Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
география +1
Взрослым
08.06.2017
Дополнительная общеобразовательная программа "Мой край" разработана для учащихся 4-5 классов. Работа включает тематическое планирование, практические работы и тематические игры. Большое внимание уделяется практическим работам и экскурсиям. данная программа дает возможность отрабатывать навыки работы с различными видами карт, в том числе с контурными, умением строить графики и диаграммы, анализировать различные карты с учениками до начала изучения курса географии.Дополнительная общеобразовательная программа "Мой край" разработана для учащихся 4-5 классов.
Мой край 4-5 классы.docx
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности
«Мой край»
Разработчик: Протопопова Наталия Георгиевна, педагог
дополнительного образования 1 категории
Пояснительная записка
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Мой край» разработана
для 45 классов. В качестве учебников рекомендуется:
1. «География Ростовской области», Алексеенко В.Н., Мартынова М.И. РостовнаДону,
«Терра», 2005 г.
2. «Природа и история родного края» Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., учебное
пособие для учащихся начальной школы. РостовнаДону, «Издательство БАРО
ПРЕСС», 2003 г.
3. Школьный атлас Ростовской области. Изд. Просвещение, ДМВ «ДИ ЭМ БИ».
Курс «Мой край» является важным средством реализации концептуальных положений,
сформулированных в Законе Российской Федерации об образовании. Основополагающая идея
закона органическое единство интересов личности, общества и государства в деле
воспитания гражданина России.
Региональный компонент позволяет дать школьникам более полное представление о
природе, физико и экономикогеографических условиях родного края как составной и
неотъемлемой части нашей Родины, а также воспитать молодого человека данной
территории, духовно связанного с ней, понимающего его проблемы, нашедшего здесь свою
судьбу, со сформированной потребностью быть нужным в своем регионе.
Актуальность программы определяется необходимостью дать
школьникам
целостное представление о природном и хозяйственном своеобразии региона, а также
указать на ошибки, нанесшие серьезный урон природе региона.
1 Курс «Мой край» в процессе школьного обучения направлен на реализацию в
практической деятельности принципов государственной политики и общих требований к
содержанию образования, сформулированных в Законе об образовании:
•
•
•
•
•
воспитание гражданственности и любви к Родине;
защита системой образования национальных культур и региональных культурных
традиций в условиях многонационального государства;
формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
формирование мировоззренческой,
политической, экологической культуры;
нравственной,
экономической,
социальной,
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими,
религиозными и социальными группами.
Новизна данной программы заключается в том, что позволяет уже в младших классах
дать комплексное представление о малой родине и подготовить учащихся к изучению
предмета «география». В отличие от других программ, данная программа дает возможность
отрабатывать навыки работы с различными видами карт, в том числе с контурными, умением
строить графики и диаграммы, анализировать различные карты с учениками до начала
изучения курса географии.
Целью данного курса является:
•
воспитание молодого человека, духовно связанного с малой родиной, адаптированного
к региональным условиям, со сформировавшейся потребностью быть нужным и
востребованным в своем регионе;
• формирование целостного представления о Донском крае как о самобытной части
•
•
•
•
Российской Федерации;
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, любви к малой родине,
бережного отношения к ее природе, уважения к истории и культуре своего края и
населяющих ее народов;
выработка умений и навыков адаптации и социальноответственного поведения в
обществе;
развитие географического мышления.
Задачи курса:
дать знания о природных особенностях Ростовской области (рельефе, полезных
ископаемых, климате, почвах, растительности и животном мире) и экономико
социальных аспектах его формирования, современного состояния и перспективы;
2 • формировать у школьников умение устанавливать природноследственные связи
•
•
•
между компонентами природы области;
познакомить учащихся с предприятиями, музеями, заповедниками на территории
области;
познакомить учащихся с историей Ростовской области;
ориентировать учащихся для выбора будущей профессиональной деятельности в
условиях данной местности.
Цели, задачи и основное содержание курса определяют и формы его проведения:
школьная лекция, игра, урокипрактикумы, урокиэкскурсии, комбинированные и другие.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного
контроля: тестовые задания, работы с контурными картами и картами атласа Ростовской
области, игровые моменты, конкурсы. Используются такие формы обучения, как диалог,
беседа, дискуссия, диспут, практические задания, наблюдения. Применяются варианты
индивидуального, индивидуальногруппового, группового и коллективного способа
обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных методов
обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебнопознавательной деятельности:
словесных (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),
практических,
проблемнопоисковых под руководством преподавателя и
самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр,
деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, практических
работ.
Используются следующие средства обучения: учебнонаглядные пособия (таблицы,
плакаты, карты, видеоролики и др.), организационнопедагогические средства (карточки,
раздаточный материал).
В структурном отношении курс состоит из 9 основных разделов и закрепления
полученных знаний:
I.
II.
III.
IV.
«Ростовская область на карте России».
«Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области».
«Климат Ростовской области».
«Воды Ростовской области».
3 «Почвы, растительный и животный мир Ростовской области».
«Население Ростовской области».
«Природные ресурсы Ростовской области».
«Хозяйственная деятельность Ростовской области».
«Экологические проблемы Ростовской области».
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
«Закрепление полученных знаний».
Для изучения данного курса отводится 68 часов (34 ч в 4 классе и 34 ч в 5 классе),
продолжительность одного занятия 4045 минут.
Основное содержание изучаемого курса
Тема 1. Ростовская область на карте России (3 часа)
На каком материке, в каких частях света расположена Ростовская область, в какой
части России. Крайние точки, протяженность области с севера на юг, с запада на восток.
Площадь. Протяженность границ. Соседние территории. Положение г. Новошахтинска на
территории области. Практическая работа №1 «Географическое положение Ростовской
области» (Приложение 1).
Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области (4 часа).
