ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»
Оценка 4.6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
06.11.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»
Модифицированная программа кружковой работы по коррекционно-развивающей деятельности. Актуальность программы состоит в том, что она дает возможность охватить логопедическим воздействием детей с 3 до 5 лет и является пропедевтической занятиям по коррекции речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте, позволяя оказать раннюю профилактическую помощь воспитанникам.
Программа логокружок.docx
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних  Цимлянского района» УТВЕРЖДАЮ                                                                         Директор ГБУСОН РО  «СРЦ Цимлянского района» ____________ _____________ «____» _____________ 20___г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА  «РЕЧЕВИЧОК»                  Возраст детей: с 3 до 5 лет.                               Срок реализации программы: 1 год.   Составитель программы: Коровина Татьяна Леонидовна, учитель­логопед. 2 г. Цимлянск 2017г. Пояснительная записка Модифицированная   программа   кружковой   работы   по   коррекционно­ развивающей деятельности  представляет собой систему комплексных занятий на основе программ: «Организация коррекционно­развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада»  Нищевой Н. В., «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Чиркиной  Г.В.  Программа    разработана  в   соответствии   с   нормативно­правовыми документами:         Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";  Государственная   программа   Российской   Федерации   «Развитие образования» на 2013­2020 годы;  Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726­р;  Декларация   прав   ребенка,   провозглашенная   резолюцией   1386 Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.59г.;  Конвенция ООН о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.59г.;  СанПиН 2.4.4.3172­14 "Санитарно­эпидемиологические требования к   работы   образовательных устройству,   содержанию   и   организации   режима   организаций  дополнительного образования детей"; Нищева Н. В.       Организация коррекционно­развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада; Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких   и   родных   ему   людей.  В   процессе   общения   проявляется   его познавательная   и   предметная   деятельность.   Ребенку   за   короткий   срок   нужно усвоить все величие родного языка. Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Ребенок пользуется речью для того, чтобы   выразить   свои   чувства,   мысли,   воздействовать   на   окружающую действительность.     Когда   ребенок   овладевает   речью   ­   это   перестраивает   его психику, дает воспринять окружающую его действительность более осознанно. Недаром   К.Д.   Ушинский   говорил,   что   родное   слово   является   фундаментом всякого   умственного   развития   и   сокровищницей   всех   знаний.   Правильное   и своевременное   овладение   речью   ребенком   является   важным   условием 3 полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе.   Не   будет   настоящего   общения,   полноценной   социализации,   успехов   в дальнейшей   учебе   в   школе,   если   речь   не   развита.     Освоение   родного   языка является одним из самых главных приобретений детей в дошкольном возрасте. Именно   дошкольники   особенно   чувствительны   к   усвоению   речи,   поэтому процесс   развития   речи   рассматривается,   как   общий   фундамент   воспитания   и обучения детей. При   нормальном   развитии   овладение   правильной   речью  у   дошкольников заканчивается   к   4­5   годам.   Но   иногда   в   силу   ряда   причин   этот   процесс затягивается.   Количество   детей   с   речевой   патологией   имеет   тенденцию   к увеличению, а время и общество предъявляют высокие требования. В   нашем социально­реабилитационном   центре  для   несовершеннолетних находятся дети из  неблагополучных семей и, как правило, мы наблюдаем у них педагогическую   запущенностью.   