ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
ОБЗР +1
Взрослым
24.01.2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе» расчитана на детей в возрасте 7 - 10 лет. Программа является составительской. Срок реализации 1 год (72ч). Обучение по программе способствует формированию у детей экологической культуры и знаний, навыков в различных опасных жизненных ситуациях в окружающем их мире.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».
программа - Азбука поведения в природе.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов» УТВЕРЖДАЮ:  Директор МАУ ДО ГорСЮН А.Н. Чепелев _____________ Протокол Методического  совета № ____ от__________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе» Направленность: естественнонаучное Возраст: 7 – 10 лет. Срок реализации: 1 год. . Разработчик: педагог д/о МАУ ДО ГорСЮН,  1 категории Шабанова А.В. 1 г. Нижний Тагил 2017г. 2 Пояснительная записка Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают нас в доме, в общественных местах, на отдыхе и т.д. Мы, взрослые знаем и отлично понимает как нужно поступить в той или иной опасной ситуации, а вот дети нет.   Причина   в   том,   что,   в   самом   начале   пути,   рядом   с   детьми   всегда находятся самые главные для них люди – родители. Они оберегают своих детей,   ограждают   от   опасностей   и   первые   формируют   у   них   безопасное поведение. Чаще всего формирование правильного поведения заключается у родителей в запретах, «не трогай», «отойди», «нельзя» и т.д. В результате дети   узнают   основные   понятия   об   опасных   жизненных   ситуациях   и особенностях поведения в них, но не умения. Поэтому когда дети становятся старше   и   все   чаще   остаются   одни,   они   начинают   сталкиваться   с   разными опасными   ситуациями   в   которых   не   знают   как   себя   вести.   У   них   нет жизненного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.  Сегодня, например, дети все чаще попадают в ДТП, получают травмы, не   могут   оказать   первую   помощь   себе,   другу,   товарищу   и   .д.   Все   это происходит   в   первую   очередь   из­за   страха   с   которым   они   не   знают   как справиться и во­вторую очередь конечно же из­за не знаний и не умений. В итоге   дети   получают   серьезные   физические   и   психологические   травмы которые отрицательно влияют на их здоровье. Поэтому эта проблема сегодня очень актуальна. Для того чтобы решить эту проблему, мы взрослые обязаны научить наших детей как им себя вести в различных, опасных ситуациях и как им сберечь свое здоровье в окружающем их мире. Об этом сегодня и говорит наш Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 29.07.2017, ст.41) об «Образовании».   Где   четко   написано,   что   необходимо   образовательным учреждениям обучать детей навыкам здорового образа жизни.  Важную   роль   в   этом   может   сыграть   дополнительная общеобразовательная,   общеразвивающая   программа   "Азбука   поведения   в природе". Программа нацелена на формирование у детей специальных знаний и навыков в различных опасных жизненных ситуациях в окружающем их мире. Актуальность   программы  заключается   в   том,   что   она   позволяет подготовить детей к встрече с возможными трудностями, сформировать у них представления   о   наиболее   опасных   ситуациях,   о   необходимости   мер предосторожности, привить навыки безопасного поведения не только на улице большого города, в общественном месте, но и находясь на природе.  Программа   носит   интегративный   характер.   Основные   разделы взаимосвязаны с экологией, краеведением, окружающим миром.  Данная   программа   разработана   на   основе   учебных   примерных   программ «Культура   безопасности   жизнедеятельности   для   общеобразовательных учреждений Свердловской области» ( для учащихся 1 – 4, 5, 6, 7, 9 кл)/В.Н. 3 Почечихина, Ю.В. Репин, К.Б. Кузнецов и др. – Екатеринбург, ИРРО, 2006 – 34с. Окружающий мир. 2класс. Учебник в 2частях. ФГОС/ А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2017 – 144с. Окружающий мир. 3класс. Учебник в 2частях. ФГОС/   А.А.   Плешаков   –   М.:   Просвещение,   2017   –   176с.,   а   также   на следующих правовых документах: ­ Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. ­   Концепция   развития   дополнительного   образования   (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726­р ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об   утверждении   порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  ­   КОНВЕНЦИЯ   О   ПРАВАХ   РЕБЕНКА   (Принята   44   сессией   Генеральной Ассамблеи   ООН   5   декабря   1989   г.   Ратифицирована   Верховным   Советом СССР 13 июня 1990 г.) ­ Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации   от   4   июля   2014   г.   N   41   г.   Москва   «Об   утверждении   СанПиН 2.4.4.3172­14   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству, содержанию   и   организации   режима   работы   образовательных   организаций дополнительного образования детей».  ­ Постановление Правительства Свердловской области от 16 июня 2004 г. N 505­ПП   «О   Концепции   экологической   безопасности   Свердловской   области на период до 2015 года» ­ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 29.07.2017, ст.41) об «Образовании» ­ Закон РФ ­ Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; ­ Совместный   приказ   Министерства   образования   РФ   и   Министерства здравоохранения РФ (№ 176/2017 2002г.) «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ»; ­"Закон   РФ   ­   Основы   законодательства   Российской   Федерации   об   охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487­1) (ред. от 07.12.2011). ­   Стратегия   национальной   безопасности   Российской   Федерации   до   2020   г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537);  ­   Стратегия   государственной   антинаркотической   политики   Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №690);  ­   ФЗ   N  68  «О   защите   населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года; ­ФЗ N 2397­1 «Об охране окружающей природной среды» от 21 февраля 1992 года;  ­ ФЗ N 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;  ­ ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года; 4 Цель   программы:  Способствовать   формированию   основ   экологической культуры. Задачи программы: 1.