Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающее…» О.П. Радынова Художественно - эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность. В настоящее время всё больше увеличивается детей с нарушением речи и нарушением зрения. Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения эмоциональности и т. д.) и поэтому требует социальной коррекции. В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в специально организованную театрально-игровую деятельность, разнообразие и полифункциональность которой существенно обогащают процесс воспитания и обучения. Предполагается, что обращение к внутреннему миру ребенка с помощью театрализованной деятельности, сказочных историй, специальных этюдов, упражнений игр и т.д. способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации. Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся жить в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.
Иконка файла материала ИВЕНТЬЕВАТ.Д. Галкина Н.А. , Калейдоскоп программа+.docx
Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                      Детский сад № 36 «Тополёк» РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО: на заседании Совета педагогов МБДОУ Детский сад № 36  Протокол     №__ от «    » ___________ 2017г. УТВЕРЖДАЮ:          заведующий МБДОУ                          Детский сад  № 36              ____________ О.И.Яук                                     Приказ №__               «___»___________2017г Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста  «Калейдоскоп» срок реализации 1 год Разработчики: Ивентьева Татьяна Дмитриевна, Воспитатель, Галкина Наталья Александровна, Учитель­логопед1 Осинниковский городской округ, 2017 Содержание Пояснительная записка Учебный план Учебно­тематический план Содержание программы Диагностическое обеспечение программы Ожидаемые результаты реализации программы Информационно­методическое обеспечение Приложение                       2  8 9 10 18 20 21 252 Пояснительная записка «Театр – это волшебный мир,  в котором ребенок радуется, играя, а,  играя, познает  окружающее…» О.П. Радынова Художественно   ­   эстетическое   воспитание   занимает   одно   из  ведущих   мест   в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей   эстетического   воспитания   является   формирование   у   детей   эстетических интересов,   потребностей,   эстетического   вкуса,   а   также   творческих   способностей. Богатейшее   поле   для   эстетического   развития   детей   представляет   театрализованная деятельность. В   настоящее   время   всё   больше   увеличивается   детей   с   нарушением   речи   и нарушением   зрения.     Для   ребенка   с   нарушенным   зрением   общение   приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих  на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в   изменении   и   замедлении   процесса   зрительного   восприятия,   что   обуславливает нечеткость,   фрагментарность,   схематизм   образа   окружающего   мира.   Это   негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и   невербальной   выразительности,   воображения   эмоциональности   и   т.   д.)   и   поэтому требует социальной коррекции. В   старшем   дошкольном   возрасте   закладываются   основные   черты   личности   и характера,   формы   поведения   в   различных   социальных   ситуациях,   способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.   Неоценимую   помощь   в   этом   оказывает   включение   детей   в   специально организованную   театрально­игровую   деятельность,   разнообразие   и3 полифункциональность   которой   существенно   обогащают   процесс   воспитания   и обучения.   Предполагается,   что   обращение   к   внутреннему   миру   ребенка   с   помощью театрализованной деятельности, сказочных историй, специальных этюдов, упражнений игр   и   т.д.   способствует   усвоению   детьми   новых   образцов   творческого   поведения   и перенесению их в естественные жизненные ситуации. Театр   воздействует   на   ребенка   комплексом   художественных   средств: применяется   художественное   слово,   наглядный   образ,   музыкальное   сопровождение. Сказки, спектакли  пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном   возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся жить в коллективе, видеть красоту, сочувствовать. Используя   театрализованное   творчество,   позволяет   воспитывать   у   них отрицательное отношение к жестокости,  хитрости,  трусости.  Расширять  и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение), эмоционально­волевую сферу ребенка. Театрализованная   деятельность   предоставляет   возможность   использовать театральное   искусство   и   как   своеобразный   инструмент   психической   и   речевой коррекции,   обеспечивающий   гармоничное   развитие   личности   ребенка.   Творческий характер   деятельности,   реализуемый   в   театральных   постановках,   поддержание положительного   эмоционального   настроя  в   их   ходе   и   по  окончанию,   необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей. Воспитание   театром   способствует   развитию   эмоциональности,   сопереживания, творческого   воображения,   коммуникации.   Участие   ребёнка   в   театрализованной деятельности   расширяет   его   познавательные   возможности,   создает   благоприятные условия для развития эстетического  восприятия, нравственного воспитания детей. В театральных   постановках   дети   проявляют   активное   отношение   к   действительности, передают внутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей. Участие   ребёнка   в   театральных   постановках,   творческий   характер   его деятельности,   привлекательность   этой   деятельности,   открывают   для   дошкольника новое,   интересное,   помогает   обнаружить   в   себе   ранее   неизведанное,   возможности становиться   сильным   и   прикладывать   необходимые   усилия,   которые   направлены   на4 преодоление   трудностей,   обусловленных   речевой   и   зрительной   патологиями.   Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство     удовлетворенности   от  достигнутых   успехов,   изменяет   характер   влияния нарушений речевой деятельности на деятельность в целом. Актуальность данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры,   кукольных   постановок,   этюды,   соответствуют   единой   теме.   Арсенал   игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек   кукол­марионеток, пальчиковый театр, куклы би­ба­бо, методики     релаксационного   характера,   а   так   же   сочинение   сказок,   историй,   разные формы художественной экспрессии. Сказки   раскрывают   ребенку   мир   взрослых,   будят   его   фантазию,   развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений. Программа адресована для обучения детей старшего дошкольного возраста.  Данная   программа   построена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального Государственного образовательного стандарта. В   соответствии   с   этим   обозначилась   цель   программы:   развитие   творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре, развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Развивать функциональность ориентировки на микро и макро плоскости; 3. Способствовать развитию мелкой и крупной моторики; 4. Совершенствовать   артистические   навыки   детей   в   плане   переживания   и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 5. Формировать   у   детей   простейшие   образно­выразительные   умения,   учить имитировать характерные движения сказочных животных. 6. Помочь   в   овладении   средствами   образной   выразительности   (интонации, пантомимы, мимики). 7. Помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей.5 8. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада. 9. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).  10. Развить у детей интерес к театрально­игровой деятельности. Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: — разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини­сценок; — владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би­ба­бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.); — амплификация   (обогащение)   театрального   опыта   (знания   о   театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии); — изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов. Принципы   построены   на   фундаментальных   положениях   общей,   возрастной   и специальной   психологии   о   том,   что   личность   —   это   целостная   психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запоро­ жец, Д.Б. Эльконин и др.). Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы: 1. Принцип   стимуляции   познавательной,   исследовательской   деятельности, активности   ребенка.   Имеет   место   ситуация   выбора,   незавершенный   образ,   его   нео­ жиданность и проблемность, постановка дальней цели. 2. Принцип   творческой,   гуманной   направленности   педагогического   процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии. 3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия. 4. Принцип интегративности,  характеризующийся связью: ­ театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным); ­ детского и взрослого искусств; ­ театральной   игры   и   совместной   созидательной   деятельности   педагога   и ребенка; ­ ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры; ­ специально организованной и самостоятельной деятельности.6 5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение   ребенком   знаний,   умений,   навыков   и   использование   их   для   решения творческих задач по этапам: ­ ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества; ­ побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение  PIтворчество имеют равноправное значение; самостоятельный поиск решения творческих задач. Исходя   из   всего   перечисленного   выделены   основные   направления   работы   в театрально­игровой деятельности:   ­ Формирование культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. ­ Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. ­ Ориентировка в пространстве. Развитие   сценического   мастерства   и   речевой   деятельности:   развитие   мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя   речи,   монологической   и   диалогической   формы   речи,   игровых   навыков   и творческой самостоятельности. Успешности   использования   театрализованных   игр   в   работе   с   детьми способствует организация предметно­игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический   материал:   костюмы,   различные   объемные   и   плоскостные   куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации. На занятиях используется следующее оборудование: ­ настольная и напольная ширмы; ­ плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; ­ декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.); ­ наборы кукол для пальчикового театра; ­ куклы би­ба­бо; ­ рукавички с изображением мордочек животных; ­ костюмы персонажей сказок; ­ игрушечные персонажи.7 В   соответствии   с   их   речевыми   возможностями   детей,   систематизированы материалы, в которые входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы, картины и т.д. Были изготовлены маски животных, специальные театры (настольный, пальчиковый, би­ ба­бо, пиктограммный). Театрализованные игры проходят поэтапно.  На  первом   этапе  систематически   выполняются   игровые   упражнения,   направ­ ленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им, движения приобретают большую уверенность и управляемость.   Дети   начинают   легче   переключаться   с   одного   движения   на   другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. На  втором этапе  вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи. На  третьем   этапе  следует   переходить   к   драматизации   стихов,   прибауток, потешек.   