Это   дети,   у   которых   с   раннего   детства отсутствует   внимание,   любовь,   забота,   ежедневное   общение  ­   все   это неблагоприятно   влияет  на   их   речевое   развитие,   следовательно,  большинство поступающих   детей   имеет   сложные   полиморфные   речевые   нарушения   и коммуникативные проблемы. Данная   программа   составлена   с   учётом   и   использованием   современных инновационных   технологий   и   методик   в   области   профилактики   и   коррекции речевых нарушений у детей.  Направленность  программы  ­ социально­педагогическая, поскольку она ориентирована на совершенствование   речевых возможностей детей, а также на развитие коммуникативных способностей воспитанников. Актуальность  программы   состоит   в   том,   что   она   дает   возможность охватить   логопедическим   воздействием   детей   с   3   до   5   лет   и   является пропедевтической   занятиям   по   коррекции   речевых   нарушений   в   старшем дошкольном   возрасте,   позволяя   оказать   раннюю   профилактическую   помощь воспитанникам.  Данная   программа  педагогически   целесообразна,   так   как   при   её реализации   количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте   будет   требовать   коррекции,   значительно   уменьшится   и   социализация ребенка будет  более ранней и успешной.  Цель программы – профилактика речевых нарушений у детей с 3 до 5 лет.  Задачи: 1.  Укреплять   мышцы   артикуляционного   аппарата. произвольные, координированные движения органов артикуляции.    Формировать 2. Развивать речевое дыхание, мелкую моторику, фонематический слух. 3. Расширять словарный запас. 4. Формировать связную речь. Отличительные особенности  данной образовательной программы  от уже существующих   в   этой   области   заключается   в   том,   что   лексические   темы 4 сгруппированы   в   разделы,   освоение   программы   происходит   в   основном   в процессе практической деятельности, каждое занятие включает в себя развитие всех   компонентов   речи,   используется   индивидуальный   подход   к   каждому ребенку,   тем   самым   позволяя   оказывать   специализированную   логопедическую помощь   воспитанникам   социально­реабилитационного   центра   для несовершеннолетних    с трех лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на логопедические занятия. Возраст   детей, участвующих   в   реализации   данной   образовательной программы: от 3 до 5 лет. Сроки   реализации   образовательной   программы  1   год   –   40   занятий. Реализация   программы   проходит   на   базе   ГБУСОН   РО   «СРЦ   Цимлянского района» в течение. Формы и режим занятий. Занятия   проводятся   один   раз   в   неделю   продолжительностью   30   минут, объёмом 40 учебных часа (с учетом возраста).   По   форме   организации   программа   является   групповой,   работа   по подгруппам, индивидуальная. Ожидаемые результаты. В конце цикла занятий ожидается:  улучшение   артикуляторных   возможностей,   овладение   основными артикуляционными движениями по возрасту;  овладение навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох); умение  координировать тонкие пальчиковые движения; совершенствование фонематического восприятия; развитие   связной   речи,  умение   составлять   рассказы   со   зрительной      опорой и без неё; возрастание активного и пассивного словарного запаса. Виды контроля: Предварительный  ­   проводится   на   первом   занятии   и   предназначен   для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков; Текущий   ­   проводится   в   ходе   каждого   занятия   с   целью   определения усвоения знаний и умений по теме; Итоговый   ­   проводится   после   завершения   курса   с   целью   определения уровня развития речевых способностей. Формы и методы проведения контроля:   диагностические мероприятия; анализ   выполнения   детьми   творческих   заданий   (степень самостоятельности, правильность выполнения, качество выполнения); 5  наблюдения   за   детьми   в   ходе   проведения   занятий,   других организационных мероприятий;  беседы   с   воспитателями,   с   целью   получения   информации   об особенностях использования речевых умений и навыков ребенка в спонтанной речи. Учебно­тематический план. №  п/п Название   разделов   и   тем практика Кол­во занятий теория  1 0,4 0,3   Временные занятий Раздел 1. Я и моё тело. Изучаем тело человека. Чувства и эмоции у меня и у других. «Наши   помощники»   (органы чувств). Раздел   2. представления.  