Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
20.03.2018
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»
«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающее…» О.П. Радынова Художественно - эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность. В настоящее время всё больше увеличивается детей с нарушением речи и нарушением зрения. Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения эмоциональности и т. д.) и поэтому требует социальной коррекции. В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в специально организованную театрально-игровую деятельность, разнообразие и полифункциональность которой существенно обогащают процесс воспитания и обучения. Предполагается, что обращение к внутреннему миру ребенка с помощью театрализованной деятельности, сказочных историй, специальных этюдов, упражнений игр и т.д. способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации. Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся жить в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.
ИВЕНТЬЕВАТ.Д. Галкина Н.А. , Калейдоскоп программа+.docx
Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                      Детский сад № 36 «Тополёк» РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО: на заседании Совета педагогов МБДОУ Детский сад № 36  Протокол     №__ от «    » ___________ 2017г. УТВЕРЖДАЮ:          заведующий МБДОУ                          Детский сад  № 36              ____________ О.И.Яук                                     Приказ №__               «___»___________2017г Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп» срок реализации 1 год Разработчики: Ивентьева Татьяна Дмитриевна, Воспитатель, Галкина Наталья Александровна, Учитель­логопед 1 Осинниковский городской округ, 2017 Содержание Пояснительная записка Учебный план Учебно­тематический план Содержание программы Диагностическое обеспечение программы Ожидаемые результаты реализации программы Информационно­методическое обеспечение Приложение                       2  8 9 10 18 20 21 25 2 Пояснительная записка «Театр – это волшебный мир,  в котором ребенок радуется, играя, а,  играя, познает  окружающее…» О.П. Радынова Художественно   ­   эстетическое   воспитание   занимает   одно   из  ведущих   мест   в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей   эстетического   воспитания   является   формирование   у   детей   эстетических интересов,   потребностей,   эстетического   вкуса,   а   также   творческих   способностей. Богатейшее   поле   для   эстетического   развития   детей   представляет   театрализованная деятельность. В   настоящее   время   всё   больше   увеличивается   детей   с   нарушением   речи   и нарушением   зрения.     Для   ребенка   с   нарушенным   зрением   общение   приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих  на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в   изменении   и   замедлении   процесса   зрительного   восприятия,   что   обуславливает нечеткость,   фрагментарность,   схематизм   образа   окружающего   мира.   Это   негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и   невербальной   выразительности,   воображения   эмоциональности   и   т.   д.)   и   поэтому требует социальной коррекции. В   старшем   дошкольном   возрасте   закладываются   основные   черты   личности   и характера,   формы   поведения   в   различных   социальных   ситуациях,   способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.   Неоценимую   помощь   в   этом   оказывает   включение   детей   в   специально организованную   театрально­игровую   деятельность,   разнообразие   и 3 полифункциональность   которой   существенно   обогащают   процесс   воспитания   и обучения.   Предполагается,   что   обращение   к   внутреннему   миру   ребенка   с   помощью театрализованной деятельности, сказочных историй, специальных этюдов, упражнений игр   и   т.д.   способствует   усвоению   детьми   новых   образцов   творческого   поведения   и перенесению их в естественные жизненные ситуации. Театр   воздействует   на   ребенка   комплексом   художественных   средств: применяется   художественное   слово,   наглядный   образ,   музыкальное   сопровождение. Сказки, спектакли  пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном   возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся жить в коллективе, видеть красоту, сочувствовать. Используя   театрализованное   творчество,   позволяет   воспитывать   у   них отрицательное отношение к жестокости,  хитрости,  трусости.  Расширять  и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально­волевую сферу ребенка. Театрализованная   деятельность   предоставляет   возможность   использовать театральное   искусство   и   как   своеобразный   инструмент   психической   и   речевой коррекции,   обеспечивающий   гармоничное   развитие   личности   ребенка.   Творческий характер   деятельности,   реализуемый   в   театральных   постановках,   поддержание положительного   эмоционального   настроя  в   их   ходе   и   по  окончанию,   необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей. Воспитание   театром   способствует   развитию   эмоциональности,   сопереживания, творческого   воображения,   коммуникации.   Участие   ребёнка   в   театрализованной деятельности   расширяет   его   познавательные   возможности,   создает   благоприятные условия для развития эстетического  восприятия, нравственного воспитания детей. В театральных   постановках   дети   проявляют   активное   отношение   к   действительности, передают внутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей. Участие   ребёнка   в   театральных   постановках,   творческий   характер   его деятельности,   привлекательность   этой   деятельности,   открывают   для   дошкольника новое,   интересное,   помогает   обнаружить   в   себе   ранее   неизведанное,   возможности становиться   сильным   и   прикладывать   необходимые   усилия,   которые   направлены   на 4 преодоление   трудностей,   обусловленных   речевой   и   зрительной   патологиями.   Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство     удовлетворенности   от  достигнутых   успехов,   изменяет   характер   влияния нарушений речевой деятельности на деятельность в целом. Актуальность данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры,   кукольных   постановок,   этюды,   соответствуют   единой   теме.   Арсенал   игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек   кукол­марионеток, пальчиковый театр, куклы би­ба­бо, методики     релаксационного   характера,   а   так   же   сочинение   сказок,   историй,   разные формы художественной экспрессии. Сказки   раскрывают   ребенку   мир   взрослых,   будят   его   фантазию,   развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений. Программа адресована для обучения детей старшего дошкольного возраста.  Данная   программа   построена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального Государственного образовательного стандарта. В   соответствии   с   этим   обозначилась   цель   программы:   развитие   творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре, развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Развивать функциональность ориентировки на микро и макро плоскости; 3. Способствовать развитию мелкой и крупной моторики; 4. Совершенствовать   артистические   навыки   детей   в   плане   переживания   и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 5. Формировать   у   детей   простейшие   образно­выразительные   умения,   учить имитировать характерные движения сказочных животных. 6. Помочь   в   овладении   средствами   образной   выразительности   (интонации, пантомимы, мимики). 7. Помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей. 5 8. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада. 9. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).  10. Развить у детей интерес к театрально­игровой деятельности. Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: — разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини­сценок; — владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би­ба­бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.); — амплификация   (обогащение)   театрального   опыта   (знания   о   театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии); — изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов. Принципы   построены   на   фундаментальных   положениях   общей,   возрастной   и специальной   психологии   о   том,   что   личность   —   это   целостная   психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запоро­ жец, Д.Б. Эльконин и др.). Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы: 1. Принцип   стимуляции   познавательной,   исследовательской   деятельности, активности   ребенка.   Имеет   место   ситуация   выбора,   незавершенный   образ,   его   нео­ жиданность и проблемность, постановка дальней цели. 2. Принцип   творческой,   гуманной   направленности   педагогического   процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии. 3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия. 4. Принцип интегративности,  характеризующийся связью: ­ театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным); ­ детского и взрослого искусств; ­ театральной   игры   и   совместной   созидательной   деятельности   педагога   и ребенка; ­ ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры; ­ специально организованной и самостоятельной деятельности. 6 5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение   ребенком   знаний,   умений,   навыков   и   использование   их   для   решения творческих задач по этапам: ­ ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества; ­ побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение  PIтворчество имеют равноправное значение; самостоятельный поиск решения творческих задач. Исходя   из   всего   перечисленного   выделены   основные   направления   работы   в театрально­игровой деятельности:   ­ Формирование культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. ­ Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. ­ Ориентировка в пространстве. Развитие   сценического   мастерства   и   речевой   деятельности:   развитие   мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя   речи,   монологической   и   диалогической   формы   речи,   игровых   навыков   и творческой самостоятельности. Успешности   использования   театрализованных   игр   в   работе   с   детьми способствует организация предметно­игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический   материал:   костюмы,   различные   объемные   и   плоскостные   куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации. На занятиях используется следующее оборудование: ­ настольная и напольная ширмы; ­ плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; ­ декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.); ­ наборы кукол для пальчикового театра; ­ куклы би­ба­бо; ­ рукавички с изображением мордочек животных; ­ костюмы персонажей сказок; ­ игрушечные персонажи. 7 В   соответствии   с   их   речевыми   возможностями   детей,   систематизированы материалы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы, картины и т.д. Были изготовлены маски животных, специальные театры (настольный, пальчиковый, би­ ба­бо, пиктограммный). Театрализованные игры проходят поэтапно.  На  первом   этапе  систематически   выполняются   игровые   упражнения,   направ­ ленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им, движения приобретают большую уверенность и управляемость.   Дети   начинают   легче   переключаться   с   одного   движения   на   другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. На  втором этапе  вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи. На  третьем   этапе  следует   переходить   к   драматизации   стихов,   прибауток, потешек.   