Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»
Оценка 4.6

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
дефектология
Детсад
20.03.2018
Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»
Актуальность проблемы. В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с нарушением речи. К числу наиболее актуальных вопросов образования относится формирование лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. В связи со стойкими нарушениями грамматического строя отмечается бедность словарного запаса, неточность употре¬бления слов, трудность актуализаций словаря, значительное преобладание пассивного словаря над активным, что отра¬жается в отсутствии прочных навыков словообразования, словоизменения, ошибочном употреблении грамматических форм слов и т.д., большое значение приобрела проблема формирования лексико-грамматического строя речи. Специфика неврологических заболеваний, особенности вос¬приятия, внимания, мышления, памяти, индивидуальные воз¬можности и личностные особенности каждого ребёнка с нарушением речи вызывает значительные трудности в определении содержания и методик коррекционной работы. Поэтому нами были усовершенствованы и адаптированы традиционные приёмы и методы, найдены более эффективные научно - обоснованные пути формирования лексико-грам¬матического строя речи, а также систематизировали уже из¬вестные, популярные приёмы и методы исправления недо¬статков устной речи детей, имеющих нарушения речи. Введение программы обуслов¬лено тем, что недостаточно времени уделяется формированию лексико-грамматического строя речи. Особый акцент в программе сделан на использование более эффектив¬ных путей развития лексико-грамматического строя речи, а также системати¬зации уже известных приемов и методов исправления недостатков устной речи детей. В первую очередь обращаем внимание на занятия по формированию лексико-грамматического строя речи, а лексика служит, как «строительный материал», так как только таким путём можно решить проблему коррекции лексико-грамматических нарушений. Программа адресована для обучения детей 3-4 лет и рассчитана на 1 год обучения. Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального Государ¬ственного образовательного стандарта по развитию речи, с учетом регионального компонента. Цель программы: устранение нарушений лексико - грамматического строя речи у детей, имеющих нарушение речи с помощью специальных форм и методов развития ре¬чи. В ходе достижения цели решаются следующие ЗАДАЧИ: 1. Формирование правильного произношения. 2. Развитие речевого и неречевого дыхания 3. Развитие мелкой и общей моторики. 4. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. 5. Развитие навыков связной речи (монологической и диалогической). Под специальными формами и методами развития речи предполагаем систему специализированных занятий, решающих задачи фор¬мирования лексико-грамматического строя речи детей с нарушением ре¬чи. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основ¬ные разделы: 1. Формирование грамматического оформления самостоятельных высказываний. 2. Словообразование. 3 .Словоизменение. и лексические темы с региональным компонентом - «Лексические недели». В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следую¬щие принципы дошкольной коррекционной педагогики: • принцип развивающего обучения (формирование «зо¬ны ближайшего развития»); • принцип единства диагностики и коррекции отклоне¬ний в развитии; • принцип генетический, раскрывающий общие законо¬мерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза; • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в за¬висимости от структуры и выраженности речевого на-рушения; • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и лично¬стное развитие ребенка с отклонением в речи. Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий, речевого материала от наиболее продуктивных, часто употребляемых форм к наиме¬нее продуктивным, вызывающим значительные трудности в понимании и употреб¬лении детьми с нарушением речи. Основными приёмами формирования лексико-грамматического строя речи у детей 3-4 лет являются речевые игры, театрализации, сюжетно - ролевые игры, занимательные уп¬ражнения, составленные, таким образом, чтобы дети наблюдали за речевыми явле¬ниями, изменениями или образования слов, осмысливали данные процессы и дела¬ли соответствующие выводы. Проведение специализированных занятий требует большого объёма речевого и лексического материала, дидактических пособий, на¬туральных объектов. Одним из условий эффективности данной системы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей 3-4 лет, имеющих нарушение речи является соучастие и активная помощь со стороны специалистов, педагогов и родителей детей. Возраст обучающихся детей 3-4 года Сроки реализации программы - 1 год, 72 часа. Формы и режим занятий: занятия в форме учебных игр 2 раза в неделю по 20 мин. Формы подведения итогов реализации программы: Оценка знаний и умений детей проводится при помощи различного рода контрольных лексико-грамматических упражнений, проблемных ситуаций, речевых игр, требующих самостоятельного поиска грамматически верных форм, викторин, ребусов, кроссвордов.
Галкина Н.А. программа Знайка.doc
0 Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                      Детский сад № 36 «Тополёк» РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО: на заседании Совета педагогов МБДОУ Детский сад № 36  Протокол     №__ от «    » ___________ 2017г. УТВЕРЖДАЮ:          заведующий МБДОУ                          Детский сад  № 36              ____________ О.И.Яук                                     Приказ №__               «___»___________2017г Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка» срок реализации 1 год Разработчик: Галкина Наталья Александровна, учитель­логопед 1 Осинниковский городской округ, 2017 Содержание Пояснительная записка…………………………….……..……………..………..….…..…2 Учебный план…………………………………………………………………….…..….…..5 Учебно­тематический план………………………………………………………..……......6 Содержание программы……………………………………………...……………..…..…11 Диагностический инструментарий…………………………………………….………………...…25 Ожидаемые результаты…………………………………………………...……………….......….….26 Информационно­методическое обеспечение…………………………………..…..….…27 Приложение 2 Пояснительная записка                Актуальность проблемы.   В настоящее время   увеличивается  число детей дошкольного возраста   с   нарушением речи. К       числу  наиболее                 актуальных вопросов образования    относится  формирование лексико­грамматического строя речи детей дошкольного возраста.        В   связи  со   стойкими нарушениями грамматического строя отмечается бедность словарного   запаса,   неточность   употребления   слов,   трудность   актуализаций   словаря, значительное   преобладание   пассивного   словаря   над   активным,   что   отражается   в отсутствии   прочных   навыков   словообразования,   словоизменения,   ошибочном употреблении   грамматических   форм   слов   и   т.