Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история +1
Взрослым
28.01.2019
Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»
Направленность программы: туристко-краеведческая. Программа способствует формированию универсальных учебных действий на основе исследовательской деятельности в области краеведения, формированию осознанных патриотических и гражданских начал личности обучающихся. Результатами её реализации становится практический вклад обучающихся в создание исторической летописи нашего города на основе её ранее неисследованных страниц. Именно поэтому в программе предусмотрено большое количество часов для практической работы. В этом заключается социальная ориентированность программы. Актуальность программы заключается в восстановлении разорванной исторической памяти, культурной, просветительской и воспитательной значимости.
ПРОГРАММА НОВАЯ ИСТОРИЯ 2018-19.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Зиминский дом детского творчества» Рекомендована                                                                  Утверждена методическим советом                                                      МБУ ДО "ЗДДТ"                                          протокол №                                                               "___"_________2018 г. "___"_____________2018 г.                                      №_____ Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»               Адресат программы: обучающиеся 9­16 лет,             Срок реализации – 1 год;                         Разработчик  программы:               Назарчук Л.В. – педагог ДО, МБУ ДО             «Зиминский дом детского творчества»    г. Зима, 2018 г. Пояснительная записка                                Данная программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами: ­   Федеральным   Законом   от   29.12.2012   года   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации»; ­   Приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   (далее   ­ Минобрнауки   России)   от   29   августа   2013   года   №   1008   г.   Москва   «Об   утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; ­ Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014   года   №   41   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.4.3172­14   «Санитарно   ­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей; ­ Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726­р); ­   письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, №06­1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"; ­   «Методическими   рекомендациями   по   разработке   и   оформлению   дополнительных общеразвивающих   программ   в   организациях,   осуществляющих   образовательную деятельность в Иркутской области, 2016 г. Направленность программы: туристко­краеведческая. Программа     способствует формированию   универсальных   учебных   действий   на   основе   исследовательской деятельности   в   области   краеведения,   формированию   осознанных   патриотических   и гражданских   начал   личности   обучающихся.   Результатами   её   реализации   становится практический вклад обучающихся  в создание исторической летописи нашего города на основе   её   ранее   неисследованных   страниц.     В   этом   заключается   социальная ориентированность программы.  Актуальность программы. Из поколения в поколение должны передаваться вечные, непреходящие   ценности:   любовь   к   Родине,   чувство   национальной   самоэдентичности, честность,   справедливость,   совестливость,   уважения   к   старшим     поколениям,   долга, милосердия, трудолюбие. К сожалению, эти ценности не всегда понимаемы  и превнесены в жизнь   современным   поколением.   Занятия   по   краеведению   способствуют   развитию   у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Благодаря краеведению ученик   имеет   возможность   глубже   уяснить   положения:  «История   –   это   история людей»,  «Корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом   родного   края   и   страны».  Актуальность   программы   заключается   в восстановлении   разорванной   исторической   памяти,   культурной,   просветительской   и воспитательной значимости. Отличительные особенности программы При   разработке   программы   «Новая   история»   учтен   опыт   работы   любительского объединения   краеведов­школьников   «Новая   история».   Программа   предусматривает освоение учащимися  учебных тем теоретического и практического содержания (методика устной   истории,   социологические   методы   исследования,   запрос   и   поиск   информации, накопление   и   обработка   научной   информации,   рецензирование   и   представление исследовательской работы) и теоретического содержания (историография, библиография, проблемы, темы, гипотезы, цели, задачи исследования, хранение информации).     Данная тематика представлена в 8 разделах.    Содержание   программы   «Новая   история»   направлено   в   практическую   область реализации   теоретических   умений   проведения   исследования.   Программа   предполагает тематику   индивидуальных   исследовательских   работ   обучающихся   по   различным   видам 3 краеведения:   историческое,   экологическое,   литературное   и   другие.   Темы   выбираются учащиеся,   исходя   их   собственных   интересов.   Желательно,   чтобы   отдельные   аспекты исследований   были привязаны к истории родного края, города, школы, семьи учащихся. Таким   образом,   будет   обеспечена   социально­значимая   парадигма   образовательного процесса по данной программе.       Планирование   занятий   НИД   (научно­исследовательская   деятельность)   имеет   ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке и реализации тематического планирования. К особенностям можно отнести следующее: ­ необходим доступ для работы к компьютеру, наличие выхода в интернет с домашнего компьютера, наличие программ по обработке изображений и создания презентаций; ­ проведения различных встреч и экскурсий;  ­ участие школьников в мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.  Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 9 до 16 лет, проявившие интерес к изучению   истории   родного   края.   Для   этого   возраста   характерна   повышенная познавательная активность, дети готовы к взаимодействию, понимают значимость работы для себя, готовы делиться с другими с результатами работы. Срок  освоения программы: 1 год обучения.  Форма обучения: очная. Режим занятий. Программа   рассчитана   на   188   учебных   часов   с   установленным   режимом   работы согласно СанПиН – 3 раза в неделю по 2 учебных часа и 10­минутным перерывом между занятиями.  Цель программы: ­   формирование   исследовательской деятельности  в области краеведения.   комплексных   универсальных   умений   по   осуществлению Задачи программы: 1. образовательные                                                                                                             ­ ознакомить с технологией проектно­ исследовательской деятельности;                                  ­ формировать универсальные учебные действия в процессе исследовательской работы  учащихся;                                                                                                                                           2. развивающие                                                                                                                     ­ развивать навыки  поиска и работы с различными информационными источниками; ­ развивать навыки создания вторичного (авторского) текста на основе полученной в ходе  исследования информации;                                                                                                              ­ развивать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;           3. воспитательные                                                                                                             ­ воспитывать уважительное отношение к правам авторов используемой информации;           ­ формировать ответственность за авторство своей работы;                                                        ­ воспитывать добросовестность, честность, пунктуальность при проведении работы над  исследованием;                                                                                                                                  ­ взаимодействовать в соответствии с нормами этикета и корпоративной этики с другими  участниками объединения и сопричастными к исследованию лицами. 3.    Комплекс основных характеристик программы 4 3.1. Объем и содержание программы. Объём программы: 1 год обучения ­ 188 часов, в том числе: теоретические занятия – 16   часов,   практические   –   172   часа.   Допускается  варьирование   количества   часов   на конкретную   тему   в   зависимости   от   уровня   подготовленности   школьников,   наличия материала, его доступности.  Программа   рассчитана   на   усвоение   учебных   тем   в     индивидуальной   и   групповой формах   работы.   Практические   индивидуальные   занятия   с   учащимися   проводятся   по индивидуальным   исследовательским   маршрутам.   Темы   исследований   должны соответствовать   личным   запросам   обучающихся,   иметь   социальную     направленность. Социальная направленность исследований должна выражаться в представлении итоговых работ на НПК, СМИ, подготовке и издании сборников детских исследовательских работ, в просветительском   формате   для   населения   города.     Проведение   такой   научно­ исследовательской работы требует обязательной   индивидуальной организации работы с детьми.  Теоретические занятия проводятся в полном составе групп, предполагается работа в микрогруппах (по возрасту или направлению работы ­ экологические темы или работа над базовой темой по количеству участников). Сводные теоретические и тренинговые занятия не менее 1   раза   в неделю в учебном кабинете, остальное время ­ 2 занятия в неделю реализуется   индивидуально   с   каждым   обучающимся   в   учебном   кабинете   или   на исследуемом объекте. Практические учебные занятия могут проводиться в библиотеках, архивах,   музеях,   ТРЦ,   в   учебном   кабинете   объединения   (группами,   микрогруппами, индивидуально) и по индивидуальному расписанию с каждым обучающимся. Место выбора учебной аудитории определяется таким фактором как близость к источникам информации, соответствия помещения требованиям для групповых занятий. Содержание программы: Раздел 1. История. Краеведение (6 часов). Исследовательская работа в области исторического краеведения. Виды  краеведения. Виды   исследовательских  и   творческих   работ:  доклад,  тезисы,   реферат,   статья,  проект, исследование.  Раздел 2. Мастерская исследователя (20 часов). Принципы     исторического познания. Методы и способы исторического познания. Универсальные   методы   научного   познания.   Классификация. Систематизация.   Сравнение.     Доказательство.   Библиография.   Социологические   методы исследования.    Анализ.   Синтез. Виды   информации.   Поиск,   накопление   информации.   Обработка   текстовой информации.   Обработка   ИЗОинформации.   Обработка   архивной   информации.     Подача цитат, ссылок. Методика работы с устной информацией. Фиксирование устной истории. Раздел 3. Где хранится история (10часов). Работа   в поисковой системе Интернет. Библиотечные каталоги. Архивные фонды. Работа с путеводителями РГБ, РНБ, ГАИО, Президентской библиотеки. Историография.     Раздел 4. Научная проблема (10 часов). Цель, задачи, гипотеза, объект, предмет исследования. Лаконизм. Логика. Проблема исследования. Методы решения исследовательской проблемы. 5 Раздел 5. Монография (40 часов). Структура   исследовательской   работы.   Требования   к   исследовательской   работе. Правила   оформления   научной   работы.  Правила   подачи   цитат,   ссылок   на   источники информации.  Тезисы.  Аннотация.  Оформление статей по исследовательской работе для СМИ   и   для   сборника   исследовательских   работ.   Работа   в   компьютерных     программах: презентации, фото­экспресс, таблицы. Архивирование материалов исследования.  