Дети   заранее   с   родителями   или   воспитателями   заучивают   тексты,   затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. На  четвертом этапе  можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации   рассказов   и   сказок.   Для   этого   подходят   рассказы:   «Как   Маша   стала большой» (по Е. Пермяку), «Почему кот моется после еды» (литовская сказка), «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др. Один и тот же текст используется для разных инсценировок. На этом этапе необходимо «оживлять» картинки, рассказы и сказки («Спор животных», «Это я виноват» и др.). Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у   детей   разнообразные   умения   и   навыки,   но   и   решить   очень   важные   задачи коррекционно­воспитательной работы.  Для эффективной реализации программы необходимы: ­ дополнительные занятия; ­ работа   с   родителями:   совместные   театрализованные   представления, праздники, кукольные театры, спортивные соревнования; ­ внутреннее обустройство группы и зала; ­ костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, с эстетическим внешним видом и доступные детям. Программа рассчитана на 72 часа (1 год обучения).В структуре изучаемой программы  выделяются следующие основные разделы: 8 Ритмопластика ­ Культура и техника речи ­ ­ Театрально­игровая деятельность ­ Творческая деятельность Освоение программы предполагает проведение подгрупповых занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительностью занятий – 25   минут. Мониторинг проводится 2 раза в год – в сентябре, мае. Учебный план № п/п Название раздела Количество часов 1. 2. 3. 4. Культура и техника речи Ритмопластика  Театрально­игровая деятельность Творческая деятельность Всего:  15 15 21 21 72910 Учебно­тематический план Количество часов всего 15 занятия 5 практика 10 15 21 21 72 4 7 7 11 14 14 23 49 Наименование  разделов и тем Раздел 1 Культура и  техника речи Итого по  разделу: Раздел 2 Ритмопластика Итого по  разделу: Раздел 3 Театрально­ игровая  деятельность Раздел 4 Творческая  деятельность Всего: Формы контроля Скорого­ ворки, пословицы, стишки, предложения, интонирова­ ние Миниатюры, пантомимы  имитирова­ ние, показ  животных и  т.д. Показ сказок (разные виды театра) Сочинение сказок, миниатюр и т.д.11 Содержание программы Календарно­тематический план Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы деятельности Сентябрь Организационный  месяц. Адаптационный период. Экскурсия в ДК «Шахтер». Рассказ руководителя театральной студии о театре. Постановка музыкально­театрализованного представления «День рождения светофора» Октябрь Культура и  техника речи Развивать речевое  Речевая разминка. фронтальная дыхание и правильную  артикуляцию. Развивать  Упражнения на дыхание. Игры­упражнения  индивидуальная дикцию. Учить строить диалоги. «Веселые стихи»: «Лисанька­лиса» Ритмопластика  Развивать умение  пользоваться жестами. «Прогулка» Чистоговорки Игры: «Муравьи» Фронтальная подгрупповая Развивать двигательные  способности. «Дерево» «Цветок» Упражнять в  попеременном  «Осенние листья» «Бабочки» расслаблении и  напряжении групп мышц. Развивать зрительное и  слуховое внимание. Игры: «Знакомство» Учить снимать зажатость  и скованность.  «Где мы были...» «Волны» Учить самостоятельно  подбирать способы  Эмоциональные этюды: «Хорошее настроение» действий для передачи  «После дождя» Фронтальная Театрально­ игровая  деятельностьВиды Программные задачи Содержание занятий Форма работы 12 деятельности Творческая  деятельность образа. Учить пользоваться  мимикой и жестами. Развивать творческую  инициативу,  самостоятельность. Упражнять в умении  менять интонацию,  выражение лица. Настольный театр на  конусе «Теремок» подгрупповая  Учить согласовывать свои действия с действиями  других детей. Ноябрь  Культура и  техника речи Ритмопластика Упражнять  артикуляционный  аппарат. Развивать речевое  дыхание и четкую  дикцию. Учить строить диалоги. Развивать умение верить в воображаемую ситуацию. Развивать пластическую  выразительность. Упражнять в  попеременном  Речевая разминка. Игры­упражнения  «Веселые стихи»: «В лесу» «Ежик» Скороговорки: «На носу у пса ­оса. Скорей сюда, спасайте  пса» «Тимка потерял ботинки» Игры: «Старый гриб» фронтальная индивидуальная фронтальная подгрупповая «Осенний ветер» индивидуальная расслаблении и  напряжении групп мышц Учить снимать зажатость  Игры: Театрально­ фронтальнаяВиды Программные задачи Содержание занятий Форма работы 13 деятельности игровая  деятельность Творческая  деятельность и скованность. «Тень»  Учить подбирать  способы действий для  передачи образа. Учить пользоваться  мимикой и жестами. Развивать творческую  инициативу. Упражнять в умении  менять интонацию,  «Передай настроение» «Зеркало» Эмоциональные этюды: «Плохая погода» «После дождя» «Ночные звуки» Разыгрывание сценки на  стихотворение  Э.Успенского «Страшная  история» выражение лица. Развивать зрительное и  Обыгрывание песни  «Почему медведь зимой  слуховое внимание,  память,  наблюдательность. спит» сл. Коволенков А.   муз. Книппер Н. Декабрь  подгрупповая Культура и  техника речи Развивать речевое  дыхание и правильную  Речевая разминка Игры­упражнения  фронтальная индивидуальная артикуляцию. Упражнять  в изменении  «Веселые стихи» Скороговорки: «На  темпа речи, высоты, силы  голоса. заборе не гвоздики ­ на  заборе гвоздики» Учить пользоваться  интонациями, произнося  «Коротко и ясно ­ от того прекрасно» Ритмопластика фразы грустно, радостно,  испуганно и т.