Основные формы рельефа: Донецкий кряж, ДоноСальская возвышенность,
СальскоМанычская гряда, ДоноЕгорлыкская и Донская низменности, КумоМанычская
впадина. Максимальные и минимальные высоты рельефа. Виды полезных ископаемых,
районы их размещения и использования. Практическая работа №2 «Рельеф и полезные
ископаемые Ростовской области» (Приложение 1).
Тема 3. Климат Ростовской области (9 часов).
Структура гидрометеорологической службы. Погода и климат. Климатические
факторы: широта, подстилающая поверхность, атмосферная циркуляция, близость моря.
Формирование климата на территории Ростовской области. Особенности атмосферной
циркуляции. Влияние Атлантики. Закономерности распределения тепла и влаги. Ветровой
режим. Местные признаки погоды. Живые «барометры» Ростовской области. Климат г.
Новошахтинска. Опасные погодные явления. Климат и человек. Наблюдения за погодой.
Практическая работа №3 «Наблюдения за погодой» и №4 «Построение климатограммы
для г. Новошахтинска» (Приложение 1). Игра (Приложение 2).
Тема 4. Воды Ростовской области (5 часов).
Реки области, особенности питания их питания и режим. Озера и искусственные
водоемы: каналы, водохранилища. Водоемы в окрестностях г. Новошахтинска.
Неравномерность распределения водных ресурсов по территории области. Необходимость
мелиорации. Опасные явления, связанные с водами. Правила поведения на воде.
4 Практическая работа №5 «Воды Ростовской области» (Приложение 1). Игра (Приложение
2).
Тема 5. Почвы, растительный и животный мир Ростовской области (9 часов).
Основные почвы и их размещение по территории области и в окрестностях г.
Новошахтинска. Растительный и животный мир, природные зоны области. Красная книга
России и Ростовской области. Антропогенные изменения в природе, источники загрязнения
почвы, воздуха и воды. Практическая работа №6 «Природные зоны Ростовской области»
(Приложение 1). Игра (Приложение 2).
Тема 6. «Население Ростовской области» (8 часов).
Следы жизни древних людей: первобытный человек, скифские племена, сарматы,
гунны и аланы, греки. «Дикое поле», нашествия монголотатар. Донское казачество: первые
казаки на Дону, современное казачество, быт и обычаи донских казаков. Население и
населенные пункты Ростовской области. Практическая работа №7 «Города Ростовской
области» (Приложение 1). Урокконцерт «Донские напевы».
Тема 7. Природные ресурсы Ростовской области (6 часов).
Виды природные ресурсов, как они используются. Водные ресурсы. Энергетические
ресурсы. Биологические ресурсы. Агроклиматические ресурсы, почвенные ресурсы.
Минеральные ресурсы. Практическая работа №8 «Почвенные ресурсы Ростовской
области» (Приложение 1). Конкурс детских проектов.
Тема 8. «Хозяйственная деятельность Ростовской области» (6 часов).
Промышленность Ростовской области: машиностроительная, энергетическая,
металлургическая, пищевая, химическая, топливная, легкая лесная и стройматериалов.
Сельское хозяйство: растениеводство, садоводство и виноградарство, животноводство,
птицеводство, коневодство. Торговля. Транспорт: железнодорожный, автомобильный,
водный, авиационный, трубопроводный. Промышленность и транспорт г. Новошахтинска.
Практическая работа №9 «Сельскохозяйственные зоны Ростовской области» (Приложение
1). Игра (Приложение 2).
Тема 9. «Экологические проблемы Ростовской области» (6 часов).
Загрязнения почвы, воздуха, водоемов. Негативное влияние промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на природу. Источники загрязнения. Охрана природы
насаждение лесов, лесополос и зеленых насаждений вокруг населенных пунктов и
водоемов, сохранение естественных участков степи, рекультивация отвалов, соблюдение
севооборотов в сельском хозяйстве, создание особо охраняемых природный территорий.
5 Просмотр детских презентаций. Практическая работа №10 «Экология Ростовской
области» (Приложение 1). Игра (Приложение 2).
«Закрепление полученных знаний» (4 часа в 4 классе и 4 часа в 5 классе).
Экскурсии, детские проекты, аукционы и игры (Приложение 2)
Учебнотематический план, 4 класс
(34 часа)
Колво часов
№
Тема
1
Ростовская область на карте России
2
3
4
1.1. Экскурсия в городской краеведческий музей.
1.2. Географическое положение Ростовской области и
г. Новошахтинска.
1.3. Практическая работа №1 . «Географическое
положение Ростовской области».
Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области
2.1. Экскурсия на р. Малый Несветай.
2.2. Рельеф области.
2.3. Полезные ископаемые области.
2.4. Практическая работа №2 «Рельеф и полезные
ископаемые Ростовской области».
Климат Ростовской области
3.1. Экскурсия в парк.
3.2. Знакомство со структурой гидрометеорологической
службы.
3.3. Практическая работа №3. «Наблюдения за погодой».
3.4. Климатообразующие факторы.
3.5. Климат Ростовской области.
3.6. Климат г. Новошахтинска. Практическая работа №4
«Построение климатограммы для г. Новошахтинска»
3.7. Опасные погодные явления.
3.8. Сам себе синоптик.
3.9. Игра
Воды Ростовской области
4.1. Таганрогский залив. Реки области.
4.2. Озера и водохранилища. Практическая работа №5
«Воды Ростовской области».
4.3. Опасные явления на водоемах.
6
теория
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
практик
а
2
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
2
1 Тема
теория
Колво часов
№
5
4.4. Правила поведения на воде.
4.4. Игра
Почвы, растительный и животный мир Ростовской
области.
5.1. Разнообразие почв.
5.2. Мир растений.
5.3. Животный мир.
5.4. Красная книга России и Ростовской области.
5.5. Природные зоны.
5.6. Практическая работа №6 «Природные зоны
Ростовской области».
5.7. Охрана природы.
5.8. Игра.
6
5.9. Экскурсия на р. Малый Несветай.