Части суток. Режим дня. Времена года. Дни недели. Раздел 3. Живой мир. Домашние питомцы. Кто в лесу живет? Удивительные звери (животные   жарких   стран, животные Севера). Птицы. Подводный мир. В мире насекомых. Раздел 4. В мире вещей.  Игрушки. Одежда и обувь. Мебель. Посуда. Орудия труда, инструменты. Раздел 5. Транспорт.   всего 3 1 1 1 11 3 2 3 3 13 2 2 3 2 2 2 9 2 2 2 2 1 2 1. 1.1. 1.2. 1.3 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5. 2 0,6 0,7 0,7 7,5 2 1,5 2 2 9,5 1,5 1,5 2 1,5 1,5 1,5 6,5 1,5 1,5 1,5 1,5 0,5 1,5 6 0,3 3,5 1 0,5 1 1 3,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5.1. 5.2. 6. 6.2 6.3 Различные виды транспорта. Едем, плывем, летим. Раздел 6.  Профессии. Такие разные профессии.  Угадай профессию. Итого: 1 1 2 1 1 40 0,5 0 0,5 0,5 0 11,5 0,5 1 1,5 0,5 1 28,5 7 № п/п 1. № Название разделов и тем занятий Раздел   1.   Я   и моё тело. 1.1. Изучаем тело  человека. 1.2. Чувства и  эмоции у меня и  у других. 1.3. «Наши по­ мощники»  (органы чувств). 0,3 0,3 Знакомство   с   чувствами   и эмоциями. Обучение построения и употребления в речи фразы из 2—4 слов. Рассказать о различии тембра голоса.     Ознакомление   с   органами чувств.    Учить   строить   и употреблять в речи фразу из 2— 4 слов. 0,7 0,7 Содержание программы дополнительного образования Теория Практика Кол­во  занятий 1 0,4 Кол­во занятий 2 0,6 Уточнение представлений о теле человека,   показывать   детям   и называть части тела и лица.  Учить  строить  и употреблять  в речи фразу из 2—4 слов.   с     Показывают и называют части тела у себя   и   у   куклы.   Выполняют упражнения, артикуляционные упражнения прищепками. Дифференцируют   носовой   и   ротовой выдох   и  вдох.  Строят     фразу   из  2­4 слов. Управление   своими   эмоциями   и чувствами.   Выполнение   мимических упражнений,   артикуляционной   и пальчиковой гимнастик. Строят  фразу из   2­4   слов.   Меняют   тембр   голоса. Фонетическая зарядка. чувств. Показывают целенаправленную Вырабатывают воздушную     Развивают тактильные   ощущения.   Выполняют гимнастику для глаз. Строят  фразу.   струю. органы     8 2. 2. Раздел   Временные представления.  2.1. Части суток. 3,5 1 2.2. Режим дня. 0,5   Знакомство   с   понятием   сутки, части   суток   (утро,   день,   вечер, ночь).   Повышение   словарного запаса прилагательных. Характеристика частей суток.  Рассмотрение режима дня,  составление режима дня  воспитанников. Повышение  глагольного словаря.  2.3. Времена года. 1 Уточнение   и   изучение   времен года,   их   признаков,   явлений природы. Рассмотрение иллюстраций.   2.4. Дни недели. 1 Знакомство с днями недели, их последовательностью.  3. Раздел 3. Живой мир. 2,5 7,5 2 1,5 2 2 7,5         Называние частей суток.  Определение последовательности   частей   суток. артикуляционных, Выполнение мимических, дыхательных упражнений.  Составление   воспитанниками   их режима дня.  Аппликация   режим дня. артикуляционных, Выполнение мимических, дыхательных упражнений.  Узнавание   времен   года.   Составление рассказов   о   временах   года   с использованием фланелеграфа. Коллаж   времени   года.   Выполнение мимических упражнений, артикуляционной   и   пальчиковой гимнастик. Называние дней недели, распределение их   последовательно.   Выполнение мимических упражнений, артикуляционной   и   пальчиковой гимнастик.       9 3.1. Домашние питомцы. 3.2. Кто в лесу  живет? 3.3. Удивительные звери   (животные жарких   стран, животные Севера). 3.4. Птицы. 0,5 0,5 0,5 0,5 Уточнение   и   расширение словаря   по   изучаемой   теме. Знакомство   с   обобщающим понятием.  Обучение   пересказу небольшого текста. Знакомство дикими с животными. Обучение пересказу небольшого   текста.  Знакомство детей   с   массажером   Су­джок, правилами его использования.     Знакомство с животными разных стран.   Обучение   составлению рассказа­описания по плану. Знакомство птицами. Составление рассказа­описания.  с     3.5. Подводный мир. 0,5 Рассмотрение   подводного   мира, уточнение   словаря.   Обучение составлению  рассказа­описания по плану. 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5         Узнавание   и   называние   домашних животных. Выполнение артикуляционных, мимических, дыхательных упражнений.     