д.,   большое     значение       приобрела проблема формирования лексико­грамматического строя речи.                 Специфика неврологических заболеваний, особенности восприятия, внимания, мышления,   памяти,   индивидуальные   возможности   и   личностные   особенности  каждого ребёнка   с   нарушением   речи  вызывает   значительные   трудности   в   определении содержания и методик коррекционной работы. Поэтому нами были усовершенствованы и   адаптированы   традиционные   приёмы   и   методы,   найдены   более   эффективные  научно   ­ обоснованные   пути   формирования   лексико­грамматического   строя   речи,   а   также систематизировали уже известные, популярные приёмы и методы исправления недостатков устной речи детей, имеющих нарушения  речи.              Введение   программы   обусловлено   тем,   что   недостаточно   времени   уделяется формированию лексико­грамматического строя речи.            Особый акцент в программе сделан на использование более эффективных путей развития лексико­грамматического строя речи, а также систематизации уже известных приемов   и   методов   исправления   недостатков   устной   речи   детей.   В   первую   очередь обращаем внимание на занятия по формированию лексико­грамматического строя речи, а лексика служит, как «строительный материал», так как только таким путём можно решить проблему коррекции лексико­грамматических нарушений. 3 Программа   адресована   для   обучения   детей   3­4   лет   и   рассчитана   на   1   год обучения. Данная   программа   построена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального Государственного   образовательного   стандарта   по   развитию   речи,   с   учетом регионального компонента. Цель программы:   устранение нарушений лексико ­ грамматического строя речи у детей, имеющих нарушение  речи с помощью специальных форм и методов развития речи. В ходе достижения цели решаются следующие ЗАДАЧИ:   1. Формирование правильного произношения. 2. Развитие речевого и неречевого дыхания 3. Развитие мелкой и общей моторики. 4. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. 5. Развитие навыков связной речи (монологической и диалогической). Под   специальными   формами   и   методами   развития   речи   предполагаем   систему специализированных занятий, решающих задачи формирования лексико­грамматического строя речи детей с нарушением  речи. В структуре изучаемой программы  выделяются    следующие    основные разделы: 1. Формирование грамматического оформления самостоятельных высказываний. 2. Словообразование. 3 .Словоизменение. и лексические темы с региональным компонентом ­ «Лексические недели». В   программе   реализованы   в   соответствии   с   этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики: • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»); • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; •  принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза; 4  принцип   коррекции   и   компенсации,   позволяющий   определить   адресные • логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого на­ рушения; •  деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую   деятельность,   стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи. Программа   предусматривает   постепенное   усложнение   форм   речи,   заданий,   речевого материала от наиболее продуктивных, часто употребляемых форм к наименее продуктивным, вызывающим значительные трудности в понимании и употреблении детьми с нарушением речи. Основными приёмами формирования  лексико­грамматического строя речи у детей   3­4 лет являются речевые игры, театрализации, сюжетно ­ ролевые игры, занимательные упражнения, составленные, таким образом, чтобы дети наблюдали за речевыми явлениями, изменениями или образования   слов,   осмысливали   данные   процессы   и   делали   соответствующие   выводы. Проведение специализированных занятий требует большого объёма речевого и лексического материала, дидактических пособий, натуральных объектов. Одним   из   условий   эффективности   данной   системы   по  формированию   лексико­ грамматического строя речи у детей 3­4 лет, имеющих нарушение речи является соучастие и активная помощь со стороны специалистов, педагогов и родителей детей. Возраст обучающихся детей 3­4 года Сроки реализации программы ­ 1 год, 72 часа.  Формы и режим занятий:   занятия в форме учебных игр 2 раза в неделю по 20 мин. Формы подведения итогов реализации программы: Оценка знаний и умений детей проводится при помощи различного рода контрольных лексико­грамматических упражнений, проблемных ситуаций, речевых игр, требующих самостоятельного поиска грамматически верных форм, викторин, ребусов, кроссвордов. 5 Учебный план № п/п Наименование раздела Количество часов общее теория практика I. Вводное  занятие II. Формирование грамматического  оформления самостоятельных  высказываний  III. Словообразование 1 34 20 16 1 9 5 4 25 15 12 6 IV. Словоизменение V. Итоговое  занятие Итого 1 72 19 1 53 Учебно­тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименование темы Количество  часов всего  теория практика Овощи.  Образование множественного числа  имён существительных. Сравнение предметов по величине, форме,  цвету, запаху. Фрукты. Согласование имен существительных с  местоимениями. Формирование понятий о действии предмета.  Ответы на вопросы Кто? Что? Ягоды.  Учить составлять предложения из 2­3  слов. Употребление глаголов единственного и  множественного числа. Развитие зрительного  внимания.  Сад. Огород.  Употребление уменьшительно­ ласкательных суффиксов. 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 1 0,5 1 0,5 0,5 ­ ­ 0,5 ­ 0,5 0,5 7 8. 9. 10. Ответы на вопросы Кто? Что? Что делает? Овощи. Фрукты. Ягоды. Сад. Огород.  Закрепление понятия «слово». Согласование  существительных с прилагательными.  11. Осень. Учить детей повторять рассказ­описание. 12. Употребление предлогов НА, С, ПОД.  Договаривание предложений. 13. Деревья. Лес. Употребление предлогов В, НА,  ПОД., У, К. 14. Употребление предлогов  НА, С, ПОД.  Образование относительных прилагательных. 15. Одежда. Обувь. Согласование существительных  с числительными. 16. Употребление глаголов «надеть – одеть».  Согласование существительных с  числительными. 17. Перелётные птицы. Единственное и  множественное число имён существительных. 18. Образование существительных множественного  числа с  суффиксами –ать, ­ять. Беседа по  картине «Улетают журавли». 19. Игрушки. Единственное и множественное число  существительных. 20. Согласование существительных с  прилагательными в числе. 21. Посуда. Употребление существительных в  единственном и множественном числе. 