Формирование навыков и умений у учащихся для сохранения их жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях. 2.Научить оценивать ситуации, опасные для жизни, здоровья и использовать  свои знания в любом ближайшем окружении. 3.Развить   самостоятельность   в   принятии   решений   в   сложных,   жизненных ситуациях. 4.Воспитать   чувства   ответственности   и   бережного   отношения   к   своему здоровью и здоровью окружающих. Образовательная   программа   составлена   на   один   год   обучения. Длительность курса занимает 72 часа (одно занятие ­2ч с перерывом 10 мин). Группы   детей   состоят   в   количестве   15   человек.   Занятия   проводятся   по подгруппам, как правило один раз в неделю. Разработана программа с учетом возрастных особенностей детей и рассчитана на учащихся 1­4 классов.  Теоретическая часть программы. В   ходе   теоретической   части   учащиеся   изучают   правила   безопасного поведения   на   улицах   города   и   дорогах,   правила   дорожного   движения; правила общения с незнакомыми людьми на улице и в транспорте, правила поведения   при   лесном   пожаре;   опасные   ситуации   и   правила   поведения   на воде;   меры   предосторожности   при   угрозе   совершения   террористического акта,   ориентирование   без   компаса,   способы   разведения   костра,   подачи сигнала  sоs,   с   оказанием   первом   помощи   при   травмах,   переломах, кровотечении,   укусах   животных   и   т.д.   Также   ребята   знакомятся   с разнообразием лекарственных растений, с ядовитыми и съедобными видами грибов и ягод и с разнообразием животных. Практическая часть программы.  Во время практической части ребята закрепляют и получают знания не посредственно   в   окружающей   природной   среде,   используя   дидактический, раздаточный   материал   такой   как,   компасы,   карты,   гербарии   растений, карточки и анкеты с определенными заданиями по темам. Принимают участие в   просмотрах   познавательных   фильмов,   эколого   –   биологических, ситуативных   играх,   тренингах,   в   проектах   и   творческих   заданиях,   в проведении опытов.  Содержание   образовательной   программы   осуществляется   на   основе принципов: ­ системность ­ непрерывное обучение по программе; ­ доступность ­ доступное изложение и понимание материала; ­ наглядность ­ применение наглядного пособия (карточки, мультимедийный, видео материалы, фото и т.д.) ; ­ межпредметность ­ использование других областей деятельности и знаний; 5 ­ общение ­ целенаправленное общение детей друг с другом и педагогом ; ­  практическая  направленность  ­  применение практических занятий  в виде игр, экскурсий, проектов, творческих заданий, опытов и т.д.); 6 ­   Итоговый   контроль   (проектирование,   защита   проектов,   тренинги, Основные направления в работе по программе: ­ Эколого­биологическое; ­ Здоровье­сберегающее; ­ Эколого­краеведческое; Во время обучения по программе с детьми предусмотрено проведение разных форм контроля, а именно: ­ Входной контроль (опрос, беседа, ситуативные игры); ­   Текущий   контроль   (тесты,   тренинги,   эколого   –   биологические   игры, ситуативные игры, загадки, беседы, опросы, творческие задания);   ситуативные игры беседы, тесты); В программе запланированы творческие проекты, как одна из форм контроля. Эта технология на сегодняшний день пользуется успехом у учащихся, так как именно   она   позволяет   детям   принимать   самостоятельные   решения, действовать по ситуации, общаться в коллективе, отстаивать, защищать свою точки зрения и т.д, то есть формирует у детей такие качества как смелость, решительность,   стойкость   и   т.д,   которые   сегодня   очень   необходимы   в сложных, жизненных ситуациях. По   окончанию   курса   планируются   следующие   результаты   освоения программы: Личностные результаты обучения:  ­   развитие   личностных,   в   том   числе   духовных   и   физических,   качеств, обеспечивающих   защищенность   жизненно   важных   интересов   личности   от внешних и внутренних угроз;  ­   формирование   потребности   соблюдать   нормы   здорового   образа   жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;   ­   воспитание   ответственного   отношения   к   сохранению   окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.  Метапредметные результаты обучения:  ­ овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;  ­ анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; ­ обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;  ­ выявлять причинно­следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;   ­   овладение   обучающимися   навыками   самостоятельно   определять   цели   и задачи   по   безопасному   поведению   в   повседневной   жизни   и   в   различных опасных   и   чрезвычайных   ситуациях,   выбирать   средства   реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; 7 ­   формирование   умения   воспринимать   и   перерабатывать   информацию, генерировать   идеи,   моделировать   индивидуальные   подходы   к   обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;  8 ­   приобретение   опыта   самостоятельного   поиска,   анализа   и   отбора информации   в   области   безопасности   жизнедеятельности   с   использованием различных источников и новых информационных технологий;  ­ развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать   его   точку   зрения,   признавать   право   другого   человека   на   иное мнение;   ­   освоение   приемов   действий   в   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях природного, техногенного и социального характера;  ­   формирование   умений   взаимодействовать   с   окружающими,   выполнять различные   социальные   роли   во   время   и   при   ликвидации   последствий чрезвычайных ситуаций.  