Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
труд
10 кл—11 кл
31.03.2017
Разработанная дополнительная общеобразовательная программа «Швея» нацелена на углубление подготовки учащихся по швейному делу, совершенствование практических умений и навыков, развитие творческих и технических способностей; включение учащихся в общественно-полезный производительный труд, знакомящий с прогрессивными формами его организации труда и способствующий формированию системы мотивов и стимулов к трудовой деятельности.
программа лицей по профобразованию(обновленная) (1).doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крутинский лицей» Крутинского муниципального района Омской области
Согласовано
Заместитель директора по
УВР МБОУ «Крутинский
лицей»
_______________________
Т.Л.Габки
«29» августа 2016г.
Утверждаю
Директор МБОУ
«Крутинский лицей»
_______________________
С.А.Даренская
«30» августа 2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Швея»
для обучающихся 10 11 классов
Автор: Старовойт Елена Владимировна
Педагог дополнительного образования,
высшей категории МБОУ
«Крутинский лицей» р.п.Крутинка
2016 2017 учебный год
Пояснительная записка
Обновляющееся российское общество остро нуждается в профессионалах
высокой квалификации, способных успешно трудиться в условиях новых
экономических отношений. Всё большее место занимает в обществе сфера
услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь
между обществом и личностью.
Разработанная дополнительная общеобразовательная программа
«Швея» нацелена на углубление подготовки учащихся по швейному делу,
совершенствование практических умений и навыков, развитие творческих и
технических способностей; включение учащихся в общественнополезный
производительный труд, знакомящий с прогрессивными формами его
организации труда и способствующий формированию системы мотивов и
стимулов к трудовой деятельности.
Программой предусмотрено отведение 75% учебного времени на
практические занятия, самостоятельные работы, производительный труд, а
остальное время на изучение теоретического материала, информационные
технологии и творческие проекты.
Для эффективного усвоения материала рекомендуется использовать в
процессе обучения опорные сигналы, инструкционные и технологические
карты, краткие записи в тетрадях, технологические средства, таблицы и
информационные технологии.
При необходимости учитель может менять объём программного
материала, последовательность его изучения и отводимое на него время.
Трудовая подготовка по курсу «Швея» производится на базе школьных
мастерских.
Использование материальнотехнической базы трудовой подготовки по
курсу «Швея» предусматривает ежегодную аттестацию рабочих мест
школьников. Особое внимание следует уделить знанию и соблюдению
учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии, личной
гигиены и противопожарным мероприятиям.
Современный научнотехнический и социальный прогресс быстро,
изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении
всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение приобретает
формирование готовности учащихся к практической преобразовательной дея
тельности. Для этого нужны специальные знания, умения и технологические
средства. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются
различные виды предметнопрактической деятельности, в том числе занятия
ручными ремеслами.
Реальный опыт практической работы учащихся привлекает к
2 разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических
интересов, дает новый смысл учебе и самообразованию.
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 10–11х
классов школ, лицеев и гимназий.
Программа рассчитана на 2 года обучения и составляет 144 часа.
Включает в себя следующие разделы: «Материаловедение», «Основы
конструирования одежды», «Основы конструктивного моделирования»,
«Технологическую обработку швейных изделий», «Творческая проектная
деятельность».
Цели программы:
Цель программы: Выявить и развить способности детей к творческой
самореализации и самовыражению как в области конструирования и
моделирования одежды, так и в социуме.
Задачи: обеспечить детей знаниями в области культуры одежды,
технологической культуры и технологического образования;
развивать умения применять технологии представления, преобразования и
использования информации;
развивать способности и анализировать свою деятельность;
формировать у детей навыки социальной ответственности, способности
чувствовать, понимать себя и другого человека;
приобщать детей к национальным ценностям.