Раздел 6. Индивидуальный исследовательский маршрут (50 часов). Выбор   темы   исследования.   Составление   плана   работы   по   теме   исследования. Написание   текста   рабочего   варианта   исследовательской   работы.   Составление библиографии.   Приложение   к   основному   докладу.   Работа   в   архивных,   библиотечных фондах. Работа на объектах.   Раздел 7.  Защита исследовательской работы (20 часов).   Виды   защиты   исследовательской   работы.   Рецензирование   и   аннотация исследовательской работы. Презентация к исследовательской работе. Навыки публичного выступления. Полемика. Участие в массовых мероприятиях по краеведению. Раздел 8. «Красная книга родного края» (16 часов). Посещение   исследуемых   объектов,   их   презентация   для   группы   (форма   заочной экскурсии).   Посещение   историко­краеведческого   музея,   музея   локомотивного   депо   и объектов   станции   Зима,   музея   ВСЖД   г.   Иркутск.   Обзорная   экскурсия   по   городу, микрорайону 2­Строитель, с. Ухтуй, р. Ухтуйка. Поход на отдалённый объект по темам исследования. Раздел 9. Воспитательная работа (14 часов). Коммуникативный   тренинг.   Тренинг   «Как   добиться   успеха».    Взаимодействие   в творческих   группах.   Посвящение   в   кружковцы.   Совместные   мероприятия   с   семьёй. Мероприятия патриотической тематики – День народного единства, посещение обелисков, связанных с событиями ВОВ. Раздел 10. Промежуточная и итоговая аттестация (2 часов). Диагностика,   контроль   знаний,   умений,   навыков   по   итогам   обучения   за   1   и   2 полугодия с помощью контрольно­измерительных материалов. 3.2.Планируемые результаты В   процессе   освоения   программы   учащиеся   усваивают   основные   универсальные    методы   научного   познания,     применяют   их   на   практике   ­   пишут   индивидуальную краеведческую   исследовательскую   работу;   получают   конкретные   знания   по   истории родного края, осваивают методы тиражирования полученной информации; осуществляют социально­ориентированную   деятельность,   формируют   себя   как   социально   успешную   и признанную   личность;   совершенствуют   межпредметное   взаимодействие   ­   литература, история,   русский   язык,   изобразительное   исскуство,   музыка,   география,   экология, технология и другие; осваивают научную терминологию.  Результативность   занятий   отслеживается   по   результатам   участия   в   научно­ исследовательских   конференциях,   защиты   работы   на   зачетном   занятии,   участии   в краеведческих   чтениях.   При   выполнении   научного   исследования   по   данной   программе 6 ученик  будет  обучен  работе  с разными  источниками  информации:  научная литература, СМИ, музеи, выставки и экспозиции, архивы, Интернет. 4. Комплекс организационно­педагогических условий      4.1. Учебный план.   № п/п Наименование разделов 1 История. Краеведение. 2 Мастерская исследователя 3 4 Где хранится история Научная проблема. 5 Монография. 6 Индивидуальный  исследовательский маршрут Защита исследовательской  работы Красная книга родного края 7 8 Воспитательная работа 9 10 Промежуточная и итоговая  аттестация. Всего  часов В том числе Формы промежуточной /  итоговой аттестации Теори я  Практик а 6 20 10 10 40 50 20 16 14 2 1 4 2 4 4 4 6 1 ­ ­ 5 16 8 6 36 46 14 15 14 2 Фронтальный опрос, беседа Фронтальный опрос, Тест Тест Фронтальный опрос, беседа Собеседование Собеседование,  анализ  рабочих материалов Тест, анализ результатов Заочная экскурсия по  объекту Диагностика  По  выбору: беседа, тест  фронтальный опрос, НПК, исследовательская  работа, участие в твор­ ческих мероприятиях  ИТОГО 188 16 172 4.2. Календарный учебный график                                           месяц С  О Н Д Я Ф М А М Всего РАЗДЕЛЫ 7 1. История. Краеведение. 2. Мастерская  исследователя 3. Где хранится история 4. Научная проблема. 5. Монография. 6. Индивидуальный  исследовательский маршрут 7. Защита исследовательской работы 8. Красная книга родного  края 9. Воспитательная работа 2 8 4 2 ­ 4 ­ 2 2 4 8 4 3 ­  5 ­ 2 2 ­ 4 2 4 6 10 ­ ­ ­        10.  Аттестация Всего 24 28 26 ­ ­ ­ 1 11 11 ­ ­ ­ 1 24 ­ ­ ­ ­ 9 7 4 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 12 ­ 12 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 4 4 8 8 20 24 26 ­ ­ ­ ­ ­ 9 ­ 4 2 1 16 6 20 10 10 40  50  20  16 14 2 188 4.3. Оценочные материалы.  По окончании курса обучающийся должен: знать:  ­ понятийный аппарат для ведения научной работы;  ­ сущность и виды научно­исследовательской работы;  ­ методы и принципы исследования;  ­ требования к написанию и оформлению реферата. уметь:  ­ работать с разными источниками;  ­ определять объект и предмет, методы исследования;  ­ определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать, делать  выводы;  ­ проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической  значимости освещаемой проблемы;  ­ разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования;  ­ работать с программой Microsoft Office Power Point, Uleud­Exspress владеть: ­ методами обработки информации из различных источников;  ­ методами решения экспериментальных задач;  ­ методами рационального запоминания;  ­ навыками публичных выступлений.  