22. Формировать умения работать с разрезными  картинками. 23. Семья. Согласование прилагательных в роде,  числе и падеже. 24. Формировать выразительные речевые средства в  игре. 25. Мой город. Рассказывание о крае, городе. 26. Подбор синонимов к существительным и  27. прилагательным. Зима. Зимняя одежда и обувь. Составление  рассказа по картинкам. 28. Согласование слов с количественными  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 ­ 1 ­ 1 1 0,5 1­ 0,5 0,5 ­ 0,5 ­ 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 ­ 1 ­ ­ 0,5 0,5 8 числительными. Зимующие птицы. Употребление единственного  и множественного числа глаголов. Распространение предложений однородными  29. 30. членами. 31. Новый год. Согласование существительных с  количественными числительными. 32. Логоритмические игры. Заучивание  стихотворений. 33. Составление рассказа о зиме. 34. Заучивание стихотворений. Пересказ сказки  «Два Мороза». Зимние забавы. Образование существительных в  35. творительном падеже. Зимние развлечения. Словообразования. 36. 37. Домашние животные и их детеныши.  Образование притяжательных прилагательных. 38. Образование существительных в творительном  падеже. Составление описательного рассказа. 39. Словообразования. Театрализованные игры. 40. Домашние птицы. Употребление  существительных с предлогов «С». 41. Согласование существительных с  числительными. Образование родственных слов. 42. Дикие животные и их детеныши. Подбор  прилагательных к существительным. 43. Животные жарких стран и их детёныши.  Употребление превосходной степени. 44. Составление рассказа о животных по плану.  45. Животные  севера. Согласование числительных  46. с существительными. Театрализованные игры. Употребление  предлогов. 47. Животный мир морей и океанов. Употребление  48. предлогов. Закрепление падежных категорий. Узнавание  предмета по силуэту. 49. День защитника отечества. Чтение рассказов о  войне. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 0,5 ­ 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1­ 0,5 ­ 0,5 1 0,5 0,5 0,5 ­ 1 0,5 ­ 0,5 1 ­ ­ 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 ­ 0,5 0,5 0,5 1 ­ 9 50. Подбор синонимов и антонимов к  существительным. Объяснение пословиц. 51. Мамин праздник. Женские профессии.  Образование существительных от глаголов.  Заучивание стихотворений. 52. Составление рассказа по заданному плану «Моя  мама». 53. Профессии. Подбор однородных определений.  Образование родственных слов. 54. Словообразование с помощью суффиксов: ­ец,  ­ач. Ориентировка на микроплоскости. Весна. Сутки. Подбор существительных к  55. прилагательным. 56. Сравнение двух одинаковых картинок «Найди  отличия». Употребление предлогов.  57. Жизнь на планете. Образование приставочных  глаголов. Логоритмические игры. 58. Употребление в речи простых и сложных  предлогов. Игра «Что напутал художник?» 59. Человек. Части тела. Гигиена. Развивать  диалогическую речь. Подводить детей к  собственному умозаключению. 60. Стимулировать речевые реакции. Закрепление  навыка употребления наречий. 61. Космос. Образование приставочных глаголов. 62. Образование сложных слов. Игра «Найди две  одинаковые ракеты». 63. Дом. Квартира. Мебель. Бытовые приборы.  Составление сложных предложений с союзом  ИЛИ. 64. Сравни два дома и назови отличия. Образование  относительных прилагательных. 65. Транспорт. Образование  слов с помощью  66. 67. суффиксов: ­ист, щик. Логоритмические игры. Выполнение двигательных упражнений на  цветовые сигналы. Употребление наречий. Растительный и животный мир весной. Игра  «Какое насекомое спряталось на картинке?». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 ­ 0,5 0,5 1 0,5 0,5 ­ 0,5 ­ 0,5 0,5 0,5 ­ 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 ­ 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 10 68. Употребление притяжательных прилагательных. Подбор предметов к признаку. 69. День Победы. Подбор синонимов и антонимов.  Штрихование звёздочки. 70. Употребление существительных  множественного числа Р.п. Театрализованные  игры. 71. Лето. Цветы. Развитие слухоречевого внимания,  восприятия, памяти, логического мышления в  решении ребусов. Закрепление умения задавать вопросы.  Согласование слов в предложении.  72. 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Итого: 72 40,5 31,5 Содержание Программы период Лексичес­ Совершенствова­    Развитие общих  Развитие  месяц кая тема ние  речевых навыков  зрительного неделя  грамматического  Развитие  11 строя речи. Развитие связной  речи Образование мн.ч.  имен сущ. Употребление  уменьшительно­ ласкательных  суффиксов: игра  1 период 1 неделя  сентября Овощи  (смотри  лексичес­ кий  материал) фонематического  слуха и слоговой  структуры слова Развитие глубокого  вдоха   восприятия и  сенсомоторных  навыков Расширять  представления  Игра  «Узнай овощ» Выработка плавного  детей об овощах  (цвет, форма,  речевого выдоха  Познакомить детей с  размер, запах) с  помощью  2 неделя  Фрукты сентября (смотри  лексичес кий  материал) Развитие фразовой  Учить детей  речи на плавном  выдохе. сенсорного  обследования.  Учить детей  группировать  предметы по  сенсорному  признаку (форма,  цвет, величина). способам  обследования:   осязание, вкус.  Игры «Узнай по  вкусу»,  «Чудесный  мешочек» «Назови ласково» Согласование имен  органами  артикуляции. сущ. с  местоимениями: мой,  Учить узнавать  музыкальные  инструменты по звуку моё, моя. Учить детей  составлять  предложения из 2­3  слов. Употребление  уменьшительно­ ласкательных  суффиксов: игра  «Большой­ «Приятный запах» Развитие глубокого  маленький». Согласование имен  вдоха «Узнай фрукт» Учить узнавать  сущ. с  местоимениями: мой,  речевые и неречевые  звуки. Научить определять  направление звука в  пространстве. моё, моя. Образование мн.ч.  имен сущ. (яблоко­ яблоки). Составление  предложений по 3 неделя  Ягоды  сентября (смотри  лексичес кий  материал) 12 картинке Образование мн.ч.  имен сущ. (яблоко­ яблоки). Употребление  уменьшительно­ ласкательных  суффиксов: игра  «Большой­ маленький». Развитие зрительного Формирование  внимания, восприятия, памяти. понятий о действии предмета. Ответы  на вопросы  «Кто7», «Что?»,  «Что делает?». П/и «Мы делили апельсин».  Учить узнавать  речевые и неречевые  звуки. Научить определять  Согласование имен  сущ. с  направление звука в  пространстве. 4 неделя  сентября Сад.  Огород.   (смотри  лексичес кий  материал) местоимениями: мой,  моё, моя. Учить детей  составлять  предложения из 2­3  слов. Образование мн.ч.  имен сущ. (яблоко­ Развитие зрительного внимания, восприятия, Формирование  понятий о действии яблоки). Употребление  уменьшительно­ ласкательных  памяти. П/и «Мы делили апельсин».  