Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал
Оценка 4.9

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка +1
Взрослым
06.10.2018
Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал
Данная программа разработана для учащихся, освоивших полный курс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сольное пение» по предмету «Академический вокал» и направлена на дальнейшее развитие у учащихся вокально-технических навыков в объеме, необходимом для успешного участия в вокальных ансамблях, хоровых коллективах, участия в конкурсах, личной самореализации, а так же для дальнейшего обучения в СУЗах и ВУЗах в сфере культуры и искусства.. Цели и задачи данной программы: Наряду с практическим обучением сольному пению, в задачи предмета входят: воспитание у учащихся творческой воли, стремления к самосовершенствованию; формирование художественного вкуса, чувство стиля, широкого кругозора. Репертуарный план данной программы составлен так, что в процессе обучения, учащиеся имеют возможность ознакомиться с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки разных исторических эпох и стилей. Рабочая программа по вокалу имеет своей целью научить певцов самостоятельно работать над развитием голосового аппарата и репертуара. Кроме того, необходимо, чтобы освоению каждого изучаемого произведения предшествовал его всесторонний художественный анализ учащимися. Как с точки зрения идейного содержания, так и вокально-технических особенностей. При составлении программы учитывался собственный педагогический опыт, а также была задействована программа преподавателя хоровых и вокальных дисциплин МОУКДОД Детской музыкальной школы №6 города Екатеренбург Абакумовой Оксаны Александровны.
Самоокупаемость Академ.вок..docx
МБОУ ДО «Локосовская ДШИ»                                                                                                                                                                                                                                      Дополнительная общеразвивающая программа Сольное пение  по предмету Академический вокал Составитель: Лисевич Галина Владимировна преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный деятель культуры ХМАО­Югра с.п. Локосово 2018 Оглавление Аннотация…………………………………………………………..стр.3 Пояснительная  записка……………………………………………стр.3 Содержание   учебного предмета..………………………………..стр.5 Примерный  репертуарный  план……………………………….  стр.9 Требования  к  уровню  подготовки  учащихся………………     стр.10 Перечень  учебно­методического  обеспечения………………    стр.11 Список литературы………………………………………………  стр.11   2 3 АННОТАЦИЯ Данная     программа   разработана   для   учащихся, освоивших полный курс дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   программы   «Сольное пение»   по   предмету   «Академический   вокал»     и   направлена     на   дальнейшее развитие  у  учащихся  вокально­технических  навыков в объеме,  необходимом для успешного   участия   в   вокальных   ансамблях,     хоровых   коллективах,   участия   в конкурсах, личной самореализации,   а так же для дальнейшего обучения в  СУЗах и ВУЗах  в сфере  культуры и искусства.. Цели и задачи данной программы: Наряду   с   практическим   обучением   сольному   пению,   в   задачи   предмета входят:   стремления   к самосовершенствованию;   формирование   художественного   вкуса,   чувство   стиля, широкого кругозора.   воспитание   у   учащихся   творческой   воли, Репертуарный   план   данной   программы   составлен   так,   что   в   процессе обучения,   учащиеся   имеют   возможность   ознакомиться   с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки разных исторических эпох и стилей.  Рабочая     программа     по     вокалу   имеет     своей     целью     научить   певцов самостоятельно   работать   над   развитием   голосового   аппарата     и   репертуара. Кроме   того,   необходимо,   чтобы   освоению   каждого   изучаемого   произведения предшествовал его всесторонний художественный анализ учащимися.  Как с точки зрения идейного содержания, так и вокально­технических особенностей.  При составлении программы учитывался собственный педагогический опыт, а также   была   задействована   программа   преподавателя   хоровых   и   вокальных дисциплин   МОУКДОД   Детской   музыкальной   школы   №6   города   Екатеренбург Абакумовой Оксаны Александровны. Пояснительная записка. В     основу   дополнительной   общеразвивающей   программы   «Сольное   пение»   по предмету « Академический вокал»   положена  система  методики  и  принципов развития     подросткового     голоса     с     учётом     их     возрастных     особенностей, интересов  учащихся  и их индивидуальных  возможностей   для самореализации  в сфере культуры и искусства. Основной целью программы является приобщение учащихся   к основам мировой музыкальной   культуры,   формирование   вокально­исполнительских   умений   и навыков,   выявление   и   реализация   способностей   учащихся   на   этапе   до профессиональной   подготовки,   обеспечение   условий   для   обучения профессионально ориентированных детей, с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения художественного  профиля. 