Предметные результаты обучения:  1. В познавательной сфере:  ­ знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;  ­ о влиянии их последствий на безопасность личности и общества; ­ о здоровом образе жизни;  ­ об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;  ­   о   правах   и   обязанностях   граждан   в   области   безопасности жизнедеятельности.  2. В ценностно­ориентационной сфере: ­   умения   предвидеть   возникновение   опасных   ситуаций   по   характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; ­   умения   применять   полученные   теоретические   знания   на   практике   ­ принимать   обоснованные   решения   и   вырабатывать   план   действий   в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; ­   умения   анализировать   явления   и   события   природного,   социального характера,  выявлять   причины их  возникновения  и возможные  последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 3. В коммуникативной сфере:  ­   умения   информировать   о   результатах   своих   наблюдений,   участвовать   в дискуссии,   слушать   собеседника,   отстаивать   свою   точку   зрения,   находить компромиссное решение в различных ситуациях. Результатом освоения программы у учащиеся будут знания: ­ правил дорожного движения; ­ правил в общественном транспорте; ­ историю города (улицы, районы, парки, скверы и т.д.); ­ правил и способов разведения костра; ­ деревья, кустарники, ягоды, грибы, животных, насекомых своего края; ­ правил поведения на воде; ­ правил поведения при пожаре в лесу; 9 ­ правил при террористических актах; 10 ­ правил общения с посторонними людьми; ­ правил сбора в поход; ­ правил поведения в общественном месте; ­ службы и телефоны безопасности; умения: ­ работать с литературой, проводить анализ литературы; ­ ставить цель, задачи, делать выводы проделанной работы; ­   переходить   дорогу,   перекресток.   Различать   сигналы   светофора   и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств; ­ правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него; - оказывать первую помощь себе и пострадавшим; ­ определять съедобные и ядовитые ягоды, грибы, лекарственные растения; ­ пользоваться компасом; ­ ориентироваться в лесу по природным объектам; ­ подавать сигналы sоs; ­ делать фильтр, конденсат для очистки воды из подручных средств; ­ вести диалог с посторонними людьми; ­ составлять план – карту передвижения; ­ составления памяток по правилам безопасности; ­ бороться со страхом оказавшись в сложной ситуации; 11 12 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1. 2. 2.1 Наименование разделов и тем Вводное занятие. «Экологическая кругосветка». Всего часов 2ч Таковы   реалии   современной жизни в большом городе! «Можно   ли   потеряться   в современном городе?» 24ч 2ч Теоретическое занятие Практическое занятие Форма контроля 1ч.20мин Беседа, опрос. Экскурсия   по   МАУ   ДО ГорСЮН Опрос по теме. 16ч 1ч.20мин Заполнение   анкеты   (Ф.И.О. дата   рождения,   домашний адрес,   родителей,   Ф.И.О. телефон).   Работа   с   картой города Н. Тагил. Экскурсия по городу   «Улицы   города   Н Тагил». 40мин Знакомство   с   планом   работы объединения.   Проведение инструктажа   по   технике безопасности. 8ч 40мин     Беседа «Город Н. Тагил вчера и   сегодня».   История   г.   Н. Тагила (районы, улицы, парки, скверы,   постройки   и   т.д.). Основные понятия ­  экология, человека, здоровье безопасность человека, чрезвычайная   ситуация   и   т.д. Правила в общественных   местах.   Как нужно   поступать   если   ты потерялся.  поведения     2.2 Куда ты тропинка, меня завела? 2ч 40мин Беседа   «Чем   плохи   короткие дороги?». Экономия времени – множество опасностей!. Короткие   пути   через   чужие дворы, пустыри, стройки и т.д.   1ч.20мин Составление карты­плана дороги из дома до школы. Опрос   «Какой   путь   ты выбираешь?» 2.3 Человек собаке друг! 2ч 40мин Беседа.   «Собака   на   улице». Практическое 1ч.20мин   задание. Тренинг «Психологический шок» 13 2.4 Осторожно! Террор! 2.5 Выхожу, один я на дорогу! 2.6 Тише едешь – дальше будешь! 2ч 2ч 2ч   Правила   поведения   человека при   встрече   с   собаками   на улице. Меры предосторожности.   Укусы. Артериальное   и   венозное кровотечение. Первая медицинская помощь.   40мин   Беседа «Взрывное устройство! Основные   понятия   –   террор, признаки взрывного устройства, порядок действий при обнаружении подозрительного   предмета   и т.д.   Обработка   раны,   наложение жгута,   повязки   из   подручных средств   и   зажим   раны пальцами при кровотечении.  1ч.20мин Просмотр   познавательного фильма   «Как   не   стать жертвой! Составление памятки «Порядок   действий   при обнаружении   подозрительного предмета»   Ситуативная «Странный сверток»   игра 40мин   Правила Беседа   «Бди!». дорожного движения. Безопасное   поведение   на дорогах.   1ч.20мин Загадки «Светофор» Познавательная, мультимедийная игра по ПДД «Будь внимателен! Дорога!» 40мин             «Прокатимся   с Беседа Правила ветерком!». меры поведения и в предосторожности транспорте. общественном     роликах, Катание на велосипеде,   сноуборде   и   т.д. по   правилам   ПДД.   Игры   на улице.   Травмы   и   первая медицинская помощь. Опрос «Важные нюансы» 1ч.20мин Составление   памятки   « Запрещается   кататься   на дорогах». Практическое задание. Наложение шин при  перелома и   повязок   при   вывихах   и растяжениях   из   подручных средств.   2.7 Нам с вами не по пути. 2ч 40мин 1ч.20мин Опрос « Мы знакомы?» 14 2.8. Не   каждая   соринка,   в   желудке витаминка! 2ч Беседа   «Запомни   раз   и навсегда!». Общение на улице с   посторонними   людьми. Правила   общения.   Опасные прогулки   в   темное   время суток. 