ, справочной  информации;                                                                                                                3. Выработать правильные навыки проведения химического эксперимента,   применения технического и лабораторного оборудования, использования  химических реактивов.                                                                                              Цель 2 года обучения: наиболее полно реализовать задачи по применению  навыков решения расчетных и экспериментальных задач, по осмысленному  использованию технического оборудования.                                                           Задачи 2 года обучения:                                                                                              1. Показать логическую последовательность, используемую в ходе решения      задач, выработать навыки ее применения;                                                                2. Развить мастерство проведения химического эксперимента для разработки  научно – исследовательского проекта;                                                                       3. Фиксировать навыки применения технического и лабораторного  оборудования,  использования химических реактивов.                                              Цель 3 года обучения: совершенствовать мастерство решения сложных  расчетных задач и проведения экспериментальных исследований.                           Задачи 3 года обучения:                                                                                              1. Совершенствовать мастерство грамотного использования различных способов  рассуждения при решении задачи;                                                                     2.  Совершенствовать мастерство проведения химического эксперимента для  разработки научно – исследовательского проекта.                                             Возраст обучающихся: от 14 лет и старше.                                                        Нижняя граница возраста объясняется тем, что предмет начинает изучаться в  восьмом классе.                                                                                                      Продолжительность и этапы образовательного процесса:                              программа рассчитана на 3 года обучения,  объем программы ­  576 часов,  которые распределяются следующим образом:                                                           1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю). Учебные модули: «Строение атома.  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.  Менделеева»,  «Химическая связь»,  «Расчеты по химическим формулам»,  «Химический эксперимент», «Химические реакции и закономерности их  протекания», «Химические реакции в водных растворах», «Сложные 4 неорганические вещества», «Реакции с изменением степеней окисления  элементов», «Обобщение опыта».                                                                                 2 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю). Учебные модули: «Строение  атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов  Д.И. Менделеева», «Химическая связь»,  «Химические реакции и  закономерности их протекания»,  «Химические реакции в водных растворах»,  «Сложные неорганические вещества», «Реакции с изменением степеней  окисления элементов», «Простые вещества», «Органические вещества»,  «Обобщение опыта».                                                                                                       3 год обучения – 216 часов (6 часов в неделю). Учебные модули: «Задачи на  вывод формулы веществ», «Химический эксперимент», «Расчеты по  химическим формулам», «Химический эксперимент», «Реакции с изменением  степеней окисления элементов», «Органические вещества», «Комбинированные  задачи»,  «Решение задач с использованием стехиометрических схем»,  «Экспериментальные задачи»,  «Обобщение опыта».                                                  Содержание и объем стартовых знаний, необходимых для освоения  программы:                                                                                                                     первый год обучения ­ необязателен, так как он рассчитан на учащихся восьмых классов, которые только начинают изучать предмет;                                  второй  и третий год обучения ­ необходимо в полном объеме ориентироваться в  периодической системе, знать алгоритм решения расчетных задач, уметь  обращаться с техническим и лабораторным оборудованием, уметь пользоваться  химическими реактивами.                                                                                        Обучение основывается на следующих педагогических принципах:                     ­ личностно ориентированного подхода;                                                                         ­ свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;                            ­ сотрудничества и ответственности;                                                                            ­ сознательного усвоения учащимися учебного материала;                                       ­ систематичности, последовательности и наглядности обучения.                           В процессе обучения  используются следующие методы:                                          ­ репродуктивный;                                                                                                           ­ эвристический;                                                                                                              ­ проблемный;                                                                                                                  ­ исследовательский.                                                                                                      Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и  групповой форм учебной работы с обучающимися.                                      Фронтальная работа предполагает охват учебного материала сразу по  нескольким темам, что обеспечивает продуктивность образовательного  процесса.                                                                                                                          Групповая работа обеспечивает эффективную проверку усвояемости   материала, позволяет выявить индивидуальные возможности обучающихся. 5 Индивидуальная работа предполагает возможность интеллектуального  общения с каждым обучающимся; позволяет развивать их творческие  способности.                                                                                                                    В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:              ­ типовое занятие, сочетающее в себе объяснение, практические упражнения;       ­ консультации;                                                                                                                ­ практическая работа под руководством педагога по закреплению  определенных навыков;                                                                                                  ­ самостоятельная работа.                                                                                              Режим занятий: первая группа занимается два раза в неделю по два часа с  десятиминутным перерывом, через день; вторая и третья группы занимаются два раза в неделю по три часа с двукратным десятиминутным перерывом, через день. Наполняемость групп: первая группа – 15 человек; вторая и третья группы – 12 человек.                                                                                                                     