Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Оценка 5
Документация +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
29.01.2017
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»
Данная программа направлена на военно-патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения. Предметом изучения являются основы военного дела со специализацией. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы» составлена на основе следующих документов и материалов:  «Федеральный государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);  Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мало-Куналейская СОШ».  Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Бичурский дом детского творчества»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы» составлена на основе следующих документов и материалов:  «Федеральный государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);  Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мало-Куналейская СОШ».  Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Бичурский дом детского творчества»
РП БЕРКУТ Ламуев.docx
Управление образованием администрации муниципального образования «Бичурский район» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Бичурский дом детского творчества» Утверждена приказом  директора ДДТ №____ От «__ октября 2016г.                                     Директор ДДТ   Тимофеева Н.В._________ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Военно­патриотическое и гражданское воспитание подростков в    условиях сельской школы» Направленность программы: военно –патриотическая Срок реализации программы: 2 года Возраст детей: 10­18 лет      Составитель:  руководитель военно ­ патриотического клуба «Беркут» Ламуев Виталий Сергеевич учитель ОБЖ I квалификационной категории Мало­Куналейская СОШ Бичурского района. с.Малый Куналей 2016­2017 у.г. Содержание: Пояснительная записка………………...…………………………………..3 Цели и задачи программы…………………………………………………4 Принципы, средства реализации программы..…………………………..5 Ожидаемые результаты освоения программы……………………………6 Содержание ………………………. ..………………………………………8 Учебный план занятий  ……………………………………………………15 Календарно­тематический план занятий  ………..………………………17 Мониторинг образовательной деятельности ……………………………..20 Список литературы………………………………….………………….......22 2 Пояснительная записка Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Военно­патриотическое и  гражданское воспитание подростков в    условиях сельской школы» составлена на основе следующих  документов и материалов:    «Федеральный  государственный стандарт основного общего образования»,  утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 );  Основная образовательная программа основного общего образования муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения «Мало­Куналейская СОШ». Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения  дополнительного образования «Бичурский дом детского творчества»     Данная программа направлена на военно­патриотическое и гражданское воспитание  подрастающего поколения. Предметом изучения являются основы военного дела со специализацией. Актуальность программы На   сегодняшний   день   в   МБОУ   «Мало­Куналейская   СОШ»   обучается   246   учащихся.   Безработных родителей ­122 человека, работающих родителей ­113. Пенсионеров ­ 9, инвалидов­ 9 человек. Детей из полных семей – 62. Из малообеспеченных семей – 107. Из социально­неблагополучных семей­ 61 ребенок. Детей­инвалидов ­ 1, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации ­107 человек. Детей, находящихся на учете в школе ­ 5, в КДН оМВД по Бичурскому району ­3 человека.    Из приведенных данных видно, что в школе есть дети из малообеспеченных  и неблагополучных семей, есть дети и с девиантным поведением. В большинстве случаев родители не уделяют достаточного внимания социальной   адаптации   своих   детей   (не   понимают   необходимость   получения   детьми   образования,   не уделяют   достаточно   внимания   организации   досуга   и   отдыха   детей,   не   прогнозируют   дальнейший жизненный   путь   своих   детей).   Дети,   в   свою   очередь,   видя   безразличие   к   своей   судьбе   со   стороны родителей, зачастую не верят, что смогут занять достойное место в обществе. Без веры в свое будущее нельзя верить в будущее России, т.е. стать достойным гражданином и патриотом своей Родины.  С целью подготовки учащихся к адаптации в современных условиях, в школе выстроена определенная система воспитательной работы, где одно из ведущих направлений деятельности является гражданское и военно­патриотическое воспитание. Данная   программа     рассчитана  на  расширение  знаний,  умений  и навыков   учащихся   в  области  военно­ прикладных видов спорта.  