д. Развивать умение верить в воображаемую ситуацию. Игры «Крепкий мороз» фронтальная  подгрупповая Развивать пластическую  выразительность. «На катке» «Лепим снеговика» Упражнять в  «Снежинка залетела вВиды Программные задачи Содержание занятий Форма работы 14 деятельности Театрально­ игровая  деятельность Творческая  деятельность попеременном  окно» расслаблении и  напряжении групп мышц «Прогулка по зимнему  лесу, встреча с зайцем  Учить подбирать способы (волком)» Игры «В магазине» действий для передачи  образа. «Король» Эмоциональны этюды:  «Потерялся» «Остров плакс» «Грязная бумажка» Инсценирование  стихотворения  В.Орлова  «Кража» Учить пользоваться  мимикой и жестами. Упражнять в умении  передавать чувства и  переживания героев,  менять интонацию,  выражение лица. Развивать  самостоятельность,  фронтальная подгрупповая индивидуальная подгрупповая творческую инициативу. Январь  Постановка музыкально­театрализованной сказки «Репка на новый лад». Изготовление афиш, подготовка декораций, атрибутов, масок. Культура и  техника речи Упражнять  артикуляционный  аппарат. Развивать речевое  дыхание. Февраль  Артикуляционная  фронтальная гимнастика. Дыхательная гимнастика. индивидуальная Стихи­диалоги. Динамические  Учить использовать  различной силы  скороговорки: «Мышонку шепчет мышь» интонации при  произнесении фраз. Развивать пластическую  выразительность и музы­ «Расскажите про  покупки» Игры: «Снегурочка» фронтальная подгрупповая Ритмопластика15 Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы деятельности Театрально­ игровая  деятельность Творческая  деятельность кальность. Развивать умение  искренне верить в  воображаемую ситуацию. Совершенствовать навыки действовать с  воображаемыми  предметами. Учить действовать на  сценической площадке  естественно. Развивать творческую  активность,  самостоятельность. «Танцующий огонь» индивидуальная «Ежик» «Бабушка Маланья» Эмоциональные этюды: фронтальная подгрупповая подгрупповая «Грусть» «Заколдованный лес»  «Превращения» Игры и упражнения: «Передай настроение» «Магазин зеркал» Настольный театр   «Ножки не идут» Тростевой  театр  «Заюшкина избушка» Культура и  техника речи Развивать речевое  Артикуляционная  фронтальная дыхание и правильную  артикуляцию. Развивать  гимнастика. Дыхательная гимнастика. индивидуальная Март дикцию. Учить выразительно  читать диалоги. Ритмопластика Театрально­ игровая  Развивать пластическую  выразительность и  музыкальность. Развивать умение  искренне верить в  воображаемую ситуацию. Совершенствовать навыки действий с  «Забавные стихи» Динамические  скороговорки: «Пришел Прокоп» «Мама мыла Милу  мылом» Игры:  «Колобок» «В стране цветов»  «Город роботов» «Танцующие звери» фронтальная подгрупповая индивидуальная Эмоциональные этюды: «Ой­ой, живот болит» фронтальная подгрупповая16 Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы деятельности деятельность воображаемыми  «Долгожданный подарок» индивидуальная предметами. Учить действовать на  сценической площадке  естественно. Развивать творческую  активность,  самостоятель­ность. Игры­упражнения: «Угадай, кто я?» «Мы охотимся на льва» «Волны» Этюды по сказкам. Настольный театр «Про  маленького котенка» по  Л.Пальмер подгрупповая Развивать речевое  Артикуляционная  фронтальная Апрель  дыхание и правильную  артикуляцию. Развивать  гимнастика Дыхательная гимнастика Творческая  деятельность Культура и  техника речи дикцию. Ритмопластика Театрально­ игровая  деятельность Развивать пластическую  выразительность и музы­ кальность. Развивать умение  искренне верить в  воображаемую ситуацию. Совершенствовать навыки действовать с  воображаемыми  предметами. Игры­упражнения  «Веселые стихи»: «Слоговые цепочки». Речевая минутка:  «Речевые интонации  персонажей» Эмоциональные этюды: «Заблудились в лесу» Игра в паре «Зеркало» Игра «Передай  настроение по цепочке» Игра «Отгадай, что я  делаю» Игра «Путешествие на  ковре­самолете в  фронтальная подгрупповая фронтальная подгрупповая индивидуальная Учить действовать на  сценической площадке  сказочную страну (в  Африку, в прошлое, в  Творческая  естественно. Развивать творческую  будущее)» музыкально­  фронтальная17 Виды Программные задачи Содержание занятий Форма работы деятельности деятельность активность,  театрализованного  самостоятель­ность. представления «Секреты  здоровья». Изготовление  афиш, подготовка  декораций, атрибутов,  масок Май  Подготовка лучших инсценировок сказок и стихотворений, театрализованных игр,  игр­драматизаций (по выбору детей). Концерт для родителей и детей младших групп детского сада.18 Диагностическое обеспечение программы Критерии Оценка  1. Педагог создает условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности. 1.1. Поощряет исполнительское творчество детей. 1.2. Развивает у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями   способность   свободно   и   раскрепощено держаться  при выступлении перед взрослыми и сверстниками 1.3.   Побуждает   детей   к   импровизации   средствами   мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации. 1.4.   Учит   детей   различать   настроения,   переживания,   передаваемые эмоциональные   состояния   персонажей, различными средствами драматизации. 1.5.   Представляет   детям   право   выбора   средств   для импровизации и самовыражения. 2. Педагог приобщает детей к театральной культуре. 2.1. Знакомит детей с устройством театра – сценой, занавесом, зрительным залом и пр. 2.2. Рассказывает детям о театральных жанрах. 2.3. Знакомит детей с разными видами кукольных театров –  би­ба­бо, настольным, теневым, пальчиковыми и др. 3. театрализованной     Педагог   обеспечивает   условия   для   взаимосвязи   и   других   видов   деятельности   в педагогическом процессе. 