Прогнозируемые результаты и критерии их замера.                                             В результате освоения данной программы обучающие                                           должны  знать:                                                                                                                ­ основные физические величины и формулы для решения задач                              ­ основные типы задач                                                                                                     ­ основные требования проведения химического эксперимента                                ­ устройство технического и лабораторного оборудования                                       ­ методики применения химических реактивов                                                        должны уметь:                                                                                                                ­ решать задачи по пройденным темам и правильно оформлять решения                 ­ решать задачи олимпиадного характера                                                                     ­ разрабатывать и защищать научно­исследовательские проекты                              ­ пользоваться  техническим и лабораторным оборудованием                                   ­ применять химические реактивы                                                                                К концу 1 года обучения обучающиеся должны                                                     знать:                                                                                                                               ­ основные физические величины и формулы для решения задач                              ­ основные типы задач                                                                                                    ­ основные требования проведения химического эксперимента                                ­ устройство технического и лабораторного оборудования                                       ­ методики применения химических реактивов                                                  уметь:                                                                                                                              ­ решать задачи по пройденным темам и правильно оформлять решения                 ­ выполнять практические работы                                                                                 ­ пользоваться  техническим и лабораторным оборудованием                                  ­ применять химические реактивы                                                                                К концу 2 года обучения обучающиеся должны 6 знать:                                                                                                                               ­ логическую последовательность, используемую в ходе решения задач, навыки  ее применения                                                                                                                 ­ навыки проведение химического эксперимента для разработки научно –            исследовательского проекта                                                                                          уметь:                                                                                                                              ­ решать задачи олимпиадного характера                                                                     ­ выполнять химический эксперимент и  включать его результаты в свои научно  – исследовательские проекты                                                                                        ­ осуществлять подбор технического и лабораторного оборудования,  химических реактивов для экспериментальных задач                                                К концу 3 года обучения обучающиеся должны                                                  знать:                                                                                                                               ­  использование различных способов рассуждения при решении задач                    ­ структуру разработки  научно – исследовательского проекта                    уметь: ­ решать задачи повышенной трудности                                                                   ­  разрабатывать, проводить эксперимент, оформлять  и  защищать научно –  исследовательские проекты.                                                                                         Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:                   Вводный – для выявления содержания и объема стартовых знаний. Проводится  вначале второго и третьего года обучения в виде теста.                                          Текущий – для выявления усвояемости материала. Проводится в течение  каждой темы в виде теста.                                                                                             Рубежный – для выявления приобретенных умений и навыков по каждой теме.  Проводится в конце каждой темы в виде зачета.                                                    Итоговый – для выявления приобретенных умений и навыков по всему курсу  обучения. Проводится в виде интеллектуального марафона, выставки научных  работ,  подведения итогов по участию в олимпиадах.                                              Формы контроля:                                                                                                     первый год обучения: тестовые задания, зачеты,  защита проектов на научно­ практической конференции «Эврика Юниор» и др. конкурсах;                          второй и третий год обучения ­ зачеты, участие в олимпиаде, защита проектов  на научно­практической конференции «Эврика» и др. конкурсах.                     Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной  программы в конце каждого года обучения:                                                                первый год обучения: интеллектуальный марафон, выставка научных работ,  итоговый праздник;                                                                                                       второй и третий год обучения: выставка научных работ, итоговый праздник.  Средства, необходимые для реализации программы: учебно­методическая,  научная литература, наглядные пособия в  виде таблиц;  техническое и  лабораторное оборудование; химические реактивы. 7 Учебный план №  Название раздела                   Всего часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение Строение атома. Периодический  закон и периодическая система  химических элементов Д.И.  Менделеева Химическая связь Расчеты по химическим формулам Химический эксперимент Химические реакции и  закономерности их протекания  Химические реакции в водных  растворах  Сложные неорганические вещества Реакции с изменением степеней  окисления элементов 10 Простые вещества 11 Органические вещества 12 Комбинированные задачи 13 Решение задач с использованием  стехиометрических схем 14 Экспериментальные задачи 15 Обобщение опыта Итого 1 год 2ч 16ч 16ч 10ч 16ч 14ч 22ч 26ч 18ч ­ ­ ­ ­ ­ 2 год 3ч ­ ­ 33ч 18ч 21ч 30ч 30ч 12ч 33ч 30ч ­ ­ ­ 4ч 144ч. 6ч 216ч. 3 год 3ч 6ч 6ч 27ч 18ч ­ ­ ­ 30ч ­ 30ч 33ч 27ч 30ч 6ч 216ч.                     Учебно­тематический план первого года обучения №   Тема раздела, занятия Общее  кол­во                  В том числе Теор. (час) Практ. (час) 1 Ведение 1.1 Химия становится наукой.  Инструктаж по ТБ.                     Научно – технический  компонент: использование  интерактивного учебного  пособия «Наглядная химия.  