Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
информатика
10 кл
19.01.2017
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)
Данная программа имеет техническую направленность. Разработана для обучения началам программирования и связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)
рабочая программа 10 класс кружок.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЖАКСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.М. ФРОЛОВА» РЖАКСИНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ   Рекомендована к утверждению  на заседании  методического совета  МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1  им.Н.М.Фролова» Протокол от _______________№___                                                                                             УТВЕРЖДАЮ                                                          Директор ________________С.В.Щербатых         Приказ от ____________ №___ Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  Возраст обучающихся: 15­16 лет Срок реализации: 1 год                                  Автор ­ составитель: Воронина Татьяна Михайловна,                                                        учитель информатики р.п.Ржакса 2016. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы Данная   программа   имеет  техническую   направленность. Разработана   для   обучения началам   программирования   и   связано   с   целым   рядом   умений   и   навыков   (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых ­ одна из приоритетных задач современной школы.  Актуальность программы Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо   обладать   умениями   и   планировать   свою   деятельность,   и   находить   информацию, необходимую   для   решения   поставленной   задачи,   и   строить   информационную   модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии. Педагогическая   целесообразность  программы   состоит   в   том,   чтобы   сформировать   у подрастающего   поколения   новые   компетенции,   необходимые   в   обществе,   использующем современные   информационные   технологии;   позволит   обеспечивать   динамическое   развитие личности   ребенка,   его   нравственное   становление;   формировать   целостное   восприятие   мира, людей   и   самого   себя,   развивать   интеллектуальные   и   творческие   способности   ребенка   в оптимальном возрасте. Новизна программы Очень   велика   роль   изучения   программирования   для   развития   мышления   школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики   в   школьном   образовании.   Поэтому   не   использовать   действительно   большие возможности   программирования,   решения   соответствующих   задач   для   развития   мышления школьников,   формирования   многих   общеучебных,   общеинтеллектуальных   умений   и   навыков было бы, наверное, неправильно. Педагогическая целесообразность Изучая   программирование   на   языке   Паскаль,   учащиеся   прочнее   усваивают   основы алгоритмизации и программирования, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста. Цель программы:  Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.  Формирование алгоритмической культуры. Задачи программы  Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.  Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание   понятных,   локально   простых   и   удобочитаемых   программ,   характерными особенностями   которых   является:   модульность,   использование   унифицированных структур   следования,   выбора   и   повторения,   отказ   от   неструктурированных   передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.  Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.  Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.  Развитие алгоритмического мышления учащихся.  Формирование навыков грамотной разработки программ.  Углубление   знаний,   умений   и   навыков   решения   задач   по   программированию   и алгоритмизации. Отличительной   особенностью  является   эффективное   изучение   программирования, которое   возможно   лишь   тогда,   когда   оно   ориентировано   на   практическую   деятельность. Поэтому в каждой теме рассматриваются блоки задач, к которым приводится решение. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – 15­16 лет.  Срок реализации программы:   программа «Основы программирования» рассчитана на 1 год обучения (35 часов). Условия приёма в объединение:  приём в объединение свободный.  Формы, методы  и режим занятий. Методы  обучения:  ­ ориентация на самостоятельную работу  учащихся; ­ применение проблемного, деятельностного подхода к обучению; Формы  организации учебных занятий: ­ лекционные занятия; ­ уроки ­ практикумы; В содержании программы курса 2 части: •  теоретическая; •  практическая. В   теоретической   части   рассматриваются   основные   понятия   языка   программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В   практической   части   предлагаются   практические   работы,   направленные   на   отработку основных   алгоритмических   конструкций,   на   развитие   логического   мышления,   на   реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса. Кружок предусматривает классно­урочную систему обучения. Методы и методические приемы: Лекция,   Практикум      –  это   общие   занятия   и   задания   для   всех   учащихся   класса. Занятие     – беседа.   