Учить узнавать  суффиксов: игра  «Большой­ речевые и неречевые  звуки. маленький». Согласование имен  Научить определять  направление звука в  сущ. с  местоимениями: мой,  пространстве. предмета. Ответы  на вопросы  «Кто?», «Что?»,  «Что делает?».  Глаголы  единственного и  множественного  числа. моё, моя. Учить детей  составлять  предложения из 2­3 1 неделя  октября Овощи.  Фрукты.  Ягоды. Сад.  Огород.   (смотри  лексичес кий  материал) 13 слов. Образование мн.ч.  имен сущ. (яблоко­ яблоки). Употребление  уменьшительно­ ласкательных  суффиксов: игра  «Большой­ маленький». Составление  Образование  предложения по  модели «Кто?», «Что  относительных  прилагательных.  делает?», «Какой  предмет?». Развитие  Формирование  понятий о действии речевого внимания,  восприятия, памяти  (запомни три  картинки).  предмета. Ответы  на вопросы  «Кто?», «Что?»,  «Что делает?». Согласование имен  сущ. с  Выкладывание из  палочек. местоимениями: мой,  моё, моя. Учить детей  составлять  предложения из 2­3  слов. Употребление  существительных в  ед.ч. и мн.ч. Образование  уменьшительно­ ласкательных  2 неделя  октября Осень (смотри  лексичес кий  материал) Развитие плавного  речевого выдоха. Развитие умения в  зависимости от  Учить детей  сравнивать  предметы по  величине путем  ситуации пользоваться  громким и тихим  наложения и  приложения. суффиксов: игра:  «Ветер­ветерок» голосом. Развитие ритмической Согласование имен  сущ. в Р.П. и выразительной речи.  Уточнить правильное  Учить детей  повторять за  произношение звука   А. взрослыми рассказы­ описания из 2­х  Учить слышать и  различать неречевые  предложений об  осени. звуки по силе (тихо­ громко). 3 неделя  октября Деревья (смотри  лексичес кий  материал) 14 Употребление  существительных в  Развитие силы голоса  Игра  «Эхо». Учить детей  работать с  ед.ч. и мн.ч. Образование  уменьшительно­ ласкательных  Развитие  направленной  воздушной струи. Игра  «Подуй на  контурным  изображением  предметов. Обучение  суффиксов: игра:  «Назови ласково». листики» Уточнить  правильное  группировке  предметов по  игра «Один­много». Употребление  произношение звука У. Продолжать учить  основным  признакам  предлогом: у, на. Образование  определять  направление звука в  (размеру, цвету,  количеству). относительных  прилагательных по  пространстве. Учить различать  теме: «Берёзовый  лист». Обучение  описательному  рассказу. Согласование имен  4 неделя  Одежда   музыкальные ритмы. Развитие темпа и  Развитие остроты  октября (смотри  лексичес кий  материал) сущ. с  местоимениями: мой,  ритма речи Игра «Гномики­ моё, моя. Употребление  прачки». Развитие речевого  слуха Игра «Узнай кто,  шепчет» Учить соотносить  существительных в  ед.ч. и мн.ч. подражания  Уточнить правильное  силуэтные  изображения с  Употребление  предлогом: у, на. произношение звука О. Развивать  реальными  предметами. Учить отвечать на  вопросы  координацию речи с  движением. Игра «Подбери  пару» предложениями из 2­ 3х слов (Кто это? –  Это кот). Употребление  1 неделя  Обувь        Формировать мягкую  Учить находить 15 ноября (смотри  лексичес кий  материал) существительных в  ед.ч. и мн.ч. атаку голоса при  произнесении гласных.  заданный предмет  по описанию и  Согласование сущ. с  прилагательными. Работа над плавностью  речи. Работа над  другим признакам. Игра «Найди  Употребление  предлогом: у, на, в. интонационной  выразительностью речи. обувь». Развивать мелкую  Распространение  предложений  Учить узнавать  знакомых людей по  моторику с  помощью  2 неделя  Игрушки  прилагательными. Согласование сущ. с  голосу. Развитие  шнуровки. Учить узнавать  ноября (смотри  лексичес кий  материал) числительным.   Использование  эмоциональной  выразительности речи,  предметы по  контору. падежных категорий  имен сущ. в ед. и мн.  модуляции голоса на  материале  Развитие  слухового  ч.  Согласование имен сущ. с  звукоподражаний. Воспитание умеренного внимания. Учить различать  местоимениями: мой,  моё, моя. темпа речи.  Формировать умение  контрастные по  размеру и цвету  повторение за  взрослым рассказа­ описания игрушки. Употребление  существительных в  воспроизводить  гласные звуки на  основе восприятия  беззвучной  артикуляции. Учить  дифференцировать  неречевые звуки по  громкости и  длительности. Активизация  движений речевого  игрушки. Учить детей  подбирать  ед.ч. и мн.ч. Согласование  аппарата. Учить детей изменять  предметы по форме и по цвету. прилагательных в  роде, числе, падеже.  силу голоса: говорить  громко, тихо,  Игра «Подбери  чашки к блюдцам». 3 неделя  ноября Посуда.  (смотри  лексичес кий  материал) 16 Употребление  предлогов в, на.  шепотом.  Уточнить правильное  Формировать  умения работать с  Словообразование при помощи  произношение звука  «И». разрезными  картинками (3­4  уменьшительно­ ласкательных  суффиксов.  Составление  предложений с  союзом чтобы. Согласование  прилагательных в  части) Развивать реакцию на  интонацию и мимику,  Учить соотносить  силуэтные  роде, числе, падеже.  Договаривание фразы  соответствующую  интонации. изображения с  реальными  предметами.  Учить выбирать из группы предметов  самый большой и  самый маленький. Игра «Узнай и  назови  достопримечатель ности города по  открыткам». с употреблением  предлогов. Закрепить  Формировать  выразительные  в речи простые  предлоги:  на­с, в­на. Учить образовывать  слова с  речевые средства в  игре и в ролевом  поведении детей.  Уточнить правильное  суффиусками: еньк,  ик, чик, ечк, очк,  произношение звука  «Э» оньк. Учить отвечать на вопросы педагога  Учить различать  звукокомплексы по  целой фразой. Образование  тембру. Рассказывание о крае,  сравнительн степени  прилагательных  улице, городе из  личного опыта по  (шире, уже,выше). Подбор синонимов к  данному началу и  опорным словам. Театрализованные  игры под музыку. сущ­м и  прилагательным  (Родина, отчизна). Припоминание  4 неделя  ноября Семья. (смотри  лексичес кий  материал) II    период 1 неделя  декабря Мой  город.  (смотри  лексичес кий  материал) 2 неделя  декабря Зима.  Зимняя  одежда и обувь. (смотри  лексичес кий  материал) 3 неделя  декабря Зимующ ие  птицы. (смотри  лексичес кий  материал) 17 родственных слов. Усвоение Р.п. мн.ч.  имён сущ­х (много  домов, улиц,  парков..) Образование слов с  Обучение составлению Словесно  уменьшительно­ ласкательным  рассказа по данному  началу с опорой на  обозначать  направление  суффиксом.  Согласование сущ. с  сюжетные картинки  (Кормушка для птиц) вверх­вниз, слева­ направо. количественными  числительными.  Закреплять в речи  простые предлоги:  на­с, в­на. Учить отвечать на  вопросы педагога  целой фразой.  Составление  предложений с  однородными  членами. Единственное и  множественное  число глаголов.  Употребление  предлогов в, на, к. Словообразование:  птенцы зимующих  птиц. Усвоение Т.п. имен сущ.  