Пересказ текста. Фонетическая зарядка. Узнавание   и   называние   диких животных. Выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений   на   развитие   дыхания   и силы голоса. Игра с мячами Су­джок. Пересказ текста. Узнавание   и   называние   животных. Выполнение артикуляционных упражнений, и дыхательной   гимнастик.   Составляют рассказы­описания о животных.    Выполнение Называют мимических упражнений, артикуляционной   и   пальчиковой гимнастик,   упражнений   на   дыхание. Составляют   рассказы­описания   по плану. Называют   жителей   подводного   мира. Штриховка жителей подводного мира. Выполняют артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику. Составляют   рассказы­описания   по плану. пальчиковой птиц.             10 3.6. В мире  насекомых. 0,5 4. Раздел   4.   мире вещей.   В 4.1. Игрушки. 2 0,5 4.2. Одежда и обувь. 0,5   Уточнение, расширение словарного   запаса   по   теме   Обучение насекомые. составлению   рассказа   по сюжетной картинке.       Активизация предметного, глагольного словаря и словаря – признаков   по   теме.   Учить составлять рассказ по плану. Расширение   словарного   запаса по   теме.   Учить   составлять рассказ по плану. 4.3. Мебель. 4.4. Посуда. 0,5 0,5 Рассмотрение предметов мебели. Показать составление   рассказа­ описания   о   мебели.   Развивать умения   различать   и   называть части предметов. Рассказать   о   посуде   и   её назначении. Показать составление   рассказа­ описания   1,5 6 1,5 1,5 1,5 1,5   Называют насекомых. Звукоподражательные   упражнения   и игры.   Артикуляционная   гимнастика. Обводка   трафаретов.   Упражнения   на дыхание.   Составляют   рассказ   по сюжетным картинкам.     и Называние   игрушек,   их   признаков. Работа   с   пазлами.   Выполнение упражнений, артикуляционных   пальчиковой дыхательной   Составление   рассказа гимнастик. «Моя любимая игрушка». Узнавание   и   называние   предметов одежды, обуви. Фонетическая зарядка. Игра в артикуляционные упражнения. Шнуровка   предметов   одежды,  обуви. Составление рассказа по плану. Называют   предметы   мебели   и   их части. Составляют рассказы­описания. Выполняют упражнения для развития артикуляции, моторики, дыхания. Показывают   и   называют   предметы посуды   и   их   части.   Составляют рассказы­описания. Выполняют   11 о посуде.  Рассмотрение предметов орудия труда и инструментов. Показать  составление  рассказа­ описания  об инструментах. Развивать  умения различать и называть  части предметов. Знакомство с транспортом и  видами транспорта. Повышение  глагольного словарного запаса. 4.5. Орудия   труда, инструменты. 0,5 5. 5.1. 5. Раздел   Транспорт. Различные   виды транспорта. 0,5 0,5 5.2. Едем, летим.   плывем, 0 6. 6.2 6.3 6. Раздел   Профессии. Такие профессии.    разные Угадай профессию. 0,5 0,5 0 Уточнение профессий.    и   изучение 0,5 1,5 0,5 1 1,5 0,5 1     для развития упражнения артикуляции, моторики, дыхания. Выполняют упражнения для развития артикуляции,   дыхания. Рисуют   с   помощью   трафарета инструменты и орудия труда.   моторики,   видам.   Называют   транспорт,   распределяют  Выполнение его   по   артикуляционных упражнений, пальчиковой дыхательной гимнастик. Ига   «Едем, Выполнение упражнений, дыхательной гимнастик.   летим». артикуляционных и   плывем,   пальчиковой и         Узнавание   и   называние   профессий. артикуляционных Выполнение упражнений, и дыхательной гимнастик. Играют   в   лото   «Профессии». Выполнение артикуляционных пальчиковой       12 упражнений, дыхательной гимнастик.   пальчиковой   и Методическое обеспечение программы № п/п Названия разделов Формы занятий 1 Я и моё тело. Групповая 1. Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) Наглядные,  словесные,  практические и  игровые.  Дидактические  материалы Техническое оснащение Формы подведения итогов Предметные и сюжетные картинки   по   разделу. Наборы серии сюжетных картинок.   Картинки   и сказки для артикуляционной гимнастики.   Картотека пальчиковых игр.     Компьютер. Шпатели. Зеркала. Тренажеры. Кукла.  Оценка занятия детьми. Система “оценки­ печати”. Игровая форма. 13 2 Временные представления. 2. Групповая 3 Живой мир. Групповая 3. Наглядные,  словесные,  практические и  игровые. Наглядные,  словесные,  практические и  игровые. 