Показатели и критерии оценки  результатов учебной деятельности:  таблица 1 1 год обучения высокий уровень 8 Запланированный Какие знания, умения, навыки результат  по программе представление  итоговой предполагается самостоятельное исполнение при консультировании исследовательско й работы согласно ­ умение находить и обрабатывать   педагога Формы  контроля участие в НПК разного уровня, положений о НПК школьников средний уровень представление  итоговой исследовательско й работы  низкий уровень публичные представления СМИ,  краеведческие чтения, иное по выбору очная/заочная экскурсия; демонстрация эскиза творческой работы; представление доклада без обработанного иллюстративного и документального сопровождения письменная работа,  представление документальных иллюстративных материалов информацию; ­ умение выполнять письменную часть  исследовательской работы; ­ умение делать запросы, обрабатывать  материалы исследования (запись бесед с  информаторами, конспекты, иное); ­ умение проектировать и выполнять  итоговый продукт исследования (макет,  эскиз, творческий проект, иное) с  использованием различных компьютерных  программ; ­ умение интересно представить  исследовательский продукт  слушателям; ­ готовность корректировать, дополнять  работу. предполагается самостоятельное  и частичное  сопровождение педагога ­ умение находить и обрабатывать   информацию; ­ умение выполнять письменную часть  исследовательской работы; ­ умение делать запросы, обрабатывать  материалы исследования (запись бесед с  информаторами, конспекты, иное); ­ умение проектировать итоговый  продукт исследования (макет, творческий  проект, эскиз, иное); ­ умение интересно представить  исследовательский продукт слушателям; ­ готовность корректировать, дополнять  работу. предполагается выполнение исследовательской  работы  в сопровождении педагога ­ способность находить и обрабатывать   информацию; ­ иметь представление о  выполнении  письменной части исследовательской  работы и выполнять её; ­ иметь представление о правилах  выполнения  запросов, обращений и их  оформлении; об обработке материалов  исследования (запись бесед с  информаторами, конспекты, иное); ­ уметь выбирать итоговый  продукт исследования (макет, эскиз,  творческий проект, иное) Способы проверки результатов учебной деятельности обучающихся  по программе: ­ опрос по изученным темам; ­ тесты для текущей проверки знаний; 9 ­ диктанты; ­ анализ черновых материалов текста исследовательской работы; ­ собеседование в процессе работы над темой исследования; ­ наблюдение за учащимися в процессе  проведения исследования, во время выступлений    на научно­практических конференциях, историко­краеведческих чтениях; ­ анализ рабочих тетрадей (предмет анализа – содержание записей теоретических занятий    и самостоятельной работы); ­ оценка исследовательской работы членами жюри НПК, результат участия в НПК. Механизм оценки освоения программы и развития личностных качеств:                          Таблица 2 № п/п 1 2 Содержание вводной, промежуточной и итоговой аттестации Сроки вводная диагностика:                                                                                       ­ определение УУД, которыми оперирует обучающийся                              ­ определение предрасположенности к исследовательской деятельности  ­ определение интереса к краеведению                                                           ­ мониторинг воспитанности сентябрь промежуточная аттестация:                                                                             ­ освоение понятий и терминов (диктант)                                                      ­ освоение алгоритма краеведческого исследования (тест)                          ­ методы исследования (групповой пробный проект) декабрь Дополнительно учитываются:                                                                         ­ наблюдение педагога за практической работой учащегося                        ­ просмотр рабочих материалов                                                                      ­ выполнение графика исследования                                                               ­ отношение к выполнению работы  3 Итоговая аттестация:                                                                                       ­ согласно показателей и критериев оценки  результатов учебной  деятельности (таблица 1)                                                                                 ­ мониторинг воспитанности            май Дополнительно учитываются:                                                                          ­ наблюдение педагога за работой учащегося в течении учебного года    ­ просмотр рабочих материалов                                                                         ­ завершённость исследования                                                                         ­ отношение к выполненной работе (её продолжение, презентация  /демонстрация, опубликование в СМИ, сайтах и др.)                                   10 4.4. Методические материалы. 1. Памятка   «Как разработать проект» Постановка   проблемы  –   имеет   решающее   значение   для   выработки     хорошего   плана проекта.   Проблема   ­   ситуация,   требующая   изменения,   что­то   что   требует   внедрения, исправления, улучшения. Ограничьтесь   конкретной проблемой, которую вы собираетесь решить или смягчить в указанные сроки и за те ресурсы (участники, деньги, оборудование), которые вы собираетесь привлечь в рамках своего проекта. Проблему описывайте ясно и сжато, если возможно ­ приведите факты, статистику, ссылки. 1. Цели и задачи вашего проекта – разрешить обозначенную вами проблему.  Цели: наиболее общее утверждение того, что вы хотите достичь в результате выполнения вашего   проекта.   При   формулировании   целей   чаще   всего   используется   имя существительное (создание заповедной зоны  в школе,  обучение сортировке отходов..).  Задачи:  конкретные   и   поддающиеся   измерению   результаты   работы.   Они   отвечают   на вопросы   что   должно   быть   сделано   для   изменения   ситуации?   сколько?   где?   для   кого? когда? Задачи должны формулироваться предельно четко, чтобы, выполнив очередную, можно   было   легко   оценить   что   достигнуто,   какая   часть   проекта   реализована.   При формулировании задач используйте глаголы совершенного вида:  “провести”, “изготовить”, “уменьшить”. 2. Механизм выполнения проекта –  те виды деятельности (методы, мероприятия), которые вы собираетесь использовать для решения поставленных задач. Из этого 11 раздела   должно   стать   совершенно   ясно,   как   будет   выполняться   работа,   какое потребуется оборудование и материалы, чем будут заниматься исполнители, как, где и какие ресурсы будут привлекаться. В этом разделе шаг за шагом должно быть описано,   что   будет   происходить   в   рамках   вашего   проекта.   