Составление  распространенных  предложений по  Театрализованные  игры под музыку. Выкладывание из  палочек «Санки»,  «Лопатка» Усвоение доступных  Психогимнастика конструкций  сложносочиненных и сложноподчиненных  предложений Распростране­ние  предложений  однородными членами. . П/и. Развивать  зрительное  восприятие  предмета.  Упражнение  «Дорисуй  недостающую часть у предмета,  скопируй фигуру». 18 теме. 4 неделя  декабря Новый  год. Согласование  сущ. с колич. числительн.  Пересказ сказки «Два  мороза». Группирование  предметов по  1 неделя  января 2 неделя  января (смотри  лексичес кий  материал) Зимние  забавы,  развлечен ия. (смотри  лексичес кий  материал) Домашни е  животные и их  детёныши . (смотри  лексичес кий  материал) Согласование сущ. с  прил. В роде, числе и Заучивание  стихотворений . одному из  признаков падеже. Логритмические игры. (цвету, форме). Образование сущ. в  Т.п. (снежком,  Составление рассказа  о забавах на улице  зимой комом, лопатой …) Словообразование:  снег – снежный,  снеговик и т.д. Употребление сущ. с  предлогом Образование притяжательных Составление  описательного  п\г «Ёлочка» Выкладывание   «Флажок» Узнавание  предметов по  силуэтному  изображению. Выкладывание из  палочек фигур  (горка, снеговик).  Узнавание  предметов по  прилагательных. Образование сущ. в  рассказа животного по его кличке (Снежок,  силуэтному  изображению. Т.п. (сеном,  молоком) Ночка) Пересказ рассказа К.  Словообразование:  свинья – свинина,  Ушинского «Спор  животных» баран – баранина …,  коневод, со­ Театрализованные  игры под музыку. Выкладывание из  палочек фигур  дом. животных 3 неделя  января Домашн ие  птицы.  баковод… Употребление  существит. с  предлогом  С Составление рассказа  Развитие  по сюжетной картине «Птичий  прослеживающей  функции глаз: 4 неделя  января 1 неделя  февраля (смотри  лексичес кий  материал) Дикие  животны е и их  детёныш и.  (смотри  лексичес кий  материал) Животн ые  жарких  стран.  (смотри  лексичес кий  материал) 19 двор» Согласование сущ­х  с числительными. Образование  родствен­х слов (д/и  «Назови всю семью») «Куда села птица» д/и «Что  перепутал  художник?» Образование  притяжат­х  Пересказ сказки «Как  оленёнок маму искал» Узнавание  предметов по  прилагательных,  Усвоение Т. п. (д/и  «Кто за кем  охотится?») Подбор  прилагательных к  сущ­м (дикие,  хищные, опасные,  травоядные…) Употребление  порядко­ вых чис­х (в первой  клетке, во второй..) Образование  силуэтному  изображению. д/и «Обведи  изображение и  заштрихуй» Объясни словечко и  выражения:  косолапый,  длинноухий, травояд­ й; держать в ежовых  рукавицах, оказать  медвежью услугу. Логритмические игры. Составление и  Выкладывание из  притяжат­х прилагательных. толкование загадок по теме. спичек фигурки  жирафа, черепахи Составление рассказа  о животном по плану. Выдели животное  из зашумлённой  картинки д/и «Кто лишний?»  (слон, страус,  бегемот..) Согласование  существ­х с  порядковыми  числит. Употребление  превосход­ной  степени прил. (выше, сильнее, тяжелее..) Игра «Назови всю  семью» 2 неделя  февраля 3 неделя  февраля 4 неделя  февраля Животн ые  Севера.  (смотри  лексичес кий  материал) Животн ый мир  морей и  океанов.  (смотри  лексичес кий  материал) День  защитни ка  Отечеств а.  (смотри  лексичес кий  материал) 20 Согласование  Составление рассказа  Развитие  существит. с  числительными. по сюжетной картине. Театрализованные  ориентировки на  микроплоскост игры под музыку. Спряжение глаголов  настоящего времени. Употребление  предлогов. Подбор  прилагательных к  существительным. Спряжение глаголов  Путешествие в сказку  Узнавание  настоящего времени. Употребление в речи «Как крабик дом  искал». простых и сложных  предлогов. Закрепление  падежных категорий. предметов по  силуэтному  изображению. Выкладывание из  спичек фигурку по образцу (танк,  самолёт, ракета,  кораблик). Образование   Работа с  существ­х с  суффиксами –ЧИК,  деформированным  предложением и  текстом. ­ИСТ Подбор синонимов,  антонимов к сущ. (смелый, храбрый,  геройский . .) Согласование прил­х Объяснение пословиц. Логритмические игры. с числительными  (одна подводная  лодка..)  Употребление сущ. в Р.п. мн.ч. (танков, 21 ракет…) Образование  Составление рассказа  Развитие  существительных от  глаголов (учить –  по заданному плану  «Моя мама». учитель, шьёт –  швея). Слова антонимы. Распространение  предложений  однородными  членами. зрительно­ пространственной  траектории  (лабиринт – «Где  Заучивание  стихотворений. чей подарок?») Объяснение пословиц. Подбор однородных  Работа с  определений,  дополнений,  деформированными  предложениями.  Ориентировка на  микроплоскости с  проговариванием  сказуемых. Словообразование с  Составление  рассказов­ миниатюр о направления  движения. помощью суффиксов  –ЕЦ, ­АЧ. людях разных  профессий. Образование  родственных слов. Подбор сущ. к  прилагат. (весенний­ Театрализованные  игры под музыку. Беседа по картине  А.К.Саврасова «Грачи Сравнение двух  одинаковых  день, цветок..)   Составление  предложений с  однородными  членами. Употребление  предлогов. Закрепление  родовых окончаний  прилагательн. Образование  приставочных  прилетели». Составление рассказа  картинок «Найди  отличия» по серии сюжетных  картинок «Зайка и  морковка». Беседы по материалам к альбому «Люди  Игра «Что  напутал  1 неделя  марта 2 неделя  марта Мамин  праздник .  Женские професс ии.  (смотри  лексичес кий  материал) Професс ии   (смотри  лексичес кий  материал) 3 неделя  марта Весна.  Сутки.   (смотри  лексичес кий  материал) 4 неделя  марта Жизнь  на 22 живут повсюду». Логоритмические  игры. художник?» глаголов. Согласование  существительных с  порядковыми  числительными. Употребление в речи простых и сложных  предлогов Употребление  глаголов  Закрепление навыка  употребления  наречий. Развивать  диалогическую речь.  Стимулировать  речевые реакции. Образование  приставочных  существительных  (земля – земной,  луна – лунный…),  сложных слов  (луноход, звездочёт). Образование  планете.  (смотри  лексичес кий  материал) III Человек.  период 1 неделя  апреля Части  тела.  Гигиена  тела. (смотри  лексичес кий  материал) 2 неделя  апреля Космос.  (смотри  лексичес кий  материал) 3 неделя  апреля Дом.  Квартира. Мебель.  Учить распространять совершенного и  несовершенного вида  предложение за счет второстепенных  по наглядной опоре.  Согласование  членов. Подводить детей к  прилагательных в  роде, числе, падеже.  собственному  умозаключению. Учить детей обследовать  предметы используя  обоняние, осязание. П/и «ЛАДОНЬ ­ РЕБРО­КУЛАК». Развивать  моторику пальцев рук. Беседа и пересказ по  теме. Игра «Найди две  одинаковые  глаголов, прилагательных от  Объясни словечко:  луноход, космонавт,  невесомость… ракеты» по  предложенной  иллюстрации. Беседа по серии  «Сравни два дома  сложных слов  (одноэтажный…),  картин «Откуда стол  пришёл». и назови отличия» 4 неделя  апреля 1 неделя  мая Бытовые приборы. (смотри  лексичес кий  материал) Транспор т. (смотри  лексичес кий  материал) Растител ьный и  животны й мир  весной.  (смотри  лексичес кий  материал) 23 слов антонимов,  относительных  прилагательных. Употребление  простых и сложных  предлогов. Образование  сложных слов  Составление сложных  предложений с союзом ИЛИ (я буду жить в  пятиэтажном или  одноэтажном доме) Составление  сложносочинённых и  Выполнение  двигательных  (самосвал, молоко­ воз); слов с помощью сложноподчинённых  предложений. упражнений на  цветовые сигналы. суффиксов ­ИСТ,  ­ЩИК, Игры на ПДД. Логритмические игры. Игра  «Перекрёсток» приставочных  глаголов. Употребление  наречий и их  сравнит. степени  (быстро­быстрее) Употребление  предлож­ных  Выкладывание из  спичек Составление  сравнительных  Игра «Какое  насекомое  конструкций. Употребление Р.п.  рассказов «Муравей и  стрекоза». спряталось на  картинке?» существит­х ед. и мн. ч. Подбор предметов Понимание логико­ грамматических  конструкций (девочка  ловит бабочку,  бабочка ловит  девочку) к признаку. Употребление  притяжат.  прилагательных. Согласование  сущ­х с  числительными. 2 неделя  мая День  Победы.  Подбор синонимов и  антонимов. Составление рассказа  по серии сюжетных  Штрихование  звёздочки. 24 Употребление  существительных мн. картин «У вечного  огня» Театрализованные  игры под музыку. Составление рассказа  по серии картинок  «Откуда хлеб  пришёл» Выкладывание  фигурки колоска  по образцу. 3 неделя  мая (смотри  лексичес кий  материал)  Хлеб.  Злаки.  (смотри  лексичес кий  материал) 4 неделя  мая Лето.  Цветы. числа Р.п. Образование  существительных  Р.п. ед. числа с  предлогом ИЗ. Употребление  относительных  прилагательных от  слов рожь, пшеница..  Подбор родственных слов Подбор предмета к  признаку и действию. Развитие  слухоречевого  внимания,  восприятия.  памяти,  логического  мышления в  решении ребусов,  кроссвордов. П/и. Работа над пониманием (повторен ие темы  «Насеком ые») (смотри  лексическ ий  материа). Образование сущ­х  от прилагательных и  текста с осложненной глаголов;  образование  ситуацией (дальнейший родственных слов.  Согласование слов в  пересказ). Закрепление предложении. умения задавать в­ы Работа над серией сюжетных картинок Диагностический инструментарий 25              В младшей группе обследование детей осуществляется учителем­логопедом. Углубленная диагностика проводится в течение сентября.  Задачами   обследования   являются   выявление   особенностей   общего   и   речевого развития   детей:   состояния   компонентов   речевой   системы,   соотношения   развития различных   компонентов   речи,   импрессивной   и   экспрессивной   речи,   сопоставление уровня   развития   языковых   средств   с   их   активизацией   (использованием   в   речевой деятельности).  Обследование     позволяет   выявить   не   только   негативную   симптоматику   в отношении   общего   и   речевого   развития   ребенка,   но   и   позитивные   симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.  Диагностика   позволяет   решать   задачи   развивающего   обучения   и   адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.              После обследования составляется таблица состояния общего и речевого развития детей.   Оценка   промежуточных   результатов   развития   осуществляется   в  январе   после зимних каникул и в конце учебного года. В это время учитель­логопед вновь заполняет таблицу состояния общего и речевого развития детей.  Проведение диагностики в конце учебного года в младшей группе необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития каждого ребенка. 26 Ожидаемые результаты В итоге логопедической работы дети должны научиться: • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; • узнавать по словесному описанию знакомые предметы; • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных,   повелительного   и   изъявительного   наклонений   глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов; • фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]); • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико­интонационную структуру двух­ и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков; • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций; •   общаться,   используя   в   самостоятельной   речи   словосочетания   и   простые нераспространенные предложения  («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.). В   процессе   коррекционно­развивающего   обучения   у   детей   расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность. 27 Информационно­методическое обеспечение Список литературы 1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников  к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего  дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. 3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006. 4. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. 5. Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3. 6.   Занятия   по   развитию   речи   в   детском   саду.   Под/ред.   Ушаковой   О.С.   –   М.: Просвещение, 1993. 7. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. ­ М.: Просвещение, 1989. 8. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. ­ М.: Аквариум, 1995 9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002. 10. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. 11. Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. 12. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. ­ М.: Просвещение, 1991. 13. Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988. 14.   Швецова   И.   формирование   фонематического   восприятия   и   звукового   анализа   у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5 28 ПРИЛОЖЕНИЕ Цели занятия: Тема. Человек. Охрана здоровья. 1. Закрепление представлений о себе, строении человеческого  тела и функций его отдельных частей. 2. Формирование временной (возрастной) и пространственной (телесной) ориентации и координации движений. 3. Развитие диалогической речи. 4. Упражнение в подборе признаков предметов, согласовании их с существительным, употреблении синонимов и антонимов к прилагательным. 5. Образование сложных слов. 6. Знакомство с многозначностью слов. 7. Развитие внимания, памяти, мышления. 8. Развитие интонационно­методических и просодических компонентов речи. 9. Осознание своего «Я», уверенности в себе и своих способностях; воспитание гуманных чувств. Оснащение: 1. Карта города Красивой речи и накладные условные значки для нее. 2. Детали для аппликации «Буратино» (из цветного картона). 1. Набор игрушек (кукла, мишка, клоун, Буратино, лиса, белка). 2. «Волшебные очки». 3. Макет дерева с фотографиями детей на нем. 4. Игрушка­дергунчик  Шалтай­Болтай. 6. Индивидуальные зеркала. 7. Карта для игр «Подбери картинку и назови слово». Ход занятия Организационный момент. 29 Логопед. Ребята! У меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, это очень ценная и редкая карта города Красивой речи. Но вся беда в том, что она попала под дождь и почти все условные знаки на ней стерлись и размылись. Музейные работники просят вашей помощи: нужно восстановить карту, ведь многие дети хотят побывать в городе Красивой речи, а путешествовать без карты­путеводителя не всегда удобно и даже опасно. Поможем? Нам придется самим изучить все места, дороги, чтобы потом правильно разместить значки на карте. Готовы? Вспомним наше заветное правило: Каждый день, всегда, везде  На занятиях, в игре  Громко, четко говорим,  Никогда мы не спешим. Основная часть.  Логопед.     В городе Красивой  речи вас ожидают интересные игры и рассказы. И я надеюсь, что ваши ответы будут четкими, выразительными, без ошибок. Удачи вам! Игра «Гномия» Логопед. А чудеса уже начались. Посмотрите, перед нами маленький волшебник. В роли волшебника выступает один из детей. Волшебник.  Здравствуйте, ребята! Вы попали в Гномию. И все предметы, которые я задеваю волшебной палочкой, превращаются в маленькие, и называем мы их ласково. Смотрите: была  Маша  — стала  Машенька,  была у нее  голова,  а стала  головка,  были руки — стали ручки, были ноги — стали ножки. Были Кати — стали Катеньки. Были Саши  —   стали  Сашеньки.  Было  дерево  —   стало  деревце,  была  дорога  —   стала дорожка. Счастливого пути, ребята! Дети повторяют слова за волшебником. Слоговая дорожка. Работа над просодией Логопед. Дети, дорожка это не простая, а слоговая. Дети (дружно). Спят лу­га, спят ле­са, па­ла свё­жа­я ро­са. Дети, шагая по дорожке, прохлопывают и протопывают ритм. Пальчиковая гимнастика Логопед.  Вот   мы   подошли   к   высокой   городской   стене,   а   на  воротах   висит   замок. Попробуем его открыть? На стене висит картинка. Дети выполняют упражнение «Замок». Дети 30 На двери висит замок,  Кто открыть его бы смог?  Потянули, покрутили,  Постучали и — открыли! Работа над голосом, координация речи с движением Логопед. А кто это на городской стене вертится и озорничает? Вы знаете эту историю? Расскажите! Дети (инсценируют стихотворение «Шалтай­Болтай» ) Шалтай­Болтай сидел на стене. (Радостно, громко.) Шалтай­болтай свалился во сне. (Удивленно.) Вся королевская конница Вся королевская рать (Торжественно, гордо.) Не могут Шалтая, не могут Болтая,  Шалтая­Болтая собрать. (Печально.) Коллективная аппликация «Буратино» Логопед. Ребята, поможем Шалтаю­Болтаю, соберем его по частям? Дети   собирают   и   прикрепляют   детали   картонной   куклы   на   панно,   объясняют назначение частей тела. Логопед прикрепляет колпачок, заменяет носик на длинный носище — кукла неожиданно превращается в Буратино. У Буратино пышная прическа,  Ему всегда нужна расческа. Какой получился у нас Буратино? Дети. Озорной, забавный, игривый. Упражнение «Отгадай загадки» Логопед. На что похож нос у Буратино? Вот вам подсказка­загадка: Маленького роста я, Тонкая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (Игла.) Что у них схожего? Дети отвечают. Игра «Скажи иначе». Подбор синонимов к прилагательным 31   У   Буратино   много   друзей,   потому   что   он   добрый, Логопед.  дружелюбный. Да вот и его друзья.  общительный, На столе игрушки: клоун, кукла, мишка, заяц, лиса, белка. Дети, расскажите, какой клоун? Дети. Смешной, веселый и т.д. Логопед. Кукла какая? Мишка какой? и т.д. Дети отвечают. Подбор антонимов Л о г о п е д .  У Буратино есть волшебные очки. Кто их надевает, все видит наоборот, как в кривом  зеркале.   Давайте   попробуем!  (Надевает   очки.)  Ой,   какой   грустный  клоун. (Снимает очки.) А на самом деле он смешной и веселый. Какими стали мишка, клоун? Дети отвечают. Давайте  поскорее  снимем   эти  коварные   очки,   ведь   на   самом   деле  игрушки, хозяева города, — очень приветливые, добрые, милые. Игры на развитие внимания, памяти Логопед поочередно убирает одну из игрушек со стола. Л о г о п е д Глаза все дружно закрывайте, Кого не стало, угадайте! Дети отвечают. Теперь зажмурясь, раз­два­три, Игрушки по порядку назови! Дети отвечают. Словообразование. Сравнительная степень прилагательных Логопед. Буратино с длинным носом — какой он? Дети. Длинноносый. Логопед. Кукла с голубыми глазами — какая?  Дети.  Голубоглазая.  Логопед.  Мальчик со смуглым лицом — какой?  Дети.  Смуглолицый.  Логопед.  Мальчик с карими глазами — какой? Дети. Кареглазый. А теперь сравните: у куклы длинные волосы, а у Кати длиннее. Попробуйте сами: кукла красивая, а Катя...(красивее) Многозначность слова 32 Логопед.  Живут   в   городе  Красивой  речи удивительные  слова,   каждое   из   которых   в одиночку   может   называть   много   различных   предметов.   Что   может   означать   слово ножки у малышки, у кровати, у грибов и т.д. Объясните разницу в словах. Дети отвечают.  Затем логопед предлагает им карточки с изображением различных предметов. На обороте карточки — правильный ответ. Найдите на карточке нужную картинку и назовите слово. Что относится к человеку: малярная кисть, кисть винограда, кисть руки. Физкультминутка Звучит веселая музыка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Б у р а т и н о  (ребенок в колпачке) А сейчас все по порядку  Встаньте дружно на зарядку!  Руки в стороны, согнули,  Вверх подняли, помахали,  Спрятали за спину их и оглянулись:  Через правое плечо, через левое еще.  Дружно присели, пяточки задели,  На носочки поднялись,  Опустили руки вниз. Беседа по фотографии. Развитие диалогической речи Логопед. Ребята, вы помните, у Буратино была золотая монетка, он посадил ее, и здесь, на  поле в городе Красивой речи выросло необычное дерево, а на ветках — странные фотографии. Давайте посмотрим, чьи они. Дети снимают с дерева свои фотографии, рассматривают их за столами. Буратино утверждает, что все дети  на фотографиях очень похожи друг  на друга и их невозможно различить. Докажем ему, что это не так? Давай научимся сравненью  Тебя с твоим изображеньем.  Вот зеркало. Там образ твой?  Потряси­ка головой.  Трясется также или нет? 33 Не торопись нам дать ответ.  Возьми еще вот это фото  И расскажи подробно, кто ты.  Назови себя (свое полное имя и фамилию).  Как ласково называют тебя в семье? Почему?  Посмотри на себя в зеркало и сравни с фотографией. Что похоже в зеркале и на фотографии? Какие различия заметны?  Кто и где фотографировал тебя? Какое у тебя было настроение, почему?  На кого ты похож?  Чем ты отличаешься от других детей? Что в тебе особенного?  Какое настроение у тебя на фото? Глазки весело глядят  Или слезы лить хотят?  Сравни по фото: В зеркале такая ты  Или что­то из мечты —  И румяней, и белее?  Расскажи нам посмелее.  Здесь на фото ты иль мама       Стала маленькою самой?  