4. Педагог создает условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Оценка той или иной стороны деятельности педагога проводится по трехбальной шкале: 1   –   не   соответствует   критерию   (практически   отсутствуют   доказательства   того,   что деятельность педагога соответствует данному критерию); 2 – частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность соответствует данному критерию); 3   –   полностью   соответствует   данному   критерию   (существуют   значительные доказательства того, что деятельность соответствует данному критерию).1920 Ожидаемые результаты реализации программы В результате прохождения программного материала дошкольник  Должен уметь:  ­  самостоятельно   организовывать   театрализованные   игры   (выбирать   сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты, распределять между собой обязанности и роли); ­   разыгрывать   представления,   инсценировки,   использовать   средства выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение); ­ широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров Должен знать: ­   некоторые   виды   театров   (кукольный,   драматический,   музыкальный,   театр зверей и др.) ­   некоторые   приемы   манипуляции,   применяемые   в   знакомых   видах   театров: настольном, пальчиковым, бибабо  Должен иметь представление: ­ о театре, театральной культуре; ­ о театральных профессиях.21 Информационно­методическое обеспечение программы Оборудование детской театральной студии 1.Настольны театр игрушек. 2.Настольный театр картинок. 3.Стенд­книжка. 4.Фланелеграф. 5.Теневой театр. 6.Пальчиковый театр. 7.Театр Би­ба­бо. 8.Театр Петрушки. 9.Детские костюмы для спектаклей. 10.Взрослые костюмы для спектаклей. 11.Элементы костюмов для детей и взрослых. 12.Атрибуты для занятий и для спектаклей. 13.Ширма для кукольного театра. 14.Музыкальный центр, видеоаппаратура 15.Медиотека (аудио­ и CD диски). 16.Декорации к спектаклям 17. Методическая литература Средства обучения  1.Настольны театр игрушек. 2.Настольный театр картинок. 3.Стенд­книжка. 4.Фланелеграф. 5.Теневой театр. 6.Пальчиковый театр. 7.Театр Би­ба­бо. 8.Театр Петрушки. 9.Детские костюмы для спектаклей. 10.Взрослые костюмы для спектаклей.22 11.Элементы костюмов для детей и взрослых. 12.Атрибуты для занятий и для спектаклей. 13.Ширма для кукольного театра. 14.Музыкальный центр, видеоаппаратура 15.Медиотека (аудио­ и CD диски). 16.Декорации к спектаклям Этнографический материал Средняя группа  Сентябрь­ноябрь 1. Загадки (о зайце, собаке, кошке, медведе). 2. Фонограммы для этюдов. Декабрь­февраль 1. Фонограммы для этюдов 2.  Картотека игр Март­май 1. Загадки. 2. Фонограммы для этюдов. Старшая группа Сентябрь­ноябрь 1. Элементы национальных костюмов (коми, ханты, манси). 2. Игры (национальные). 3. Сказки, сценки. Подготовительная группа 1. Фонограммы к этюдам. 2. Песенки. 3. Загадки. 4. Игры. 5. Пословицы. 6. Сказки, сценки. Взаимодействие с родителями воспитанников23 1. Общая стратегия руководства театрализованной деятельностью (круглый стол: педагоги и родители воспитанников кружка); 2. Привлечение родителей к оказанию помощи детям, педагогам в подготовке спектаклей:  ­ разучивание   скороговорок,   чистоговорок,   упражнения   по   формированию выразительности исполнения, задания на обучение элементам художественно­образных средств,   совершенствование   художественно­исполнительских   умений   (домашнее задание детям и родителям); ­ изготовление масок, элементов костюмов для спектаклей, театрализованных игр; ­ изготовление декораций для спектаклей; 3. Наглядная информация, рекомендации, консультации для родителей:  ­ «Помогите малышу раскрыть свой талант»; ­ «Как организовать детский праздник дома»; ­ «Домашний театр»; ­ «Сходите   с   ребенком   в   театр,   на   концерт   (о   пользе   культмассовых мероприятий); ­ «Воспитание ребенка средствами народного творчества». ­ «Как развивать музыкальность детей». 4. Привлечение родителей к организации и участию в совместных с детьми играх, викторинах, шоу в День театра в детском саду. 5. Привлечение родителей к исполнению некоторых ролей в спектаклях. Список рекомендуемой литературы 1. Артемова,   Л.В.   Театрализованные   игры   дошкольников   [Текст]   /   Л.   В. Артемова. – М.: Просвещение, 2001. –127с 2. Алексеевская, Н. Домашний театр – Серия «Через Игру – к совершенству» [Текст] / Н. Алексеевская. – М.: «Лист», 2000. 192 с. 3. Антипина,   Е.А.   Театрализованная   деятельность   в   детском   саду   [Текст]   : Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. ­ М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми»). 4. Бородич,   А.М.   Методика   формирования   речи   детей   [Текст]   /   А.   М. Бородич. – М.: 2001 – 126 с. 5. Караманенко,   Т.   Н.   Кукольный   театр   –   дошкольникам[Текст]   /   Т.   Н. Какманенко, Ю. Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.24 6. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : Популярное пособие   для   родителей   и   педагогов   /   Н.   Л.Кряжева.   –   М.:   Ярославль:   Академия развития, 2002. – 208 с. 7. Махнева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : Пособие для работников дошк. Учреждений / М. Д. Махнева. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.­ С.9­ 16,76­121 8. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст] : учеб. метод. Пособие / Е. В. Мигунова. – Великий Новгород, 2006. – 126 с. 9. Павалаки,   И.Ф.   Темпо­ритмическая   организация   движений   и   речи дошкольников.. ­ Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук[Текст] / И. Ф. Павалаки­ М.: 2006 – 156 с. 10. Петрова,   Т.   И.   Театрализованные   игры   в   детском   саду.   [Текст]   /   Т.   И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. ­ М.: “Школьная Пресса”, 2000. ­ 128 с. 11. Сорокина,   Н.Ф.   Играем   в   кукольный   театр   [Текст]   /   Н.   Ф.   Сорокина   // Дошкольное воспитание. 2002. ­ № 6. ­ С. 61­63; 2003. ­ №2. ­ С.129­130. 12. Шевцова,   Е.   Е.   Технологии   формирования   интонационной   стороны речи[Текст] / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина.– М.: АСТ.2008 – 222 с.25 Эмоциональные Этюды Золотые капельки Приложение Идёт дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из – за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребёнок подставляет лицо золотым капелькам дождя – приятен тёплый летний дождь. Выразительные движения: Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи  опущены. Цветок Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем. Выразительные движения:  Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус,   руки   поднимаются   в   стороны.   Цветок   расцвёл.   Голова   откидывается   назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. МимикаГлаза полуоткрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены. Медвежата выздоровели Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришёл доктор. Он вылечил медвежат и стало хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома. Выразительные движения: Положение   сидя,   ноги   раскинуты,   тело   отклонено   назад,   подбородок   слегка приподнят, улыбка. После дождя Жаркое лето. Только прошёл дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг в воображаемых   лужах,   стараясь   не   замочить   ноги.   Потом   расшалившись   прыгают   по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. Хорошее настроение Мама послала сына в магазин: « купить печенье и конфеты, мы выпьем с тобой чай и пойдём в зоопарк ». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.26 Выразительные движения: Походка, быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки. Мимика: Улыбка. Стрекозазамерзла Пришла   зима,   а   стрекоза   не   приготовила   себе   домик,   не   запасла   еды   впрок. Стрекоза дрожит от холода: Холодно,   холодно!   Голодно,   голодно,   жутко   мне   зимой   мне   некуда   деться, сугробов ни счесть, пустите погреться, дайте поесть! Мимика: приподняты и сдвинуты брови: стучать зубами. Ой, ой, животболит Два   медвежонка   Тим   и   Том   съели   вкусные,   но   не   мытые   яблоки.   У   них разболелись животы. Медвежата жалуются: Ой, ой, живот болит! Ой, ой, меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим Мы хвораем Том и Тим: Жалоба медвежат сопровождается под музыку. Выразительные движения: Брови приподняты, сдвинуты, глаза припущены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты. Старый гриб Старый гриб вот – вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки. Выразительные движения: Стоят, ноги  расставлены, колени слегка согнуты, плечи опущены, руки висят вдоль тела, голова клонится к плечу. Остров плакс Путешественник попал на остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все его отталкивают и продолжают реветь. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт. Грязная бумажка На   полу   в   коридоре   лежит   грязная   бумажка.   Ее   надо   поднять   и   выбросить. Мальчик брезглив… ему кажется, что эта бумажка из туалета.27 Наконец   он   пересиливает   свое   отвращение   берет   бумажку   кончиками   двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит ее в ведро для мусора. («Грязная»   бумажка   делается   из   чистой,   которая   закрашивается   красками   в неопределенный цвет). Страх Мальчик   боится   одиночества.   Он   неподвижно   сидит   на   стуле   и   со   страхом смотрит на дверь… вдруг в другой комнате кто – то притаился, что тогда? Выразительные движения:  Голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика:   брови   идут   вверх,   глаза   расширены   рот   раскрыт   как   бы   для восклицания. Вредное колечко Злой волшебник решил превратить хорошего и доброго мальчика в противного и плохого, он бросает перед мальчиком колечко. Если одеть это колечко на палец сразу же станешь вредным драчливым и злым. Но хороший мальчик об этом не знал, он наклоняется за колечком надевает его на палец и превращается в скверного мальчишку. Ему хочется всех бить все ломать, что он и начинает делать. Наконец, он устав засыпает. К ребятам, обиженным злым мальчиком, подходит добрый волшебник. Он предлагает одному из детей подойти к злому мальчику и снять кольцо. Все идут не слышными шагами. Колечко   снято   мальчик   просыпается.   Он   снова   хороший   и   добрый   мальчик. Просит у всех прощение. Добрый волшебник ломает колечко. Злой волшебник погибает, все весело маршируют. (Колечко может быть сделано из мягкой проволоки). Хочу и все Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить чешки. В этом же магазине продавались замечательные двухколесные велосипеды. ­ Я хочу этот велосипед, сказал мальчик. Мама показала ему деньги в кошельке и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед. ­ А мне что до этого! – громко закричал мальчик и даже топнул ногой.­ Хочу и все. 28 Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына. Она потянула   сына   за   руку,   чтобы   выйти   из   магазина,   но   он   подогнул   ноги   под   себя   и повалился назад. У мамы не хватило сил чтобы удержать руку сына в своей руке… И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками об пол, пинает ногами воздух, и выгибая спину повторяет плачущим капризным голосом: «Хочу и все! Хочу!» Потерялся Мальчик с родителями приехал в незнакомый город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже   остановился   (этюд   «Удивление»),   а   родители   пошли   дальше.   Собака   убежала. Мальчик   оглядывается,   но   родителей   нигде   нет.   Он   сбежит   к   выходу   в   город (поставлены стулья), выходит… и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет. Родители   тоже   ищут   его.   Они   подходят   к   нему   сзади   и   трогают   за   плечо.   Радость встречи. Мама и папа берут мальчика за руки и весело идут с ним по городу (этюд «хорошее настроение»). Речевые игры и упражнения Данный   раздел   объединяет   игры   и   упражнения,   направленные   на   развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией,   разнообразной   интонацией,   логикой   и   орфоэпией.   