4 Цели и задачи  программы:  Сольное пение на отделении дополнительных образовательных услуг в ДШИ –   комплексная   программа,   направленная   на   развитие   у   учащихся   вокально­ технических навыков в объеме, необходимом для успешного участия в вокальных ансамблях, хоровых коллективах, участия в конкурсах,  а так же для дальнейшего обучения в учебных заведениях среднего и высшего уровня в сфере культуры и искусства. Цели и задачи  программы :  достижение   уровня   развития   личности,   достаточного   для   ее творческой самореализации и самовыражения в сфере искусства;  достижение   уровня   образованности,   позволяющего   ученику самостоятельно   ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;  высокая   степень   овладения   знаниями,   умениями,   навыками   по   необходимая   для   приобретения выбранному   направлению, собственного опыта художественной деятельности;  создание   благоприятных   условий   для   обучения   способных   детей, готовых   к   продолжению   обучения   в   профессиональных   учебных заведениях культуры и искусства. Решение поставленных задач следует осуществлять в процессе ознакомления с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки разных исторических эпох и фольклора.  Цель   предмета   «Академический   вокал»­   научить   певцов   самостоятельно работать   над   развитием   голосового   аппарата   и   репертуара.     Кроме   того, необходимо,   чтобы   освоению   каждого   изучаемого   произведения   предшествовал его   всесторонний   художественный   анализ   учащимися.     Как   с   точки   зрения идейного содержания, так и вокально­технических особенностей.   Актуальность:  Музыкальные   школы   и   школы   искусств     призваны   осуществлять   задачи   до профессиональной   подготовки   учащихся,   создавая   реальные   условия эффективного     развития   и   обучения   детей,   обладающих   способностями   для дальнейшей   творческой   самореализации.     Создание     наиболее   благоприятных условий  организации учебного  процесса с учётом доминирующих особенностей групп   обучающихся,   а   так   же   обеспечение   решения   задач     индивидуального подхода     к   обучению,   позволит     точно     определить     перспективы   развития каждого   учащегося   и,   тем   самым,   даст   возможность   большему   количеству 5 выпускников   включиться   в   процесс   художественного   и   обще   эстетического образования.   Данная программа рассчитана   на   двухгодичный   срок обучения из расчёта 0,5 часа   в   неделю   (17   уч/часов   в   год).   Форма   занятий   ­   индивидуальный   урок, продолжительность занятий – 0,5 часа Форма  аттестации  учащихся:   Текущий контроль успеваемости;  Промежуточная аттестация (конкурсы, фестивали, концерты)  Итоговая  аттестация: концертное выступление Задачи обучения.  Формирование и развитие у учащихся: ­ художественного восприятия музыки; ­ вокально­певческих навыков; ­ бережного отношения к слову, навыков работы с текстом;     ­  навыков сольного исполнения с  сопровождением фортепиано, исполнения без сопровождения:  «a capella»,  навыков работы      с фонограммой.                                             Содержание  учебного предмета: Сведения   о   затратах   учебного   времени,   предусмотренного   на освоение дополнительной     общеразвивающей     программы   «Сольное   пение»   по   предмету «Академический вокал»: Виды учебной нагрузки Максимальная   учебная   нагрузка   (на   весь период обучения) Количество часов на аудиторные занятия Общее   количество   часов   на   аудиторные занятия Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) Таблица 1 Срок обучения /класс 2 года обучения 34 34 34 х 0,5 0,5 34 х 0,5 0,5 6 В процессе обучения и индивидуальной работы, осуществляется дальнейшее музыкально­художественное   развитие   учащихся,   общего музыкального кругозора (различные   стили   и   жанры вокальной   музыки) с тем, чтобы     как   можно   более   полно   выявить   у   них   исполнительские   способности. Активное  участие  в  вокальных  конкурсах,  посещение   концертов  вокальной музыки.   Самостоятельная  работа  над произведением с учётом приобретённых вокальных      навыков.   