Закрепление полученных знаний
6.1. Экскурсия в парк. Наблюдения за природой.
6.2. Описание погодных условий по данным наблюдений.
6.3. Конкурс детских проектов.
6.4. Итоговый урок. Игра
Итого
Учебнотематический план, 5 класс (34 часа)
Тема
Повторение пройденного в 4 классе
1.1.Экскурсия в городской краеведческий музей.
1.2. Географическое положение Ростовской области.
Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области.
Воды Ростовской области. Климат. Конкурс.
Растительный и животный мир. Почвы. Аукцион.
1.3.
1.4. Экскурсия в парк.
Население Ростовской области
2.1. Заселение Ростовской области
№
1
2
7
1
6
1
1
1
1
1
1
практик
а
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
17
17
Колво часов
теория
практик
а
4
1
1
1
1
3
5
2 Колво часов
№
Тема
теория
1
2
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
3
4
5
6
2.2. Население и населенные пункты Ростовской области
2.3. Практическая работа №7. «Города Ростовской
области».
2.4. Донское казачество: первые казаки на Дону,
современное казачество, быт и обычаи донских
2.5. Экскурсия в городской краеведческий музей.
2.6. Урокконцерт. «Донские напевы».
Природные ресурсы Ростовской области
3.1. Водные и энергетические.
3.2. Биологические.
3.3. Агроклиматические.
3.4. Минеральные.
3.5. Практическая работа №8. «Почвенные ресурсы
Ростовской области».
3.6.Конкурс детских проектов.
Хозяйственная деятельность Ростовской области.
4.1. Промышленность
4.2. Сельское хозяйство
4.3. Транспорт
4.4. Практическая работа №9. «Сельскохозяйственные
зоны Ростовской области»
4.5. Промышленность и транспорт г. Новошахтинска
4.6. Экскурсия в краеведческий музей.
Экологические проблемы Ростовской области
5.1. Влияние промышленности на природу
5.2. Влияние сельского хозяйства на природу
5.3. Влияние транспорта на природу
5.4. Практическая работа №10. Экология Ростовской
области
5.5. Экологические проблемы г. Новошахтинска.
Конкурс детских проектов.
5.6. Экскурсия
Закрепление полученных знаний
6.1. Природа Ростовской области. Аукцион.
6.2. Хозяйство и экологические проблемы Ростовской
области. Аукцион.
6.3. Игра
6.4. Экскурсия
8
практик
а
1
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1 №
Итого
Тема
Колво часов
теория
16
практик
а
18
Ожидаемые результаты
Знать:
• Понятия: «погода», «климат», «река», «озеро», «водохранилище», «канал», «почва»,
«биологические ресурсы», «заповедник», «заказник», «Красная книга»;
особенности географического положения Ростовской области;
историю заселения и народы, заселяющие область;
основные формы рельефа и полезные ископаемые области;
•
•
•
• факторы, определяющие климат области, народные приметы погоды, опасные
•
•
•
•
погодные явления;
крупные реки, озера и водохранилища области, морские границы; правила поведения
на воде;
основные почвы, растительный и животный мир области;
основные отрасли сельского хозяйства и промышленности;
экологические проблемы Ростовской области, связанные с хозяйственной
деятельностью и пути их решения.
Называть и (или) показывать:
Пограничные с Ростовской областью субъекты Российской Федерации и
государство Украина;
климатообразующие факторы, особенности погоды в разные сезоны года;
основные типы почв области
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального
использования;
народы, заселяющие область, наиболее распространенные языки, религии;
экологически неблагополучные районы области.
Описывать:
географическое положение области;
особенности быта и религии отдельных народов.
Объяснять:
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни
населения Ростовской области;
9
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее
крупных место рождений полезных ископаемых;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
Литература
1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. «География Ростовской области» Ростовна
Дону «Терра», 2005
2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края», учебное
пособие для учащихся начальной школы РостовнаДону «Издательство БАРО
ПРЕСС», 2003
3. Вовченко П.Г. «О погоде – для всех», РостовнаДону, Ростовское книжное
издательство, 1985
4. Миноранский, В. А. Особо охраняемые природные территории Ростовской
области/ В. А. Миноранский, О. Н. Демина. Ростов н/Д., 2002.
5. Природа донского края: научнопопулярные статьи и очерки. Ростов н/Д., 1978.
6. Природа, население, хозяйство Ростовской области. Часть 1,2.Под редакцией
кандидата географических наук Т.А. Смагиной и М.И. Кизицкого. РостовнаДону,
издательство Ростовского облИУУ, 1995
7. Природные условия и естественные ресурсы. Южный округ. Ростовская область.
Ростов на – Дону, 2002 г.
8. Прох Л.З. Рассказы о ветрах. Киев «Радянська школа», 1983
9. «Родине покинутой молюсь…», хрестоматия, составитель К.Н. Хохульников,
РостовнаДону, Издательство Ростовского ОБЛИУУ, 1994
10. Региональные программы донской средней общеобразовательной школы. Вып. 1,
РостовнаДону, 1993
11. Рощин А.Н, "Сам себе синоптик". Киев, "Радянська школа", 1983
12. Степаненко, Л. Г. Ростовская область: растительное убранство / Л. Г. Степаненко.
Ростов н/Д., 2004.
13. Хрусталев Ю.П., Василенко В.Н., Свисюк И.В., Панов В.Д., Ларионов Ю.А.
Климат и агроклиматические ресурсы Ростовской области. Ростов – на Дону,
2002
10 14. Хрусталев Ю.П. Эколого – географический словарь. Батайск, 2000
15. Чирков Ю. И. Агрометеорология. Л., Гидрометеоиздат, 1979
16. Школьный атлас Ростовской области. Изд. Просвещение, ДМВ «ДИ ЭМ БИ»
Практическая работа №1
Тема: Географическое положение Ростовской области и г. Новошахтинска.