Дети   заранее   с   родителями   или   воспитателями   заучивают   тексты,   затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. На  четвертом этапе  можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации   рассказов   и   сказок.   Для   этого   подходят   рассказы:   «Как   Маша   стала большой» (по Е. Пермяку), «Почему кот моется после еды» (литовская сказка), «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др. Один и тот же текст используется для разных инсценировок. На этом этапе необходимо «оживлять» картинки, рассказы и сказки («Спор животных», «Это я виноват» и др.). Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у   детей   разнообразные   умения   и   навыки,   но   и   решить   очень   важные   задачи коррекционно­воспитательной работы.  Для эффективной реализации программы необходимы: ­ дополнительные занятия; ­ работа   с   родителями:   совместные   театрализованные   представления, праздники, кукольные театры, спортивные соревнования; ­ внутреннее обустройство группы и зала; ­ костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, с эстетическим внешним видом и доступные детям. Программа рассчитана на 72 часа (1 год обучения). В структуре изучаемой программы  выделяются следующие основные разделы: 8 Ритмопластика ­ Культура и техника речи ­ ­ Театрально­игровая деятельность ­ Творческая деятельность Освоение программы предполагает проведение подгрупповых занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительностью занятий – 25   минут. Мониторинг проводится 2 раза в год – в сентябре, мае. Учебный план № п/п Название раздела Количество часов 1. 2. 3. 4. Культура и техника речи Ритмопластика  Театрально­игровая деятельность Творческая деятельность Всего:  15 15 21 21 72 9 10 Учебно­тематический план Количество часов всего 15 занятия 5 практика 10 15 21 21 72 4 7 7 11 14 14 23 49 Наименование  разделов и тем Раздел 1 Культура и  техника речи Итого по  разделу: Раздел 2 Ритмопластика Итого по  разделу: Раздел 3 Театрально­ игровая  деятельность Раздел 4 Творческая  деятельность Всего: Формы контроля Скорого­ ворки, пословицы, стишки, предложения, интонирова­ ние Миниатюры, пантомимы  имитирова­ ние, показ  животных и  т.д. Показ сказок (разные виды театра) Сочинение сказок, миниатюр и т.д. 11 Содержание программы Календарно­тематический план Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы деятельности Сентябрь Организационный  месяц. Адаптационный период. Экскурсия в ДК «Шахтер». Рассказ руководителя театральной студии о театре. Постановка музыкально­театрализованного представления «День рождения светофора» Октябрь Культура и  техника речи Развивать речевое  Речевая разминка. фронтальная дыхание и правильную  артикуляцию. Развивать  Упражнения на дыхание. Игры­упражнения  индивидуальная дикцию. Учить строить диалоги. «Веселые стихи»: «Лисанька­лиса» Ритмопластика  Развивать умение  пользоваться жестами. «Прогулка» Чистоговорки Игры: «Муравьи» Фронтальная подгрупповая Развивать двигательные  способности. «Дерево» «Цветок» Упражнять в  попеременном  «Осенние листья» «Бабочки» расслаблении и  напряжении групп мышц. Развивать зрительное и  слуховое внимание. Игры: «Знакомство» Учить снимать зажатость  и скованность.  «Где мы были...» «Волны» Учить самостоятельно  подбирать способы  Эмоциональные этюды: «Хорошее настроение» действий для передачи  «После дождя» Фронтальная Театрально­ игровая  деятельность Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы 12 деятельности Творческая  деятельность образа. Учить пользоваться  мимикой и жестами. Развивать творческую  инициативу,  самостоятельность. Упражнять в умении  менять интонацию,  выражение лица. Настольный театр на  конусе «Теремок» подгрупповая  Учить согласовывать свои действия с действиями  других детей. Ноябрь  Культура и  техника речи Ритмопластика Упражнять  артикуляционный  аппарат. Развивать речевое  дыхание и четкую  дикцию. Учить строить диалоги. Развивать умение верить в воображаемую ситуацию. Развивать пластическую  выразительность. Упражнять в  попеременном  Речевая разминка. Игры­упражнения  «Веселые стихи»: «В лесу» «Ежик» Скороговорки: «На носу у пса ­оса. Скорей сюда, спасайте  пса» «Тимка потерял ботинки» Игры: «Старый гриб» фронтальная индивидуальная фронтальная подгрупповая «Осенний ветер» индивидуальная расслаблении и  напряжении групп мышц Учить снимать зажатость  Игры: Театрально­ фронтальная Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы 13 деятельности игровая  деятельность Творческая  деятельность и скованность. «Тень»  Учить подбирать  способы действий для  передачи образа. Учить пользоваться  мимикой и жестами. Развивать творческую  инициативу. Упражнять в умении  менять интонацию,  «Передай настроение» «Зеркало» Эмоциональные этюды: «Плохая погода» «После дождя» «Ночные звуки» Разыгрывание сценки на  стихотворение  Э.Успенского «Страшная  история» выражение лица. Развивать зрительное и  Обыгрывание песни  «Почему медведь зимой  слуховое внимание,  память,  наблюдательность. спит» сл. Коволенков А.   муз. Книппер Н. Декабрь  подгрупповая Культура и  техника речи Развивать речевое  дыхание и правильную  Речевая разминка Игры­упражнения  фронтальная индивидуальная артикуляцию. Упражнять  в изменении  «Веселые стихи» Скороговорки: «На  темпа речи, высоты, силы  голоса. заборе не гвоздики ­ на  заборе гвоздики» Учить пользоваться  интонациями, произнося  «Коротко и ясно ­ от того прекрасно» Ритмопластика фразы грустно, радостно,  испуганно и т.