Новизна   ее   состоит   в   том,   что   в   ней   разумно   сочетается   ознакомление   и   изучение   ряда   военных специальностей: огневая и инженерная подготовка, основы рукопашного боя и другие направления. Привлекательность программы состоит не только в том, что пройдя   жесткий конкурирующий отбор 11 детей  ежегодно выезжают на Республиканскую военно­патриотическую игру «Победа», где состязаются с ровесниками   из   других   районов   республики,   но   и   в   будущем,   уверенные   в   себе   ребята,   прошедшие подготовку   по   данной   программе,   которая   максимально   приближена   к   настоящей   воинской   службе, достигают своей цели более уверенней, чем остальные их сверстники. Предполагаемые результаты реализации программы Программа   ВПК   «Беркут»   способствует   формированию   личностных,   регулятивных,   познавательных   и коммуникативных учебных действий. Познавательные УУД: •  умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; •   ориентироваться   в   понятиях   «здоровый   образ   жизни»,   характеризовать   значение   занятий   по оздоровлению, влиянию спорта на занятия и самочувствие; •  характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать   и   корректировать   физическую   нагрузку   в   зависимости   от   индивидуальных   особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности; •  осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни. Личностные УУД: •   оценивать   поступки   людей,   жизненные   ситуации   с   точки   зрения   общепринятых   норм   и   ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; •  выражать свои эмоции; •  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. •  установка на здоровый образ жизни; •   ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных   поступков,   так   и   поступков окружающих людей в игровой деятельности; •   эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие   сенсорной   чувствительности;   знание   основных   моральных   норм   на   занятиях   физической подготовки и ориентации на их выполнение; Регулятивные УУД: •  определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; •  проговаривать последовательность действий во время занятия; •  учиться работать по определенному алгоритму; •  организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем; •  соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий; •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий; •  оценивать правильность выполнения действия; •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей; •   проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлениикомплексов упражнений, игровых ситуаций; •  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после. Коммуникативные УУД: •   планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   —   определение   цели,   функций участников, способов взаимодействия; •  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; •   разрешение   конфликтов   —   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и   оценка   альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; •  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; •   умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в   соответствии   с   задачами   и условиями  коммуникации;   владение   монологической  и  диалогической  формами  речи  в  соответствии   с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. •  формирование навыков позитивного коммуникативного общения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ     ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств. ЗАДАЧИ: воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности Отечеству, готовности   к   выполнению   конституционных   обязанностей,   воспитание   гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине;    воспитание уважительного отношения к героической истории нашего государства, его вооруженным силам ; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;  воспитание потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе;  подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;    физическое и духовно­нравственное развитие детей и подростков;    совершенствование ценностно­ориентированных качеств личности; обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.  освоение   и   совершенствование   дисциплины   общей   и   специальной   физической  подготовки.       воспитание   сознательной       дисциплины,   силы   воли,   умения концентрироваться на выполнение поставленной цели и культуры поведения;  формирование эмоционально­ценностного отношения к окружающей действительности;  воспитывать дисциплинированность, 4 Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков в военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению. Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:  гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;   приоритета   интересов   каждого   обучающегося,   учета   его   интеллектуальных   и психофизиологических и личностных особенностей;     непрерывности образования и воспитания;  воспитывающего обучения;  учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;   обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего обучения;   содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.  Средства реализации программы:  Создание   особой   микросоциальной,   развивающей   среды     дисциплины,   порядка, комфортности;     Обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;  Использование отечественного и зарубежного опыта;  Приобщение подростков к жизни в гражданском обществе, к культуре мира и ненасилия.  Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 12 до 18 лет.  Набор  обучающихся  в  группы  –  свободный:  все  кто  проявляет  желание  и  интерес, независимо от физических данных. Но, главное, без медицинских противопоказаний. Формы учебных занятий. 1. Учебно­тренировочное   занятие.   Содержание   учебного   материала   должно   соответствовать обучающей и воспитательной задаче.  2. Тематические   экскурсии.   Могут   являться   разновидностью   занятий   либо   культурно­досуговым мероприятием.  3. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.  