Планируемые результаты:
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованность на рынке труда;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,
индивидуальных творческих способностей;
овладение методами учебноисследовательской и проектной деятельности,
решение творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделия;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
3 умение организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе: находить общее решение, разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Программа позволяет учащимся осуществлять пробы, оценивать свои
потребности и возможности, а также делать обоснованный выбор профессии.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование
широкого спектра методических средств.
На каждом занятии
предусматривается включение учащихся в практическую деятельность
продуктивного, творческого характера. Предполагается также использование
таких методов обучения, как беседа, проблемное изложение учебного
материала, организация поисковой, творческой деятельности учащихся по
решению новых для них проблемных ситуаций, демонстрация объектов и
процессов труда.
Средства обучения рассматриваются как источник получения знаний,
формирования умений и навыков. В процессе обучения используются
средства: технологические и инструкционные карты, дидактические ма
териалы.
Виды используемого контроля: текущий, периодический, итоговый.
Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения,
уровня усвоения знаний, умений и навыков, а также выявления уровня
развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение
учащимися практической работы на текущих занятиях позволяет проверять и
оценивать результаты каждого урока. Периодический контроль помогает ус
тановить степень усвоения материала по определенному разделу программы
курса. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме
собеседования или консультации, тестирования, экзаменов.
4 1 год обучения
Цель – Приобрести первоначальные знания и умения, через изучение основ
моделирования, конструирования и технологии пошива одежды.
Задачи:
воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие;
сформировать общие представления о назначении одежды, её
классификации, стилях и навыков простейшего моделирования;
овладеть технологическими приемами обработки материалов, усвоить
правила техники безопасности;
создать атмосферу непринужденного общения, воспитывать дружелюбие,
взаимовыручку
Планируемые результаты:
формирование мотивации к обучению;
развитие самостоятельности и личной ответственности;
формирование эстетических потребностей и чувств.
Учебнотематический план
№
п/п Разделы и темы
1
2
Вводное занятие. Поговорим о профессии
Общие сведения об одежде и способы её
производства
Техника безопасности швейного
3
5
теория практик
1
1
а
Всего
часов
1
1 4
5
6
производства
Инструменты и приспособления. Виды и
устройства швейного оборудования
Ткани и материалы для изготовления
швейных изделий
Виды швов: ручные и машинные.
Терминология ручных и машинных швов,
ВТО.
Основы конструирования одежды
Основы конструктивного моделирования
7
8
9 Изготовление поясного изделия.
Юбка.
9.1 Выбор изделия
9.2 Эскиз модели
9.3 Снятие мерок. Нормы расхода ткани.
9.4 Моделирование по эскизу, изготовление
выкройки.
9.5 Подготовка ткани к раскрою. Раскрой
9.6 Сметывание. Подготовка к 1 примерке.
9.7 Устранение дефектов. 2 примерка.
9.8 Обработка изделия согласно
технологической последовательности
9.9 Окончательная ВТО. Контроль качества.
10 Изготовление плечевого изделия.
Модель по выбору
Выбор изделия
10.
1
10.
2
10.
3
10.
4
10.
5
10.
6
10.
7
10.
8
10.
9
Эскиз модели
Снятие мерок. Нормы расхода ткани
Моделирование по эскизу, изготовление
выкройки.
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой
Сметывание. Подготовка к 1 примерке.
Устранение дефектов. 2 примерка.
Обработка изделия согласно
технологической последовательности
Окончательная ВТО. Контроль качества
6
2
1
1
1
1
1
2
1
1
3
3
2
2
2
3
4
4
53
1
1
1
3
2
1
2
10
1
1
1
1
3
2
2
5
14
1 11 Итоговое занятие
Всего часов
14
58
1
72
2 год обучения
Цель – развить способности детей и творческую самостоятельность через
изготовление изделия согласно его технологической последовательности
методом проектной деятельности.
Задачи:
способствовать самостоятельному выбору методов обработки узлов изделия
или изделия в целом;
сформировать адекватную самооценку уважительного отношения к себе и
окружающим;
совершенствовать умения выполнения учебноисследовательской и
проектной деятельности;
способствовать осознанному самоопределению в профессиональном выборе
вида деятельности.