40мин Беседа   «Ягодка   мала,   да болезнь   велика!».   Правила сбора ягод в городе. Ядовитые и съедобные плоды деревьев и кустарников.   Отравления   и инфекционные заболевания.  Тест «Найди ошибку!» Ситуативная   игра   «   Может познакомимся?» 1ч.20мин   в   природу Экскурсия «Деревья нашего города». Биологическая, мультимедийная игра «Трудная   жизнь  деревьев  – горожан».   Игра «Закончи правило» 2.9 Ох, как хочется по пить! Где водицы 2ч 40мин 1ч.20мин Игра «Утоли жажду» раздобыть?! Опыт «Очистка в воды» Практическое задание. Изготовление   фильтра   для очистки воды своими руками.   Беседа «Не тяжела бутылочка воды».   Питьевые   точки   в городе. Использование   одноразовой посуды.   Инфекционные   заболевания. Родниковая,   колодезная   и кипяченая   вода   их   польза   и вред. 2.10 На воде летом 2ч 40мин   «Советы Беседа   купающимся». Правила поведения на пляже, на воде. Солнечный   удар.   Признаки солнечного удара. Несчастный   Помощь случай   на   воде. утопающему.   Первая медицинская помощь. 1ч.20мин   мультфильма« Просмотр Спасение утопающего». работа. Практическая памятки Составление «Профилактика   солнечного удара».     Тест   «Все   ли   ты   сделал правильно?». 2.11 На водоеме зимой 2ч 40мин 1ч.20мин Тест «Шаг за шагом» 15 2.12 Как избежать опасных ситуаций. 3. Лес – живой, огромный организм! 3.1 Выезжаем на природу! 2ч 44ч 2ч Беседа   «Осторожно!   Тонкий   Основные   понятия лед!». переохлаждение,   холодовой шок,   обморожение.   Зимние игры.   Передвижение   по   льду. Правила   поведения   на   льду зимой.   Спасение   человека провалившегося   под   лед. Первая помощь. Закрепление пройденной темы 14ч 40 мин 40мин Беседа «В трех соснах». Лес и   жизни. здоровый   образ Основные ­ выживание, действие, ориентирование, туризм и т.д.  понятия       3.2 Куда идем в поход 3.3 Собираемся в поход 2ч 2ч 40мин Беседа «Что ты знаешь об этой местности?»   История   и достопримечательности мести. Место расположения   местности.  40мин Познавательная беседа «Берем необходимое».   Знакомство   с предметами  необходимые  для похода. Техника безопасности и их использование.  правильное         работа. Практическая Составление памятки «Профилактика   обморожений и переохлаждения организма». Практическое задание. Контролирование   дыхания   и пульса, при обморожении. массаж       Защита   проект   «Один   в большом городе!» Опрос, беседа по теме. Биологическая игра  «Опиши местность» Проект «Один в большом городе!» 29ч 20 мин 1ч.20мин Работа   с   карточками   «О   чем идет речь? Экскурсия   в   музей   МАУ   ДО ГорСЮН «Памятники природы города Н. Тагила».       1ч.20мин справочной Работа со литературой.   Сбор информации   о   местности. Изучение   плана местности.   карты, 1ч.20мин Работа с наглядным пособием (карточками) «Список необходимых вещей в походе». Просмотр мультфильма «Ох и Ах   Опрос. Загадки «Я беру с собой в поход.  16 3.4. Величайшее человечества.   изобретение 2ч 3.5 Если ты заблудился в лесу! 3.6 Определение   сторон   горизонта   по деревьям, муравейникам, ягодникам,   грибам   квартальным столбам.   3.7 Временная стоянка 2ч 2ч 2ч 40мин Беседа «Что такое компас и для чего он нужен?» История изобретения компаса. Правила его использования.  40мин Беседа   «Что   делать   со страхом?». Что такое страх и что   с   ним   делать   если   ты заблудился   в   лесу.   Первые необходимые   действия   и правила используемые в лесу. 1ч.20мин Практическое задание. Ориентирование по компасу. Игра   «Пойду   туда,   не знаю куда». Тренинг   «Я   победитель! Я деятель!» 1ч.20мин Ситуативная   игра   «Прими решение». Просмотр   познавательного фильма « Если ты заблудился в лесу!» 40мин   Беседа «Будь наблюдательным». Как можно ориентироваться   в   лесу   без компаса и карты.    1ч.20мин Работа с наглядным пособием (карточками) «Где север, а где юг?» Просмотр познавательного фильма «Как ориентироваться   в   лесу   по природным объектам».   Тест «Направо пойдешь»  40мин Беседа   «Выбираем   место   для стоянки   и   ночлега».   Правила выбора   места   для   стоянки   и установки палатки. Оборудование стоянки.    1ч.20мин   Ситуативный,   разговор (мультимедийный) «Где бы ты остановился?»   Познавательная «Закончи правило!» игра 3.8 В поисках временного укрытия 2ч 40мин 1ч.20мин Беседа: «Как аукнется – так и обсыплется». Правила поведения   в  пещерах.   Как   не заблудится   в   пещере.   Три способа ка выйти из пещеры.   Тест   –   «Почему   это произошло?» Просмотр мультфильма «Мудрые   сказки   тетушки Совы. Пещера»   Физ. минутка «По пещере мы   шагаем,   тишину   не нарушаем!» 17 3.9 Укрытие без топора и пилы 2ч 40мин Беседа   «Укрытие   в   лесу своими  руками». Рассматривание   разных   видов укрытий в лесу. Как согреться ночью   если   нет   костра. Техника безопасности. 3.10 Встреча с хозяивами леса 2ч 40мин     зверей, Мультимедийная   беседа   «Их дом   –   лес!».   Знакомство   с видами птиц, насекомых   и   т.д.   которых можно   встретить   в   лесу. Правила   поведения   человека при   встрече   с   животными   в лесу. 40мин Беседа   «Чего   не   соберешь, того   и   не   будет».   Как   и   чем можно   питаться   в   лесу. Правила сбора грибов и ягод. Ядовитые и съедобные грибы и ягоды. Их польза и вред. 3.11 А ты не ленись, а Земле поклонись! 2ч 3.12 Трын ­ трава. 3.13. Дары леса. 2ч 2ч 1ч.20мин   проект Творческий с использованием   природного материала.   «Рай   в   шалаше». Изготовление мини укрытий.   Защита   проекта   «Рай   в шалаше! 1ч.20мин Ситуативная   игра   «Как поступить правильно?» Работа с   карточками.   Обсуждение правил   поведения   в   лесу   при встрече с животными. Игра   «Правила   мы повторяем,   заодно   их посчитаем!» 1ч.20мин Мультимедийная игра «Всякие грибы и ягоды берут, да не все в кузовок кладут!» Игра «Третий лишний» 40мин 1ч.20мин Работа определителем растений. с     гербарием,   растений Беседа «И листик, и стебелек, полезен   дружок!».   