4. Трудовая   деятельность   педагога   и   обучающихся.   Участие   в   совместном   труде,   например,   в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи. 5. Досуговые,   массовые   мероприятия,   соревнования,   посвященные   различным   историческим   или памятным датам.  6. Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.  5 Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:  День клуба (собираются все группы, приходят интересные люди, проводятся беседы, просмотр и обсуждение фото­ и видеоматериалов и т.п.);        походы по знаменательным историческим местам;  участие в соревнованиях по традиционным и боевым искусствам;  учебные семинары;  помощь ветеранам войн;  вахта памяти;  показательные выступления.  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате реализации данной программы:  будет усовершенствована работа с педагогами дополнительного образования;  участники военно­патриотического клуба достигнут общекультурного уровня образования  по истории родного края, овладеют основами научно­исследовательской деятельности,  культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;  члены   клуба   освоят   правила   безопасного   поведения   в   повседневной   жизни,   принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;   у   детей   и   подростков   сформируется   потребность   в   регулярных   занятиях   физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;  компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области  краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки.  Условия реализации программы Для успешной реализации данной программы  имеется  Спортзал;   Открытая специально оборудованная спортивная площадка;   Спортивный инвентарь;   Туристический инвентарь;   Венно­полевая форма для членов клуба;   Учебный класс. 6 Методы, используемые в процессе обучения.  Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;   Методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;   Методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.   Метод убеждения – разъяснение, эмоционально­словесное воздействие, внушение, просьба.   Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.   Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.   Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.   Метод состязательности – поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу,  проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и  сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их  исправления.   Анкетирование,   опрос   обучающихся   –   позволяют   выяснить   состояние   и   динамику   развития личностных   качеств   обучающихся   и   определить   направления   дальнейшего   педагогического воздействия на них.   Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа): дает возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей.  Программа разработана на один учебный год, продолжительностью 8 месяцев. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Общее количество часов  (учебный час) 186 часов 31 недель 6 ч/неделю Продолжительность учебного занятия – 45 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб,   а   также   других   занятий,   связанных   с   выходом   в   поле,   выездом   в   воинскую   часть, участием   в   учебно­полевых   сборах   и   соревнованиях   продолжительность   учебного   дня   не регламентируется. 7 Учебный план объединения дополнительного образования Направленность Название объединения Военно­ спортивная Военно­патриотический клуб «Беркут» Кол­во часов Кол­во групп в неделю 6 2 Всего часов по программе в год 186 СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (40  часов) Тема 1. Гимнастика. Разучивание и тренировка в выполнении 1­го комплекса вольных упражнений, положений наскока и соскока со снаряда и действий у снарядов, упражнений на гимнастической скамейке, стенке,   тренажерах,   в   лазанье   по   канату   (шесту),   с   тяжестями.   Разучивание   и   тренировка   в выполнении упражнений: на перекладине – подтягивание; на брусьях – сгибание и разгибание рук в   упоре;   в   прыжках   –   прыжок   ноги   врозь   через   козла   в   длину;   тренировка   в   выполнении упражнений   с   тяжестями   и   в   лазанье   по   канату   (шесту).Совершенствование   ранее   изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями и в лазание. Тема 2. Преодоление препятствий. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность. Разучивание   приемов   и   действий   при   выполнении   общего   контрольного   упражнения   на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность. Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий и метании гранаты Ф­1 на дальность. Тема 3. Ускоренное передвижение. Начальное   обучение   технике   бега.   Техника   бега   на   короткие   дистанции,   старт,   финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции. Техника бега по пересеченной местности. Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции. Тема 4. Комплексные занятия, игры. Общая   физическая   подготовка:   выполнение   силовых   упражнений   на   гимнастических снарядах   –   подтягивание,   подъем   переворотом,   поднимание   ног   к   перекладине,   сгибание   и разгибание   рук   упоре   на   брусьях;   в   прыжках   –   прыжок   через   козла   в   длину;   на   силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км. 8 Проверка по упражнениям физической подготовки: марш­бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км; метание гранат Ф­1 на дальность; приемы рукопашного боя с автоматом; передвижение на поле боя. Общая   физическая   подготовка:   выполнение   упражнений   на   гимнастических   снарядах, тренировка в беге на короткие и средние дистанции. Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫ  Игровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫ  Игровые упражнения, способствующие развитию ЛОВКОСТИ  Игровые упражнения, способствующие развитию ГИБКОСТИ СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (40 часов) Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия. Занятие 1. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Занятие   2.  Выполнение   команд:   «Становись»,   «Смирно»,   «Вольно»,   «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». Занятия 3 и 4. Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Занятия 5 и 6. Повороты в движении. Занятие 7. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Занятие 8. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. Занятие 9­14. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием. Занятия 1 и 2. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Занятия 3 и 4. Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО (30 часов) ЦЕЛЬЮ изучения данного курса является подготовка юношей к воинской службе путем освоения ими стрелкового оружия и средств индивидуальной защиты. ЗАДАЧИ обучения: • познакомить каждого курсанта с боевыми свойствами и устройством пневматического оружия, стрелкового оружия. России и боеприпасов к нему, а также ручных гранат и специальных средств; 9 • научить подготавливать оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы из него по неподвижным и движущимся целям, чистить и смазывать оружие, измерять расстояние до местных предметов с помощью угловых величин;  • ознакомить   курсантов   со   специальными   средствами   полицейского   назначения   и   средствами индивидуальной защиты;  • дать навыки дуэльной стрельбы в усложненных. условиях с использованием пневматического оружия;  • научить   вести   огонь   из   автомата   (пистолета)   боевыми   патронами   по   условию   начального упражнения.  Методические рекомендации Наименование   тем   и   расчасовка   данного   курса   не   могут   быть   предложены   для идентифицирования, поскольку связаны с наличием материальной базы. В идеальном варианте программа рассчитана на обучение в течение трех лет. 1 год ­ обучение стрельбе из пневматического оружия. 2 год ­изучение материальной части боевого оружия и проведение боевых стрельб, углубление навыков стрельбы из оружия в усложненной обстановке. Изучение материальной части оружия и обучение стрельбе из него могут проводиться в иной последовательности,   чем   указано   в   плане,   в   виду   наличия   тех   или   иных   типов   вооружения. Например, учиться стрелять можно во время летних учебных сборов на базе войсковых частей. Особое внимание на любых занятиях, в т. ч и при изучении учебного оружия и охолощенных боеприпасов, следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Стрельбу из боевого оружия рекомендуется начинать не раннее чем с 11­12 лет. Содержание Тема № 1. Введение Занятие   №   1.   Краткий   экскурс   в   историю   развития   стрелкового   оружия.   Утерянные   секреты изобретателей. Новая жизнь старых изделий. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Тема № 2. Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки и пистолета Занятие № 1. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и пистолета. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей. Занятие   №   2.   Неполная   разборка   и   сборка   оружия.   Чистка   и   смазка.   Приведение   оружия   к нормальному бою. Тема № 3. Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова (РПК) и ручных гранат. Занятие   №   1.   Автомат   Калашникова   во   всех   его   модификациях.   Серия   автоматов   АК­100. Модификации,   история   создания.   Ручной   пулемет   Калашникова   (С)­74.   Назначение,   боевые свойства/общее устройство и принцип работы автомата (РПК). Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки автомата РПК. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Отработка нормативов по сборке­разборке оружия. 10 Занятие   №   3.   Подготовка   АК   (РПК)   к   стрельбе.   Возможные   задержки   и   неисправности   при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата. Занятие   №   4.   Принадлежности   к   автомату   (РПК).   Порядок   чистки   и   смазки   оружия   и   его хранение. Занятие № 5. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Тема №4. Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова (ПМ) Занятие № 1. Назначение, боевые свойства, общее устройство принцип работы ПМ. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Занятие № 2. Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. Чистка и смазка. Снаряжение магазина патронами. Отработка нормативов по сборке­разборке оружия. Тема №5. Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему? Специальные средства  полицейского назначения. Занятие   №   1.   Пистолеты,   револьверы,   пистолеты­пулеметы,   автоматы,   винтовки   и   ружья отечественного производства, и их ТТХ, Специальное оружие. Основные ТТХ и назначение, Занятие   №   2.   Оружие   с   боеприпасами   различного   назначения.   Специальные   средства полицейского назначения, их ТТХ. Занятие № 3. Боеприпасы к стрелковому оружию. Стандарты производства боеприпасов в странах НАТО   и   России.   