Ведется  диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия. Индивидуальные практические работы ­ мини­проекты. Программа предусматривает использование следующих форм работы:  фронтальной ­ подача материала всему коллективу учеников    индивидуальной  ­ самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи ученикам   при   возникновении   затруднения,   не   уменьшая   активности   учеников   и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.  групповой  ­   когда   ученикам   предоставляется   возможность   самостоятельно   построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга,  учесть  возможности каждого  на конкретном этапе  деятельности.  Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы. Примерная структура занятия:  Организационный момент (1мин)   Разбор нового материала. Выполнение письменных заданий (10­15 мин)   Работа за компьютером (15­23 мин)   Подведение итогов занятия (1 мин) Режим занятий Схема возрастного и количественного распределения детей по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность. Год обучения Количество Общее Продолжительность Общее детей в группах количество занятий в неделю занятия, час. количество часов неделю Общее количество часов в год 1 10 1 1х1 1 35 Предполагаемые результаты обучения По итогам реализации программы «Основы программирования» ожидаются следующие  результаты: 1.Личностные: ­развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами; ­развитие мотивации познавательных интересов 2.Предметные: Знания, полученные при изучении курса «Программирование на языке Pascal », учащиеся могут   использовать   при   создании   собственных   программ   по   определенной   тематике,   для решения   задач  из   различных   областей   знаний   –   математике,   физике,   химии,   биологии   и   др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования. Ожидаемые результаты. В результате изучения основ программирования учащиеся должны  знать  Структуру программы на языке Паскаль  Понятие величины  Математические функции и операции языка  Типы данных  Операторы и их синтаксис  Правила написания процедур и функций на языке Паскаль; их различия  Понятие одномерного и двумерного массива  Алгоритмы поиска и сортировки уметь  «читать» готовую программу  Записывать математические выражения на языке Паскаль  Описывать словесно работу операторов  Разрабатывать программы, требующие вложения одного и более операторов  Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах.   Формировать   процедуры   и   функции.   Правильно   строить   обращения   к   процедурам   и функциям.  Описывать, заполнять и выводить массивы  Обрабатывать массивы Формы подведения итогов реализации программ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам. Оценка имеет различные  способы  выражения  – устные суждения педагога, письменные качественные   характеристики,   систематизированные   по   заданным   параметрам   аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке   подлежит   в   первую   очередь   уровень   достижения   учеников   минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками: •  знание основных алгоритмических конструкций; •   умение   составить   и   записать   алгоритм   с   использованием   соответствующей алгоритмической конструкции; •  умение найти более эффективный способ решения задачи; •  умение тестировать программу. В течение всего курса проводятся контрольные срезы  и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов. ФОРМА ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ – зачёт. (Для   оценки   результативности   учебных   занятий   по   дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы программирования» применяются   следующие   виды   контроля   универсальных   учебных   действий учащихся. Текущий контроль – осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Промежуточный контроль  – проводится в конце   учебного года. Формами промежуточного   контроля   являются   тестирование   по   изученным   темам, выполнение заданий, упражнений, собеседование) Учебно­тематический план 1 год обучения №п/ п Наименование разделов и тем Коли чество часов Теоретические занятия Практические занятия I блок. Программирование линейных алгоритмов. Общие сведения.  1 Операторы языка  программирования  Паскаль. Решение задач с  2­5 использованием линейных алгоритмов. 6­7 Итоговый  практикум по решению  задач по теме «Линейные  алгоритмы». 1 4 2 1             2 II блок. Программирование ветвящихся алгоритмов. 8 Оператор  if. 1 1 2 2 Практикум   «Решение использованием оператора if». задач   с Оператор   выбора (case). Практикум   задач «Решение использованием оператора  выбора Сase»   с Итоговый практикум   по   решению задач теме «Ветвящиеся алгоритмы». по     2 0,5 1 4 1 3 2 III блок. Программирование циклических алгоритмов. Организация циклов. Циклы. Конструкция FOR. Циклы. Конструкция WHILE. Циклы. Конструкция   REPEAT. Вложенные циклы. Циклы. Конструкция GOTO. Практикум по решению   задач   по   теме «Циклы».   