д. Развивать умение верить в воображаемую ситуацию. Игры «Крепкий мороз» фронтальная  подгрупповая Развивать пластическую  выразительность. «На катке» «Лепим снеговика» Упражнять в  «Снежинка залетела в Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы 14 деятельности Театрально­ игровая  деятельность Творческая  деятельность попеременном  окно» расслаблении и  напряжении групп мышц «Прогулка по зимнему  лесу, встреча с зайцем  Учить подбирать способы (волком)» Игры «В магазине» действий для передачи  образа. «Король» Эмоциональны этюды:  «Потерялся» «Остров плакс» «Грязная бумажка» Инсценирование  стихотворения  В.Орлова  «Кража» Учить пользоваться  мимикой и жестами. Упражнять в умении  передавать чувства и  переживания героев,  менять интонацию,  выражение лица. Развивать  самостоятельность,  фронтальная подгрупповая индивидуальная подгрупповая творческую инициативу. Январь  Постановка музыкально­театрализованной сказки «Репка на новый лад». Изготовление афиш, подготовка декораций, атрибутов, масок. Культура и  техника речи Упражнять  артикуляционный  аппарат. Развивать речевое  дыхание. Февраль  Артикуляционная  фронтальная гимнастика. Дыхательная гимнастика. индивидуальная Стихи­диалоги. Динамические  Учить использовать  различной силы  скороговорки: «Мышонку шепчет мышь» интонации при  произнесении фраз. Развивать пластическую  выразительность и музы­ «Расскажите про  покупки» Игры: «Снегурочка» фронтальная подгрупповая Ритмопластика 15 Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы деятельности Театрально­ игровая  деятельность Творческая  деятельность кальность. Развивать умение  искренне верить в  воображаемую ситуацию. Совершенствовать навыки действовать с  воображаемыми  предметами. Учить действовать на  сценической площадке  естественно. Развивать творческую  активность,  самостоятельность. «Танцующий огонь» индивидуальная «Ежик» «Бабушка Маланья» Эмоциональные этюды: фронтальная подгрупповая подгрупповая «Грусть» «Заколдованный лес»  «Превращения» Игры и упражнения: «Передай настроение» «Магазин зеркал» Настольный театр   «Ножки не идут» Тростевой  театр  «Заюшкина избушка» Культура и  техника речи Развивать речевое  Артикуляционная  фронтальная дыхание и правильную  артикуляцию. Развивать  гимнастика. Дыхательная гимнастика. индивидуальная Март дикцию. Учить выразительно  читать диалоги. Ритмопластика Театрально­ игровая  Развивать пластическую  выразительность и  музыкальность. Развивать умение  искренне верить в  воображаемую ситуацию. Совершенствовать навыки действий с  «Забавные стихи» Динамические  скороговорки: «Пришел Прокоп» «Мама мыла Милу  мылом» Игры:  «Колобок» «В стране цветов»  «Город роботов» «Танцующие звери» фронтальная подгрупповая индивидуальная Эмоциональные этюды: «Ой­ой, живот болит» фронтальная подгрупповая 16 Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы деятельности деятельность воображаемыми  «Долгожданный подарок» индивидуальная предметами. Учить действовать на  сценической площадке  естественно. Развивать творческую  активность,  самостоятель­ность. Игры­упражнения: «Угадай, кто я?» «Мы охотимся на льва» «Волны» Этюды по сказкам. Настольный театр «Про  маленького котенка» по  Л.Пальмер подгрупповая Развивать речевое  Артикуляционная  фронтальная Апрель  дыхание и правильную  артикуляцию. Развивать  гимнастика Дыхательная гимнастика Творческая  деятельность Культура и  техника речи дикцию. Ритмопластика Театрально­ игровая  деятельность Развивать пластическую  выразительность и музы­ кальность. Развивать умение  искренне верить в  воображаемую ситуацию. Совершенствовать навыки действовать с  воображаемыми  предметами. Игры­упражнения  «Веселые стихи»: «Слоговые цепочки». Речевая минутка:  «Речевые интонации  персонажей» Эмоциональные этюды: «Заблудились в лесу» Игра в паре «Зеркало» Игра «Передай  настроение по цепочке» Игра «Отгадай, что я  делаю» Игра «Путешествие на  ковре­самолете в  фронтальная подгрупповая фронтальная подгрупповая индивидуальная Учить действовать на  сценической площадке  сказочную страну (в  Африку, в прошлое, в  Творческая  естественно. Развивать творческую  будущее)» музыкально­  фронтальная 17 Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы деятельности деятельность активность,  театрализованного  самостоятель­ность. представления «Секреты  здоровья». Изготовление  афиш, подготовка  декораций, атрибутов,  масок Май  Подготовка лучших инсценировок сказок и стихотворений, театрализованных игр,  игр­драматизаций (по выбору детей). Концерт для родителей и детей младших групп детского сада. 18 Диагностическое обеспечение программы Критерии Оценка  1. Педагог создает условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности. 1.1. Поощряет исполнительское творчество детей. 1.2. Развивает у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями   способность   свободно   и   раскрепощено держаться  при выступлении перед взрослыми и сверстниками 1.3.   Побуждает   детей   к   импровизации   средствами   мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации. 1.4.   Учит   детей   различать   настроения,   переживания,   передаваемые эмоциональные   состояния   персонажей, различными средствами драматизации. 1.5.   Представляет   детям   право   выбора   средств   для импровизации и самовыражения. 2. Педагог приобщает детей к театральной культуре. 2.1. Знакомит детей с устройством театра – сценой, занавесом, зрительным залом и пр. 2.2. Рассказывает детям о театральных жанрах. 2.3. Знакомит детей с разными видами кукольных театров –  би­ба­бо, настольным, теневым, пальчиковыми и др. 3. театрализованной     Педагог   обеспечивает   условия   для   взаимосвязи   и   других   видов   деятельности   в педагогическом процессе. 4. Педагог создает условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Оценка той или иной стороны деятельности педагога проводится по трехбальной шкале: 1   –   не   соответствует   критерию   (практически   отсутствуют   доказательства   того,   что деятельность педагога соответствует данному критерию); 2 – частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность соответствует данному критерию); 3   –   полностью   соответствует   данному   критерию   (существуют   значительные доказательства того, что деятельность соответствует данному критерию). 