Планируемые результаты:
овладение приемами учебного сотрудничества и социального
взаимодействия со сверстниками;
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и
проектной деятельности;
развитие у обучающихся способности к саморазвитию и
самосовершенствованию;
умение выстраивать свой образовательный маршрут в социуме.
Учебнотематический план
7 Разделы и темы
№
п/п
Теори
я
Практик
а
Всего
часов
1
2
3
4
5
6
7
Проект. Особенности организации работы
над проектом
Этапы реализации проекта
Технологическая карта.
последовательности
выбранного изделия.
Раскрой и пошив выбранного изделия
Анализ и оценка проекта. Защита
проекта.
Квалификационный экзамен
Всего часов
Составление
выполнения
2
2
2
4
10
2
4
52
4
62
2
4
6
52
4
4
72
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие. Поговорим о профессии
Общие сведения о предмете: его цели, задачи и значение для овладения
профессией.
Характеристика труда портного, швеи. Значение профессионального
мастерства. Перспективы профессионального роста.
2.Общие сведения об одежде и способах её производства
Общие сведения об одежде и её истории. Ассортимент швейных
изделий. Утилитарная, социальная и эстетическая функции одежды. Факторы,
влияющие на развитие одежды. Своеобразие одежды разных народов.
Декоративные элементы одежды.
3. Техника безопасности швейного производства.
Правила организации рабочего места и трудового процесса.
Безопасные приемы работы со швейными инструментами и оборудованием.
Общий инструктаж.
4. Инструменты и приспособления. Виды и устройства швейного
оборудования.
Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для
ручных работ: виды, назначение и правила пользования.
8 Виды швейного оборудования. Устройства швейной машины,
инструменты и приспособления для машинных работ. Правила и приемы
пользования ими; требования безопасности труда.
5. Ткани и материалы для изготовления швейных изделий.
Виды и классификация тканей. Ткацкие переплетения. Свойства тканей.
Определение лицевой и изнаночной стороны.
6. Виды швов: ручные и машинные. Терминология ручных и
машинных швов, ВТО (влажнотепловой обработки).
Виды ручных швов. Технические условия выполнения машинных швов.
Виды машинных стежков и швов, их назначение и применение. Виды швов в
изделиях. Конструкция швов. Способы и приемы выполнения машинных швов.
Терминология ручных швов. Терминология машинных швов. Терминология
влажнотепловой обработки. Технологические режимы ВТО.
7. Основы конструирования одежды.
Снятие мерок. Конструктивные прибавки. Построение чертежа юбки.
Конструирование основы лифа, втачного рукава, воротника.
8. Основы конструктивного моделирования
Конструктивные, декоративные и конструктивнодекоративные линии.
Перенос нагрудной вытачки. Моделирование с помощью вертикальных и
горизонтальных членений, разведения деталей. Образование кокеток.
9. Изготовление поясного изделия. Юбка.
Разработка модели по специальному заданию, её обсуждение. Рекомендации
украшений, отделок и дополнений.
Практическая работа: Зарисовка и выполнение эскиза модели. Снятие
необходимых мерок. Моделирование в соответствии с эскизом. Подготовка
ткани к раскрою, раскрой изделия. Подготовка к 1 примерке. Устранение
дефектов. Обработка по технологической карте. Вторая примерка. Обработка
согласно технологической последовательности. Окончательная влажно
тепловая обработка. Контроль качества.
10. Изготовление плечевого изделия. Модель по выбору.
9 Разработка модели по специальному заданию, её обсуждение. Рекомендации
украшений, отделок и дополнений.
Практическая работа: Зарисовка и выполнение эскиза модели. Снятие
необходимых мерок. Моделирование в соответствии с эскизом. Подготовка
ткани к раскрою, раскрой изделия. Подготовка к 1 примерке. Устранение
дефектов. Обработка по технологической карте. Вторая примерка. Обработка
согласно технологической последовательности. Окончательная влажно
тепловая обработка. Контроль качества
Содержание программы 2 года обучения
1.Проект. Особенности организации работы над проектом.