Начала химии. Основы  химических знаний» Строение атома.  Периодический закон и  периодическая система  химических элементов Д.И.  Менделеева Р.З.  Химические элементы.  Символы химических  элементов. Относительная  атомная масса. Абсолютная  масса атома 2 2.1 2.2 Состав атома и атомного ядра.  Изотопы.                                      Р.З. Расчет по формуле 2.3 Тест «Молекулы и атомы» 2.4 Строение электронной  оболочки атома.                          Р.З. Характеристика  химического элемента на  основе его положения в  Периодической системе 2.5 Периодическое изменение  некоторых характеристик и  свойств атомов химических  элементов 2.6 Тест «Периодическая система  химических элементов» 8 часов 2ч 2 1ч 1 1ч 1 16ч 2ч 14ч 2 2 2 2 4 2 1 1 2 1 2 2 3 2 9 2 2.7 Научно­технический  компонент: использование  электронной СИТ для  получения информации.             Зачет по теме 3  Химическая связь 3. 1 Относительная молекулярная  5ч 16ч 2 масса. Абсолютная масса  молекулы. Сложные вещества.  Научно – технический  компонент: использование  интерактивного учебного  пособия «Наглядная химия.  Строение вещества.  Химические реакции» 3.2 Ковалентная связь.  Ковалентная связь по донорно­ акцепторному механизму.  Вещества молекулярного  строения 3.3 Ионная связь. Вещества  немолекулярного строения.  Ион аммония 3.4 3.5 3.6 Водородная, металлическая  связи Типы кристаллических  решеток: молекулярные,  немолекулярные (ионные),  атомные, металлические.           Тест «Химическая связь» Р.З. Расчет степеней окисления и валентности, случаи их  несовпадения 3.7 Научно­технический  компонент: моделирование  кристаллических решеток с  помощью ИКТ 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 11ч 2 1 1 1 1 1 2 10 2 10ч ­ 2 4 4 3.8 Зачет по теме 4 4.1 4.2 4.3 Расчеты по химическим  формулам Р.З. Вычисление массовой доли атомов химического элемента;  массовых отношений между  химическими элементами в  данном веществе Р.З. Расчеты с использованием  физических величин:  «количество вещества» и  «молярная масса» Р.З. Установление простейшей  формулы вещества по  массовым долям элементов.      Зачет по теме     5 Химический эксперимент 5.1 Основы химического  16ч 2 2ч 2 эксперимента. Подбор  литературы для решения  олимпиадных задач.                    Научно – технический  компонент: использование  интерактивного учебного  пособия «Инструктивные  таблицы» Разработка научно­ исследовательского проекта.     Р.З. Решение олимпиадных  задач 5.2 5.3 Постановка и выполнение  эксперимента.                              Р.З. Решение олимпиадных  задач 5.4 Подготовка выступления для  научно­практической  4 6 4 2 10ч 2 4 4 14ч 4 6 4 конференции (др. конкурсов).   Р.З. Решение олимпиадных  задач    6 Химические реакции и  закономерности их  протекания 6.1 Закон сохранения массы  веществ. Молекулярное  уравнение. Правила подбора  коэффициентов 6.2 Основные типы химических  реакций 6.3 6.4 6.5 7 7.1 7.2 7.3 7.4 Тест «Химические реакции» Р.З. Расчеты по химическим    уравнениям реакций Р.З. Расчеты по  термохимическим уравнениям  реакций.                                    Зачет по теме Химические реакции в  водных растворах Р.З. Определение массовой  доли растворенного вещества Р.З. Определение массовой  доли растворенного вещества  при добавлении вещества или  охлаждении раствора Р.З. Определение массовой  доли растворенного вещества  при разбавлении или  выпаривании Р.З. Расчеты по уравнениям  реакций, протекающих в  водных растворах 11 14ч ­ 14ч 2 2 2 4 4 2 2 2 4 4 22ч 1ч 21ч 2 2 2 4 2 2 2 4 1 2ч 2 7.5 Реакции ионного обмена.           Научно – технический  компонент: использование  интерактивного учебного  пособия «Растворы.  Электролитическая  диссоциация» 7.6 Пр.р. 1 «Качественные реакции в неорганической химии» 7.7 Пр.р. 2 «Приготовление  растворов для школьной  лаборатории» 7.8 Научно­технический  компонент: определение  электропроводности раствора   с помощью датчика  лаборатории L­микро 7.9 Зачет по теме 8 8.1 Сложные неорганические  вещества Генетическая связь между  классами неорганических  веществ 8.2 Пр.р. 3 «Исследование  химических свойств,  характерных оксидам» 8.3 Пр.р. 4 «Исследование  химических свойств,  характерных основаниям» 8.4 Пр.р. 5 «Исследование  химических свойств,  характерных кислотам» 8.5 Пр.р. 6 «Исследование  химических свойств,  характерных амфотерным  12 4 2 2 2 2 26ч 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 24ч 2 2 2 2 гидроксидам». 8.6 Пр.р. 7 «Исследование  химических свойств,  характерных солям». 8.7 9 Р.З. Решение генетических  цепочек.                                       Зачет по теме Реакции с изменением  степеней окисления  элементов 13 2 14 2 14 18ч 4ч 14ч 9.1 Окислители, восстановители,  2 окислительно­ восстановительная  двойственность 9.2 Р.З. Составление  окислительно­ восстановительных реакций  методом электронного баланса 9.3 Зачет по теме 10 Обобщение опыта Интеллектуальный марафон Итоговый праздник 10. 1 10. 2 14 2 4ч 2 2 2 2 ­ 12 2 4ч 2 2 Итого часов: 144ч 17ч 127ч                                Содержание курса  первого года обучения                               Раздел 1. Введение (2ч.)                                                                                               Алхимия. Р. Бойль и его теория. Химия становится наукой. М.В.Ломоносов,  Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров – русские химики. Теория, расчет, эксперимент  как единое целое химической науки.                                                                           Научно – технический компонент:                                                                              использование интерактивного учебного пособия «Наглядная химия. Начала  химии. Основы химических знаний»                                                                             Раздел 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая система  химических элементов Д.И. Менделеева (16ч.) 14 Состав атома и атомного ядра. Изотопы, изобары.  Строение электронной  оболочки атомов. Структура Периодической системы элементов  Д.И.Менделеева, принцип ее построения. Периодический закон. Причина  периодичности в свойствах химических элементов, ее физический смысл.             Расчетные задачи:                                                                                                         Р.З.  Химические элементы. Символы химических элементов. Относительная  атомная масса. Абсолютная масса атома;                                                                    Р.З. Расчет по формуле;                                                                                                 Р.З. Характеристика химического элемента на основе его положения в  Периодической системе.                                                                                                Тесты:                                                                                                                            Тест «Молекулы и атомы»;                                                                                         Тест «Периодическая система химических элементов».                                            Научно­технический компонент:                                                                                использование электронной СИТ для получения информации.                              Зачет по теме.                                                                                                               Раздел 3. Химическая связь (16ч.)                                                                          