19 20 Ожидаемые результаты реализации программы В результате прохождения программного материала дошкольник  Должен уметь:  ­  самостоятельно   организовывать   театрализованные   игры   (выбирать   сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли); ­   разыгрывать   представления,   инсценировки,   использовать   средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение); ­ широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров Должен знать: ­   некоторые   виды   театров   (кукольный,   драматический,   музыкальный,   театр зверей и др.) ­   некоторые   приемы   манипуляции,   применяемые   в   знакомых   видах   театров: настольном, пальчиковым, бибабо  Должен иметь представление: ­ о театре, театральной культуре; ­ о театральных профессиях. 21 Информационно­методическое обеспечение программы Оборудование детской театральной студии 1.Настольны театр игрушек. 2.Настольный театр картинок. 3.Стенд­книжка. 4.Фланелеграф. 5.Теневой театр. 6.Пальчиковый театр. 7.Театр Би­ба­бо. 8.Театр Петрушки. 9.Детские костюмы для спектаклей. 10.Взрослые костюмы для спектаклей. 11.Элементы костюмов для детей и взрослых. 12.Атрибуты для занятий и для спектаклей. 13.Ширма для кукольного театра. 14.Музыкальный центр, видеоаппаратура 15.Медиотека (аудио­ и CD диски). 16.Декорации к спектаклям 17. Методическая литература Средства обучения  1.Настольны театр игрушек. 2.Настольный театр картинок. 3.Стенд­книжка. 4.Фланелеграф. 5.Теневой театр. 6.Пальчиковый театр. 7.Театр Би­ба­бо. 8.Театр Петрушки. 9.Детские костюмы для спектаклей. 10.Взрослые костюмы для спектаклей. 22 11.Элементы костюмов для детей и взрослых. 12.Атрибуты для занятий и для спектаклей. 13.Ширма для кукольного театра. 14.Музыкальный центр, видеоаппаратура 15.Медиотека (аудио­ и CD диски). 16.Декорации к спектаклям Этнографический материал Средняя группа  Сентябрь­ноябрь 1. Загадки (о зайце, собаке, кошке, медведе). 2. Фонограммы для этюдов. Декабрь­февраль 1. Фонограммы для этюдов 2.  Картотека игр Март­май 1. Загадки. 2. Фонограммы для этюдов. Старшая группа Сентябрь­ноябрь 1. Элементы национальных костюмов (коми, ханты, манси). 2. Игры (национальные). 3. Сказки, сценки. Подготовительная группа 1. Фонограммы к этюдам. 2. Песенки. 3. Загадки. 4. Игры. 5. Пословицы. 6. Сказки, сценки. Взаимодействие с родителями воспитанников 23 1. Общая стратегия руководства театрализованной деятельностью (круглый стол: педагоги и родители воспитанников кружка); 2. Привлечение родителей к оказанию помощи детям, педагогам в подготовке спектаклей:  ­ разучивание   скороговорок,   чистоговорок,   упражнения   по   формированию выразительности исполнения, задания на обучение элементам художественно­образных средств,   совершенствование   художественно­исполнительских   умений   (домашнее задание детям и родителям); ­ изготовление масок, элементов костюмов для спектаклей, театрализованных игр; ­ изготовление декораций для спектаклей; 3. Наглядная информация, рекомендации, консультации для родителей:  ­ «Помогите малышу раскрыть свой талант»; ­ «Как организовать детский праздник дома»; ­ «Домашний театр»; ­ «Сходите   с   ребенком   в   театр,   на   концерт   (о   пользе   культмассовых мероприятий); ­ «Воспитание ребенка средствами народного творчества». ­ «Как развивать музыкальность детей». 4. Привлечение родителей к организации и участию в совместных с детьми играх, викторинах, шоу в День театра в детском саду. 5. Привлечение родителей к исполнению некоторых ролей в спектаклях. Список рекомендуемой литературы 1. Артемова,   Л.В.   Театрализованные   игры   дошкольников   [Текст]   /   Л.   В. Артемова. – М.: Просвещение, 2001. –127с 2. Алексеевская, Н. Домашний театр – Серия «Через Игру – к совершенству» [Текст] / Н. Алексеевская. – М.: «Лист», 2000. 192 с. 3. Антипина,   Е.А.   Театрализованная   деятельность   в   детском   саду   [Текст]   : Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. ­ М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми»). 4. Бородич,   А.М.   Методика   формирования   речи   детей   [Текст]   /   А.   М. Бородич. – М.: 2001 – 126 с. 5. Караманенко,   Т.   Н.   Кукольный   театр   –   дошкольникам[Текст]   /   Т.   Н. Какманенко, Ю. Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с. 24 6. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : Популярное пособие   для   родителей   и   педагогов   /   Н.   Л.Кряжева.   –   М.:   Ярославль:   Академия развития, 2002. – 208 с. 7. Махнева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : Пособие для работников дошк. Учреждений / М. Д. Махнева. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.­ С.9­ 16,76­121 8. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст] : учеб. метод. Пособие / Е. В. Мигунова. – Великий Новгород, 2006. – 126 с. 9. Павалаки,   И.Ф.   Темпо­ритмическая   организация   движений   и   речи дошкольников.. ­ Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук[Текст] / И. Ф. Павалаки­ М.: 2006 – 156 с. 10. Петрова,   Т.   И.   Театрализованные   игры   в   детском   саду.   [Текст]   /   Т.   И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. ­ М.: “Школьная Пресса”, 2000. ­ 128 с. 11. Сорокина,   Н.Ф.   Играем   в   кукольный   театр   [Текст]   /   Н.   Ф.   Сорокина   // Дошкольное воспитание. 2002. ­ № 6. ­ С. 61­63; 2003. ­ №2. ­ С.129­130. 12. Шевцова,   Е.   Е.   Технологии   формирования   интонационной   стороны речи[Текст] / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина.– М.: АСТ.2008 – 222 с. 25 Эмоциональные Этюды Золотые капельки Приложение Идёт дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из – за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребёнок подставляет лицо золотым капелькам дождя – приятен тёплый летний дождь. Выразительные движения: Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи  опущены. Цветок Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем. Выразительные движения:  Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус,   руки   поднимаются   в   стороны.   Цветок   расцвёл.   Голова   откидывается   назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. МимикаГлаза полуоткрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. Медвежата выздоровели Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришёл доктор. Он вылечил медвежат и стало хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома. Выразительные движения: Положение   сидя,   ноги   раскинуты,   тело   отклонено   назад,   подбородок   слегка приподнят, улыбка. После дождя Жаркое лето. Только прошёл дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг в воображаемых   лужах,   стараясь   не   замочить   ноги.   Потом   расшалившись   прыгают   по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. Хорошее настроение Мама послала сына в магазин: « купить печенье и конфеты, мы выпьем с тобой чай и пойдём в зоопарк ». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. 26 Выразительные движения: Походка, быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки. Мимика: Улыбка. Стрекозазамерзла Пришла   зима,   а   стрекоза   не   приготовила   себе   домик,   не   запасла   еды   впрок. Стрекоза дрожит от холода: Холодно,   холодно!   Голодно,   голодно,   жутко   мне   зимой   мне   некуда   деться, сугробов ни счесть, пустите погреться, дайте поесть! Мимика: приподняты и сдвинуты брови: стучать зубами. Ой, ой, животболит Два   медвежонка   Тим   и   Том   съели   вкусные,   но   не   мытые   яблоки.   У   них разболелись животы. Медвежата жалуются: Ой, ой, живот болит! Ой, ой, меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим Мы хвораем Том и Тим: Жалоба медвежат сопровождается под музыку. Выразительные движения: Брови приподняты, сдвинуты, глаза припущены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты. Старый гриб Старый гриб вот – вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки. Выразительные движения: Стоят, ноги  расставлены, колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу. Остров плакс Путешественник попал на остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все его отталкивают и продолжают реветь. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт. Грязная бумажка На   полу   в   коридоре   лежит   грязная   бумажка.   Ее   надо   поднять   и   выбросить. Мальчик брезглив… ему кажется, что эта бумажка из туалета. 27 Наконец   он   пересиливает   свое   отвращение   берет   бумажку   кончиками   двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит ее в ведро для мусора. («Грязная»   бумажка   делается   из   чистой,   которая   закрашивается   красками   в неопределенный цвет). Страх Мальчик   боится   одиночества.   Он   неподвижно   сидит   на   стуле   и   со   страхом смотрит на дверь… вдруг в другой комнате кто – то притаился, что тогда? Выразительные движения:  Голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика:   брови   идут   вверх,   глаза   расширены   рот   раскрыт   как   бы   для восклицания. Вредное колечко Злой волшебник решил превратить хорошего и доброго мальчика в противного и плохого, он бросает перед мальчиком колечко. Если одеть это колечко на палец сразу же станешь вредным драчливым и злым. Но хороший мальчик об этом не знал, он наклоняется за колечком надевает его на палец и превращается в скверного мальчишку. Ему хочется всех бить все ломать, что он и начинает делать. Наконец, он устав засыпает. К ребятам, обиженным злым мальчиком, подходит добрый волшебник. Он предлагает одному из детей подойти к злому мальчику и снять кольцо. Все идут не слышными шагами. Колечко   снято   мальчик   просыпается.   Он   снова   хороший   и   добрый   мальчик. Просит у всех прощение. Добрый волшебник ломает колечко. Злой волшебник погибает, все весело маршируют. (Колечко может быть сделано из мягкой проволоки). Хочу и все Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить чешки. В этом же магазине продавались замечательные двухколесные велосипеды. ­ Я хочу этот велосипед, сказал мальчик. Мама показала ему деньги в кошельке и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед. ­ А мне что до этого! – громко закричал мальчик и даже топнул ногой. ­ Хочу и все. 28 Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына. Она потянула   сына   за   руку,   чтобы   выйти   из   магазина,   но   он   подогнул   ноги   под   себя   и повалился назад. У мамы не хватило сил чтобы удержать руку сына в своей руке… И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками об пол, пинает ногами воздух, и выгибая спину повторяет плачущим капризным голосом: «Хочу и все! Хочу!» Потерялся Мальчик с родителями приехал в незнакомый город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже   остановился   (этюд   «Удивление»),   а   родители   пошли   дальше.   Собака   убежала. Мальчик   оглядывается,   но   родителей   нигде   нет.   Он   сбежит   к   выходу   в   город (поставлены стулья), выходит… и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет. Родители   тоже   ищут   его.   Они   подходят   к   нему   сзади   и   трогают   за   плечо.   Радость встречи. Мама и папа берут мальчика за руки и весело идут с ним по городу (этюд «хорошее настроение»). Речевые игры и упражнения Данный   раздел   объединяет   игры   и   упражнения,   направленные   на   развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией,   разнообразной   интонацией,   логикой   и   орфоэпией.   