Что такое проект.
проектирования.
Цели и задачи проектирования. Результаты
2. Этапы реализации проекта.
Организационноподготовительный, технологический и обобщающий этап.
Требования, предъявляемые к оформлению проекта. Критерии оценки.
3. Технологическая карта. Составление последовательности
выполнения выбранного изделия.
Выбор изготавливаемого изделия. Составление технологической карты
согласно выбранного изделия и последовательности технологических
операций.
4. Раскрой и пошив изделия.
Подбор ткани и лекала. Снятие мерок. Раскладка ткани и раскрой. Пошив
изделия согласно технологической последовательности.
10 5. Анализ и оценка проекта. Защита проекта.
Анализ и оценка проекта осуществляется по выбранным критериям:
конструктивные критерии;
технологические;
экологические;
эстетические;
экономические.
Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах.
6. Квалификационный экзамен.
Осуществляется за счет теоретических и практических знаний. А также с
учетом творческого проекта.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение программы дополнительного
«Швея » разработана в форме
предпрофессионального обучения
который включает набор
образовательнометодического комплекса,
компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование
его материалов:
1. Программа дополнительного предпрофессионального обучения
«Швея» для детей старшего школьного возраста, отвечающая
примерным требованиям к программам дополнительного образования
детей, а также методические рекомендации по реализации программы;
2. Пакет методических материалов:
Учебнометодические материалы
разработки, журналы и книги по кройке и шитью);
(методическая литература,
11 дидактические материалы для практической работы (образцы швов,
отделок, технологических узлов, карточки, схемы, таблицы);
справочноинформационные материалы (глоссарий – перечень терминов
и выражений с их значением, справочная литература);
контрольноизмерительные материалы (описание критериев и
показателей качества образовательного процесса);
материалы по технике безопасности (инструкции).
3. Учебный кабинет (столы для обучающихся, стулья, утюжильный
стол, швейные машины (с электрическим приводом), утюг, оверлок,
манекен портновский)
4. Инструменты и приспособления (иглы ручные и машинные, ножницы,
кусачки портновские, линейки, карандаши, наперстки, сантиметровые
ленты, булавки, мелки портновские, ткань)
Все выше перечисленные компоненты являются условиями успешной
реализации данной программы.
Используемая литература
1. О.А. Кожина, В.Д. Симоненко Программа «Обслуживающий труд» для
общеобразовательных учреждений.
Издательство «Вентана – Граф» Москва 2008
г.
2. Н.В. Синица, О.В. Табурчак учебник «Технология» 4 – 7 классы
О.А. Кожина, В.Д. Симоненко Издательство «Вентана – Граф» Москва 2008г.
3. В.А. Соколова Программа по трудовому обучению
Издательство «Дрофа» Москва 2007г.
4. В.А. Соколова Методические рекомендации
12 5.
6.
7.
8.
9.
Издательство «Дрофа» Москва 2007г.
А.Т. Труфанова
одежды»
«Технология женской и детской легкой
Издательство «Просвещение» Москва 2001г.
В.Н. Чернякова
«Технология обработки ткани» 79 кл.
Издательство «Просвещение» Москва 2006г.
Н.А. Савостицкий
производства»
Э.К. Амирова
Т.О. Бердник
«Материаловедение швейного
Учебное пособие для профобразования.
Издателььство «Академия» Москва 2002г.
Учебное пособие для колледжей, лицеев
«Швея. Портной легкой женской одежды»
Издательство «Феникс» РостовнаДону 2004г.
Л.М. Дашкевич
«Швея. Портной верхней женской
одежды»
Учебное пособие для учащихся учебных
Заведений начального профобразования
Издательство «Феникс» РостовнаДону 2004г.
10.
А.В. Мельникова
М.Е. Короткова
«Обработка тканей»
Учебник для учащихся 1011 кл.