Оборудование: конкурная карта, атлас Ростовской области, административная
Приложение 1
карта Ростовской области, простой и цветные карандаши.
Ход урока.
1.
На контурную карту нанести сухопутные (красным цветом) и морские (синим
цветом) границы Ростовской области.
2.
Подписать на карте «соседей» Ростовской области: Воронежскую и
Волгоградскую области, Краснодарский и Ставропольский края, республику Калмыкию и
соседнее государство – Украину.
3.
4.
Нанести на карту города РостовнаДону и Новошахтинск.
Выводы.
Практическая работа №2
Тема: Рельеф и полезные ископаемые Ростовской области.
Оборудование: конкурная карта, атлас Ростовской области, физическая карта
полезных ископаемых Ростовской области, простой карандаш.
Ход урока.
1.
2.
На контурную карту нанести основные формы рельефа области.
На контурную карту нанести полезные ископаемые:
уголь; нефть; газ; пески; кварциты; огнеупорные глины; известняки.
3. Вывод.
Практическая работа №3
Тема: «Наблюдение за погодой».
Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха, флюгер, простой
карандаш, дневник погоды.
11 Ход урока.
1.
2.
3.
4.
5.
Измерение температуры воздуха, запись данных в дневник наблюдений.
Определение наличия облачности и вида облаков.
Определение скорости и направления ветра.
Определение типа погоды.
Составление прогноза погоды по местным признакам.
Практическая работа №4
Тема: Построение климатограммы г. Новошахтинска.
Оборудование: раздаточный материал, простой карандаш.
Ход урока.
1. По данным таблицы 1 построить график годового хода температуры воздуха по г.
Новошахтинск.
Таблица 1.
Месяц
Температура
воздуха (°С)
1
8
2
6
3
1
4
8
5
16
6
20
7
22
8
21
9
16
10
8
11
1
12
5
2. По данным табличного материала построить график годовой суммы осадков по
г. Новошахтинск.
Таблица 2.
Месяц
Сумма
осадков,
мм
Выводы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
год
30
30
29
34
42
50
51
34
25
32
32
34
423
3.
3.
3.
3.
Практическая работа №5
Тема: Воды Ростовской области.
Оборудование: конкурная карта, атлас Ростовской области, физическая карта
Ростовской области, простой карандаш.
Ход урока.
1. На контурной карте обозначить реки Ростовской области: Дон, Чир, Калитва,
Северский Донец, Быстрая, Кундрючья, Миус, Сал и Маныч.
2. На контурной карте обозначить Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище,
12 озеро МанычГудило, Веселовское и Пролетарское водохранилища.
3. Вывод.
Практическая работа №6
Тема: Природные зоны Ростовской области.
Оборудование: конкурная карта, атлас Ростовской области, карта природных зон
Ростовской области, простой и цветные карандаши.
Ход урока.
1. На контурной карте обозначить природные зоны Ростовской области: а) степи; б) сухие
степи; в) полупустыня.
2. Вывод.
Практическая работа №7
Тема: Города Ростовской области.
Оборудование: конкурная карта, атлас Ростовской области, административная
карта Ростовской области, простой карандаш.
Ход урока.
1. На контурной карте обозначить города Ростовской области: Миллерово, Донецк,
КаменскШахтинский, Морозовск, Белая Калитва, Гуково, Красный Сулин, Шахты,
Константиновск, Волгодонск, Новочеркасск, Таганрог, Азов, Батайск, Зерноград,
Пролетарск, Сальск.
2. Вывод.
Практическая работа №8
Тема: Почвенные ресурсы Ростовской области.
Оборудование: конкурная карта, атлас Ростовской области – карта «Почвенные
ресурсы Ростовской области», простой и цветные карандаши.
Ход урока.
1. Используя в атласе Ростовской области карту «Почвенные ресурсы» цветными
карандашами разукрасить районы с почвами: черноземы южные, черноземы
обыкновенные карбонатные, темнокаштановые, каштановые, светлокаштановые.
2. В атласе по карте определить продуктивность почв.
3. Сделать вывод о плодородии почв Ростовской области.
Практическая работа №9
Тема: «Сельскохозяйственные зоны Ростовской области»
Оборудование: конкурная карта, атлас Ростовской области – экономическая карта,
простой и цветные карандаши.
13 Ход урока.
1. Используя в атласе Ростовской области экономическую карту цветными карандашами
разукрасить сельскохозяйственные зоны Ростовской области: северозападная
скотоводческосвиноводческая
скотоводческозерновая,
северовосточная
центральная
с
зернопроизводством,
приазовская скотоводческозерновая,
овощеводческоскотоводческая,
виноградарством, южная зерновоскотоводческая, восточная овцеводческозерновая.
центральная скотоводческорисоводческая с
2. Вывод.
Практическая работа №10
Тема: «Экологическая обстановка в Ростовской области»
Оборудование: конкурная карта, атлас Ростовской области – экологическая карта,
простой и цветные карандаши.
Ход урока.
1. Используя в атласе Ростовской области экологическую карту цветными карандашами
разукрасить экологическую обстановку:
относительно удовлетворительная;
напряженная;
критическая;
кризисная.
2. Вывод.
14 1.
Урок – игра
Тема: Климат Ростовской области.
Приложение 2.
Цели:
1. Проверить и закрепить знания по изучению климата Ростовской области и г.
Новошахтинска.
2. Формировать игровые навыки.
3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: сигнальные карточки, раздаточный материал, карта Ростовской области.
Класс делится на 3 команды.
I тур
Разминка. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Принимается
первый высказанный ответ. Если команда отвечает неправильно, то вопрос передается
другой команде, раньше других поднявших сигнальную карточку.
1. Максимальное количество осадков в г. Новошахтинск приносит ветер а) северный, б)
южный, в) западный. г) восточный.
