Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
окружающий мир
Детсад
01.04.2019
Программа "Я познаю мир" обеспечивает интеллектуальное развитие дошкольников, представляет возможность формировать системы элементарных знаний об окружающем мире, приобретении навыков самостоятельного познания действительности для успешной социализации и накопления собственного опыта.Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала.
ПРОГРАММА_Я познаю мир.docx
Министерство образования Оренбургской области
ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи
им. В.П. Поляничко»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социальнопедагогической направленности
«Я ПОЗНАЮ МИР»
(творческое объединение «Профильная школа информатики»)
Возраст учащихся: 46 лет
Срок реализации: 3 года
Авторсоставитель:
Яковлева Анна Геннадьевна,
методист отдела
«Центр информатизации образования» .
г. Оренбург, 2018 Содержание:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы..................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы).........................................3
1.2. Цель и задачи программы...................................................................................................5
1.3. Содержание программы......................................................................................................7
Учебный план..............................................................................................................................7
Учебный план 1го года обучения............................................................................................7
Учебный план 2го года обучения............................................................................................8
Учебный план 3го года обучения............................................................................................9
Содержание учебного плана....................................................................................................10
Содержание учебного плана первого года обучения............................................................10
Содержание учебного плана второго года обучения............................................................16
Содержание учебного плана третьего года обучения...........................................................21
1.4. Планируемые результаты освоения программы.............................................................26
Планируемые результаты освоения учащимися программы 1го года обучения:..............26
Планируемые результаты освоения учащимися программы 2го года обучения:..............26
Планируемые результаты освоения учащимися программы 3го года обучения:..............27
Раздел 2. Комплекс организационнопедагогических условий.........................................29
2.1. Календарный учебный график.........................................................................................29
Календарный учебный график 1го года обучения...............................................................29
Календарный учебный график 2го года обучения...............................................................38
Календарный учебный график 3го года обучения...............................................................46
День защитника отечества23 февраля.................................................................................51
2.2. Условия реализации программы......................................................................................56
Материальнотехническое оснащение....................................................................................56
Кадровое обеспечение.............................................................................................................56
2.3. Формы контроля................................................................................................................56
2.4. Оценочные материалы/диагностический инструментарий............................................56
2.5. Методическое обеспечение программы..........................................................................57
Используемая учебнометодическая литература..................................................................57
2.6. Список литературы...........................................................................................................59
2.7. Приложения.........................................................................................................................61
Приложения..............................................................................................................................63
2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы).
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Я познаю мир» – социальнопедагогическая.
Уровень освоения. Данная программа дает возможность учащимся доступно и
поэтапно освоить содержательный материал на стартовом и базовом уровнях.
Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Реализация программы на базовом уровне предполагает использование и реализацию
таких форм организации материала, при которых его б льшая часть не просто
запоминается детьми, а фактически самими же и открывается: разгадывается,
додумывается. При этом у учащихся активно развиваются умения высказывать простейшие
собственные суждения и умозаключения на основе приобретенных знаний.
оо
Актуальность.
Актуальность развития познавательных способностей детей, их любознательности,
активной мыслительной деятельности и интереса к явлениям окружающей
действительности продиктована современной действительностью.
Образовательная программа «Я познаю мир» направлена на формирование у
дошкольника качеств,
необходимых для овладения учебной деятельностью,
любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого
самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности,
последовательности и постепенности.
Программа «Я познаю мир» составлена в соответствии с нормативноправовыми
документами:
▪ Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.
№273ФЗ);
▪ Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726р);
▪ Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4.317214);
▪ Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 года №1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 г.
№ 30468);
3 ▪ Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. №093242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ»);
▪ Уставом ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко;
▪ Положением об отделе «Центр информатизации образования» ООДТДМ
им. В.П. Поляничко.
Педагогическая целесообразность.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Я познаю мир» ориентирована на учащихся дошкольного
возраста 46 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
У педагога есть возможность вариативно подходить к выбору видов деятельности при
планировании занятия, учитывая индивидуальные возможности детей, степень
подготовленности учащихся конкретной группы.
Разнообразие заданий, частая смена видов деятельности
помогают избежать
утомляемости, повышают активность детей, развивают нестандартное мышление,
уверенность в своих силах. Дидактический материал: загадки, скороговорки, пальчиковые
игры, театр мимики и жестов, психологическая разгрузка, игры с палочками, рисование
глазами и двумя руками, другие виды деятельности планируются в каждом блоке, причем
содержание этих заданий соответствует темам основных направлений, предусмотренных
программой, продолжает их и дополняет.