Относительная молекулярная масса. Абсолютная масса молекулы. Сложные  вещества. Ковалентная связь. Ковалентная связь по донорно­акцепторному  механизму. Вещества молекулярного строения Ионная связь. Вещества  немолекулярного строения.  Ион аммония.  Водородная, металлическая связи.  Типы кристаллических решеток: молекулярные, немолекулярные (ионные),  атомные, металлические.                                                                                                Расчетные задачи:                                                                                                      Р.З. Расчет степеней окисления и валентности, случаи их несовпадения.       Тесты:                                                                                                                             Тест «Химическая связь».                                                                                           Научно­технический компонент:                                                                                использование интерактивного учебного пособия «Наглядная химия. Строение  вещества. Химические реакции»;                                                                                  моделирование кристаллических решеток с помощью ИКТ.                                 Зачет по теме.                                                                                                         Раздел 4. Расчеты по химическим формулам (10ч.)                                       Расчетные задачи:                                                                                                        Р.З. Вычисление массовой доли атомов химического элемента; массовых  отношений между химическими элементами в данном веществе;                             Р.З. Расчеты с использованием физических величин: «количество вещества» и  «молярная масса»;                                                                                                          Р.З. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям  элементов.                                                                                                                        Зачет по теме.                                                                                                             Раздел 5. Химический эксперимент (16ч.) 15 Основы химического эксперимента. Инструктаж по технике безопасности.    Приобретение и освоение навыков проведения химического эксперимента.  Подбор литературы для решения олимпиадных задач. Разработка научно­ исследовательского проекта. Постановка и выполнение эксперимента.  Подготовка выступления для научно­практической конференции (др.  конкурсов).    Расчетные задачи:                                                                                 Р.З. Решение олимпиадных задач.                                                                             Научно – технический компонент:                                                                           использование интерактивного учебного пособия «Инструктивные таблицы»    Раздел 6. Химические реакции и закономерности их протекания (14ч.)      Закон сохранения массы веществ. Молекулярное уравнение. Правила подбора  коэффициентов. Классификация химических реакций по различным признакам и типам.  Химические и термохимические уравнения. Тепловой эффект реакции.    Расчетные задачи:                                                                                                     Р.З. Расчеты по химическим уравнениям реакций.                                               Р.З. Расчеты по термохимическим уравнениям реакций.                                    Тесты:  Тест «Химические реакции».                                                                                      Зачет по теме.                                                                                                             Раздел 7. Химические реакции в водных растворах  (22ч.)                          Массовая доля растворенного вещества. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД.  Реакции ионного обмена. Написание ионно­молекулярных уравнений  химических реакций.                                                                                                      Расчетные задачи:                                                                                                      Р.З. Определение массовой доли растворенного вещества;                                        Р.З. Определение массовой доли растворенного вещества при добавлении  вещества или охлаждении раствора;                                                                             Р.З. Определение массовой доли растворенного вещества при разбавлении или  выпаривании;                                                                                                                Р.З. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в водных растворах.    Практические работы:                                                                                          Пр.р. 1 «Качественные реакции в неорганической химии»;                                 Пр.р. 2 «Приготовление растворов для школьной лаборатории».                        Научно­технический компонент:                                                                                использование интерактивного учебного пособия «Растворы. Электролитическая диссоциация»;                                                                                                      определение электропроводности раствора с помощью датчика лаборатории   L­ микро.                                                                                                                       Зачет по теме.                                                                                                           Раздел 8. Сложные неорганические вещества  (26ч.)                                      Ряд силы кислот. Ряд активности металлов. Генетическая связь между классами  неорганических веществ.                                                                                          Практические работы: 16 Пр.р. 3 «Исследование химических свойств, характерных оксидам»;             Пр.р. 4 «Исследование химических свойств, характерных основаниям»;            Пр.р. 5  «Исследование химических свойств, характерных  кислотам»;            Пр.р. 6   «Исследование химических свойств, характерных амфотерным гидроксидам»;     Пр.р. 7 «Исследование химических свойств, характерных  солям».                  Расчетные задачи:                                                                                                         Р.З. Решение генетических цепочек.                                                                       Зачет по теме.                                                                                                         Раздел 9. Реакции с изменением степеней окисления элементов  (18ч.)         Определение и основные положения теории окислительно­восстановительных  реакций. Окислители, восстановители, окислительно­восстановительная  двойственность. Процессы окисления­восстановления. Расчетные задачи:           Р.З. Составление уравнений окислительно­восстановительных реакций методом  электронного баланса.                                                                                                    Зачет по теме.                                                                                                           