Пробивное   и   останавливающее   действие   пули.   Типы   и   модификации   пуль отечественного производства и производства стран НАТО. Боеприпасы специального назначения. Тема № 6. Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами Занятие № 1. Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия,   меры   безопасности   при   обращении   с   ним   во   время   следования   на   транспортных средствах, 50 несения   боевой   службы,   на   занятиях   и   стрельбах.   Правила   производства   предупредительного выстрела. Занятие № 2. Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Меры предосторожности при   устранении   задержки.   Правила   заряжения   и   разряжения   оружия.   Меры   безопасности   при стрельбе холостыми патронами и при использовании имитационных средств. Тема №7. Приведение оружия к нормальному бою Занятие № 1. Порядок приведения оружия к нормальному бою для ведения огня днем. Тема №8. Правила стрельбы из стрелкового оружия. Занятие   №   1.   Выбор   установки   прицела,   дели   и   точки   прицеливания   для   стрельбы   по неподвижным   и   появляющимся   целям.   Определение   и   учет   поправок   на   отклонение   от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы. Занятие № 2 Виды движения цели. Выбор установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Решение огневых задач. 11 Тема №9. Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям Занятие № 1. Подготовка упора для стрельбы лежа. Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении. Занятие   №   2.   Выполнение   одного   упражнения   учебных   стрельб   (УУС)   из   пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем. Занятие   №   3..Выполнение   двух   УУС   из   пневматической   винтовки.   Обучение   стрельбе   по неподвижной цели днем. Занятие   №   4,   Выполнение   трех   УУС   из   пневматической   винтовки.   Обучение   стрельбе   по появляющимся целям днем. Занятие № 5. Выполнение одного УУС из пневматического пистолета. Занятие № 6. Выполнение двух УУС из газобаллонного пневматического пистолета. Стрельба во время коротких остановок и на ходу. Занятие № 7. Выполнение трех УУС из газобаллонного пневматического пистолета. Стрельба по неподвижным целям с места после передвижения. Занятие № 8. Выполнение одного УУС из пистолета Макарова. Занятие № 9. Выполнение одного УУС  (начальное упражнение) боевыми патронами из автомата. Занятие № 10. Выполнение упражнения по метанию ручных гранат. Тема № 10. Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из личного оружия» Занятие № 1. Ношение огнестрельного оружия в зависимости от ситуации. Техника передвижения при   огневом   контакте   с   противником:   комбинирование   кувырков   и   перекатов,   «лепестки», передвижения   по   типу   «маятника»,   «по­македонски».   Способы   опережения   противника   при огневом контакте, Тема № 11. Средства индивидуальной защиты Занятие № 1. Краткий экскурс в историю. Средства индивидуальной защиты бойца. Каски и их разновидности. Изделия «Колпак», «Маска», «Сфера». Средства бронезащиты. Степени и уровни защищенности. Требования к вышеуказанным изделиям. Стандарты изготовления данных изделий в России и странах НАТО. Тема № 12. Тактическое снаряжение бойца. Холодное оружие Занятие № 1. Универсальные тактические комплекты. Их комплектация. Десантные рюкзаки (РД) и   разгрузочные   жилеты   (РЖ),   их   предназначение   и   использование.   Доработка   стандартных образцов. Занятие № 2. Пошив РД и РЖ. Занятие № 3. Холодное оружие. Боевые ножи и ножи специального применения. Способы ношения холодного оружия. Тема № 1. Психологическая подготовка бойца спецподразделения Занятие № 1. Способы устранения взрывобоязни, а также боязни огня, высоты и воды. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (40 часов)  Тема № 2. Силы специальных операций армии, флота и силовых ведомств Занятие № 1. История специальных сил, операции армий мира. История формирования групп  специального назначения в СССР. 12 Занятие   №   2.   Способы   и   методы   специальной   подготовки   и   отбора   в   спецподразделения   в различных странах. Занятие № 3. Функции подразделений спецназа различных ведомств в России. Тема № 3. Тактическая подготовка Занятие № 1 (2 т., ­ 1 пр. ~ 1 год); (2 пр. ­, 2 год). Действие подразделений в обороне. Типы инженерных заграждений. Окопы. Занятие   №   2   (т.,   4   пр.   ­   1   год);   (4   пр.,   ­   2   год).   Действие   подразделения   при   наступлении. Форсирование водных преград. Деблокирование заграждений переднего края противника. Марш и походное охранение. Занятие № 3. Тактические учения. Тема № 4. Методы и способы ведения разведки Занятие № 1 (2 т., 3 пр.). Способы маскировки. Использование для маскировки свойств местности, растительности,   искусственных   масок   и   табельных   средств.   Маскировочные   костюмы   и комплекты.   Целеуказание.   Действия   ударного   отделения.   Разведывательные   признаки   целей (объектов). Занятие № 2 (2 т. ­ 1 год). Наблюдение. Особенности ведения разведки наблюдением в лесу, горах, пустынях, на побережьях зимой и ночью. Организация наблюдательного поста. Занятие № 3 (4 пр. ­ 1 год); (4 пр. ­ 2 год). Отделение в засаде. Налет как способ разведки. Разведка поиском, разведка боем. Действие снайперской группы. Подготовка снайперов. Снятие часовых. Обыск, связывание и конвоирование. Захват автомобиля и другой техники. Занятие №4(1 т., 2 пр. ­ 2 год). Способы совершения диверсионных актов. Специальные способы минирования. Проникновение на охраняемые территории, Занятие   №   5   (1   т.,   2   пр.   ­   2   год).   Способы   скрытого   отхода   с   места   диверсии,   скрытое перемещение по местности. Борьба с хищными животными и служебными собаками. Занятие № 6 (2 т., 2 пр. ­ 2 год). Трасология. Определение происхождения следов. Следы техники и пребывания человека. Следовая работа. Занятие № 7. Тактика ­ специальные учения. Тема №5. Действия подразделений в разведке Занятие № 1 (1 т., 1 пр. ­ 1 год); (2 пр. ­ 2 год). Боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ). Боевой разведывательный дозор. Основные задачи БРД. Разведгруппа (РГ) и ее задачи. Способы ведения разведки РГ водной преграды, в населенных пунктах, в горах, при встрече с препятствиями, на марше, в обороне и наступательном бою, в случае преследования, ночью и зимой. Решение ситуационных тактических задач. Занятие №2(1 т. ­ 1 год). Возможности сил и средств разведки родов войск и специальных войск. Занятие № 3 (1 т. ­ 1 год); (2 т., 2 пр. ­ 2 год). Тактика действий партизанских групп. Организация оповещения   и   связи.   Создание   преград   для   противника.   Вывод   из   строя   материальной   базы противника. 13 Занятие № 4 (1 т., 2 пр. ­ 2 год.) Организация внезапных нападений. Засады, Атаки постов и гарнизонов. Источники и способы получения разведданных. Борьба с контрразведкой противника. Занятие N° 5.Тактико­специальные учения. Тема №6. Техника и тактика действий групп антитеррора Занятие № 1 (2т., 2 пр. 1 ­ год); (10 пр. ­ 2 год). Тактика спецгруппы при захвате здания, самолета, автотехники,   железнодорожного   транспорта.   Распределение   обязанностей   в   группе.   Группы разведки,   наблюдения,   обеспечения,   захвата.   Огневое   взаимодействие   в   группе.   Прохождение лестничных маршей, дверных проемов. Занятие №'2 (1 т. ­ 1 год); (15 пр. ­ 2 год). Тактика спецгруппы при освобождений заложников из здания. Форсированное проникновение в здание Применение лестниц штурмовых трапов. Занятие № 3 (10 пр. ­ 2год) 'Тактика'' группы при освобождении заложников из автотранспорта и воздушных судов. Занятие № 4 (2 пр. ­ 1 год); (3 пр. ­ 2 год). Досмотр автотранспорта и железнодорожных вагонов. Правила и тактика досмотра техники и опрашиваемых лиц. Занятие № 5. Тактика ­ специальные учения. Тема №7. Боевые действия в городе Занятие № 1 (1 т. ­ 1 год); (1 т., 3 пр. ­ 2 год). Ведение боевых действий в городе. Основные сложности   городских   боев.   Опорные   точки,   Доты   и   Дзоты.   Тактика   действий   при   штурме городских   кварталов.   Взаимодействие   пехоты   и   других   родов   войск.   Тактика   действий разведподразделений. Система радиосвязи. Антиснайперские мероприятия. Понятие «зачистка». Занятие № 2 (4 пр. ­ 2 год). Огневое взаимодействие в группе. Тактика штурма здания ВОЕННО­МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА (30 часов) Тема 1. Оказание первой медицинской помощи. Занятие 1.  Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.  Понятие о ране, классификация   ран.   Виды   кровотечений.   Использование   табельных   и   подручных   средств   для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Занятие 2. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей. Занятие   3.  Признаки   клинической   и   биологической   смерти.  Техника   проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. 14 Занятие 4.  Первая помощь при утоплении,  солнечном и тепловом ударе.  Оказание первой медицинской   помощи   при   отравлении   техническими   жидкостями   и   поражении   электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током. Занятие 5.  Первая помощь при радиационных поражениях,  поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами. Тема 2. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила  пользования ими. Занятие 1. Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка   индивидуальная   (АИ­1М   и   АИР­3),   аптечка   войсковая   (АВ),   пакет   перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ­3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП­10 и ИПП­11). Предназначение, порядок и правила пользования. Тема 3. Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненых с поля боя. Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание им первой медицинской помощи. Порядок вызова санитара. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта. № Наименование разделов п/п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Общее количество часов 1 2 3 4 5 Физическая подготовка Огневая подготовка и оружейное дело Строевая подготовка Тактическая подготовка Военно­медицинская подготовка Итого: 40 40 36 40 30 186 № Наименование темы п\ п Теория Практика Всего часов ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (40 часов) 1 Гимнастика 2 Преодоление препятствий ­ ­ 6 9 6 9 15 3 Ускоренное передвижение 4 Комплексные и игровые упражнения ­ ­ 6 19 ИТОГО: ­ 40 СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (40 часов) 1 Строевые приемы и движения без оружия 2 Строевые приемы в движении и с оружием 5 5 15 15 40 6 19 20 20 ИТОГО 10 30 40 ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО (36 часов) : 1 Введение 2 Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки 3 Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова (РПК) и ручных гранат 4 Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова Стрелковое оружие России и боеприпасы к 5 нему. Специальные средства полицейского назначения. 