4. В мире вещей. Групповая Наглядные,  Материал   для   развития тактильного восприятия. Дидактические   игры   и пособия   для   развития речевого дыхания. Прищепки.  Предметные и сюжетные картинки   по   разделу. Раздаточный   материал. Перфокарты.    Компьютер. Фланелеграф.     Компьютер. Су­джок массажеры. Шпатели. Зеркала. Предметные и сюжетные картинки   по   разделу. Наборы серии сюжетных картинок.   Картинки   и сказки для артикуляционной гимнастики.   Картотека пальчиковых игр. Раздаточный   материал. Дидактические   игры   и пособия   для   развития речевого дыхания. Тексты для пересказа.  Предметные и сюжетные Компьютер.   Оценка занятия детьми. Система “оценки­ печати”. Игровая форма. Оценка занятия детьми. Система “оценки­ печати”. Игровая форма. Оценка 14 словесные,  практические и  игровые. 5. 6. 5 Транспорт. Групповая Наглядные,  словесные,  практические и  игровые. 0 Профессии. Групповая Наглядные,  словесные,  практические и  игровые.     картинки   по   разделу. Наборы серии сюжетных картинок. Дидактические   игры   и пособия   для   развития речевого дыхания. Картинки   и   сказки   для артикуляционной гимнастики. Разрезанные картинки.   Картотека пальчиковых игр. Раздаточный   материал. Трафарет. Предметные и сюжетные картинки   по   разделу. Раздаточный   материал. Лото.   Дидактические игры   и   пособия   для развития речевого дыхания.   Картинки   и сказки для артикуляционной гимнастики. Разрезанные картинки. Предметные и сюжетные картинки   по   разделу. Раздаточный   материал. Лото.   Дидактические     Шнуровки. Пазлы. Шпатели. Зеркала. Массажные мячи. занятия детьми. Система “оценки­ печати”. Игровая форма. Компьютер Су­джок массажеры. Шпатели. Зеркала. Оценка занятия детьми. Система “оценки­ печати”. Игровая форма. Компьютер Су­джок массажеры. Шпатели. Оценка занятия детьми. Система 15 игры   и   пособия   для развития речевого дыхания.   Картинки   и сказки для артикуляционной гимнастики.    Зеркала. “оценки­ печати”. Игровая форма. 16 Список литературы: 1. Косинова   Е.М.   Уроки   правильной   речи.  –   М.:   БИБЛИОТЕКА   Ильи Резника: Эксмо, 2004. – 64с. 2. Нищева Н. В.    Организация коррекционно­развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2004. — 120 с. 3. Нищева   Н.   В.   Примерная   адаптированная   основная   образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2015 4. Нищева Н. В.  «Веселая артикуляционная гимнастика» с индивидуальным зеркалом (СПб., «ДЕТ­ СТВО­ПРЕСС», 2013). 5. Нищева Н. В. Тетрадь  для младшей логопедической группы детского сада — СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2007. — 32 с. 6.   Нищева Н. В.  Тетрадь №1  для средней логопедической группы детского сада (1­й год обучения. — СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2004. — 32 с. 7. Нищева Н. В.  Тетрадь №2 для средней логопедической группы детского сада (1­й год обучения— СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2004. — 32 с. 8. Нищева Н. В.  Тетрадь №3  для средней логопедической группы детского сада (1­й год обучения). — СПб.: ДЕТСТВО­ПРЕСС, 2004. — 32 с. 9. Нищева   Н.   В.   Картинный   материал   к   речевой   карте   ребенка   младшего дошкольного возраста. 10. Нищева   Н.В.  Занимаемся   вместе.   Средняя   логопедическая   группа: Домашняя тетрадь.— СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2004. – 40с. 11. Нищева   Н.В.  Занимаемся   вместе.   Младшая  логопедическая   группа: Домашняя тетрадь.— СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2004. – 40 с.  12. Развитие связной речи. Серия «Говорим правильно» 13. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3­5 лет. /под редакцией О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с. 14.  Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. 2011. 17 15. Ткаченко  Т.  А.     Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4­7 лет». ­ М.: Издательство «Ювента», 2008. 16. Чиркина   Г.В.   Программы   дошкольных   образовательных   учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009. 17. Черенкова Е. Развивающие игры с пальчиками. – М.: Рипол­Классик, 2009. 18 19

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕЧЕВИЧОК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА   «РЕЧЕВИЧОК»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017