2. Большое влияние на климат г. Новошахтинска оказывает океан: а) Тихий, б)
Атлантический, в) Индийский, г) Северный Ледовитый.
3. В Ростовской области самые высокие температуры воздуха отмечаются на: а) юго
западе, б) юговостоке. в) юге, г) западе.
4. В г. Новошахтинске в холодный период года господствует ветер: а) северный, б)
южный, в) западный, г) восточный.
5. К климатообразующим факторам относится: а) растения, б) животные, в) рельеф, г)
болото.
6. В г. Новошахтинске наибольшее количество осадков выпадает: а) зимой, б) летом, в)
весной, г) осенью.
7. Ростовская области относится к зоне: а) с недостаточным увлажнением, б) с
избыточным увлажнением, в) с достаточным увлажнением, г) с критическим
увлажнением
8. Венцы вокруг Солнца или Луны к: а) ясной погоде, б) морозу, в) перемене погоды, г)
туману.
9. Ласточки низко летают к: а) дождю. б) ветру, в) ясной погоде, г) морозу
10. Роса утром к: а) дождю, б) ветру, в) ясной погоде, г) морозу
11. Пчелы не улетают далеко от улья это к: а) дождю, б) жаре, в) холоду, г) ветру
12. Красный закат зимой к: а) морозу, б) ветру, в) осадкам, г) радуге.
15 13. Ясное небо зимней ночью к: а) дождю, б) ветру, в) ясной погоде, г) морозу.
14. Большие пузыри на лужах во время дождя это к: а) морозу, б) прекращению дождя,в)
длительному дождю, г) радуге.
II тур
Признаки хорошей и плохой погоды.
Класс делится на 34 команды. Каждая команда получает карточку, в которой
проставляет « +» если признак хорошей погоды, и «» признак плохой погоды. Места
распределяются в зависимости от количества правильных ответов, если команды дадут
одинаковое количество правильных ответов – выигрывает та команда, которая затратила
меньше времени.
1. Дым стелется по земле ()
2. Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают (+)
3. Вечером обильная роса (+)
4. К ночи теплеет ()
5. Ветер к вечеру стихает (+)
6. Куры и воробьи купаются в пыли ()
7. Облака идут против ветра () Раньше обычного закрывают свои цветки одуванчики и
ноготки()
8. Звезды слабо мерцают, имеют зеленоватый оттенок ()
9. Давление падает ()
10. Облака плывут по ветру (+)
11. Солнце садится в тучу, закат имеет красноватый оттенок ()
12. Ласточки и стрижи летают низко над землей ()
13. После дождя тепло ()
14. Ветер усиливается к вечеру и к ночи ()
15. Давление повышается(+)
16. Пчелы сидят и сильно гудят ()
17. Поздно вечером сильно поют сверчки (+)
III тур
Конкурс капитанов
Капитаны получают карточки, где в правой колонке указаны атмосферные явления,
а в левой они должны поставить соответствующий условный знак.
Безоблачная погода
Переменная облачность
Пасмурная погода
16
Дождь
Зарница
Гроза
Морось
Роса
Дымка
Туман
Град
Снег
Иней
Гололед
Ветер
Метель
Пыльная буря
IV тур
В этом конкурсе каждый ученик зарабатывает себе баллы – определяется лучший
«знаток».
1. Перемещение воздуха в горизонтальном направлении … (ветер).
2. Расположите сезоны года по порядку, начиная с начала учебного года: а) зима, б) лето,
в) осень, г) весна. (в, а, г, б).
3. Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов (гром)
4. Выше леса, тоньше колоса (дождь)
5. В холоде – горой, в избе – водой (снег)
6. Серое сукно тянется в окно (туман)
7. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило (дождь)
8. Рассыпался горох на 77 дорог; никто не подберет: ни царь, ни царица, ни красная
девица (град)
9. Лежал, лежал, да в речку побежал (снег)
10. Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала на
поля озерушки белый пух да перышки (туча)
Подведение итогов.
2.
Урокигра
17 Тема: «Воды Ростовской области».
Цели:
образовательные: закрепить знания о водных объектах Ростовской области и правил
поведения на воде; обучать детей активному использованию знаний и навыков, получаемых
в школе, в нестандартных ситуациях;
воспитательные: прививать любовь к родной природе.
развивающие: развивать навыки работать в команде, общеинтеллектуальные умения
на материале, дополняющем школьную программу; развивать интерес к познавательной
деятельности.
Оборудование: сигнальные карточки, карандаши, контурная карта области,
карточки с заданием.
1 тур. «Разминка»
Каждая команда получает листок с заданием. Побеждает та команда, которая даст
больше правильных ответов. Если результаты равны, то учитывается затраченное время.
1. Река Дон впадает в: а) Азовское море, б) Черное море, в) Средиземное море, г)
Каспийское море, )
По территории г. Новошахтинска протекает река:
2.
а) Дон, б) Маныч, в) Несветай г) Малый Несветай.
3. Самое большое водохранилище Ростовской области:
а) Веселовское, б) Пролетарское, в) Краснодарское г) Цимлянское.
4. Приток реки Дон:
а) Сал, б) Миус, в) Ея, г) Кугоея.
5. Реки Ростовской области имеют половодье:
а) зимнее, б) весеннее. в) летнее, г) осеннее.
6. Река Дон берет свое начало возле города:
а) Воронежа, б) Тулы, в) Новомосковска. г) РостованаДону.
7. Правым притоком р. Дон является:
а) Маныч, б) Сал, в) Калитва, г) Северский Донец.
8. Соленость вод Таганрогского залива составляет:
а) 46‰, б) 1015‰, в) 2030‰, г)13‰.
9. Расположите реки Ростовской области, начиная с севера на юг: а) Сал, б) Маныч,
в) Калитва, г) Кундрючья. (в, г, а, б).
10. Как переводится название р. Маныч: а) мутный, б) горький, в) быстрый, г) соленый. 11.