Это   один   из   самых объемных и подробных разделов заявки. 3. Календарный план реализации проекта ­  здесь необходимо представить план­ график выполнения запланированных мероприятий с указанием конкретных дат и сроков, то есть описать что и когда будет происходить, кто и что будет делать.  4. Ожидаемые   результаты   –  очень   важный   раздел,   в   котором   описываются   те ожидаемые   изменения   в   школе,   окружающей   среде,   в   обществе,   в   конкретной ситуации,   которые   произойдут   в   результате   осуществления   вашего   проекта. Результаты   могут   быть   выражены   в   измеряемых   единицах   –   тираж   (брошюра, листовки,   плакаты),   количество   семинаров,   количество   школьников   и   семей, вовлеченных в действия, например, по энергосбережению, сокращение потребления энергии в школе и семье, и т.п.  5. Оценка достижения   результатов проекта –  оценка позволяет оценить степень эффективности работы в целом, насколько удалось достичь поставленных целей. Оценку   можно   провести   самостоятельно   и   с   помощью   друзей,   одноклассников, учителей,   родителей   и   т.д.   Для   этого   проведите   коллективное   обсуждение результатов   проекта,   подготовьте   творческую   работу   или   презентацию   проекта. Полученные в ходе проекта материалы: публикации, карты, фотоальбомы, кино и видеофильмы и др. также могут использоваться для отчета по проекту. 6. Бюджет проекта – один из самых важных разделов. Бюджет – это стоимость всего проекта, расписанная по статьям расходов и учитывающая ваш добровольный вклад в проект. Все расходы должны быть обоснованы и экономичны, но достаточны для эффективного   выполнения   проекта.   Прежде   чем,   вы   приступите   к   составлению сметы, составьте перечень материальных и людских ресурсов для достижения целей проекта, узнайте стоимость оборудования и материалов. 2. Универсальные учебные действия  в процессе исследовательской деятельности. 1.Рефлексивные умения:   умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;   умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной  задачи?  2. Поисковые (исследовательские) умения:   умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия,  привлекая знания из различных областей;   умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;   умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,  специалиста);   умение находить несколько вариантов решения проблемы;   умение выдвигать гипотезы;   умение устанавливать причинно­следственные связи.  3. Навыки оценочной самостоятельности.  12 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:   умения коллективного планирования;   умение взаимодействовать с любым партнером;   умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;   навыки делового партнерского общения;   умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.  5. Менеджерские умения и навыки:   умение проектировать процесс (макет);   умение планировать деятельность, время, ресурсы;   умение принимать решения и прогнозировать их последствие;   навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).  6. Коммуникативные умения:   умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог,  задавать вопросы;   умение вести дискуссию;   умение отстаивать свою точку зрения;   умение находить компромисс;   навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.  7. Презентационные умения и навыки:   навыки монологической речи;   умение уверенно держать себя во время выступления;   артистические умения;   умение использовать различные средства наглядности при выступлении;   умение отвечать на незапланированные вопросы.  3. План тренинга «Конструктор проектов».   Знакомство­ упражнение «Возьмите салфетки» ­10 мин «Дерево ожидания»  (интерактивное упражнение) – 10 мин. «Структура проекта» (работа в группах) ­10 мин  «Конструктор проектов» (презентация) ­10 мин «Экспертиза проектов» (работа в группах) – 15 мин,  Перерыв – 10 мин Мультик про поросёнка (мотиватор) – 5 минут «Планирование проекта» (презентация) – 10 мин «Фабрика проектов» а) «Оценка  школьных проектов»  (по критериям) – 5 мин б) «Будущее сейчас» (мозговой штурм) ­5 мин в) Эскиз будущего проекта – (групповая работа) – 15 мин ­ Представление проектов – по 1­2 мин. на группу – 10 мин 13 «Дерево ожидания» – 2 мин  Говорящая палочка – Я молодец, потому что на этом тренинге (узнал, запомнил и  т.д.)­ 5 мин. 4. Запись  беседы Дата проведения  « _____»                    2018 г. _________________________________________________________________ ,  19_____ г.р.,                                                                          (фамилия, имя, отчество)                                                                                       (год рождения) родом из _____________________________________________________________________                                                                (указать   страну, республику, область, город, деревня) Фамилия  в  девичестве  _______________________________________________________  ,                                                                                  (национальность)                                                                                     В Зиме  проживает  с _________  года.  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опрос  вёл:   _________________________________________________________ , ______  класс Запись  вёл:  _________________________________________________________ , ______  класс «____» ______  2018 г.                 5.   Модели защиты. «Классическая защита»: устное выступление сосредоточено на следующих вопросах: а) тема исследования и ее актуальность; б) круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме; в) новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение определенной версии, новые подходы к решению проблемы и т.