Раздел 10. Обобщение опыта (4ч.)                                                                         Интеллектуальный марафон. Итоговый праздник.                                                                  Учебно­тематический план второго года обучения № Тема раздела, занятия 1 Введение 1.1 Инструктаж по ТБ.                     Тест «Периодическая  система».                                      Р.З. по теории первого года  обучения.                                     Пр.р. 1 по эксперименту  первого года обучения 2 2.1 Реакции с изменением  степеней окисления  элементов   Р.З. Составление уравнений  окислительно­ восстановительных реакций  методом электронного баланса 2.2 Классификация окислительно­ Общее кол­во часов 3ч 3 В том числе Теор.  (час) Практ. (час) ­ 3ч 3 12ч 2ч 10ч 3 3 1 3 2 восстановительных реакций 17 2.3 Электролиз.                                 6 1 5 Р.З. Составление уравнений  электролиза.                                Зачет по теме 3 Расчеты по химическим  формулам 3.1 Основные формулы для  решения задач, изученные за  первый год обучения.                 Подготовка к олимпиаде  Р.З. Вычисления с  использованием физических  величин:  «молярный объем  газов», «относительная  плотность газов».  Подготовка  к олимпиаде Р.З. Вывод молекулярной  формулы вещества на основе  его плотности по водороду или по воздуху и массовой доли  элемента.                                      Подготовка к олимпиаде Р.З. Вычисления по  химическим уравнениям с  использованием физической  величины:  «молярный объем  газов».                                Подготовка к олимпиаде Р.З. Вычисления по  химическим уравнениям с  использованием объемных  отношений газов в реакциях.     Подготовка к олимпиаде Р.З. Определение состава  газовых смесей.                           Научно­технический  3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 33ч 3ч 30ч 3 3 3 3 3 3 1 1 3 3 2 3 3 2 компонент: определение  объема газа  с помощью  датчика лаборатории L­микро   Подготовка к олимпиаде Р.З. Вычисление массы  (объема, количества вещества)  продукта реакции, если одно  из реагирующих веществ дано  в избытке.                                     Подготовка к олимпиаде Р.З. Вычисление массы или  объема продукта реакции по  известной массе или объему  исходного вещества,  содержащего определенную  массовую долю примесей.          Подготовка к олимпиаде Р.З. Вычисление выхода  продукта реакции.                       Подготовка к олимпиаде Зачет по теме Химический эксперимент 3.7 3.8 3.9 3.1 0 4 4.1 Подбор литературы,  разработка теоретического  материала  исследовательской  работы. Подготовка к  проведению недели химии 4.2 Постановка эксперимента.  Репетиция выступления на   неделе химии 4.3 Работа по проведению  исследования.                              Р.З. Решение олимпиадных  задач 4.4 Подготовка исследовательских 18 3 3 6 3 18ч 3 3 6 6 1 3ч 3 3 3 5 3 15ч 3 6 6 19 работ к научно­практической  конференции «Эврика» и др.  конкурсов.                                   Р.З. Решение олимпиадных  задач Химические реакции и  закономерности их  протекания Р.З. Вычисления с  использованием физической  величины «скорость  химической реакции» Р.З. Вычисления с  использованием правила Вант ­ Гоффа 5 5.1 5.2 5.3 Химическое равновесие.  Принцип Ле ­ Шателье 5.4 Зачет по теме 6 Химические реакции в  водных растворах  6.1 Способы выражения  концентрации растворов.            Р.З. Молярная концентрация  растворенного вещества Р.З. Моляльная концентрация   растворенного вещества Р.З. Молярная концентрация  эквивалента растворенного  вещества Р.З. Растворимость веществ в  воде Реакции ионного обмена в  водных растворах.                       Зачет по теме 6.2 6.3 6.4 6.5 21ч 2ч 19ч 3 3 12 3 30ч 6 6 6 6 6 1 1 4ч 1 1 1 1 3 2 11 3 26ч 5 5 5 5 6 7 7.1 7.2 Сложные неорганические  вещества Р.З. Решение генетических  цепочек Гидролиз солей.                           Р.З. Упражнения в составлении уравнений гидролиза 7.3 Пр.р. 2 «Качественные реакции в неорганической химии» 7.4 Научно­технический  компонент: определение среды раствора соли  с помощью  датчика рН лаборатории L­ микро.                                          Зачет по теме 8 Простые вещества 8.1 Химические свойства  неметаллов.                                  Р.З. Написание сложных  химических уравнений 8.2 Химические свойства  8.3 металлов.                                     Р.З. Написание сложных  химических уравнений Р.З. Определение состава  смеси, компоненты которой  выборочно взаимодействуют с  указанными реагентами 8.4 Зачет по теме 9 Органические соединения 9.1 Общие формулы классов  органических соединений 9.2 Пр.р. 3 «Качественные реакции в органической химии» 20 30ч 1ч 29ч 6 18 3 3 33ч 6 6 18 3 30ч 3 3 1 2ч 1 1 5ч 3 1 6 17 3 3 31ч 5 5 18 3 25ч 2 9.3 9.4 Р.З. Вывод молекулярной  формулы вещества по  относительной плотности его  паров и массе, объему или  количеству вещества  продуктов сгорания Р.З. Вывод молекулярной  формулы вещества на основе  общей формулы  гомологического ряда  органических соединений.          Зачет по теме 10 Обобщение опыта Выставка научных работ Итоговый праздник 10. 1 10. 2 21 12 12 6ч 3 3 1 1 ­ 11 11 6ч 3 3 Итого 216ч 22ч 194ч                              Содержание курса  второго года обучения                                 Раздел 1. Введение (3ч.)                                                                                               Инструктаж по ТБ.                                                                                                         Тесты:                                                                                                                             Тест «Периодическая система».                                                                                    Расчетные задачи:                                                                                                         Р.З. по теории первого года обучения.                                                                          Практические работы:                                                                                                 Пр.р. 1 по эксперименту первого года обучения.                                                        Раздел 2. Реакции с изменением степеней окисления элементов (12ч.)     Классификация окислительно­восстановительных реакций. Электролиз.                Расчетные задачи:                                                                                                         Р.З. Составление уравнений окислительно­восстановительных реакций методом  электронного баланса;                                                                                                  Р.З. Составление уравнений электролиза.                                                                    Зачет по теме.                                                                                                               Раздел 3. Расчеты по химическим формулам (33ч.)                                              Основные формулы для решения задач, изученные за первый год обучения.  Подготовка к олимпиаде.                                                                                              Расчетные задачи: 22 Р.З. Вычисления с использованием физических величин:  «молярный объем  газов», «относительная плотность газов»;                                                                  Р.З. Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по  водороду или по воздуху и массовой доли элемента;                                                 Р.