Какие реки не протекают по Ростовской области: а) Дон, б) Сал, в) Волга, г) Миус.
12. Какая река протекает по территории области дважды: а) Северский Донец, б) Калитва,
в) Дон, г) Кундрючья.
2 тур. «Реки Ростовской области»
18 На первых партах лежат контурные карты Ростовской области, участники команд по
одному подбегают к ней и подписывают реки. Побеждает команда, подписавшая большее
количество рек.
Каждая команда записывает на листочке правила поведения на воде. Побеждает та
3 тур. «Правила поведения на воде»
команда, которая запишет больше правил.
Подведение итогов.
3.
Урокигра
Тема: «Растения и животные нашего края».
Цели:
образовательные: обучать детей активному использованию знаний и навыков,
получаемых в школе, в нестандартных ситуациях; обучать навыкам саморегуляции и
самоконтроля своей психофизической деятельности;
воспитательные: прививать любовь к родной природе.
развивающие: развивать общеинтеллектуальные умения на материале, дополняющем
школьную программу; развивать интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: сигнальные карточки, карандаши
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
I тур. «Разминка»
Ответ дает тот, кто первый поднял руку
1.Что ест зимой жаба?
а) Ничего
б) Насекомых.
в)
Водоросли.
2. Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе
насекомых?
а) Полынь.
б) Ромашка.
в) Подорожник
3. Какое лесное растение может заменить мясо?
а) Орехи.
б) Грибы.
в) Ягоды.
4. Типичная растительность донских степей:
а) Лебеда.
19 б) Ковыль.
в) Камыш.
5. Самая крупная птица степей:
а) Куропатка.
б) Коршун.
в) Дрофа.
За правильный ответ без озвучивания предполагаемых ответов – 2 балла, с подсказкой – 1
балл.
6. Какая природная зона преобладает на территории нашей области? (степь)
7. Какое растение в народе называют «шелковой травой»? (ковыль)
8. Это самое могучее дерево донского края, достигает нескольких десятков метров в
высоту, живет не одну сотню лет, а потому для многих народов служит символом
могущества и долголетия. «Великаном лесов» величают его за кряжистый ствол, за
огромный шатер листьев. Оно не кланяется ветру, лист его не дрожит, как у осины,
ветки не стонут, как у сосны. Что это за дерево? (дуб)
Ответ оценивается в 2 балла.
II тур. «Отгадайка».
Ответ оценивается в 2 балла
1. Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц)
2. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
3. По веткам скачет,
Да не птица;
Рыжая, да не лиса? (белка)
4. Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор? (дятел)
5. Смешной на вид и толстенький грызун.
Не может жить ни в поле, ни в лесу.
Он выживает лишь в степи целинной,
Где много сочных трав, где нет машин. (сурок)
6. Я запасливее всех,
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. (хомяк)
7. Шелестит, шурша травой,
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел,
Подходи, кто очень смел. (змея)
8. Она как змейка в траве мелькнет.
Хвост оборвет – другой наживет. (ящерица)
III тур. «Логические цепочки»
Командам раздаются карточки с заданием.
20 Задание: соединить логически понятия из первого столбика с понятиями из
второго. За каждое правильное соединение – 1 балл.
Дятел
Суслик
Воробей
Стерлядь
Белка
Сурок
Выхухоль
Тушканчик
Дуб
Типчак
Осока
Верблюжья колючка
Степь
Город
Река
Лес
Полупустыня
Лес
Степь
Река
Полупустыня
Лес
Степь
Болото
IV тур. Заключительный.
Придумать как можно больше слов из букв слова «краеведение». Слова на
листочках сдают жюри. Каждая команда получает столько баллов, сколько придумала
слов.
Подведение итогов.
4.
Заключительный урок игра "Знатоки" (4 класс)
Тема: Природа родного края.
Цели:
1. Проверить и закрепить полученные знания по изучению природы Ростовской области,
г. Новошахтинска и прилегающей к нему территории.
Формировать игровые навыки.
2.
3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование: карта Ростовской области, сигнальные карточки. Класс делится на
45 команд.
1 тур. «Разминка».
Каждая команда получает карточки с заданием, в которой отмечает правильные
ответы. Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Расположите по порядку природные зоны, начиная с самой северной: а) степь,
б)лиственный лес, в) пустыня. (б, а, в)
21 2. Расположите реки Ростовской области, начиная с севера на юг: а) Сал, б) Маныч,
в) Калитва, г) Кундрючья. (в, г, а, б).
3. Расположите сезоны года по порядку, начиная с начала учебного года: а) зима,
б) лето, в) осень, г) весна. (в, а, г, б).
4. Расположите растения по срокам цветения, начиная с самого раннего: а)акация,
б) вишня, в)яблоня, г)абрикос, ( г, б, в, а)
5. Расположи города Ростовской области начиная с юга на север:
а) КаменскШахтинский, б) РостовнаДону, в) Сальск, г) Новошахтинск (в, б, г, а).
2 тур. «Природа Ростовской области»
Вопросы задаются по очереди каждой команде. За правильный ответ команда
получает 1 балла, если отвечает без подсказки возможных ответов и 1 балл – с
подсказкой.А если команда отвечает неправильно, то получает минус 1 балл, а на вопрос
отвечает та команда, которая раньше поднимет руку. Ответ оценивается также.
1. Река Дон впадает в: а) Азовское море, б) Черное море, в) Средиземное море. г)
Каспийское море.
2. Ростовская область граничит с республикой: а) Чечня, б) Калмыкия, в) Адыгея, г)
Дагестан.
3. Сколько административных единиц России граничит с Ростовской областью: а) 5, б) 6,
в) 7, г) 4?
4. Сколько государств граничит с Ростовской областью: а) 1. 6) 2, в) 3, г) 4 ?
5. По территории г. Новошахтинска протекает река а) Дон, б) Маныч, в) Несветай, г)
Малый Несветай.