д.); г) основные выводы по содержанию работы. «Индивидуальная защита»: раскрывается личностный аспект работы над темой: а) обоснование выбора темы; б) способы работы над проблемой; 14 в) оригинальные находки, собственные суждения, интересные факты, идеи; г) личная значимость проделанной работы; д) перспективы продолжения исследования. «Творческая защита»: а) оформление стенда с документальными и иллюстративными материалами по теме  исследования, их комментарий; б) демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в  ходе работы над исследованием; в) оригинальное, яркое представление фрагмента основной части работы. 6. Тематика исследовательских работ обучающихся Историко­краеведческая направленность 4934 – Хроника строительства ст. Зима Зиминские вокзалы Водонапорная башня  1 2 3 4 К вопросу о Зиме и Мироновом зимовье 5 История села Глинки 6 Клуб железнодорожников. События. Факты. Люди. Водные и железнодорожные переправы через р.Оку 7 8 Топонимика Зиминского региона 9 История пос. 2­Строитель 10 Виды Зимы на почтовых карточках и фотографиях  конца 19 – начала 20 веков Городская символика Зиминский детский дом. Приют и счастливая судьба 11 12 Экологическая направленность 1 Ухтуйка. От исторических и географических  истоков Ведьмины мётла. Фантазии или реальность? 2 3 Природоохранная территория «Иркутский ландыш» 5. Иные компоненты 5.1. Условия реализации программы Учебными аудиториями являются учебные кабинеты детского клуба «Ровесник» ­ структурного подразделения МБУ ДО «ЗДДТ», ТРЦ г. Зима. В качестве учебных пособий могут   использоваться   материалы   Интернета,   справочная   литература   для   школьников, энциклопедии, материалы исследовательских работ обучающихся.                               Программой предполагаются разные по типу и форме учебные занятия: 15 ­   по   типу:   уроки   изучения   нового   материала,   комбинированные,   повторительно­ обобщающие,   уроки­лекции,   практические   занятия,   уроки­беседы,   проблемные   уроки, уроки изучения исторических  фактов, уроки­экскурсии;  ­ по форме: уроки экскурсии, занятия­встречи с информантами, практические работы презентации, лекции, конференции. Ведущими методами обучения являются рассказ, диалог, беседа, устные сообщения учащихся, условно­графическая и иллюстративная наглядность, коллекции, исторические документы. При этом используются следующие приемы обучения – анализ документов, сравнение   исторических   событий   и   выявление   их   особенностей,   составление   таблиц, выполнение   заданий   на   контурных   картах,   составление   карт­схем   отражающих   ход исторических событий района.     Особенностью   организации   учебного   процесса   является   динамичность   ее   форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (лес, водоем, музей, улица,   дом,   учреждения,   предприятия   и   т.д.).   Наряду   с   традиционными,   в   программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и   обучения,   здоровьесберегающие   технологии,   игровые   технологии,   компьютерные технологии,   исследовательская   деятельность,   проектные   технологии.   При   организации индивидуальных   занятий   в   качестве   дидактических   материалов   целесообразно использовать   исследовательские   работы   школьников,   как   образцы     структуры   работы, аннотаций, научных статей, резюме и т.д.     Основные источники краеведческой информации 1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки);  2) художественная литература; 3) архивные фонды и электронные каталоги; 4) фонды музеев и электронные каталоги; 5) материалы статистики; 6) устные свидетельства свидетелей исследуемых событий. 5.2. Список литературы Наименование нормативно­правовых документов,  методических рекомендаций, пособий 16 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15   В.А.Тишков.   А.М.Кондаков, Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской Федерации» на 2016–2020 годы. Постановление  Правительства от 30 декабря 2015 года №1493.  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России/А.Я.Данилюк,   Российская   академия образования.М.: Просвещение , 2009. (Стандарты второго поколения). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года   №   1008   г.   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления образовательной   деятельности   по   дополнительным   общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] – http://minobr.govmurman.ru/filе/Prikaz1008.pdf (Дата обращения 29.06.2017 г.) Ведомственная   целевая   программа   "Патриотическое   воспитание   граждан   в Иркутской   области   и   допризывная   подготовка   молодежи"   на   2016   ­   2020   годы. Приказ Министерство по молодежной политике Иркутской области от 9 июня 2016 года N 5­мпр О   развитии   учебно–исследовательской   деятельности   учащихся   в   системе дополнительного   образования:   Решение   коллегии   Мин.   образования   Российской Федерации от 10.01.2006г. No1 // Вестник образования. ­2006. ­ No5 Организация   исследовательской   деятельности   учащихся   в   образовательном учреждении:   методические   рекомендации/Под   общ.   ред.   О.С.  Савиных.   Троицко­ Печорск: ИМК  отдела образования, 2011. – 72 с. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис­пресс, 2002 – 224 с. Адаменко С. Воспитываем патриотов России//Народное образование, 2005 ­ №4­3 с. Баранова   Е.Ю.,   Колосова   С.А.   Музейная   азбука   от   А   до   Я..   ­   М.   Изд­во Государственного дарвинского музея, 2006. ­ 64 с. Блинова Т.В. “Школа исследователей” как форма подготовки старшеклассников к научно­исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 1  Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // ­ 2005 ­ № 6 – 59 с.  Историческое краеведение / Под ред. Г­Н. Матюшина. — М.,1980. Голанцева   Т.П.   Организация   мини­экспедиций.   //   Исследовательская   работа школьников. 2004. № 1  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. ­ М: Вербум ­ М, 2011. Стендовая   защита  и   оформление   стенда.   И.   А.   Смирнов,   Н.   Ю.   Смирнова.// [электронный ресурс] ­ https://portal­slovo.ru/2.doc (Дата обращения 17.07.2017 г.) 5.3. Календарный учебно­тематический план Группа № ___, учебных часов – 188. 