6 Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. 7 Приведение оружия к нормальному бою. 8 Правила стрельбы из стрелкового оружия. 9 Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям 10 Тактика боя в курсе подготовки  «Стрельба  из личного оружия» 11 Средства  индивидуальной защиты. 12 Тактическое  снаряжение бойца. Холодное  оружие Итого 1 1 2 1 1 3 1 2 2 1 4 1 0 2 4 1 1 ­ ­ 2 2 ­ 4 ­ 1 3 6 2 2 3 1 4 4 1 8 1 20 16 36 16 ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (40 часов) 1 Психологическая подготовка бойца спецподразделения 2 Силы специальных операций армии, флота и силовых ведомств 3 Тактическая подготовка 4 Методы и способы ведения разведки 5 Действия подразделения в разведке 6 Техника и тактика действий антитеррористических групп 7 Боевые действия в городе 3 3 4 2 3 2 3 2 1 3 2 3 4 5 5 4 7 4 6 6 8 8 20 20 40 ВОЕННО­МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА (30 часов) 1 Оказание первой медицинской помощи Средства индивидуального медицинского 2 оснащения  военнослужащих и правила пользования ими. Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз 3 раненых с поля боя. 4 6 5 4 6 5 8 12 10 Итого 15 15 30 17 Календарно­тематический план занятий Наименование темы Введение. Инструктаж техники безопасности на занятиях. Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. Специальные средства полицейского назначения Строевые приемы и движения без оружия Строевые приемы и движения с оружием Приведение оружия к нормальному бою. Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из пневматической винтовки» Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся мишеням Психологическая подготовка бойца спецподразделения Ведение огня с места по неподвижным мишеням Психологическая подготовка бойца спецподразделения Строевые приемы и движения без оружия Строевые приемы и движения с оружием Розыск раненных на поле боя. Вынос с поле боя Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки Розыск раненных на поле боя. Вынос с поле боя Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки Оказание первой медицинской помощи Силы спецопераций армии Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими Розыск раненных на поле боя. Вынос с поле боя Методы и способы ведения разведки Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими Строевые приемы и движения без оружия Строевые приемы и движения с оружием Техника и тактика действий антитеррористических групп Техника и тактика действий антитеррористических групп Психологическая подготовка бойца спецподразделения Техника и тактика действий антитеррористических групп Методы и способы ведения разведки Действия подразделения в разведке Действия подразделения в разведке Строевые приемы и движения с оружием Действия подразделения в разведке Строевые приемы и движения без оружия Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова Боевые действия в городе Средства индивидуальной защиты Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова Холодное оружие Силы спецопераций армии Тактическая подготовка Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова Психологическая подготовка бойца спецподразделения Тактическая подготовка Средства индивидуального медицинского оснащения Теоритическ Практическо ое занятие е занятие 2 1 4 2 2 2 2 2 2 3 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 3 1 4 4 2 2 6 6 2 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 18 военнослужащих и правила пользования ими Боевые действия в городе Тактическая подготовка Оказание первой медицинской помощи Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненных с поля боя Боевые действия в городе Оказание первой медицинской помощи Тактическая подготовка Средства индивидуальной защиты Боевые действия в городе Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненных с поля боя Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова Оказание первой медицинской помощи Стрельба из пневматической винтовки Строевые приемы с оружием Стрельба из пневматической винтовки Оказание первой медицинской помощи Строевые приемы с оружием Строевые приемы без оружия Оказание первой медицинской помощи Комплексные и игровые упражнения Гимнастика. Комплекс вольных упражнений №1 и №2 Оказание первой медицинской помощи Комплексные и игровые упражнения Преодоление препятствий Ускоренное передвижение Преодоление препятствий Оказание первой медицинской помощи Комплексные и игровые упражнения 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 2 6 2 2 2 2 6 3 6 6 2 3 2 Всего  часов 186 Нормативная база: 1. Конституция Российской Федерации.  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» №273­ФЗ от 29.12.2012.  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.  4. Концепция модернизации российского образования до 2020года.  5. Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011­2015 годы, утвержденной постановлением правительства РФ от 05.10.2010, №795  7. Долгосрочная республиканская программа «Дети Республики Коми» на 2012­2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РК от 30.09.2011г. №435  8. Концепция патриотического воспитания молодежи в ДОСААФ России на период до 2020 года.  9. Послание Президента  Федеральному собранию 30 ноября 2010 года 19 10. Приказ   министерства   образования   и   науки   РФ   от   29   августа   2013   г.   №1008   "Об утверждении   порядка   организации   и   осуществления   образовательнойдеятельности   по дополнительным общеобразовательным программам"  11. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 №1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам"  Формы организации и проведения занятий Индивидуальная, индивидуально­фронтальная, групповая, по подгруппам, коллективно­ групповая, в парах. Мониторинг результатов образовательной деятельности № п/п Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Методы 1.Теоретическая подготовка Наблюдения, беседы, опрос Собеседование, наблюдение 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно – тематического плана программы) Соответствие теоретических умений и навыков ребенка программным требованиям и знания не умениями, уровень и  Низкий уровень (ребенок овладел в достаточной степени знаниями предусмотренных программой);  Средний усвоил программы и   справляется заданием с помощью взрослого)  Высокий освоил практически весь объем знаний, программой период  и  выполняет самостоятельно). предусмотренных конкретный за задания (ребенок умения с (ребенок уровень 1.2 Владение специальной термино­ логией Осмысленность и правиль ность использо вания специальной терминологии уровень (ребенок специальную  Низкий уровень (ребенок как правило, избегает употреблять специальные термины);  Средний сочетает терминологию с бытовой);  Высокий (специальные термины ребенок употребляет полном соответствии содержанием). осознанно   и с уровень в их 2. Практическая подготовка 20 2.1 Практические умения и навыки, предусмотренн ые программой (по основным разделам учебно – тематического плана программы) 2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки Соответствие практических умений и навыков программным требованиям не Практические и задания Практические задания Практические задания уровень и знания и   справляется степени умениями, (ребенок умения с  Низкий уровень (ребенок овладел в  достаточной знаниями предусмотренными программой);  Средний усвоил программы заданием с помощью взрослого);  Высокий уровень освоил  практически знаний, программой, период и самостоятельно).  Низкий уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); (ребенок весь  объем предусмотренных конкретный за задания выполняет Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и • Средний уровень (работает оснащения соборудованием с помощью педагога); • Высокий уровень (работаетс оборудованием  самостоятельно, не испытывает особых трудностей). Креативность в Начальный (элементарный) выполнении практических заданий уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); • Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); •Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) 21 Список литературы 1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.  2. Бачевский,   В.   И.   Система   военно­патриотического   воспитания   несовершеннолетних граждан: Учебно­методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО  «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.  Беспятова,   Н.   К.   Военно­патриотическое   воспитание   детей   и   подростков   как   средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис­пресс, 2006. – 192 с.  Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.  5. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд­во «Знание», 1979. – 380 с.  6. Героико­патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.­сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 3. 4. 7. 8. 9. на 2001 – 2005 годы».  на 2006 – 2010 годы».  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации Касимова,   Т.   А.   Патриотическое   воспитание   школьников:   Методическое   пособие   /   Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис­пресс, 2005. – 64 с.  10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5­10 классы. –  М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.  11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.  12. Николаев,   Г.   Г.   Воспитание   гражданских   качеств   подростков   в   детских   общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд­во Урал. ун­та, 2004. – 134с.  13. Оценка   качества   подготовки   выпускников   средней   (полной)   школы   по   основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.­сост. Г. А.Колодницкий,  14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки  занятий /Авт.­сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с. 15. Пути   модернизации   образования:   инновационные   образовательные   и   организационные технологии   в   кадетских   школах   и   в   школах­интернатах:   материалы   и   учебно­методические разработки   участников   Всероссийского   семинара­совещания   /   сост.   А.   Н.Кузибецкий,   Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.  16. Сборник   нормативных   правовых   документов   и   материалов   по   патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.  17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство,  1994. – 328 с.  18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.  19. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.  20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.­сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.  22

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа   «Военно-патриотическое и гражданское воспитание подростков в условиях сельской школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017