расширение     Продолжается   работа   над   развитием   вокально­технических   навыков, расширением диапазона, усложняются музыкально­исполнительские задачи. Особое   внимание   следует   уделить   вопросам     по   сглаживанию   регистров звучности   голоса   на   всем   диапазоне,     над   развитием   подвижности   голоса,   музыкально­исполнительские   задачи,   включающие   передачу усложняются   содержания   текста,   подчеркивание кульминации, логических ударений, акцентов в словах.   общего   настроения   произведения; В течение учебного года обучающиеся  должен пройти: 2­3 вокализа; 2­3 народных песни; 2­3 произведения современных авторов; 3­4  произведения композиторов­классиков (романсы, песни, ариетты,  несложные арии  на  языке  оригинала).           1­2 произведения композиторов­классиков  крупной  формы; С   первых   же   уроков   у   учащихся   необходимо   развивать   чувство самоконтроля,   умение   слышать   и   анализировать   свои   недостатки   в звукообразовании с целью преодоленья, а так же активизировать   стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении.  Внимание   преподавателя   должно   быть   направлено   на   правильную   певческую установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, особенно   на   певческое   дыхание   с   глубоким,   бесшумным,   не   перегруженным вдохом и постепенным экономным расходованием  воздуха. Необходимо помнить, что развитое певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной  фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.   Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука. С самого начала обучения следует вести  систематическую работу по формированию правильного   певческого   звучания     средней   части   диапазона   голоса.   Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции,  ясной и четкой интонации  в звучании голоса.   7 Певческое   дыхание   является   не   только   одной   из   основ   правильного звукообразования и условием   развития   вокальной техники,   но также одним из средств   художественной   выразительности,   которое   помогает   певцу   свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами музыкальной выразительности в пении. Звуковедение  и  дикция. Продолжается   работа   по   развитию   развитие   подвижности   артикуляционного аппарата  за  счет  активизации работы губ и языка; развитие дикционных навыков в  быстрых и медленных темпах;  сохранение  дикционной активности при нюансах piano и  pianissimo. На протяжении всего курса обучения необходимо формировать у обучающихся навык пения на «зевке», т.е. высоком положении верхнего неба.  Вокальные  навыки. Развитие  вокальных  навыков  происходит постепенно и целенаправленно в течение   всего   курса   обучения,   учитывая   индивидуальные   особенности каждого обучающегося.  По   мере   совершенствования   навыков   голосообразования   на   протяжении всего   обучения,   необходимо   постепенно   усложнять   задачи,   но   в соответствии с возможностями учащегося.                                                                    Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе по специальности. Вариативность учебного плана и  продуманный выбор  репертуара ­ является   важнейшим   фактором,   способствующим   успешному   и   всестороннему развитию   музыкально­исполнительских   данных   учащегося.     Успеваемость обучающегося   во   многом   зависит   от   целесообразности   составленного индивидуального плана, правильности подобранных упражнений. Упражнения. Упражнения     приобретают   особую   важность   на   данном   этапе   развития   и формирования   голоса   певца.   Они   необходимы   для   того,   что   бы   устранить имеющиеся недостатки. В то же время работа над упражнениями способствует выработке и закреплению  правильного певческого дыхания,  участие резонаторов в     процессе     звукообразования,  достижению   ровности   звучания   на   протяжении всего   диапазона,   подвижности   голоса,   а   так   же   нахождению   его   наилучшей тембральной  окраски.                                      8 Важно   уделять     развитию   техники,   беглости,   постепенно увеличивая  сложность  упражнений.   Для     этого    необходимо   использовать     в учебном  процессе  несложные  вокализы.   внимание   Вокализы. Пение  вокализов  необходимо для выработки у певцов: основных певческих навыков: певческого дыхания,   ровного,   плавного, свободного звучания голоса (кантилены);   сглаживания   регистров,   владения   переходными   нотами;   развития подвижности   голоса,   его   гибкости,   достижения   высокой   позиции   звучания. Вокализы полезно петь как с названием  звуков, так и на различные гласные или сочетания   гласных   с   согласными.   