Итоговый практикум   по   решении 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 4 9­ 12 13 14­ 16 17­ 18 19 20­ 21 22­ 23 24­ 25 26­ 27 28­ 30 31­ 34 2 0,5 2 2 1 1 1 1 3 4 по задач темам: «Линейные   алгоритмы», «Ветвящиеся алгоритмы», «Циклы». ИТОГО: 34 12,5 21,5 Содержание изучаемого курса. I блок. Программирование линейных алгоритмов. В данном блоке рассматривается понятие линейного алгоритма. Основное место уделяется изучению операторов языка программирования Паскаль: ­ оператор присваивания; ­ составной оператор, который служит для записи в свое тело других операторов, последовательность которых рассматривается в данном случае как один оператор; ­ операторы ввода/вывода данных  Операторы вывода данных на экран Write("список переменных"); или Writeln("список переменных ");   Операторы   ввода   данных   с   клавиатуры   Read("список   переменных   ");   или Readln("список переменных "); Учащиеся научатся создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять простейшие программы на языке Паскаль, закрепят и отработают навыки  решения задач с использованием линейного программирования на языке Паскаль II блок. Программирование ветвящихся алгоритмов. В данном блоке рассматривается понятие ветвящегося  алгоритма. Учащиеся   смогут   обучиться   программированию   ветвящихся   алгоритмов   на   языке  Паскаль, подробно   изучат   оператор   условного   выполнения,   который   записывается   в   следующем виде: if <условие> then <оператор1> else <оператор2>. Кроме   оператора   условного   выполнения   циклов   в   Паскале   имеется   ещё   одна управляющая конструкция, одно из названий которой ­ оператор выбора. На самом деле это усложнённый   оператор   if,   он   позволяет   программе   выполняться   не   двумя   способами,   в зависимости   от   выполнения   условия,   а   несколькими,   в   зависимости   от   значения   некоторого выражения. В общем виде этот оператор выглядит так: case Выражение of  Вариант1: Оператор1; Вариант2: Оператор2; ... ВариантN: ОператорN; [else ОператорN1;] end; Учащиеся научатся создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять программы на языке   Паскаль,   закрепят   и   отработают   навыки  решения   задач  с   использованием   ветвящихся алгоритмов на языке Паскаль III блок. Программирование циклических алгоритмов. В данном блоке рассматривается понятие циклического алгоритма. Изучаются основные разновидности циклов:  Конструкция FOR.  Конструкция WHILE.  Конструкция REPEAT. Вложенные циклы.  Конструкция GOTO. Учащиеся познакомятся с правилами, которые необходимо соблюдать при использовании в программе оператора цикла. Учащиеся научатся создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять программы на языке Паскаль, закрепят и отработают навыки  решения задач с использованием циклических алгоритмов на языке Паскаль. По завершении курса выполняются задания практикума, которые помогут вывить уровень подготовки учащихся после изучения данного курса. Подведение   итогов   года.   Промежуточный   контроль   УУД   учащихся:   собеседование, тестирование по изученному материалу, выполнение контрольных заданий и упражнений. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально­технические условия: 1.   Кабинет:  соответствующий   санитарно­гигиеническим   нормам   освещения   и температурного режима (18­21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40­ 60 %), противопожарным требованиям, оснащенный мебелью, компьютерным оборудованием. 2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, стулья. 3. Технические ресурсы:   Компьютер    Проектор    Интерактивная доска  Принтер    Модем  Устройства  для  ручного  ввода  текстовой  информации  и  манипулирования  экранными объектами — клавиатура и мышь.    Устройства создания графической информации.    Программные средства:  Операционная система.  Клавиатурный тренажер.  Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.  Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).  Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).  Браузер (входит в состав операционных систем или др.). 4.Инструменты  и приспособления: нет Кадровое обеспечение:  Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование. Список использованной литературы. 1. Фаронов В.В. TerboPascal 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. –М.: «Нолидж», 1997 2. Кузнецов   А.А.,   Апатова   Н.В.   Основы   информатики   8­9   кл.:   Учебник   для общеобразовательных учебных заведений ­4­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002 3. Открытый банк заданий ЕГЭ на сайте http://www.fipi.ru Примерный комплекс упражнений для глаз: 1.   Закрыть   глаза,   сильно   напрягая   глазные   мышцы,   на   счет   1­4,   затем   раскрыть   глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1­6. Повторить 4­5 раз.   2.  Посмотреть   на   переносицу   и   задержать   взгляд   на   счет   1­4.   До   усталости   глаза   не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1­6. Повторить 4­5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1­4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1­С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3­4 раза. 4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо  вдаль на счет 1­6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1­6. Повторить  4­5 раз. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.  Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает  зрительное и статическое напряжение.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Основы программирования" ( 10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017