Правила сбора для приготовления   чая,   салатов   и т.д. в лесу. Ядовитые и  съедобные растения. Их польза и вред.   Загадки   «Угадай!   Что   за растение!» 40мин 1ч.20мин Защита проекта « Что 18 Беседа «Дары леса соберем, на обед принесем». Закрепление пройденной темы. их     3.14. У воды без беды. 2ч 40мин Беседа   «Не   все   можно   пить, что   течет».   Правила   сбора воды   для   питья   в   лесу. Питьевые источники (родники).   Способы   очистки воды. Инфекционные заболевания.     3.15 Чтобы   рыбку   поймать,   нужно 2ч 40мин правила знать! 3.16 Костер – товарищ! 2ч 3.17 Как развести костер без спичек? 2ч   ловли Беседа   «Удачная   рыбалка». Правила и приготовления рыбы. Правила у   воды   и   на   воде.   Меры предосторожности. Инфекционные заболевания.   40мин Беседа « Маленькие хитрости для   разведения   костра». Способы   разведения   и   типы костра.   Место   и   правила разведения костра.  40мин «6   способов Беседа   без разведения   костра спичек». Что такое трут? Как сделать   трут   для   разжигания огня?   Материал   который можно использовать и найти в лесу для разведения костра.    Творческий   проект   «   Что сегодня обед?». Составление меню. 1ч.20мин на     Изготовление   конденсатора   и фильтра для воды в условиях леса. Просмотр   познавательного фильма « Как вскипятить воду в бумажном, молочном пакете на костре». 1ч.20мин   задание. Творческое Изготовление   удочки   из подручных средств в лесу. 1ч.20мин     работа из Творческая природного   материала   « Изготовление   макетов   разных типов   костров».   Работа   с карточками. 1ч.20мин Просмотр   познавательного фильма   «Способы   разведения костра». Изготовление   лупы   из полиэтиленового   мешка,   льда и из банки кока – колы.  сегодня на обед?» Игра   «   Имидж   ничто, жажда все!» Игра «Ловись, рыбка» Игра « Гори, гори ясно» Тест « Для костра необходимо!» 19 3.18 Легко ли быть пожарным? 3.19 Лесная аптека. 3.20 Укусы насекомых 3.21 Укус змеи 2ч 2ч 2ч 2ч 40мин   Беседа   «   Искру   туши   до пожара!».   Какая   древесина лучше   Правила поведения у костра. Как вести себя при пожаре.  горит? 40мин   Знакомство   Беседа   «Используем   зеленую аптеку». с лекарственными   растениями. Правила   сбора   и   их использования   лекарственных растений.   Оказание   первой помощи! 40мин Беседа   «какая   муха   тебя укусила?»   Виды   лесных насекомых. Укусы и их польза и   вред.   Первая   помощь   при укусах. 40мин Беседа «Змей бояться – в лес не   ходить»   Виды   змей   и   их биологические   особенности. Укусы  змей в воде и на суше. Основные правила при встрече со змеей. Первая помощь при укусе. Опрос « Найди ошибку» Загадки   растение?» «Что   за Загадки   «   Насекомые леса» Опрос рисковать!»   «Лучше   не 1ч.20мин Просмотр   познавательного фильма « Пожар в лесу!  Практическое   задание   – кроссворд   «   Спасайся   кто может!»   Создание   памятки «При пожаре!» 1ч. 20мин Работа   с   определителями   и гербариями растений.  Создание   памятки   «Зеленая аптека!» 1ч. 20мин     работа. Практическая Приготовление солевого раствора, компресса. Создание памятки «Первая помощь при укусах насекомых». 1ч. 20мин Создание   памятки   «Первая помощь при укусе змеи». Практическая работа. Оказание  первой  помощи  при укусе   змеи   (фиксирование раны, наложение жгута, шины и.д.)   20 3.22 «Не бойся, я с тобой!» 2ч 4. Итоговое занятие. Итого:  2ч 72ч 1ч. 20мин Работа   с   карточками   « Изучаем сигналы международного кода!»    40мин Беседа   «Подай   сигнал!» Способы   как   можно   подать сигнал о помощи. Знакомство с   работой   службы   МЧС,     с правилами   и   сигналами бедствия. Закрепление пройденной программе. знаний   по   24ч 48ч Игра   «   Сигнал   принят, идем на помощь!» Эколого – биологическая игра   «Выезжаем   на природу» 21 Содержание тем программы 1.Вводное   занятие  «Экологическая   кругосветка».   Знакомство   с   планом работы объединения. Проведение инструктажа по технике безопасности.  Экскурсии. 1.Экскурсия по МАУ ДО ГорСЮН  Формы контроля. Беседа, опрос. 2. Таковы реалии современной жизни в большом городе! 2.1. «Можно ли потеряться в современном городе?» Теоретическая часть. Беседа «Город Н. Тагил вчера и сегодня». История г. Н. Тагила  (районы, улицы,   парки,   скверы,   постройки   и   т.д.).   Основные   понятия   ­   экология, здоровье   человека,   безопасность   человека,   чрезвычайная   ситуация   и   т.д. Правила поведения в общественных местах. Как нужно поступать если ты потерялся. Практическая часть.  Заполнение   анкеты   (Ф.И.О.   дата   рождения,   домашний   адрес,   Ф.И.О. родителей, телефон). Работа с картой города Н. Тагил. Экскурсия по городу «Улицы города Н Тагил». Формы контроля. Опрос по теме. 2.2. Куда ты тропинка, меня завела? Теоретическая часть. Беседа   «Чем   плохи   короткие   дороги?».   Экономия   времени   –   множество опасностей!. Короткие пути через чужие дворы, пустыри, стройки и т.д. Практическая часть. 1.Практическая работа 1. Составление карты­плана дороги из дома до школы. Формы контроля. Опрос «Какой путь ты выбираешь?» 2.3. Человек собаке друг! Теоретическая часть. Беседа.   «Собака   на   улице».   Правила   поведения   человека   при   встрече   с собаками   на   улице.   Меры   предосторожности.   Укусы.     Артериальное   и венозное кровотечение. Первая помощь. Практическая часть.  1.Практическая   работа   1.   Обработка   раны,   наложение   жгута,   повязки   из подручных средств и зажим раны пальцами при кровотечении. Формы контроля. Тренинг «Психологический шок» 22 23 2.4. Осторожно! Террор! Теоретическая часть. Беседа   «Взрывное   устройство!   Основные   понятия   –   террор,   признаки взрывного устройства, порядок действий при обнаружении подозрительного предмета и т.д. Практическая часть.  1.Практическая работа 1.  Просмотр познавательного фильма «Как не стать жертвой! 2.Практическая   работа   2.   