Сюда   также   включаются игры  со словом,  развивающие  связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делятся на три вида: — дыхательные и артикуляционные; — дикционные и интонационные; — творческие (со словом). Заниматься   с   дошкольниками   специальной   профессиональной   подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть   более   четкой,   звучной   и   выразительной,   чем   в   жизни.   В   зависимости   от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. 29 В   коррекционной   работе   с   детьми   всегда   необходимо   опираться   на   их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный   текст   как   ритмически   организованная   речь   активизирует   весь организм   ребенка,   способствует   развитию   его   голосового   аппарата.   Стихи   носят   не только   тренировочный   характер   для   формирования   четкой,   грамотной   речи,   но   и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и   задания.   Особенно   нравятся   детям   диалогические   стихи.   Говоря   от   имени   оп­ ределенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На   следующем   этапе   из   стихотворения   можно   создать   целый   мини­спектакль   и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Развитие мимики  Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.  Рассердитесь на драчуна. Дети сдвигают брови.  Встретьте знакомую девочку. Дети улыбаются.  Испугайтесь забияку. Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот. Обучение жестам  Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.  Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг.  Покажите разных людей: я, ты, мы. Развитие пантомимики  Расцвели, как цветы.  Завяли, как травка.  Полетим, как птицы.  Идет медведь по лесу.  Крадется волк за зайцем. Развитие речевого дыхания 30   «Игра со свечой». Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается   тонкой,   упругой   и   плавной   струей   через   плотно   сжатые   губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.  Игра «Чудо­лесенка». Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. ** * Чу­до­ле­сен­кой—ша­га­ю,  Вы­со­ту—я—на­би­ра­ю:  Шаг—на—го­ры,  Шаг—на—ту­чи...  А—подъ­ем—все—вы­ше, кру­че...  Не—ро­бе­ю, петь хо­чу,  Пря­мо—к—солн­цу—я—ле­чу! ** * Встретил петушок кота  И спросил его тогда: — Почему ты черный, кот? — Лазал ночью в дымоход. — Почему сейчас ты бел? — Из горшка сметану ел. — Почему ты серым стал? — Пес меня в пыли валял. — Так какого же ты цвета? — Я и сам не знаю это. Театр пальчиков и языка Тема «Фрукты» Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч­прыгун). Дети соединяют по одной. паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ла­ 31 дони не касаются друг друга. На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы) Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)  Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)  Но купили мы арбуз — (большие пальцы)  Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх) Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика) 1. Однажды пальчики пошли в лес: топ­топ, топ­топ­топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним,  большим и указательным.     Язык двигать вверх­вниз.     2.  Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.     Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы  поднять вверх.    Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.    3. Яблоки кислые.         Махнуть рукой  «эх».        Сморщиться и слегка высунуть язык. 4.  Яблоки соберем в корзины.     Пальцы рук переплести «корзинкой».    Скругленные концы языка загнуть  «чашечкой». 5.   Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу. 6.  Через лес (топ­топ, топ­топ­топ) выпели к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед­назад. 32 7.  Тяжело нести корзины.         Увидели лодку.     Сложить ладони «лодочкой».      Руками делать волнообразные движения.    Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх).  Вытянуть язык вперед и убрать назад. 8. Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).   Язык присосать к небу (крыша домика). Пальчиковая игра «Варим мы компот» Используется пособие «Клавиатура». Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха: Будем мы варить компот,  Фруктов нужно много. Вот:  Будем яблоки крошить,  Грушу будем мы рубить,  Отожмем лимонный сок,  Слив положим и песок.  Варим, варим мы компот.  Угостим честной народ. Рисование   (верёвочками,   косточками   от   слив,   семенами   от   дыни,   арбуза, винограда) Игра на развитие мимики и артикуляции «Угадай настроение» Слова и музыка И. Меньших Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи. Развивать   умение   передавать   голосом   определённое   эмоциональное   состояние, настроение. Дети стоят по кругу, повернувшись спиной к центру круга, глаза закрыты. В руках у водящего ребёнка, который идёт за спинами детей, ­ мимическая картинка (страх, удивление, радость, печаль, злость и т.д.). Именно с этой эмоциональной окраской речи 33 ребёнок обращается к тому, напротив кого он остановился (на конец  музыкальной фразы). Нужно угадать настроение поющего. Если задание выполнено правильно, то игру   продолжает   ребёнок,  напротив   которого  остановилось   движение,   но  с   другой мимической картинкой. По кружочку иду, ребёнок и дёт и поёт И к кому­то подойду, Ну, а ты не зевай, останавливается поглаживает по спине товарища Настроенье угадай. Ай­ай­ай, ай­ай­ай, Настроенье угадай. грозит пальцем говорит с заданной эмоциональной окраской. Упражнения на дыхание  Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.  Ветер Дует легкий ветерок­ф­ф­ф...  И качает так листок­ф­ф­ф...  Выдох спокойный, ненапряженный.  Дует сильный ветерок­ф­ф­ф...  И качает так листок­ф­ф­ф...  Активный выдох. Осенние листочки на веточках сидят,  Осенние листочки детям говорят:  Осиновый­а­а­а...  Рябиновый­и­и­и...  Березовый­о­о­о...  