Издательство «Просвещение» Москва 1999г.
11.
А.В.Жадаева, «Творческие проекты. Организация
работы»
А.В. Пятков Издательство «Учитель»,Волгоград 2010
12.
Л.Н. Морозова
«Технология». Проектная деятельность
учася.
Издательство «Учитель» Волгоград 2007г.
13.
В.Д. Симоненко
«Технология» 1011 кл.
Издательство «ВентанаГраф»
13 14.М.Г.СтасенкоЗакревская «Полный курс кройки и шитья»
В.М Закревский. Издательский центр «МарТ»,
ООО «Феникс», 2010г.
15. А. Корфиати «Учимся кроить и шить»
Ростов на Дону
Издательский Дом «Владис», 2013г.
16. Л.Н. Фефелова «Если вы любите шить»
Руководство по моделированию, раскрою и
Технологии пошива женской одежды.
Новосибирск: Издво Новосибирского унта,
1991г. – 312с.
17. пер. О.Озеровой «Школа шитья» М; Издательство ЭКСМО
ПРЕСС, 2002г – 416с., илл.
Приложения
Словарь терминов
Ручные швейные работы:
Сметывание – временное соединение нескольких деталей сметочными
стежками. Сметать можно несколько деталей.
14 Наметывание – временное соединение нескольких деталей смерочными
стежками, при котором у одной из деталей подгибается край и накладывается
на другую деталь. Наметать можно карман или отделку.
Приметывание – временное прикрепление маленькой детали к большой
сметочными стежками. Приметать можно молнию.
Вметывание – временное соединение деталей сметочными стежками по
овальному кругу. Вметать можно рукав.
Заметывание – временное закрепление подогнутого края изделия, складок,
защипов или вытачек сметочными стежками.
Подшивание – временное прикрепление подогнутого края изделия потайными
стежками. Подшить можно низ рукава.
Пришивание – прикрепление к изделию отдельных деталей: фурнитура,
отделка…
Машинные швейные работы:
Стачивание – соединение двух и более деталей по совмещенным краям
стачным швом. Стачать можно детали между собой.
Втачивание – соединение деталей стачным швом по овальному контуру.
Втачать можно рукав в пройму.
Притачивание – соединение маленькой детали с крупной стачным швом.
Притачать можно карман или заплатку.
Обтачивание – соединение деталей с последующим их вывертыванием.
Обтачать можно воротник.
Настрачивание – прокладывание строчки при наложении одной детали на
другую для их соединения. Настрочить можно планку.
Застрачивание – прокладывание строчки для закрепления складок, вытачек,
подогнутого края изделия. Застрочить можно вытачки.
Обметывание – закрепление обметочным швом среза детали с целью защиты от
осыпания ткани. Обметать можно край детали.
15 Влажнотепловая обработка (ВТО):
Пропаривание – ВТО, обеспечивающая насыщение детали или изделия паром.
Утюжка – придание детали или изделию желаемой формы.
Разутюжка – разъединение припусков шва или складки на противоположные
стороны и закрепление их в этом состоянии посредством ВТО.
Заутюжка – соединение припусков шва или складки на одну сторону.
Приутюжка – уменьшение толщины шва или сгиба детали посредством ВТО.
Сутюжка – уменьшение разрезов детели на отдельных участках для придания
нужной формы с помощью ВТО.
Отпаривание – обработка детали или изделия паром для удаления лас.
Декатирование – ВТО материала с целью предотвращения усадки после
стирки.
Схемы и таблицы
16 1)
Цветовой круг
1)
Примерное сочетание цветов
17 2)
Виды отделки готового изделия
3)
Виды хлопчатобумажных тканей
18 4)
Пропорции тела взрослого человека и ребенка
19 5)
Определение лицевой и изнаночной стороны тканей
6)
Пропорции лица человека
20 21
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Дополнительная общеобразовательная программа "Швея" для обучающихся 10-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.