Отличительная особенность
Особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я
познаю мир» заключается в том, что она обеспечивает интеллектуальное развитие
дошкольников, предоставляет возможность формирования системы элементарных знаний
об окружающем мире,
приобретения навыков самостоятельного познания
действительности для успешной социализации и накопления собственного опыта.
Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует
лучшему восприятию нового материала.
Адресат программы. Программа реализуется для учащихся дошкольного возраста 4
6 лет. В возрасте от четырех лет сензитивным периодом является формирование системы
восприятия ребенка, которая ведет за собой все остальные психологические процессы,
является основой для формирования всех психических функций. Следовательно, в
развитии социальной уверенности у детей 46 лет большую роль играет обогащение
сенсорного опыта, в результате чего дети получают возможность полнее воспринимать
окружающий мир, учатся вслушиваться в него, наблюдать, быть внимательными. Их
контакты с миром, а позже с людьми становятся гармоничнее.
Программа «Я познаю мир» способствует развитию интеллектуальных,
познавательных и творческих способностей, речевых навыков и умений; способствует
расширению кругозора и активное познание детьми окружающего мира. Кроме того,
программа активизирует мыслительную деятельность, на основе чего формируется
4 воображение, память и мышление. Задатки дошкольника обращаются в определенные
умения и способности.
Совместная деятельность с взрослыми сменяется самостоятельно выполняемыми
действиями в соответствии с указаниями педагога. Развиваются тесно связанные друг с
другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Оптимальная наполняемость группы – 10 учащихся.
Объем и сроки освоения программы. Срок реализации программы – 3 года. Общий
объем учебных часов – 216; по 72 учебных часов на каждый год обучения.
Формы обученияочная. Основная форма организации образовательного процесса –
групповое занятие.
Формы занятий:
вводное/итоговое занятие;
занятиебеседа
занятиепутешествие;
занятиеисследование;
занятиефантазирование;
занятиепоиск;
игравикторина и др.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю; продолжительность занятия – 30
минут.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы – развитие познавательной активности ребенка посредством
знакомства с окружающим миром, формирование основ базовой культуры личности
ребенка.
Задачи программы:
Задачи 1го года обучения:
формировать потребность у детей в освоении разных способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в игре и повседневном общении;
формировать основы коллективной деятельности детей, умений пользоваться
правилами этикета общения и игровой деятельности со сверстниками и педагогом;
развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать воображение и фантазию, слуховое и зрительнопространственное
восприятие, речь ребенка, мелкую моторику;
формировать первоначальные представления о единстве природы, о человеке как
части живой природы;
5 формировать первичные «нравственные эмоции»: хорошо – плохо, обогащать
представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье;
прививать навыки аккуратности, трудолюбия, дисциплины.
Задачи 2го года обучения:
развивать первоначальные представления о единстве природы, о человеке как части
живой природы;
развивать творческие способности в процессе игрового общения, формировать
умения передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению
сверстников;
направлять учащихся на поиск действий практического и мыслительного характера
при решении занимательных и творческих задач в играх и упражнениях;
развивать воображение и фантазию, слуховое и зрительнопространственное
восприятие, речь ребенка, мелкую моторику;
развивать любознательность, познавательный интерес к исследованию окружающего
мира;
развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать у детей доброжелательного отношения к близким людям; пробуждать
эмоциональную отзывчивость на состояния близких людей, сверстников, героев сказок;
формировать основы коллективной деятельности детей, умений пользоваться
правилами этикета общения и игровой деятельности со сверстниками и
педагогом, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим сверстникам,
уважение к взрослым, умение общаться и взаимодействовать, следовать правилам
поведения в детском коллективе.
прививать навыки аккуратности, трудолюбия, дисциплины.
поддерживать стремление к самостоятельному поиску и решению различных задач,
выбору приемов и средств, проверке правильности решения;
обогащать активный словарь ребенка;
Задачи 3го года обучения:
расширять кругозор ребенка в познании окружающего мира посредством освоения
многообразия свойств и форм предметов, количественных, пространственных отношений
объектов и явлений окружающей действительности;
воспитывать умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и
педагогом в условиях коллективной игровой деятельности, проявлять доброжелательное и
уважительное отношение к окружающим, усвоить элементарные нормы поведения в
микрогруппе, семье, обществе;
6 активизировать речевую деятельность ребенка, развивать умения слушать, задавать
и отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать собственные суждения и простейшие
умозаключения;
развивать память (умение запоминать новую информацию, воспроизводить в памяти
известные и освоенные ранее знания), внимание (его организацию, устойчивость,
произвольность), мышление и творческую фантазию ребенка (самостоятельное порождение
ребенком какойлибо идеи, составление воображаемого плана реализации этого замысла);
прививать навыки трудолюбия, аккуратности, старательности, самостоятельности,
настойчивости в достижении результата;
обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и
физических состояниях воспитывать культуру поведения и общения; углублять
представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к
близким;
развивать способность активно мыслить, освоить простые приемы умственной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация,
аналогия).