17 № за н ят и й 1 2 3 4 5 6 7 раздел 1 раздел 3 2 часа Исследовательская работа в области исторического краеведения. Библиотечные каталоги. Краеведческая литература раздел 2 2 часа Принципы исторического познания. раздел 1 Виды краеведения. раздел 2 2 часа Методы и способы исторического познания. раздел 3 Архивы. Архивные фонды. 4 сентябр я 2018 5 сентябр я 2018 6 сентябр я 2018 раздел 8 2 часа Обзорная экскурсия по микрорайону 11 раздел 8 раздел 2 2 часа раздел 6 2­Строитель Универсальные методы исторического познания. Индивидуальный исследовательский маршрут, определение области исследования раздел 2 2 часа Анализ  как метод познания. раздел 4 Научная проблема раздел 2 2 часа Синтез как метод научного познания раздел 3 Работа в поисковой системе интернет сентябр я 2018 12 сентябр я 2018 13 сентябр я 2018 18 сентябр я 2018 19 сентябр я 2018 Раздел / тема  К­во час. Тема занятия Дата проведе ния  Форма аттестации (контроля) фронтальный опрос, практическое задание фронтальный опрос, индив. творческая задача фронтальный опрос,  тест, проверка рабочих записей составление карты маршрута, рефлексия наблюдение, проверка рабочих записей в тетрадях, тест выборочный опрос,  работа в твор. группах наблюдение за работой в парах, выборочное собеседование наблюдение за работой в парах, провер ка рабочих записей  наблюдение за работой в тв. группах выборочный опрос 8 раздел 2 2 часа Сравнение как метод научного познания раздел 6 Индивидуальный исследовательский маршрут. Выбор темы 9 раздел 4 2 часа Методы решения исследовательской 20 проблемы раздел 2 Доказательство утверждений сентябр я 2018 18 10 раздел 2 2 часа Классификация как метод научного познания раздел 6 Индивидуальный исследовательский маршрут. Выбор темы 25 сентябр я 2018 11 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский 26 маршрут. Работа в библиотечном фонде 2 часа Краеведческая литература Коммуникативный тренинг Посвящение в исследователи 12 раздел 3 раздел 9 раздел 9 13 раздел 2 2 часа Социологические методы раздел 3 14 раздел 1 2 часа исследования Историография Виды творческих работ Исследовательский проект раздел  4 Научная проблема: цели, задачи, гипотеза, объект, предмет сентябр я 2018 27 сентябр я 2018 2 октября 2018 3 октября 2018 15 раздел 1 2 часа Виды творческих исследовательских 4 самостоятельна я работа, проверка рабочих записей в тетрадях наблюдение, беседа, тест проверка рабочих записей рефлексия самостоятельна я работа в парах/индив., проверка записей  проверка домашнего задания, групповой проект Проверка раздел 2 работ. Макет Виды информации, поиск и её октября 2018 текстов иссл. работ, беседа 16 раздел 2 2 часа Виды информации, поиск и её накопление накопление 17 18 раздел 3 раздел 1 Работа в поисковой системе интернет Виды творческих исследовательских 2 часа работ. Проект раздел 3 раздел 8 раздел 8 2 часа Работа с архивными источниками  Обзорная экскурсии по с. Ухтуй, р.Ухтуйке 19 раздел 2 2 часа Обработка текстовой информации раздел 2 Обработка  ИЗОинформации 20 раздел 2 2 часа Библиография  раздел 6 Индивидуальный исследовательский маршрут. Библиография 21 раздел 4 2 часа Научная проблема. Корректировка раздел 3 Работа с путеводителями ГАИО 9 октября 2018 10 октября 2018 11 октября 2018 16 октября 2018 17 октября 2018 18 октября 2018 19 Проверка текстов иссл. работ, беседа проверка текстов иссл. работ, беседа составление карты маршрута, рефлексия индивидуаль ные/ групповые работы  Проверка текстов иссл. работ, беседа наблюдение  за работой в парах 22 раздел 1 2 часа Виды творческих исследовательских работ. Доклад Обработка информации 23 октября 2018 проверка текстов иссл. работ, беседа 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. Работа на объектах 24 октября индивидуальны й контроль раздел 2 раздел 6 раздел 6 23 24 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский раздел 2 раздел 9 раздел 9 25 маршрут. Работа на объектах Обработка информации 2 часа Тренинг «Как добиться успеха» Воспитательное мероприятие. День народного единства 26 раздел 4 2 часа Научная проблема. Методы раздел 6 Индивидуальный исследовательский маршрут. 27 раздел 4 2 часа Научная проблема. Лаконизм. Логика раздел 6 Индивидуальный исследовательский маршрут 28 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский раздел 6  раздел 4 29 2 часа раздел 6   30 раздел 6 раздел 5 31 раздел 6 маршрут.  Научная проблема.  Трудности. Корректировка Индивидуальный исследовательский маршрут.  2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. Требования к монографии.  Структура работы 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Требования к оформлению работы 32 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 33 раздел 4 2 часа раздел 5 34 раздел 6 Научная проблема.  Трудности. Корректировка Работа в компьютерных программах ­ фото­экспресс, таблицы 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 20 2018 25 октября 2018 30 октября 2018 31 октября 2018 1 ноября 2018 6 ноября 2018 7 ноября 2018 8 ноября 2018 13 ноября 2018 14 ноября 2018 15 ноября 2018 20 ноября 2018 индивидуальны й контроль наблюдение опрос, индивидуальны й контроль проверка текстов иссл. работ, беседа индивидуальны й контроль взаимо­ контроль индивидуальны й контроль, фронтальный опрос проверка записей в тетрадях, комп. набор текстов индивидуальны й контроль тесты, взаимо контроль проверка записей в тетрадях, тест 35 раздел 3 раздел 2 36 раздел 6  2 часа Работа с путеводителями ГАИО, РГБ, оформление запросов  Работа с устными источниками информация. Её фиксирование   2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут.  