Сюда   также   включаются игры  со словом,  развивающие  связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делятся на три вида: — дыхательные и артикуляционные; — дикционные и интонационные; — творческие (со словом). Заниматься   с   дошкольниками   специальной   профессиональной   подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть   более   четкой,   звучной   и   выразительной,   чем   в   жизни.   В   зависимости   от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.29 В   коррекционной   работе   с   детьми   всегда   необходимо   опираться   на   их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный   текст   как   ритмически   организованная   речь   активизирует   весь организм   ребенка,   способствует   развитию   его   голосового   аппарата.   Стихи   носят   не только   тренировочный   характер   для   формирования   четкой,   грамотной   речи,   но   и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и   задания.   Особенно   нравятся   детям   диалогические   стихи.   Говоря   от   имени   оп­ ределенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На   следующем   этапе   из   стихотворения   можно   создать   целый   мини­спектакль   и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Развитие мимики  Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.  Рассердитесь на драчуна. Дети сдвигают брови.  Встретьте знакомую девочку. Дети улыбаются.  Испугайтесь забияку. Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот. Обучение жестам  Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.  Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг.  Покажите разных людей: я, ты, мы. Развитие пантомимики  Расцвели, как цветы.  Завяли, как травка.  Полетим, как птицы.  Идет медведь по лесу.  Крадется волк за зайцем. Развитие речевого дыхания30   «Игра со свечой». Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается   тонкой,   упругой   и   плавной   струей   через   плотно   сжатые   губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.  Игра «Чудо­лесенка». Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. ** * Чу­до­ле­сен­кой—ша­га­ю,  Вы­со­ту—я—на­би­ра­ю:  Шаг—на—го­ры,  Шаг—на—ту­чи...  А—подъ­ем—все—вы­ше, кру­че...  Не—ро­бе­ю, петь хо­чу,  Пря­мо—к—солн­цу—я—ле­чу! ** * Встретил петушок кота  И спросил его тогда: — Почему ты черный, кот? — Лазал ночью в дымоход. — Почему сейчас ты бел? — Из горшка сметану ел. — Почему ты серым стал? — Пес меня в пыли валял. — Так какого же ты цвета? — Я и сам не знаю это. Театр пальчиков и языка Тема «Фрукты» Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч­прыгун).Дети соединяют по одной. паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ла­ 31 дони не касаются друг друга. На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы) Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)  Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)  Но купили мы арбуз — (большие пальцы)  Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх) Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика) 1. Однажды пальчики пошли в лес: топ­топ, топ­топ­топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним,  большим и указательным.     Язык двигать вверх­вниз.     2.  Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.     Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы  поднять вверх.    Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.    3. Яблоки кислые.         Махнуть рукой  «эх».        Сморщиться и слегка высунуть язык. 4.  Яблоки соберем в корзины.     Пальцы рук переплести «корзинкой».    Скругленные концы языка загнуть  «чашечкой». 5.   Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу. 6.  Через лес (топ­топ, топ­топ­топ) выпели к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед­назад.32 7.  Тяжело нести корзины.         Увидели лодку.     Сложить ладони «лодочкой».      Руками делать волнообразные движения.    Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх).  Вытянуть язык вперед и убрать назад. 8. Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).   Язык присосать к небу (крыша домика). Пальчиковая игра «Варим мы компот» Используется пособие «Клавиатура». Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха: Будем мы варить компот,  Фруктов нужно много. Вот:  Будем яблоки крошить,  Грушу будем мы рубить,  Отожмем лимонный сок,  Слив положим и песок.  Варим, варим мы компот.  Угостим честной народ. Рисование   (верёвочками,   косточками   от   слив,   семенами   от   дыни,   арбуза, винограда) Игра на развитие мимики и артикуляции «Угадай настроение» Слова и музыка И. Меньших Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи. Развивать   умение   передавать   голосом   определённое   эмоциональное   состояние, настроение. Дети стоят по кругу, повернувшись спиной к центру круга, глаза закрыты. В руках у водящего ребёнка, который идёт за спинами детей, ­ мимическая картинка (страх, удивление, радость, печаль, злость и т.д.). Именно с этой эмоциональной окраской речи33 ребёнок обращается к тому, напротив кого он остановился (на конец  музыкальной фразы). Нужно угадать настроение поющего. Если задание выполнено правильно, то игру   продолжает   ребёнок,  напротив   которого  остановилось   движение,   но  с   другой мимической картинкой. По кружочку иду, ребёнок и дёт и поёт И к кому­то подойду, Ну, а ты не зевай, останавливается поглаживает по спине товарища Настроенье угадай. Ай­ай­ай, ай­ай­ай, Настроенье угадай. грозит пальцем говорит с заданной эмоциональной окраской. Упражнения на дыхание  Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.  Ветер Дует легкий ветерок­ф­ф­ф...  И качает так листок­ф­ф­ф...  Выдох спокойный, ненапряженный.  Дует сильный ветерок­ф­ф­ф...  И качает так листок­ф­ф­ф...  Активный выдох. Осенние листочки на веточках сидят,  Осенние листочки детям говорят:  Осиновый­а­а­а...  Рябиновый­и­и­и...  Березовый­о­о­о...  