1.3. Содержание программы.
Учебный план.
Учебный план 1го года обучения.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование раздела
Колво
часов
Форма контроля
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Знакомство с
детьми.
Входная диагностика
В кругу друзей
Вежливость и доброта
Ямальчик, Ядевочка
Я человек
Моя семья
1
1
1
1
1
2
2
Опрос, игровое упражнение на
знакомство.
Опрос
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
7 8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Времена года. Осень в гости к нам
пришла.
Осенний урожай
Дикие и домашние животные
День матери
Времена года. Зима
Знакомство с профессиями
Виды транспорта
15. Наша армия сильна!
16.
Времена года. Весна
17. Моя любимая мама
18. Животный мир весной
19.
20.
Космос
В мире музыки
21. Мой городОренбург
22.
23.
24.
25.
День Победы9 мая!
Дом, в котором я живу
Времена года. Лето
Выходная диагностика
26. Итоговое занятие.
2
4
6
1
9
7
5
1
1
2
7
3
3
3
1
4
2
2
1
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, упражнения в тетрадях
Игравикторина «Здравствуй
мир!».
Итого:
72
Учебный план 2го года обучения.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование раздела
Колво
часов
Форма контроля
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Знакомство с
детьми.
Входная диагностика
В кругу друзей
Эмоции
Органы чувств человека
1
1
2
1
1
Опрос
Опрос, упражнения в тетрадях.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
8 6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Будь здоров!
Моя семья
Осенняя пора
Поговорим о природе
День мамы
Времена года. Зима
Профессии
Транспорт
Наша армия сильна!
Время года весна
Планеты солнечной системы
17. Музыкальные инструменты
18. Мой город Оренбург
19.
День Победы
20. Мой дом
21.
22.
23.
Времена года. Лето
Выходная диагностика
Итоговое занятие
Итого:
2
1
4
7
1
8
5
7
1
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
10
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Игравикторина «Мир вокруг нас»
4
3
2
1
4
3
2
1
72
Учебный план 3го года обучения.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование раздела
Колво
часов
Форма контроля
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Знакомство с
детьми.
Входная диагностика
Уроки общения
Полезная и вредная пища
Моя семья
Осень к нам пришла
1
1
5
1
1
4
Опрос
Опрос
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
9 7.
8.
9.
Мой город – Оренбург.
Мой дом
Зимаволшебница.
10. Профессии в городе и деревне.
11.
Свойства воздуха и воды.
12. Праздник 23 февраля
13.
В гостях у сказки
14. Откуда пришла книга.
15. Музыкальные инструменты
16. Международный женский день 8
марта
Весна пришла
17.
18. Планеты солнечной системы
19.
Транспорт
20. Праздник 1 мая
21.
День Победы!
22. История страны
23.
24.
Времена года. Лето
Выходная диагностика
25. Итоговое занятие.
Итого:
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Опрос, наблюдение, упражнения.
Игра «Мир вокруг нас!»
2
7
9
8
2
1
1
1
2
1
7
5
4
1
1
3
1
2
1
72
Содержание учебного плана.
Содержание учебного плана первого года обучения.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми.
Игра с детьми «Давай познакомимся!». ИТБ: беседа о правилах поведения на
занятиях в кабинете. Игровое упражнение «Как вести себя на занятии».
2.Входная диагностика.
3. В кругу друзей.
Беседа с детьми «Что такое дружба?». Стихотворение о дружбе. Прослушивание
песни «Настоящий друг». Рассматривание картинок. Игровое упражнение «Помоги другу».
4. Вежливость и доброта.
Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
5. Я мальчик, я – девочка.
10 Прослушивание песни «Из чего же, из чего же…» (Ю. Чичкова, Я. Хелемского). Игра
«Девчата» и «Мальчишки». Игровые упражнения: «Приветствие по именам», «Во что
любят играть мальчики, а во что – девочки», «Какое имя лишнее?», «Одень куклу
мальчика и куклудевочку». Формирование представления о себе как о человеке. Беседа
«Все мы вместе – люди», «Чем отличаются люди друг от друга». Беседа «Тело нужно,
чтобы жить!».