З. Вычисления по химическим уравнениям с использованием физической  величины:  «молярный объем газов»;                                                                            Р.З. Вычисления по химическим уравнениям с использованием объемных  отношений газов в реакциях;                                                                                         Р.З. Определение состава газовых смесей;                                                                 Р.З. Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если  одно из реагирующих веществ дано в избытке;                                                    Р.З.  Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей;          Р.З. Вычисление выхода продукта реакции.                                                              Научно­технический компонент:                                                                              определение объема газа  с помощью датчика лаборатории L­микро                   Зачет по теме.                                                                                                         Раздел 4. Химический эксперимент (18ч.)                                                          Обзор литературы, разработка теоретического материала  исследовательской  работы. Постановка эксперимента. Работа по проведению исследования.  Подготовка исследовательских работ к научно­практической конференции  «Эврика» и др. конкурсам. Подготовка к проведению недели химии. Репетиция  выступления на  неделе химии.                                                                                      Расчетные задачи:                                                                                                       Решение олимпиадных задач.                                                                                 Раздел 5. Химические реакции и закономерности их протекания  (21ч.)    Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических  реакций. Правило Вант­Гоффа. Химическое равновесие. Принцип Ле – Шателье. Расчетные задачи:                                                                                                     Р.З. Вычисления с использованием физической величины «скорость химической  реакции»;                                                                                                            Р.З.  Вычисления с использованием правила Вант – Гоффа.                                         Зачет по теме.                                                                                                         Раздел 6. Химические реакции в водных растворах  (30ч.)                              Способы выражения концентрации растворов. Реакции ионного обмена в водных растворах.                                                                                                                     Расчетные задачи:                                                                                                     Р.З. Молярная концентрация растворенного вещества;                                       Р.З. Моляльная концентрация  растворенного вещества;                                    Р.З.  Молярная концентрация эквивалента растворенного вещества;                 Р.З.  Растворимость веществ в воде.                                                                             Зачет по теме. 23 Раздел 7. Сложные неорганические вещества (30ч.)                                              Гидролиз солей.                                                                                                       Расчетные задачи:                                                                                                      Р.З. Решение генетических цепочек;                                                                      Р.З. Упражнения в составлении уравнений гидролиза.                                   Практические работы:                                                                                          Пр.р. 2 «Качественные реакции в неорганической химии»;                                Научно­технический компонент:                                                                             определение среды раствора соли  с помощью датчика рН лаборатории L­микро. Зачет по теме.                                                                                                          Раздел 8. Простые вещества (33ч.)                                                                          Простые вещества неметаллы и металлы. Химические свойства неметаллов.  Химические свойства металлов.                                                                             Расчетные задачи:                                                                                                    Р.З. Написание сложных химических уравнений;                                                    Р.З. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно  взаимодействуют с указанными реагентами.                                                                Зачет по теме.                                                                                                          Раздел 9. Органические соединения (30ч.)                                                        Общие формулы классов органических соединений.                                          Расчетные задачи:                                                                                                    Р.З. Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его  паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания;                     Р.З. Вывод молекулярной формулы вещества на основе общей формулы  гомологического ряда органических соединений.                                                       Практические работы:                                                                                            Пр.р. 3 «Качественные реакции в органической химии».                                            Зачет по теме.                                                                                                               Раздел 10. Обобщение опыта (6ч.)                                                                             Выставка научных работ. Итоговый праздник.                  Учебно­тематический план третьего года обучения № Тема занятия 1 Введение 1.1 Инструктаж по ТБ.                   Тест «Периодическая  система».    Р.З. по теории   второго года обучения.             Общее  кол­во  часов 3ч 3             В том числе Теор.  (час) Практ.  (час) ­ 3ч 3 24 6ч 1ч 3 1 2 Пр.р. 1 по эксперименту  второго года обучения Строение атома.  Периодический закон и  периодическая система  химических элементов Д.И.  Менделеева 2.1 Электронные конфигурации  атомов.                                       Р.З. Электронная формула  атома.                                         Р.З. Электронно  –  графическая формула.             Научно технический  компонент: применение  мультимедийного комплекса  для рассмотрения  электронной конфигурации  атома.                 Подготовка к олимпиаде 2.2 Периодическое изменение  3 некоторых характеристик и  свойств атомов химических  элементов.                                  Зачет по теме.                            Подготовка к олимпиаде 3 3.1 Химическая связь Валентность и валентные  возможности атома 3.2 Направленность ковалентной  связи. Гибридизация атомных  орбиталей. Геометрическая  форма молекул.                         