Где ты выглядишь старше,       в зеркале или на фото? А куда девались зубки?  Молча спрятались за губки?  Круглое твое лицо  Или формой, как яйцо?  Длинный нос у Буратино,  А твой носик — как картина!  Чем ты не похож на других ребят? А теперь сам Буратино хочет взять у вас интервью. Буратино разговаривает с каждым из детей про их фотографии. Спасибо, ребята! Теперь Буратино понял, что 34 У всех детей есть мама, папа,  И вы похожи как две капли,  Но спутать вас никак нельзя,  Ведь вы все разные, друзья! Итог занятия Логопед. К сожалению, настала пора прощаться с городом Красивой речи. Но мы не раз сможем сюда вернуться, ведь у нас есть карта и сейчас мы ее смело и уверенно можем заполнить и дописать. Где мы с вами побывали? Дети   рассказывают.   Логопед   дает   оценку   деятельности   детей.   Наклеиваются условные обозначения на карту. Ну вот, наша карта почти готова. Что осталось сделать? Дети. Дописать название, обновить буквы. Логопед. Это и будет ваше домашнее задание. Цель занятия. Тема. Продукты питания. 1. Уточнение   представления   о   продуктах   питания,   их   значении   для   здоровья человека. 2. Обучение образованию относительных прилагательных (какой по материалу?). 3. Закрепление навыка грамматически правильного построения предложения из 4—5 слов. 4. Активизация   употребления  близких   по   значению   глаголов  (жарить,   варить, печь, кипятить). 5. Совершенствование умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета. 6. Развитие   зрительного   восприятия,   произвольного   внимания,   логического мышления. Оснащение. 1. Прозрачные пакетики с крупами. 2. Предметные и сюжетные картинки, силуэтные изображения овощей и фруктов. 3. Плоскостные игрушки Машенька, Незнайка. 4. Мяч, пакет сока. Ход занятия. Организационный момент 35 Логопед.  Сегодня   мы   повторим,   какие   бывают   продукты,   вспомним,   как   готовят пищу, будем учиться образовывать новые слова, составлять предложения и задавать вопросы. Основная часть Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Пекарь» Пекарь, пекарь, из муки  Испеки нам колобки, (Выполняют круговые движения ладонями — имитация скатывания колобка.) Да сушки — Ванюшке,  Да баранки — Танюшке,  Да бублики — Мишке,  Да калачи — Маришке. (Поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами  — упражнение «колечки».) Ответы на вопросы Логопед. Что делает пекарь? Дети. Пекарь печет хлеб, батоны и т.д. Л о г о п е д. Из чего пекарь испек сушки, калачи, бублики? Дети. Пекарь испек сушки, калачи, бублики из муки. Л о г о п е д .  Назовите другие продукты из муки. Л о г о п е д .  Продукты из муки, какие? Дети. Мучные. Логопед. Ребята, отгадайте загадку: «Жидкое, а не вода, белое, а не снег». Дети. Молоко. Логопед. Назовите продукты из молока. Дети. Из молока делают творог, масло, кефир... Л о г о п е д .  Продукты из молока какие? Дети. Молочные. Беседа о значении продуктов питания для человека Л о г о п е д Ходит Митя, как Кощей,  Ни супов не ест, ни щей, 36 Падает от слабости,  А любит только сладости. Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? Дети. Человек должен есть разнообразную пищу, чтобы быть сильным и не болеть и т.д. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, желудок. Грамматические упражнения Образование относительных прилагательных Игра «Что приготовить?» Дети рассматривают и называют крупы в прозрачных пакетиках (манка, греча, рис, геркулес,   горох).  Каждый   ребенок   берет   один   пакетик   с   крупой   и   составляет предложения. Дети.  В   пакете   рис.   Из   риса  можно   сварить   рисовую   кашу   или  испечь   рисовую запеканку. Из рисовой крупы можно приготовить плов. И т.д. Упражнение «Пирожки с начинкой» Дети   соотносят   предметные   картинки   с   их   силуэтным   изображением.   Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь». Л о г о п е д .   Вспомните,   как   называется   эта   сказка.   Для   кого   Машенька   пекла пироги?   Как   вы   думаете,   с   чем   Машенька   могла   испечь   пирожки   для   бабушки   и дедушки? Дети   узнают   силуэтное   изображение,  после   чего   получают   цветную   картинку   и образуют соответствующее прилагательное. Дети. Это капуста. Машенька испекла капустный пирог. Малина — малиновый, морковь — морковный, земляника —  земляничный, гриб — грибной, рыба — рыбный. Игра с мячом «Думай и отвечай» Игра способствует активизации глаголов, близких по значению. Л о г о п е д   (бросает мяч ребенку и задает вопросы).  Котлеты варят или жарят? Назови, что еще жарят? Р е б е н о к .  Рыбу, яйца, картофель. Логопед. Хлеб пекут или тушат? Назови, что еще пекут? Ребенок. Пироги, торты, печенье. Л о г о п е д .  Молоко кипятят или варят? Назови, что еще варят. Р е б е н о к .  Кашу, суп, компот, макароны. Подбор обобщающего слова 37 Логопед (показывает силуэтные изображения). Как назвать одним словом капусту и морковь? Дети. Овощи. Л о г о п е д .  Начинка из овощей, какая? Дети. Овощная. Логопед. Как назвать, одним словом малину и землянику? Дети. Ягоды. Логопед. Начинка из ягод, какая? Дети. Ягодная. Физминутка. Проводится игра с речевым сопровождением «Маша и медведь». Дети  (идут по кругу на внешней стороне стопы, имитируя походку медведя). Сяду на пенек, съем пирожок. Машенька  (грозит пальчиком). Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. Игра повторяется 2—3 раза. Роль Машеньки исполняют разные дети. Развитие фразовой речи. Игровой прием «Поможем Незнайке исправить ошибки» Логопед вносит игрушку Незнайку с тетрадкой в руках и предлагает детям исправить   его   ошибки.   Дети   составляют   предложения   из   слов,   данных   в   начальной форме. Лена пить лимон чай. — Лена пьет лимонный чай. Ваня готовить овощи салат. — Ваня готовит овощной салат. Оля есть шоколад торт. — Оля ест шоколадный торт. Света любить горох суп. — Света любит гороховый суп. Игра «Отгадай, какой сок у Незнайки» В этой игре дети закрепляют умение самостоятельно задавать вопросы. Незнайка. Спасибо, ребята, что научили меня составлять предложения. За это я хочу угостить вас вкусным соком. Но прежде попробуйте угадать, какой сок у меня в пакете. Дети   в   диалоге   отгадывают   название   сока.   Логопед   побуждает   их   задавать разнообразные вопросы. 38 Дети.  Незнайка, ты купил... сок? Ты угостишь нас... соком? Скажи, пожалуйста, в твоем пакете... сок? После   того   как   дети   угадают   название   сока,   Незнайка   наливает   его   из   пакета   и угощает детей. Итог занятия. Логопед вместе с детьми повторяет названия группы продуктов (молочные, мучные, мясные), уточняет значение разнообразной пищи для здоровья.

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»

Дополнительная общеразвивающая программа  для работы с детьми младшего дошкольного возраста «Знайка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018