Составление   памятки   «Порядок   действий   при обнаружении подозрительного предмета». Формы контроля. Ситуативная игра «Странный сверток». 2.5. Выхожу, один я на дорогу! Теоретическая часть. Беседа   «Бди!».   Правила   дорожного   движения.   Безопасное   поведение   на дорогах. Практическая часть.  Познавательная, мультимедийная игра по ПДД «Будь внимателен! Дорога!» Формы контроля. Загадки «Светофор». 2.6. Тише едешь – дальше будешь! Теоретическая часть. Беседа   «Прокатимся   с   ветерком!».   Правила   поведения   и   меры предосторожности   в   общественном   транспорте.   Катание   на   роликах, велосипеде, сноуборде и т.д. по правилам ПДД. Игры на улице. Травмы и первая медицинская помощь. Практическая часть.  1.Практическая работа 1. Составление памятки « Запрещается кататься на дорогах». 2.Практическая   работа2.   Наложение   шин   при     перелома   и   повязок   при вывихах и растяжениях из подручных средств. Формы контроля. Опрос «Важные нюансы» 2.7. Нам с вами не по пути. Теоретическая часть. Беседа «Запомни раз и навсегда!». Общение на улице с посторонними людьми. Правила общения. Опасные прогулки в темное время суток. Практическая часть.  1.Практическая работа 1. Тест «Найди ошибку!» 2.Практическая работа 2. Ситуативная игра « Может познакомимся?» Формы контроля. Опрос « Мы знакомы?» 24 25 2.8. Не каждая соринка, в желудке витаминка! Теоретическая часть. Беседа   «Ягодка   мала,   да   болезнь   велика!».   Правила   сбора   ягод   в   городе. Ядовитые   и   съедобные   плоды   деревьев   и   кустарников.   Отравления   и инфекционные заболевания. Практическая часть.  1.Практическая   работа   1.   Биологическая,   мультимедийная   игра   «Трудная жизнь деревьев – горожан». Экскурсии. 1.Экскурсия в природу «Деревья нашего города». Формы контроля. Игра «Закончи правило! 2.9. Ох, как хочется по пить! Где водицы раздобыть?! Теоретическая часть. Беседа   «Не   тяжела   бутылочка   воды».   Питьевые   точки   в   городе. Использование одноразовой посуды. Инфекционные заболевания. Родниковая, колодезная и кипяченая вода их польза и вред. Практическая часть.  1.Практическая работа 1. Опыт «Очистка в воды» 2.Практическаяработа 2. . Изготовление фильтра для очистки воды своими руками. Формы контроля. Игра «Утоли жажду». 2.10. На воде летом. Теоретическая часть. Беседа   «Советы   купающимся».   Правила   поведения   на   пляже,   на   воде. Солнечный   удар.  Признаки   солнечного   удара.  Несчастный   случай   на   воде. Помощь утопающему. Первая медицинская помощь. Практическая часть.  1.Практическая работа 1. Просмотр мультфильма« Спасение утопающего». 2.Практическая работа 2. Составление памятки «Профилактика солнечного удара». Формы контроля. Тест «Все ли ты сделал правильно?». 2.11. На водоеме зимой. Теоретическая часть. Беседа   «Осторожно!   Тонкий   лед!».   Основные   понятия   переохлаждение, холодовой шок, обморожение. Зимние игры. Передвижение по льду. Правила поведения на льду зимой. Спасение человека провалившегося под лед. Первая помощь. Практическая часть.  26 1.Практическая работа1. Составление памятки «Профилактика обморожений и переохлаждения организма». 27 2.Практическая работа 2. Контролирование дыхания и пульса, массаж при обморожении. Формы контроля. Тест «Шаг за шагом». 2.12. Как избежать опасных ситуаций. Закрепление пройденной темы. Практическая часть.  1.Практическая работа 1. Проект «Один в большом городе!». Формы контроля. Защита проект «Один в большом городе!». 3. Лес – живой, огромный организм! 3.1. Выезжаем на природу! Теоретическая часть. Беседа «В трех соснах». Лес и здоровый образ жизни.   Основные понятия ­ выживание, действие, ориентирование, туризм и т.д.  Практическая часть.  1.Практическая работа 1. Работа с карточками «О чем идет речь? Экскурсии. 1.Экскурсия   в   музей   МАУ   ДО   ГорСЮН   «Памятники   природы   города   Н. Тагила». Формы контроля. Опрос, беседа по теме. 3.2. Куда идем в поход? Теоретическая часть.  Беседа   «Что   ты   знаешь   об   этой   местности?» достопримечательности мести. Место расположения местности. Практическая часть.  1.Практическая работа 1. Работа со справочной литературой.  2.Практическая работа 2. Сбор информации о местности. Изучение карты, плана местности. Формы контроля. Биологическая игра «Опиши местность». 3.3 Собираемся в поход. Теоретическая часть.  Познавательная   беседа   «Берем   необходимое».  Знакомство   с   предметами необходимые   для   похода.   Техника   безопасности   и   правильное   их использование. Практическая часть. 1.Практическая   работа   1.   Работа   с   наглядным   пособием   (карточками) «Список необходимых вещей в походе». 2.Практическая работа 2. Просмотр мультфильма «Ох и Ах» Формы контроля.  История   и 28 Загадки «Я беру с собой в поход. 29 3.4. Величайшее изобретение человечества.  Теоретическая часть.  Беседа   «Что   такое   компас   и   для   чего   он   нужен?   История   изобретения компаса. Правила его использования. Практическая часть.  1.Практическая работа 1 Ориентирование по компасу. Формы контроля. Игра «Пойду туда, не знаю куда». 3.5. Если ты заблудился в лесу! Теоретическая часть.  Беседа. «Что делать со страхом? Что такое страх и что с ним делать если ты заблудился в лесу. Первые необходимые действия и правила используемые в лесу. Практическая часть.  1.Практическая работа 1. Ситуативная игра «Прими решение». 2.Практическая   работа   2.   Просмотр   познавательного   фильма   «   Если   ты заблудился в лесу!» Формы контроля. Тренинг «Я победитель! Я деятель!». 3.6.   Определение   сторон   горизонта   по   деревьям,   муравейникам, ягодникам, квартальным столбам. Теоретическая часть.  Беседа   «Будь   наблюдательным».   Как   можно   ориентироваться   в   лесу   без компаса и карты. Практическая часть.  1.Практическая работа 1. Работа с наглядным пособием (карточками) «Где север, а где юг?»  2.Практическая   работа   2.   Просмотр   познавательного   фильма   «Как ориентироваться в лесу по природным объектам». Формы контроля. Тест ­ опрос ««Направо пойдешь»  3.7.