Научно технический  компонент: применение  мультимедийного комплекса  для рассмотрения  гибридизации атомных  6ч 3 3 4ч 1 3 5ч 2 3 2ч 2 25 27ч ­ 27ч 4 4.1 4.2 4.3 4.4 орбиталей.                                  Зачет по теме.                            Подготовка к олимпиаде Расчеты по химическим  формулам  Р.З. Вывод формулы вещества на основе массовой доли  элементов.                                  Подготовка к олимпиаде Р.З. Вывод молекулярной  формулы вещества на основе  его относительной плотности  и массовой доли элемента.       Подготовка к олимпиаде Р.З. Вывод молекулярной  формулы вещества по  относительной плотности его  паров и массе, объему или  количеству вещества  продуктов сгорания.  Подготовка к олимпиаде Р.З. Вывод формулы вещества на основе общей формулы  гомологического ряда  органических соединений.        Подготовка к олимпиаде 4.5 Зачет по теме 5 Химический эксперимент 5.1 Подбор литературы,  разработка теоретического  материала   исследовательской работы.  Подготовка к проведению  недели химии 5.2 Постановка эксперимента.  Репетиция выступления на   3 6 6 6 6 3 18ч 3 3ч 3 6 6 6 6 3 15ч 3 неделе химии 5.3 Работа по проведению  исследования.                            Р.З. Решение олимпиадных  задач 5.4 Подготовка  исследовательских работ к  научно­практической  конференции «Эврика» и др.  конкурсов.                                 Р.З. Решение олимпиадных  задач 6 7 Комбинированные задачи Органические вещества 7.1 Изомерия. Изомерные  гомологические ряды.              Научно технический  компонент: применение  мультимедийного комплекса  для рассмотрения  пространственной изомерии  органических соединений. 7.2 Химические свойства  органических веществ 7.3 Генетическая связь  органических соединений.        Р.З. Написание генетических  цепочек органических  соединений 7.4 Зачет по теме 8 9 Решение задач с  использованием  стехиометрических схем Реакции с изменением  степеней окисления  26 6 6 33ч 30ч 3 15 9 3 27ч 30ч ­ 4ч 3 1 ­ 4ч 6 6 33ч 26ч 3 12 8 3 27ч 26ч элементов 9.1 Особые случаи составления  окислительно­ восстановительных реакций 9.2 Электронно­ионный метод  или метод полуреакций 9.3 Наиболее часто применяемые  окислители, восстановители,  окислительно­ восстановительная  двойственность и продукты  реакции 9.4 Окислительно­ восстановительные реакции с  участием органических  соединений.                               Зачет по теме 10 Экспериментальные задачи 11 Обобщение опыта Выставка научных работ Итоговый праздник 11. 1 11. 2 27 6 6 12 6 30ч 6ч 3 3 1 1 1 1 1ч ­ 5 5 11 5 29ч 6ч 3 3 Итого 216ч 17ч 199ч                           Содержание курса   третьего года обучения                                  Раздел 1. Введение (3ч.)                                                                                               Инструктаж по ТБ.                                                                                                         Тесты:                                                                                                                             Тест «Периодическая система».                                                                                    Расчетные задачи:                                                                                                         Р.З. по теории  второго года обучения.                                                                         Практические работы:                                                                                                 Пр.р. 1 по эксперименту второго года обучения                                                         Раздел 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая система  химических элементов Д.И. Менделеева (6ч.)                                                Электронные конфигурации атомов. Периодическое изменение некоторых 28 характеристик и свойств атомов химических элементов. Подготовка к  олимпиаде.                                                                                                                       Расчетные задачи:                                                                                                         Р.З. Электронная формула атома;                                                                                 Р.З. Электронно – графическая формула.                                                                    Научно технический компонент:                                                                               применение мультимедийного комплекса для рассмотрения электронной  конфигурации атома.                                                                                                      Зачет по теме.                                                                                                            Раздел 3. Химическая связь (6ч.)                                                                                Валентность и валентные возможности атома. Направленность ковалентной  связи. Гибридизация атомных орбиталей. Геометрическая форма молекул.  Подготовка к олимпиаде.                                                                                               Научно технический компонент:                                                                                 применение мультимедийного комплекса для рассмотрения гибридизации  атомных орбиталей.                                                                                                       Зачет по теме.                                                                                                              Раздел 4. Расчеты по химическим формулам Задачи на вывод формулы  веществ (27ч.)                                                                                                            Расчетные задачи:                                                                                                        Р.З. Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов;                    Р.З. Вывод молекулярной формулы вещества на основе его относительной  плотности и массовой доли элементов;                                                                   Р.З.  Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его  паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания;                     Р.З.  Вывод формулы вещества на основе общей формулы гомологического ряда  органических соединений.                                                                                           Зачет по теме.                                                                                                           Раздел 5. Химический эксперимент (18ч.)                                                       Подбор литературы, разработки теоретического материала  исследовательской  работы. Постановка  эксперимента. Работа по проведению исследования.  Подготовка исследовательских работ к научно­практической конференции  «Эврика» и др. конкурсам.  Подготовка к проведению недели химии. Репетиция  выступления на  неделе химии.                                                                                      Расчетные задачи:                                                                                                    Р.З. Решение олимпиадных задач                                                                          Раздел 6. Комбинированные задачи (33ч.)                                                         Раздел 7. Органические вещества (30ч.)                                                          Изомерия. Изомерные гомологические ряды. Химические свойства  органических веществ. Генетическая связь органических соединений.                    