Дубовый­у­у­у... Свистит ветер ­ ССССССС... Шумят деревья ­ ТТИТТТТТТТТТТТ... Летит пчела ­ ЖЖЖЖЖЖЖ... Комар звенит ­ 33333333333... Этот вид дыхания обеспечивает спокойную, плавно звучащую речь Работает насос ­ ССССС! ССССС! ССССС! Метет метель ­ ШШШШ! 1Ш1Ш1Ш! ШШН111Т! Сверлит дрель­33333! 33333! 33333! 34 Этот вид дыхания обслуживает волевую, но не сдержанную речь. Кошка сердится ­ Ф! Ф! Ф! Ф! Пилитпила­С!С!С!С! Заводится мотор ­Р! Р! Р! Р! Этот вид дыхания обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе И   ­   рот   слегка   раскрыт,   растянутые   губы   соприкасаются   с   зубами.   Зубы   неплотно сомкнуты.   Кончик   языка   несколько   приподнят,   слегка   напряжен,   касается   нижних передних зубов. Произнести звук и нараспев. Слушать, благозвучно ли получается звук. Э ­ рот раскрыт больше, чем при произнесении и. Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов. Произнести э, затем иэ. А ­ рот раскрыт шире, чем при э. язык лежит распластавшись, кончик его касается нижних передних зубов. Произнести а, затем эа. О ­ губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько приподнят у корня. Произнести о, затем эоузатем ао, сравнить звуки и их артикуляцию. У ­ губы вытянуты вперед, язык несколько приподнят. Произнести у, затем ау, эуу иу. Ы ­ губы растянуты и раскрыты, как при и, язык приподнят по направлению к мягкому небу. Произнести ы, затем иы. Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные: и, э,a, у, ы. III Произнести   поочередно   звонкие   и   глухие   согласные:   б­п,   в­ф,   г­х­   к, д­т, з­с. Произнести твердые согласные: б, в, г, д, ж, з, п, ф, к, т, ш, с. Произнести мягкие согласные: [б'], [в'], [г'], [д1], [з'], [п], [ф'], [к'], [т']?  [с']. Произнести твердые и мягкие согласные и сочетания их с гласными: л ­ [л']: лы, лэ, ла, ло, лу; ли, ле, ля, лё, лю. р ­ [р*]: ры, рэ, ра, ро, ру; ри, ре, ря, рё, рю. м ­ [м']: мы, мэ, ма, мо, му; ми, ме, мя, мё, мю. н ­ [н']: ны, нэ, на, но, ну; ни, не, ня, не, ню. IV Отработать произношение звуков в скороговорках и чистоговорках. • Труд кормит ­ лень портит. • Коротко и ясно ­ оттого и прекрасно. • Один раз солгал ­ в другой не поверят. • Тимка потерял ботинки. • На носу у пса ­ оса. 35 Скорей сюда! Спасайте  пса! • На заборе ­ не гвоздики, на заборе гвоздики. Звонко прозвенел звонок ­ звал Захара на урок. • • Не бывает улова у ленивого рыболова. • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. • Дружба ­ дружбой, служба ­ службой. • Маленькое дело лучше большого безделья. • Раз солгал ­ на век лгуном стал. • Лохматый Михаил ­ в лоптях,  А хромой Харитон ­ в туфлях. 36 Репка (пьеса­сказка)  Действующие лица:   дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка, ведущая  Сцена 1 На сцене декорация деревенского двора ­ дом, лавка, коврик. Возле дома на лавке сидят бабка  и внучка. Бабка вяжет, внучка играет с куклой, на коврике лежит Жучка. Звучит музыка.  Ведущая:    Возле дома огород, Бабка с внучкой у ворот, Жучка ­ хвост колечком, Дремлет под крылечком. На крыльцо выходит дед. Он в большой тулуп одет. Из открытого окна Деду музыка слышна. Приглашает всех она: Зарядкой заниматься, Прыгать, бегать, приседать, В речке купаться. Дед: У меня здоровье крепкое, Посажу­ка лучше репку я! Ведущая:    Лопату берет и идет в огород. Бабка: И у бабки без зарядки Слава богу все в порядке.  Лучше сяду ­ посижу,  Внучке варежки свяжу.  Ведущая:     Внучка сладенько зевает И косицу заплетает.  Внучка:       Клонит бедную ко сну. 37 С понедельника начну.  Прыгать, бегать, приседать,  В речку с мостика нырять.  Выбегает Жучка, лает. Жучка:        Вот занятие ­ зарядка, Поиграем лучше в прятки.  Лает, зовет кошку. Кошка:         Обойдемся без зарядки! Танец е исполнении  Жучки и кошки, переходящий в игру «Салочки»  Внучка:       Хватит бегать тут без толку, Перетопчите морковку!  Ведущая:     Жучка за кошкой, Кошка в окошко. Под музыку марша с гантелями в руках на середину сцены выходит  мышка. Ведущая:    Тут во двор выходит мышка В спортивных штанишках. Майка на теле, В руках гантели. Мышка:       Раз и два! И три ­ четыре! Стану всех сильнее в мире! Буду в цирке выступать ­ Бегемота поднимать!  Ведущая:    Бегает, прыгает, Лапками дрыгает.  Мышка убегает со сцены.  Ведущая:    Вот уже и целый день Незаметно пролетел. Бабка варежки связала, 38 Внучка с куклой поиграла. Дедка репку посадил И домой он поспешил. Дед:  Ох, умаялся с утра. Бабка: Сцена 2 Да и мне на печь пора (обращается к внучке) Хватит в куколки играть, Пора койку расправлять.  Посредине двора репка. Звучит музыка. Ведущая:     Занимается рассвет. На крылечке снова дед. Видит репу в огороде И себе не верит вроде. Много он чего видал, Но такого не встречал.  Дед:  Эх, бульдозер бы сюда, Без него совсем беда. Ведущая:     Тянет ­ потянет, Вытянуть не может! Дед: Бабка! Бабка: Я сейчас! Ай да репка удалась! Ведущая:    Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Вытянуть не могут!  Дед: Как тянуть?  С какого боку? Выйди внучка на подмогу!  Внучка:       Иду дедушка, иду бабушка!  Ведущая: 39 Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Вытянуть не могут.  Внучка:       Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справиться без Жучки!  Ведущая:     Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Вытянуть не могут.  Жучка:        Разбудить придется кошку, Пусть потрудится немножко! Кошка! Гав! Гав!  Ведущая:     Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Бабка: Вытянуть не могут. Мышку кликнуть бы на двор! Кошка:       Мышку звать? Какой позор! Мы пока и сами, кажется с усами.  Ведущая:     А вот бежит и мышка, В спортивных штанишках. 40 Мышка:       Чем топтать без толку грядку ­ Становитесь на зарядку! Чтоб за дело браться Надо сил набраться!  Мышка:       Встали! Выдохнуть, вдохнуть! А теперь пора тянуть!  Ведущая:     Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Вытянули репку. КОНЕЦ

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018