Дубовый­у­у­у... Свистит ветер ­ ССССССС... Шумят деревья ­ ТТИТТТТТТТТТТТ... Летит пчела ­ ЖЖЖЖЖЖЖ... Комар звенит ­ 33333333333... Этот вид дыхания обеспечивает спокойную, плавно звучащую речь Работает насос ­ ССССС! ССССС! ССССС! Метет метель ­ ШШШШ! 1Ш1Ш1Ш! ШШН111Т! Сверлит дрель­33333! 33333! 33333!34 Этот вид дыхания обслуживает волевую, но не сдержанную речь. Кошка сердится ­ Ф! Ф! Ф! Ф! Пилитпила­С!С!С!С! Заводится мотор ­Р! Р! Р! Р! Этот вид дыхания обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе И   ­   рот   слегка   раскрыт,   растянутые   губы   соприкасаются   с   зубами.   Зубы   неплотно сомкнуты.   Кончик   языка   несколько   приподнят,   слегка   напряжен,   касается   нижних передних зубов. Произнести звук и нараспев. Слушать, благозвучно ли получается звук. Э ­ рот раскрыт больше, чем при произнесении и. Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов. Произнести э, затем иэ. А ­ рот раскрыт шире, чем при э. язык лежит распластавшись, кончик его касается нижних передних зубов. Произнести а, затем эа. О ­ губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько приподнят у корня. Произнести о, затем эоузатем ао, сравнить звуки и их артикуляцию. У ­ губы вытянуты вперед, язык несколько приподнят. Произнести у, затем ау, эуу иу. Ы ­ губы растянуты и раскрыты, как при и, язык приподнят по направлению к мягкому небу. Произнести ы, затем иы. Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные: и, э,a, у, ы. III Произнести   поочередно   звонкие   и   глухие   согласные:   б­п,   в­ф,   г­х­   к, д­т, з­с. Произнести твердые согласные: б, в, г, д, ж, з, п, ф, к, т, ш, с. Произнести мягкие согласные: [б'], [в'], [г'], [д1], [з'], [п], [ф'], [к'], [т']?  [с']. Произнести твердые и мягкие согласные и сочетания их с гласными: л ­ [л']: лы, лэ, ла, ло, лу; ли, ле, ля, лё, лю. р ­ [р*]: ры, рэ, ра, ро, ру; ри, ре, ря, рё, рю. м ­ [м']: мы, мэ, ма, мо, му; ми, ме, мя, мё, мю. н ­ [н']: ны, нэ, на, но, ну; ни, не, ня, не, ню. IV Отработать произношение звуков в скороговорках и чистоговорках. • Труд кормит ­ лень портит. • Коротко и ясно ­ оттого и прекрасно. • Один раз солгал ­ в другой не поверят. • Тимка потерял ботинки. • На носу у пса ­ оса.35 Скорей сюда! Спасайте  пса! • На заборе ­ не гвоздики, на заборе гвоздики. Звонко прозвенел звонок ­ звал Захара на урок. • • Не бывает улова у ленивого рыболова. • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. • Дружба ­ дружбой, служба ­ службой. • Маленькое дело лучше большого безделья. • Раз солгал ­ на век лгуном стал. • Лохматый Михаил ­ в лоптях,  А хромой Харитон ­ в туфлях.36 Репка (пьеса­сказка)  Действующие лица:   дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, репка, ведущая  Сцена 1 На сцене декорация деревенского двора ­ дом, лавка, коврик. Возле дома на лавке сидят бабка  и внучка. Бабка вяжет, внучка играет с куклой, на коврике лежит Жучка. Звучит музыка.  Ведущая:    Возле дома огород, Бабка с внучкой у ворот, Жучка ­ хвост колечком, Дремлет под крылечком. На крыльцо выходит дед. Он в большой тулуп одет. Из открытого окна Деду музыка слышна. Приглашает всех она: Зарядкой заниматься, Прыгать, бегать, приседать, В речке купаться. Дед: У меня здоровье крепкое, Посажу­ка лучше репку я! Ведущая:    Лопату берет и идет в огород. Бабка: И у бабки без зарядки Слава богу все в порядке.  Лучше сяду ­ посижу,  Внучке варежки свяжу.  Ведущая:     Внучка сладенько зевает И косицу заплетает.  Внучка:       Клонит бедную ко сну.37 С понедельника начну.  Прыгать, бегать, приседать,  В речку с мостика нырять.  Выбегает Жучка, лает. Жучка:        Вот занятие ­ зарядка, Поиграем лучше в прятки.  Лает, зовет кошку. Кошка:         Обойдемся без зарядки! Танец е исполнении  Жучки и кошки, переходящий в игру «Салочки»  Внучка:       Хватит бегать тут без толку, Перетопчите морковку!  Ведущая:     Жучка за кошкой, Кошка в окошко. Под музыку марша с гантелями в руках на середину сцены выходит  мышка. Ведущая:    Тут во двор выходит мышка В спортивных штанишках. Майка на теле, В руках гантели. Мышка:       Раз и два! И три ­ четыре! Стану всех сильнее в мире! Буду в цирке выступать ­ Бегемота поднимать!  Ведущая:    Бегает, прыгает, Лапками дрыгает.  Мышка убегает со сцены.  Ведущая:    Вот уже и целый день Незаметно пролетел. Бабка варежки связала,38 Внучка с куклой поиграла. Дедка репку посадил И домой он поспешил. Дед:  Ох, умаялся с утра. Бабка: Сцена 2 Да и мне на печь пора (обращается к внучке) Хватит в куколки играть, Пора койку расправлять.  Посредине двора репка. Звучит музыка. Ведущая:     Занимается рассвет. На крылечке снова дед. Видит репу в огороде И себе не верит вроде. Много он чего видал, Но такого не встречал.  Дед:  Эх, бульдозер бы сюда, Без него совсем беда. Ведущая:     Тянет ­ потянет, Вытянуть не может! Дед: Бабка! Бабка: Я сейчас! Ай да репка удалась! Ведущая:    Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Вытянуть не могут!  Дед: Как тянуть?  С какого боку? Выйди внучка на подмогу!  Внучка:       Иду дедушка, иду бабушка!  Ведущая:39 Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Вытянуть не могут.  Внучка:       Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справиться без Жучки!  Ведущая:     Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Вытянуть не могут.  Жучка:        Разбудить придется кошку, Пусть потрудится немножко! Кошка! Гав! Гав!  Ведущая:     Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Бабка: Вытянуть не могут. Мышку кликнуть бы на двор! Кошка:       Мышку звать? Какой позор! Мы пока и сами, кажется с усами.  Ведущая:     А вот бежит и мышка, В спортивных штанишках.40 Мышка:       Чем топтать без толку грядку ­ Становитесь на зарядку! Чтоб за дело браться Надо сил набраться!  Мышка:       Встали! Выдохнуть, вдохнуть! А теперь пора тянуть!  Ведущая:     Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут ­ потянут, Вытянули репку. КОНЕЦ

Посмотрите также