6. г. Новошахтинск расположен на: а) Калачской возвышенности, б) отрогах Донецкого
кряжа, в) Донской гряде, г) Нижне – Донской низменности.
7. Наибольшие высоты рельефа Ростовской области отмечаются на: а) Калачской
возвышенности, б) Донской гряде, в) Донецком кряже. г) СалоМанычской гряде.
8. В районе Донецкого кряжа имеются залежи: а) каменного угля. б) бурого угля, в) газа,
г) нефти.
К климатообразующим факторам относится: а) растения, б) животные, в) рельеф, г)
9.
болото.
10. Большое влияние на климат г. Новошахтинска оказывает океан: а) Северный
Ледовитый, б) Атлантический, в) Индийский, г) Тихий.
11. В г. Новошахтинске наибольшее количество осадков выпадает: а) зимой, б) осенью, в)
весной, г) летом
12. В г. Новошахтинске в холодный период года господствует ветер: а) северный, б)
южный, в) западный, г) восточный.
22 13. Максимальное количество осадков в г. Новошахтинске приносит ветер: а) северный, б)
южный, в) западный. г) восточный.
14. Красный закат зимой к: а) морозу, б) ветру, в) осадкам, г) радуге.
15. Венцы вокруг Солнца или Луны к: а) ясной погоде, б) морозу, в) туману, г) перемене
погоды.
16. Роса утром к: а) дождю, б) ветру, в) ясной погоде, г) морозу.
17. Ясное небо зимней ночью к: а) дождю, б) ветру, в) ясной погоде, г) морозу.
18. Ласточки низко летают к: а) дождю. б) ветру, в) ясной погоде, г) морозу.
19. Пчелы не улетают далеко от улья это к: а) дождю, б) жаре, в) холоду, г) ветру.
20. Большие пузыри на лужах во время дождя это к: а) длительному дождю, б)
прекращению дождя, в) морозу, г) радуге.
21. Пушистые головки одуванчика на ветру не разлетаются это к: а) ветру, б),
заморозкам, в) жаре, г) дождю.
22. На территорий Ростовской области в основном выращивают: а) кукурузу на зеленый
корм, б) кукурузу на зерно. в) картофель, г) сахарную свеклу.
23. Больше тепла для своего развития требует: а) подсолнечник, б) картофель, в) пшеница,
г) ячмень.
24. Самое большое водохранилище Ростовской области: а) Веселовское, б) Пролетарское,
в) Краснодарское, г) Цимлянское.
25. Приток реки Дон: а) Сал, б) Миус, в) Ея, г) Кугоея.
26. Реки Ростовской области имеют половодье: а) зимнее, б) весеннее. в) летнее, г)
осеннее.
27. Большая часть Ростовской области расположена в зоне: а) степей, б) полупустынь, в)
лесостепей, г) болот.
28. Типичный представитель степи: а) подорожник, б) колокольчик, в) ковыль. г) горох.
29. Река Дон берет свое начало возле города: а) РостованаДону, б) Тулы,
в)
Новомосковска. г) Воронежа.
30. Ростовская области относится к зоне какого увлажнения: а) недостаточного, б)
избыточного, в) достаточного, г) критического увлажнения.
31. Правым притоком р. Дон является: а) Маныч, б) Сал, в) Калитва, г) Северский Донец.
32. Чтобы зимой задержать влагу на поле необходимо: а) провести глубокую осеннюю
вспашку, б) оставить поле после подсолнечника необработанным, в) внести удобрения,
г) прокультивировать почву осенью.
23 33. Самая распространенная почва Ростовской области: а) чернозем, б) каштановые, в)
луговые, г) солонцы.
34. Азотом обогащает почву: а) арбуз, б) подсолнечник, в) пшеница, г) люцерна.
35. Ростовская атомная станция расположена около города: а) РостованаДону, б)
Новочеркасска» в) Волгодонска, г) Таганрога.
36. К сильному разрушению и уничтожению органических веществ в верхних слоях почвы
приводит: а) выжигание степи, б) полив. в) окучивание, г) рыхление.
37. Несвоевременное и чрезмерное внесение удобрений в почву приводит к: а) загрязнению
водоемов, б) повышению урожайности сельскохозяйственных культур, в) загрязнению
атмосферы, г) не оказывает никакого влияния.
Подведение итогов.
5. Обобщающий уроквикторина по курсу «Мой край». (5 класс)
Тема: Природа и хозяйство Ростовской области»
Цель:
Повторение и обобщение знаний по курсу «Мой край»
Задачи:
1. Закрепить и обобщить знания и умения учащихся по изучению родного края, используя
игровую форму урока.
2. Развивать дифференцированное восприятие, умение работать с разными видами карт,
развивать словеснологическое мышление, произвольность психических процессов.
3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимодействия при совместном участии в игре
викторине.
Оборудование и наглядные пособия:
Физическая карта «Ростовская область», школьный атлас «Ростовская область», флажки (3
шт.), дидактические карточки.
Содержание и ход урока.
I. Организационный момент
Взаимное приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение цели урока.
II. Основная часть урока
Класс поделен на три команды. Учитель назначает 12 учеников судьями.
Условия игры:
Все команды получают одинаковые задания. Та команда, которая выполнила задание,
24 поднимает флажок. Судьи принимают ответ от команды первой поднявшей флажок.
Оценивание ответов: полный ответ – 2балла, неполный – 1балл. Команды имеют право
дополнять ответы другой команды.
Разминка:
Командам предлагается по одной из трех карточек.
Задание: Переверните карточку и вы увидите цвет карточки, это цвета флага нашей
области (цвета: синий, желтый, красный). Ответьте на вопрос: Что обозначает каждый
цвет?
Цвет карточки, которую получила команда, и будет названием вашей команды: «Синие»,
«Желтые», «Красные».
Цвета флага Ростовской области: синий цвет обозначает – цвет воды реки Дон,
желтый – степь, красный – свободу, честность, смелость, огонь и кровь.