раздел 2 Доклад. Тезисы. Реферат 37 раздел 4 2 часа Корректировка научной проблемы раздел 2 Правила подачи с цитат, ссылок на источники информации 38 раздел 3 2 часа Работа с путеводителем Президентской библиотеки, РНБ, оформление запросов раздел 2 39 раздел 6 Обработка материалов для монографии. Систематизация 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 40 раздел 6 раздел 5 раздел 6 раздел 5 41 42 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. Работа над монографией 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. Работа над монографией 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5  Работа над монографией 43 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 44 раздел 4 2 часа Корректировка научной проблемы  раздел 5 Работа над монографией 45 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел  5 Работа над монографией 46 раздел  6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 21 ноября 2018 22 ноября 2018 27 ноября 2018 28 ноября 2018 29 ноября 2018 4 декабря 2018 5 декабря 2018 6 декабря 2018 11 декабря 2018 12 декабря 2018 13 декабря 2018 18 декабря 2018 взаимо контроль, наблюдение проверка записей в тетрадях самостоятельна я работа взаимо контроль проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов 21 47 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 48 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 49 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 50 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 51 раздел 6 раздел 10 52 раздел 6 раздел 5 раздел 7 раздел 6 53 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. Итоговые занятие: проверка умений, знаний, навыков 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. Работа над монографией 2 часа Виды творческой защиты ИР Индивидуальный исследовательский маршрут. 54 раздел 7 2 часа Презентация. Пристендовая защита раздел 5 Работа над монографией 55 раздел 6 56 раздел 5 раздел 7 раздел 7 57 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. Работа над монографией 2 часа Публичное выступление. Полемика  Рецензирование. Аннотация 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 58 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 19 декабря 2018 20 декабря 2018 25 декабря 2018 26 декабря 2018 27 декабря 2018 7 февраля 2019 12 февраля 2019 13 февраля 2019 14 февраля 2019 19 февраля 2019  20 февраля 2019 21 февраля 2019 проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов защита в аудитории проверка текстов  контроль, оценивание проверка текстов проверка текстов 22 59 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 5 Работа над монографией 60 раздел 6 61 раздел 5 раздел 5 раздел 5 2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. 2 часа Работа над монографией Работа над монографией 62 раздел 5 2 часа Работа над монографией 63 раздел 5 2 часа Работа над монографией 64 раздел 7 2 часа Публичное выступление. Имидж исследователя. Работа с презентацией 65 раздел 7 2 часа Публичное выступление. Приёмы привлечения внимания к работе Работа с презентацией 66 раздел 7 2 часа Публичное выступление. Работа над речью. Управление презентацией 67 раздел 7 2 часа Публичное выступление. Работа над речью. Предварительные чтения 68 раздел 7  2 часа Публичные краеведческие чтения 69 раздел 5  2 часа Работа над монографией 70 раздел 5 2 часа Работа над монографией  71 раздел 5 2 часа Работа над монографией  72 раздел 5 2 часа Работа над монографией  73 раздел 7  2 часа Публичное выступление. Приёмы привлечения внимания к работе Работа с презентацией раздел 7  2 часа Публичное выступление. Работа над речью. Управление презентацией 74 23 проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов проверка текстов наблюдение  наблюдение  26 февраля 2019 27 февраля 2019 28 февраля 2019 5 марта 2019 6 марта 2019 7 марта 2019 12 марта 2019 13 марта 2019 14 марта 2019  19 марта 2019  20 марта 2019   21 марта 2019  26 марта 2019  27 марта 2019   28 марта 2019 2 апреля 2019 75 раздел 7  2 часа Публичное выступление.  Предварительные чтения 76 раздел 9 2 часа Тренинг «Как добиться успеха» 77 раздел 9  2 часа Воспитательное мероприятие. Подводим итоги (совместно с родителями) 78 раздел 6  2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. Составление проекта 79 раздел 6  2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. Составление проекта 80 раздел 8  2 часа Посещение музеев (РЖД), по объектам железной дороги 81 раздел 8  2 часа Заочное путешествие по новым историческим объектам, маршрутам 82 83 раздел 5     раздел 9    2 часа Архивирование приложений монографии 2 часа Воспитательное мероприятие «Загляните в семейный альбом» 84 раздел 9  2 часа Воспитательное мероприятие – 85 раздел 8  2 часа Посещение обелисков, связанных с событиями  ВОВ Очное путешествие по новым историческим объектам, маршрутам 86 раздел 8  2 часа Поход по местам исследования 87 раздел 8  2 часа Описание туристической тропы  Зима – Грязная выемка – Шетик­ Зима 88 раздел 6 2 часа Индивидуальный исследовательский раздел 9 маршрут. Воспитательное мероприятие – встреча с интересными людьми 89 раздел 6  2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. раздел 6  2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. 90 24 3 апреля 2019 4 апреля 2019   9 апреля 2019   10 апреля 2019  11 апреля 2019 16 апреля 2019  17 апреля 2019  18 апреля 2019 23 апреля 2019 24 апреля 2019 25 апреля 2019 30 апреля 2019 7 мая 2019   8 мая 2019   14 мая 2019  15 мая 2019 оценивание по критериям наблюдение наблюдение самостоятельна я работа самостоятельна я работа наблюдение наблюдение наблюдение, оценивание результата публичная защита наблюдение наблюдение, оценивание наблюдение наблюдение проверка текстов проверка текстов проверка текстов 91 раздел 6  2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. 92 раздел 6  2 часа Индивидуальный исследовательский маршрут. 93 раздел 8  2 часа 94 раздел 10 раздел 9 2 часа Красная книга родного города. Областной реестр памятников истории и культуры – г. Зима  Аттестационные мероприятия Подведение итогов за учебный год проверка текстов фронтальный опрос викторина тесты 21  мая 2019  22  мая 2019 28  мая 2019 29  мая 2019 25

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа «Новая история»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Новая история»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019