6. Я человек.
Формирование представления о себе как о человеке. Беседа «Все мы вместе – люди»,
«Чем отличаются люди друг от друга». Беседа «Тело нужно, чтобы жить!».
Рассматривание картинок с изображением частей тела человека. Игровое упражнение «Из
каких частей тела состоит человек?».
7. Моя семья.
Беседа о чистоте своего тела и личной гигиене «Залог здоровья – чистота и
гигиена». Стихотворение о Чистоте. Разгадывание загадок о предметах гигиены (зубная
щётка, зубная паста, мыло, расчёска, носовой платок). Рассматривание иллюстраций
«Как правильно мыть руки», «Зеркало любит чистые лица». Беседа об элементарных
правилах гигиены. Игра «Полезно – вредно». Беседа «Что такое семья?».. Беседа о
членах семьи. Упражнение «Скажи ласково». Стихотворения о членах семьи. Рассказы
детей «Какая у меня семья?». Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире».
Беседа о любимых занятиях и профессиях членов семьи. Игровое упражнение «Кто как
трудится в вашей семье?». Знакомство детей с праздником «День семьи». Изготовление
открытки «Семейная ромашка» (аппликация из цветной бумаги).
8. Времена года. Осень в гости к нам пришла.
Знакомство со временем года – осень. Стихи и загадки про осень. Рассматривание
иллюстраций. Презентация «Золотая осень». Беседа о погодных явлениях осенью. Игровое
упражнение «Назови признаки осени». Подвижная игра «Листопад». Одежда. Беседа об
одежде и обуви, которую носят люди осенью. Игровое упражнение «Одень куклу Машу»
(по погоде). Игра «Собери пазл» (осенняя картинка).
9. Осенний урожай.
Презентация «Что нам осень принесла». Игра «Загадки и отгадки» (загадки про
овощи). Беседа о пользе овощей: «Для чего люди употребляют овощи в пищу?», «Как
нужно обрабатывать овощи перед употреблением?». Беседа «Где растут ягоды и фрукты».
Презентация «Лесные и садовые ягоды». Стихи и загадки про ягоды. Игровое упражнение
«Найди и назови лесные, садовые ягоды». Упражнение «Из чего варенье?». Пальчиковая
гимнастика «За ягодами». Беседа о фруктах. Стихи и загадки про фрукты. Игровое
упражнение «Узнай фрукт по описанию». Упражнение «Куда спрятались фрукты или что
можно приготовить из фруктов?». Пальчиковая гимнастика «Фруктовый компот». Беседа о
лесных грибах. Просмотр мультфильма «Мудрые сказки тётушки Совы. Про грибы».
11 Рассматривание картины «Ранняя осень» (на картинке дети собирают грибы). Игровое
упражнение «Собери съедобные грибы в корзинку».
10. Дикие и домашние животные.
Игравикторина «В царстве смекалки». Игры и упражнения, задачишутки, задачки на
смекалку, разгадывание загадок. Беседа о домашних птицах, их пользе для человека.
Названия птенцов домашних птиц (утята, цыплята, гусята, индюшата и т.д.). Картинки с
изображением домашних птиц и их детенышей, иллюстрация «Птичий двор». Стихи и
загадки про птиц. Игра «Угадай, кто как кричит». Знакомство с названиями диких птиц,
средой их обитания. Беседа «Что есть у птички?» (голова, клюв, хвост, крылья).
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц (воробей, голубь, ласточка, синица).
Беседа «Как заботиться о птицах». Обобщающая беседа (закрепление представлений) о
домашних и диких птицах. Отличия и сходства домашних и диких птиц. Игровые
упражнения «Кто, где живет?», «Чей голос», «Скажи правильно», «Одинмного»,
«Любимый корм». Беседа о домашних животных, их пользе для человека. Рассматривание
иллюстраций с изображением домашних животных и их детенышей. Загадки о домашних
животных. Игровое упражнение «Чей детеныш?», «Где, чей дом?». Знакомство с понятием
«дикие животные». Беседа о диких животных, среде обитания. Стихи и загадки про
животных. Презентация «Лесные животные». Упражнение «Третий лишний» (какое
животное лишнее на картинке). Динамическая пауза «Звериная зарядка».
11. День матери.
Знакомство с праздником, его традициями. Разучивание стихотворения о маме.
Упражнение «Как зовут маму?», «Назови маму ласково». Рисование праздничной открытки
для мамы. Презентация детских рисунков.
12
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.