I Раунд «Поверхность, полезные ископаемые и водоемы нашей области»:
1. Как наш край назывался в разные времена?
Команды получают карточки, с помощью которых обучаемые дают свои ответы
Древние греки и римляне называли_________________ Танаис
Русские люди в старину называли__________________ Дикое поле
В 1617 веках называли_________________ Земля донских казаков
В 1819 веках называли________________ Земля Войска Донского
С 1937 года_____________________________ Ростовская область
2. Что представляет собой поверхность Ростовской области?
Холмистая равнина овражнобалочного типа.
3. Из недр нашего края добывают много полезных ископаемых. Решите
1,2,3 строки – горючие полезные ископаемые
4,5,6 строки – строительные полезные ископаемые
1
2
3
4
5
6
г
у
н
г
п
и
о
а
г
л
е ф т
н
л
о
е
з
е
и
с
в
з
с
т
ь
ь
а
к
н
я
к
4. Назовите самую крупную реку Ростовской области. Дон.
5. «Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.»
25 Так величали его донские казаки. Почему?
За медленное, спокойное течение народ назвал Дон – Тихим. Издавна донской край
славился рыбой. В Дону водится большое разнообразие рыб.
6. Какие реки не протекают по Ростовской области?
1. Днепр 4. Северский Донец
2. Дон 5. Маныч
3. Ока 6. Лена
7. На контурной карте нанесены голубым цветом известные реки нашей области. Назовите
их.
Дон, Северский Донец, Сал, Миус, Кундрючья, Калитва.
8. Установите соответствие (соедините линиями):
Естественные водоемы Таганрогский залив
Цимлянское водохранилище
Искусственные водоемы оз. МанычГудило
ВолгоДонской канал
II Раунд «Растительный и животный мир Ростовской области».
1. Какая природная зона преобладает на территории нашей области?
Степи.
2. Какое растение в народе называют «шелковой травой»?
Ковыль
3. Назовите, какой цветок на верхнем Дону называют «лазориком»?
Тюльпан Шренка.
Это самое могучее дерево донского края, достигает нескольких десятков метров в
высоту, живет не одну сотню лет, а потому для многих народов служит символом
могущества и долголетия. «Великаном лесов» величают его за кряжистый ствол, за
огромный шатер листьев. Оно не кланяется ветру, лист его не дрожит, как у осины,
ветки не стонут, как у сосны. Что это за дерево? Дуб.
4. Это лекарственное растение пахнет всеми травами степи. Назовите его.
Чабрец.
5. Отгадайте загадки:
А. может жить ни в поле, ни в лесу.
Он выживает лишь в степи целинной,
Где много сочных трав, где нет машин.
Сурок.
Б. Я запасливее всех,
У меня, друзья, щека
26 Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка.
Хомяк.
В. Шелестит, шурша травой,
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел,
Подходи, кто очень смел.
Змея.
Г. Она как змейка в траве мелькнет.
Хвост оборвет – другой наживет.
Ящерица.
6. В 1995 году в нашей области организован государственный заповедник. Как
заповедник назвали и с какой целью он создан?
Государственный природный заповедник «Ростовский». Цель создания:
сохранение природы степи в естественном виде.
7. Назовите самую крупную рыбу в Дону. Белуга.
А какая самая маленькая? Бычок бубырь.
8. Назовите самую крупную птицу степей, занесенную в Красную книгу.
Дрофа.
III Раунд «Климат Ростовской области».
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, если отвечает на вопрос без
озвучивания предполагаемых ответов, и 1 балл, если ответы озвучивает учитель.
Принимается первый высказанный ответ. Если команда отвечает неправильно, то вопрос
передается другой команде, раньше других поднявших сигнальную карточку.
1. Максимальное количество осадков в г. Новошахтинск приносит ветер а) северный,
б) южный, в) западный. г) восточный.
2. Большое влияние на климат г. Новошахтинска оказывает океан: а) Тихий, б)
Атлантический, в) Индийский, г) Северный Ледовитый.
3. В Ростовской области самые высокие температуры воздуха отмечаются на: а) юго
западе, б) юговостоке. в) юге, г) западе.
4. В г. Новошахтинске в холодный период года господствует ветер: а) северный, б)
южный, в) западный, г) восточный.
5. К климатообразующим факторам относится: а) растения, б) животные, в) рельеф, г)
болото.
27 6. В г. Новошахтинске наибольшее количество осадков выпадает: а) зимой, б) летом,
в) весной, г) осенью.
7. Ростовская области относится к зоне: а) с недостаточным увлажнением, б) с
избыточным увлажнением, в) с достаточным увлажнением, г) с критическим
увлажнением
IV Раунд «Население и хозяйство Ростовской области».
1. Назовите город Ростовской области с населением свыше 1 миллиона жителей.
РостовнаДону.
2. Назовите города области, население которых превышает 100 тысяч человек.
Таганрог, Шахты, Новочеркасск, Волгодонск, Новошахтинск.
3. Город«тезка» столицы Донбасса. Свое название получил раньше, чем украинский город,
по наименованию реки, на которой расположен. Что это за город? Донецк.
4. Назовите, в каких городах области находятся:
А. Заводы сельхозмашиностроения. РостовнаДону, Таганрог.
Б. Электровозостроительный завод. Новочеркасск.
В. Металлургические заводы. Таганрог, Красный Сулин, Белая Калитва.
Г. Экскаваторный завод. Донецк.
5. Впиши недостающие буквы:
Животноводство нашей области:
Разведение крупного рогатого скота
с т в о С в и н о в о д с т в о
с т в о П т и ц е в о д с т в о
с т в о К о н е в о д с т в о
с т в о О в ц е в о д с т в о
Сейчас на Дону развивается новое направление птицеводства. Назовите его?
Фермерское разведение страусов.
Подведение итогов
28
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мой край»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.