Их   можно   транспонировать   в   удобную тональность в зависимости от вокальных   возможностей   учащегося,   что бы не вызвать перенапряжения голоса, тем самым способствуя   нахождению   наиболее свободного и  тембрально окрашенного звука. Вокализы и упражнения: 1.  С. Миловский                        Распевания и упражнения. 2.  Г.Зейдлер.                              Вокализы. 3.  Ф. Абт                                     Вокализы  4. Н. Ваккаи                                Вокализы     Работа  над  текстом Работа   над   произведениями   с   текстом   ставит   перед   учащимися   новые,   более сложные   задачи.   Важно   научить   учащихся     стремиться   к   осмысленной   и выразительной передаче содержания произведения.   Для   этого необходимо, что бы  вокально­техническая  сторона исполнения была  подчинена  художественной. Одна   только   вокализация,   какой   бы   хорошей   она   не   была   сама   по   себе, современного   слушателя   удовлетворить   не   может.  Будущего   исполнителя   надо научить   разбираться   не   только   в   музыкальной   форме   произведения,   но   и   в содержании. Большое внимание при этом необходимо уделить работе  с  текстом, четкой     художественному   и   красивому произношению слов,  помогающему донести до слушателей  точное  содержание, идею  произведения.    певческой     дикции,     и     ясной   Работа над формированием исполнительских навыков. 1. Анализ словесного текста и его содержания. 2. 3. Грамотное чтение нотного текста. Разбор   тонального   плана,   ладовой   структуры,   гармонической   канвы произведения. 9 4. Деление   на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная,  трехчастная и т.д.). Различные виды динамики. 5. Фразировка,  относительно   музыкального  и  текстового  содержания. 6.           7.   Многообразие   агогических   возможностей   исполнения   произведения (сопоставления   двух   темпов   медленного   и   быстрого;   замедления;   ускорения); различные виды ферма                                                     Отбирая   репертуар,   педагог   должен   помнить   о   необходимости   расширения музыкально – художественного   кругозора   учащихся.   Поэтому   произведения русской   и   зарубежной   классики   должны   сочетаться   с   песнями   современных композиторов  и  народными  песнями  разных  жанров.                               За   учебный   год   в   классе     сольного   пения   должно   быть   пройдено   примерно следующее количество произведений: 1­ый год обучения : 2­3 вокализа, 2­3 произведения классиков 2­3 произведения народной музыки 1­2 произведения крупной формы ( на языке оригинала).  2­ой год обучения: 2­3 вокализа, 2­3 произведения классиков 2­3 произведения народной музыки 1­2 произведения крупной формы (на языке оригинала). Примерный  репертуарный  список. 1.     Абт  Вокализ № 10.     Абт  Вокализ № 14 2.     Бетховен «Пастушья песня» 3.     А. Варламов «Горные вершины» 4.     М. Глинка «Ты соловушка умолкни» 5.     Р.н.п. обр. Локтева «Ой, по над Волгой» 6      Гречанинов   «Подснежник» 7.     Ю. Чичков «Свирель да рожок» 8.     Ф. Лей  «История любви»  9.     Чайковский П.И.   «Как  мой  садик» 10.    Сарри      «Пастораль» 11.    В.Моцарт  ария Барбарины из оперы «Севильский цирюльник» 12.    Абт  Вокализ № 11;  Абт  Вокализ № 15 13.   Дж. Перголези  «Stabat Matеr № 3» 14.    А. Бабаджанян   «Колыбельная» 15.    Ж.Б. Веккерлен  «Мама, что  такое любовь» 10 16.    Шишкин        «Слушайте, если хотите»   обр. Городовской 17.    Р.н.п.  «Волга  реченька» 18.    И. Дунаевский   «Вальс»  из  к\ф  «Цирк» 19.    Л. Уэббер «Память» 20.    Даргомыжский        Песня  Ольги   из  оперы «Русалочка» 21.   А. Варламов «Горные вершины» 22.   М. Глинка «Северная  звезда»; «Звонче жаворонка  пенье» 23.   А. Гретри ария Изабеллы из оперы «Говорящая картина» 24.   Рус. н. п. Ванечка, приходи.  25.   Рус. н. п. Озёра. 26.   Рус. н. п. Разлука. 27.    Рус. н.п. Ах ты, душечка. 28.    Рус. н. п. Над полями да над чистыми. 29.    Рус. н. п. Хуторок. 30.    Рус. н. п. Утёс. 31.    Укр. н. п. Ой, ти дивчино. 32.    Рубинштейн Н. Романс Демона. 33.    Словацк. Н. п. Ивушка. 34.    Пёрселл Г. Ах, как сладок миг любви. 35.    Каччини Дж. Скорей, амур, лети. 36.    Каччини Дж. Ave Maria.  37. Маркези С. Бедная роза.  38. Глинка М. Сомнение.  39. Даргомыжский А. Титулярный советник.  40.  Глинка М. Я помню чудное мгновенье.  41. Алябьев А. Я вас любил.  42. Шуман Р. Певец.  43. Грочанинов А. Острою секирой.  44. Хренников Т. Как соловей о розе.  45.  Пахмутова А. Горячий снег.  46.  Цинцадзе С. Песня Стрекозы. 11 47.  