Временная стоянка. Теоретическая часть Беседа «Выбираем место для стоянки и ночлега». Правила выбора места для стоянки и установки палатки. Оборудование стоянки. Практическая часть 1.Практическая работа 1. Ситуативный разговор (мультимедийный) «Где бы ты остановился?» Формы контроля. Познавательная игра «Закончи правило!» 3.8.В поисках временного укрытия. Теоретическая часть.  30 Беседа: «Как аукнется – так и обсыплется». Правила поведения в пещерах.  31 Как не заблудится в пещере. Три способа ка выйти из пещеры. Практическая часть 1.Практическая работа 1. Тест – «Почему это произошло?» 2.Практическая работа 2. Просмотр мультфильма «Мудрые сказки тетушки Совы. Пещера» Формы контроля. Физ. минутка «По пещере мы шагаем, тишину не нарушаем!» 3.9.Укрытие без топора и пилы. Теоретическая часть Беседа   «Укрытие   в   лесу   своими   руками».   Рассматривание   разных   видов укрытий в лесу своими руками. Рассматривание разных видов укрытий в лесу. Как согреться ночью, если нет костра. Техника безопасности. Практическая часть 1.Практическая работа 1. Творческий проект с использованием природного материала «Рай в шалаше». Изготовление мини укрытий. Формы контроля. Защита проекта «Рай в шалаше! 3.10. Встреча с хозяевами леса. Теоретическая часть Мультимедийная беседа «Их дом – лес!». Знакомство с видами зверей, птиц, насекомых   и   т.д.   которых   можно   встретить   в   лесу.   Правила   поведения человека при встрече с животными в лесу. Практическая часть 1.Практическая   работа   1.   Ситуативная   игра   «Как   поступить   правильно?» 2.Практическая   работа   2.   Работа   с   карточками.   Обсуждение   правил поведения в лесу при встрече с животными. Формы контроля. Игра «Правила мы повторяем, заодно их посчитаем!» 3.11. А ты не ленись, а Земле поклонись! Теоретическая часть Беседа «Чего не соберешь, того и не будет». Как и чем можно питаться в лесу. Правила сбора грибов и ягод. Ядовитые и съедобные грибы и ягоды. Их польза и вред. Ядовитые и съедобные грибы и ягоды. Их польза и вред. Практическая часть 1.Практическая   работа   1.   Мультимедийная   игра   «Всякие   грибы   и   ягоды берут, да не все в кузовок кладут!» Формы контроля. Игра «Третий лишний» 3.12. Трын ­ трава. Теоретическая часть 32 Беседа «И листик, и стебелек, полезен дружок!». Правила сбора растений для приготовления чая, салатов и т.д. в лесу. Ядовитые и съедобные растения. Их польза и вред. 33 Практическая часть 1.Практическая работа 1. Работа с гербарием, определителем растений. Формы контроля. Загадки «Угадай! Что за растение!» 3.13. Дары леса. Теоретическая часть Беседа «Дары леса соберем, на обед их принесем». Закрепление пройденной темы. Практическая часть 1.Практическая работа 1. Творческий проект « Что сегодня на обед?».  Составление меню. Формы контроля. Защита проекта « Что сегодня на обед?» 3.14. У воды без беды. Теоретическая часть Беседа «Не все можно пить, что течет». Правила сбора воды для питья в лесу. Питьевые   источники   (родники).   Способы   очистки   воды.   Инфекционные заболевания. Практическая часть 1.Практическая работа 1. Изготовление конденсатора и фильтра для воды в условиях леса. 2.Практическая   работа   2.   Просмотр   познавательного   фильма   «   Как вскипятить воду в бумажном, молочном пакете на костре». Формы контроля. Игра « Имидж ничто, жажда все!» 3.15.Чтобы рыбку поймать, нужно правила знать! Теоретическая часть Беседа «Удачная рыбалка». Правила ловли и приготовления рыбы. Правила у воды и на воде. Меры предосторожности. Инфекционные заболевания. Практическая часть Практическая работа 1. Изготовление удочки из подручных средств в лесу. Формы контроля. Игра «Ловись, рыбка». 3.16. Костер – товарищ! Теоретическая часть Беседа « Маленькие хитрости для разведения костра». Способы разведения и типы костра.  Место и правила разведения костра. Практическая часть 1.Практическая   работа   1.   Творческая   работа   из   природного   материала   « Изготовление макетов разных типов костров».  2.Практическая работа 2. Работа с карточками. Формы контроля. 34 Игра « Гори, гори ясно» 35 3.17.Как развести костер без спичек? Теоретическая часть Беседа   «6   способов   разведения   костра   без   спичек».   Что   такое   трут?   Как сделать труд для разжигания огня? Материал который можно использовать и найти в лесу для разведения костра. Практическая часть 1.Практическая   работа   1.  Просмотр   познавательного   фильма   «Способы разведения костра». 2.Практическая работа 2. Изготовление лупы из полиэтиленового мешка, льда из банки кока – колы. Формы контроля. Тест « Для костра необходимо!» 3.18. Легко ли быть пожарным? Теоретическая часть Беседа « Искру туши до пожара!». Какая древесина лучше горит? Правила поведения у костра. Как вести себя при пожаре. Практическая часть 1.Практическая работа 1. Просмотр познавательного фильма « Пожар в лесу!  2.Практическая работа 2. Тест – « Спасайся кто может!». 3.Практическая работа 3. Создание памятки «При пожаре!» Формы контроля. Опрос « Найди ошибку» 3.19. Лесная аптека. Теоретическая часть Беседа   «Используем   зеленую   аптеку».   Знакомство   с   лекарственными растениями. Правила сбора и использования лекарственных растений.  Оказание первой помощи! Практическая часть 1.Практическая работа 1. Работа с определителем и гербарием растений. 2.Практическая работа 2. Создание памятки «Зеленая аптека!» Формы контроля. Загадки «Что за растение?» 3.20. Укусы насекомых. Теоретическая часть Беседа «Какая муха тебя укусила?» Виды лесных насекомых. Укусы и их польза и вред. Первая помощь при укусах. Практическая часть 1.Практическая работа 1. Приготовление солевого раствора, компресса. 2.Практическая   работа   2.   Создание   памятки   «Первая   помощь   при   укусах насекомых». Формы контроля. Загадки « Насекомые леса». 36 37 3.21. Укус змеи. Теоретическая часть Беседа «Змей бояться – в лес не ходить» Виды змей и их биологические  особенности. Укусы  змей в воде и на суше. Основные правила при встрече  со змеей. Первая помощь при укусе. Практическая часть 1.Практическая   работа   1.  Создание   памятки   «Первая   помощь   при   укусе змеи». 2.Практическая   работа   2.   Оказание   первой   помощи   при   укусе   змеи (фиксирование раны, наложение жгута, шины и.д.). Формы контроля. Опрос « Лучше не рисковать!» 3.22. «Не бойся, я с тобой!» Теоретическая часть Беседа   «Подай   сигнал!»   Способы   как   можно   подать   сигнал   о   помощи. Знакомство с работой службы МЧС,  с правилами и сигналами бедствия. Практическая часть 1.Практическая   работа   1. международного кода!» Формы контроля. Игра « Сигнал принят, идем на помощь!» 4 Итоговое занятие. Закрепление знаний по пройденной программе. Формы контроля. Эколого – биологическая игра «Выезжаем на природу».  Работа   с   карточками   «   Изучаем   сигналы 38 Методическое обеспечение Для   реализации   программы   «Азбука   поведения   в   природе»   выделен кабинет. В кабине для работы есть: ­ парты 8шт; ­ стулья – 15шт; ­ шкафы для раздаточного и дидактического материала – 2шт; В кабинете освещение соответствует СанПину. Напольное покрытие – линолеум. Присутствует для занятий материально – техническая база. ­   компьютер   для   показа   мультимедийных   презентаций   и   просмотра познавательных фильмов по программе, познавательные видео фильмы. ­ учебные пособия ­ определители лекарственных растений, насекомых, птиц. ­   наглядный   материал   –   гербарии   растений,   иллюстрированный материал по правилам поведения в природе. ­   дидактический   и   раздаточный   материал   (карточки,   кроссворды, анкеты, материал для творческих работ над проектами). Во   время   проведений   занятий   с   детьми,   применяются   следующие методы обучения ­ словесный, наглядный, практический, проектный. Словесный  метод ­  беседы  по  теме, ситуативные  беседы, диалог «Вопрос! Ответ!», обсуждение заданий, защита проектов. Практический   метод   –   эколого   –   биологические   игры,   ситуативные игры,   экскурсии,   тренинги,   проведение   опытов,   выполнение   творческих заданий, создание памяток, работа с раздаточным материалом. Наглядный   метод   –   просмотр   презентаций,   познавательных видеофильмов и мультфильмов, экскурсии, работа с карточками. Проектный метод – создание проектов по темам.  39 40 Список литературы       1.Аюбов   Э.Н.   Методические   рекомендации   к   учебным   пособиям   «Основы безопасности  жизнедеятельности» для  1 – 4  классов»/  учеб.  Пособие  Э.Н. 2.Аюбов и др. ­ М.: ООО «Русское слово», 2015 – 64с.) 3.Алексеев А.А. «Питание в туристском походе», М., ЦДЮТур, 1996г – 212с. 4.Большая энциклопедия открытий и изобретений. М. Издательство «Росмэн». 2007 – 146с. 5.Волович В.Г. «Человек в экстремальных условиях природной среды»., М, Мысль, 1983 – 223с. 6.Васфилова   Е.С.  Дикорастущие   лекарственные   растения   Урала:   учеб. пособие/ Е. С. Васфилова и др.; под общ. ред. В. А. Мухина; М­во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун­т. — Екатеринбург : Изд­во Урал. ун­та, 2014. — 204 с.  7.Гастюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. 3­е издание. ­ М.: Открытый мир, 1995 – 115с. 8.Жихарев А.М. Собираемся в поход. – Ярославль: Академия развития, 2004 – 123с. 9.Закон РФ «Об охране окружающей природной Среды». 10.Закон РФ ­ Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». 11.Кузнецова Н.М. Психолого­педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних: учебно­методическое пособие / сост.: Н.М. Кузнецова. ­ Екатеринбург, Изд­во УТ «Альфа Принт», 2016.­ 84 с. 12.Козловская   Е.А..   Козловский   С.А.   Дорожная   безопасность:   обучение   и воспитание   младшего   школьника.   Учебно­методическое   пособие   для общеобразовательных   учреждений   и   системы   дополнительного образования/Под  общ.  ред.  В.А.  Федорова.­   М.:   Издательский   Дом   Третий Рим, 2002 – 98с. 13.Константинов   Ю.С.,   Глаголева   О.Л.   Уроки   ориентирования.   (Учебно­ методическое пособие). – М.: ФЦДЮТиК, 2005 – 78с. 14.Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3­е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с. 15.Кащеев В.С. «Физиология и гигиены индивидуальной защиты от холода», М., Медицина, 1981­288с. 16.Кудряшов   Б.Г.  «Энциклопедия   выживания.  Один   на   один   с   природой.// Краснодар, Из­во «Советская Кубань»,1996 – 384с. 17.Петрова К.В. «Как научить детей ППД», М., Издательство: Детство­пресс;  2013 г ­ 64 с. 41 18.Попов В.П. «Первая медицинская помощь при дорожно – транспортном происшествиях». ЦМКиНС, Екатеринбург, 1999 – 14с. 19.Потапов С. Практическая психология. «Курс выживания для подростков». – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001 – 336с.  «Культура   безопасности   жизнедеятельности   для 20.   Почечихина   В.Н. общеобразовательных учреждений Свердловской области» ( для учащихся 1 – 4,   5,   6,   7,   9   кл)/В.Н.   Почечихина,   Ю.В.   Репин,   К.Б.   Кузнецов   и   др.   – Екатеринбург, ИРРО, 2006 – 34с. 21.Плешаков А.А. Окружающий мир. 2класс. Учебник в 2частях. ФГОС/ А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2017 – 144с. 22. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3класс. Учебник в 2частях. ФГОС/ А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2017 – 176с. 23.Райкин Б.Е, Римский ­ Корсаков М.Н. – «Зоологические экскурсии», М, 2014 ­695с.  24. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273  25. Федеральный государственный образовательный стандарт 2010 г. 26.Чеурин Г.С. Не заблудись и умей жить в лесу. Екатеринбург, Из­во ГСП, 2000 – 60с. 27.Чеурин   Г.С.   «Экологическое   мышление   и   личная   безопасность» («Самоспасение без снаряжения»), Екатеринбург, 1999 – 240с. 42

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Азбука поведения в природе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018