Расчетные задачи:                                                                                                    Р.З. Написание генетических цепочек органических соединений. 29 Научно технический компонент:                                                                            применение мультимедийного комплекса для рассмотрения пространственной  изомерии органических соединений.                                                                            Зачет по теме.                                                                                                         Раздел 8. Решение задач с использованием стехиометрических схем (27ч.)     Раздел 9. Реакции с изменением степеней окисления элементов (30ч.)  Особые случаи составления окислительно­восстановительных реакций.  Электронно­ионный метод или метод полуреакций. Наиболее часто  применяемые окислители, восстановители, окислительно­восстановительная  двойственность и продукты реакции. Окислительно­восстановительные реакции  с участием органических соединений.                                                                          Зачет по теме.                                                                                                         Раздел 10. Экспериментальные задачи (30ч.)                                                    Раздел 11. Обобщение опыта (6ч.)                                                                       Выставка научных работ. Итоговый праздник.                                                      Список литературы                                                                                                      ­ список литературы, используемой педагогом:                                                     1. Абкин Г.А. Задачи и упражнения по химии. – М.: Пр., 1972. ­ 110с.                     2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Пр., 1980. ­ 126с.        3. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Сборник задач и упражнений по химии. – М.:  Пр., 1980. ­ 188с.                                                                                                             4. Горский М.В. Обучение основам общей химии. – М.: Пр., 1991. ­ 92с.                 5. Грабецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет химии. – М.: Пр., 1983. ­ 176с.               6.  Детская энциклопедия. Т.№3 – М.: П., 1973. ­ 543с.                                              7. Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. Техника  химического эксперимента. – М.: А., 1997. ­ 256с.                                                     8. Занимательные опыты по химии. Методическое пособие для учителя химии. –  К.: 1993. ­ 35с.                                                                                                           9.  Иванов Р.Г., Савич Т.З., Чертков И.Н. Самостоятельные работы по химии. –М.:  Пр., 1982. ­ 204с.                                                                                                     10.  Использование учебного оборудования на уроках химии. – М.: Пр.,1979. ­140с.    11. Каталог – справочник. Учебное оборудование по химии. – М.: Пр., 1958.  ­135с.                                                                                                                               12.  Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Пр., 1983. ­ 319с.            13.  Князева Р.Н., Артемьев В.П. Задания по химии. – М.: Пр., 1993. ­ 64с.       14. Нарышкин Д.Г., Феоктистов А.Ф. Общая химия. Расчетные задачи и  программное обеспечение. – М.: МЭИ, 1994. ­ 104с.                                                  15.  Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Общая химия. – К.: 1997. ­ 224с.       16.  Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения 8­11 классы. – М.: Он. 21 в., Мир обр., 2004. ­ 175с.                                   17.  Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Х., 1995. ­ 176с.                                      18.  Пособие по химии. – М.: М.У., 1978. ­ 444с. 30 19.  Тыльдсепп А.А., Корк В.А.  Мы изучаем химию. – М.: Пр., 1988. ­ 96с.          20.  Химия.  Справочные материалы. – М.: Пр., 1984. ­ 239с.                                    21.  Хомченко Г.П. Сборник задач и упражнений по химии. – М.: В. шк., 1989. ­  255с.                                                                                                                                 22.  Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы. – М.: В. шк., 1985. ­ 366с.    23.  Хомченко Г.П., Платонов Ф.П., Чертков И.Н. Демонстрационный  эксперимент по химии. – М.: Пр., 1978. ­ 206с.                                                           24.  Штремплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Пр., 1993. ­ 96с.                                   ­ интерактивные учебные пособия                                                                         1. Наглядная химия. Органическая химия. Белки и нуклеиновые кислоты, ООО  «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен – Медиа», 2012г., версия 2.0                2.  Наглядная химия. Начала химии. Основы химических знаний, ООО                   3.  Наглядная химия. Химическое производство. Металлургия, ООО  «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен – Медиа», 2012г., версия 2.0                 4.  Наглядная химия. 8­9 класс, ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен  – Медиа», 2012г., версия 2.0                                                                                          5.  Наглядная химия. 10­11 класс, ООО «Издательство «Экзамен», ООО  «Экзамен – Медиа», 2012г., версия 2.0                                                                         6.  Наглядная химия. Неметаллы, ООО «Издательство «Экзамен», ООО  «Экзамен – Медиа», 2012г., версия 2.0                                                                         7.  Наглядная химия. Строение вещества. Химические реакции, ООО  «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен – Медиа», 2012г., версия 2.0                 8.  Наглядная химия. Инструктивные таблицы, ООО «Издательство «Экзамен»,  ООО «Экзамен – Медиа», 2012г., версия 2.0                                                               9.  Наглядная химия. Металлы, ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен  – Медиа», 2012г., версия 2.0                                                                                      10.  Наглядная химия. Растворы. Электролитическая, ООО «Издательство  «Экзамен», ООО «Экзамен – Медиа», 2012г., версия 2.0                                           ­ список рекомендуемой литературы для детей и родителей:                              1. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. – М.: Пр.,       1989. ­ 174с.                                                                                                                     2. Мовсумзаде Э.М., Аббасова Г.А., Захарочкина Т.Г. Химия в вопросах и  ответах с использованием ЭВМ. – М.: В. шк., 1991. ­ 190с.                                        3.  Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и их решения.  – К.: 1997. ­ 96с.                                                                                                       4.  Химия: 8­9 кл.: Решение задач. – М.: Д., 1996. ­ 156с. 31

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)

Программа дополнительного образования для детей "Химия. Расчетные задачи. Эксперимент" (8-10 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019