Варламов А. Белеет парус одинокий.  48. Гурилёв А. Разлука. Требования к уровню подготовки выпускников  (самоокупаемость). Уровень подготовки обучающихся – это достигнутая степень индивидуального  развития,  комплекс сформированных знаний,  умений  и  навыков, а так же опыт   творческой  деятельности по решению новых  проблем, требующих  самостоятельности и заинтересованности,  определённых  качеств  личности и  способности решать различные  поставленные задачи.  Необходимо помнить, что  выпускник  отделения  – личность, реализующая свой целевой выбор в данной  художественной области.  Таким образом, качественное образование – это  образование которое обеспечит выпускнику   свободу  выбора, право   самоопределения и способы эффективного  действия в любых обстоятельствах.    Степень овладения знаниями, умениями, навыками;  Показатели  личностного  развития. Перечень   учебно – методического  обеспечения Методическое обеспечение программы: Посещение   концертов   с   участием   вокалистов,   участие   в   мастер   классах преподавателей   СУЗ   и   ВУЗ,     участие   в     конкурсах   районного,   окружного, всероссийского и международного уровней. Дидактический и лекционный материал: Нотная литература, аудио и видеотека, методические разработки,  методическая литература (статьи, лекции, книги)  Список рекомендуемой методической литературы. Варламов А.  Полная школа пения. – М., 1947г. Зимина А.  Основы музыкального воспитания и развития детей           младшего возраста. – М., 2000г. Морозов В.  О детском голосе. – М., 1966г. 12 Мухина В.  Вокальная работа в хоре. – М., 1964г. Емельянов В.  Структура голосовой активности человека. Перспективы           развития вокального образования. – М., 1987г. Добровольская Н.Н.  Распевания в школьном хоре, 1­8 кл. М.,           «Музыка», 1969г. Носорев Ю.А.  Вокальные особенности музыкальных произведений как           условия певческого развития младших школьников. 1993г. Чернова Л.В.  Совершенствование способов самоконтроля в процессе                       формирования   вокальной   интонации   у   младших   школьников.   Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990г. Алиева Э.В. Теоретические основы гармоничного развития вокального           слуха младших школьников. Гамбицкая Е.Я. К обучению мальчиков в хоре начальной школы. Изд.           Акад. пед. наук РСФСР, 1955г. Машевский Г.П. Вокально­исполнительские и педагогические           принципы А.С. Даргомыжского. Л., «Музыка», 1976г. Список рекомендуемой нотной литературы. Варламов А. «Полная школа пения», Музгиз, М.,1953 Васильева Т.,Павлова В. «Русская природа», Ленинград,1974 Виардо П. «Упражнения для женского голоса», М.,1994 Вдовиченко О. «Весенняя капель», Новосибирск,2010   «Вокализы   итальянских   композиторов   и   учителей   пения  XVII­XVIII веков»,изд. «Композитор»,Санкт­Пет.,2010 Городецкая М. «Русские песни», М.,1995 13 Глинка М. «Избранные романсы», М.,1990 Глушкова Н. «Детские песни»,Магнитогорск,2003 Давыдова   А.,Дианова   Л. западноевропейских композиторов XVI­XX в.»,М.,2006   «Хрестоматия   вокальной   музыки Давыдова   А.,Дианова   Л.   «Хрестоматия   вокальной   музыки   русских композиторов XVI­XX в.в.»,М.,2006 Зейдлер Г. «Искусство пения» Часть1 Иллюкевич Н. «Вокальный репертуар для среднего и низкого голосов»            Казачок Л. «Хорошо вдвоем», Санкт­Пет.,2003  «Кем мы станем» изд. «Музыка», М.,1982 Крупа­Шушарина С. «Небесная свирель», Новосибирск,2006 Луковников А. «Друзья­однополчане», Краснодар,2003  «Неаполитанские песни»,изд. «Композитор»,Санкт­Пет.,2010 Новиков А. «Ничто не забыто­никто не забыт», М.,1995  «Пой песню,пой!»№1,2,М.,2003 Обухова К. «Русская народная песня для детей»,Санкт­Пет.,2012 Прохорова Н. «Русские романсы. Х1Х век», Санкт­Пет.,2010 Попов В.,Халабузарь П. «Хоровой класс», М.,1988 Радынова О. «Колыбельные русских и зарубежных композиторов»,М.,2000 Сергеева Г. «Музыка в школе», М.,2000 Чернышов А. «Крохотульки», Ростов­на­Дону,2011 «Добрые песни»,сост.Поддубный С.,Санкт-Пет.,2010 1. Н.М. Малышева «О пении. Из опыта работы с певцами» 2. Л. Дмитриев «Основы вокальной методики» 3. И. Прянишников «Советы обучающимся пению» 4. В. Емельянов «Развитие голоса, координация и тренинг» 5. Г. Панофка «Искусство пения» 6.«Пение в школе  старшие  классы» М.: 1979. 7.«Песни для учащихся 6 ­ 7 классов» Киев, 1978. 14 8.   «Хрестоматия   к   программе   по     музыке   для   общеобразовательной   школы» 1­7 классы. М.: 1990.       15

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал

Дополнительная общеразвивающая программа "Сольное пение" по предмету Академический вокал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2018
Посмотрите также: