Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
ОБЗР
5 кл
01.04.2017
Программа кружка соответствует познавательным возможностям и способностям кадетов-пятиклассников и позволяет ученику работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Содержание программы представляет собой расширенный, углубленный вариант различных разделов базового учебного предмета Основ военной службы, Прикладная физическая подготовка и строевая подготовка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение программа кружка.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
муниципального образования
Победная ул., д. 76, г. Бугуруслан, Оренбургская область, 461630
«город Бугуруслан»
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР Руководитель МБОУ СОШ №2
_____/_______________________/ ______/___________________/
Ф. И. О.
Утверждено»
Ф. И. О.
Приказ №____от
«___»________ 20___г.
«___»________ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурноспортивной направленности
«Строевая подготовка»
Возраст обучающихся: 11 12лет
Срок реализации: 1 год.
Год разработки: 2016 г.
Автор – составитель:
Костин Александр Сергеевич
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории г. Бугуруслан, 2016
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка.
Программа объединения «Строевая подготовка» составлена в соответствии с
требованиями следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726р)
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от
29.08.2013 г. № 1008)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014
г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарноэпидемиологические
требования к устройству,
содержанию и организации режима работы
образовательных организаций ДО детей»
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ)
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 093564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 061844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»
Программа развития воспитательной компонента в общеобразовательных
учреждениях.
Направленность образовательной программы «Строевая подготовка» имеет
физкультурно спортивную направленность.
Актуальность программы
Программа объединения «Строевая подготовка» – это курс обучения кадетов
учащихся в системе боевой подготовки, имеющей целью выработки у них строевой
выправки, подтянутости и выносливости, умение правильно и быстро выполнять
команды, строевые приемы, а также подготовка кадетского класса как
подразделения со слаженными действиями в различных строях.
Занятия объединения «Строевая подготовка» организуются и проводятся на
основе Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Он предусматривает обучение строевым приемам и движению без оружия и с оружием,
обучение строям подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах,
обучение порядку выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра,
положению Боевого Знамени в строю, порядку его выноса и относа, а также обучение
способам передвижения военнослужащих на поле боя и действиям при внезапном
нападении противника.
Данный курс имеет военнопрофессиональную ориентацию – он является
элементом научнообоснованных организационных и психологопедагогических
мероприятий, направленных на формирование у кадетовучащихся психологической
готовности к овладению военноучетными специальностями, призыву на военную
службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального
образования по соответствующим специальностям и поступлению на военную службу
по контракту. Военнопрофессиональная ориентация является важным элементом
обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и их военно
патриотического воспитания.
Содержание программы объединения
«Строевая подготовка» учитывает
специфику состава кадетовучащихся (количество, уровень предшествующей
подготовки, половой состав и т.п.). Этот курс помогает кадету оценить свой
потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует созданию
положительной мотивации обучения в оборонноспортивном профиле.
Перспективным является использование современных образовательных технологий,
роль которых постоянно возрастает при профильном обучении на третьей ступени
средней школы.
Содержание программы объединения
«Строевая подготовка», с одной
стороны, соответствует познавательным возможностям и способностям кадетов
пятиклассников, а с другой стороны, предоставляет ученику возможность работать
на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Содержание
предоставляет собой расширенный, углубленный вариант различных разделов
базового учебного предмета («Основы военной службы», «Прикладная физическая
подготовка»).
В содержании программы объединения
«Строевая подготовка» показаны
типичные для данного профиля виды деятельности и различные виды работ
(теоретические и практические занятия, презентации).
Отличительные особенности программы состоит в комплексном подходе к
образовательному процессу: сочетание различных областей знаний и видов
деятельности по основам военной службы; усиление социальнопедагогической и
инновационной составляющей образования, направленной на формирование
способности личности адаптироваться в современных военных условияй на основе
самоорганизации и педагогической поддержки.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 11 12 лет.
Объем программы: 34 часа Формы обучения и виды занятий по программе.
Основная форма организации образовательного процесса – очная. Виды
занятий: занятиезачет; объяснения нового материала, показ, иллюстрации,
демонстрации, лекции, беседа, упражнения, практическая работа, наблюдение, зачёт,
соревнования.
Режим занятий.
Занятия в объединении проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу
(всего 34ч).
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в
применении положений Строевого устава.
Образовательные задачи:
Знать основные положения Строевого устава;
Уметь быстро и чётко выполнять строевые приёмы при отработке навыков в
одиночной подготовке и в составе взвода.
Воспитательные задачи.
Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
Воспитание аккуратности и дисциплинированности.
Воспитание гордости за свой коллектив, свой город, за свою Родину.
Развивающие задачи.
Развитие специальной статической выносливости, волевых качеств,
стрессовой устойчивости.
Развитие координации.
Развитие мышечной памяти.
Развитие тактического мышления. 1.3.Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№ п/п
Наименование раздела,
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11
12
13
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Общие положения.
Строевые приемы и
движение.
Строевые приемы и движение
без оружия
Выполнение воинского
приветствия, выход из строя и
возвращение в строй. Подход
к начальнику и отход от него.
Положение Боевого Знамени
воинской части в строю,
вынос и относ его.
Строи отделения.
Строи взвода.
Строи роты
Строи батальона.
Строи полка.
Строи взвода, роты,
батальона и полка на
машинах.
Способы и приемы
передвижения личного
состава подразделений в бою
1
1
3
3
3
3
3
3
3
3
1
1
3
1
1
2
0
1
1
1
0
0
2
1
1
1
0
0
1
3
2
2
2
3
3
1
0
0
2
Формы ат
тестации/
контроля
анкетирование
устный опрос
практический
тест,
постановочная
практика
устный опрос
Практическое
выполнение
упражнения
Практическое
упражнения
практический тест
Практическое
упражнения
Практическое
упражнения
устный опрос
устный опрос
устный опрос
Практическое
упражнения при действиях в пешем
порядке.
Строевой смотр роты,
батальона и полка.
14
Всего часов:
3
34
1
13
2
21
Практическое
упражнения
Содержание учебнотематического плана
1. Вводное занятие – (1ч).
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения . Знакомство с изучаемым
предметом. Уточнение состава учебной группы по списку, индивидуальное знакомство, знакомство
с правилами поведения и требованиями к кружковцам в учреждении.
Формы подведения итогов: анкетирование по теме: «Правила поведения».
2. Общие положения – (1ч).
Теория. Основы строевого устава. Формирование понятий о воинской дисциплине
Формы подведения итогов: устный опрос
3. Строевые приемы и движение– (3ч).
Теория. Основные строевые приемы и выполнение их на месте.
распределение внимания, на развитие слухового внимания, счетные упражнения.
Формы подведения итогов: практический тест, постановочная практика. Виды ходьбы.
Практика. Строевые упражнения: перестроение из одной колонны в две. Упражнения на
4. Строевые приемы и движение без оружия– (3ч).
Практика. Строевые приемы и движение без оружия. Строевые упражнения: перестроение из
одной колонны в две. Упражнения на распределение внимания, на развитие слухового внимания,
счетные упражнения.
Формы подведения итогов: устный опрос
.
5. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него– (3ч).
Теория. Основные строевые приемы и выполнение их на месте Выполнение воинского приветствия,
выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Практика. Строевые упражнения.
Формы подведения итогов: Практическое выполнение упражнения.
6. Положение Боевого Знамени воинской части в строю, вынос и относ его– (3ч). Теория. Положение Боевого Знамени воинской части. Выполнение воинского приветствия, выход
из строя и возвращение в строй.
Практика. Строевые упражнения со Знаменем .
Формы подведения итогов: Практическое выполнение упражнения.
7. Строи отделения– (3ч).
Теория. Основные строевые приемы и выполнение их на месте в составе отделения.
Практика. Строевые упражнения: перестроение из одной колонны в две в составе отделения.
Упражнения на распределение внимания, на развитие слухового внимания, счетные упражнения.
Формы подведения итогов: практический тест.
8. Строи взвода– (3ч).
Практика. Строевые упражнения: перестроение из одной колонны в две в составе взвода.
Упражнения на распределение внимания, на развитие слухового внимания, счетные упражнения.
Формы подведения итогов: Практическое выполнение упражнения.
9. Строи роты– (3ч).
Практика. Строевые упражнения в составе роты. Упражнения на распределение внимания, на
развитие слухового внимания, счетные упражнения.
Формы подведения итогов: Практическое выполнение упражнения.
10. Строи батальона– (3ч).
Теория. Основные строевые приемы и выполнение их на месте в составе батальона.
Практика. Строевые упражнения в составе батальона. Упражнения на распределение внимания,
на развитие слухового внимания, счетные упражнения.
Формы подведения итогов: устный опрос.
11. Строи полка– (1ч).
Теория. Основные строевые приемы и выполнение их на месте в составе полка.
Формы подведения итогов: устный опрос.
12. Строи взвода, роты, батальона и полка на машинах– (1ч).
Теория. Основные строевые приемы и выполнение их на месте на машинах.
Формы подведения итогов: устный опрос.
13. Способы и приемы передвижения личного состава подразделений в бою при
действиях в пешем порядке– (3ч).
Теория. Основные строевые приемы и выполнение их в бою при действиях в пешем порядке.
Практика. Строевые упражнения в бою.
Формы подведения итогов: Практическое выполнение упражнения.
14. Строевой смотр роты, батальона и полка– (3ч).
Теория. Строевой смотр .
Практика. Строевые упражнения.
Формы подведения итогов: Практическое выполнение упражнения, участие в мероприятиях
,посвященных Дню Победы 1.4.Планируемые результаты
► понимание правовых основ военной службы;
► знание основных видов воинской деятельности;
► знание строевой подготовки;
► знать строи и порядок управления строем отделения и взвода;
► знание обязанностей военнослужащих перед построением и в строю;
► понимание целей и задач военнопрофессиональной ориентации;
► знание государственных и военных символов Российской Федерации;
► знание боевых традиций Вооруженных Сил России;
► умение выполнять строевые приемы на месте и в движении;
► умение выполнять воинское приветствие на месте и в движении;
► умение использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
2.Комплекс организационнопедагогических условий
Календарный учебный график
№
n/n
Мес
яц
Число
Вр.пр.
заняти
й
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Форма
занятий
беседа
Теоретичес
кое занятие
Теоретичес
кое занятие
Теоретичес
кое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
беседа
практическ
1ч
Кол
во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
МБОУ
СОШ №2
анкетировани
е
безопасности.
Строи и управление ими.
Обязанности командиров
и военнослужащих перед
построением и в строю.
Строевая стойка.
Повороты на месте.
Движение.
Повороты в движении
Строевая стойка без
оружием
Выполнение приемов без
оружием на месте.
Повороты и движение без
оружием
Выполнение воинского
приветствия без оружия
на месте и в движении.
Выполнение воинского
устный опрос
беседаопрос
Практическое
упражнения
Практическое
упражнения
Практическое
упражнения
Практическое
упражнения
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
тест 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
ое занятие
практическ
ое занятие
лекция
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
Теоретичес
кое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
Теоретичес
кое занятие
Теоретичес
кое занятие
практическ
ое занятие
Теоретичес
кое занятие
Теоретичес
кое занятие
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
практический
зачет
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
практический
тест
практический
тест
контррольный
срез
практическая
работа
беседа опрос,
практический
зачет
МБОУ
СОШ №2
практический
зачет
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
беседа
беседа
беседа
беседа
беседа
приветствия без ружием
на месте и в движении
Выход из строя и
возращение в строй.
Подход к начальнику и
отход от него.
Общие положения
Положение Боевого
Знамени в строю.
Порядок выноса и относа
Боевого Знамени.
Развернутый строй.
Походный строй.
Выполнение воинского
приветствия в строю на
месте и в движении.
Развернутый строй.
Походный строй.
Выполнение воинского
приветствия в строю на
месте и в движении.
Развернутый строй.
Походный строй.
Выполнение воинского
приветствия в строю на
месте и в движении.
Развернутый строй.
Походный строй.
Выполнение воинского
приветствия в строю на
месте и в движении.
Строи полка.
Общие положения.
Строи взвода на
машинах.
Строи роты на машинах.
Строи батальона на
машинах.
Строи полка на машинах. практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
лекция
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
практическ
ое занятие
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Выполнение воинского
приветствия.
Приемы «к бою»,
«встать».
Перебежки и
переползание.
Действия личного
состава при внезапном
нападении противника.
Общие положения.
Строевой смотр роты в
пешем порядке.
Строевой смотр
батальона в пешем
порядке.
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
МБОУ
СОШ №2
практический
зачет
зачет
зачет
зачет
29
30
31
32
33
34
Всего 34 часа
Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение
Учебный класс с наглядными пособиями.
Строевой плац.
Спортивный зал.
Наглядные пособия:
комплект «Строевая подготовка»;
комплект «Вооруженные Силы на страже Родины».
Кадровое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Строевая
подготовка» реализуется педагогом дополнительного образования первой
квалификационной категории Костиным Александром Сергеевичем.
Формы аттестации/ контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов в объединении
является видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, методическая
разработка, фото, отзыв детей и родителей
За все время обучения в 5 классе: практический тест;
диагностика;
контрольный срез;
тестирование;
собеседование;
выступление кадетов.
Формы подведения итогов:
Данная программа предусматривает следующие формы подведения итогов:
организация и проведение выступлений кадетов, участие в общегородских смотрах
конкурсах, прохождение знаменной группы на параде 9 МАЯ.
Оценочные материалы
Механизм оценки получаемых результатов
Оценка за выполнение приёмов выставляется только за практические действия. При
этом каждый приём должен выполняться в строгом соответствии с требованиями
Строевого устава.
Индивидуальная оценка строевой подготовки обучаемых слагается из оценок,
полученных за выполнение каждого из проверенных строевых приёмов и
определяется:
«отлично», если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично»,
а 50% на «хорошо»; при этом внешний вид, строевая стойка и строевой шаг
должны иметь оценку «отлично»;
«хорошо», если 50% проверенных строевых приёмов выполнено на «отлично» и
«хорошо», а 50% на «удовлетворительно»; при этом внешний вид. Строевая
стойка и строевой шаг должны иметь оценку не ниже «хорошо»;
«удовлетворительно», если по одному из строевых приёмов получена оценка
«неудовлетворительно» при положительной оценке внешнего вида, строевой
стойки и строевого шага; «неудовлетворительно» при наличии двух и более неудовлетворительных
оценок, а также при неудовлетворительной оценке по внешнему виду, или
строевой стойке, или строевому шагу.
Диагностическая карта обучающегося.
Для наблюдения за уровнем
образовательного роста воспитанников
объединения рекомендуется вести ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ КАРТУ, на основе
которой можно наглядно увидеть динамику изменений и внести соответствующие
корректировки в учебный процесс.
ВАРИАНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ:
Оценка знаний, умений, навыков
(по пятибалльной системе)
й
о
в
р
е
п
е
ц
н
о
к
В
и
т
р
е
в
т
е
ч
я
и
н
е
ч
у
б
о
и
и
н
е
л
п
у
т
с
о
п
и
р
П
й
о
р
о
т
в
е
ц
н
о
к
В
и
т
р
е
в
т
е
ч
Вывод
я
и
н
е
ч
у
б
о
й
е
ь
т
е
р
т
е
ц
н
о
к
В
и
т
р
е
в
т
е
ч
я
и
н
е
ч
у
б
о
и
и
н
е
ш
р
е
в
а
з
и
р
П
я
и
н
е
ч
у
б
о
№ п/п
Фамилия,
воспитанника
имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
При реализации программы «Строевая подготовка» используются различные
Методические материалы
формы и методы обучения, направленные на обеспечение взаимодействия между
педагогом и обучающимися, в результате которого происходит передача и усвоение
знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Методы, направленные на формирование навыков:
устное изложение);
Практический (тренинг, тренировочные упражнения);
Словесный (информационное сообщение, беседа, рассказ, диалог, дискуссия,
Объяснение (организация решения сюжета, содержания занятия); Наглядный (просмотр видеоряда), во время которого развивается творческая
Методы, направленные на проектирование и творческое занятия:
активность воспитанников, формируется умение сотрудничества;
людьми);
сходств и различий).
Практический (участие в конкурсном движении, встречи с творческими
Метод сравнения (попарно включение способов строевых приемов, анализ
3. Список литературы.
Список литературы для педагогов:
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Закон РФ «Об обороне».
4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
5. Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в
чрезвычайных ситуациях».
6. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных
объединений, ведущих работу по военнопатриотическому воспитанию
молодежи» №727 от 16.05.1996 г.
7. Постановление Правительства «О военнопатриотических и детских
объединениях» №551 от 24.07.2001 г.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 20062010 годы».
9. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
10.Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе». В.А.Васнев и
С.А.Чиненный. Москва, «Просвещение», 2003 г.
11.«Военнопрофессиональная ориентация учащихся».
А.А.Волокитин,
Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов и др. Москва, «Дрофа», 2004 г.
12.Учебное пособие по ОВС «Строевая подготовка» библиотечка журнала
«Военные знания» автор Попов Е.А. 2001 г. 13.Пособие по методике строевой подготовки. Военное издательство
Министерства обороны. Москва, 2010 г.
Список литературы для детей.
1. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
2. Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в
чрезвычайных ситуациях».
3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Строевая подготовка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.